Экономический рост, его типы и факторы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ И ФАКТОРЫ»

Студента: Гладышева А.А.

гр.312712/023 заочного

строительного факультета

Руководитель: Рак.

МИНСК,2003 г.

План.

1. Введение.

2. Понятие экономического роста.

3. Типы экономического роста.

4. Источники и факторы экономического роста.

5. Роль государственного регулирования в экономике и ее росте.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1.Введение

С начала 1990-х годов для оценки достижений различных стран в наделении своих граждан возможностями прожить долгую и здоровую жизнь, получить необходимое образование и обеспечить достойный уровень доходов для себя и своей семьи, в мировом сообществе используется такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот сводный показатель развития человеческого потенциала, одним из основных составляющих которого является индекс ВВП, основанный на показателе валового внутреннего продукта на душу населения и относится к числу основных предпосылок успешного развития общества в целом и каждого его члена в частности.

В советские времена Беларусь находилась на четвертом месте по ИРЧП среди советских республик, после Литвы, Эстонии и Российской федерации. Под влиянием системного кризиса, охватившего все без исключения страны постсоветского пространства в период с 1990-1995г. ИРЧП снижался. Очевидно, что остановка экономического роста явилась причиной снижения ИРЧП и обусловила неспособность государства увеличивать уровень доходов и социальных благ населения.

С началом преодоления кризиса и стартом экономического подъема прослеживается тенденция роста ИРЧП. Республика Беларусь на данном этапе приблизилась к значению ИРЧП 1990г. Таким образом, высокие показатели ИРЧП Беларуси дают основания для определенного оптимизма, поскольку образованность и грамотность населения являются важными факторами устойчивого экономического развития страны.

Экономическое благо- благо, количество которого ограничено, и каждый хотел бы взять его больше, если бы мог. Следовательно, для создания этого блага необходим экономический рост, означающий рост реального уровня чистого национального продукта.

Постоянное повышение потребностей человечества, уменьшение традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают необходимость постоянного повышения экономического роста и эффективности экономики.

Экономический рост и есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, повышение экономического благосостояния и жизненного уровня населения.

Сам по себе экономический рост противоречив. Так, например, можно добиться увеличения производства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, условий жизни населения, экономии на очистных сооружениях. Добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Однако, такой рост неустойчив и не имеет смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом. Такой рост экономики предполагает обеспечение устойчивого роста уровня жизни и сокращение бедности населения, более полное удовлетворение потребностей и рационализации потребления, социальную стабильность и уверенность в будущем, достижение максимальной занятости, защиту окружающей среды и повышения экологической безопасности, снижение преступности. Реализация данных целей проводится социальной политикой нашего государства.

2.Понятие экономического роста

Экономический рост относится к числу сложных и многогранных явлений. В экономике необходимо четко разграничивать понятие «экономический рост» и «экономическое развитие». Так, экономическое развитие осуществляется и тогда, когда роста нет, но закладываются предпосылки для него, оно может выражаться в структурных преобразованиях, возможных новациях, которые непосредственно к экономическому росту не приводят. Также развитие может быть и по нисходящей линии, когда не только нет количественного роста, но и идет процесс убывания свойств и качества продукта, услуг.

Например, в 1996 –2000гг. в Республике Беларусь выделялись две различные тенденции: тенденция относительно высоких темпов роста, характерная для начала периода (1996 –первая половина 1998.), и замедление темпов экономического развития во второй его половине. Обусловлено это было тем, что многие факторы, стимулирующие экономический рост в начале пятилетия, такие как недоиспользованный производственный и научно- технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, исчерпали себя. С 1998г. обострились инфляционные процессы. Однако накопленный инфляционный потенциал не привел пока к существенному улучшению экономической ситуации. Сохраняетя низкий уровень рентабельности реализуемой продукции, медленно осуществляется обновление основных фондов.

По сути экономический рост является результатом общественного воспроизводства, который пройдя через стадии распределения и обмена проявляется в потреблении. Однако, при всей важности производства, экономический рост имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению. Следовательно, экономический рост, зародившийся в недрах производственного процесса, обретает свое настоящее содержание и сущность только в конце воспроизводственной цепочки, когда произведенный продукт становится и реализованным, и потребленным.

При анализе экономического роста необходимо особое внимание уделять формам его оценки, так как он может быть представлен не только как критерий экономического развития, но и как процесс, имеющий множество количественных и качественных показателей, характеризующих не только экономические, но и социальные результаты. Помимо объемов общественного производства, показатели экономического роста должны включать в себя измерители, характеризующие не только количественный, но и качественный аспект роста, как, например, уровень развития производительных сил, социальные и другие показатели.

Так, экономический рост – в узком смысле: это процесс, который рождается на стадии непосредственного производства, приобретает устойчивый характер на остальных стадиях общественного производства, приводит к количественному и качественному изменению производительных сил, увеличению общественного продукта за определенный период времени и росту народного благосостояния.

В широком смысле: - экономический рост, как показатель экономического развития, является главной траекторией развития общества. В совокупности с социальными, политическими, демографическими и другими признаками, он определяет направление движения общества, устанавливая характер общественного развития в целом.

Следовательно, одной из центральных проблем экономики является достижение непрерывного и устойчивого экономического роста и для этого необходимо выявить внутренний механизм увеличения производства экономических благ в масштабе страны. Такой механизм можно обнаружить в самой структуре национального хозяйства, которая способна обеспечить сбалансированное расширенное воспроизводство.

Конечной целью экономического роста является потребление, рост благосостояния. В нашей стране длительное время значительная часть ресурсов в ущерб интересам народа направлялась на потребности армии, военно-промышленного комплекса и неоправданные социально-экономические проекты, что нанесло трудно устранимый ущерб отечественной экономике. Вместе с тем, прирост продукции военно-промышленного комплекса составлял весомую часть прироста национального производства.

Под экономическим ростом в масштабе всей национальной экономики принято понимать увеличение объема производства товаров и услуг за определенный период времени.

Экономический рост принято измерять относительно предшествующего периода в процентах или в абсолютных величинах. Обычно он измеряется с помощью такого показателя, как валовый национальный продукт (ВНП). ВНП определяется как рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год, где учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами данной страны как в рамках национальной территории, так и за рубежом. Другое определение ВНП представляет сумму доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве, здесь также учитываются и амортизационные отчисления. Для избежания двойного счета применяется такой показатель, как добавленная стоимость, которая представляет собой рыночную цену продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, купленных у поставщиков. Определенной модификацией ВНП является показатель валовый внутренний продукт (ВВП), который представляет сумму добавленной стоимости всех производителей товаров и услуг, называемых резидентами (граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, живущих в стране менее 1 года). Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от факторов производства из-за границы и факторными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, то мы получим показатель ВНП. Разность между показателями ВНП и ВВП незначительна и колеблется в пределах плюс минус 1% ВВП. Важным является тот факт, что при анализе экономического роста во внимание принимается только изменение реального ВНП (ВВП).

Таким образом, по первоначальному определению экономического роста, можно сделать вывод о том, что указанная категория представляет собой увеличение реального ВНП (ВВП) за какой-то период времени. Например, если в текущем году реальный ВВП составил 540 у.е., а в предыдущем 500, то в абсолютном выражении он увеличился на 8 % (540-500:500). Расчет относительной величины экономического роста связан с понятием «годовой темп прироста». Если сравнивать годовые темпы прироста ВНП за определенный период времени, то можно выявить направление развития экономической системы.

При сопоставлении развития государств на международном уровне широко используется и такой показатель, как ВНП (ВВП) на душу населения и темпы его изменения. Эти параметры будут характеризовать уровень жизни и динамику благосостояния той или иной страны. В экономической литературе можно встретить также определение экономического роста как развитие системы посредством увеличения реального национального дохода.

В этом случае мерой прогресса служит темп роста национального дохода в целом или на душу населения.

В социально- экономическом развитии Республики Беларусь пятилетие 1996-2000гг.явиловь переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходивших в стране после распада СССР, а также проводимых с 1991г по 1994г. либеральных экономических реформ.

В целях вывода страны из кризисного состояния в 1994г. была разработана Программа неотложных мер, реализация которой помогла заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить социальную защиту населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ по мере созревания объективных предпосылок и не в ушерб уровню жизни населения, усилился государственный контроль за процессами ценообразования, разгосударствления и приватизации. В 2000г. экономическое положение стабилизировалось, был достигнут существенный рост по важнейшим социально- экономическим показателям. Валовый внутренний продукт за пятилетие увеличился на 36%, продукция промышленности – на 65, инвестиции в основной капитал –на 34 и т.д. Эти показатели экономического развития Белоруссии значительно выше по сравнению с другими странами СНГ. Однако для беспечения устойчивого развития экономики на 2001г.-2005г. требуется ускорение ее структурных преобразований, реструктуризация предприятий и обновление основных фондов, проведение гибкой бюджетно –налоговой, денежно- кредитной и ценовой политики.

Решение стратегических задач реального развития сектора экономики до 2005г. обуславливают необходимость роста ВВП и основные направления реформирования его отраслевой и воспроизводственной структуры. Прогнозируется среднегодовой темп прироста ВВП за 2001 2005 гг. 6,2 –7 %. В результате будет не только восстановлен объем ВВП докризисного 1990г, но и на 20-24% превысит его уровень. Темпы роста ВВП будут определяться тенденцией развития промышленного производства, доля которого в структуре ВВП изменится незначительно и составит к концу прогнозного периода около 26%. Роль сферы услуг в развитии экономики страны будет последоватеьно возрастать, и ее удельный вес в ВВП повысится с 40,5% в 2000г. до 42% в 2005г. Для модернизации производства предусматривается переориентация внутренних ресурсов на накопление и более активное привлечение в экономику страны иностранных инвестиций и кредитов. К концу прогнозного периода предполагается увеличить долю накопления в ВВП с 22% в 2000г. до 27%.

3.Типы экономического роста

Экономическая наука выделяет два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном (расширяющем) типе экономический рост происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства), земли. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников, а также за счет увеличения мощности предприятия, то есть увеличения установленного оборудования. При этом технологическая база остается неизменной. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.

Роберт Солоу (США) установил, что модель экономического роста при отсутствии технического прогресса (то есть при экстенсивном расширении производства) обладает свойством постоянной отдачи от масштаба увеличения факторов: Y=F (K,L,N), где Y – выпуск продукции, F – количественная зависимость, K – основной капитал, L – труд, N – природные, материальные ресурсы. Данная формула выражает следующую зависимость: если капитал, труд и материальные затраты возрастают на величину Z, то и объем производства увеличится в Z раз. Именно это свойство характерно для экстенсивного увеличения производства: оно прямо пропорционально величине затраченных производственных факторов.

Экстенсивный рост производства – самый простой и исторически первоначальный путь расширенного воспроизводства. Его достоинство состоит в том, что это наиболее легкий путь повышения темпов хозяйственного развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы. С другой стороны, такой путь увеличения производства имеет и определенные недостатки, так как ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Поскольку выпуск продукции повышается в той же степени, в какой возрастают величины используемых основных фондов, материальных ресурсов и численность работников, то на неизменном уровне остаются количественные значения таких экономических показателей, как фондоотдача, материалоемкость и производительность труда.

Экстенсивное расширение производства предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы экономики. Однако при этом обязательно ухудшаются условия воспроизводства. Так, все более стареет оборудование на действующих предприятиях. Из-за нарастающего истощения природных ресурсов приходится расходовать все больше труда и средств производства для добычи каждой тонны сырья и топлива. В результате экономический рост во все возрастающей мере носит затратный характер. Долговременная ориентация на преимущественно экстенсивный путь роста выпуска продукции ведет национальное хозяйство к тупиковым ситуациям.

Например, в 80-х годах в СССР осложнилась демографическая ситуация: низкая рождаемость при сравнительно высокой смертности, почти наполовину снизился прирост трудовых ресурсов. Страна встала перед проблемой: как увеличивать выпуск продукции без всякого прироста трудовых ресурсов?

Перечисленные проблемы наглядно показывают, что экстенсивный путь экономического роста давно исчерпал себя. Он неизбежно вел к общему упадку производства. Выходом из такой ситуации является интенсификация воспроизводства.

Все проблемы экстенсивного экономического роста были гиперболизированы во всех сферах экономики СССР. Типичной в этом отношении является девятая пятилетка (1971-1975гг.) в нашей стране. Один процент прироста национального дохода был получен путем увеличения объема основных производственных фондов на 1,7 % и величины стоимости материальных затрат на 1,2 % . Каждый прирост национального дохода на 1/5 достигался за счет увеличения численности и на 4/5 за счет повышения производительности их труда. Как видно, в целом имел место затратный экономический рост. Преодолеть его мешало отставание страны от среднего в мировой практике уровня использования сырьевых ресурсов, большую отсталость технологий, изношенность производственного оборудования, недостаточную квалификацию многих работников. За 1986-1990 гг. износ производственных основных фондов возрос с 38 % до 41 %. Фактически сроки службы промышленного оборудования вдвое превышали нормативные. На хозяйственном развитии страны отрицательно сказались диспропорции в размещении сырьевой и топливно-энергетической базы. Подавляющая часть промышленного производства была сосредоточена в Европейской части, где имеется менее 1/3 всех природных ресурсов. Добыча же топливно-сырьевых продуктов в районах Крайнего Севера и к востоку от Урала вела к их удорожанию в 1,5-2 раза. Стала падать добыча угля, нефти, железной руды и других природных средств производства.

Более сложный тип экономического роста – интенсивный (напряжение). Главное здесь –совершенствование технологии производства, повышение основных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста -–повышение производительности труда.

Этот тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Практически рост его производства обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и так далее.

Главный отличительный признак этого типа экономического роста – повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса. При данном типе расширенного воспроизводства появляется новый фактор экономического роста – повышение эффективности всех традиционных факторов. Интенсивно расширенное производство более прогрессивно, поскольку решающую роль в подъеме эффективности условий производства начинают играть достижения науки и техники. В связи с этим в масштабе общества развивается производство научно-технической информации, которая воплощается во все более эффективные средства производства. Одновременно повышается культурно-технический уровень работников.

При интенсивном увеличении производства преодолеваются преграды экономического роста, порожденные известной ограниченностью естественных ресурсов. Наиболее выгодным фактором расширения производства становится ресурсосбережение. Например, чтобы сберечь 1т условного топлива (7000ккал) путем применения новой технологии, требуется в 3 –4 раза меньше затрат по сравнению с расходами на добычу такого же объема топлива.

Между тем интенсификация связана с глубокой прогрессивной перестройкой структуры народного хозяйства, широкой подготовкой кадров инициативных и высокопрофессиональных работников. Особенности интенсивного типа расширенного воспроизводства состоят в том, что при нем невозможны очень высокие темпы экономического роста. Вместе с тем научно-технический прогресс может вызывать безработицу, которая усиливается в трудноизбыточных регионах страны.

В зависимости от тех или иных направлений экономии производственных ресурсов различают несколько видов интенсификации: трудосберегающая, капиталосберегающая, всесторонняя.

Трудосберегающий вид интенсификации предполагает, что новая техника вытесняет из производства рабочую силу. В этом случае скорость роста выпуска продукции опережает темпы изменения численности работников.

При капиталосберегающем виде интенсификаци, благодаря применению более эффективных машин и оборудования, сырья и материалов, достигается экономное расходование средств производства. Эти изменения в наибольшей мере стали проявляться на начальном этапе НТР, когда широко осваивались высокопроизводительное автоматическое оборудование, удешевлявшее продукцию, а также достижения химии полимеров и т.д.

Наконец, всесторонняя интенсификация – это такое направление экономического прогресса, при котором используются все указанные формы ресурсосбережения. Когда экономятся и трудовые, и вещественные условия производства. Данный вид интенсификации практически внедряется в условиях современного этапа НТР и высоких технологий.

В индустриально развитых странах нельзя найти в чистом виде первый или второй тип экономического роста: они сочетаются в каком-то соотношении. В зависимости от того, какой способ увеличения производства товаров и услуг преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или интенсивном типе роста. Так, принято относить экономический рост к тому или иному типу в зависимости от удельного веса прироста реального ВНП за счет интенсивных факторов роста. Если доля реального ВНП обусловленного интенсивными факторами роста, превышает 50%,то можно говорить о преимущественно интенсивном экономическом росте. Если же удельный вес прироста реального ВНП за счет такого рода факторов мене 50% от общего прироста ВНП, то на лицо преимущественно экстенсивный тип.

В нашей Республике создаются условия для устойчивого экономического роста интенсивного типа на основе повышения эффективности реального сектора экономики путем его финансового оздоровления, ликвидации дефицита платежного баланса и валютных средств, осуществление структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперации и интеграции крупных и средних малых предприятий, выведение из хозяйственного оборота неэффективных или бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по преодолению возможной безработицы, целеноправленная государственная поддержка инноваций, важнейших систем производственной и социальной сферы, повышение эффективности развития агропромышленного комплекса, разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования экономики, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово- промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, других международных интеграционных образований, совершенствование механизма стимулирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных производителей на внутренних и внешних рынках и т.д.

4.Источники и факторы экономического роста.

Оценить экономический рост можно с помощью системы взаимосвязанных показателей, отражающих изменение результата производства и его факторов.

В условиях рыночной экономики для обеспечения производства товаров и услуг необходимы три фактора производства: труд, капитал и земля (природные ресурсы). Следовательно, совокупный продукт Y есть функция от затрат труда (L), капитала (K), и природных ресурсов (N): Y=f(L,К,N).

Во-первых, важным показателем экономического роста является отношение Y/L-производительность труда, т.е. отношение объема выпуска продукции к затратам живого труда, осуществленным в процессе производства товаров и услуг. Обратное отношение –L/Y называется трудоемкостью продукции.

Во- вторых, отношение объема продукции к величине использованного в процессе производства капитала Y/K это производительность капитала, или капиталоотдача. Обратный показатель K/Y –это капиталоемкость продукции.

В третьих, важным показателем экономического роста является и отношение объема продукции к затратам природных ресурсов –земли, энергии и т.п. Y/N производительность природных ресурсов. Обратное отношение N/Y ресурсоемкость продукции.

Рассмотренные показатели Y/L, Y/K,Y/N характеризуют производительность соответствующих факторов производства.

Кроме указанных соотношений между выпуском продукции и отдельными факторами производства используются и соотношения между самими факторами производства для характеристики связи между ними. Таким показателем является прежде всего соотношение между затратами капитала и затратами труда (K/L), т.е. капиталовооруженность труда.

Необходимо также отметить, что для анализа экономического роста имеют важное значение и показатели предельной производительности, которые определяют размер прироста выпуска продукции в зависимости от прироста каждого отдельного фактора при неизменности остальных факторов производства. Во- первых, это отношение добавочного продукта к добавочному труду, т.е. предельная производительность труда, во- вторых, это отношение добавочного продукта к добавочному капиталу, т.е. предельная производительность капитала. В третьих, отношение добавочной продукции к добавочному использованию природных ресурсов, т.е. предельная производительность природных ресурсов.

Все показатели предельной производительности (труда, капитала и природных ресурсов) выражают определенный вклад каждого фактора производства в увеличении общего объема выпуска продукции. Таким образом, общий объем выпуска продукции представляет собой сумму произведений величины каждого из используемых факторов производства на его предельную производительность.

Главным инструментом анализа экономического роста является производственная функция, которая выражает зависимость между максимальным выпуском продукции и затратами, которые необходимы для ее производства, а также зависимость между самими затратами.

В экономической теории принято выделять факторы экономического роста, лежащие на стороне совокупного спроса, и факторы, лежащие на стороне совокупного предложения.

К факторам, лежащим на стороне совокупного предложения относятся:

- количество и качество природных ресурсов;

- количество и качество трудовых ресурсов;

- объем основного капитала;

- уровень научно- технического прогресса.

От факторов совокупного спроса зависит реализация выросшего национального продукта, т.е. все элементы совокупного спроса должны обеспечивать полную занятость всех увеличивающихся ресурсов. Кроме того, к факторам, связанным с совокупным спросом, относится и эффективное распределение ресурсов.

Важнейшим из факторов являются затраты труда. Этот фактор определяется прежде всего численностью населения страны. Однако часть населения не включается в число трудоспособных и не выходит на рынок труда, к ней относятся учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.д. Желающие работать образуют так называемую рабочую силу. Кроме того, в составе рабочей силы выделяются безработные, т.е. те, кто имеет желание работать, но не может найти работу.

На октябрь 2003г. в Белоруссии зарегистрировано 140,7 тыс. безработных, их численность с января увеличилась на 10,2 тыс., а по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 16,7 тыс.чел. Уровень безработицы по Республике достиг 2,3%. Конкуренция на свободные места на рынке труда продолжает расти и в настоящее время.

Однако изменение затрат труда числом занятых не в полной мере отражает действительное положение вещей. Наиболее точным измерителем затрат труда является показатель количества отработанных человеко-часов, позволяющий учесть суммарные затраты рабочего времени. Увеличение затрат рабочего времени зависит от ряда факторов: от темпов прироста населения, от желания работать, от уровня безработицы, уровня пенсионного обеспечения и т.п. Все факторы меняются во времени и по странам, создавая исходные различия в темпах и уровнях экономического развития.

Наряду с количественными факторами важную роль играет качество рабочей силы и соответственно затрат труда в процессе производства. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Иначе говоря, затраты труда могут расширяться без какого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а лишь за счет повышения качества рабочей силы.

В нашей республике экономическая политика в области оплаты труда будет формироваться с учетом того, что заработная плата должна стать важнейшим фактором экономического роста и повышения эффективности производства и ее среднемесячный уровень к 2005г. должен быть достигнут до уровня, эквивалентного 250 долл. США. В реальном секторе экономики в сфере трудовых отношений будет реализовываться цель обеспечения повышения стимулирующей роли заработной платы в результате труда и тем самым восстановления у зарплаты функции расширенного воспроизводства рабочей силы. В области занятости населения основным является формирование ее рациональной структуры в соответствии с потребностями реформируемой экономики, повышения эффективности использования трудовых ресурсов путем проведения сбалансированной инвестиционной политики, разработке действенных налоговых стимулов для развития индивидуального предпринимательства.

Другим важным фактором экономического роста является капитал- это оборудование, здания и товарные запасы. Основной капитал включает и жилой фонд, потому что люди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг, предоставляемых домами.

Фабричные здания и конторы с их оборудованием являются факторами производства, потому что работники, вооруженные большим количеством машин, будут производить больше товаров. Товарные запасы также вносят свой вклад в производство.

Затраты капитала зависят от величины накопленного капитала. В свою очередь, накопление капитала зависит от нормы накопления: чем выше норма накопления, тем больше (при прочих равных условиях) размеры капиталовложений. Прирост капитала также зависит и от размаха накопленных активов - чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста. Так, например, размеры накопленного капитала в США и странах Западной Европы велики и темпы его роста в 3-5 раз ниже, чем в таких странах, как Южная Корея, Бразилия, Тайвань и др., где процесс накопления начался сравнительно недавно.

При этом следует иметь в виду, что объем основного капитала, приходящего на одного работника, т.е. капиталовооруженность, является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда. Если за определенный период возрастает объем капиталовложений, а численность рабочей силы увеличивается в большей степени, то производительность труда будет падать, так как сокращается капиталовооруженность каждого работника.

В Беларуси совершенствование отношений собственности осуществляется в интересах создания устойчивых предпосылок для экономического роста и должно обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и народнохозяйственного комплекса в целом. Основные его направления: развитие социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций. Предусматривается активизация производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в сельской местности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, а также оказанию торговых, социальных и бытовых услуг. Для модернизации производства предусматривается переориентация внутренних ресурсов на накопление и более активное привлечение в экономику иностранных инвестиций и кредитов. К концу 2005г. предлагается увеличить долю накопления ВВП с 22,8% в 2000г. до 27%. Это позволит расширить масштабы производства на новой технической основе. Решение проблемы обеспечения расширенного воспроизводства основных фондов потребует значительного увеличения объема привлекаемых иностранных инвестиций, а также сосредоточения имеющихся ограниченных ресурсов на развитии особо важных инвестиционных проектов экспортоориентированной и импортозамещающей направленности, обеспечивающих высокую окупаемость и быструю отдачу капитальных вложений, значительное повышение конкурентоспособности продукции.

Важным фактором экономического роста является земля, а точнее, количество и качество природных ресурсов. Вполне понятно, что большие запасы разнообразных природных ресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и погодные условия, значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вклад в экономический рост страны. Однако наличие обильных природных ресурсов не всегда является самодостаточным фактором экономического роста. Например, некоторые страны Африки и Южной Америки обладают существенными запасами природных ресурсов, но до сих пор состоят в списках отсталых стран. Это означает, что только эффективное использование ресурсов ведет к экономическому росту.

Например, в нашей Республике в настоящее время одним из приоритетных направлений развития торфяной промышленности является освоение производства торфолигниновых брикетов за счет полной утилизации лигнина –отхода производства Речицкого и Бобруйского гидролизных заводов. За счет реконструкции брикетных цехов и отвода новых земель под сырьевые базы предприятий выпуск топливных брикетов увеличится почти на 39% к 2005г.

Научно-технический прогресс является важным двигателем экономического роста любого государства и включает в себя совершенствование технологий, новые методы и формы управления и организации производства. Научно-технический прогресс позволяет по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции. При этом, как правило, возникают новые, более эффективные отрасли. Увеличение эффективного производства становится основным фактором экономического роста.

Новое качество экономического роста выражается прежде всего в повышении эффективности производства на основе достижений НТП, в применении ресурсосберегающих технологий, в качественном преобразовании структуры и в составе совокупного работника и производства. В общем объеме производства повышается вес наукоемких отраслей производства, таких как, приборостроение, выпуска ЭВМ, электротехническое производство, атомная энергетика, производство синтетических смол, пластических масс, прогрессивных конструкционных материалов, другие производства, использующие достижения НТП.

Новое качество экономического роста состоит также и в том, что вещественное накопление прироста производства происходит главным образом за счет продукции тех отраслей, которые определяют технический прогресс и обслуживают потребности человека. В современных условиях высокие темпы роста промежуточной продукции не могут служить адекватным показателем нового качества экономического роста. Не уголь, сталь и т.п. удовлетворяют непосредственные потребности человека, хотя, разумеется, без их производства не возможен выпуск автомобилей, строительство домов и т.п. Речь идет о такой направленности развития, когда мощь страны определяется не масштабами добытых природных ресурсов и изготовленных полуфабрикатов, а масштабами развития наукоемких видов производства, систем информационного обеспечения, широчайшим спектром товаров потребительского назначения, улучшением состояния окружающей среды, увеличением времени для полноценного досуга и т.д.

Следовательно, новое качество роста означает динамический процесс, выражающийся в изменении качественных показателей экономики, в использовании научно-технических достижений, позволяющих поставить природные силы и ресурсы на службу человека.

Основными положениями программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. определено, что важнейшим фактором экономического роста нашей Республики в реальном секторе экономики станет эффективное, менее энергоемкое и материалоемкое производство товаров и услуг, а также рациональное использование трудовых ресурсов. Предполагается снижение материалоемкости товаров и услуг за пятилетие на 6-7%, энергоемкости ВВП-на 20-25%. В результате структурных преобразований и совершенствования организации производства, повышения стимулирующей роли оплаты труда предполагается обеспечить прирост производительности общественного продукта на 45-50%. Таким образом, весь прирост производства будет обеспечен за счет роста производительности труда. Более 60% общего прироста производительности труда предполагается обеспечить за счет освоения прогрессивных ресурсосберегающих технологий в промышленности и строительстве, создание новых эффективных рабочих мест, внедрении современных технологических процессов переработки и хранения сельхозпродукции, малооперационных технологий в легкой и местной промышленности. Доля ручного труда сократится почти в два раза. В качестве приоритетов определены: информационные технологии, микроэлектроника и оборудование для ее производства, приборостроение, точное машиностроение, новые материалы различного назначения, техника для быта и здравоохранения, биологические и тонкие химические технологии, машины, оборудование и продукты для сельского хозяйства, высокоточная техника и технологии для обороны.

5.Роль государственного регулирования в экономике и ее росте.

Во всех промышленно развитых странах существует государственный сектор экономики и его размеры могут служить критерием экономической роли государства, которое мерами своего воздействия играет значительную роль в регулировании экономического роста.

История экономической теории знает несколько моделей государственного регулирования в экономике.

Так, Дж.М. Кейнс и его сторонники рассматривают роль государства в стимулировании экономического роста преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции. Как и марксизм-ленинизм, теория Кейнса была реакцией на противоречия и трудности капиталистической рыночной экономики. Но если материалист К.Маркс все проблемы свел к собственности, к ее национализации, как условию к переходу к управляемой экономике, то Кейнс показал, что можно регулировать экономику и без национализации, сочетая три вида собственности: частную, коллективную и государственную. Ленин, следуя Марксу, провел полную национализацию и оказался среди руин. Сталин построил тоталитарное государство, основанное на централизованном планировании.

Кейнс показал иной вариант развития, который и лег в основу «Нового курса» Рузвельта. Это государственное регулирование, сочетаемое с рынком, и обеспечило мощный рост американской экономики. А вот в Западной Европе, где традиционно сильное влияние социал-демократов, произошел «перегиб» в сторону бюрократизации экономики. К тому же социал-демократы упорно сводили регулирование к дележу общественного пирога. Сейчас на Западе идет очевидное возрождение кейнсианства. И на это есть все основания. Первый фактор – кризисы, с которыми столкнулись все страны, принявшие рецепты монитаризма, в том числе и Россия. Монитаристские рецепты доморощенных экономистов, уверивших Ельцина в том, что полная экономическая свобода через несколько месяцев автоматически позволит России сделать рывок вперед, оказались несостоятельными. Второй – превращение Америки в единственную сверхдержаву США, практически полностью овладевшей Международным валютным фондом, Всемирной торговой организацией, Международным банком, а сейчас захватившей и Ирак. Интересно то, как кейнсианские методы использует Дж. Буш. Он сокращает налоги на малый бизнес в среднем почти на 2 тысячи долларов для каждого предпринимателя. Но не просто сокращает (это были бы меры либерализма), а при условии, что эти деньги идут на инвестиции. Буш сокращает налоги и на граждан, но опять таки не вообще, а по –кейнсиански –целенаправленно. Налог сокращается с семейных пар (женитесь!)- почти на 2 тысячи долларов. Дополнительно сокращается для семей, у которых есть дети, - до 1000 долларов на каждого ребенка (рожайте!). Известный американский экономист русского происхождения, нобелевский лауреат Василий Леонтьев на вопрос о перспективах кейнсианства сказал: «ХХI век Кейнс встречает «на коне». Это значит, что Кейнс доказал, что можно сочетать в экономике организующее начало, используя возможности государства и конкурентную рыночную систему. Именно это стало основой формирующегося сейчас постиндустриального строя.

В противоположность кейнсианцам представители одного из направлений неоклассицизма «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов ведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности значительные налоговые льготы на инвестиции.

Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости или полной загрузке производственных мощностей.

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования государством экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста, могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей, направление расходов на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

Государство обеспечивает свое участие в экономическом процессе путем прямого или косвенного вмешательства.

Прямое вмешательство государства предполагает принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы, а косвенное вмешательство государства в зависимости от его цели - направление на стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями, обеспечение полной занятости населения, стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы, воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации, также цен на некоторые специфические товары, поддержку устойчивого экономического роста, и некоторые другие цели.

Одним из главных направлений государственного регулирования экономики является накопление капитала, который всегда служит главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике и в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйствования. Следовательно, создавая дополнительные стимулы и возможности всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Государственное регулирование занятости - это поддержание нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы и должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательно резкое снижение занятости, так как это может привести к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия, а самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных органов является также регулирование денежного обращения, в частности, борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулированием денежного обращения государство также воздействует и на другие объекты, такие как условия накопления, цены, социальные отношения. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Также, к одному из главных объектов регулирования государством необходимо отнести и цены, динамика и структура которых отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Политика ценообразования в нашем государстве совершенствуется и становится все более либеральной. В соответствии с белорусским законодательством регулированию в настоящее время подлежат цены и тарифы на социально значимые товары и услуги. И если в июне-июле 1999г., когда утверждался их перечень, в нем значилось около 30 позиций, то сейчас осталось 10.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Государственное регулирование экономикой и ее ростом осуществляется административными и экономическими средствами.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако, в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические средства государственного регулирования можно разделить на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным объектом и инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. К основным экономическим средствам необходимо отнести: регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйствования. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль. Это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве случаев нерентабельные. Другая их часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта.

Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах эта тенденция заметно усилилась.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Государственное регулирование экономики является необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих, безработных и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.

Успех государственного регулирования экономики проявляется в темпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня, а также отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различные выступления), оценки государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

Анализ развития национальной экономики нашего государства за последние годы показывает, что поддержание высоких темпов роста ВВП при ограниченном использовании методов рыночной саморегуляции далее невозможно. Беларусь, следуя общему направлению реформ в России и других странах, начиная с 1991г. активно разрушала институты централизованного управления, осуществляя либерализацию своей экономики. Однако желаемый успех на начальной стадии переходного периода не был достигнут, поскольку рыночные импульсы не получили адекватных откликов в обществе. И это объяснимо, поскольку создание формальных (законодательных) и тем белее неформальных (моральных норм, традиций и т.д.) институтов цивилизованного рыночного хозяйства - процесс длительный. Этап создания сильных государственных институтов при одновременном замедлении процессов либерализации экономики начался с 1994г. Задача состояла в том, чтобы путем прямого субсидирования и налогового субсидирования, ужесточения контроля на всех кровнях экономики остановить падение темпов развития и одновременно создать необходимую институциональную среду и инфраструктуру рынка. Однако по мере ее решения созданная среда стала тормозить экономический рост. Чтобы преодолеть эту фазу необходимы дальнейшие либерализация дебюрократизация экономики, проведение административной реформы, которая исключала бы оперативные исполнительно-распорядительные функции государственного управления, сосредоточив их преимущественно на политических и на механизмах рыночной саморегуляции. Реструктуризация и приватизация крупных предприятий, поддержка малого и среднего бизнеса продемонстрирует странам –партнерам и международным структурам приверженность Белоруссии рыночным принципам и свободам; создаст предпосылки для формирования среднего класса в обществе; повысит устойчивость и адаптивные возможности народнохозяйственного комплекса страны.

Благоприятная институционная среда –инстремент к решению проблемы старения основного капитала. В белорусской промышленности коэффициент обновления основных фондов на протяжении последних лет колеблется в пределах 1,5-2,4. Это значит, что их полное обновление можно осуществить за 42-66 лет. Сократить этот срок способен лишь приток инвестиций. Доля инвестиций в основной капитал на уровне 16-18% ВВП не-достаточна и в отличие от развитых стран не позволяет нормально обновлять производство. Один из эффективных источников инвестиций –увеличение доли валового накопления в составе доли инвестиций ВВП. Это можно достичь или за счет снижения доли конечного потребления, или путем привлечения иностраннывх инвестиций, что как правило ведет к дефициту торгового баланса. Первый путь ограничен низким уровнем жизни населения и может осуществляться постепенно на основе опережащего роста валовых накоплений по отношению к росту конечного потребления в условиях ВВП. Но тогда проблему старения решить в ближайшее время не удасться, так как для этого необходимо удвоить долю инвестиций в ВВП.

Второй путь более приемлемый, тем более что иностранные инвестиции вызывают одновременно не только рост импорта инвестиционных товаров в страну, но и увеличение загрузки мощностей отечественных производителей и, как следствие, рост ВВП и потребления населения. Иностранные инвестиции имеют более высокую отдачу, так как основаны, как правило, на более прогрессивной технике и технологиях с использование более эффестивного менеджмента. Определенные возможности для обновления активной части основных фондов лежат в изменений структуры инвестиций. Необходимо поддерживать складывающуюся в последние годы тенденцию на увеличение доли инвестиций производственного назначения. Для приведения к более выгодному соотношению ВВП и основных фондов целесообразно постепенно выводить из производства неиспользуемые мощности, консервируя их до появления возможности разрузки или продавая тем, кто может их эффекивно использовать.

В стратегическом плане большое значение имеет для развития страны правильный выбор отраслевых приоритетов. Сегодня это продовольствие, жилье, экспорт. Однако такое доминировпние можно оспорить. Строительство жилья- импортоемкое производства, требующее в год (с учетом потребления ипортных ресурсов смежными производствами) около 1 млрд USD. Таким образом, строительство стимулирует импорт, что в условиях дефицита торгового баланса создает большие проблемы. Кроме того «наращивание» жилищного строительства «оттягивает» значительные ресурсы в ущерб инвестициям в производство.

Обеспечить население продовольствием, конечно, важно. Однако ставить задачу, чтобы все основные продукты производились в стране, большая часть которой относится к полосе рискованного земледелия, вряд ли разумно, так как ведет к неэффективному расходованию ресурсов и снижению экономической безопасности. К тому же при экстенсивном расширении сельского хозяйства, без реформирования АПК деньги просто «закапываются в землю», а самообеспеченность продовольствием только снижается. При формировании приоритетов экономического развития Белоруссии необходимо исходить из ее особенностей малой страны с открытой экономикой. Системный анализ показывает, что приоритетом для нас должна быть экспортная ориентация, основанная на более полном освоении и развитии тех конкурентных преимуществ и ограниченных ресурсов, которыми она обладает. Например, развитие высокотехнологических и наукоемких производств, оказание высокоинтеллектуальных, научных и образовательных услуг., развитие отраслей услуг транспортного комплекса и телекооммуникаций, развитие производств химической и тефтехимической промышленности, развитие деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, развитие отрасли добычи и переработки калийных солей, развитие конкурентноспособных и смежных производств тракторов, холодильников, телевизоров, алкогольных и безалкогольных напитков и т.д). Обеспечив развитие этих смежных с ними отраслей, Беларусь сможет создать базу для повышения благосостояния народа, оздоровления нации, появления ресурсов для массового жилищного строительства. Развитие остальных отраслей должно диктоваться требованиями экономической безопасности и рыночными процессами.

Необходимо отметить, что из анализа Основных положений программ социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. и 2005-2010 гг. важнейшей целью государства является обеспечение устойчивого роста уровня жизни и сокращение бедности населения. Государство оставляет за собой приоритет развития устойчивой экономики путем регулирования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики. Эти факторы должны стать конкурентными преимуществами Белоруссии. Будет совершенствоваться налоговая политика в интересах семьи. Социальная политика государства будет направлена на дальнейшее развитие и укреплений таких отраслей, как социально – культурного комплекса, главной задачей которого является формирование духовно богатого и физически здорового человека нового общества, развитие здравоохранения (объем финансирования к 2005г. планируется довести до 7,5% к ВВП), развитие образования, возрождение и развитие национальной культуры., жилищного строительства, где будут создаваться новые формы финансирования жилищного строительства, позволяющие использовать ранее накопленный материал, это прежде всего систему ипотечного кредитования. Новое жилье в 2001 –2005 гг. получат около 300 тыс. семей.

В качестве главной задачи инновационной политики ставится ускоренное освоение в производстве передовых отечественных и зарубежных научных разработок с целью насыщения рынка современной конкурентноспособной продукцией. Доля расходов на науку и научное обслуживание в ВВП в 2005г. составит 1,8%.

6. Заключение

Из анализа вышеизложенной темы можно сделать следующие выводы:

Экономический рост в масштабе всей национальной экономики может быть представлен как увеличение объема производства товаров и услуг за некоторый период времени. Важным является тот факт, что при анализе экономического роста во внимание принимается только изменение реального роста ВНП (ВВП). Тенденция изменения номинальных показателей не может рассматриваться как экономический рост. Следовательно, уточняя первое определение экономического роста, можно сделать вывод о том, что указанная категория представляет собой увеличение реального ВНП (ВВП) за период времени. Экономический рост обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем любого государства.

Рассматривая типы экономического роста необходимо отметить, что при экстенсивном экономическом росте происходит сокращение уровня безработицы, достигается полная занятость населения, которая позволяет увеличить темпы роста производства. Но это явление временное, т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же. Значит, данный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников. Следовательно, мы можем придти к выводу, что экстенсивный путь практически исчерпал себя, в условиях новых, еще развивающихся экономических отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако следует заметить, что экстенсивный путь дал рождение новому типу развития - интенсивному. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира. В настоящее время в индустриально развитых странах нельзя найти в чистом виде первый или второй тип экономического роста, они сочетаются в каком-то соотношении. В зависимости от того, какой способ увеличения производства товаров и услуг преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или интенсивном типе экономического роста. Однако в условиях научно-технической революции, развернувшейся с середины ХХ века, преимущественным типом экономического роста в западных индустриальных странах, в том числе и нашей Республике становится интенсивный тип экономического роста.

Экономический рост определяется следующими основными факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.

Государственное регулирование экономикой и принятие мер для ее постоянного роста необходимо для осуществления социальной политики любого государства. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей человечества (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций. Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильном проведении гибкой бюджетно-налоговой, денежно- кредитной, ценовой политике и политике инвестирования.

Список литературы.

1. «Экономическая теория», под редакцией Базылева Н.И., Гурко С.П., “БГЭУ», Минск, 1997г.

2. «Экономическая теория», под редакцией Борисова Е.Ф., М.,1990г.

3.«Мировая экономика», под редакцией В.М. Кудрова, издательство БЕК, Минск, 2000г.

4. «Проблемы развития национальной экономики Республики Беларусь», под редакцией И.А. Абрамова, Мн., 2002г.

5. «Проблемы развития национальной экономики» в 4-х частях под редакции М.И. Плотницкого и др., Минск, 1993.

6. “Курс экономической теории”, под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой В.А., издательство “АСА”, Киров, 1996г.

7. «Краткий курс государственного управления экономикой», Лившица А.Я., 1999г.

8 «Экономическая теория», Шишкина А.Ф., 1996г.

9. «Курс экономической теории», под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., «АСА», Киров 1997г.

10. «Курс экономики», под редакцией Райзберга Б.А., 1999г.

11. «Экономика», под редакцией Булатова А.С.,1996г.

12.Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг. и .Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005-2010гг, ООО “Мисанта”, г.Минск, 2002г.

13. Газета “Аргументы и факты”, 2003г. №40.

14. «Национальная экономическая газета», 2003г, №43, 68.

«__» ноября 2003г. ________________(Гладышев А.А.)