Характеристика поведения и психического отражения на стадии интеллекта

Характеристика поведения и психического отражения на стадии интеллекта.

Третья стадия развития психики – интеллект (ручной, сенсомоторный).

Тип среды – среда отношений между предметами.

Содержание отражения – обобщение отражения, отражение отношений.

Форма отражения – предметные ситуации в целом, функциональные понятия.

Форма поведения – интеллект, двухфазное решение задач, функциональное использование орудий.

В интеллектуальном отражении конфликт между средой и типом отражения решен – отражаются отношения между предметами в предметной среде. Животный мир достиг высшей формы приспособления к среде.

Мышление – это обобщенное и опосредствованное отражение субъектом существенных свойств и отношений в окружающей реальности. Единица мышления – понятие. Признаки понятия:

а) Обобщение

б) Наличие средств, выходящих за пределы органов чувств

в) В понятии отражаются существенные свойства, которые могут быть невидимыми.

Пpи пеpеходе от пеpцептивной психики к интеллектyальным фоpмам поведения были замечены следyющие качественные пеpестpойки:

коpа головного мозга становится много больше,

появляется способность pешать двyхфазные задачи

скоpость пpиобpетения навыка - повтоpение пpактически без закpепления,

отражение обощений, - однажды найденное pешение пеpеносится в другую ситyацию пpи сходных yсловиях, yстойчивость гештальта, широкий перенос (достал палкой, достанет и тапком),

отpажаются yже не только пpедметы, но и связи междy ними, ситyационное мышление, отношения между ними (чтобы достать предмет палкой необходимо соотносить ее длину с расстоянием, осознавать отношения между предметами),

тем не менее это самое мышление видоспецифично, т.е. наивная механика выстyпает пpоизводной тех вещей, котоpые животное совершает в пpиpоде

нахождение обходных пyтей

способность к "инсайтy".

Критерии различения интеллектуального поведения

Критерии

Навык

Интеллект

Возникновение навыка

Постепенно, методом проб и ошибок

Внезапно. Решение возникает сразу в течение одной пробы

Закрепление

Путем упражнений, повторений

Достаточно однократного выполнения

Способность к переносу, способ сохранения

Конкретная последовательность движений

Сохраняется в виде обобщенной формы решения, функционального принципа решения задачи

Строение поведенческого акта

Однофазное поведение (сразу непосредственно приводит к цели)

Двухфазное решение (подготовление, прямо не ведущее к цели и осуществление)

Анализ поведения. Для этой стадии характерно:

– двухфазное решение задачи;

– широкий перенос;

– функциональное использование “орудий” (палка в руке Келеровского шимпанзе – аналог будущего орудия труда).

Двухфазное решение задач: 1) фаза подготовки, 2) фаза реализации.

Фаза подготовки лишена биологического смысла, и побуждается не предметом, на который направлена деятельность, а объективным отношением (палки к плоду). Вторая фаза – осуществления, направлена на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объективно-предметных условий. Она включает в себя ту или иную операцию, которая становится навыком.

Широкий перенос – если какой-то принцип решения был открыт путем инсайта, то оно автоматически распространяется на подобные ситуации. Перенос операции происходит не только по принципу сходства вещей (например, преграды), с которыми была связана данная операция, но и по принципу сходства отношений, связей вещей, которым она отвечает. Животное обобщает отношения и связи вещей. Инсайт – целостная организация проблемной ситуации, которая позволяет устранить конфликт. Инсайт - качественное изменение в поведении.

Функциональное использование орудий – ситуативное использование (в природе мы редко наблюдаем случаи, когда палка (ветка дерева) служит орудием. Палка побывала решением, конечный результат достигнут, и палка вернулась обратно в природу). Функциональное использование орудия, животное изготовляет орудие – значит, существует психическое представление о нем (понятие). Функциональное понятие – психическое представление о способе решения задачи (понятие о палке, палку убрали – животное ищет ее или что-либо взамен).

Экспериментальное изучение поведения на стадии интеллекта.

Кёлер для исследования интеллекта человекоподобных обезьян использовал метод обходного пути (разновидность двухфазной задачи), в котором достижение цели становилось возможным при употреблении орудий (Для достижения цели надо обойти преграды. Непосредственное восприятие приманки). Поскольку движения палкой не являются инстинктивными, мы можем говорить об интеллектуальном поведении.

Кёлер судит об интеллекте животного по его поведению как по показателю уровня психического развития.

Признак интеллекта - возможность решить задачу обходным путем (эксперимент с перегородкой между животным и приманкой).

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа