Ответы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру (специальность - 08.00.05 Экономика)

Вопрос № 3. Функции и методы управления. Особенности управления регионом на современном этапе.

Функции управления:

    Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

    Антимонопольное регулирование;

    Макроэкономическая стабилизация;

    Размещение ресурсов;

    Перераспределение доходов;

    Фискальная политика;

    Кредитно-денежная политика

Административные методы квалифицируются в качестве способов и средств прямого или внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты управления со стороны независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в свершении субъектом управления таких действий , в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения объектов.

Прямое их направление означает, что субъект управления принимает

управленческое решение обязательное для адресата управления.

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субьект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т.е. опосредствованно в отличие от способов прямого властного воздействия.

    Энергетическая политика;

    Таможенная политика;

    Кредитная политика;

      Политика обязательных резервов;

      Политика количественных кредитных ограничений (кол-во выданных кредитов);

    Налоговая политика.

Вопрос № 4. Роль экономических прогнозов в управлении экономикой. Методы прогнозирования.

Уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.

    Фактографические

    Опережающие методы (основаны на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, учитывающих ее свойство опережать прогресс науки и техники)

    Методы аналогий (выявление сходства в закономерностях развития различных процессов)

        Математический (в качестве аналога для объекта используют объекты другой физической природы, других областей науки и техники, имеющие математическое описание процесса развития, совпадающие с объектом прогнозирования)

        Исторический

    Статистические методы

        Экстраполяция (изучение динамики изменения экономического явления в предпрогнозном периоде и перенесения найденной закономерности на некоторый период будущего)

        Моделирование

        Корреляционные

        Регрессионные

    Экспертные

    Экспертные оценки с обратной связью

    Прямые экспертные оценки

«Мозговая атака»

Метод «Дельфи» (служит для определения и оценки вероятности наступления тех или иных событий)

Вопрос № 10. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики.

Меркантилизм – ГР необходимо. Классики – ГР не нужно, рынок саморегулируется. Кейнс – в процессе эк. спада только ГР может стабилизировать. 2 пол. ХХ века – расширение масштабов ГР.

Методы прямого государственного воздействия:

    определение стратегических целей развития экономики их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

    государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

    нормативные требования к качеству и сертификации технологии и

    продукции (стандартизация);

    правовые и административные ограничения и запреты по выпуску

    определенных видов продукции и т.р.;

    лицензирование некоторых видов деятельности и внешнеторговых

    операций;

    экологический контроль.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Методы косвенного государственного воздействия

    налогообложение, его уровень и систему налоговых льгот;

    регулирование цен, их уровня и соотношений;

    платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

    таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и

    условия обмена валют.

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют "правила игры" в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности.

Методы носят экономический и административный характер (важен баланс).

Формы государственного воздействия:

    Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

    Антимонопольное регулирование;

    Макроэкономическая стабилизация;

    Размещение ресурсов;

    Перераспределение доходов;

    Фискальная политика;

    Кредитно-денежная политика.

Вопрос № 11. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции и ее влияние на экономическое развитие.

Инфляция – это рост цен на товары и услуги (переполнение денежной массой, путей товарного обращения). Она проявляется когда спрос повышается относительно текущего предложения.

P = MV/Y

где Р = уровень цены

М = денежная масса в экономике

V = скорость оборачиваемости денег в экономике

Y = реальный объем производства в экономике

ΔP = (ΔM)(ΔV)/(ΔY)

Существует три наиболее используемых показателя инфляции:

    индекс потребительских цен (ИПЦ) - измеряет инфляцию на уровне потребителя;

    индекс цен производителя (ИЦП) - измеряет инфляцию на уровне производителя;

    дефлятор валового национального продукта (ВНП) - обращает внимание на общее движение цен в отдельно взятой экономике.

Эффекты инфляции на стоимость инвестиции будут зависеть часто от того, является ли она ожидаемой или непредсказуемой. Ожидаемая инфляция может быть использована в расчетах денежных потоков и ставок дисконтирования во время анализа, и стоимость инвестиции может основываться на этом.

Немедленным эффектом повышающегося темпа инфляции является падение стоимости облигации и повышение цен на акции (в особенности цикличных акциях как лесных, химических предприятий и драгоценных металлов), а также понижение стоимости инвестиций чувствительных к изменению процентных ставок.

Подавленная или скрытая инфляция проявляется при фиксированных ценах недостаточного развития производства и быстром росте платежеспособного спроса, ведет к товарному дефициту.

Открытая инфляция. Рост цен, отказ государства от регулирования воспроизводственного процесса переход от первой ко второй был характерен для нашей страны в период Гайдаровской либерализации цен в 1992 году.

Вопрос № 12. Приватизация как элемент трансформирования российской экономики.

Всемирный Банк: способы приватизации:

    прямая продажа активов;

    массовая приватизация по ваучерным схемам;

    выкуп контрольного пакета ак­ций менеджментом и/или работниками;

    публичное предложение;

    ликвидация;

    безвозмездная передача муниципальным органам;

    акционирование;

    акционерное государственное предприятие с участием ино­странного капитала.

Этапы приватизации в России:

      Акционирование и ваучерная приватизация (1992 – 1994 гг.) - началось формирование институциональных основ рыночной эконо­мики и наметились вполне определенные тенденции изменения со­циальной структуры на базе формирования частного сектора.

      Денежная приватизация (1995 г.) – не смогла эффективно заработать по 3 причинам: 1) на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний; 2) у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложе­ний—рынок государственных ценных бумаг; 3) из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.

Проблемы были неизбежны и в основном могут быть сведены к следующему.

    Несовершенство, неразвитость институтов собственности в переходных экономиках, отсутствие механизмов самонастройки и компенсации сторонних воздействий позволяют государству в лице чиновничьей номенклатуры фактически сохранять полностью или частично контроль над приватизированными активами.

    Нет никаких гарантий, что вслед за юридическим изменением формы собственности на государственные активы изменятся сами собой экономические отношения в распределении ресурсов. На самом деле регулирование ресурсной базы, как правило, сохранялось в руках государства безотносительно к форме собственности на активы. И необходимы большие дополнительные усилия, чтобы действительно разделить собственность и власть после смены юридического статуса.

    В трансформирующихся экономиках переход прав собственности не ведет автоматически к изменению системы управления и контроля. Опыт всех стран свидетельствует о неизбежности конфликтов по вопросам профессионального управления и контроля между новым и старым менеджментом, внешними и внутренними инвесторами приватизированных компаний даже неза­висимо от их размеров.

Вопрос № 14. Иностранные инвестиции. Цели, формы и методы привлечения.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является одной из важнейших задач, которые предстоит в ближайшие годы решить экономическому руководству России. Цели:

    пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

    аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;

    пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;

    эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

    финансирования как конкретных проектов в сфере производства, так и бюджетной сферы (через увеличение внешнего государственного долга);

    существенное повышение конкурентоспособности отечественного производства путем внедрения современных технологий, привносимых иностранными инвесторами в российскую экономику (что особенно важно для экспортноориентированных отраслей);

    создание новых рабочих мест предприятиями с иностранными инвестициями, что способствуют повышению уровня занятости населения России и снижению социальной напряженности;

    конкуренция предприятий с иностранными инвестициями со “старыми” российским предприятиями на внутреннем рынке может иметь существенное значение в борьбе с монополизмом;

    в долгосрочной перспективе “встраивание” России в мировой цикл движения капитала будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда.

Прямые - иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;

Портфельные - участие иностранного инвестора в управлении предприятием отсутствует или весьма пассивно (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг).

Методы:

    привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

    регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

    привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

    создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны;

    привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте;

    размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках.

Вопрос № 16. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами.

    Тарифные методы

    Таможенные тарифы на импорт – специфические (фикс. сумма с единицы измерения); адвалорные (в виде процента от таможенной стоимости товара); фискальный и протекционистский характер.

    Тариф на экспорт – мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке

    Таможенный союз – беспошлинная торговля или единый тариф.

    Нетарифные методы

    Квотирование

    Добровольные экспортные ограничения - страна – импортер устанавливает квоту, а страны – экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну; вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры

    Экспортные субсидии - прямые ( выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок ); косвенные ( путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.)

    Демпинг - следствие государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию

    Международные картели

    Экономические санкции

Вопрос № 17. Фискально-бюджетная политика. Ее роль и функции в системе государственного управления.

Фискально-бюджетная политика – мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.

Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.

Дискрециональная ФП (сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост)

В период спада:

    увеличения государственных расходов;

    снижения налогов;

    сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

В условиях инфляции:

    уменьшения государственных расходов;

    увеличения налогов;

    сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Политика автоматических (встроенных) стабилизаторов (встроенные, стабилизаторы – экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства).

Налоги

Государственный бюджет (подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период.)

Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание.

Вопрос № 18. Кредитно-денежная политика. Ее роль и функции в системе государственного управления.

Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен. Рассмотрим общую схему такого воздействия.

Высшая конечная цель КДП заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Проводником КДП является Центральный Банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке.

Инструменты регулирования денежной массы в обращении:

    операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг (Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.);

    политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка (Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными.);

    изменение норматива обязательных резервов (если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег).

Вопрос № 22. Формы и методы управления инновационными процессами в современной экономике.

Цели инновационной политики:

    выделение ее приоритетов, разработка механизмов их реализации;

    активизация развития инновационной инфраструктуры, расширение практики вторичного использования в этих целях производственных площадей и ресурсов;

    ускорение принятия закона об инновационной деятельности;

    принятие мер по развитию финансовой системы для привлечения в инновационную область внебюджетных источников финансирования, оздоровление кредитной сферы, развитие венчурных и страховых механизмов и др.

Инструменты инновационной политики государства

    программы технологического развития, формируемые для решения задач отраслей и способствующие выявлению точек эко­номического роста, технологическому перевооружению тех производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики в целом;

    отдельные инноваци­онные проекты высокой степени коммерциализации, обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных производствах.

Прямые методы

Косвенные методы

    Кредитные методы (преобразование кредитной и банковской систем, льготные условия кредитования)

    Налоговая система

    Амортизационная система (Повышение норм амортизации и увеличение сумм отчислений расширя­ет финансовые возможности предприятий и повышает их инвестиционную активность)

Вопрос № 25. Основные понятия теории эффективности

Содержание эффективности производства. В основе экономического прогресса лежит повышение эффективнос­ти производства. Специфическое содержание эффектив­ности в каждой системе хозяйства определяется обществен­ной формой производства, его целевой направленностью, своеобразием факторов и результатов производства. На всех этапах исторического развития общество интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конеч­ный производственный результат?

Эффективность общественного производства — это соотношение конечного результата производства — про­дукта П и затрат совокупного труда Т на его получение. Иными словами, критерием эффективности общественного производства является достижение наивысших результа­тов с наименьшими затратами. В наиболее общей форме эффективность общественного производства можно выра­зить как отношение П:Т.

В национальной экономике эффективность обществен­ного производства измеряется величиной национального дохода, а по отдельным регионам, отраслям, объединениям и предприятиям - величиной чистой продукции, отнесен­ных к соответствующим затратам общественного труда, а также темпами роста этих показателей. Важным требова­нием эффективности общественного производства являет­ся производство потребительных стоимостей, в наиболее полной мере соответствующих по качеству и составу по­требностям общества. Радикальная экономическая рефор­ма, всесторонняя демократизация общественной жизни создают предпосылки для повышения эффективности об­щественного производства. Показатели эффективности. Для характеристики эф­фективности производства применяется система показате­лей, таких как качество продукций, соответствие ее обще­ственным потребностям, производительность труда, фондовооруженность, фондоотдача, фондо- и материалоемкость. Рост качества продукции — важнейший показатель эффективности производства. Расширение выпуска высо­кокачественной продукции — признак интенсивного типа развития производства, характерная черта научно-техни­ческого прогресса. Эффективность производства находит свое отражение в достижении соответствия его результа­тов общественным потребностям. Главным показателем эффективности производства является производитель­ность труда. Некоторые экономисты их отождествляют. Производительность труда выражается в количестве по-гребительных стоимостей, произведенных в единицу вре­мени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукции. Повышение производительности труда зависит от квалификации работников, их опыта, уровня организа­ции производства. На производительность труда влияет величина и особенно качество фондовооруженности труда. Последняя измеряется отношением стоимости фондов к затратам живого труда (численности работников). Фондо-отдача характеризует эффективность использования ос­новных производственных фондов и измеряется количест­вом продукции, приходящейся на данную величину основ­ных фондов. Фондоемкость — стоимость основных про­изводственных фондов на единицу объема производства продукции. Снижение фондоемкости означает рост эффек­тивности воспроизводства и использования основных про­изводственных фондов. Материалоемкость — один из важных показателей эффективности использования мате­риальных ресурсов — сырья, материалов, топлива, энер­гии и т.д. Она определяется отношением стоимости мате­риальных затрат к величине произведенной продукции.

Обобщающими показателями экономической эффек­тивности являются норма прибыли и уровень рентабель­ности. Прибыль в рыночных условиях — главная цель предпринимательства и критерий эффективности произ­водства. Показателем эффективности здесь выступает норма прибыли как отношение полученной прибыли к затратам на производство.

Рентабельность характеризует результативность ис­пользования средств производства и трудовых ресурсов. Она определяется как отношение полученной предприяти­ем прибыли к сумме основных и оборотных фондов. Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок.

В условиях перехода к рыночной экономике изменяют­ся содержание и показатели эффективности производства. Поскольку основой рыночной экономики и предпринима­тельства является прибыль, в качестве первичного хозрас­четного показателя экономической рентабельности высту­пает максимизация прибыли на единицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции, работ и услуг, обеспече­ние конкурентоспособности.

В новых условиях сохраняется и общенациональный показатель эффективности: максимизация национального дохода, валового национального продукта на единицу за­трат и ресурсов при повышающемся уровне благосостояния народа. Общенациональная эффективность производ­ства зависит от эффективности производственной деятель­ности первичных ячеек производства (предприятия, объ­единения, акционерные общества, совместные предпри­ятия). Чем эффективнее производственная деятельность первичных звеньев, тем выше эффективность националь­ной экономики, тем больше у общества ресурсов для решения социальных и экономических задач.

Возрастает связь экономических показателей эффек­тивности с социальными. Чем выше экономические резуль­таты, тем выше должны быть и социальные результаты и наоборот. Социальные результаты выражаются в таких показателях, как повышение уровня жизни, увеличение свободного времени, улучшение условий труда и экологи­ческой обстановки в регионе.

Пути и факторы повышения эффективности произ­водства. Повышению эффективности общественного про­изводства способствуют освоение достижений научно-тех­нической революции, научная организация труда, рацио­нальная система специализации и кооперирования произ­водства, развитие инициативы и самостоятельности трудо­вых коллективов, структурная и организационная пере­стройка национальной экономики, совершенствование хо­зяйственного механизма, использование преимуществ меж­дународного разделения труда, совершенствование систе­мы стимулирования и мотивации труда.

Факторами повышения эффективности общественного производства можно считать научно-технические, организа­ционно-экономические, социально-психологические и внеш­неэкономические условия функционирования производства.

Вопрос № 26. Затраты производства: классификация, принципы формирования и управления.

      Материальные затраты

    сырья и материалов;

    покупных материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов;

    запасных частей;

    износа инструментов;

    работ и услуг производственного характера;

    транспортных услуг;

    природного сырья;

    топлива;

    покупной энергии;

    потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли

      Оплата труда

      Отчисления на социальные нужды

      Амортизация основных фондов

    линейный способ;

    способ уменьшаемого остатка;

    способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

    способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

      Прочие затраты

Вопрос № 28. Прибыль как экономическая категория. Классификация прибыли. Особенности формирования и использования.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Экономическая прибыль - это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Валовая прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, основных фондов и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на единицу расходов по этим операциям. Чистая прибыль - это та часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Правило в максимизации прибыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам. - Предельные издержки представляют собой дополнительные переменные издерж­ки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализации продукции. -Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Распределение прибыли основывается на соблюдении трех принципов:

    обеспечение материальной заинтер-ности работников в достижении наивысших рез-тов при наименьших затратах;

    накопление собственного капитала;

    выполнение обязательств перед государственным бюджетом,

В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам.

В фондах специального назначения аккумулируется значительная часть прибыли, резервированная или направленная на образование источников финансирования, затрат на создание но­вого имущества предприятия производственного назначения и социальной инфраструктуры.

Фонды специального назначения четко разграничивают средства, направленные предприятием на производственное развитие и на потребительские нужды. В этой связи образуются две самостоятельные группы фондов: фонды накопления и фонды потребления.

Фонды накопления объединяют ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая направлена на строительство и приобретение основных фондов, т.е. на создание нового имущества предприятия.

Средства фондов потребления предназначены для финансирования расходов на социальные нужды и материальное стимулирование коллектива предприятия. За счет средств фондов работникам выплачиваются премии, не связанные с производственными результатами, различного вида поощрения, социальные и компенсационные выплаты, материальная помощь, лечение и отдых, приобретение медикаментов.

По экономическому содержанию фонды - это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для её целевого использования; на приобретение новой техники; мероприятия социальной направленности; материальное поощрение и прочие нужды.

Совет учредителей вправе направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий.

Вопрос № 29. Инвестиционное проектирование: сущность, цели, этапы. Критерии эффективности инвестиционных проектов.

Цели инвестиционного проектирования:

    привлечения инвестиций;

    получения кредита;

    трезвой оценки реальных возможностей.

Основные этапы инвестиционного проектирования

    Исследование рынка

    Поиск партнера

    Привлечение финансов

    Структуризация сделки

    Осуществление инвестиций

Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках.

К первой группе относятся критерии:

    чистый приведенный эффект (NPVNet Present Value);

    чистая терминальная стоимость (NTVNet Terminal Value);

    ин­декс рентабельности инвестиции (PI Profitability Index);

    внутренняя норма прибыли (IRR – Internal Rate of Return);

    модифицированная внутренняя норма прибыли (MIRR – Modified Internal Rate of Return)

    дис­контированный срок окупаемости инвестиции (DPPDiscounted Payback Period).

Ко второй группе относятся критерии:

    срок окупаемости инвестиции (PP - Payback Period);

    коэффициент эффективности инвестиции (ARR – Accounting Rate of Return).

Критерий NVP отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала коммерческой организации в случае принятия рассматриваемого проекта, причём оценка делается на момент окончания проекта, но с позиции текущего проекта, т.е. начала проекта. Проект рекомендуется к принятию если его NVP положителен ( т.е. > 0).

Вопрос № 31. Основные средства. Понятие, классификация, показатели и проблемы использования.

Основные фонды предприятия – это совокупность материально-вещественных ценностей, созданных общественным трудом длительно участвующих в процессе производства в неизменной натуральной форме и переносящие свою стоимость на изготовленную продукцию по частям по мере износа.

В зависимости от характера участия основных фондов в сфере материального производства они подразделяются на:

- производственные основные фонды функционируют в процессе производства, постоянно участвуют в нем, изнашиваются постепенно, перенося свою стоимость на готовый продукт, пополняются они за счет капитальных вложений,

- непроизводственные основные фонды предназначены для обслуживания процесса производства, и поэтому в нем непосредственно не участвуют, и не переносят своей стоимости на продукт, потому что он не производится;

Согласно существующей классификации основные фонды промышленности по своему составу в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций подразделяются на следующие виды:

    здания,

    сооружения,

    передаточные устройства,

    машины и оборудование,в том числе:

      силовые

      рабочие

      измерительные и регулирующие предметы

      вычислительная техника

      прочие

    транспортные средства,

    инструменты,

    производственный инвентарь и принадлежности,

    прочие основные фонды (рабочий скот, многолетние насаждения).

В зависимости от непосредственного участия в производственном процессе производственные основные фонды подразделяются на:

    активные (обслуживают решающие участки производства и характеризуют производственные возможности предприятия)

    пассивные (здания, сооружения, инвентарь, обеспечивающие нормальное функционирование активных элементов основных фондов).

1. фондоотдача

а

Ф = --------------

 2С 0осн + 2 С 0об

а - количество продукции

 2С 0осн - средняя стоимость основных средств

 2С 0об - средняя стоимость оборотных средств

2. фондоемкость - это величина, обратная фондоотдаче.

3. фондовооруженность

  2Сосн - ст-ть основных производственных фондов

Ф = ------

Ч - численность персонала

Вопрос № 32. Оборотные средства. Понятие, классификация, показатели и проблемы использования.

Оборотные фонды – та часть средств производства, которая целиком потребляется в течении 1 цикла производства. Они изменяют свою натурально-вещественную форму. Их стоимость полностью включается в затраты на пр-во эк. благ.

Все источники финансирования оборотных средств подразделяются на собственные, заемные и привлеченные

Заемные средства представляют собой в основном краткосрочные кредиты банка, с помощью которых удовлетворяются временные дополнительные потребности в оборотных средствах. Основными направлениями привлечения креди­тов для формирования оборотных средств являются:

    кредитование сезонных запасов сырья, материалов и затрат, связанных с сезонным процессом производства;

    временное восполнение недостатка собственных оборотных средств;

    осуществление расчетов и опосредование платежного оборота.

Коэффициент обеспеченности собственными и приравненными к ним оборотными средствами (К>ОБЕСП>) исчисляется по формуле:

К>ОБЕСП >= ОСФ> / ОСН>

где: ОСФ> – фактическое наличие собственных и приравненных к ним оборотных средств;

ОСН> — норматив собственных оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости (К>) оборотных средств определяется отношением объема реализованной строительной продукции по сметной стоимости к сумме среднегодового остатка оборотных средств. Он показывает, сколько оборотов сделали оборотные средства за рассматриваемый период, и определяется по формуле:

К> = РП / ОС

где: РП — объем реализованной строительной продукции, оплаченной заказчиками;

ОС — средний в течение рассматриваемого периода остаток оборотных средств.

Коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств в обороте (К>) показывает, сколько оборотных средств имеется в распоряжении строительной организации на каждую гривну реализованной строительной продукции. Он является величиной, обратно пропорциональной коэффициенту оборачиваемости, и определяется по формуле:

К>=ОС : РП

Продолжительность одного оборота в днях (о) определяется по формуле:

о=РПД / РП,

где: Д – число дней в периоде, за который исчисляется оборачиваемость (в финансовых расчетах продолжительность года принимается за 360 дней, квартала-90 и месяца-30 дней).

Вопрос № 33. Трудовые ресурсы. Понятия, структура, проблема управления.

Трудовые ресурсы - это совокупность людей, обладающих способностью трудиться. Они включают, прежде всего, население в трудоспособном возрасте. В эту группу входят мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и женщины от 18 до 55 лет.

К промышленно - производственному персоналу (ППП) относятся работники основных и вспомогательных цехов, отделов, служб, т.е. все те, кто непосредственно связан с основной деятельностью предприятия:

    рабочие,

    инженерно - технические работники,

    служащие,

    младший обслуживающий персонал,

    ученики и

    охрана

В состав непромышленного персонала входят работники подразделений, не связанных с основной производственной деятельностью предприятия: жилищно-коммунального хозяйства, детских, культурно - бытовых, медицинских подразделений, подсобных сельскохозяйственных предприятий и т.п.

Выявление внутрипроизводственных резервов труда осуществляется на основе комплексного изучения трудовых ресурсов на предприятии и включает следующие основные вопросы:

1) состояние обеспечения производства кадрами и их профессионально - квалификационный состав;

2) динамика производительности труда и основные факторы ее роста;

3) использование рабочего времени;

4) уровень занятости ручным, малоквалифицированным и тяжелым физическим трудом;

5) текучесть кадров и мероприятия по их закреплению.

Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:

1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.

3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.

4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.

5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.

7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.

8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионалького опыта путем перемещения на другие должности или уча­стки работы, а также процедур прекращения договора найма.

9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разра­ботка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффек­тивности труда руководящих кадров.

РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

2.1. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе

2.2. Подготовка кадров

2.3. Оценка результатов деятельности

2.4. Подготовка руководящих кадров

2.5. Управление продвижением по службе

Вопрос № 34. Налоговая система РФ на современном этапе. Направления совершенствования.

    Федеральные налоги

    налог на добавленную стоимость

    акцизы на отдельные группы и виды товаров

    налог на доходы банков

    налог на доходы от страховой деятельности

    налог с биржевой деятельности (биржевой налог)

    налог на операции с ценными бумагами

    таможенная пошлина

    отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

    платежи за пользование природными ресурсами

    подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий

    подоходный налог с физических лиц

    дорожный налог

    гербовый сбор

    государственная пошлина

    налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения

    сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний

    налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте

    Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов

    налог на имущество предприятий

    лесной доход

    плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем

    сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц

    Местные налоги

    налог на имущество физических лиц

    земельный налог

    регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

    налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне

    курортный сбор

    сбор за право торговли

    целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели

    налог на рекламу

    налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров

    сбор с владельцев собак

    лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями

    лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей

    сбор за выдачу ордера на квартиру

    сбор за парковку автотранспорта

    сбор за право использования местной символики (гербы; виды городов, местностей, исторических памятников и прочее)

    сбор за участие в бегах на ипподромах

    сбор за выигрыш на бегах

    сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме

    сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами

    сбор за право проведения кино - и телесъемок

    сбор за уборку территорий населенных пунктов

    сбор за открытие игорного бизнеса

    налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы

Первая группа проблем - нестабильность налогового режима, ухудшающая инвестиционный климат в России.

Вторая группа проблем - это совершенствование понятийного аппарата. Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в действующем Законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”. В статье 2 этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж (какой платеж?) дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики.

Третья группа проблем - это проблема разграничения компетенции властных структур различного уровня в области налогообложения и сборов.

Четвертая группа проблем, которые необходимо разрешить при разработке проектов новых налоговых законов, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками.

Вопрос № 35. Особенности налогообложения субъектов хозяйственной деятельности.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся :

а) субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и

б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

в) объект налога - доход или имуществ, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.);

г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки .

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода ( например, на тонну нефти или газа ).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 % ) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

Вопрос № 36. Банковская система РФ на современном этапе. Направления совершенствования.

А) ЭМИССИОННЫЕ БАНКИ

Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк (ЦБ).

Сформулируем основные функции центрального банка:

    эмиссия и контроль денежного обращения;

    расчетный и резервный центр банков;

    управление государственным догом и исполнение государственного бюджета;

    выполнение роли "кредитора последней инстанции", "банка банков";

    установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки Центрального банка по кредитам;

    определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики и их реализация;

    проведение научных исследований;

    определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;

    формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики.

б) НЕЭМИССИОННЫЕ БАНКИ КОММЕРЧЕСКИЕ (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ) БАНКИ

Важнейшими их функциями традиционно являются:

    аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

    обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;

    кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственного оборота:

    учет векселей и операций с ними:

    хранение финансовых и материальных ценностей:

    доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции)

В) СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БАНКИ

Инвестиционные и инновационные

Учетные и депозитные банки - исторически специализируются на осуществлении краткосрочных кредитных операций

Сберегательные (ссудосберегательные, взаимосберегательные) банки - строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов

Ипотечные (земельные) банки - осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества.

Вопрос № 37. Кредит: понятие и классификация. Кредитные отношения. Банковский кредит.

На рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий и банковский. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования

Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующим предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель такого кредита - ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них прибыли. Процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, как правило ниже, чем по банковскому кредиту. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервных капиталов, которыми располагают промышленные и торговые компании.

Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам, населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по направлению, срокам, размерам и имеет более широкую сферу применения. Замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банковский кредит носит двойственный характер: он может выступать как ссуда капитала для функционирующих предприятий, компаний либо в виде ссуды денег, т.е. как платежное средство при уплате долгов. По мере развития и расширения кредитной системы увеличиваются темпы роста банковского кредита. В настоящее время существует несколько форм банковского кредита:

Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговым компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования. Срок кредита - года, процент - от 10 до 25. В случае неуплаты по нему имущество изымается кредитором.

Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом, кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население, юридические лица, т.е. различные предприятия и компании.

Международный кредит носит как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.

Вопрос № 30. Инвестиционная деятельность: объекты, субъекты, источники финансирования. Механизм государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Объектами инвестиционной деятельности являются

    вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства

    ценные бумаги,

    целевые денежные вклады,

    научно - техническая продукция,

    другие объекты собственности,

    имущественные права и права на интеллектуальную собственность

Субъекты инвестиционной деятельности

Субъектами инвестиционной деятельности являются

    инвесторы,

    заказчики,

    исполнители работ,

    пользователи объектов инвестиционной деятельности,

    поставщики,

    юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.

Важнейшим условием активизации производственной деятельности в 1997 году остается формирование в российской экономике благоприятного инвестиционного климата, что предполагает необходимость:

    устойчивой стабилизации и последующего оживления производства с опорой на ныне конкурентоспособную часть производственного аппарата;

    осуществления комплекса мер по нормализации платежной дисциплины, что позволит делать сбережения в денежной форме;

    четкого разграничения сфер ответственности федерального и местного бюджетов, а именно:

      выделение средств на развитие федеральной собственности;

      в отношении отдельных объектов, находящихся в муниципальной собственности, — выделение средств из федерального бюджета только в порядке софинансирования в объеме, не большем, чем предусматривается за счет местного бюджета;

    дальнейшего последовательного снижения темпов инфляции и реальной банковской процентной ставки до уровня, стимулирующего массовые инвестиции в экономику;

    проведения взвешенной инвестиционной политики на фондовом рынке обеспечивающей разумный баланс интересов секторов;

    создания благоприятного налогового режима, способствующего наращиванию производительного капитала;

    стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики за счет развития системы государственных гарантий, предоставляемых частному инвестору на приоритетных для государства направлениях инвестирования.