Шпаргалки по психологии

1

предмет и структура социальной психологии как науки: изучает следующие явления (5 т. зр. На этот вопрос, которые составляют единство): 1. психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью и т.д.); изучаются, например, общительность и т.д. 2. феномен взаимодействия между людьми (в частности феномен общения): взаимодействие может быть не только межличностным, но и межгрупповым и между группами. 3. психические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. 4. массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т.д. 5. принцип матрёшки (соединяет в себе все предыдущие точки зрения).

Основные объекты: в зависимости от того или иного понимания предмета соц. Ψ-ии выделяются основные объекты её изучения, т.е. носители социально-психологических явлений: например, личность в группе – личность-личность (родитель-ребёнок), малая группа – школьный класс и т.д. (рассматриваются: личность, мг, бсг, общество и различные варианты их взаимодействия).

Строение социальной Ψ-ии: структура соц. п. есть результат взаимодействия 2-х противоположных, но тесно связанных процессов: а) дифференциации – разделения на составные части, разделы и б) интеграции её с другими отраслями науки.

Дифференциация: 1. по основному объекту исследования – соц. Ψ-ия личности, СПМЛО, СПМГ, СПМГО, СПБСГ. 2. по основному методу анализа: теоретическая СП, экспериментальная СП, практическая СП. 3. по ведущей деятельности: психология труда, общения, социального познания и творчества, игры и т.д. 4. по основной сфере общественной жизни: соц. п. рекламы, торговли, массовых коммуникаций и т.д.

Интеграция: 1. внешний критерий – относится к её объединению с многочисленными психологическими отраслями, на стыке с которыми возникли относительно самостоятельные подотрасли – соц. п. личности сформировалась как результат интеграции соц. п. с психологией личности и т.д. 2. внутренний критерий – относится к развитию самой соц. п. и проявляется в процессах объединения разделяющихся составных частей, появившихся в результате дифференциации (например, теоретико-экспериментальные исследования; личность и малые трудовые группы в организации; психология руководства научным коллективом и т.д.).

7

Социальная установка личности: Томас и Знанецкий (1918-1920) дали первое определение: состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определённым объектом в определённых условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта. Признаки соц. установки: 1. оказывают регулирующее влияние на наше поведение (спортсмен на забеге в соревнованиях – его соц. установка добиться успеха); 2. готовность реагировать на соц. объект; 3. основана на прежнем опыте. Соц. установка по Олпорту: это состояние сознания человека, которое характеризуется готовностью человека вести себя определенным образом – доминирующее понимание на сегодня. Структура соц. установки: в 40 годах Смит выделяет 3 компонента в структуре социальных установок: когнитивный компонент (знание объекта); эмоциолнально-оценочный (аффективный) – отношение к социальному объекту; поведенческий – готовность вести себя определённым образом, но ещё не действовать. Дифференциация соц. установки и простой установки (По Узнадзе): соц. уст. осознаваема, а простая – неосознаваема и представляет, прежде всего, психофизиологическую готовность к определённым действиям; соц. уст. – регулятор в сложной обстановке, а простая – в простой; соц. установки основаны на социальных потребностях, а простые – на витальных (базовых) потребностях; в простой установке минимальна роль когнитивного компонента; а соц. уст. максимально выражены все 3 компонента (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Основные виды соц. установок: 1. соц. уст. на объект-готовность вести себя определённым образом по отношению к объекту; 2. ситуативная установка – отношение в условиях различных ситуаций к соц. объектам; 3. соц. установка, которая тесно связана с конкретными социальными группами, например возрастная установка; 4. частные и общие соц. установки (по обобщённости); 5. перцептивные социальные установки (как воспринимать и оценивать тот или иной соц. объект). Причины расхождения социальных установок и поведения: 1. человек неприятен нам, но при встрече с ним мы ведём себя по дружески; 2. в экстремальных ситуациях и в ситуациях угрозы для жизни других людей (мужчина, заступившийся за женщину); 3. традиции и обычаи в соответствии с которыми человек себя ведёт; 4. взаимодействие доминантных и субдоминанатных установок личности (по степени интенсивности). Частные формы соц. установок: 1. стереотип – чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о соц. объекте. 2. предрассудок – сильно искажённое представление об объекте. 3. Я-концепция – совокупность соц. уст. о себе: каким себя видим, как себя воспринимаем и т.д. (выражены все 3 компонента).

8

частные формы социальных установок (Я-концепция, стереотип, предрассудки): Соц. Уст. - это состояние сознания человека, которое характеризуется готовностью человека вести себя определенным образом. Стереотип – это социальная установка с застывшим, обеднённым содержанием когнитивного компо-нента. Стереотипное мышление - это узость, ограниченность или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Функции стереотипа: 1. идентификация – например, позитивный образ своей группы; 2. идеологизация – формирование и защита идеологий своей группы. Существуют аутостереотипы – представление о самом себе и о других членах своей группы и гетеростереотипы – представления, которые существуют по отношению к чле-нам другой соц. Группы. Свойства стереотипов: неразвитый когнитивный компонент; поляризован-ность оценки; жёсткая устойчивость стереотипа; интенсивное эмоциональное проявление; большая концентрированность. Предрассудок – это соц. уст. с искажённым когнитивным компонентом, вследствие чего индивид воспринимает некоторые соц. Объекты в неадекватном иска-жённом виде. Не-редко с таким когнитивным комп. бывает, связан сильный аффективный компонент. Наиболее распространённым видом таких извращённых соц. установок являются расовые и национальные предрассудки. Основная причина формирования предрассудка кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответ-ствующей среды. Чаще всего предрассудки возникают в детстве (когда у ребёнка не хватает знаний). Я-концепция - совокупность соц. уст. о себе: каким себя видим, как себя воспринимаем, как оцениваем себя и т.д. (выражены все 3 компонента). Виды Я-концепции: 1. реальное Я (то, что чел. о себе думает); 2. Я в глазах других людей; 3. рефлексивное Я (как я считаю, что обо мне думают другие); 4. «Зеркальное» Я (отражение моих представлений обо мне в других людях); 5. идеально Я (каким бы я хотел быть); 6. Я-совесть (каким я не должен быть). Механизмы формирования: 1. идентификация (с той или иной группой или человеком) – подражание поведению другого человека; 2. интериоризация; 3. конформистский механизм: то на что делают акцент родители и т.д. Основные функции: 1.способствование достижению внутренней согласованности; 2. определяет характер индивидуальной интерпретации опыта; 3. прогностическая – источник ожиданий; 4.регуляция поведения.

9

социализация личности: существуют различные интерпретации этого понятия: 1. социализация понимается как включённость индивида в процесс соц. отношений. 2. социализация понимается как усвоение чел-ком социологического опыта, соц. Норм, традиций и т.д., т.е. социализирована та личность, которая способна усвоить соц. опыт и произвести его в деятельности. 3. социализацией является становление личности по модели или в контексте определённой культуры. 4. социализация рассматривается как навязывание некоторой доктрины образа жизни. социализация – есть процесс усвоения индивидом ценностей и кол-ва соц. групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему соц. установок, котор. определяют позиции и поведение индивида в соц. среде. Основные св-ва социализации: 1. активность-пассивность субъективной социализации; 2. осознанность – неосознанность; 3. система-порциональность. Возрастные особенности социализа-ции: критерии, характеризующие специфику стадий – 1. взаимосвязь биологич. и соц.; 2. ведущая деятельность; 3. роль общения; 4. соотношение интенсивности когнитивных и эмоц. компонентов; 5 Ведущие институты социализации; 6. степень защищённости личности от соц. среды. Например, для дошкольного возраста: 1. биологическое определяет социальное; 2. Игра - перенятие опыта через неё; 3. общение ограничено –семья; 4. ведущие эмоц. компоненты; 5. семья; 6. максимальна защищённость.

Существуют следующие возрастные стадии: доподростковый возраст, подростковый, взрослость, пожилой человек. Социализация продолжается в течение всей жизни человека.

3

основные направления в развитии западной соц. Ψ-ии: 1. необихивиористское направление – возникло в 30 годы, существует 2 блока теорий: 1 блок – теории агрессии. А) теории агрессии под-ражаний (Миллер, Доллард): фрустрация всегда приводит к агрессии. 40-г: выделены 2 типа фру-страции: смещённая - перенос обиды на другого человека или объект и сдерживание. Но здесь нужно отметить, что агрессия явл. естественным следствием фрустрации, но необязательным. Б) теория социального научения (Бандура – наблюдающее научение). 2 блок – теории обмена. А) теория элементарных поведенческих актов (при встрече - Хоманс). Б) теория взаимодействия и сходств (Тибо, Келли) – каждый из участников может получать как вклады, так и потери (обмен лекциями). У каждого индивида существ. свой уровень ценности, т.е. он всё сравнивает с ним. 2. теории когнитивного со-ответствия – А) теория структурного баланса Хайдера: приписывание причин поведения и свойств личности (определённые качества по популярности в классе). Б) теория коммуникативных актов (если 2 человека + относятся друг к другу, то они будут стремиться иметь схожие взгляды). В) теория когни-тивного диссонанса: 2 противоречивые инф. Об одном и том же явлении приводят человека к диском-форту. Г) теория конгруэнтности (схожесть). Д) Аш, Крэч, Крачфилд: новые знания об индивиде обобщаются и структурируются со старыми. 3 психоаналитическое – Фрейд: взаимоотношения в семье и со взрослыми переносятся на отношение к другим людям. А) трёхмерная теория межличностного поведения (основа 3 потребности: включения в группу, в любви, в контроле - власть); Б) динамическая теория группового функционирования: группа рассматривается как личность. В) теория группового развития: группы тренинга человеческих отношений. 4. интеракционистское направление – основа: взаимодействие между людьми. А) символический интеракционизм: некоторые символы, с помощью которых люди взаимодействуют между собой (жесты и т.д.). Б) теория ролей: роль как существующая система ожиданий в обществе относительно индивида (по отношению к себе, внешние проявления). Когда выполняешь несколько ролей одновременно, может наступить межролевой конфликт. В) теория референтной группы: это те люди, мнение которых для индивида значимо. Феномен референтности может быть позитивным и негативным (мнения человека, который любим, мнения противника).

5

социально-психологические теории личности в зарубежной психологии: 1. Адлер: центральными понятиями являются стиль жизни и социальное чувство. Стиль жизни определяется стремлением личности преодолеть чувство неполноценности, которое возникает вследствие тех или иных органических недостатков или негативных психологических переживаний, а социальное чувство отражает степень заинтересованности человека в общественной солидарности. Это чувство определяет стиль жизни, который при гармоничном сочетании личного и общественного приводит к успешной компенсации комплекса неполноценности. 2. Фромм: личность у Фромма описывается с помощью понятия «характер». Основным критерием для дифференциации характеров явл. отношение к смыслу жизни. Если человек ориентирован на самореализацию, то он обладает продуктивным характером, означающим успешное сочетание личных и общественных интересов. Доминирующий тип характера в конкретном обществе составляет «социальный тип» этого общества, определяющий отношения между личностью и обществом и между самими людьми. 3. Хорни: основное – взаимоотношения между ребёнком и родителями – главный фактор развития. Базовые потребности: в безопасности и в удовлетворении. Если неудовоетворена потребн. в безопасности, то развивается Базальная тревога. У каждого человека есть 10 невротических потребностей (одна из них доминирует). 4. Эриксон: считает, что развитие личности проходит на протяжении всей жизни. Социализация представлена на 8 стадиях: (развитие соц. возможностей человека поощряется обществом; каждая стадия сопровождается кризисом – на каждой стадии должно развиться высшее базовое чувство). 1. грудной возраст (надежда – доверие-недоверие); 2. ползунковый возраст (воля – автономия-стыд); 3. дошкольный возраст (целеустремлённость – инициатива-чувство вины); 4. предпубертатный (компетентность – прилежание-чувство неполноценности); 5. юность (преданность, верность – идентичность-диффузия); 6. ранняя зрелость (любовь – интимность-изолированность); 7. средняя зрелость (творчество, забота – продуктивность-застой); 8. поздняя зрелость (мудрость – внутренняя стойкость-безнадёжность). 5. Роджерс: все мотивы чел. включены в один – тенденция к самоактуализации. Люди способны строить свою судьбу, явл. целеустремлёнными, самосовершенствующимися. Условия межличностного общения: активн. Слушание, конгруэнтное (подлинное); позитивное, безусловное общение.

12

структура, функции и виды общения. Основные стратегии и психологические типы взаимодей-ствия: общение понимается как: 1. взаимообмен – люди обмениваются опытом, информацией, поведенческими актами, эмоциями и т.д. 2. как взаимодействие – всякое общение можно назвать взаимодействием (субъект-субъектные отношения). существует несколько стратегий поведения при общении: А) стратегия содействия – активное содействие 1-го партнёра другому, с целью достижения какого-либо результата. Б) стратегия противодействия – рассогласование общих результатов деятельности. В) уклонение от взаимодействия. Выделяют 7 типов взаимодействия: 1. сотрудничество (содействие 2 партнёров); 2. противоборство (противоборство партн-ов); 3. уклонение (уклонение 2 партн.); 4. одностороннее содействие (1-содействует, 2-уклоняется); 5. одностороннее противоборство (1-противоборство, 2-уклонение);6. компромисс (оба – противоборство, содействие); 7. контрастное взаимодействие (1-содействие, 2-противоборство). 3. как частный случай деятельности. Структура общения: 1. информационный (познавательный, когнитивный) компонент; 2. аффективный (эмоциональный) компонент; 3. поведенческий компонент. Функции общения: 1. по содержанию: коммуникативная, аффективно-коммуникативная (содержание + эмоции, чувства), регуляционно-коммуникативная (содержание + поведение). 2. по цели общения: организационная (происходит при совместной деятельности), познавательная (познание другого человека), отношенческая (установить отношения с другим человеком), регуляционная (воздействие на другого). Виды общения: 1. эффективное, делится на: понимающее (безоценочное общение) и рефлексивное (правильно ли я вас понял?). 2. неэффективное общение, делиться на: принижающее (ущемление прав другого), агрессивное (нападки одного партнёра на другого) и защитно-агрессивное. Главным критерием в2-х видах, (э. И неэф.) является психологический комфорт. Промежуточная форма между эффективным и неэффективным общением – директивное общение: прямое (указывающее) воздействие на другого человека без ущемления его прав. Наиболее часто встречаются: директивное и понимающее общение.

13

основные теоретические подходы к исследованию общения. 1. информационный подход – сформи-рован в 40-х годах: главный акцент делается на термин «коммуникация». Общение всегда взаимно, а коммуникация может быть как односторонней, так и двусторонней. Содержание – информация. Основные положения: содержание информации передаётся в различных символах (слова, жесты, знаки, телодвижения и т.д.). человек рассматривается как некий экран на котором проявляется полученная информация. По теории систем Шеннона: любая информация может измеряться. Единицы измерения информации: само сообщение; источник информации, передатчик информации, получатель информации, обратная связь, шум при передаче. 60-е годы – теория коммуникативного обмена (Ирвин-Гоффман): элементы к. о.: содержание, условия общения, форма представления информации, стратегии общения, коммуникативные ограничения, критерии и оценки. 2. интеракционистский подход: начинается с работ Джона Мида – общение как система взаимноориентированных акций и реакций, развёрнутых во времени. Бейлз разработал схему анализа общения как взаимодействия. Пример: «равновесная модель» - в общении люди стремятся к балансу: вопрос-ответ; «модель социального навыка» - взаимные акции и реакции - ответные реакции; «лингвистическая модель» - анализ отдельных звуков, то, как они интегрируются в слова и т.д. 3. реляционный подход: наиболее разработанный. Начал формироваться в 50-е годы. Суть общения это взаимные отношения, оценки. Социальный контекст: ребёнок включается в межличностные отношения с самого рождения, посредством общения.

15

социальная перцепция: понимание, функции, типичные феномены: соц. перцепция – это восприятие соц. действительности, восприятие жизни в целом (оценка человеком действительности), наиболее элементарный процесс – восприятие человека человеком. (1. один человек воспринимает другого; 2. человек воспринимает группу; 3. группа воспринимает одного человека; 4. группы воспринимают друг друга). Функции социальной перцепции: 1. инициация общения – запускающая функция – восприятие разных хар-к человека. 2. познавательная – воспринимая человека, мы познаём, изучаем его. Задачи соц. перцепции: Опознание другого чел., адекватно оценить другого человека, установить отношения между людьми, воздействие на другого человека. Основные феномены соц. перцепции: 1. феномен рефлексии. А) саморефлексия (напр., оценка своего внешнего вида); Б) собственно рефлексия (сознание индивидом того, как он выглядит в глазах того, кто его воспринимает); В) взаимная рефлексия (2 человека задумываются, как они выглядят в глазах друг друга). Рефлексивные игры – человек задумывается, как он выглядит в глазах другого и при этом он сознаёт, что тот другой задумывается о том, как он выглядит в глазах первого. 2. аттракция (привлекательность для других людей). Эта характеристика является динамичной – например, человек молчал и был привлекательным, а когда заговорил, потерял свою привлекательность. Антиаттракция – непривлекательность для других, динамичная характеристика. 3. атрибутивные процессы (феномен приписывания): казуальная атрибуция – рассматривается некоторая причинность (поведения, эмоц. состояния и т.д.). 4. феномен идентификации. Отождествление субъекта восприятия с другим человеком или с группой лиц. 5. взаимопонимание. Тождество тех значений, смыслов, поведенческих актов у 2-х лиц, воспринимающих друг друга. 6. феномен социально-перцептивных способностей. Способность к адекватности оценки. Феномен социально-перцептивной компетентности – система знаний, умений, навыков, которые обеспечивают успешное взаимодействие с другими людьми.

14

невербальное общение: понимание, особенности, структура, функции: невербальное общение – это коммуникация между индивидами без использования слов, т.е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Основными средствами являются: поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное поведение», характеристики голоса. Особенности. Это общение может быть осознанным и неосознанным, а также намеренным и ненамеренным. В большинстве обычно люди не осознают или мало осознают своё невербальное поведение. При помощи языка тела люди передают от 60 до 70 % всей информации в процессе общения. В одном случае инф. может передаваться одним субъектом с осознаваемой целью довести эту инф. до другого (указательный жест). А в другом отправитель не имел намерения передавать какую-то инф. или даже пытался скрыть её (плохое настроение), а другие тем не менее эту инф. получали (воспринимали). Функции невербального общения: неверб. Средства общения помогают людям ориентироваться в различных ситуациях и регулировать своё поведение, глубже понимать друг друга. Невербальное общение позволяет передать инф. о: признаках расовой, социальной, социально-демографической принадлежности; физическом и психологическом состоянии; об эмоциональном отношении к чему - кому-либо; возможных вариантах поведения и способах действий человека в тех или иных ситуациях; степени воздействия на чел. тех или иных событий, обстоятельств; психологическом климате в группе и в обществе; личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения. Структура. 1 система – оптическая: 80-85% инф. получается с помощью зрения: жесты, мимика и т.д. Отдельная подструктура: контакт глаз (интимная зона – 45 см, личная – 45-120, социальная – 120-320, публичная – от 7 м). 2 система – тактильная: это инф., которую мы получаем при помощи тактильных ощущений (поглаживания, шлепки и т.д.). 3 система – ольфакторная: система запахов (естественный и искусственный). 4 система – акустическая система: темп, тембр голоса, частота, экстралингвистика – кашель, вздох, пауза, смех и т.д.

11

понимание общения в социальной психологии. Сравнение общения и деятельности: общение понимается как: 1. взаимообмен – люди обмениваются опытом, информацией, поведенческими актами, эмоциями и т.д. 2. как взаимодействие – всякое общение можно назвать взаимодействием (субъект-субъектные отношения). Существует несколько стратегий поведения при общении: А) стратегия содействия – активное содействие 1-го партнёра другому, с целью достижения какого-либо результата. Б) стратегия противодействия – рассогласование общих результатов деятельности. В) уклонение от взаимодействия. Выделяют 7 типов взаимодействия: 1. сотрудничество (содействие 2 партнёров); 2. противоборство (противоборство партн-ов); 3. уклонение (уклонение 2 партн.); 4. одностороннее содействие (1-содействует, 2-уклоняется); 5. одностороннее противоборство (1-противоборство, 2-уклонение);6. компромисс (оба – противоборство, содействие); 7. контрастное взаимодействие (1-содействие, 2-противоборство). 3. как частный случай деятельности: существует 2 точки зрения на этот вопрос: 1. общение рассматривается как деятельность; 2. общение и деятельность, относительно самостоятельные категории. Критерии рассмотрения общения и деятельности: 1. типичные отношения, которые реализуются в: А) деятельности (S-O отношения), Б) а в общении (S-S отношения). 2. основной результат: А) в деятельности результатом является продукт (материальный или нематериальный); Б) в общении, результат – это изменение отношения. 3. «единица» анализа деятельности: А) в деятельности – действия, операции; Б) в общении – взаимодействия между людьми.

Уровни анализа общения: 1. макроуровень – общение как компонент образа жизни человека в целом. 2. мезоуровень – анализируются различные ситуации общения. 3. микроуровень – единицей анализа общения выступает отдельный акт общения (напр., заданный вопрос).

6

отечественные социально-психологические теории личности (Мясищев, Парыгин, Ядов): 1. теория Мясищева «Психологические отношения личности»: отношение – целостная, активная, избирательная, основанная на опыте связь индивида с различными сторонами социальной действительности. Связь и оценка: Отношения личности образуют систему с 3 подсистемами: 1. отношение к другим людям (группам); 2. отношение к себе; 3. отношение к внешнему миру (природа, предметы и т.д.). Личность – это ансамбль отношений, её главная роль отношение к другому человеку, которая формируется в деятельности, общении. Параметры отношений: модальность (+, -, нейтрально), дифференцированность, избирательность, осознанность, устойчивость, стереотипность (изменение одной подсистемы приводит к изменению всей системы). 2. Ядов «Диспозиционная концепция»: диспозиция – продукт столкновения потребности и ситуации, который фиксируется в личностной структуре. Диспозиционные образования формируются в структуру: 1. низший уровень – простые установки на основе витальных потребностей и низкой осознаваемостью. 2. социально-фиксированные установки – аттетюды. 3. высший уровень диспозиционной иерархии образует систему ценностных ориентаций на достижение цели. (Фанзетивность – перенос знания или основанного на знании отношения с одного объекта на другой). Эмоциональные аспекты диспозиционной организации характеризуются свойствами напряжённости или центрированности в отношении ведущих потребностей личности. Важнейшая функция диспозиций – психическая регуляция поведения субъекта в данной сфере. 3. Парыгин «Представления о структуре личности»: личность – интегральное понятие, которое характеризует человека в качестве объекта социальных отношений и объединяет в нём общечеловеческие, социально-специфические, индивидуально-психические особенности. 1. модель - статической структуры личности: Личность как набор образований – общечеловеческие качества, соц.-специфические, индивидуально-неповторимые. Это предельно отвлечённая от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные аспекты, пласты психики индивида. 2. модель – динамической структуры личности модель психического состояния и поведения человека: внутренний и поведенческий аспекты. Особую роль, Парыгин отводит эмоциональному фактору – психическому настрою.

10

исследования ранней этнической и политической социализации: социализация – есть процесс усвоения индивидом ценностей и кол-ва соц. групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему соц. установок, котор. определяют позиции и поведение индивида в соц. среде. Этническая психология занимается исследованием психологических особенностей народа, обусловленных единством его происхождения. Существуют этнические стереотипы – широко распространённые традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные люди о представителях разных этнических групп. (гетеростереотип – представление об облике другого народа и фиксация на нём определённого отношения; автостереотип – представление о своём народе и фиксация, как правило, позитивного отношения). В 3-4 года у детей появляется симпатии и антипатии. В 6-7 лет каждый ребёнок либо проявил агрессию по отношению к другому ребёнку (др. национальность), либо испытал её на себе, т.е. к 6-7 годам, в многонациональной стране, завершается процесс социализации. Основной механизм этнической социализации – конформистский: проявление и соблюдение традиций.

Политическая социализация: (проводились исследования с детьми и флагами, гербами – в Америке). Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни общества, которые формируются и проявляются в политическом сознании наций, социальных групп и индивидов и реализуются в практических действиях всех субъектов политических процессов.

2

история зарубежной социальной психологии: ключевые события: 1.исследования начинались с исслед. БСГ. Начало исследованиям было положено В. Вундтом, который работал над книгой «Психология народов» 60 лет – вся эта работа и является социальной психологией. Высшие психические функции, по его мнению, должны были изучаться с позиции «психологии народов». Следующий этап – работы Лебона: психика народа инстинктивна; психику необходимо изучать в неорганизованном поведении (в толпе); основной механизм, который действует в толпе – внушение, оно порождает социальность. Тард – говорит о подражании. Вводит понятие «групповой разум» - то, что рождается благодаря подражанию. 2. исследования МГО: 1906 г. – Самнер: первая работа по МГО, в которой рассматрив. межэтнические отношения. Он выделил этноцентрический механизм (межнациональное восприятие и оценка). 3. Запад делает акцент на экспериментальных исследованиях. 1908 г. – Макдаугал – первый учебник по соц. Ψ. Его концепция состоит в том, что причиной соц. поведения людей является врождённые инстинкты, через которые выражается стремление людей к определённым целям (гл. инстинкт - стадный). 4. личность в группе: 20-30 гг. – Томас Знанецки – изучение поведения эмигрантов в новой среде, выделил феномен «социальной установки» - готовность индивида действовать определённым образом, согласно предыдущему опыту. 5. межличностные отношения: 20-30 гг. – Богардус – феномен соц. дистанции (симпатия\антипатия). Джордж Мид – родоначальник теории ролей: все мы являемся носителями различных ролей. 6. характеристика малой группы: 1918 г. – Мёде изучал процессы, происходящие в МГ. Изучал, как общение в группе отражается на мышлении, памяти и др. процессах человека. 1924 г. Флойд Олпорт – в группе хар-ки деят-ти человека изменяются. Выделил феномен фасилитации – присутствие др. людей оказывает влияние на индивида (может быстрее решить задачу), деят-ть улучшается. Ингибиция – человек может увеличить скорость решения, но совершить при этом больше ошибок, чем обычно. Курт Левин – теория групповой динамики: 3 стиля руководства: авторитарный, демократический, попустительский.

4

особенности зарождения и периоды развития отечественной социальной психологии: особенности: 1 т. зр. – отечественная СП и зарубежная развивались параллельно (1879г. – 1-ая экспериментальная лаборатория Вундт Лейпциг, 1885г. – Бехтерев открытие лаборатории в Казанском университете), в 20-е г. в разных странах проводились похожие исследования. 2 т. зр. – история отечественной СП самобытна. 3 т. зр. – зарождение отеч. СП восходит к западной науке (переводы на русский иностранной литературы, стажировки отеч. Психологов за рубежом). Для зарождения СП в России была благоприятная почва – войны, радикальные преобразования. Интерес к теории за рубежом (Россия – теория, запад - практика). Двойственность происхождения СП (с 1 стороны из общественных наук, с другой - естественные). В России развитие науки зависит от власть имущих – времена застоев. Периоды: 1. 60 г. 19 в. – начало 20: СП зарождалась в смежных науках – этнография, психиатрия, социология и т.д. Соц. – псих. проблемы определялись практическими задачами этих наук. Исследо-вания специалистов не психологов были не регулярными, по необходимости (Бессонов – массовые преступления и геройство). Петражицкий – мотивы поступков – это эмоции. Михайловский – массовая психология: психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение, соц. поведение, а также, вожак, которого выдвигает толпа, управляет ею. 2. начало 20 гг. 20 века – работы Бехтерева: предметом соц. психологии является изучение психологической деятельности собраний, сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое. Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. Выделил основные законы, которым подчиняется деят-ть коллектива: з-он тяготения, отталкивания, инерции (общественное движение, набрав силу, а потом, прекратив существование, продолжает действовать), сохранения энергии. 3. 20 – 30 гг. 20 века: одним из направлений в СП в это время было исследование проблемы коллективов. 3 т. зр.: 1 – коллектив является механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов; 2 – поведение индивида предопределено общими задачами и структурой коллектива; 3 – поведение индивида в коллективе изменяется, а коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения. 4. 30-50 гг. – ситуация меняется, начинается изоляция отечественной науки от западной психологии. Перестают печататься переводы трудов западных психологов, идеологический контроль.

4 вопрос (продолжение):

основным источником и сферой применения СП в этот период были педагогические исследования и педагогическая практика. Центральная тема – психология коллектива. Взгляды Макаренко (основные) – исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. 5. 50-80 гг.: период возрождения СП. Основные критерии возрождения: возобновление публикаций, организация исследований, проводятся конференции и симпозиумы, возобновляется подготовка специалистов в СП. 6. 1989-1994 гг.: период вынужденной стагнации СП при отсутствии финансирования. 7. 1995 г. по наст. Время – период восстановления.