Монетаризм как теория и практика (работа 1)

Государственный комитет по науке и высшей школе

Российской Федерации

Казанский финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

Реферат на тему : Монетаризм как теория и практика.

Выполнил : Юдин Г. Е. студент 209 группы

Проверил : Абдуллин И. И.

Казань

20 декабря 1994 года

Монетаризм как теория и практика.

Сложившаяся после второй мировой войны кейнсианская модель государственного регулирования могла быть приемлемой в условиях высоких темпов экономического роста, устойчивой тенденции к повышению производительности труда и улучшения эффективности производства. Высокие темпы роста национального дохода создавали материальную основу для его перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в середине 70-х гг. условия воспроизводства резко ухудшились. Возник эффект стагфляции, упали темпы роста. Экономические реалии 70-х гг. опровергли аксиоматичный, с точки зрения неокейнсианцев, закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция являются обратными величинами и не могут расти одновременно. Вопреки теории Кейнса инфляция сопровождалась стагнацией производства и ростом безработицы.

Попытки взбодрить экономику путем дефицитного финансирования и экспансионисткой политики кредитно-финансовых органов превратились в механизм непрерывной накачки денежных средств и раскручивания инфляционной спирали. Так, в 70--х гг. государство столкнулось с трудно разрешимой проблемой: как способствовать росту производства и занятости, не стимулируя при этом инфляцию, и как бороться с инфляцией, не препятствуя при этом росту производства и не увеличивая безработицу? Кейнсианская теория ответа на эти вопросы не могла дать.

В 70-е гг. экономика западных стран столкнулась не только с глубокими циклическими кризисами и затуханием темпов экономического роста, но и с рядом структурных кризисов: энергетическим, сырьевым, экологическим, валютно-финансовым и др. Отсюда возникла потребность не только в преодолении циклических кризисных потрясений, но и в сырьевой структурной перестройке экономики. Именно необходимость решения этих задач и определила содержание формирующейся модели государственного регулирования. Теоретической основой этой модели послужили концепции неоклассического направления экономической теории, в частности, таких ее современных вариантов, как монетаризм, теории экономики предложения и рациональных ожиданий.

Монетарная политика - один из основных макроэкономических инструментов, опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно на ставку процента.

Монетарная политика занимает сейчас, пожалуй, основное место в инструментах макроэкономики. Признано, что она действует более быстро и эффективно, чем фискальная политика. Некоторые школы в экономической теории даже считают, что фискальная политика вообще не приносит никакого результата и если уж пробовать помогать работе рыночного механизма, то только с помощью монетарной политики. К таким школам относятся монетаризм и школа рациональных ожиданий.

Монетаризм (М.Фридмен, Ф.Кейган, А.Мельтцер, Ф.Хайек, 70-е - 80-е годы ХХ в.). Основывается на теоретическом положении о саморегулирующейся экономической системе. Суть - в двух тезисах: деньги - главная движущая сила рыночной экономики; центральный банк может воздействовать на денежное предложение. Предлогается поддерживать темп прироста денежной массы на уровне 3-5 % в год. В противногм случае нарушается механизм частного предпринимательства, нарастает инфляция. Воздействие на экономику сводится к подддержанию постоянных темпов роста денежной массы. В связи с этим во многих странах было введено таргетирование денежной массы (от анг. target - цель), заключавшееся в установлении целевых ориентиров - низшего и высшего пределов различных денежных агрегатов на предстоящий период (квартал, год и т.п.). В США и ФРГ таргетирование было введено в начале 70-х годов, Канаде - в 1975г., Франции и Великобритании - в 1978г. В большинстве стран таргетирование выродилось в простую формальность: "вилки" пределов роста денежной массы подгоняются к фактическим темпам ее роста за предшествующий период, а за нарушение этих пределов центральный банк ответственности не несет.

Спрос и предложение денег.

Спрос на деньги определяется теми функциями, которые они выполняют в экономике. Деньги нужны прежде всего для того, чтобы осуществлять покупки необходимых товаров и услуг. Если растут доходы, то растут и цены. В результате населению и предпринимателям необходимо больше денег для осуществления своих операций. Следовательно, спрос на деньги зависит и от размеров доходов населения. Деньги нужны и для того, чтобы иметь запасную стоимость, накапливать деньги. Таким образом, спрос на деньги состоит из спроса на деньги как средство обмена и единицы счета и спроса на деньги как на запасную стоимость. И тот и другой очень чувствительны к изменениям в цене облигаций и других неденежных активов. Если облигации будут приносить более высокий процент, чем простое владение деньгами, то население будет предпочитать покупку облигаций. Мы можем сделать, следовательно, вывод, что спрос на деньги будет зависеть от того процента, который выплачивается по денежным активам и от размеров получаемого населением дохода.

Спрос на деньги - количество денег, которое население и предприниматели хотели бы иметь в своем распоряжении в настоящий момент в зависимости от имеющегося уровня доходов и ставки процента по денежным активам (график 1).

График 1. Спрос на деньги.

Если процент, выплачиваемый по облигациям, будет возрастать, то спрос на деньги будет сокращаться. И наоборот, если ставка процента будет падать, то население и предприниматели будут предпочитать хранить и держать у себя в виде денег большую часть своего дохода. Попробуем построить график спроса на деньги, исходя из предположения, что население может иметь доход либо в 1 триллион рублей, либо в 2 триллиона рублей, из которых часть будет храниться в деньгах, а часть в неденежных активах. Доля денег, хранимых населением, будет зависеть, таким образом, от процентной ставки по неденежным активам и размера доходов.

Предложение денег - количество денег, предлагаемое центральным банком страны на денежном рынке.

Предложение денег можно представить в виде кривой на графике, где на горизонтальной оси отложено количество денег в обращении, или денежная масса М2, а на вертикальной оси будет отложен уровень ставки процента на неденежные активы, такие, как облигации, например. Наклон кривой предложения будет определяться той целью, которую ставит перед собой центральный банк в области денежного предложения. Если центральный банк предпочитает сохранять определенное количество денег в обращении, не заботясь о ставке процента, то кривая будет иметь вид вертикальной прямой линии, как это показано на графике 2.

График 2. Предложение денег при поддержании стабильного обьема денежной массы

Если центральный банк ставит своей целью сохранение определенной ставки процента на денежном рынке, при равнодушном отношении к количеству денег в обращении, то предложение денег будет представлено горизонтальной прямой линией, параллельной оси, на которой отложено количество денег в обращении, как это показано на графике 3.

График 3. Предложение денег при поддержании стабильной ставки процента

Что влияет на предложение денег? Кредитная ситема устроена таким образом, что центральный банк регулирует количество резервов в денежно-кредитной системе и в результате воздействует на денежное предложение.

Денежно-кредитная политика центральных банков. Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, получила название денежно-кредитной политики. Ее цель заключается в регулировании хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Предполагается, что кредитная экспансия может оказать положительное влияние на динамику капиталовложений, потребительский спрос и способствовать выведению экономики из кризисного состояния. Напрнимер, экономический подъем обычно сопровождается "биржевой горячкой", спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких случаях центральные банки стремятся предотвратить "перегрев" конъюнктуры при помощи кредитной рестрикции: ограничение кредита, повышения процента, сдерживания темпов эмиссии платежных средств и т.п. Цель денежно-кредитной политики центрального банка - обеспечение благоприятных условий для финансового капитала. Эта цель конкретизируется в задачах органов денежно-кредитного контроля: смягчение или устранение циклических колебаний производства и занятости рабочей силы; регулирование темпов экономического роста; сдерживание инфляции; выравнивание платежного баланса. Попытки устранить коренные противоречия производства с помощью денежно-кредитной политики, как правило, не достигают цели. Поэтому денежно-кредитные мероприятия дополняются прямыми формами государственного вмешательства в экономику. Однако и в этих случаях удается лишь смягчить остроту кризисных явлений ценой диспропорций в экономике. Денежно-кредитная политика отличается от других методов государственного регулирования косвенным характером воздействия на процесс воспроизводства. Наиболее распространена следующая схема регулирования: денежная масса - норма процента - капиталовложения - национальный доход. Центральный банк пытается непосредственно изменять только объем денежной эмиссии и кредита. Эти операции влияют на рынок ссудных капиталов, что находит выражение в динамике нормы процента. Уровень процента, по мнению некоторых экономистов, важен для инвестирования капитала. Изменяя условия капиталовложений, центральные банки в конечном счете оказывают влияние на производство и занятость. Именно такую схему денежно-кредитного регулирования выдвинул в 30-х годах ХХв. буржуазный экономист Дж.М.Кейнс. Первичным объектом регулирующих мероприятий центрального банка служит не денежная эмиссия или объем кредита, а величина сумм на резервных счетах кредитных учреждений в этом банке. Между размером резервов и кредитными операциями банков существует взаимосвязь, которая определяется в значительной мере законодательством о минимальных нормах обязательных резервов. С ростом депозитов (в том числе мнимых вкладов) сумма резервов должна возрастать. Поэтому, если в ходе кредитной экспансии у банков образуется недостаток средств на резервном счете, они вынуждены затормозить или прекратить выдачу новых кредитов, продать часть портфеля ценных бумаг и принять другие меры для восстановления соотношения между резервами и размером своих операций. Это может привести к замедлению и даже прекращению роста банковских кредитов. Например, если банки располагают избытком средств на резервном счете (по сравнению с нормами резервов), они имеют возможность расширить кредиты и создавать новые депозиты. В итоге приток банковского капитала на рынок увеличивается. Регулируя резервную позицию банков, центральный банк пытается воздействовать на состояние рынка ссудных капиталов.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие, влияющие на рынок ссудных капиталов в целом, и селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д. К общим методам относятся: учетная (дисконтная) политика; операции на открытом рынке; изменение норм обязательных резервов.

Учетная политика - старейший метод кредитного регулирования: она применялась Банком Англии с середины ХIХв. Этот метод был связан с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам, центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сократить заимствования. Это затрудняло пополнение резервных счетов, вело к повышению процентных ставок и в итоге к сокращению кредитных операций. Если центральный банк снижал переучетную ставку, он облегчал для коммерческих банков пополнение резервных счетов и тем самым поощрял кредитную экспансию. Важность переучетных операций определяется м относительной свободой передвижения капиталов между странами : повышение переучетной ставки помогает привлечь в страну иностранные капиталы и уменьшить дефицит платежного баланса; снижение ставки способствует отливу капиталов из страны. Ограничение движения капиталов и кредитов ослабляет эффективность переучетной политики и в этой области. В 30 - 40 годах центральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику "дешевых денег", то есть низких процентных ставок и обильного кредита. В Великобритании с 1932 по 1951 год переучетная ставка сохранялась на уровне 2 %, в США с 1937 по 1948 г. - 1 % . Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремление обеспечить кредитование казначейства на льготных условиях в период и после Второй Мировой войны. С 50-х г. во многих странах вновь возродилась активная учетная политика. Однако в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими снизилось.

Операции на открытом рынке заключаются в покупке или продаже центральным банком государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже ценных бумаг центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции используются как метод регулирования резервов банков, а также процентных ставок и курса государственных ценных бумаг. Увеличение рынка государственных облигаций и переход к активной покупке центральными банками в 40-х годах ХХв. создали предпосылки для превращения операций на открытом рынке в главный метод денежно-кредитной политики. Эти операции широко применяются в США, Великобритании, Канаде, Внедрение их в других странах тормозится отсутствием там достаточно широкого и активного рынка государственных облигаций; с 50-х годов применяются в ФРГ, Нидерландах, Японии, скандинавских странах.

Изменение норм обязательных резервов, хранимых кредитными учреждениями в центральном банке, - метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые этот метод был введен в США в 1933 г. Ныне он используется во многих странах. В дополнение к общим методам денежно-кредитного регулирования в практике центральных банков применяются селективные. К их числу относятся: прямое ограничение размеров банковских кредитов; контроль по отдельным видам кредитов. Прямое ограничение размеров банковских кредитов приняло форму установления предельных лимитов по учету векселей для отдельных банковских учреждений. Контроль по отдельным видам кредитов часто практикуется по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить эти капиталы в пользу приоритетных отраслей или ограничить потребительский спрос.

В 70 - 80-х годах произошли важные изменения в денежно-кредитной политике. Обычно центральные банки при определении курса политики использовали в качестве ориентира данные об уровне и динамике процентных ставок. Подобная практика соответствовала догмам кейнсианской экономической теории о ключевой роли процента в инвестиционном процессе. Под влиянием идей неоклассического направления в буржуазной политэкономии центральные банки с середины 70-х годов большое внимание уделяют регулированию величины и темпов роста денежной массы. Согласно теории монетаризма главной пружиной циклических колебаний конъюнктуры и инфляционного процесса являются беспорядочное изменение денежной массы.

Границы денежно-кредитного регулирования. Центральные банки могут оказывать определенное влияние на состояние рынка ссудных капиталов и через него - на экономику. Но они не способны преодолеть закономерности воспроизводства, порождающие кризисные спады и другие нарушения хозяйственного механизма. Действиям центральных банков присущи противоречия, так как они направлены одновременно на достижение различных, часто несовместимых целей. Удешевление кредита и попытки стимулировать производство, как правило, способствуют нарушению пропорций в хозяйстве и усиливают инфляцию. Политика жесткого регулирования денежной массы не дает желаемых результатов, так как инфляция - сложный многофакторный процесс, который невозможно сдержать денежными мерами. В условиях валютного кризиса и падения курсов валют центральные банки пытаются улучшить состояние платежного баланса путем повышения процента и привлечения в страну капиталов. Удорожание кредита противоречит ориентации на рост производства.

Равновесие на денежном рынке - равенство количества предлагаемых денежных средств на денежном рынке количеству денег, которые желают иметь у себя население и предприниматели. На графике 4 равновесие будет отражено пересечением кривых спроса на деньги и предложения денег в точке Е.

График 4. Равновесие на денежном рынке.

Предположим, что равновесие спроса и предлдожения достигнуто при ставке процента, равной 12 %, и денежном предложении, равном 200 млрд.руб. Что произойдет, если ставка процента в этих условиях снизится до 8 % ? Снижение ставки процента на неденежные активы приведет к тому, что население и предприниматели будут стремиться больше оставить денег у себя. Спрос на деньги возрастет. В ответ на повышение спроса денежно-кредитная система будет стремиться занять больше резервов у центрального банка. Ставка по кредитам центрального банка вырастет, поскольку количество денег, предлагаемых банком, останется прежним. Рост ставки по кредитам центрального банка приведет к тому, что вырастут ставки по правительственным бумагам. В итоге ставка с 8 % поднимется вновь до 12 % . Равновесие будет восстановлено.

Механизм воздействия монетарной политики на национальный продукт.

Монетарная политика базируется на трех краеугольных камнях. Во-первых, на возможности центрального банка воздействовать на ставку процента через мультипликационное увеличение или сокращение денежного обращения. Во-вторых, на связи ставки процента с планируемыми инвестициями. В-третьих, на мультипликационном воздействии планируемых инвестиций на национальный продукт.

Связанные воедино эти три составляющие монетарной тполитики образуют так называемый траисмиссионный механизм, через который монетарная политика оказывает воздействие на национальный продукт, занятость и уровень цен.

Монетарная политика начинается с определения задач правительством и центральным банком в области стабилизации экономики.Если экономика находится в рецессии, то центральный банк будет увеличивать денежное предложение, если экономика находится в фазе подьема с большим уровнем инфляции,центральный банк может выбрать политику сокращения денежного предложения. Рассмотрим экспансионисткую монетарную политику, когда центральный банк принимает решение стимулировать экономику через рост денежного предложения. Приняв решение увеличить денежное предложение со 100 млрд.руб. до 300 млрд.руб. центральному банку нет необходимости для этого печатать новые деньги. Если предположить, что денежный мультипликатор равен 10, то центральный банк предоставит денежно-кредитной системе дополнительных резервов на сумму в 20 млрд. руб., выкупив правительственные облигации, хранящиеся у той же денежно-кредитной системы. Увеличение размеров на 20 млрд. руб. приведет к увеличению денежного предложения на 200 млрд.руб. со 100 млрд.руб. до 300 млрд.руб. приведет к падению ставки процента с 12 до 4 %. Сокращение ставки процента с 12 до 4 % приведет к увеличению планируемых инвестиций на 100 млрд.руб. при мультипликаторе инвестиций равном 3, увеличение планируемых инвестиций на 100 млрд.руб. приведет к увеличению национального продукта на 300 млрд.руб.

Точно так же будет работать механизм и в обратном направлении, когда денежное преддожение будет сокращаться. Но мы рассмотрели общую схему его работы. В действительности влияние монетарной политики на экономику в краткосрочный и долгосрочный периоды различно.

Как уже отмечалось выше, увеличению денежного предложения в кейнсианской модели регулирования отводилась функция стимулятора реального производства. Рост денежной массы способствует понижению процента, стимулирует инвестиции, производство и занятость.

В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что изменение денежной массы не влияет на реальное производство и занятость, а приводит лишь к изменению цен. В краткосрочном плане рост денежного предложения, безусловно, способствует увеличению обьемов производства. Однако долговременный эффект совершенно иной. Увеличение денежной массы подталкивает рост цен, а это ведет к увеличению процентных ставок, т.е. мы имеем инфляционный рост процента.

Увеличение количества денег у населения, влияя на рост расходов, первоночально стимулирует производство. Однако затем, вследствие роста цен, реальное количество денег у населения (в расчете на цены товаров) уменьшается, восстанавливается первоначальный уровень спроса и производства, но уже при более высоких ценах.

Эффект увеличения только цен в ответ на увеличение денежного предложения в долгосрочном периоде получил название принципа нейтральности денег. Принцип нейтральности денег - результат изменения денежной массы в долгосрочном периоде, заключающийся в отсутствии изменений в реальном национальном продукте, занятости, ставке процента и инвестициях при увеличении только цен. Причем увеличение номинального национального продукта за счет только роста цен будет происходить пропорционально увеличению денежной массы. Например, если денежная масса возрастет на 50 %, то на 50 % возрастут и цены.

Таким образом, экспансионистская денежная политика, приводящая в краткосрочном плане к росту производства и сокращению безработицы, в длительной перспективе оборачивается стагнацией производства и увеличением безработицы. Поэтому, вместо дискреционной политики регулирования денежной массы и денежного обращения, монетаристы предлагают проводить политику денежного таргетирования, суть которой заключается в строгом следовании темпам роста денежной массы, которые определяются на основе прошлых долговременных тенденций динамики производства, денежной массы и скорости обращения денег.

Строго контролируемый рост денежной массы и обращения будет способствовать изменению структуры относительных цен, увеличит степень соответствия структур спроса и предложения, которая определяет совокупную занятость. Ожидания стабильных цен в сочетании с гибкой заработной платой позволят хозяйствующим агентам принимать экономически обоснованные и эффективные решения.