Безработица как экономическая категория, ее теоретическое обоснование

Министерство образования и науки Республики Беларусь

Белорусский государственный экономический университет

Кафедра экономической теории

Курсовая работа

на тему: «Безработица как экономическая категория, ее теоретическое обоснование»

Студентка

магистратуры М.К.Дриневская

Руководитель Л.В.Воробьева

Минск 2001

Содержание

стр.

Введение

    Формы безработицы и их специфика. 6

    Теоретические подходы к анализу безработицы. 14

    Динамика и структура мировой безработицы. 23

    Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ. 27

Заключение

Список использованных источников

Введение

Осуществляемый в Беларуси в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Острота проблемы безработицы в Беларуси усиливается низким уровнем материальной обеспеченности семей, отсутствием уничтоженных гиперинфляцией сбережений, психологическим неприятием безработицы. Негативные последствия безработицы связаны с дестабилизирующим ее воздействием на многие компоненты безопасности жизнедеятельности.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задаче преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников

рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы. Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для Беларуси она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих.

Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец-то общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле.

В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

    Формы безработицы и их специфика.



Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса. Инструменты макроэкономической политики – бюджетно-налоговая (фискальная) политика и кредитно-денежная (монетарная) политика [1, c.501].

Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логические, графические и алгебраические) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Любая модель является упрощенным, абстрактным отражением реальности, т.к. все многообразие конкретных деталей не может быть одновременно принято во внимание при проведении исследований. Поэтому ни одна макроэкономическая модель не абсолютна, она не дает единственно правильных ответов. Однако с помощью таких обобщенных моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, инфляции и др. экономических переменных.

Основными макроэкономическими показателями являются объем производства в экономике, безработица, темп инфляции и торговый баланс.

Под безработицей часто подразумевают безвозвратные потери людских ресурсов, которые можно было бы использовать для производства товаров и услуг, чтобы удовлетворить потребности общества. В то же время она может означать исключительные житейские трудности для безработных, а потому это серьезная социальная проблема[1, c.550].

В соответствии с периодами деловых циклов уровень безработицы в любой стране колеблется в широких пределах. Безработица возрастает во время спадов и уменьшается в периоды подъемов.

В СССР в течение примерно шести десятилетий (начало 30-х — конец 80-х годов) официально не отмечалось существование безработицы в стране, не велся достаточно полный статистический учет процессов, происходящих в области занятости. И только в конце 80-х — начале 90-х годов внимание к этой проблеме и со стороны государства и со стороны экономической науки значительно возросло.

Безработица в общетеоретическом плане представляет собой отражение несовпадения предложения рабочей силы и спроса на нее, их количественное и качественное несоответствие, она присуща любой экономической системе, осуществляющей товарное производство. Безработица есть своеобразный синтез экономики, политики, идеологии, традиций и морали данного общества.

Международной организацией труда безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Человека можно считать безработным только при соблюдении всех трех условий[1, c.553].

Уровень безработицы, в свою очередь, определяется как доля безработных в рабочей силе в целом. Под рабочей силой понимаются все работающие и все ищущие работу, то есть сумма занятых и безработных. Лица, не работающие и не ищущие работу, считаются находящимися вне рабочей силы[1, c.557].

Однако такие общие определения не гарантируют одинаковых методов определения и измерения безработицы в разных странах. Расчеты могут различаться в зависимости от возрастных пределов для лиц, входящих в рабочую силу, установленного времени на поиск работы, критерии поиска работы, порядка статистической обработки данных о количестве людей, временно отстраненных от работы и ожидающих возвращения на свое рабочее время, а также определения лиц, ищущих работу впервые. В одних странах опираются на обследования домашних хозяйств, в других – на данные по социальному страхованию, в третьих – на данные официальной статистики.

Так, например, в США безработными, считаются гражданские лица, которые:

    не имели занятости в течение недели обследования;

    прилагали усилия найти работу в течение предыдущих 4-х недель (обращаясь непосредственно к нанимателю, к услугам государственной службы занятости или к друзьям);

    лица, временно уволенные или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе в течение 30 дней.

В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования им одного часа, в Великобритании – кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не моет искать ее из-за болезни, а также кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу. Органами трудоустройства и статистикой развитых капиталистических стран не рассматриваются как безработные лица, проживающие в застойных районах, где нет, и не предвидится свободных рабочих мест. Если даже люди, проживающие в этих районах, и предпринимали поиски работы, они быстро разочаровались. По-разному в странах относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие работу и возвращаются на работу после длительного перерыва. К первой группе относится прежде всего молодежь, ко второй – женщины, оставившие работу в связи с рождением и воспитанием малолетних детей. Основной же массив безработных – это лица, уволенные с предприятий и имеющие стаж работы. В эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие структурных изменений в экономике и производстве, закрытия предприятий и учреждений, модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д. Среди них люди различных квалификаций и профессий, готовые работать по своей специальности на других предприятиях, пройти переподготовку и повысить свою квалификацию.

Невзирая на трудности, связанные с измерением и интерпретацией уровня безработицы, этот показатель остается наилучшим из имеющихся при сравнении стран по степени использования рабочей силы.

Существует несколько концепций, трактующих феномен без­работицы. В марксистской теории ее обычно связывают с про­цессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале). В западной экономи­ческой науке господствует точка зрения, согласно которой без­работица в своей основе отражает экономическую целесооб­разность использования ресурсов, подобно тому как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает целе­сообразность и эффективность использования основного ка­питала[2, c.89]. Об этом говорит так называемый уровень естественной безработицы, которому соответствует макроэкономическое равновесие, при котором ожидаемая инфляция равна фактической. Не существует стандартной общепринятой процедуры измерения естественной безработицы. Для США она оценивается в 5,5 –6,0%. В Европе уровень естественной безработицы значительно выше: в Великобритании, Бельгии и Испании – он превышает 10%, однако в Германии он значительно ниже.

Уровень естественной безработицы определяется рядом факторов, в числе которых можно назвать: демографические, поскольку естественный уровень можно представить как средневзвешенную величину значений уровня естественной безработицы по различным группам населения; существования минимума заработной платы, который может устанавливаться выше уровня при рыночном равновесии; разницу в темпах экономического роста в различных секторах экономики; страхование на случай безработицы, облегчающее уровень безработицы; влиятельность профсоюзов, которые добиваются реальной заработной платы для своих членов и снижения уровня безработицы; уровень налогов на доход от труда, определяющий разницу между заработной платой, которую выплачивают фирмы, и заработной платой, которую работники получают на руки; гистерезис, выражающийся в том, что положительные периоды высокой фактической безработицы предположительно повышают уровень естественной безработицы.

Издержки безработицы распределяются в обществе неравномерно. Хотя в моральном плане издержки безработицы могут быть очень тяжелыми для безработных и их семей, трудно измерить эти издержки с какой – либо точностью. Поэтому экономисты попытались подойти к измерению издержек с другой стороны: с точки зрения снижения объема выпуска, связанного с совокупной безработицей. Для этого необходимо различать две разновидности безработицы: структурную, которая вызвана несоответствием структуры спроса и предложения рабочей силы, и циклическую, которая превышает естественный уровень. Издержки от этих разновидностей безработицы неодинаковы. Частично структурная безработица связана с поиском работы; она, например, облегчает установление эффективного соотношения между количеством людей, ищущих работу, и имеющихся рабочих мест.

В отношении циклической безработицы можно отметить, что, например, для США она характеризуется в соответствии с законом Оукена:

В% = А% (U% - FEU%), (1)

где В% - процентное изменение фактически произведенной продукции в сравнении с национальным продуктом при полной занятости;

А% - коэффициент, показывающий, во сколько раз изменится (увеличится или уменьшится) национальный продукт при изменении фактического уровня безработицы на определенную процентную величину;

U% - процентное изменение уровня фактической безработицы по сравнению с процентным изменением ее уровня полной занятости (FEU%);

Оукен вычислил, что эмпирическое значение введенного им в анализ коэффициента для постиндустриальных западных экономик колеблется в значении А = 2.5. Это означает, что превышение фактического уровня безработицы на один процент над величиной (FEU%) приводит к уменьшению валового национального продукта на 2.5% по сравнению с потенциально возможным уровнем ВНП. Величину – FEU - также называют «естественной нормой безработицы». Считается, что при естественной норме безработицы не происходит возрастания общего уровня цен, то есть инфляции[3, c.344].

Кроме вышесказанного необходимо отметить, что циклическая безработица в условиях переходной экономики имеет ряд существенных особенностей. В экономике переходных обществ циклическая безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к рассасыванию безработицы, чем это можно было ожидать.

Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста прежде всего за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике. Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной, нежели циклической.

Застойная безработица - это форма, наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности[3, c.356].

Наряду с вышеперечисленными видами безработицы существует также такие типы как фрикционная, добровольная и скрытая безработица. Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства[4, c.132]. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.

Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд работников, производящих эти товары. Далее, поскольку различные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно возрастать в одной части страны и сокращаться в другой. Экономисты называют такие изменения в структуре спроса на труд по отраслям и регионам структурными сдвигами. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, фрикционная безработица носит устойчивый характер.

Структурные сдвиги не являются единственной причиной постоянного высвобождения работников и фрикционной безработицы. Помимо этого, рабочие неожиданно для себя оказываются уволенными в случае, если предприятие становится банкротом, если качество их работы признается неудовлетворительным или если их конкретная квалификация более не требуется.

Если речь идет о систематическом высвобождении работников предприятий, которые должны свертывать свою деятельность вследствие ее технологической или экономической неэффективности, вследствие того, что научно-технический и социальный прогресс требует переструктурирования экономической жизни, то такого рода высвобождение рабочей силы должно считаться безусловно позитивным процессом, так как это высвобождение работников в одних сферах всегда сопровождается параллельным появлением значительного числа вакансий рабочих мест в новых отраслях и сферах деятельности, порождаемых научно-техническим развитием. Однако все это воплощается в реальность только при условии, что в обществе действуют социально-экономические отношения, обеспечивающие гибкую занятость, взаимное соответствие структур рабочей силы и производства, при том, что перестройка структуры занятости является не принудительной, а базирующейся на свободном доступе каждого работника к системе переквалификации, получения дополнительного образования, смене места работы, жительства и т.д. Между тем, в конкретных условиях переходной экономики фрикционная, структурная безработица принимает, как правило, иррациональные формы, закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь к тому же и опережающим спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высоких технологий, наукоемкого производства) и требуют квалифицированной рабочей силы[6, c.433]. В результате сегодня в Беларуси инженеры переквалифицируются в продавцов и грузчиков.

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории населения[4, c.138].

Скрытая безработица - это феномен отечественной экономической мысли, западные исследователи о ней ничего не говорят, хотя вплотную подходят к ней, обсуждая возможность снижения заработной платы вместо увольнения скрытая безработица в качественном плане отражает ту часть занятых, которая стала излишней в связи со спадом производства[4, c.142]. Это достаточно мобильная часть, которая в случае изменения конъюнктуры рынка, финансового или нормативно-правового состояния предприятий, а также по собственному желанию работников может быть либо высвобождена, либо эффективно занята. Следовательно, скрытая безработица является скорее даже не безработицей, а неэффективной занятостью.

Кроме того, существует добровольная безработица – это люди, которым лучше не работать, чем получать предлагаемую заработную плату, а также вынужденная – такая безработица, которая возникает в условиях фиксированной зарплаты[4, c.151].

Наряду с вышеперечисленными, существуют также сезонная, технологическая, региональная, застойная, молодёжная безработица и другие виды безработицы.

Завершая характеристику форм безработицы, хотелось бы подчеркнуть, что для Беларуси, находящейся в состоянии перехода от прошлой жизни в условиях «реального социализма» к некоему новому качеству, становится реальностью действие так называемого «всеобщего закона капиталистического накопления», в свое время сформулированного К.Марксом применительно к буржуазному обществу классического периода - периода середины XIX века. Тогда, по словам Маркса, нарастание безработицы, абсолютного и относительного обнищания масс на одном полюсе; нарастание богатства, концентрация и централизация капитала - на другом, было законом воспроизводства буржуазного общества[5, c.132].

Борьба наемных работников и других общественных сил буржуазных стран на протяжении не одного столетия (а особенно - в течение XX века) привела к тому, что в развитых странах этот закон сегодня фактически не действует или проявляется в иных, переходных формах. В отличие от этих стран почти полная пассивность наемных работников бывшего «социалистического лагеря» в сочетании с рождением примитивных форм «номенклатурного капитализма» привела к тому, что для экономики переходного общества во многих странах стало характерно действие тенденции нарастания социально-экономической поляризации в переходных обществах, чем-то напоминающей всеобщий закон капиталистического накопления. В условиях системного кризиса здесь происходит огромная поляризация общественного богатства, концентрация капитала в руках бывшей номенклатуры и «новых богатых» - на одном полюсе; не только относительное, но и абсолютное обнищание, нарастание безработицы - на другом полюсе. Разрыв доходов между 10% наиболее богатых и наиболее бедных семей в Беларуси уже вдвое превышает аналогичный показатель в развитых странах Западной Европы. Более того, он превышает даже разрыв, характерный для новых индустриальных государств. Безусловно, такое положение не может продолжаться бесконечно долго, и важнейшей задачей сейчас является поиск путей преодоления такого рода противоречий и, в частности, преодоления безработицы в переходной экономике Беларуси. Возможно, начинать такой поиск следует начинать с выявления причин возникновения безработицы.









































2. Теоретические подходы к анализу безработицы.

В западной экономической литературе причины безработицы исследуются преимущественно на основе чисто экономического подхода. При этом безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недостаточно полного использования совокупной рабочей силы. Часто причины безработицы объясняются несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными изменениями на этом рынке.

Наибольшее распространение в западной экономической науке получили классическая и кейнсианская теории безработицы.

Классическая теория занятости, (А. Смит, Д. Рикардо, а также Дж.Милль, А Маршалл), строится на убеждении в том, что рынок обладает достаточными способностями для эффективной координации всех процессов, происходящих в области занятости, в обеспечении полного использования ресурсов труда, которые имеются в обществе. По мнению классиков, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Это результат определенных требований самих наемных работников. Свободная игра рыночных сил — спроса, предложения, заработной платы — обеспечит необходимую координацию в сфере занятости. Экономисты-классики утверждали, что ставки заработной платы должны и будут снижаться. Общее уменьшение спроса на продукцию выразится в снижении спроса на труд и другие ресурсы. При сохранении ставок заработной платы это моментально приведет к появлению излишков рабочей силы, т.е. вызовет безработицу. Однако, не желая нанимать всех рабочих по первоначальным ставкам заработной платы, производители считают выгодным нанимать этих рабочих по более низким ставкам заработной платы. Спрос на труд падает, и рабочие, которые не смогут наняться по старым, более высоким ставкам, должны будут согласиться на работу по новым, более низким ставкам. Если существует избыточное предложение труда, то снижение заработной платы должно уменьшить его, но, в то же время, поднять спрос на труд. Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому препятствуют сами работники, их профсоюзы, то тем самым они "добровольно" соглашаются на существование какого-то количества безработных[6, c.146].

Будут ли рабочие охотно соглашаться работать по пониженным ставкам? По мнению экономистов-классиков, конкуренция со стороны безработных вынуждает их к этому. Конкурируя за свободные рабочие места, безработные будут способствовать снижению ставок заработной платы до тех пор, пока эти ставки не будут столь низкими, что предпринимателям представится выгодным нанимать всех имеющихся рабочих. Поэтому экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу.

Безработица

S

Предл.труда

W/p>2>


Равновесие

W/p>3>

Спрос на труд

D



L>1> L>2> L>3 >>L>

Рисунок 1 – Безработица в рамках классического случая

Предположим, как это изображено на рисунке 1, что реальная заработная плата удерживается на уровне (w/p2), превышающем уровень рыночного равновесия. При этой величине зарплаты объем предъявленного фирмами спроса на труд составляет L1, тогда как предложение труда равно L3. В результате этого возникает избыток предложения в объеме (L3 – L1). Этот разрыв между предложением труда и спросом на него и определяет существование безработицы в рамках классического подхода.

Н еоклассическая концепция безработицы в наиболее последовательном виде была представлена известным английским экономистом А. Пигу в его книге "Теория безработицы", вышедшей в 1933 г.

Основные положения А. Пигу сводятся к следующему:

а) число рабочих, занятых в производстве, находится в обратной зависимости к уровню заработной платы, т. е. занятость тем ниже, чем выше заработная плата;

б) существовавшее до первой мировой войны 1914—1918 гг. равновесие между уровнем заработной платы и уровнем занятости объясняется тем, что заработная плата устанавливалась в результате свободной конкуренции между рабочими на таком уровне, который обеспечивал почти полную занятость;

в) усиление после первой мировой войны роли профсоюзов и введение системы государственного страхования от безработицы сделали заработную плату негибкой, удерживаемой на слишком высоком уровне, что и явилось причиной массовой безработицы;

г) для достижения полной занятости необходимо снижение заработной платы.

Равновесие на рынке труда в данной модели определяется через функцию спроса на рабочую силу и функцию ее предложения, где в качестве цены труда выступает реальная заработная плата PL. Кривая функции спроса на труд DL имеет убывающий характер, поскольку фирмы, предъявляющие спрос на этот фактор производства, смогут нанять на работу большее число работников при более низкой заработной плате. Если же уровень заработной платы будет повышаться, то количество привлекаемой рабочей силы уменьшится. DL = f(PL).

Рисунок 2 – Неоклассическая модель безработицы

Предложение труда на рынке рабочей силы SL также зависит от реальной заработной платы: чем выше РL, тем больше работников предложат на рынке свой труд, и, напротив, чем ниже заработная плата, тем меньшее их число будет желать устроиться на работу. Поэтому предложение труда рассматривается как возрастающая функция от реальной заработной платы и кривая предложения труда имеет положительный наклон:

SL=f(PL). (2)

Соединив графики спроса и предложения, получим неоклассическую модель рынка труда, показывающую, что все желающие работать могут найти работу при сложившейся равновесной ставке заработной платы РLE. Если предложение труда возрастает (сдвиг кривой SL в положение S’L), то это приводит к снижению заработной платы до РLF и равновесие на рынке труда устанавливается в точке F.

Таким образом, в неоклассической модели рыночная экономика способна использовать все трудовые ресурсы, однако лишь при условии гибкости заработной платы.

Полная занятость в данном случае означает, что каждый желающий продать определенное количество труда по сложившейся в данный момент ставке заработной платы может осуществить свое желание. Если же заработная плата РLK установится выше рыночного равновесного уровня (по требованию профсоюзов или при государственном вмешательстве), то это приведет к тому, что спрос на труд будет значительно меньше предложения труда и определенная часть работников окажется без работы. Число безработных показан на отрезке КМ. Следовательно, в неоклассической модели безработица реальна, но она не вытекает из законов рынка, а возникает как результат их нарушения, вмешательства в конкурентный механизм либо государства, либо профсоюзов, т.е. нерыночных сил. Эти силы не дают упасть заработной плате до равновесного уровня, в силу чего предприниматели не смогут всем желающим предложить работу по требуемой ставке оплаты труда[4, c.165].

Поэтому, по мнению неоклассиков, в рыночной экономике может быть только добровольная безработица, т. е. такая, которая вызывается требованиями высокой заработной платы. Работники сами выбирают безработицу ради более высоких заработков. Если государство регулирует уровень заработной платы, то нарушает конкурентный рыночный механизм. Отсюда и требования экономистов этого направления — для устранения безработицы надо добиваться конкуренции на рынке труда, гибкости заработной платы.

Неоклассическая концепция добровольной безработицы, изложенная в книге А.Пигу, стала предметом серьезной критики Дж. Кейнсом в его фундаментальной работе "Общая теория занятости, процента и денег".

Кейнсианская теория занятости сформировалась в основном в 30-х годах XX века. Она связывается с именем английского эконо­миста Дж М Кейнса, наиболее выдающегося исследователя в области макроэкономики. Кейнс является родоначальником современной теории занятости. В 1936 г в своей работе "Общая теория занятости, процента и денег" он предложил принципиально новое объяснение безработицы. Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Жесткий вывод этой теории состоит в том, что при капитализме не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Полная занятость скорее случайна, а не закономерна[6, c.131].

Классики не видели в безработице сколь-нибудь серьезной проблемы. Однако реально происходящие события все меньше соответствовали классическим постулатам. Массовый взрыв безработицы произошел в начале 30-х годов в период "Великой депрессии".

В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня, и поэтому она не в состоянии ответить на вопрос о том, чем определяется действительный уровень занятости в экономике в целом. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, т. е. безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал также что, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.

Излагая свои взгляды, Дж.Кейнс опровергает теорию А.Пигу и показывает, что безработица присуща рыночной экономике и вытекает из самих ее законов. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали классики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется прежде всего предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости[3, c.344].

Кроме того, занятость значительной части рабочей силы определяется таким компонентом совокупных расходов, как инвестиции. Отношение между увеличением занятости и ростом инвестиций характеризует мультипликатор занятости, равный мультипликатору спроса. Рост инвестиций ведет к увеличению первичной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями, что оказывает, в свою очередь, воздействие на отрасли, производящие предметы потребления, и в результате все это приводит к росту спроса, а значит, и совокупной занятости, увеличение которой превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями.

Занятость по Кейнсу — это функция объема национального производства (дохода), доли потребления и сбережения в НД[3, c.359]. Поэтому для обеспечения полной занятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между:

а) затратами на создание ВНП и его объемом;

б) сбережениями и инвестициями.

Если затраты на производство ВНП недостаточны для обеспечения полной занятости, в обществе возникает безработица. Если они превышаю необходимые размеры, возникает инфляция.

В отношении "сбережения — инвестиции", если S > I , то поток капиталовложений, рост производства и предложения, с одной стороны, и низкий текущий спрос (в силу больших сбережений) — с другой, приведут к кризису перепроизводства, падению спроса на рабочую силу и безработице. Превышение инвестиций над сбережениями I > S ведет к тому, что производительный спрос не удовлетворяется из-за нехватки сбережений. Обратной стороной низких сбережений является высокая склонность к потреблению, что в конечном счете приводит к росту уровня цен, т. е. инфляции.

В кейнсианской концепции делается два важных вывода:

а) гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости; даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;

б) для повышения уровня занятости а обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости. Лекарство от безработицы — экспансионистская политика государства, опирающаяся главным образом на использование фискальных инструментов. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спрос и на уровень безработицы.

Последователи Кейнса рассуждали о безработице, отталкиваясь от «кривой Филипса». А.Филлипс установил обратную зависимость между безработицей U и инфляцией п. На графике эта зависимость принимает форму кривой.

Кривая Филлипса показывает, что при повышении спроса на рабочую силу и сокращении безработицы уровень цен в экономике повышается. Безработица ограничивает возможности роста заработной платы, следовательно, издержек, которые влияют на уровень цен[2, c.48].

n

U* Кривая стагфляции



n3 C A2

n2 A1 Кривые Филлипса

n* B

0 U2 U3 U* U1 U

Рисунок 3 – Кривая Филлипса

Кривая Филлипса описывает связь между инфляцией и безработицей только в коротком периоде, где сокращение безработицы невозможно без роста инфляции. В длительном периоде кривая Филлипса трансформируется в кривую стагфляции, которая показывает одновременный рост инфляции и безработицы.

Если естественный уровень безработицы в экономике изображает линия U*U*, то на кривой Филлипса этому уровню соответствует точка А, а инфляция – п*. Если фактическая безработица в экономике выше естественной нормы и составит U1, то инфляция снизится до уровня п1.

Если государство в целях сокращения потерь в экономике сократит безработицу сначала до U*, а затем до U2 (путем увеличения предложения денег, расширения инвестиций и т.д.). уровень цен поднимется до п2. Сложившуюся ситуацию отразит на кривой Филлипса точка С.

Через некоторое время профсоюзы потребуют провести индексацию заработной платы, в ответ на что предприниматели сократят часть рабочих (в целях недопущения роста издержек). Безработица вернется к своему естественному уровню, и кривая Филлипса сдвинется вправо, проходя через точку А1.

Если государство предпримет новые шаги по сокращению безработицы до уровня U3, то уровень инфляции уже составит п3. На кривой Филлипса комбинации U3-п3 будет соответствовать точка D. После индексации заработной платы и сокращения занятости до U* кривая Филлипса снова сдвинется вправо и пройдет через точку А2. Дальнейшие подобные действия государства будут вызывать аналогичные последствия: за каждой попыткой сократить безработицу будет следовать рост цен и возвращение безработицы к естественной норме.

Своими действиями государство провоцирует не только рост цен, но и повышение безработицы. Кривая, проходящая через точки С, D является кривой стагфляции.

В 70–х годах в странах Запада обнаружилось такое явление как «стагфляция», которое сочетало безработицу с инфляцией. Рост происходил в обоих направлениях. Цены продолжали повышаться даже в условиях заметного спада производства.

Непредвиденным подобное развитие событий считать трудно. В развивающихся странах, где безработицу стимулировал демографический взрыв, а государственное управление финансами оставляло желать лучшего, параллельное нарастание инфляции и безработицы обнаружилось значительно раньше.

Здесь, по-видимому, следует учитывать национально-психологические особенности, «фактор предпочтения», т. е. реакцию населения страны на инфляцию и безработицу, а также степень социальной защищенности. При рассмотрении среднегодового темпа колебаний по этим показателям видно, что для Швеции или Италии ориентиром выступает занятость, отчасти в ущерб антиинфляционной коррекции. Для Германии же последняя является ключевой. Англосаксонский регион также обнаруживает склонность к сдерживанию инфляционного процесса.

Представляется, что рассматриваемые концепции, дополняя друг друга, дают об­щую картину функционирования рынка труда. Полагают, в частности, что квалификация работника всегда приобретается до прихода его на рынок труда, а это далеко не всегда верно, так как во многих случаях работник получает квалификацию уже на про­изводстве, т. е. после приема на работу. Это значит, что оценить на рынке его потенциал достаточно сложно.

Другой постулат гласит, что производительность труда че­ловека заранее известна. Но и это не так, поскольку существует множество методов мотивации, способных поднять произво­дительность труда. Очевидно также, что не только заработная плата служит для работника достаточной оценкой его труда и отражением степени его удовлетворенности своим положением на производстве и на рынке труда. Это также ставит под со­мнение упрощенный рыночно-ценовой подход к человеку. Весьма нелегко оценить потенциал человека на рынке труда еще и потому, что в процессе труда основной вклад в произ­водство в большинстве случаев достигается путем не индиви­дуальных, а коллективных усилий[5, c.231].

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой спецефический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рын­ков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психо­логические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене ра­бочей силы — заработной плате.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение ра­бочей силы определяется, в первую очередь, факторами демо­графическими — уровнем рождаемости, темпами роста чис­ленности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. В США, например, среднегодовые темпы прироста населения в период 1950—1990 гг. сократились с 1,8 до 1%. Это заметно повлияло на динамику предложения на рынке труда.

В итоге хотелось бы отметить, что безработица, в особенности вынужденная, - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, самоубийствам, социальной напряжённости. История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным политическим переменам. Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы обезопасить себя и общество от социальных взрывов и потрясений.

3. Динамика и структура мировой безработицы.

В последние годы на мировом рынке труда сложилась следующая ситуация с безработицей. Экономический подъем в большинстве развитых государств в 2000 г. дальнейшее улучшение ситуации с занятостью. В США среднегодовой уровень безработицы понизился до 4 % численности рабочей силы по сравнению с 4,2% в 1999 г. и являлся минимальным с 1969 г. Коэффициент загрузки производственных мощностей достиг 82,1%. Безработица в Великобритании сократилась до минимального с 1975 г. уровня 3,7% численности рабочей силы. Уменьшился до 9,6% уровень безработицы в Германии и до 9,7% во Франции. Тем не менее безработица в странах западной Европы оставалась значительно более высокой, чем в США, что отражало различия в системах регулирования трудовых и социальных отношений. В Японии уровень безработицы не изменился и оставался равным 4,7% численности рабочей силы. Это объяснялось сокращением занятости на малых предприятиях, а также уменьшением темпов роста и последующим сокращением внутреннего спроса во втором и третьем кварталах 2000 г. Безработица в Южной Корее в среднем за год сократилась по сравнению с 1999 г. Однако к концу года вновь наметился ее рост, который, по всей вероятности, будет продолжаться в связи с реструктуризацией крупных конгломератов. Данные по безработице представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровень безработицы в ведущих в экономическом отношении странах мира, в % от численности рабочей силы.

Страны

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

США

5,4

5,0

4,5

4,2

4,0

Япония

3,4

3,4

4,1

4,7

4,7

Германия

10,4

11,5

11,0

10,5

9,6

Франция

12,3

12,5

11,9

11,2

9,7

Италия

11,7

11,7

11,8

11,4

10,6

Великобритания

7,2

5,5

4,7

4,3

3,7

Канада

9,6

9,1

8,3

7,6

6,8

Процесс рассасывания безработицы, который наблюдался в странах с развитой рыночной экономикой в минувшем году, носил во многом “рваный” характер. По мере увеличения спроса на труд в результате ускорения темпов экономического развития первыми покидают ряды безработных наиболее квалифицированные кадры. Так, в США в удельный вес безработных среди менеджеров и специалистов снизился в 2000 г. по сравнению с предыдущим годом на 7,5%, среди специалистов со средним техническим образованием на 18,1%, в то время, как среди работников сферы услуг - на 4%, квалифицированных рабочих - на 5,2%, неквалифицированных - на 3,3%. Возможность трудоустройства для лиц с низким уровнем образования и профессиональной подготовки даже в условиях экономического подъема остается весьма проблематичной. В западноевропейских странах именно эти работники составляют ядро застойной, длительной безработицы, удельный вес которой, несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, продолжает увеличиваться. Если в 1985 г. доля длительно безработных (тех, кто не имеет работы более года) составляла в странах Западной Европы 0,9% экономически активного населения, в1993 - 4,7%, а в 1994 г. - 6,6%.

Несмотря на некоторое сокращение молодежной безработицы, молодые люди до 24 лет по-прежнему составляют около 1/3 всех лиц, не имеющих работы, а в Испании, Бельгии и Италии - около половины. К этим проблемам рынка труда следует добавить сохранение значительных разрывов в уровне безработицы в отдельных географических районах. Они связаны с различиями в экономическом развитии регионов, их отраслевой специализации, особенностями государственной политики занятости. Например, уровень безработицы в Тихоокеанском регионе США (7,2%) в 1,7 раза превышает соответствующий показатель для Центрального северо-западного района (4,2%).

Сохранение высокой безработицы, особенно среди отдельных групп населения (длительно безработные, молодежь) вынуждает правительства промышленно развитых стран наращивать государственное финансирование на рынке труда. По сравнению с 1999 - 2000 гг. удельный вес расходов на проведение политики занятости в ВВП увеличился (%): в Великобритании - с1,6 до 2,2, в Швейцарии - с 0,3 до 1,9, в Португалии - с 1,1 до 2, в Испании - с 3,2 до 3,6, Норвегии - с 2,2 до 2,9, во Франции - с 2,6 до 3,3, в Германии - с 2,1 до 3,8, в Японии - с 0,3 до 0,4. В 1996-1997 гг. лишь страны, в которых произошло значительное снижение уровня безработицы, могли позволить себе сократить расходы на программы занятости, и то, прежде всего за счет сокращения выплат пособий по безработице. Так, в США доля финансирования таких программ по сравнению с 1999 - 2000 гг. снизилась с 0,73% до 0,69% ВВП, в Канаде - с 2,45 до 2,20.

В подавляющем большинстве промышленно развитых стран основные усилия направлялись на осуществление программ переподготовки и переквалификации безработных. Они составляют в среднем 30-60% всех расходов на проведение активных мероприятий на рынке труда. На второе место вышли расходы на поддержание занятости среди молодежи. И, наконец, в отдельных странах (Нидерланды, Люксембург, Германия) значительных размеров достигает финансирование программ помощи в трудоустройстве инвалидов.

Имеющиеся прогнозы свидетельствуют о том, что в 2000 - 2001 гг. возможно лишь незначительное улучшение на рынке труда. Замедление темпов роста занятости до 1,1% при сохранении стабильных темпов роста экономически активного населения (0,9%) позволит снизить уровень безработицы не более чем на 0,2%. Таким образом, проблема недоиспользования трудовых ресурсов в промышленно развитых странах сохранит свою остроту.

Что касается стран Центральной Восточной Европы, то здесь складывается следующая ситуация. В связи с падением производства в странах ЦВЕ сократилась численность занятого в народном хозяйстве населения. Если в 80-ых годах во всех странах ЦВЕ она возросла на 5 % (в Словении на 16%), то в 90-ые годы снизилась на 13% (в Венгрии и Болгарии почти на 30%). Обобщенные сведения о динамике численности занятых в странах ЦВЕ приводятся в таблице 2.

Таблица 2.

Динамика численности занятых в странах ЦВЕ в 1989 – 1999 годы (1989 год=100%).

Страны

1990г.

1991г.

1992г.

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

Болгария

93,9

81,6

75,0

73,8

74,3

75,2

75,3

72,3

72,2

-

Венгрия

96,7

86,7

78,1

73,2

71,8

70,4

69,8

69,8

70,7

72,9

Польша

95,8

90,1

86,3

84,3

85,1

86,7

88,3

90,8

92,9

-

Румыния

99,0

98,5

95,5

91,1

91,5

86,7

85,7

82,4

80,5

-

Словакия

98,2

85,9

86,8

84,6

83,7

85,7

84,5

82,6

81,8

-

Словения

96,1

88,7

95,5

81,3

79,3

79,1

78,7

78,6

78,7

80,2

Хорватия

97,1

89,2

79,3

76,6

74,8

73,9

74,6

72,9

78,8

76,5

Чехия

99,1

93,6

91,,2

89,7

90,4

92,8

93,4

91,6

90,2

-

Югославия

97,0

94,1

90,9

88,3

86,5

85,3

84,8

89,9

89,7

-

Все страны ЦВЕ

97,0

90,7

85,0

82,6

82,7

82,3

82,7

82,7

83,1

-

При населении примерно в 130 млн. человек в 1989 г. в странах ЦВЕ численность занятых составила порядка 70 млн. В 1999 г. население региона достигла почти 150 млн. человек, а численность занятых сократилась до 60 млн. Интересно отметить, что ни одна страна ЦВЕ в 1999 г. не имела такого уровня занятости, который был достигнут десятилетием ранее. Более того, такие страны ЦВЕ, как Польша, Словения и Словакия, которые в 1999 г. по объему ВВП уже превысили уровень десятилетней давности, по численности занятых отставали от уровня 1989 г. Такие данные говорят о том, что уровень производительности труда в этих странах заметно вырос. Все это вылилось в существенный рост безработицы.

Общая численность безработных в регионе ЦВЕ в 1999 г. превысила 6 млн. человек против 2,8 млн. человек в 1990 году, т.е. возросла более чем в два раза. Норма безработицы (отношение числа зарегистрированных безработных к общей численности рабочей силы) за эти годы также резко возросла и составила в 1999 году 12,4%. Наибольший уровень безработицы сейчас имеет место в Югославии (29%), наименьший в Чехии (9%). Весьма высок уровень безработицы в Хорватии (19%) и Словакии (18%). На фоне положение с безработицей в Беларуси не выглядит уж столь безнадежным. Необходимо также отметить, что, несмотря на начавшийся после 1994 г. рост производства в странах ЦВЕ норма безработицы там почти не снизилась, а в 1999 г. практически вернулась к уровню, соответствующему кризисному периоду их развития, т.е. периоду 1990-1993 годов. Данные по безработице в странах ЦВЕ представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Нормы безработицы в странах ЦВЕ в 1990-1999 годах (%).

Страны

1990г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

Болгария

1,8

12,8

11,1

12,5

13,7

12,2

16,0

Венгрия

1,7

10,9

10,4

10,5

10,4

9,1

9,6

Польша

6,5

16,0

14,9

13,2

10,3

10,4

13,0

Румыния

1,3

10,9

9,5

6,6

8,8

10,3

11,5

Словакия

1,6

14,8

13,1

12,8

12,5

15,6

19,2

Словения

-

14,2

14,5

14,4

14,8

14,6

13,0

Хорватия

-

17,3

17,6

15,9

17,6

18,6

20,8

Чехия

0,7

3,2

2,9

3,5

5,2

7,5

9,4

Югославия

-

23,9

24,7

26,1

25,6

27,2

27,4

Все страны ЦВЕ

-

13,6

12,5

11,7

11,9

12,6

14,6

Таким образом, проанализировав развитие уровня безработицы в странах ЦВЕ можно сделать вывод о том, что при создавшемся положении безработицы необходимо противодействовать нарастающей ее волне и в связи с этим уже сейчас принимаются решительные меры. Так, правительства Польши, Словакии, Болгарии и ряда других стран развернули деятельность, направленную на разработку программы создания новых рабочих мест. Например, Министерство народного образования Польши подготавливает реформу профессионального обучения, осуществление которой должно начаться в 2002 году. В конечном итоге меры, применяемые в настоящее время с различной степенью успеха странами ЦВЕ по снижению инфляции, условиям дешевых кредитов, снижению наивысшей налоговой ставки, принятию более гибкого трудового законодательства и резкому повышению расходов на образование, приведут к решению такой социально значимой проблемы как безработица.

4. Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ.

До перехода к рыночным преобразованием в отечественной экономике официальной безработицы не существовало. Тем не менее, в сфере производства товаров рабочая сила продуктивно использовалась только на 80%. Сфера оказания услуг была слаборазвитой. Можно допустить в связи с этим, что в ней не существовало излишней рабочей силы. По экономике страны в целом, таким образом, по меньшей мере 10% рабочих рук и в то время излишними. В централизованно управляемой экономике не существовало стимулов, побуждающих хозяйственных руководителей избавляться от лишних работников. Скорее наоборот они нуждались в излишней рабочей силе. Она нужна была им на случай авральных работ и выполнения трудовой повинности в сельском хозяйстве.

При наличии излишней рабочей силы производительность труда в отечественной промышленности оставалась в 2 раза, а по экономике в целом – в 4 раза ниже, чем в развитых странах. Такая ситуация не могла продолжаться вечно. Она явилась одним из главных побудительных мотивов перестройки всего механизма хозяйствования и перехода к рыночным преобразованиям в экономике.

Кардинальный поворот к рыночным отношениям относится к 1992 г. и совпадает с началом затяжного кризиса. При неуклонном спаде объемов производства, наблюдающихся в течение 5 лет (1991 19995 гг.), численность занятых работников практически оставалась прежней. Это привело к резкому снижению уровня общественной производительности труда, а количество лишней рабочей силы еще больше увеличилось. В 1995 г. излишек занятой рабочей силы превышал 30% при уровне официально зарегистрированной безработицы 2,7%.

Обычно развивающиеся страны, к которым относится Беларусь, отличаются низким уровнем занятости и высокой безработицей. У нас же после 1996 г. все складывалось наоборот. Прежде всего ограниченные возможности открытия новых рабочих мест в развивающихся странах связаны с низкой способностью этих стран к накоплению. В свою очередь, только высокая доля накоплений ведет к быстрому поглощению резерва рабочей силы. При отсутствии прямых иностранных инвестиций проблема накопления в нашей стране решалась через эмиссию, прямое кредитование Нацбанком. При этом кредиты носили целевой характер и предоставлялись по льготным процентным ставкам. Создавалась иллюзия избытка денежных средств у организаций и населения, что негативно сказывалось на валютном курсе и рынке труда.

Таким образом, в республике реализовывалась не монетарная модель, а кейнсианский подход на рынке труда, когда спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен а труд, а совокупным спросом, иначе – объемом производства, который за счет эмиссионной подпитки наращивался. Данная политика имела временный эффект, поэтому составляет основу современной политики правительства на рынке труда.

Некоторые положительные сдвиги, наблюдавшиеся в последние годы (1996 – 2000 гг.), слабо изменили ситуацию в области продуктивного использования трудового фактора. Динамика производительности труда и эффективности производства перестала отслеживаться гос. органами управления.

По-прежнему наблюдается скрытая безработица. К 2000 г. она несколько уменьшилась, но тем не менее составляла около 15 %, а уровень общей безработицы еще выше – порядка 17%. Это показатель безработицы сопоставим с ее уровнем в восточных землях ФРГ, где в 1993 г. он равнялся 15,1% при несущественном понижении в последующие годы, несмотря на огромные (до 40 млрд. нем.марок в год) суммы инвестиционных вложений.

Данные по численности зарегистрированных безработных и потребность предприятий в работниках (на конец периода) представлена на рисунке 3.

Потребность предприятий в работниках

Численность безработных

Рисунок 4 – Численность зарегистрированных безработных и потребность предприятий в работниках (на конец периода).

Уровень официально зарегистрированной безработицы в Республике Беларусь на конец 2000 г. составил 2,3%, однако реально масштабы незанятости значительно выше. По данным выборочных обследований домашних хозяйств, проводимых Министерством статистики и анализа Республики Беларусь (с января 1997 г.), уровень безработицы превышает официально регистрируемый более чем в три раза и составляет 6,8%, то есть близкий к пороговому значению (8-10%), а с учетом скрытых форм – около 12%. Мировой опыт свидетельствует, что только развитые страны способны содержать численность безработных на уровне 5 – 7% экономически активного населения без снижения социальных гарантий. Данные по динамике безработицы в Беларуси представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Динамика безработицы в Беларуси (на конец года).

1991 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

Численность регистрируемых безработных, тыс.чел.

2,3

131,1

182,5

126,2

105,9

95,8

95,4

Уровень регистрируемой безработицы, в % к экономически активному населению

0,05

2,9

4,0

2,8

2,3

2,1

2,1

Уровень безработицы по данным выборочных обследований домашних хозяйств (в% к экономически активному населению)

-

-

8,7

7,6

7,2

6,8

6,5

Наряду с этим наблюдается тенденция уменьшения контингента зарегистрированных безработных и увеличения незарегистрированных, что сопровождается выходом их – под контроля службы занятости значительной части безработицы. Одна из основных причин низкого регистрируемого уровня безработицы – крайне малые пособия по безработице (в 2000 г. средний размер пособия на одного безработного составил 4177 рублей), не стимулирующие обращаться в службы занятости, а также отсутствие подходящих вакансий. Материальное положение безработных ухудшается, что вызвано несовершенством системы назначения пособий и инфляционными процессами. Как свидетельствует опыт в службах занятости регистрируется, как правило от трети до четвертой части безработных. Основная масса людей ищущих работу, стремится трудоустроится самостоятельно, не прибегая к услугам службы занятости.

Средний возраст занятых в экономике республике составляет 39,2 года. У безработицы – женское лицо: на 1 января 2000 г. женщины составляли 61% безработных. Наименьшие шансы трудоустроиться у женщин, имеющих малолетних детей, предпенсионного возраста, имеющих специальности (строительные, например), по которым наниматель отдает предпочтение мужчинам. Типичный портрет безработной – женщина в возрасте 31 года со средним общим образованием. Среди безработных, состоящих более одного года на учете, 80% - такие женщины. Хотя очень медленно и происходит сокращение длительной безработицы, но сама по себе эта проблема не разрешена и является опасной. Ведь в гос. службе занятости каждый третий состоит на учете от шести месяцев до одного года, а это ведет к деградации личности, потере интереса к труду и к жизни в целом, к психическим расстройствам и так далее.

Показатель трудоустройства мужчин значительно выше, чем женщин (54% против 35%), несмотря на то, что среди регистрируемых безработных мужчин больше (54%). Но они быстрее и трудоустраиваются, потому что работодатели ориентированы в основном на мужскую рабочую силу.

Сохраняется несоответствие спроса и предложения рабочей силы в сельской местности (недостаток) и городах (избыток).

Значительно число рабочих мест не занято из-за низкой оплаты труда. 80% предлагаемых свободных рабочих мест не могут привлечь безработных, потому что имеют оплату ниже величины минимального потребительского бюджета.

Государственная служба занятости предпринимает определенные усилия для повышения эффективности работы с безработными, тем более что в нынешнем году предполагается, что таковыми могут быть зарегистрированы свыше 2000 тыс. человек и ее услуги понадобятся более 500 тыс. человек.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: отечественная экономика в настоящее время технологически не перестраивается, а на те слабые технологические изменения , которые кое-где наблюдаются, она слабо реагирует изменениями в спросе на рабочую силу по причине существования скрытой безработицы в скрытых масштабах. К скрытой безработице относятся числящиеся на работе, но не полностью занятые работники. По данным за 2000 г. численность срытой безработицы составила 660 тыс. чел. В соответствии с законом спроса на рабочую силу это количество работников могло быть уволено без угрозы уменьшения объемов производства. Тогда показатель общественной производительности труда сразу бы достиг уровня 1990 года. Естественно создались бы условия для существенного повышения уровня реальной платы. Однако в настоящее время «выбросит на улицу» такое количество свободной рабочей силы равносильно социальному взрыву. Тем не менее, это – та проблема, с решения которой следует начинать структурную перестройку экономики (ликвидация убыточных предприятий), переводя ее на рыночные рельсы. Без существования полноценного рынка труда не будет прогрессивных шагов в рыночных преобразованиях. Для создания цивилизованного рынка труда требуется привлечение солидных инвестиционных вложений в негосударственный сектор экономики. Экономическим базисом развития негосударственного сектора должен стать частный капитал резидентов страны и прямые зарубежные инвестиции. При создании соответствующих условий и правовых гарантий иностранный капитал потечет в негосударственную сферу, результатом чего станет создание новых рабочих мест в данном секторе, вследствие чего безболезненно пройдет сокращение лишней рабочей силы на госпредприятиях. Рынок рабочей силы будет отрегулирован. Иностранные инвесторы совместно с предпринимателями негосударственного сектора купят освобождающиеся площади на госпредприятиях, что равносильно их финансовой поддержке. Переход свободной рабочей силы с госпредприятий в мощный и эффективный негосударственный сектор экономики будет способствовать росту общественной производительности труда и повышению эффективности производства.

В условиях продуктивного труда при высоком уровне занятости экономически активного населения будет создан неограниченный спрос на товары и услуги, произойдет экономический подъем, будет ликвидирован бюджетный дефицит, а инфляционные процессы будут погашены, а также произойдет увеличение реальной заработной платы и реальных доходов населения, повысится его жизненный уровень.

Заключение

Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в Беларуси связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей республике безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, а также малого шанса получить статус безработного люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в Беларуси нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости (проблема теневой занятости наиболее остро стоящая перед предприятиями республики), тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости в Республике Беларусь. Эта концепция должна включать:

    макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

    государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами;

    регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

    регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Главными стратегическими целями регулирования занятости в Беларуси должны быть не поддержание и стимулирование общего уровня занятости населения в народном хозяйстве на базе его неизменной структуры (либо сокращение уровня официальной безработицы), а повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Список использованных источников

    Сакс Джеффри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. АНХ при прав. РФ. – М.: Изд-во «Дело», 1996. – 847 с.

    Арещенко В.Д. идр. Рынок труда:проблемы безработицы и социальные гарантии: Учеб. – метод. Пос./В.Д.Арещенко, С.С.Дрозд, Г.К.Балтрушевич. – Гомель:Межд.Инженер.акад.,1992. – 127 с.

    Дорнбуш Рудигер, Фишер Стенли Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 1997. –783 с.

    Тодаро Микаель П. Экономическое развитие: Учебник для экономических вузов: Пер. с англ. – М.: Экон. Фак.МГУ, ЮНИТИ, 1997.-666 с.

    Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. Для вузов по экон.спец./ВЭФЭИ – М,:ЮНИТИ, 1999. – 407 с.

    Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе:Переходный период и дальнейшее развитие: Пер. с англ./Под ред. Н.Барра. – М.:ИКЦ «ДИС», 1997. –496 с.

    Социальная политика РБ в условиях реформирования экономики:Сб. науч. Трудов/ НИЭИ Минэкономики РБ; Науч. Ред.: И,М, Удовенко и др. – Мн., 1998. –261 с.

    Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.:ИНЦ «ДИС», 1997. – 179 с.

    Пилуй М. Безработица и ее социально – демографические последствия // Белорусский Банковский Бюллетень. – 2001. - №27

    Павлов В. Чем измеряется безработица // Финансы.Учет.Аудит. – 2001. -№4

    Пархимчик Е. Краткий обзор некоторых тенденций в сфере занятости республики // Финансы. – 2001. - №4

    Новиков М.М. Через рыночный механизм занятости – к высшей производительности труда (Аналитический взгляд на рыночные преобразования в экономике) // Бухгалтерский учет и анализ. – 2001. - №5

    Ванкевич Е.В. Избыточная занятость: истоки и последствия // Белорусский экономический журнал. – 2000. - №2

    Никитин А. Безработица год от года молодеет // 168 часов Минска. – 2001. - №8