Конверсия основных положении теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания

Конверсия основных положении теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания

Доктор биологических наук, профессор В.К. Бальсевич, кандидат педагогических наук, профессор Г.Г. Наталов, кандидат педагогических наук, доцент Ю.К. Чернышенко

Конверсия высоких технологий спортивной тренировки - очередная дань моде или историческая необходимость? Реально достижимая мечта или химера?

В России в условиях реформы всех сфер социальной жизни проявляется особый интерес к проблемам конверсии: рубля, демократических свобод, промышленности и др. Может быть, эта тенденция распространилась и на сферу спорта? Конвертируемость спортивных достижений - факт, не вызывающий сомнений. Но конверсия путей их формирования на физическое воспитание

- достаточно ли для этого оснований? Сам термин "спорт" имеет и другое, непривычное для нас значение: в биологической науке он используется для обозначения особой разновидности химер

- мозаик, появляющихся в результате клеточных мутаций у гибридов (гетерозис). Симбиоз физического воспитания и спорта высших достижений - каких "мутаций" можно ожидать?

Каждый из этих вопросов имеет свой резон, выхватывая тот или иной аспект конверсии. Поэтому необходим системный, всеобъемлющий анализ ее возможностей, условий, оснований и перспектив.

Предыстория конверсии. На рубеже XX столетия спорт высших достижений получил международный олимпийский статус. Многие ученые (П.Ф. Лесгафт, 1909; Ж. Эбер, 1925; Е.Гаульгофер, 1930, и др.) на протяжении всей первой трети века считали, что такому "гадкому утенку" с его неудержимым стремлением к рекордам не место в светлом храме физического воспитания детей. Тем не менее потребность в более высокой эффективности физического воспитания вынудила практику, а вслед за ней - науку обратиться за решением проблемы к спорту. Вторая треть столетия ознаменовалась полным его триумфом в качестве незаменимого и эффективнейшего средства и метода физического воспитания, хотя и с некоторыми оговорками: для старших классов школы.

Но эти рамки не могли не оказаться тесными для спорта. В последней трети века он в полной мере проявил свою самостоятельность и независимый характер. Опираясь на собственные идеалы, спорт создал разветвленную инфраструктуру, обзавелся рядом уникальных, в том числе международных, социальных институтов, высочайшим научным и кадровым потенциалом, по своей технологической вооруженности не имеющим, пожалуй, равных в социально-культурной сфере. Достаточно сказать, что на развитие спорта в мире ежегодно тратилось немногим меньше, чем на гонку вооружений. Это позволило создать великолепный набор высоких технологий управления процессом индивидуального развития и достижения предела человеческих возможностей в сфере активной двигательной деятельности.

Возможность и необходимость использования достижений науки в спорте неоднократно отмечалась специалистами физической культуры [13, 15, 27]. При этом предлагалось только учитывать специфику задач физического воспитания и возрастные особенности занимающихся (воспитуе-мых). Вопрос же о конверсии высоких технологий спортивной тренировки фактически не поднимался. Напротив, даже в сфере массового спорта рекомендовалась особая по отношению к ним осторожность. Соответственно и методологические основы конверсии, ее принципы и механизмы не разрабатывались.

Все кардинально изменилось за последние пять лет. Слабая технологическая вооруженность и недостаточная эффективность практики физического воспитания наряду с резким снижением уровня здоровья и продолжительности жизни населения России, с одной стороны, демократизация общественной жизни, гуманитаризация образования, приоритет здоровья в программах социального развития физической культуры - с другой, стимулировали научный поиск, вызвали необходимость пересмотра прежних концепций физического воспитания и обусловили "парад концепций" социальной его организации в новых условиях [5, 8, 11, 12, 14, 17 - 21].

Среди них особое значение имеет концепция конверсии высоких технологий спортивной подготовки, предлагающая конкретный механизм рациональной и эффективной реализации всех остальных [1, 2, 3, 6, 7, 9, 10]. Эта концепция возникла не случайно и отнюдь не на пустом месте. Помимо общепризнанных фундаментальных достижений спортивной науки она опирается на не востребованные ранее научно-прикладные разработки проблем физического воспитания (ученым тоже иногда приходится работать "в стол", на перспективу). Проблема конверсии спортивной тренировки вполне созрела, и ее надо безотлагательно решать.

Условия конверсии. В своей сущности конверсия - это форма объективной связи и преобразования явлений на основе приспособительного изменения их внешних, структурно-функциональных характеристик при сохранении субстанциональной родовой основы. Она довольно широко распространена в природе и обществе. При всем разнообразии конкретных форм и видов есть общие черты конверсии.

Конверсия возможна при наличии трех обязательных условий:

1) освоение особой сферы деятельности, определяющей характер форм и функций операторов, необходимых для самосохранения или саморазвития ее объекта;

2) приспособительное изменение структурно-функциональных характеристик операторов, достаточно надежно и эффективно действовавших в иной сфере;

3) сохранение их общей родовой основы, допускающей такое перепрофилирование функций.

Конверсия становится необходимой при наличии потребности в подобной перестройке форм и функций операторов. Такая потребность возникает либо в результате вынужденного их перемещения в непривычную сферу действий, либо в результате изменения привычной сферы, либо в связи с необходимостью их применения для освоения (развития) особой: сферы действий.

В данном случае речь идет о переводе операторов (высоких технологий, правил, принципов) спортивной тренировки на решение задач физического воспитания. Поскольку все необходимые условия здесь налицо [1, 2, б, 7, 8, II], возможность и необходимость такой конверсии сомнений не вызывают. Дело за разработкой ее конкретных механизмов, допусков, пределов, параметров и оснований.

Предмет конверсии. Тип конверсии определяется ее объектом, предметом и составом операторов. Конвертируется технология спортивной тренировки (объект конверсии) как совокупный оператор деятельности по управлению процессом индивидуального развития и освоения двигательных возможностей человека. Предмет конверсии - оптимизация процесса физического воспитания путем адекватной его задачам модификации рабочих операторов - систем упражнений, принципов и методов их применения.

Технология - это совокупность направленного изменения формы, состояний или свойств объекта деятельности в соответствии с его природой и характером используемых средств. Степень ее рациональности и эффективности зависит от состава средств и операций по их применению, их адекватности природе изменений. Характер технологий во многом зависит от особенностей вида деятельности, для достижения высокой эффективности которой она и разрабатывается, но есть и общие черты, присущие всем технологиям как факторам - детерминантам деятельности.

Деятельность - это форма активного целенаправленного отношения людей к себе и окружающему миру. У ее истоков лежит потребность в определенных условиях существования и развития. Их недостаток вызывает напряжение системы, обусловленное разностью потенциалов, которая возникает при нарушении сложившегося равновесия потоков вещества, энергии и информации. Это напряжение становится причиной активности, направленной на самосохранение и саморазвитие.

Активность - всеобщее свойство материальных тел и способ существования высокоорганизованных систем (организм, личность, общество). В неорганической природе активность проявляется в процессах самодвижения и самоизменения; в живой природе - саморазвития и самосохранения;

у человека и общества - еще и в процессах создания условий жизни и самосозидания (самосовершенствования). Различают внешнюю и внутреннюю активность; та и другая может быть спонтанной либо наведенной. Деятельность выступает как высшая форма системной активности - упорядоченного взаимодействия всех ее видов.

Технология представляет собой форму рациональной организации системной активности субъекта, объекта и средств деятельности с целью наведения таких процессов спонтанной активности объекта, которые обеспечивают его самодвижение, самоизменение, саморазвитие, самосохранение или самосовершенствование в необходимом для субъекта направлении [16]. В каких именно - зависит от потребностей субъекта, специфики объекта и возможностей используемых средств. Поэтому необходимой предпосылкой конверсии высоких технологий является анализ содержания и компонентов тех видов деятельности, которые нуждаются в подобном переносе, и тех, которые располагают конвертируемой технологией.

Физкультурно-спортивной называют деятельность, которая ориентирована на развитие, распространение и освоение общественного опыта применения активной двигательной деятельности в целях:

- сохранения здоровья, работоспособности и творческого долголетия (область физической культуры);

- содействия нормальному и гармоническому развитию способностей и свойств человека (область физического воспитания);

- предельному развитию и максимальному освоению его двигательных возможностей (область спорта).

Ее содержание составляет деятельность общества, специалистов и занимающихся (субъекты деятельности) по реализации этих целей путем наведения адекватных процессов внешней и внутренней активности объекта (занимающихся), обеспечивающих его самосохранение, саморазвитие или самосовершенствование. Основные средства наведения - системы упражнений, условия и способы их выполнения.

Здесь можно выделить пять уровней конверсии, объединенных общностью конечной цели, но отличающихся составом факторов:

1) деятельность общества (стратегия) по созданию условий реализации конечной цели и оптимизации совместной деятельности специалистов и занимающихся;

2) деятельность специалистов по реализации социального заказа и управлению (технологическому и ручному) деятельностью занимающихся;

3) деятельность занимающихся по выполнению заданий-упражнений (внешняя активность), стимулирующих внутреннюю активность;

4) процессы внутренней активности, связанные с обеспечением внешней (двигательной) деятельности (мотивация, ориентация, энергетическое обеспечение, управление, корректировка и др.), создающих напряжение в системе и стимулирующих спонтанную активность;

5) процессы спонтанной активности организма (устранение возникшей разности потенциалов, восстановление гомеостаза и адаптация к условиям деятельности), обеспечивающие его самосохранение, саморазвитие или самосовершенствование.

Все в конечном счете реализуется на пятом уровне. Отсюда начинается обратный путь оценки качества и эффективности всех технологий физ-культурно-спортивной деятельности. Конверсия должна сопровождаться корректировкой структурно-функциональных характеристик технологий каждого из уровней по критериям конечного эффекта деятельности на уровне спонтанной активности организма. Ее оптимизация и составляет предмет конверсии.

Конверсия высоких технологий спортивной тренировки и конверсия основных положений теории спортивной тренировки - не одно и то же. Перенос отдельных технологий проблемы не решает. Основные положения, которыми мы руководствуемся при разработке технологий - более фундаментальный объект конверсии, поскольку могут служить основанием для разработки опирающихся на них технологий физического воспитания. В этом случае придется решать вопрос: что можно изменить, а что необходимо сохранить (с позиций теории спортивной тренировки), и что можно сохранить, а что нужно изменить (с позиций теории физического воспитания). При несовпадении решений придется пересматривать те или иные позиции. В этом суть конверсии и это основной ее вопрос: вопрос о допусках, пределах и основаниях.

Основания конверсии. Технология любого вида деятельности имеет двойное основание: 1) специфика объекта и предмета деятельности, 2) характер факторов воздействия, детерминирующих ее содержание.

Объект физического воспитания и спортивной тренировки - человек, его способности и свойства; предмет - направленное их развитие (в деятельности занимающихся), управление этим развитием (в деятельности преподавателя, тренера), создание необходимой инфраструктуры этого развития (в деятельности общества). Основные факторы прямого, непосредственного воздействия - системы упражнений, которые представлены определенным составом активных двигательных действий, способов их повторения и форм воспроизводства сопряженных с ними отношений (ней-ро-физиологических, пространственно-предметных и моторно-поведенческих). Эти отношения и вызывают спонтанную активность организма, результатом которой является его саморазвитие.

Влияние любого фактора не безгранично по двум причинам: во-первых, оно имеет свой предел, который обусловлен природой фактора, а во-вторых, границы допустимого воздействия диктуются природой объекта деятельности и целей его изменения. Технология в той мере эффективна, в какой границы возможного, необходимого и допустимого воздействия не нарушаются и согласованы друг с другом. Объективная динамика процессов индивидуального развития человека и предметно-содержательная основа факторов воздействия - в их согласованном взаимодействии - и составляют, видимо, то основание конверсии, которое при всех модификациях должно быть сохранено.

В интервале постоянной меры качественная определенность развивающегося объекта сохраняется; в интервале переменной возможны смена качественных состояний или их модификация. Это - интервал возможных допусков конверсии. Границы интервала переменной меры подвижны, но лишь до известного предела, за которым смена качественных состояний неизбежна, так как нарушаются границы интервалов постоянной или необходимой меры. Количественное их соотношение определяет характер органического строения явлений на каждой стадии развития [28]. Отыскать такую меру - задача не из легких, но без ее решения конверсия будет идти вслепую.

Направления конверсии. Конверсия всегда сопряжена с перемещением ее объекта (технологий) в другую сферу деятельности, отличную от той, в которой были сформированы технологические свойства операторов. Поэтому затронутая ранее проблема выявления специфики физического воспитания и спортивной тренировки весьма существенна. "Культурологическая" концепция дает несколько иное решение, чем рассмотренные выше аксиологическая и кинезиологическая концепции (рис. 1).

Рис. 1. Генезис сферы физкультурно-спортивной деятельности

Двигательная деятельность как основание культуры выступает в единстве трех сторон:

- как способ освоения и изменения условий окружающего мира путем пространственных перемещений и механических воздействий;

- как форма общения, связанная с производством и передачей информации посредством ее моделирования в системе действий;

- как стихийно действующий фактор индивидуального развития способностей и свойств, необходимых для ее осуществления.

Последнее является реальной предпосылкой для возникновения физической культуры, спорта и физического воспитания, но лишь при условии осознанного применения такого фактора. Таким условием является возникновение, развитие, распространение и освоение культуры двигательной деятельности.

Сознательное применение различных элементов культуры двигательной деятельности не только для их освоения, но и для получения эффекта развивающего их воздействия на организм приводит к появлению особых направлений ее развития:

физическая культура, физическое воспитание и спорт.

Физическая культура ориентирована на оптимизацию функциональных состояний здоровья и работоспособности человека посредством физической активности как одного из элементов культуры двигательной деятельности. Мы придаем понятию "физическая культура" чрезмерно расширительное толкование, включая в него и физическое воспитание и спорт. По сути, это лишь культура физической активности.

Физическое воспитание ориентировано на управление процессом индивидуального развития человека в пределах нормы этого развития путем целенаправленного повторения активных двигательных действий и воспроизводства сопряженных с ними отношений. Это отношения не только нейрофизиологической (включая физическую), но также сенсорно-интеллектуальной и эмоционально-нравственной активности. Кроме того, здесь речь идет не только о содействии нормальному развитию врожденных, приобретенных по наследству способностей и свойств, но и о формировании адаптивных, связанных со становлением функциональных систем активной деятельности. Поэтому физическое воспитание выходит за рамки собственно физической культуры и является особым направлением развития и освоения культуры двигательной деятельности.

Спорт нацелен на интегральное, предельное, хотя и специализированное развитие, и на максимальное освоение двигательных возможностей человека посредством применения всех элементов культуры двигательнойдеятельности, обеспечивающих достижение максимального эффекта двигательных действий. Причем совсем не обязательно только физически активных. В совокупности своих конкретных видов спорт является универсальной моделью сложившихся в ходе истории и отобранных по их эффекту форм двигательной деятельности (естественных, моделирующих, орудийных, ранжирующих и групповых) и типов двигательных действий (баллистических, циклических и аддитивных). Спорт не только вбирает их в себя, но и доводит до высочайшей степени технологического их совершенства. Поэтому спорт в целом - это уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человека и человечества. В этом его сущность и социально-историческое значение [31].

Являясь предметно-содержательной основой физической культуры, физического воспитания и спорта, культура двигательной деятельности и служит тем основанием конверсии спортивной тренировки, которое должно быть сохранено. Это - внутриотраслевая конверсия, распространение которой возможно не только на область физического воспитания (развивающие технологии спортивной тренировки), но и на область физической культуры (кондиционные технологии).

В ходе исторического развития все направления использования культуры двигательной деятельности дифференцировались на профильные формы по одному и тому же признаку - по специфике субъект-объекта физкультурно-спор-тивной деятельности и его особым состояниям. В области физического воспитания это: 1) базовое (для всех), 2) профессионально-прикладное (для осваивающих определенную профессию) и 3) специальное (для имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья). В области физической культуры: 1) оздоровительная (для всех), 2) производственная (для профессионально-ориентированных) и 3) лечебно-восстановительная (для больных). В сфере спорта: 1) массовый (спорт для всех), 2) профессиональный (высших достижений) и 3) адаптивный (для инвалидов).

По состоянию субъект-объекта выделяют также физическое воспитание дошкольников, школьников, студентов и др.; физическую культуру для детей грудного возраста, для пожилых и др.;

спорт детско-юношеский, студенческий и др.

Профильные формы образуют зону межвидовой конверсии от спорта высших достижений к спорту массовому и адаптивному и т.п.

Двигательная деятельность входит в качестве одного ю необходимых компонентов в подавляющее большинство специфически человеческих видов деятельности (даже интеллектуальной, если учесть то обстоятельство, что соответствующие способности первоначально формируются путем интериоризации внешних движений и действий, их превращения во внутренние, умственные). Соответственно и культура двигательной деятельности используется как фактор индивидуального развития не только в области физической культуры, спорта и физического воспитания, но и в других сферах социальной жизни: искусство (цирковая акробатика, балет и др.), труд (эргономика), быт (танцы, зрелища и др.). Но только для физической культуры, спорта и физического воспитания единственным и, по существу, исчер-пывающим предметом являются развитое, распространение и освоение культуры двигательной деятельности.

Их профилирование было обусловлено не только потребностями субъект-объектов физкуль-турно-спортивной деятельности, но и потребностями тех сфер социальной деятельности, в которых используются его двигательные возможности. Эти сферы вовлекают в свою орбиту адекватные им технологии формирования двигательных возможностей человека, объединяют их со своими, специфическими технологиями. В результате образуются зоны обоюдной, межотраслевой конверсии В ПРЕДЕЛАХ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (рис. 2).

Рис. 2. Взаимодействие сфер социальной жизни (1-5 - зоны межотраслевой конверсии)

Параметры конверсии. Технологическая конверсия предполагает видоизменение отдельных элементов и отношений в структуре деятельности по изменению ее объекта при сохранении ее предметно-содержательной основы. Сама структура при этом также сохраняется: она является универсальной для всех видов деятельности (рис. 3).

К ее элементам относят: 1) цель деятельности, 2) ее предмет, 3) средства ее осуществления, 4) выполняемые операции и 5) конечный результат. Характер этих элементов зависит от состава факторов-детерминант, определяющих содержание, предметную и социальную ориентацию деятельности. Основные факторы: 1) субъект деятельности, 2) его потребности, 3) объект и 4) социальный опыт его познания, использования и преобразования.

Функциональная структура деятельности по изменению ее объекта представляет собой способ связи ее элементов и факторов-детерминант на основе получения конечного эффекта деятельности. Возможны некоторые ее модификации с учетом специфических характеристик ее компонентов. Так, на входе педагогической системы - абитуриент, ее объектом служит ученик (спортсмен и т.д.), субъект - учитель (тренер и др.), на выходе системы - выпускник. Остальные компоненты модифицируются по сфере образования и воспитания. По особенностям факторов-детерминант и элементов деятельности должны быть, видимо, рассмотрены параметры конверсии.

Субъект является носителем определенных видов культуры деятельности, ее активным направляющим началом и исполнителем. Это могут быть отдельный человек (рабочий исполнитель), особая общественная группа (специалисты) или общество (социальные системы и структуры). В последнем случае рабочие субъекты выступают как операторы системы. Технология их деятельности, как и деятельности двух других субъектов, также может быть предметом конверсии.

Потребность - нужда в чем-либо необходимом для развития или существования субъекта. Она обнаруживается и осознается по мере познания и освоения условий ее удовлетворения; становится мотивом деятельности по изменению объекта, не удовлетворяющего исходной потребности. Потребность в виде ценностных ориентации, мотивов, интересов также подлежит конверсии.

Объектом деятельности служат вовлеченные в ее орбиту общественные или природные явления, изменение которых создает условия для удовлетворения потребности. Технологическая конверсия возможна только при наличии определенной общности объектов деятельности. В рамках каждого из направлений и профильных форм развития и освоения культуры двигательной деятельности таким общим объектом служат двигательные возможности человека. Технологии их сохранения, развития и освоения вполне конвертируемы.

Цель - отражение потребности в каких-либо условиях существования (развития) в форме мысленного предвосхищения конечных результатов деятельности по их созданию и освоению. Дифференцируется в виде постановки промежуточных задач, технологические решения которых также становятся объектом конверсии в виде типовых алгоритмов.

Опыт (индивидуальный или социальный) - это результат практического освоения определенных видов деятельности. Представлен совокупностью условий, средств, форм и способов ее осуществления, а также способностей, умений, знаний и навыков, связанных с их применением. Кристаллизуется в культуре личности, в квалификации субъекта деятельности, в ее инфраструктуре и технологии.

Предметом деятельности служат те изменения сторон и свойств объекта, которые приводят к получению конечных результатов деятельности. Сами эти стороны и свойства могут быть объектами особых видов деятельности, а создание необходимых условий их изменения - предметом деятельности особых субъектов-операторов. Конверсия может затрагивать как изменение сторон и свойств объекта, так и технологию создания условий изменения объекта. Средства деятельности - те факторы, которые по воле субъекта вступают в прямое взаимодействие с объектом и вызывают в нем направление изменения. Это могут быть естественные силы человека, природные или общественные условия, либо технические средства (орудия), впитавшие в себя ряд функций человека (физических и интеллектуальных). Являются одними из главных компонентов конвертируемых технологий; обеспечивают единство и взаимосвязь технологических процессов изменения объекта и операций деятельности субъекта.

Операции как элементы содержания конкретных видов деятельности служат формой проявления внешней активности субъекта деятельности. Обеспечивают наведение системной активности средств деятельности и технологических процессов изменения объекта. Любой вид деятельности включает как основные, так и вспомогательные операции. Те и другие могут быть объектами конверсии.

Продукт деятельности - то состояние объекта, которое и делает его предметом потребления. Это конечный или промежуточный (покомпонентный) результат всех вместе взятых, или отдельных форм деятельности и операций. Для высоких технологий характерна большая степень соответствия эффекта целям и задачам деятельности. Это обстоятельство и вынуждает прибегать к технологической конверсии.

Блок-схема функциональной системы деятельности (см. рис. 3) охватывает основные параметры технологической конверсии. Ориентированные по содержанию конкретных видов деятельности, они могут быть использованы для разработки ее программы.

Рис. 3. Функциональная структура деятельности

Физическое воспитание и спортивная тренировка отличаются друг от друга характером конечных целей, результатов и частично составом используемых средств и методов. В содержании физического воспитания обычно выделяют две стороны: обучение движениям и воспитание физических качеств; в содержании спортивной тренировки - четыре: физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку [23]. В американской теории физического воспитания и спорта выделяют четыре уровня развития, которыми мы управляем: органическое, нейро-мышечное, интеллектуальное (интерпретивное) и эмоциональное. Содержание сторон и уровней в различных подходах к их выделению частично совпадает.

Реально управление процессом индивидуального развития должно осуществляться, а его содержание развертываться в пределах одной и той же матрицы формирования способностей и свойств субъект-объекта воспитания и тренировки - человека (см. таблицу).

Матрица программ физического воспитания и спортивной тренировки

Стороны развития и воспитания

Параметры конверсии

Уровни развития способностей и свойств

биологический (школа движений)

психический (школа деятельности)

социальный (школа поведения)

Морфогенез:

Цель

Физическое совершен ствование (подготовка)

Развитие органов чувств и интеллекта

Развитие волевых и моральных качеств

Развитие органов движений, деятельности и поведения

Повышение их устойчивости и дееспособности

Задачи

Оптимизация физического состояния,воспитание физических качеств

Повышение пределов восприятия и обработки информации

Воспитание характера, групповая интеграция и социализация личности

Метод

Простое повторение и накопление эффекта упражнения

Кодовое повторение и интериоризация состава действий

Конспективное повторение и обобщение социального опыта

Физическая активность

Системогенез:

Средства

Двигательные действия

Познавательная активность

Нравственная активность

Формирование функциональных систем деятельности

Освоение культуры движений, деятельности и поведения

Нейрофизиоло-

гические связи

Формы двигательной дея тельности

Способы совместной деятельности

Метод

Модифицированное повторение и отбор

Пространственно- предметные отношения

Моторно- поведенческие ситуации

Задачи

Обучение движениям

Формирование двигательных навыков

Модельное повторение и экстериоризация

Развернутое повторение и спецификация

Цель

Формирование умений рационально действовать (тактика)

Формирование эстетики и этики поведения

Физическое

Образование

Социально-этическое образование

Техническая подготовка

Тактическая подготовка

Ее структура обусловлена единством, целостностью трех уровней (биологического, психического и социального) и двух сторон (морфогенеза и системогенеза) процесса индивидуального развития. Физическое воспитание и спортивная тренировка - это специализированные формы управления развитием способностей и свойств человека посредством освоения культуры двигательной деятельности. Соответственно их содержание, состав задач и целей, средств, методов и технологий должны дифференцироваться по этим сторонам и уровням развития [27, 30, 33].

Предлагаемая матрица программ физического воспитания и спортивной тренировки отражает полное структурное единство их содержания, ориентированного по основным параметрам конверсии. Главное отличие - в направленности развития способностей и свойств. Физическое воспитание ориентировано на всестороннее и гармоничное развитие двигательных возможностей человека в пределах нормы; спортивная тренировка - на интегральное и гармоничное, на специализированное и предельное развитие способностей, необходимых для достижения высоких результатов в состязаниях по виду спорта. Совокупностью же видов спорта охватывается весь объем развития двигательных возможностей на уровне использования высоких технологий их формирования. Виды спорта при этом выступают как операторы конверсии - носители определенных технологий и факторы формирования программ физического воспитания.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь). - М.: ГЦОЛИФК, 1992.

2. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 4.

3. Бальсевич В.К. Противоречия традиционной методологии исследования физкультурно-спортивной деятельности. Теория деятельности и социальная практика. III Международный конгресс. М., 1995.

4. Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания детей и молодежи. Материалы международного конгресса "Физическая культура, спорт и здоровье нации". СПб. 1996.

5. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, № 2.

6. Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 10.

7. Бальсевич В.К. Теоретико-методологические основания концепции формирования физической культуры человека в дошкольном возрасте. "Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века". Томск, 1996.

8. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Новые технологии формирования физической культуры школьника. Сб. работ участников международного семинара. М., 1993.

9. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Социально-педагогический опыт подготовки спортсменов-олимпийцев и его использование в практике физического воспитания и детско-юношеского спорта. Дети и олимпийское движение. Новосибирск, 1993.

10. Бальсевич В.К., Быховская И.М., Железняк Ю.Д. и др. Методологические основания современной концепции физического воспитания детей, подростков и юношества. Материалы международной конференции "На пороге XXI века: образование и культура". М., 1996.

11. Введение в теорию физической культуры /Под ред. Л.П. Матвеева. М., 1983.

12. Воль А. Большой спорт и его общественные функции //Спорт за рубежом, 1970, № 11.

13. Зациорский В.М. Концепция перестройки школьной физической культуры. Проект. - М.: ВНИИФК, 1988.

14. Концепция развития физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 3.

15. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992.

16. Матвеев Л.П. Некоторые итоги и перспективы разработки общей теории физической культуры в СССР. Очерки по теории физической культуры. М., 1984.

17. Матвеев Л.П. О природе и системе принципов, регламентирующих деятельность по физическому воспитанию //Теор. и практ. физ. культ., 1990, №2.

18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.

19. Наталов Г.Г. Теория физического воспитания. Алма-Ата, 1976.

20. Наталов Г.Г. К вопросу о диалектике меры. Актуальные проблемы диалектической логики. М., 1971.

21. Наталов Г.Г. Предметное строение культуры. Проблемы изучения культуры как целого. Пермь, 1981.

22. Наталов Г.Г. Социальная ориентация и предметное содержание программ физического воспитания. Философско-социологическая теория физической культуры. М., 1985.

23. Наталов Г.Г. Спорт как система ценностей культуры двигательной деятельности и социальный институт ее развития, распространения и освоения. Олимпийский бюллетень № 1. М., 1994.

24. Наталов Г.Г. Теория формирования культуры двигательной деятельности как общепрофилирующая дисциплина. Сборник научных трудов, посвященный 25-летию Кубанской ГАФК. Краснодар, 1994.

25. Наталов Г.Г. Введение в физическую культуру. Краснодар, 1995.

26. Наталов Г.Г. Фундамент специальности "физическая культура и спорт". "Природа, общество, человек". Вестник Южнороссийского отделения Международной академии наук высшей школы. Краснодар, 1996, № 1(4).

27. Новиков А.Д. Физическое воспитание. М., 1949.

28. Никитюк Б.А. Загребская модель спортивной науки и высшего физкультурного образования //Теор. и практ. физ. культ., 1987, № 7.

29. Столяров В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. (Актовая речь). - М.: ГЦОЛИФК, 1984.

30. Чернышенко Ю.К., Наталов Г.Г. и др. Концепция организации физического воспитания в лицеях и колледжах. Сборник научных трудов, посвященный 25-летию Кубанской ГАФК. Краснодар, 1994.

31. Чернышенко Ю.К. Структура и содержание подготовки специалистов по физическому воспитанию. "Природа. Общество. Человек." Вестник Южнороссийского отделения международной академии наук высшей школы. Краснодар, 1996, № 1(4).

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа