Отходы производства

ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА

И ПОТРЕБЛЕНИЯ

На территории Российской Федерации

к 1996 г. накопилось в хранилищах, накопителях, складах, могильниках, полигонах, свалках и других объектах наблюдения 1407 млн. т токсичных отходов производства и потребления (по данным статистической отчетности по форме № 2ТП

Токсичные отходы”). В 1996 г. на предприятиях образовалось 84 млн. т токсичных отходов, в том числе I класса опасности — 0,32 млн. т, II класса — 1,9 млн. т. Из общего количества образовавшихся

отходов использовано в собственном производстве 51 млн. т, или 61% и полностью обезврежено 2 млн. т, или 2% (в 1995 г. —соответственно 34 и 6 млн. т, или 41 и 8%). Кроме того, 10 млн. т (12% от общего количества образовавшихся в отчетном году отходов) передано на другие предприятия для использования, обезвреживания, складирования и других операций (в 1995 г. — соответственно 12 млн. т, или 15%).

Отходы, не подлежащие использованию и

переработке, направляются на захоронение.

Более 15% учтенных мест организованного

захоронения отходов не отвечали действующим нормативам. Площадь, занимаемая местами организованного захоронения отходов, составила 14,7 тыс. га.

На санкционированные свалки и полигоны твердых бытовых отходов в 1996 г.

поступило 1,3 млн. т промышленных отходов (1995 г. — 5,6 млн. т). В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения промышленных отходов широко распространена практика вывоза отходов в места неорганизованного складирования (несанкционированные свалки), что представляет особую опасность для окружающей среды. В 1996 г. 111,3 тыс. т (1995 г. — 95,4 тыс. т) промышленных отходов направлено в места неорганизованного складирования, в том числе — 209 т (1995 г. — 204 т) отходов I класса опасности. В течении последних трех лет Госкомэкология России проводит серьезную работу по формированию правовой базы в области обращения с отходами, отвечающей современным требованиям. Подготовлен проект Федерального закона “Об отходах производства и потребления”, который принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 19 июня 1996 г. Этот закон, являющийся дальнейшим развитием Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды”, определяет государственную политику в области обращения с отходами производства и потребления. В целях предотвращения загрязнения окружающей природной среды и повышения эффективности использования бытовых и производственных отходов постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1098 утверждена федеральная целевая программа “Отходы” (государственный заказчик —Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды).

Цели и задачи программы:

концентрация финансовых, материально-технических и других ресурсов, интеграция производственного и научного

потенциала для решения проблемы обращения с отходами;

экономия природных ресурсов за

счет максимального вовлечения отходов в

хозяйственный оборот;

реализация пилотных проектов по

переработке и обезвреживанию отдельных

видов отходов для последующего тиражи-

рования проектов в целях решения проблемы накопленных в стране отходов;

создание системы управления отходами, построенной на основе организационно-управленческих, нормативно-правовых, экономических, информационных и контрольных регуляторов. Выполнение программных мероприятий по переработке и обезвреживанию отходов позволит:

перерабатывать ежегодно около 55

млн. т/год отходов;

достигнуть экономии первичного сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов на 20–25% (будет производиться более 40 видов товарной продукции различного назначения, прибыль от

реализации которой составит 693,6 млрд.

руб./год);

значительно сократить площади земель, отчуждаемых под полигоны, отвалы

и хранилища отходов, и ввести в хозяйст-

венный оборот крупные земельные угодья,

в прошлом занятые отходами;

создать рынки ресурсосберегающих и

малоотходных технологий и оборудования,

технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов;

активизировать процесс конверсии ВПК, создать новые рабочие места.

Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба составляет

2013 млрд. руб./год.

Реализация программы будет способствовать решению социальных проблем вследствие существенного сокращения негативного воздействия отходов на окружающую природную среду в районах их образования и складирования. Это позволит снизить заболеваемость и смертность населения, предотвратить уничтожение животного и растительного мира, увеличить продуктивность сельского хозяйства, высвободить для хозяйственных нужд десятки тысяч гектаров земель, создать новые рабочие места и повысить уровень занятости населения. В итоге будут снижены

социальная напряженность в регионах с

экологически неблагоприятной ситуацией

и миграция населения из экологически не-

благоприятных регионов в регионы с лучшими условиями проживания.

В 1996 г. программа из средств федерального бюджета практически не финансировалась.

В настоящее время в стадии выполнения находятся мероприятия, финансируемые из внебюджетных источников:

создание комплекса по выделению

металлов из отходов гальванических про-

изводств мощностью 90 тыс. т/год в

г. Чебоксарах;

строительство полигона для обезвреживания, переработки и захоронения 30 тыс.

т/год гальванических и других токсичных отходов в г. Томске; из внебюджетных источников выделено 3,3 млрд. руб., выполнены планировочные работы на отведенной площадке, проведены автодорога, электроснабжение, завершены на 60% работы по закрытому хранилищу промышленных отходов;

создание установок по полному использованию угольных шламов мощностью 0,9 млн. т/год и цехов мощностью 0,7 млн.

т/год по экологически безопасному использованию отходов обогащения углей Кузнецкого бассейна в Кемеровской обл.;

создание производства по переработке золошлаковых отходов в цемент мощностью 600 тыс. т/год в г. Жигулевске Самарской обл.;

создание производства по совместной переработке золошлаковых и шламовых отходов мощностью 60 тыс. т/год в

г. Волгограде; объем выполненных работ в

настоящее время составляет 14,74 млрд. руб.,

закуплено и установлено основное обору-

дование, выполнена большая часть строи-

тельно-монтажных работ, размещены и частично оплачены заказы на приобретение

недостающего оборудования. Для заверше-

ния строительства исполнителем мероприятия — ОАО “Химпром” предусмотрено вы-

деление 7 млрд. руб. и из бюджета Волгоградской обл. — 2 млрд. руб;

строительство завода-центра по ис-

пользованию и обезвреживанию сложных

промышленных отходов мощностью 7,9

тыс. т/год по органическим отходам и 9,8

тыс. т/год по неорганическим отходам в

г. Калуге;

создание передвижной опытно-промышленной установки термического обезвреживания непригодных для использования пестицидов мощностью 200 т/год;

создание экспериментального цеха по пе-

реработке птичьего помета мощностью

1250 м 3 /сут на птицефабрике в Воронеж-

ской обл.;

создание производства строительных изделий и материалов мощностью по

фосфогипсу 300 тыс. т/год в Саратовской

обл.; выделено из федерального бюджета

и внебюджетных источников 44,436 млрд.

руб. (из федерального бюджета — по про-

грамме “Развитие и организация конку-

рентоспособных промышленных произ-

водств химических продуктов для реализации приоритетных направлений развития народного хозяйства и снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду”);

строительство опытно-экспериментального завода по термической переработке твердых бытовых отходов мощностью

90 тыс. т/год в г. Бийске Алтайского края; в рамках федеральной инвестиционной про-

граммы в соответствии с приказом Минфина России от 1 ноября 1996 г. № 542

О проведении денежного зачета” на реализацию проекта выделено в 1996 г. 4,0

млрд. руб.

В 1996 г. Минэкономики России, Госкомэкологией России и правительством

Свердловской обл. проведена значительная

организационная и практическая работа

по подготовке, утверждению и реализации федеральной целевой программы

Переработка техногенных образований в

Свердловской области” на 1997–2005 годы.

В результате указанная программа

утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 738 (Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 59 ей присвоен статус президентской программы). Государственным заказчиком

Программы определен Госкомэкология

России, часть функций государственного

заказчика специальным соглашением пе-

редана администрации Свердловской обл.

Цели Программы — комплексная переработка техногенных образований в

Свердловской обл. с одновременной утилизацией отходов производства и потребления, уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду и здоровье

населения области, снижение социальной

напряженности в горнопромышленных

центрах за счет создания новых и пере-

вооружения существующих рабочих мест.

Реализация Программы осуществляется

в два этапа. На первом этапе (1997–1998 гг.) предусматривается реализация 22 проектов на основе разработанных технологий по комплексной переработке техногенных образований (без проведения НИОКР), что обеспечивает переработку ежегодно более 15 млн. т токсичных промышленных отходов с получением из них: железа — 1,2 млн. т, меди — 50 тыс. т, алюминия — 110 тыс.т, цинка — 200 тыс. т, редкоземельных и драгоценных металлов — 3 тыс. т. Годовой экономический эффект от реализации полученной продукции составит 155 млрд. руб.

(в ценах 1996 г.). Средний срок окупаемости — 2–3 года. Экологический эффект от

реализации Программы — сокращение

объемов токсичных промышленных отходов, предотвращение ущерба окружаю-

щей среде Северного Урала в размере 5

трлн. руб./год, снижение трансграничного

загрязнения водоемов Арктического и

Каспийского бассейнов. Социальный эффект — создание 20 тыс. рабочих мест, сохранение и перевооружение существующих. Ряд программных мероприятий уже в 1996 г. был осуществлен за счет внебюджетных источников финансирования, в частности:

на Высокогорском ГОКе пущено

производство по переработке шламов с по-

лучением медного концентрата. Производи-

тельность установки — около 500 т кон-

центрата в год. Ведется работа по совер-

шенствованию производства с целью улуч-

шения качества концентрата и увеличения

объемов переработки шламов;

переработка отвальных шламов ме-

деплавильных предприятий (СУМЗ, АО

Святогор”, Кировоградский медеплавиль-

ный комбинат) позволила извлечь из них

15 тыс. т меди;

при комплексной переработке пы-

лей, промпродуктов и отходов производ-

ства на тех же предприятиях получено 2,6

тыс. т сернокислого цинка, более 3 тыс. т

меди и 2,4 тыс. т свинцовых пылей;

для переработки отвальных шламов

на НТМК пущена первая очередь комплекса

по переработке шлака мощностью более

7 млн. т/год с получением 100 тыс. т металлопродукта и 3 млн. т шлакового щебня;

на Свердловском трубном заводе заканчивается строительство и монтаж первой очереди дробильно-сортировочной установки производительностью 310 тыс. т шлака в год;

для переработки шлаков Алапаевского металлургического завода разработана

технология, рабочий проект и построена

установка по производству товарного аб-

разива мощностью 10 тыс. т/год.

На все эти мероприятия в 1996 г. из-

расходовано 300 млрд. руб. внебюджетных

средств.

Для реализации проектов, включенных

в первый этап Программы, потребуется в

1997–1998 гг. 764,5 млрд. руб. (в ценах 1996

г.). За счет федерального бюджета Программой предусмотрено финансирование в объеме 99,8 млрд. руб., что составляет 13% общей стоимости реализации первого этапа Программы.

В целях создания типовой региональной системы управления обращения с от-

ходами производства и потребления, а

также совершенствования, разработки и

внедрения нормативно-методических до-

кументов в этой области в 1995–1996 гг.

Госкомэкологией России в соответствии с

приказом от 19 сентября 1995 г. № 370

проводился региональный эксперимент по

обращению с отходами производства и

потребления в 22 субъектах Российской

Федерации. В ходе эксперимента разработаны проекты 13 нормативно-правовых документов по обращению с отходами последующим вопросам:

организация и проведение мониторинга отходов;

реализация мер административной

ответственности за экологические нарушения при обращении с отходами;

оценка опасности отходов;

организация учета и контроля отходов.

Подготовлены к утверждению проекты

нормативных документов “Порядок отнесения отходов к классам опасности”,

Структура и порядок ведения Федерального классификационного каталога отходов”, “Порядок определения экологической опасности объектов размещения отходов”.

Документы позволят создать единую сис-

тему нормативно-правового регулирования

в области обращения с отходами, обеспечивающую экологически безопасное обращение с отходами производства и потребления в Российской Федерации. В 1996 г.

осуществлялось лицензирование в области

обращения с отходами, согласно постанов-

лению Правительства Российской Федера-

ции от 26 февраля 1996 г. № 168, утвердив-

шему Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.

В целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Ба-

зельской конвенции о контроле за транс-

граничной перевозкой опасных отходов и

их удалением, и обеспечения государственного регулирования трансграничных перевозок опасных отходов принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 766 “О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов”, устанавливающее перечень опасных отходов, импорт и транзит которых в

любых целях запрещены, а также перечень

опасных отходов экспорт, импорт и транзит которых подлежит государственному регулированию. Для реализации данного постановления Минприроды России подготовлены приказы от 25.07.96 г. № 342 “О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов” и от 20.08.96 г. № 372 “Об утверждении Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных

отходов в Российской Федерации”. Между

странами СНГ подписано Соглашение о

контроле за трансграничными перевозка-

ми опасных отходов и их удалением, от-

вечающее основным положениям Базель-

ской конвенции.

В 1996 г. территориальные органы Гос-

комэкологии России осуществляли госу-

дарственный экологический контроль за

обращением с отходами, заключающийся

в контроле за соблюдением юридически-

ми и физическими лицами установленных

нормативов, экологических требований

при обращении с отходами, в том числе

при выдаче разрешений на размещение

отходов и лицензий на вид деятельности,

связанной с обращением с отходами на

территории данного субъекта Федерации.

Территориальными органами Госкомэкологии России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведена инвентаризация мест хранения и захоронения отходов производства и потребления более чем в 30 субъектах Российской Федерации. Результаты инвентаризации позволяют систематизировать сведения о местах складирования, хранения и захоронения отходов, дать оценку степени заполнения

наличия свободных объемов в местах хранения и захоронения отходов, определить виды отходов, накапливаемых в этих местах, в том числе и по классам опасности, оценить условия и состояние мест размещения отходов и степень их влияния на окружающую среду, а также внести предложения о проведении тех или иных мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления.