Федеральные налоги с юридических лиц

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ



1. Акцизный сбор

Акцизы - косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены высокорентабельных товаров с целью изъятия в бюджет сверхприбыли, полученной производителями от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью.

Акцизы сравнительно новая для России, но общепринятая а мировой практике форма изъятия сверхприбыли. На протяжении многих лет эту роль в стране выполнял налог с оборота. В 1992 году в России акцизы были введены в виде процентной надбавки к розничной цене изделия, что связано с либерализацией цен. В мировой практике они обычно устанавливаются в виде фиксированной денежной суммы на одно изделие.

Плательщики - предприятия и организации любой формы собственности, которые производят подакцизные товары.

Объект обложения акцизами - обороты по реализации подакцизных товаров собственного производства. Перечень подакцизных товаров:

    табачные изделия,

    спирт питьевой и вино - водочные изделия,

    икра и ценные виды рыб и морепродуктов,

    легковые и грузовые автомобили,

    ювелирные изделия,

    меховые изделия,

    товары народного потребления,

    нефть и нефтепродукты.

Акцизами не облагаются подакцизные товары, экспортируемые за пределы РФ (кроме экспорта в страны СНГ), так как для изъятия сверх доходов, полученных от реализации товаров на экспорт, используется механизм таможенных пошлин. При реализации товаров на экспорт, предприятиями, которые закупили этот товар с акцизами, сумма этих акцизов возвращается предприятиям налоговыми органами по месту их нахождения за счет общих поступлений данного налога.

Возврат производится только при предъявлении:

    грузовой таможенной декларации со штампом таможни "выпуск разрешен", подтверждающей пересечение товаром границы,

    расчетных документов на покупку товара,

    справка об уплате акциза предприятием изготовителем подакцизного товара.

Акцизы уплачиваются на третий день по совершении оборота или ежедекадно в зависимости от объема облагаемого оборота. Дата совершения оборота устанавливается исходя из методики определения выручки от реализации, принятой на каждом конкретном предприятии (либо по отгрузке, либо по оплате).

Сумму акцизов определяет плательщик самостоятельно исходя из стоимости реализованных подакцизных товаров и установленных ставок. Облагаемый акцизами оборот определяется как стоимость реализуемых подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен реализации без учета НДС. Расчет суммы акцизов осуществляется путем вычета из отпускной цены оптовой цена, включающей издержки производства и прибыль.

Пример расчета суммы акцизов:

Если:

- Оптовая цена, включающая издержки производства и прибыль 10 тыс. руб.

-Ставка акциза, 80 % к отпускной цене

То:

Отпускная цена 10 х 100 \ 100 - 80 = 50

Сумма акциза 50 - 10 = 40

Ответственность за правильное исчисление и своевременность уплаты акцизов возлагается на плательщиков.

2. Налог на прибыль предприятий

Среди федеральных налогов второе место по степени доходности занимает налог на прибыль.

В 1992 году был введен в действие Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Основным аргументом в пользу введения именно такого налога было то, что, как показывает мировая практика, введение подоходного налога с юридических лиц оправдано лишь в условиях сбалансированной экономики с отработанным механизмом рыночных цен, примерно одинаковым уровнем рентабельности, налаженной законодательно утвержденной системой антимонопольного регулирования и ряда других факторов, позволяющих равномерно распределить налоговое бремя на всех плательщиков.

Переход к налогообложению дохода вместо прибыли мог негативно сказаться на деятельности ряда производственных отраслей и в первую очередь на отраслях, связанных с производством энергоносителей. Налог на доход мог оказаться чрезвычайно тяжелым для вновь создаваемых предприятий предпринимательского сектора экономики, многие их которых в первые годы своего существования на получают прибыли, но окажутся плательщиками налога. Особенно это касается предприятий и организаций малого бизнеса, сейчас бурно развивающегося во всех сферах, выступающего антиподом государственного монополизма.

Плательщиками налога на прибыль - предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, которые имеют отдельный баланс и расчетный счет.

Налогооблагаемая база налога на прибыль включает:

    прибыль от реализации продукции,

    прибыль от реализации основных фондов, имущества,

    прибыль от внереализационных операций,

    сумму превышения расходов на оплату труда над ее нормируемой величиной.

Методика определения налога на прибыль:

- Определяют к какой группе относится предприятие

а) его цель получение прибыли

б) не преследует в своей деятельности получение прибыли (бюджетные организации).

- Определяют перечень доходов не подлежащих налогообложению на прибыль:

Например, средства из бюджета, полученные для финансирования капитальных вложений.

- Рассматриваются отдельные элементы облагаемой прибыли.

Прибыль от реализации продукции исчисляется исходя из полученной выручки от реализации и затрат на производство и реализацию.

Под выручкой для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен. (для предприятий осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции).

При исчислении облагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчисления в резервный или другой аналогичный по назначению фонды.

Ставки налога на прибыль предприятий -

Начиная с 1994 г. налог на прибыль уплачивается по ставке

    13% в федеральный бюджет,

    22% в бюджеты субъектов федерации РФ.

Органы субъектов федерации могут устанавливать максимальную ставку налога на прибыль 25%, а по доходам от посреднической деятельности, банков, бирж, страховых компаний - 30%.

Пример расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Если: 80 тыс. р. - прибыль предприятия по производственной деятельности,

35% - ставка налога на прибыль предприятия по производственной деятельности,

15 тыс. р. - прибыль от посреднических операций и сделок,

45% - ставка налога на прибыль от посреднических операций и сделок,

20 тыс. р. - сумма превышения расходов на оплату труда,

Сумма трех составляющих (80+15+20=115) является налогооблагаемой базой налога на прибыль.

В целях анализа уплаты налогов предприятиями, осуществляющими различные виды деятельности рассчитывается средняя ставка налога на прибыль и НДС:

35% х 80 + 45% х 15 + 35% х 20 = 36,3%

Тогда сумма налога на прибыль составит

115 х 36,3% : 100% = 41,7 тыс. руб.

Если между расчетной суммой налога и размером налога на прибыль, уплаченного предприятием в бюджет появляется отклонение, то оно является предметом для более детального анализа.

3. Другие федеральные налоги

Другие федеральные налоги носят целевой характер и зачисляются не в доход бюджета, а в специальные целевые внебюджетные фонды.

В Федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды.

    налог на реализацию ГСМ (25% с оборота по реализации ГСМ исходя из фактических цен реализации без НДС),

    налог на пользование автомобильных дорог (0,4% от валового дохода и 0,03% торгового оборота уплачивают предприятия и физические лица-предприниматели),

    налог с владельцев транспортных средств ( по ставкам в зависимости от мощности двигателя с каждой лошадиной силы),

    акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан (предприятия-изготовители, реализующие легковые автомобили в личное пользование),

    налог на приобретение автотранспортных средств (платят предприятия 20% от продажной цены без НДС и акцизов),

    транспортный налог (с юридических лиц 1% от фонда оплаты труда).

Список литературы:

    Адкинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора - М., 1995.

    Алексашенко С. Налоговые реформы в развитых странах: опыт 80-х. М. , 1992.

    Глухов В. В.,Дольде И.В. Налоги: теория и практика. Уч. Пос., СПб., 1996.

    Гуреев В.И. Российское налоговое право. - М., 1997.

    Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - Уч. пос., М., 1997.

    Дробозина Л.А. Общая теория финансов. – М., 1995.

    Иванеев А.И. Налогообложение иностранных компаний и предприятий с участием иностранных инвестиций. - М., 1997.

    Родионова В.М. Финансы: Уч. пособ. - М.: Финансы и статистика, 1993.

    Налоги: Учеб. пособие \ Под ред. Д.Г. Черника - М., Финансы и статистика, 1997.

    Налоговая политика в индустриальных странах: Сборник обзоров \\ Под ред. В.С. Аваева - М. 1995.

    Налоговые системы зарубежных стран. \ Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника - М., 1997.

    Петрова Г.В. Налоговое право. - М., 1997.

    Сакс Джефри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход. - М., 1996.

    Школяр Н.А. Бюджетная политика и практика. М., 1997.

    A Manual on Government Finance Statistics. (Russian edition). - Washington, 1986.

    Мишель К. Оффшорные юрисдикции и компании: проблема выбора \\ Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. Никосия - Хельсинки, 1995.

    Зампелас М. Несколько моделей страховых компаний \\ Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. Никосия - Хельсинки, 1995.