Финансовая система Украины (работа 2)

ПЛАН:

Введение. 2

1. Финансовая система украины. 2

2. Кредитно-банковская система. 6

3. Деньги и денежная система. 13

4. Проблемы финансовой стабилизации в Украине. 23

Заключение. 25

Список литературы. 26

Введение.

С провозглашением политической и экономической независимости Украины встал вопрос о создании национальной финансово-кредитной системы. Дело в том, что финансовая и кредитная системы, которые функционировали в Украине на то время, выражали экономические отношения бывшей советской политической и хозяйственной системы, а их центральные учреждения находились за границами украинского государства.

Нельзя было осуществлять ни политические, ни экономические преобразования, обеспечить национальный политический и хозяйственный суверенитет без формирования и развития национальной финансовой, денежной и кредитной системы.

1. Финансовая система

Финансы – это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств1. Финансы являются неминуемым атрибутом, как организации предпринимательской деятельности, так и государства. Необходимость финансов обусловлена объективностью товарного производства, действием законов производства и законов обмена, национальными интересами государства и общества. В пределах общества и государства финансы, как и экономическая система в целом, приобретают национальные признаки. Они выражают совокупность национальных отношений, при помощи которых осуществляют распределение валового общественного продукта и национального дохода для образования и использования денежных фондов на расширенное воссоздание сферы производства, социальной инфраструктуры и подъема уровня жизни людей.

Финансы являются основой формирования и действия экономического и социального механизма, т.е. механизма функционирования производства и социального развития.

При помощи финансов происходит процесс «соединения» рабочей силы, средств труда и предметов труда в единый производственный механизм, в котором реализуются экономические стимулы и интересы человека, коллектива и государства, создаются материальные предпосылки удовлетворения социальных потребностей общества.

Движение финансов «приводит» в действие рабочую силу и ее труд, материальные и сырьевые ресурсы, готовые продукты производства, услуги, обеспечивает рост интеллектуального потенциала и благосостояния общества в целом и каждого человека в частности. Финансовые механизмы «осуществляют» круговорот приобретенного капитала и его наращивание. Движение финансов в экономике подобно движению крови в живом организме и функции их сводятся к питанию своих систем.

Экономика, составными частями которой являются трудовой, научный и технико-производственный и природно-ресурсный потенциал, формируется как единый хозяйственный механизм по большей части финансовой системой.

Без постоянного финансового питания составных частей экономической системы наступает их недееспособность с соответствующими негативными последствиями. Поэтому финансовая система выступает фактором интеграции всех факторов экономической системы их высокоэффективного функционирования и аккумулятором денежных ресурсов для осуществления повторного цикла производства на этом же или высшем уровне. Для осуществления своих функций интегрирования экономической системы финансовая система должна удовлетворять интересы всех субъектов производства, поддерживая на надлежащем уровне дееспособности все свои структурные и динамичные параметры.

По формам организации финансы имеют три уровня:

• финансы общегосударственные;

• финансы предприятий и их отраслей;

• финансы населения.

Финансы государства и предприятий обеспечивают выполнение функций государством и предприятием или руководством отрасли.

Общегосударственные финансы:

    государственный бюджет;

    бюджет государственного социального страхования;

    фонд средств государственного имущественного, частного имущественного и личного страхования;

    фонд средств государственного кредита.

Финансы предприятий и отраслей национальной экономики:

    финансы государственных предприятий и отраслей национальной экономики;

    финансы кооперативных предприятий;

    финансы частных предприятий;

    финансы общественных организаций.

Каждое звено национальной финансовой системы имеет свои специфические задания и свою сферу функционирования. Материальной основой финансов является национальное производство.

Основой общегосударственных финансов есть бюджет, т.е. выраженный в денежных суммах расклад будущих доходов и расходов государства, который составляют ежегодно. Социально-экономическую природу бюджета государства, его роль в экономической и политической жизни страны структуру доходов и расходов определяет характер общественного государственного строя.

Система финансов в Украине только с 90-х г.г. начала формироваться как национальная. К тому времени она была составной частью централизованной финансовой системы бывшего советского государства и зависела от его финансовой политики.

Характер финансовой системы в то время отражал характер самой системы ведения хозяйства и был затратным и неэффективным. Экстенсивные методы ведения хозяйства, отсутствие стимулов к высокоэффективному труду приводили к убыточности предприятий в промышленности и хозяйств в агропромышленном комплексе. Такие предприятия постоянно субсидировались из бюджета за счет более эффективных предприятий, что подрывало любой интерес к добросовестному отношению и производительному труду. Региональные бюджеты и фонды развития предприятий формировали по нормативам, определенными центральными ведомствами. Ими же регламентировали и использование этих финансовых ресурсов. Финансовая система формировала потребительскую психологию производителей, отчуждала от предпринимательской инициативы, от умения рисковать во время создания новых производств, от потребности ценить средства, ресурсы, рассчитывать затраты на производство.

Независимой Украине приходится создавать качественно новую финансовую систему, которая бы была лишена всех отрицательных черт предыдущей, которая бы стимулировала высокоэффективный труд, ликвидировала любую форму эксплуатации человека, которая стала бы орудием перестройки демократического социально справедливого общества, подъема жизненного уровня народа. Необходимость национальной финансовой системы обуславливает государственная самостоятельность Украины и перевод экономики на рыночные отношения. Украинская национальная финансовая система должна создать такую совокупность экономических отношений, при помощи которых можно осуществлять планомерное распределение совокупного общественного продукта и национального дохода для образования и использования денежных фондов на инвестирование расширенного и высокоэффективного производства, сферы услуг и удовлетворение социальных потребностей народа

Переход экономики Украины к рыночному типу и первые шаги до создания национальной финансовой системы показывают, что государство ориентируется на усиление экономической независимости, предпринимательской деятельности и на активное участие в международных финансово-торговых расчетах.

Бюджетная система состоит из двух частей:

• доходной;

• расходной

Первая часть обеспечивает аккумуляцию средств через систему налогов, другая - распределение аккумулированных средств на производственные, социальные и государственные потребности.

Инструментом формирования доходной части бюджета является система налогов. Налоги – это обязательные нормируемые платежи в государственный или местный бюджет, которые вносят отдельные лица, предприятия, организации и учреждения. Налоги разделяют на прямые и косвенные. К прямым налогам принадлежат налоги с прибыли (подоходный налог), наследства, земли, зданий и тому подобное. К косвенным - пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и другие.

Налоговая система является основой формирования государственного бюджета и налоговой политики. Именно ради формирования государственного бюджета государство осуществляет политику налогообложения и использования накопленных средств на разнообразные общественные потребности.

Налоговая политика имеет большое значение для финансовой системы в целом, поскольку от её гибкости зависит влияние финансовой системы на производство, в частности на стимулирование производства. Для сбалансирования экономической системы наилучшей является такая система налогообложения, в которой относительно возрастает доля прямых налогов и уменьшается доля косвенных.

В 1994 году доходная часть бюджета Украины сформирована такой системой налогов (прямые налоги):

• платежи предприятий и организаций с прибыли (дохода),

• доходы от внешней торговли, налоги с населения, подоходный налог, на доходы

от предпринимательской деятельности и другие виды прибыльного налога;

Косвенные налоги:

• налог на добавленную стоимость (НДС);

• акцизный сбор;

• государственная пошлина, местные налоги и доходы;

• отчисление на геологоразведочные работы;

• поступление в Фонд ликвидации последствий чернобыльской катастрофы,

• поступление от реализации государственных ссуд

Основные поступления в бюджет Украины обеспечили косвенные налоги - 61,3 %, а прямые составляли 38,7 %. Самая большая масса налоговых поступлений приходится на НДС - 43,8 % всей суммы прямых и косвенных налогов, меньшая – на платежи предприятий 25,1 % и на налоги с населения 12,8 %. Поскольку плательщиками НДС и акцизов через цены на потребительском рынке является население, то по сумме прямых и косвенных налогов население оплачивает почти 60 % дохода в бюджет государства1.

Это налоговое бремя на население вызвано хроническим спадом производства и малоэффективной налоговой политикой государства относительно остановки спада и наращивания темпов производства.

Расходную часть бюджета определяют, как уже было отмечено, общественные и государственные потребности могут формировать в различных соотношениях такую структуру расходов:

• на народное хозяйство;

• на социально-культурные мероприятия и науку,

на управление;

• на оборону,

• другие.

2. Кредитно-банковская система

Становление рыночной экономики и повышение ее эффективности невозможно без использования и дальнейшего совершенствования кредитных отношений.

Кредитная система – это совокупность банков и других кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке заемных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.2

Составляющими кредитной системы являются:

    совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования;

    система кредитно-финансовых институтов.

Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.

Основой кредитной системы исторически являются банки. Первые предшественники современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела – обмена денег различных городов и стран. Главными операциями банков были прием денежных вкладов и безналичные расчеты. Позднее по такому принципу возникли банки в Амстердаме (1609 г.) и Гамбурге (1618 г.). Последние специализировались на обслуживании торговли, и такая важная функция как выпуск кредитных денег у них не была развита.

Итак, кредитно-финансовые институты подразделяются на:

    центральные банки;

    коммерческие банки;

    специализированные кредитно-финансовые институты.

Центральные банки — это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое место и являются, как правило, государственными учреждениями.

К основным функциям центрального банка относятся следующие:

    Эмиссионная функция, сохраняющая свое значение, поскольку наличность по-прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств.

    Функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков, то есть каждый банк, — член национальной кредитной системы обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно Центральный банк по традиции является хранителем официальных золотовалютных резервов страны.

    Функция кредитования коммерческих банков, характерная для социалистической экономики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых институтов. Менее проявляется она в развитой рыночной экономике, где подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей.

    Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня аккумулируется до половины и более ВВП стран. Данные средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. При этом центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций. Кроме того, они осуществляют операции с государственными ценными бумагами, предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки также проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой.

    Клиринговая функция или функция проведения безналичных расчетов. Так, в ряде стран центральный банк ведет операции по общенациональному клирингу, выступая посредником между коммерческими банками, расположенными в разных районах страны. Примером общенациональной расчетной палаты может служить Федеральная резервная система Соединенных Штатов.

Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.

Выделяют несколько их функций:

    Аккумулирование бессрочных депозитов, или ведение текущих счетов, и оплата чеков, выписанных на эти банки.

    Предоставление кредитов предпринимателям.

Особая заслуга коммерческих банков также состоит в осуществлении расчетов в масштабах всего национального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).

Специализированные кредитно-финансовые институты включают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования. Так, внешнеторговые банки специализируются на кредитовании экспорта и импорта товаров, а ипотечные банки и компании — на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и строений).

Кредитные организации возникли в XIX веке. Длительное время они играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая коммерческим банкам, однако их роль резко возросла в странах с рыночной экономикой после второй мировой войны. Что объясняется, с одной стороны, усилением значения операций, на которых специализировались эти институты, а с другой — проникновением их в сферу действия коммерческих банков. Например, пенсионные фонды, капиталы которых сильно возросли в последние десятилетия и которые являются на Западе одним из крупнейших покупателей ценных бумаг.

К системе кредитно-финансовых институтов относятся:

    Инвестиционные банки, занимающиеся эмиссионно-учредительской деятельностью, то есть проводящие операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая от этого доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства.

    Обширная группа сберегательных учреждений, занимающая важное место в кредитной благодаря привлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал.

Существуют различные типы сберегательных учреждений:

    сберегательные банки и кассы;

    взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США);

    доверительно-сберегательные банки (в Великобритании);

    ссудно-сберегательные ассоциации (Соединенные Штаты);

    кредитные кооперативы (союзы, ассоциации) и другие.

3. Страховые компании, для которых характерна специфическая форма привлечения средств — продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают прежде всего в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги.

4. Пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и структуре активов. Так, имеются застрахованные пенсионные фонды, (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности — банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и многие другие.

5. Инвестиционные компании, размещающие среди мелких держателей свои обязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки ценных бумаг народного хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, так как из-за значительной диверсификации (вложение средств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал.

Таким образом, кредитная система состоит, во-первых, из банковской системы, имеющей обычно два уровня:

    центральный банк;

    коммерческие банки.

Но иногда банковская система бывает и трехуровневой (например, в США):

    Казначейство;

    12 окружных федеральные резервных банков;

    5000 банков-членов.

И, во-вторых, из кредитно-финансовых институтов, занимающих третий и четвертый ее этажи.

Многоуровневость и сложность взаимосвязей внутри данной структуры создает возможности для ее широкого использования, позволяет своевременно вводить в действие большой набор различных кредитно-денежных рычагов регулирования, воздействовать на экономический механизм как на систему. Из чего следует комплексный характер кредитной политики.

После провозглашения Украиной независимости одной из важнейших проблем, которая требовала немедленного решения, было создание эффективной кредитной системы и обеспечения четкого действия всего финансово-экономического механизма. Роль отдельного звена в кредитной системе неравнозначна, ее главным звеном является банковская (традиционно занимает первое место за размерами своих ресурсов). Поэтому первым шагом к разрешению этой проблемы было создание новой сети учреждений банковской системы. На конец 1994 года в Украине насчитывалась уже 2469 банковских учреждений.1 Они аккумулировали временно свободные средства и накопления, предоставляли кредиты, осуществляли денежные расчеты, выпускали в обращение деньги, ценные бумаги и тому подобное. Развивали как пассивные операции банков (привлечение средств), так и активные (размещения денежных ресурсов банка, предоставление ссуд, покупка ценных бумаг и др.).

Национальная банковская система Украины представлена двумя уровнями банков:

    Национальный банк Украины, 23 региональных областных управления которого размещены на территории государства;

    Национальный банк Украины вместе с Крымским республиканским управлением и банковскими учреждениями всех уровней образовывает единую организационную кредитную систему, которая основывается на национальной денежной единице и выполняет функции резервной системы.

НБ Украины был создан 1991 года. Его деятельность строится на основе действующего законодательства и устава банка и направлена на решение заданий, которые связаны с формированием и реализацией денежно-кредитной политики, стабилизацией денежного обращения, организацией межбанковских расчетов и кассового обслуживания, развитием системы коммерческих банков и надзором за их деятельностью, совершенствованием валютных отношений.

НБ Украины является эмиссионным центром, он имеет монопольное право на выпуск в обращение и изъятие по обращению наличности, определяет правила ее перевозки, хранение и инкассация.

Национальный банк создает государственную сокровищницу резервных фондов денежных знаков, драгоценных металлов и золотых запасов и организовывает ее деятельность, представляет интересы Украины в отношениях с центральными банками других государств, с международными банками и другими финансово-кредитными организациями, в которых международное сотрудничество предусмотрено на уровне центральных банков.

Национальный банк является «банком банков», т.е. он осуществляет операции с банками, которые входят в национальную кредитную систему, выполняет обязанности банка правительства.

Коммерческие банки в украинской экономике являются явлением новым, хотя в развитых странах это одна из старейших и наиболее распространенных групп кредитных учреждений, которые выполняют большинство финансовых операций и услуг, известных в предпринимательской практике. Коммерческие банки создают на акционерных или паевых основах. Учредителями их могут быть как юридические, так и физические лица, за исключением органов власти всех уровней и специализированных общественных фондов. Они независимы от исполнительных и распорядительных органов государственной власти в принятии решений, связанных с текущей банковской деятельностью.

Коммерческие банки могут создавать союзы, ассоциации и другие объединения для собственной деятельности и защиты своих интересов. Они осуществляют свою деятельность на основании лицензий на ведение банковских операций, полученных от Национального банка Украины.

Коммерческие банки за сравнительно короткий срок превратились в основу кредитной системы в Украине. Коммерческие банки создавались двумя способами: некоторые из них возникали на основании специализированных банков, которые уже функционировали, были финансово устойчивыми, имели разветвленную сеть филиалов; другие создавали практически с «нуля». На ранних этапах развития неравные стартовые условия различных коммерческих банков неминуемо повлияли на размеры их активов, масштабы деятельности, на их устойчивость.

По мере развития и расширения банковской деятельности наметилась тенденция концентрации банковского капитала. Наращивание уставных фондов было обусловлено как усилением инфляционных процессов в экономике, так и мероприятиями, которые предпринимал НБ Украины относительно капитализации украинских банков.

Так было принято решение об увеличении уставного фонда коммерческих банков в несколько раз. Впоследствии НБ Украины опять повысил размеры уставного капитала.

Увеличение размера минимального капитала коммерческих банков вызвано необходимостью установления своеобразного барьеру для мелких предпринимателей, которые стремятся иметь собственный банк для проведения сомнительных операций. Новый подход позволил украинским коммерческим банкам соответствовать международным стандартам достаточности капитала.

На 1 января 1996 года общий размер объявленных уставных фондов коммерческих банков значительно вырос.

С целью обеспечения своей финансовой прочности и защиты интересов клиентов коммерческие банки действуют согласно экономическим нормативам, установленным Национальным банком, создают страховые и резервные фонды.

Коммерческие банки обязаны выполнять операции по кассовому выполнению бюджета по поручению Национального банка, им запрещено проводить деятельность в сфере материального производства и торговли материальными ценностями, а также проводить все виды страхования. Они могут на договорных основах привлекать и размещать средства друг друга в форме депозитов, кредитов и осуществлять другие взаимные операции. При недостаточности средств для кредитования клиентов и выполнения принятых обязательств коммерческие банки могут обращаться за получением кредитов в Национальный банк.

Коммерческие банки самостоятельно устанавливают процентные ставки за предоставленные кредиты и комиссионное вознаграждение за услуги. Банкам запрещено использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для заключения соглашений, которые направлены на монополизацию рынка банковских операций по вопросам установления процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на ограничение конкуренции по банковском делу.

В Украине коммерческие банки еще имеют определенные ограничения в своей кредитной деятельности. Это обусловлено политикой антиинфляционных мероприятий, с одной стороны, и сдерживанием роста процентных ставок в условиях инфляции для кредитования промышленных предприятий и усиления их кредитоспособности с другой.

Наиболее сложной проблемой является создание финансово-кредитного механизма и мобилизация кредитных ресурсов для выхода из кризиса и стабилизации экономики в целом. С этой целью правительство Украины разработало специальную программу, основу которой составляют проблемы поиска средств и путей преодоления спада жизненного уровня, производства важных товаров, преодоления кризиса недопроизводства, постепенного оживления и экономического роста. Согласно этой программе, влияние на ряд отраслей и сфер экономики происходит при помощи инструментов и механизмов денежной, финансово-кредитной, налоговой, ценовой и таможенно-тарифной политики.

Роль кредитной системы заключается в том, что она поддерживает высокую норму народнохозяйственного накопления, содействует решению проблемы реализации товаров и услуг на рынке, развитию отраслей промышленности и строительства, международной торговли, что, в свою очередь, содействует развитию производства.

3. Деньги и денежная система

Как гласит одна древнеримская максима, «лишь деньги приводят все в нашем мире в движение». Эта мысль может быть и не бесспорна, но, тем не менее, вряд ли кто-нибудь будет отрицать значение денег для экономики. Деньги — это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, один из важнейших факторов, определяющих не только благополучие отдельного человека или семьи, но и здоровье, и процветание любой экономической системы.

Денежная система — форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством1. Денежные системы сформиро­вались в XVI—XVII вв., хотя отдельные их эле­менты появились в более ранний период. В денежных системах по мере их развития происходили существенные изменения.

Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Последнее представляет собой движение денег, опосредствующее оборот товаров, услуг. Денежное обращение обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также движение финансового рынка. В США 3/5 платежного оборота приходится на финансовые операции. Такая связь денежного обращения с финансами служит основанием для некоторых экономистов определять денежное обращение как регулируемую законодательную систему финансов в стране.1 Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функцио­нируют деньги. Существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно каждым государством.

Важнейшими элементами денежной системы являются:

    национальная денежная едини­ца – мера денег, принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены товаров и услуг (рубль, доллар, франк и другие);

    масштаб цен – весовое количество денежного металла, при­нятое в стране в качество денежной единицы и ее составных частей;

    система эмиссии денег - учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение; эмиссионная система в развитых странах означает выпуск бан­ковских билетов центральным банком, а казначейских билетов и монет — казначейством в соответствии с законодательно уста­новленным эмиссионным правом.

    формы денег – овеществленная в определенном типе все­общего эквивалента меновая стоимость, кото­рая в состоянии обеспечить устойчивость об­ращения товаров и является законными пла­тежными средствами в наличном обороте;

    валютный пари­тет – соотношение с другими валютами;

    институты де­нежной системы – государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

В зависимости от вида обращаемых денег выделяются два типа систем денежного обращения:

1. система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл (слитки или монеты);

2. система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото вытеснено из обращения и поэтому кредитные и бумажные деньги могут быть обменены на золото.

Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств, внешне выступающих в двух формах: наличной и безна­личной. По объему наличные деньги значительно уступают денежным средствам, находящимся на банковских счетах: банкноты и разменная монета в современных условиях составляют лишь около 10% всех денеж­ных средств1.

История свидетельствует о существовании таких разновидностей де­нежных систем как биметаллизм, базирующийся на использовании в качестве денег двух металлов — золота и серебра (XVI - XIX века), и мо­нометаллизм, использующий в обращении лишь один металл — золото, а бумажные деньги свободно обмениваются на этот металл.

Монометаллизм исторически существовал в виде трех стандартов: золотомонетного (свободное обращение золотых монет); золотослиткового (предусматривалась возможность обмена знаков стоимости на золото лишь по предъявлению суммы, соответствующей цене стандартного слит­ка); золотодевизного (когда банкноты разрешалось обменивать на ино­странную валюту — девизы, разменную на золото).

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. положил конец эпохе монометаллизма. На его место приходит система неразмерных кредитных денег, которая характеризуется следующим:

    демонетизация золота;

    отмена золотого содержания банкнот;

    значительное расширение безналичного оборота;

    господствующее положение кредитных денег;

    усиление эмиссии денег в целях кредитования частного пред­принимательства и государства;

    государственное регулирование денежного обращения.

Различают также денежную систему с твердым обеспечением и свобод­ное денежное обращение. Такое различие связано с регулированием дефи­цита денежной массы в обращении. В системах с твердым обеспечением нехватка денег законодательно обеспечивает положение о нормах покры­тия. В то же время существует опасность недостаточного снабжения на­родного хозяйства деньгами (дефляция), если в развивающейся экономике денежная масса не может быть увеличена из-за нехватки золотых запасов в центральном банке. При свободном денежном обращении всегда су­ществует опасность чрезмерного увеличения денежной массы (инфляции), т.к. не существует никаких законодательных положений о покрытии на­ходящихся в обращении денег.

В современной отечественной экономической литературе существуют и другие подходы к классификации денежных систем. Так, Л.Г. Прусова считает, что тип денежной системы определяется содержанием ее элементов и их взаимодействием, которые обуславливают тенденции развития и законо­мерности функционирования денежной системы1. Это позволяет выделить следующие типы денежных систем:

Нерыночная денежная система – отличается наличием значительных ограничений в функционировании денег (талоны, карточки и т. д.), используются административные методы регулирования денежного обращения.

Денежная система рыночного типа – характеризуется свободным функционированием денег. Сохраняются только некоторые ограничения проведения денежных операций на уровне банков как элемента денежной системы.

Открытая денежная система – в ней отсутствуют ограничения на проведение валютных операций юридическими и физическими лицами.

Денежная система закрытого типа - предусматривает использование валютных ограничений, которые обуславливают изоляцию национальной экономики от мировой.

Саморегулирующаяся система – система металлических денежных знаков (монометаллизм, биметаллизм).

Характерными чертами современных денежных систем явля­ются:

— отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото;

— переход к неразменным на золото кредитным деньгам, ко­торые перерождаются в бумажные деньги;

— выпуск денег в обращение не только в порядке банковско­го кредитования хозяйства, но и в значительной мере для по­крытия расходов государства (в основном выпуск государствен­ных ценных бумаг);

— преобладание в денежном обращении безналичного обо­рота;

— усиление государственного регулирования денежного об­ращения1.

Становление национальной денежной единицы, денежной системы, как и финансовой системы, по-настоящему началось с 90-х г.г., хотя товарно-денежные отношения на территории сегодняшней Украины развивались параллельно с товарно-денежными процессами Европы и Азии. Этому содействовали внутринациональное и межнациональное разделение труда, развитие соответствующих экономических и торговых связей.

Национальные деньги являются не только средством товарообменных процессов, платежей, накопления, но и обязательным атрибутом национально-государственной системы. В национальной денежной единице выражается состояние системы производства, труда, распределения, обмена, состояние государства, управление и тому подобное. Как функционирует государство, как оно влияет на систему производства, так и национальная денежная единица выражает себя в обращении.

Современные деньги в Украине имеют свою предысторию. В Киевской Руси в обращении были так называемые кунные деньги – меха или кожи пушных животных куницы и белки. В XI-XII ст. с развитием торговых отношений в княжеской Украине развивается изготовление металлических денег в форме серебряных слитков – гривни. Известны киевская гривня - шестиугольный слиток и черниговская гривня - ромбовидный слиток. Обе гривни содержали по 196 граммов серебра, которое равнялось 7,5 кунных денег. В XII ст. появляется золотая гривня, в которой содержалось 4,4 грамма золота, которое равнялось 50 кунным деньгам. В конце XIII ст. появился серебряный слиток, который равнялся половине серебряной гривни, он получил название карбованец. С распадом Киевской Руси прекратилось обращение национальных денежных знаков2.

Во второй раз национальные деньги появляются с возрождением украинской государственности в начале XX ст. Первые украинские бумажные деньги были выпущены 24 декабря 1917 года как кредитные билеты стоимостью 100 карбованцев на сумму 53250 тысяч карбованцев.

В марте 1918 Центральная Рада приняла закон о гривне как денежной единице Украинской Народной Республики, о чеканке монет и выпуске государственных кредитных билетов. Две гривни равнялись одному карбованцу, а одна гривня 100 шагам. За время правление Центральной Рады было выпущено украинских бумажных денег на сумму 115626300 карбованцев.1

После провозглашения Акта о независимости в Украине все еще были в обращении российские рубли. В Бишкеке (Киргизстан) произошла встреча глав государств СНГ, на которой рассматривался проект соглашения о единой денежной системе, денежно-кредитно-валютной политике государств, которые сохранили рубль как законное платежное средство. Украина не одобрила соглашения. Дело в том, что по ряду причин, в том числе объективного характера, например, из-за высокой стоимости энергоносителей, экономика Украины в целом утратила конкурентоспособность в пределах СНГ. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в Украине уровень средних цен был выше по сравнению с другими государствами. Если Украина осталась бы в рублевой зоне, перед нею поставили бы требование прекратить любые самостоятельные шаги в сфере бюджетной, денежно-кредитной политики и оплаты труда и на первом этапе подчинили бы дело эмиссионно-кредитного регулирования Центральному банку России, на втором межгосударственному эмиссионному банку, который осуществлял бы регулирование единой денежной системы. Это значило бы, что ни одной ссуды своим предприятиям Украина в течение 1992-1993 гг. уже не смогла бы выдать, и как следствие разорение массы предприятий металлургической, угольной и других отраслей промышленности, т.е. всех тех, которые имеют уровень затрат выше, чем в других республиках СНГ.

Руководству Украины стало понятно, что альтернативы выходу из рублевой зоны не было. Подписание соглашения о единой денежной системе привело бы к чрезвычайно тяжелым последствиям для экономики Украины, вызвало бы дальнейшее снижение и без того очень низкого жизненного уровня, резко обострило бы социально-политическое положение.

10 января 1992 года в Украине началась денежная реформа, в наличном обращении появилась переходная национальная валюта украинский карбованец (купон). Его заданием было защитить потребительский рынок Украины от наплыва российских рублей из России и других стран СНГ. В межгосударственных расчетах в границах СНГ продолжали использовать российский рубль, который негативно влиял на экономику Украины. Функционирование российского рубля параллельно с купоном продолжалось до 12 ноября 1992 года. С этого дня специальным Указом Президента Украины функционирования рубля в денежном обращении было прекращено. Так завершился первый этап денежной реформы.

Однако позитивный потенциал купоно-карбованца себя практически исчерпал. Кроме того, временная денежная единица не может выполнять одну из важнейших функций рыночного хозяйства функцию накопления. А без реализации этой функции нельзя преодолеть кризис производства, остановить инфляцию, решить сложные вопросы приватизации, проблемы платежного баланса.

Из-за задержки с введением в обращение собственной денежной единицы снижался и международный престиж Украины.

25 августа 1996 года Президент Украины подписал Указ «О денежной реформе в Украине», по которому:

1) с 2 сентября 1996 года в обращение вводится национальная валюта Украины гривня и ее сотая часть - копейка;

2) в обращение были выпущены банкноты стоимостью 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 гривен и разменная монета нарицательной стоимостью 1, 2, 5, 10, 25 и 50 копеек. Эмиссия украинских карбованцев была прекращена;

3) украинские карбованцы подлежали обмену на гривни (банкноты и разменную монету) по курсу 100 000 карбованцев за 1 гривню, суммы до 100 млн. украинских карбованцев обменивались на гривни наличностью, а более 100 млн. крб. засчитывались на вклады в банках с правом их свободного использования в гривнях;

4) с 2 по 16 сентября 1996 года на территории в наличном обращении функционировали гривня и украинский карбованец, который постепенно изымался из обращения;

5) с 24.00 16 сентября 1996 года функционирование украинского карбованца в наличном обращении прекратилось1.

Единым законным средством платежа на территории Украины стала гривня, таким образом, начинается формирование современной денежной системы Украины.

С введением в Украине в обращение национальной денежной единицы – гривни начинается период формирования собственной денежной системы. Денежная система – это форма организации денежного обращения, установленная государственным законодательством. Она предусматривает движение наличных денег и осуществление безналичных расчетов в процессе обращения товаров, производства и предоставление услуг, осуществление различных платежей и тому подобное. Украине приходилось национальную денежную систему создавать с самого начала, поскольку та, что до этого существовала, не была национальной. Национальная денежная система включает:

    название денежной единицы;

    меру цен;

    виды государственных денежных знаков;

    порядок эмиссии денег;

    регламентацию безналичного обращения;

    государственные органы по регулированию денежного обращения.

Особое место в денежной системе занимает Национальный банк Украины (НБУ). Он выполняет ряд специфических функций:

    является эмиссионным центром страны, т.е. в его обязанности входят подготовка мероприятий и выпуск государственных банкнот;

    служит официальным хранилищем (сокровищницей) золотовалютных ресурсов и других сокровищ страны;

    выступает «банком банков», т.е. осуществляет операции только с банками, которые входят в национальную кредитную систему;

    представляет интересы Украины в международных валютно-финансовых организациях;

    является центром регулирования кредитно-денежной сферы;

    выполняет обязанности «банка правительства».

В отличие от других банковских институтов НБУ не ставит прибыльность целью своей деятельности, он стремится к стабильности кредитно-денежной сферы. НБУ является автономным государственным институтом, юридическим лицом, он подчинен законодательному органу Украины и работает согласно собственному уставу.

Каждая денежная система начинается с названия денежной единицы. В Украине карбованец стал денежной единицей переходного периода и находился в соотношении 1:1 к российскому рублю. На то время золото и серебро в практике мирового ведения хозяйства было снято как основу обеспечения массы бумажных денег и гарантии их как стабильной меры цен. Стоимость денег и стойкость их курса определяли уже факторы рыночного механизма, как национальной экономики, так и мировой. В условиях рынка наилучшим показателем стойкости и действенности денежной единицы является высокоэффективный и качественный труд, воплощенный в форму массы товаров различного ассортимента и высокого качества. Украина на то время не имела не только сформированного рыночного механизма, но и высокоэффективного производства. Более того, производство находилось в состоянии хронического спада, кризис его углублялся недостаточностью собственных энергетических ресурсов, которые Украина вынуждена была покупать в России. Россия, в свою очередь, переводила продажу энергоносителей на уровень мировых цен, что усложняло введение национальной денежной единицы, поскольку курс ее к российскому рублю постоянно падал.

Вследствие экономического кризиса, отсутствия стимулов к высокоэффективному производству достичь высокого качества труда было практически невозможно, а значит и невозможно создавать крепкую национальную денежную единицу и денежную систему в целом.

После выхода из рублевой зоны на карбованец, как временную денежную единицу, возлагали все функции денег, кроме мировых. Этим актом преодолевались трудности, которые возникли после разрыва купонного и рублевого обращения. Украинский карбованец начали использовать и в безналичных расчетах и свободно обменивать в банках на деньги стран СНГ. Кроме того, введение украинского карбованца предусматривало возобновление на торгово-экономической основе уже разорванных технологических связей предприятий Украины с предприятиями других республик, установив его паритет относительно других денег. Установлением курса украинского карбованца в соответствии с его покупательной состоятельностью отсекался многомиллиардный оборот спекулятивных капиталов, которые паразитировали на использовании с различной целью единой денежной единицы рубля в Украине и других государствах СНГ.

Введение гривни должно было начаться после осуществления необходимых мер относительно стабилизации экономики и углубления экономических реформ, когда украинский карбованец принял на себя все первые удары денежной реформы.

Сегодня одной из главных направлений деятельности НБ Украины и всей банковской системы является работа с наличностью. Главными задачами ее являются проведения единой политики государства в отрасли кассовых и эмиссионных операций в учреждениях НБ Украины, коммерческих банков, методологическое направление и анализ организации кассовой работы в банках, обеспечение наличностью потребностей денежного обращения, организация инкассация, сохранение и перевозка ценностей. НБУ занимается дизайном денежных знаков, их изготовлением, использованием денег в обращении, а также изъятием изношенных бумажных денег для дальнейшей их утилизации.

С целью регулирования наличных операций созданы законодательная и нормативная базы. В 1994-1995 годах разработаны и утверждены Правлением НБУ такие нормативные документы: Инструкция «По организации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков Украины», «Об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины», «Порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве Украины». Вместе с Минфином, Минэкономики и Минюстом Украины были разработаны проекты Указов Президента Украины, направленные на сокращение наличного обращения, установление финансовых санкций за нарушение действующих правил ведения операций с наличностью. Правление НБ Украины утвердило Программу комплексной автоматизации денежного обращения в Украине, которая направлена на введение современных банковских технологий.

22 марта 1994 года состоялось открытие Банкнотной фабрики НБ Украины. В мире появилось 68-ое предприятие по изготовлению бумажных денег. Наиболее современное оборудование и новейшие технологии, которые имеет Банкнотная фабрика, созданы при помощи 77 иностранных фирм из 11 стран мира. Отныне все украинские банкноты печатаются только на Банкнотной фабрике, что сэкономило нашему государству более 10 млрд. долларов1.

Второй этап денежной реформы, т.е. введение в обращение национальной денежной единицы гривни, начавшийся 2 сентября 1996 г., свидетельствовал о создании полноценной национальной финансово-денежной системы.

4. Проблемы финансовой стабилизации в Украине.

Центральной проблемой настоящего и будущего финансовой стабилизации в Украине остается инфляция. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить политику, направленную на укрепление национальной валюты. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

Необходимо отметить, что комбинация различных способов подавления инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны. Становление рынка в Украине, в частности, в значительной мере, зависит от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами тотального или значительного административного контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики.

Введение государственного заказа, инвестирование промышленности и сельского хозяйства (за счет бюджетного дефицита), установлению жесткого курса валюты и вообще твердых цен на все товары - подобные мероприятия практикуются и сейчас в Украине. В любом случае, это наглядный пример неэффективного государственного регулирования.

Необходимы серьезные и комплексные антиинфляционные мероприятия. Сложность ситуации состоит в том, что антиинфляционную политику в Украине сейчас нельзя все-таки свести к только косвенным экономическим рычагам. Дело в том, что в Украине, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени, и, как следствие, чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высочайшая степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы и другие особенности.

Очевидно, что нарушение народнохозяйственных пропорций невозможно устранить без определенной структурной политики государства, осуществляемой даже прямыми административными мерами, в частности, сокращением военного производства и расходов, а также рационализацией производственных капиталовложений, обильным финансированием за счет акционерных и частных капиталов, широким привлечением иностранных инвестиций и сокращением бюджетного финансирования. Необходимо сломать монополистическую структуру экономики. Все это важно дополнять мерами, которые ограничат денежную массу, устранят дефицит государственного бюджета, стабилизируют соотношение валют, а также созданием условий для здоровой конкуренции. В таком случае успех будет достигнут.

Заключение.

Строительство независимого государства невозможно без создания собственной финансово-денежной системы. При ведущей роли Национального банка Украины в направлении демонополизации производства с целью улучшения существующих экономических отношений сформирована широкая сеть банковских учреждений. Введена национальная денежная единица. Однако демонополизация финансовой системы, невиданно быстрое расширение сети коммерческих банков происходило стихийно, без надлежащей законодательной базы и надежного контроля со стороны государства. В результате сфера банковской деятельности создала условия для многочисленных злоупотреблений. Постоянный выпуск не подкрепленных реальными товарами денег (эмиссия) на протяжении 1992-1995 г.г. приобретает неуправляемый характер и приводит к гиперинфляции. Силовые методы монетарной политики 1996-99 г.г. в условиях непрекращающегося спада производства приводят к кризису неплатежей, хроническим невыплатам заработных плат и пенсий.

Показателем кризиса системы государственных финансов стала деформация налоговой системы. Колоссальное количество и размеры платежей в конечном итоге приводили, с одной стороны, к искусственному сворачиванию производственной и коммерческой деятельности, а с другой – к теневизации экономики. Большое количество коммерческих структур всячески уклонялись от уплаты налогов, скрывали доходы. Не помогало и формирование многотысячной армии налоговых инспекторов, обязательное введение кассовых аппаратов.

Финансовая сфера государства продолжает находиться в кризисном состоянии. Его преодоление возможно только при условии целого комплекса рыночных реформ, призванных обеспечить вхождение Украины в состав развитых государств мира.

Список литературы:

    Амбарцумов А.А. Экономика: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

    Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 3-е изд. – М.: Институт новой экономики, 1998.

    Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. – М.: ИНФРА-М, 1997.

    Дубиняк Р., Цибаняк П. Грошова система в Україні за княжих часів. // Київська старовина. – 1992. - № 4, стр. 52-53.

    Заблоцький Б.Ф. и др. Економіка України. – Львів: Львівський банківський коледж Національного банку України, 1997.

    Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

    Прусова Л.Г. Экономика в вопросах и ответах. – К.: АОЗТ «Експрес-об’ява», 1998.

    Основи економічної теорії: поліекономічний аспект: Підручник / За ред. Г.Н. Климка, В.П. Нестеренка. – К.: Вища шк., 1994.

    Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.

    Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/ Под ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

1 Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 3-е изд. – М.: Институт новой экономики, 1998, 781 стр.

1 Заблоцький Б.Ф. та ін. Економіка України. – Львів: Львівський банківський коледж Національного банку України, 1997, стр. 227.

2 Там же, стр. 241.

2

1 Заблоцький Б.Ф. та ін.. Економіка України. – Львів: Львівський банківський коледж Національного банку України, 1997, 243 стр.

1 Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

1 Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/ Под ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997, стр. 324.

1 Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/ Под ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997, стр. 326.

1 Прусова Л.Г. Экономика в вопросах и ответах. – К.: АОЗТ «Експрес-об’ява», 1998, стр.15.

1 Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998, стр. 315.

2 Р. Дубиняк, П. Цибаняк. Грошова система в Україні за княжих часів. // Київська старовина. – 1992. - № 4, стр. 52-53.

1 Заблоцький Б.Ф. та ін.. Економіка України. – Львів: Львівський банківський коледж Національного банку України, 1997, 236 стр.

1 Заблоцький Б.Ф. та ін.. Економіка України. – Львів: Львівський банківський коледж Національного банку України, 1997, 238 стр.

1 Заблоцький Б.Ф. и др. Економіка України. – Львів: Львівський банківський коледж Національного банку України, 1997, 241 стр.

1