Международные и межгосударственные финансовые институты

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

1. Международный валютный фонд – правовой статус…………………..6

2. Международные финансовые институты,

входящие во Всемирный банк……………………………………………….11

2.1 Международный банк реконструкции и развития…………….12

2.2 Международная ассоциация развития…………………………..15

2.3 Международная финансовая корпорация………………………18

2.4 Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям…20

3. Иные международные и межгосударственные

финансовые институты………………………………………………………23

3.1 Межгосударственный валютный комитет……………………...23

3.2 Европейский банк реконструкции и развития…………………24

3.3 Банк международных расчетов………………………………….. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30

Список литературы……………………………………………………32

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе речь пойдет о международных и межгосударственных финансовых институтах и о взаимодействии с ними Российской Федерации (далее – РФ).

Важность и актуальность этой темы состоит в том, что после кризисных явлений последнего десятилетия (распада СССР, путча, резких падений курса рубля) Россия наконец то выходит на мировую арену, восстанавливает прерванные связи, в том числе и в области мировых финансов.

В работе будет рассказано о таких международных финансовых институтах как Международный валютный фонд, группа финансовых институтов Всемирного банка (Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям), Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов. Также будет описан один межгосударственный финансовый институт – это Межгосударственный валютный комитет, созданный странами Содружества независимых государств.

Для написания работы необходимо разобраться в терминологии. Что же такое финансовый институт? Финансовый институт - это финансовый посредник между кредиторами и заемщиками или между сберегателями и инвесторами. Далее, тема сформулирована «Международные и межгосударственные финансовые институты». В большинстве литературы различия между понятиями «международный» и «межгосударственный» не прослеживается, они употребляются как синонимы. Но все же понятие «межгосударственны» используется тогда, когда членами организации являются не подавляющее большинство стран, а какой-то узкий их круг. Примером такого финансового института и является Межгосударственный валютный комитет.

По мере развития и усложнения валютно-финансовых отношений государства все чаще прибегают к созданию специализированных международных организаций. Важная роль в регулировании валютно-финансовых отношений на международном уровне принадлежит таким международно-правовым актам, как уставы этих организаций и заключаемые в их рамках соглашения, а также таким неправовым актам, как резолюции организаций. Тем не менее внутригосударственная правовая база не менее важна.

При подготовке курсовой работы будут использованы материалы Большой Российской энциклопедии (когда речь будет заходить об исторических аспектах), нормативные и иные акты РФ (Указы Президента, распоряжения и Постановления Правительства РФ), а также материалы официальных интернет сайтов международных организаций.

Целью данной работы является исследование международных финансовых институтов, их правового статуса на мировой арене и степени участия в них России. Для этого необходимо:

- изучить структуру, механизмы и цели деятельности международных финансовых институтов;

- выявить доли участи России в этих организациях.

Основная часть работы состоит из трех разделов. В первом разделе будет рассказано о Международном валютном фонде. Выделение этого финансового института в особый раздел обусловлено его обособленностью от остальных финансовых институтов. Во втором разделе речь пойдет о группе финансовых институтов Всемирного банка, но не обо всех, а только о самых основных и значимых для мировой финансовой системы: Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям. Третий раздел будет посвящен некоторым другим финансовым институтам, в частности Международному валютному комитету, Европейскому банку реконструкции и развития и Банку международных расчетов.

1. Международный валютный фонд – правовой статус

Среди международных финансовых организаций центральное положение занимает Международный валютный фонд (МВФ; International Monetary Fund). Статьи соглашения Международного Валютного Фонда приняты 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США), на Валютно-финансовой конференции 44 стран Объединенных наций. Вступили в силу 27 декабря 1945 года. МВФ начал проводить операции в марте 1947года. В 1947 в него входило 49 стран. Основной капитал составлял 7,7 млрд. долларов. В середине 1973 года МВФ насчитывал уже 125 стран-членов. Сейчас МВФ насчитывает более 150 стран-членов. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. В соответствии с соглашениями ООН МВФ стал ее специализированным учреждением. Членами фонда являются почти все государства, включая Россию и другие страны СНГ.

Международный валютный фонд – это межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и предоставления им кредитов. МВФ занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, инфляции, валютных ресурсов, величины валютных резервов, денежного обращения, государственных финансов и др. Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики. Одной из основных задач МВФ является регулирование валютных курсов и поддержание устойчивости валютных паритетов.

Целями МВФ (согласно ст. I Соглашения МВФ) являются:

- поощрение сотрудничества в области валютной политики;

- содействие сбалансированному росту мировой торговли;

- поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;

- участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансферт валюты;

- предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.

Высшим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей государств-членов. Каждый член МВФ имеет в совете 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тысяч долларов квоты страны. Это обеспечивает решающее большинство голосов экономически развитым странам. Временный комитет из 24 членов консультирует Совет по вопросам, связанным с контролем за мировой валютной системой и ее адаптацией к происходящим переменам. Среди ряда специальных механизмов Фонда можно отметить Фонд преобразования систем, оказывающий финансовую помощь странам, испытывающим трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике.

Исполнительным органом МВФ является исполнительный совет. Он ведет повседневные дела Фонда. Он состоит из 24 исполнительных директоров. Пять из них назначаются странами с наибольшими вкладами (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания). Его председателем является Директор-распорядитель.

От России управляющим в МВФ является заместитель Председателя Правительства РФ - Министра финансов России А.Л. Кудрин, который, согласно Указу Президента РФ от 21 августа 2000 года, сменил на этом посту В.В. Геращенко. Заместителем А.Л. Кудрина вместо М.М. Задорнова была назначена первый заместитель Председателя Центрального банка РФ Парамонова Т.В.

При вступлении в МВФ каждое государство подписывается на определенную долю его капитала. Этой квотой определяется количество принадлежащих государству голосов, а также размер помощи, на которую оно может рассчитывать. Размер не может превышать 450 процентов квоты. Порядок голосования, по словам французского юриста А. Пелле, «позволяет небольшому числу промышленно развитых государств играть ведущую роль в функционировании системы».

Основной капитал МВФ образуется из взносов (квот) стран, входящих в фонд. Размеры квот устанавливаются с учётом экономического значения страны в мировой торговле.

Задачей фонда с момента его образования является установление твёрдых паритетов валют. Страны - члены МВФ согласились установить паритеты своих валют в золоте или долларах США и не изменять их без согласия фонда больше чем на 10 %.

В целях смягчения и предотвращения вспышек валютного кризиса МВФ предоставляет странам-членам краткосрочные (до 1 года) и среднесрочные (до 3-5 лет) кредиты из расчёта в среднем 2-3,5 % годовых. Кредиты предоставляются в форме купли-продажи национальной валюты данной страны на эквивалент национальной валюты других стран-членов.

Центральной проблемой, стоящей перед МВФ, была и остаётся проблема обеспечения международной ликвидности, то есть способности стран беспрепятственно производить платежи по внешнеторговым и другим международным операциям и свободно превращать образующееся активное сальдо платёжного баланса в валюты, используемые в качестве средств международных расчётов.

Валютно-финансовая система, основы которой были разработаны на Бреттонвудской конференции, в качестве международных ликвидных средств использует золото и доллар как ключевую валюту. С февраля 1973 года за основу этой системы принято равенство: 44,22 доллара за 1 тройскую унцию золота (31,0035 г.).

В целях повышения уровня международной ликвидности на сессии МВФ в Рио-де-Жанейро (1967) была разработана и с 1 января 1970 введена система "специальных прав заимствования" (система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных денежных единицах - СДР, приравненных по золотому содержанию к доллару США). Кредиты в СДР предоставляются странам - членам МВФ при дефиците платёжного баланса и недостатке золотовалютных резервов. Новые кредитные средства выдаются странам пропорционально их квоте в капитале фонда.

Как уже было ранее сказано, Россия входит в число членов МВФ. В своем Постановления от 22 мая 1992 года Верховный совет РФ постановил: согласиться с предложением Правительства РФ и Центрального банка РФ о вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд путем принятия:

а) статей соглашений Фонда;

б) условий, установленных в резолюциях Совета управляющих Фонда касающихся членства Российской Федерации.

Сейчас квота России в МВФ составляет около 5,95 млрд. SDR (по текущему курсу около $7,58 млрд.). Это составляет 2,8 процента всего их объема, что обеспечивает ей 2,76 процента голосов при голосовании. Нынешнее положение России в МВФ несравнимо с положением СССР в Фонде на момент его образования. Тогда СССР занимал по квотам третье место после США и Великобритании. Квота СССР равнялась $1200 млн. (США - $2750 млн., Великобритания - $1300 млн.). На данный момент квота России в МВФ, как уже говорилось, составляет около $7,58 млрд., а сумма долговых обязательств - около $9,9 млрд. К концу декабря Россия выплатит часть своего долга МВФ, и тем самым объем ее долговых обязательств станет меньше, чем 100% квоты России в МВФ.

По заявлению директора-распорядителя Международного валютного фонда Хорста Келера, в будущем рубль может стать одной из расчетных валют МВФ. Россия должна лишь подать соответствующую заявку в Фонд, однако главным условием вступления является отсутствие долгов перед Фондом. Исходя из хороших макроэкономических показателей России, в 2002-2003 гг. страна способна выплачивать внешние долги без помощи международных финансовых институтов. Однако не нужно забывать о нестабильности на мировом рынке нефти. В случае значительного падения цены на нефть Международный валютный фонд готов рассмотреть возможность оказания финансовой помощи России1.

Члены МФК обязательно должны быть членами МБРР. Участвует большинство государств, включая Россию и страны СНГ. Руководящие органы МБРР являются и органами МФК.

МВФ призван обеспечить уважение «кодекса добропорядочного валютного поведения», содержащегося в учредительном акте, а также оказывать помощь членам в его применении. Функция помощи приобрела за годы существования Фонда большое значение.

2. Международные финансовые институты,

входящие во Всемирный банк

Всемирный банк представляет собой сложное международное образование, связанное с ООН. Группа учреждений Всемирного банка, основанная в 1944 году, является одной из крупнейших в мире организаций, предоставляющих помощь на цели развития. Банк, предоставивший в 2002 финансовом году странам-клиентам займы на общую сумму $19,5 млрд., в настоящее время осуществляет свою деятельность более чем в 100 развивающихся странах, оказывая финансовую и консультационную помощь с целью повышения уровня жизни и улучшения жизни беднейшего населения. Банк разрабатывает стратегии помощи для каждой из своих стран-клиентов в сотрудничестве с государственными органами, неправительственными организациями и частным сектором. Представительства Банка в различных странах мира занимаются реализацией его программ, поддерживают связь с правительством и гражданским обществом и способствуют более глубокому пониманию проблем развития.

Совладельцами Всемирного банка являются более 184 стран-членов, интересы которых представляют Совет управляющих и Совет директоров, находящийся в Вашингтоне. Страны-члены являются акционерами Всемирного банка, обладающими правом принимать окончательное решение.

В систему Всемирного банка входят четыре автономных учреждения, подчиненные президенту Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная финансовая корпорация (МФК); Международная ассоциация развития (МАР); многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Общая цель этих учреждений – содействие экономическому и социальному развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. В рамках этой общей цели каждое учреждение осуществляет свои функции.

2.1 Международный банк реконструкции и развития

Международный банк реконструкции и развития является одним из крупнейших международных финансовых институтов. Он был учрежден в 1945 году. Его участниками являются подавляющее большинство государств, включая Россию и страны СНГ. Его цели:

- содействие реконструкции и развитию государств-членов путем капиталовложений на производственные цели;

- поощрение частных и иностранных инвестиций путем предоставления гарантий или участия в займах и иных инвестициях частных инвесторов;

- стимулирование сбалансированного роста международной торговли, а также поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций в развитие производства.

Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из представителей государств-членов. Каждый из них обладает количеством голосов, пропорциональным доле вклада в капитал Банка. В полномочия Совета управляющих входит право на прием новых членов, право на увеличение или сокращение размера акционерного капитала и на временное приостановление членства страны в Банке.

Повседневной работой занимаются 24 исполнительных директора, пять из них назначаются Великобританией, Германией, США, Францией и Японией. Директора избирают президента, который ведет текущие дела Банка. Совет Исполнительных директоров несет ответственность за принятие решений относительно правил, регламентирующих деятельность Банка, и за одобрение всех предоставляемых займов.

МБРР является одним из автономных учреждений Всемирного банка и подчинен президенту Всемирного банка.

Международный банк реконструкции и развития, на долю которого приходится более половины годовой суммы предоставляемого Всемирным Банком кредитования, мобилизует почти весь объем необходимых ему фондов на финансовых рынках. МБРР, являющийся одним из самых осторожных и консервативно управляемых международных финансовых учреждений, продает облигации и другие ценные бумаги, представляющие собой долговые обязательства, пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим банкам и частным лицам по всему миру. МБРР взимает со своих заемщиков проценты по ставкам, отражающим стоимость заимствования. Займы должны погашаться в течение 15 – 20 лет; до начала погашения основной суммы займа предусмотрен 3-5-летний льготный период.

Взносы стран, вступающих в члены Всемирного Банка, составляют менее 5 процентов бюджета МБРР. Правительства стран-членов покупают акции, количество которых определяется относительным уровнем экономического развития той или иной страны, но оплачивают лишь незначительную часть их стоимости. Неоплаченная часть – это "деньги до востребования" на тот случай, если Банк понесет настолько большие убытки, что окажется не в состоянии платить своим кредиторам, хотя такого еще ни разу не происходило. Этот гарантийный капитал может использоваться только для выплат держателям облигаций и не может быть направлен на покрытие административных расходов или предоставление займов. Правила МБРР требуют, чтобы сумма непогашенных и использованных займов не превышала общей суммы капитала и резервов.

Квота страны-члена в МБРР соответствует квоте в МВФ. Голоса распределены пропорционально количеству акций, которыми владеет та или иная страна. Наибольшая доля голосов принадлежит США (16,53%), за ними следуют Япония (7,93%), Германия (4,53%), Франция (4,34%) и Великобритания (4,34%). На долю России приходится наибольшее среди новых стран-членов МБРР число акций (2,81%), равное долям участия Китая и Саудовской Аравии.

В июне 1992 года Россия стала полноправным членом Группы Всемирного банка, в которую кроме МБРР входят Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). За время членства России в МБРР Совет Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл. США на осуществление 45 проектов.

Россия с 1992 года осуществляла займы у МБРР на финансирование следующих направлений:

- проект «Городское теплоснабжение» - в размере $85 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);

- проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера -

в размере $80 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);

- проект городского водоснабжения и канализации - гранты в размере $676 тыс. и $816 тыс. (1998 год);

- проект поддержки реструктуризации сельскохозяйственных предприятий - грант в размере $1 млн. (1998 год);

- инновационный проект развития образования - в размере $71 млн. (1998 год);

- проект содействия структурной перестройке системы социальной защиты населения – в размере $28,6 млн., срок погашения - 17 лет с 5-летним льготным периодом. (1997 год);

- проект повышения эффективности использования энергии - в размере $70 млн. (1996 год);

- проект ремонта автодорожных мостов - в размере $192 млн. (с 1996 года по 2000 год).

Можно перечислять и другие займы России, но уже из сказанного видно как российская финансовая система нуждается в пополнении.



2.2 Международная ассоциация развития

Международная ассоциация развития (International Development Association) была учреждена в 1960 году как дочерняя организация МБРР, но обладает статусом специализированного учреждения ООН. В основном она преследует те же цели, что и Банк. Последний предоставляет займы на более льготных условиях, чем обычные коммерческие банки, и в основном государствам, возвращающим деньги. Устав МАР вступил в силу в 1960 году. Первое решение о предоставлении кредитов Гондурасу, Индии, Судану и Чили было принято в 1961 г.

МАР предоставляет беспроцентные займы беднейшим странам (в отдельных случаях - на срок до 50 лет) как в свободной конвертируемой, так и в неконвертируемой валютах. Беднейшими странами признаются тем, у которых годовой доход на душу населения не более $905, которые не могут заимствовать у МБРР на обычных для него условиях. В настоящее время насчитывается 80 стран, входящих в эту категорию. В них проживает около 3.2 миллиардов человек (65 процентов от общей численности населения развивающихся стран). Приблизительно 1.2 миллиарда этих людей имеют ежедневный доход менее $1. Когда Валовой национальный продукт страны превышает порог приемлемый для МАР, государство не может более получать беспроцентные кредиты МАР. В дальнейшем оно уже может заимствовать у МБРР на условиях выплаты процентов.

Финансируется МАР за счет взносов членов, дополнительных взносов наиболее богатых членов, прибылей МБРР, возврата ранее предоставленных кредитов.

Раз в 3 года группа стран-кредиторов, которая насчитывает на сегодня 34 государства, назначает официальных представителей, которые проводят консультации об очередном привлечении средств Ассоциации. При этом кредиты предоставляются в национальной валюте государства-заемщика. Каждый финансовый проект подвергается тщательной политико-экономической экспертизе с тем, чтобы предоставляемая финансовая помощь использовалась максимально эффективно. Ряд проектов определял порядок привлечения средств Ассоциации для проведения экономических реформ в РФ, а также для борьбы с бедностью в развивающихся странах. Кредиты МАР составляют примерно четверть всего объема кредитования Всемирного Банка. Странами-донорами являются не только промышленно развитые страны-члены, такие как Великобритания, Германия, США, Франция и Япония, но также и развивающиеся страны, например, Аргентина, Ботсвана, Бразилия, Венгрия, Корея, Российская Федерация и Турция. Некоторые из этих стран в прошлом сами были заемщицами МАР.

Управление финансами МАР осуществляется столь же расчетливо, консервативно и осторожно, как и средствами МБРР. Как и в случае МБРР, не зафиксировано ни одного случая неуплаты по кредитам МАР.

Во главе Ассоциации стоят Совет управляющих (высший орган управления), директорат и президент. Директорат МАР является постоянно действующим исполнительным органом. Директорами МАР становятся по совместительству директора МБРР. Функции президента МАР выполняет президент МБРР. Все вопросы в Совете управляющих и директорате решаются большинством голосов. Голоса распределяются в зависимости от суммы взносов в основной капитал. Страна - член МАР имеет 500 голосов плюс один дополнительный голос за каждые 5 тысяч долларов суммы её первоначального взноса.

Промышленно развитые страны производят взносы золотом или обратимой валютой, развивающиеся страны только 10 % своих взносов вносят золотом или обратимой валютой, а остальные 90 % - в национальной валюте. Займы МАР являются беспроцентными сроком, как правило, на 50 лет. Погашение их предусматривается начинать через 10 лет, причём в последующие 10 лет из расчёта по 1 % в год, а в остальные 30 лет по 3 %. Займы предоставляются правительству или под его гарантию органам отдельных административных единиц, частным или общественным организациям. Займы МАР предоставляются для финансирования строительства электростанций, железных и шоссейных дорог и сельского хозяйства.

МАР преследует те же цели, что и МБРР: сохранить развивающиеся страны в положении сельскохозяйственных придатков к экономике промышленно развитых стран, создать благоприятные условия для частных иностранных капиталовложений и переложить на налогоплательщиков, то есть на трудящихся, расходы, связанные со строительством капиталоемких и нерентабельных для частных предпринимателей объектов. Это свидетельствует о дальнейшем обострении противоречий капиталистической системы, которые правящие круги империалистических государств пытаются разрешить за счёт развивающихся стран.

Начиная с 1960 года, МАР предоставила почти $97 миллиардов приблизительно 90 странам. Это составляет около $6 миллиардов в год.

Россия в Международной ассоциации развития участвует с 1992 года. Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 1999 г. предусмотрено по предложению Минфина России, внесение Российской Федерацией в 2000-2008 годах в 12-е пополнение капитала Международной ассоциации развития взносов в размере, эквивалентном 3000000 СДР (специальные права заимствования).

2.3 Международная финансовая корпорация

Созданная в 1956 г., Международная финансовая корпорация является сегодня крупнейшим многосторонним самостоятельным специализированным учреждением ООН, предоставляющим кредиты и долевое финансирование для осуществления проектов в частном секторе развивающихся стран. МФК стимулирует устойчивый приток инвестиций в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей в этих странах.

МФК – член Группы организаций Всемирного банка со штаб-квартирой в г. Вашингтоне (федеральный округ Колумбия). Усилия МФК направлены на достижение главной цели всех учреждений Группы организаций Всемирного банка – повышение качества жизни населения в развивающихся странах – членах.

МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем:

- финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран;

- оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках;

- предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.

В состав МФК входят 175 стран-членов, которые совместно определяют ее политику и утверждают инвестиционные проекты. Для вступления в МФК, стране необходимо быть членом МБРР.  Корпоративные полномочия в МФК принадлежат Совету управляющих, в который страны-члены назначают своих представителей. Долевой капитал МФК состоит из оплаченных взносов стран-членов, и права голоса распределяются пропорционально числу единиц долевого участия, принадлежащих той или иной стране. Разрешенный к выпуску объем уставного капитала МФК составляет $2,45 млрд.

Совет управляющих многие из своих полномочий делегирует Совету директоров, который состоит из исполнительных директоров МБРР и в котором представлены страны – члены МФК. Все проекты подлежат рассмотрению Советом директоров.

Президент Группы организаций Всемирного банка, Джеймс Д. Вулфенсон (James D. Wolfensohn), одновременно является президентом МФК. Исполнительный вице-президент МФК, Питер Войке (Peter Woicke), осуществляет общее руководство текущей деятельностью корпорации.

Координируя свою деятельность во многих областях с другими учреждениями, входящими в систему Всемирного банка, МФК в целом действует самостоятельно, будучи автономной организацией в юридическом и финансовом отношениях, имеющей свои Статьи соглашения, долевой капитал, руководство и аппарат штатных сотрудников.

Инвестиции, осуществляемые МФК путем вложений в акционерный и квазиакционерный капитал, финансируются за счет собственного капитала Корпорации, который состоит из суммы выплаченных взносов стран-членов и нераспределенной прибыли. Твердая поддержка акционеров и солидная база в виде оплаченных взносов в капитал МФК позволяют корпорации привлекать большую часть денежных средств, необходимых для предоставления кредитов, на международных финансовых рынках, путем выпуска облигаций, имеющих наивысший рейтинг ААА 80 процентов от общего объема финансовых ресурсов, необходимых для кредитования, МФК привлекает путем выпуска государственных облигаций либо частного размещения ценных бумаг. Остальные 20% привлекаются в качестве займов МБРР.

В последние годы МФК активизировала свою деятельность по оказанию технической помощи. Создана консультативная служба по иностранным инвестициям.

В Международную финансовую корпорацию входят 175 государства. Чтобы стать членом МФК, страна должна быть членом Всемирного банка (МБРР), подписать Учредительный договор МФК и передать на хранение в МБРР документ о принятии условий Учредительного договора. Российская Федерация вошла в МФК в 1993 году.

2.4 Многостороннее агентство

по инвестиционным гарантиям

Перед лицом обострения борьбы за иностранные рынки капиталовложений на основе Сеульской конвенции 1985 года в 1988 году по инициативе Всемирного банка было учреждено Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям. Общая цель Агентства – поощрение иностранных капиталовложений на производственные цели, особенно в развивающихся странах1. Достигается эта цель путем предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование коммерческих рисков на иностранные инвестиции. К таким рискам отнесли запрет на вывоз валюты, национализацию и аналогичные меры, нарушение контракта, войну, революцию, внутриполитические беспорядки. Гарантии Агентства рассматриваются как дополняющие, а не изменяющие национальные системы страхования инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции являются важным фактором экономического роста в странах с формирующимся рынком. Задачи МИГА заключаются в привлечении прямых иностранных инвестиций путем страхования политических рисков (выдачи гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта и предоставления ресурсов, которые помогут странам с формирующимся рынком привлекать и удерживать эти инвестиции. Поддерживаемые МИГА проекты, как правило, дают много прямых выгод странам, в которых они осуществляются, – новые рабочие места для местного населения, дополнительные и долгосрочные инвестиции в подготовку и обучение персонала, а также оказывают положительное воздействие на национальную экономику в целом благодаря налоговым поступлениям и валютной выручке от экспорта.

Организационно Агентство связано с МБРР, который входит в систему всемирного банка. Тем не менее, Агентство обладает юридической и финансовой самостоятельностью, а также входит в систему ООН, взаимодействуя с ней на основе соглашения. Связь с МБРР находит выражение в том, что членами Агентства могут быть только члены Банка. Число членов превышает 120 государств, включая Россию (ратифицировала Конвенцию МАГИ в 1992 году) и страны СНГ. В 1999 году Россия пополнила капитал МАГИ путем дополнительной подписки на акции Агентства в количестве 2391 акции, а в 2000 и 2001 году Россия пополняла капитал МАГИ в размере $2283082 ежегодно.

Органами Агентства являются Совет управляющих, Директорат (председателем Директората по должности является Президент МБРР) и Президент. Каждое государство-член обладает 177 голосами плюс еще один голос за каждый дополнительный взнос. В результате несколько стран – экспортеров капитала имеют столько же голосов, как и многочисленные страны импортирующие капитал. Уставный фонд формируется за счет взносов членов и дополнительных поступлений от них.

Отношения инвестора с Агентством оформляются частноправовым контрактом. Последний обязывает инвестора ежегодно выплачивать страховой взнос, определяемый как процент от суммы страховой гарантии. Со своей стороны, Агентство обязывается выплачивать определенную страховую сумму в зависимости от величины убытков. При этом к Агентству переходят претензии к соответствующему государству. Спор трансформируется в международно-правовой. Заслуживает внимания то обстоятельство, что благодаря Агентству спор возникает не между двумя государствами, а между одним из них и международной организацией, что существенно уменьшает возможность отрицательного влияния спора на взаимоотношения заинтересованных в нем стран.

3. Иные финансовые институты

3.1 Межгосударственный валютный комитет

Межгосударственный  валютный комитет (МВК) создан Решением Совета глав правительств СНГ 26 мая 1995 г. в г. Минске как совет полномочных представителей - руководителей министерств финансов  и национальных (центральных) банков и других государственных органов. Документ подписан всеми главами правительств Содружества независимых Государств кроме Туркменистана. Украина поддержала создание такого комитета и присоединилась к нему после введение своей новой национальной валюты.

26 мая 1995 г. в г. Минске подписано Соглашение о создании Межгосударственного валютного комитета и Положение о Межгосударственном валютном комитете. Соглашение вступило в силу 6 марта 1996 г. со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур. Российской Федерацией Соглашение было ратифицировано 29 октября 1998 года.

МВК начал функционировать с 8 февраля 1996 г. - было проведено I заседание Межгосударственного валютного комитета Функции Исполнительной дирекцией МВК выполняет департамент валютно-финансовых и платежно-расчетных отношений Международного экономического комитета (МЭК). Расходы создаваемых рабочих групп и по командированию участников заседаний МВК несет каждое государство-участник Соглашения. Техническое обслуживание заседаний МВК, его рабочих групп и проводимых совещаний осуществляет аппарат МЭКа.

Цель функционирования МВК - содействие организации многостороннего сотрудничества в области валютно-платежных и кредитных отношений, сближение и совершенствование валютного законодательства, развитие форм и методов координации денежно-кредитной и валютной политики государств-участников Соглашения о создании Платежного союза государств-участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество и осуществление согласованных действий в вопросах валютного контроля.

Роль МВК, таким образом, заключается в координационно-контрольных функциях по формированию и разработке правил создания целостных межгосударственных финансовых  и банковских систем в рамках Платежного союза, внедрении передовых информационных технологий, рекомендательных разработках по валютному регулированию в системе расчетов государств-участников СНГ.

За время работы МВК зарекомендовал себя как авторитетный межгосударственный финансовый институт, координирующий денежно-кредитную и валютную политику государств-участников Содружества, представляющий единственный межгосударственный валютный центр государств Содружества в формируемых рабочих контактах с международными финансовыми мира такими, как Международный валютный фонд, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд валютного сотрудничества. Сотрудниками Исполнительной дирекции МВК подготовлен ряд документов решения вопросов создания Валютного союза в рамках СНГ, являющихся теоретической базой, результатом работы МВК на начальном этапе.



3.2 Европейский банк реконструкции и развития



Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1991 году. Он существует, чтобы содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (Россия также является членом ЕБРР) приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь.

Способствуя процессу перехода к ориентированной на рынок системе, Банк предоставляет прямое финансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки и приватизации, а также финансирование инфраструктуры, поддерживающей такую деятельность. Его капиталовложения помогают также строительству и укреплению организационных структур. Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные капиталы (акции) и гарантии. Расположенный в Лондоне ЕБРР представляет собой международную организацию, в состав которой входят 60 членов (58 стран, Европейское сообщество и Европейский инвестиционный банк). Каждая страна-член представлена в Совете управляющих и Совете директоров Банка. В соответствии с Соглашением об учреждении Банка ЕБРР работает только в странах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь. Соблюдение этих принципов тщательно контролируется.

В целях координации деятельности на местах ЕБРР открыл 28 представительств во всех своих странах операций, кроме одной. Эти представительства полностью участвуют в процессе разработки новых проектов и отслеживания растущего числа операций Банка. Укомплектованные штатом иностранных и местных специалистов представительства играют все более важную роль в расширении работы Банка в регионе.

Удвоение капитала Банка до 20 млрд. ЭКЮ стало реальностью в апреле 1997 года, что позволяет Банку и далее удовлетворять растущий спрос на его услуги и поддерживать финансовую самодостаточность. К концу 1997 года общий объем подписанных ЕБРР проектов составил 10,26 млрд. ЭКЮ, направленных на поддержку деятельности во всех 26 странах операций. Прибыль ЕБРР от основной деятельности в 1997 году составила 193,8 млн. ЭКЮ, перекрыв почти вдвое прибыль за 1996 год. С учетом роста портфеля и приоритетной задачи накопления резервов общая сумма резервов достигла 508 млн. ЭКЮ.

ЕБРР предоставляет кредиты, условия которых учитывают конкретные требования проекта. Банк может взять кредитный риск либо полностью на свой баланс, либо синдицировать его часть на рынке. Кредит может обеспечиваться активами спонсора и/или быть конвертирован в акции, или предусматривать участие в акционерном капитале. Банк выдает кредиты (и вследствие этого требует возврата их) в любой из СКВ, главным образом, в долларах США, германских марках и ЭКЮ, но он уже начал фондировать кредиты или привлекать для них средства в ряде местных валют.

3.3 Банк международных расчетов

Банк международных расчетов (БМР; Bank for International Settlements) является старейшим из существующих международных валютно-финансовых организаций. Он был создан в 1930 году в Базеле в Швейцарии центральными банками Англии, Франции, Германии, Бельгии, Италии, тремя частными банками США во главе с банкирским домом Морганов и японскими частными банками.

Идея о создании банка возникла в связи с решением, а точнее с проблемой решения вопроса о репарационных платежах Германии странам-победительницам в первой мировой войне и о расчетах по займам.

Американский план взимания германских репараций и расчетов европейских стран-должников коммерческих банков США по военным долгам предусматривал так называемую коммерциализацию военных долгов. Согласно этому плану, получившего название “плана Юнга” (по имени его автора ), Германия должна была выпустить внешний заем на рынках частных капиталов США и ряда стран Западной Европы. Доходы Германии от этого займа направлялись на уплату репараций странам-победительницам, которые должны были из этих сумм погасить свой долг по военным займам, полученным в США.

БМР предназначалась роль механизма, способствующего выпуску и распространению облигаций германского займа на рынках частных капиталов. Он должен осуществлять расчеты по этому займу и конверсию доходов от займа в репарационные платежи.

Основной капитал банка установлен в 500 млн. золотых швейцарских франков, эквивалентных 145161290,32 г. чистого золота. Капитал разделен на 200 тыс. акций по 2500 франков каждая. Оплаченный капитал составляет 125 млн. франков, или 25% общей суммы основного капитала.

75% акций БМР принадлежит центральным банкам и 25% - частным банкам и лицам, банки-учредители располагают более 50% акций. Высшим органом управления Банка является общее собрание руководителей Центральных Банков стран, имеющих акции банка. Физические и частные юридические лица, располагающими акциями банка, в собрании не участвуют. Общее собрание созывается, как правило, один раз в год для того, чтобы утвердить доклад о деятельности банка, его баланс, счет прибылей и убытков. Текущими делами банка руководит Совет директоров, в состав которого входят 8 управляющих центральными банками европейских стран: Англии, ФРГ, Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, Швеции и Нидерландов и 5 представителей финансовых, промышленных и торговых кругов, назначаемых этой восьмёркой. БМР имеет валютно-экономический отдел, осуществляющий исследования в области международных валютно-кредитных отношений. Выпускает ежегодный обзор, в котором даёт информацию и исследования международных валютно-кредитных отношений за год, и текущий бюллетень.

Дальнейшее развитие банка было прервано валютным кризисом, охватившим многие капиталистические страны, и второй мировой войной. Но банк не был ликвидирован, а был сохранен в качестве подсобного фонда МВФ.

Устав БМР запрещает выпускать банкноты, представлять ссуды правительствам, открывать на имя правительств текущие счета, держать в своем распоряжении акции и владеть недвижимым имуществом или устанавливать контроль над каким-либо предприятием.

Операции с коммерческими банками он производит только с согласия ЦБ страны, на территории которой эти банки функционируют.

С 1982 года БМР предоставляет промежуточный кредит под гарантию ЦБ странам, ожидающим кредит МВФ, чтобы избежать кризиса их международной валютной ликвидности. Такие кредиты получили Венгрия, Мексика, Аргентина, Югославия. Для поддержания политики расширенного доступа стран с дефицитным платежным балансом к кредитам фонда БМР совместно с 17 центральными банками предоставили Фонду кредит в 2,5 млрд. долларов в 1982 году.

Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности. Это определяет место БМР как вспомогательного органа МВФ и группы МБРР, с которыми он имеет тесные связи. БМР имеет административный пост во Временном комитете МВФ и в “группе десяти”, обеспечивает работу секретариата Комитета управляющих ЕЭС, созданного в 1964 году, Административного совета ЕФВС ( 1979 ), осуществляет клиринговые расчеты в ЭКЮ ( с середины 80-х ).

БМР - ведущий информационно-исследовательский центр. Годовые отчеты Банка - одно из авторитетных экономических изданий в мире. На базе своих исследований БМР в 1975 году опубликовал хартию наблюдения за международными операциями банков. Иногда рекомендации, подготовленные БМР на базе консенсуса, имеют большее значение, чем межгосударственные решения.

 Расчеты ведутся в золотых швейцарских франках, дивиденды выплачиваются ежегодно в долларах США по курсу валютного рынка в г. Цюрихе. Суммарные долги России перед зарубежными банками, согласно данным Банка международных расчетов, превышают сейчас $75 млрд.

БМР превратился в международную валютно-кредитную организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного сотрудничества.





































ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Подводя итог курсовой работе можно говорить о том, что Россия является полноправным членом практически всех международных и межгосударственных финансовых институтов, пользуется их займами и вносит свои вклады. Эти финансовые институты играют важную роль в развитии экономики России, так ст. 58 ФЗ РФ от 30.12.2001 «О федеральном бюджете на 2002 год» говорит о том, что в 2002 году источником образования Фонда реформирования региональных финансов является заем Международного банка реконструкции и развития.

О положении России в международных финансовых институтах можно судить по количеству ее квот в МВФ, поскольку, являясь членом практически любой международной финансовой организации, государство должно состоять в МВФ. Сейчас квота России в МВФ составляет около 5,95 млрд. SDR (по текущему курсу около $7,58 млрд.). Это составляет 2,8 процента всего их объема, что обеспечивает ей 2,76 процента голосов при голосовании. На данный момент квота России в МВФ, как уже говорилось, составляет около $7,58 млрд., а сумма долговых обязательств - около $9,9 млрд. К концу декабря 2002 года Россия собирается выплатит часть своего долга МВФ, и тем самым объем ее долговых обязательств станет меньше, чем 100% квоты России в МВФ.

Целями деятельности всех без исключения международных финансовых институтов являются оказание помощи странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне. Так в 2001 финансовом году оказание помощи Всемирным Банком развивающимся странам осуществлялось по следующим направлениям: 

- ускоренное облегчение бремени задолженности;

- помощь в борьбе с ВИЧ/СПИДом;

- многосторонняя поддержка программ сокращения бедности;

- повышение эффективности деятельности в области развития.









 










































Список литературы

1. Статьи Соглашения Международного Валютного Фонда (с изменениями от 23 сентября 1997 г.)//Издание Международного Валютного Фонда, Вашингтон, округ Колумбия, США, Международный Валютный Фонд, 1992 г., ISBN 1-55775-425-x;

2. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год"(с изменениями от 12 марта, 30 июня 2002 г.)//СЗ РФ 31 декабря 2001 г., N 53 (Часть I), ст. 5030

3. Указ Президента РФ от 21 августа 2000 г. N 1546 "Об управляющем от Российской Федерации в Международном валютном фонде"//СЗ РФ от 28 августа 2000 г., N 35, ст. 3557;

4. Указ Президента РФ от 21 августа 2000 г. N 1547 "О заместителе управляющего от Российской Федерации в Международном валютном фонде"//СЗ РФ от 28 августа 2000 г., N 35, ст. 3558

5. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 1999 г. N 252-р О внесении Российской Федерацией в 2000-2008 годах в 12-е пополнение капитала Международной ассоциации развития взносов в размере, эквивалентном 3000000 СДР//СЗ РФ от 22 февраля 1999 г., N 8, ст. 1066

6. Распоряжение Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 517-р Об участии РФ в пополнении капитала Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) путем дополнительной подписки на акции Агентства //СЗ РФ от 12 апреля 1999 г., N 15, ст. 1922

7. Постановление ВС РФ от 22 мая 1992 г. N 2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития"// "Российской газете" от 29 мая 1992 г.

8. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1998 г. N 1385 "Об увеличении квоты Российской Федерации в Международном валютном фонде"//СЗ РФ от 30 ноября 1998 г., N 48, ст. 5943

9. «Большая Российская энциклопедия»// http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art=bse/00046/74600.htm&encpage=bse

10. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство БЕК, 2001. – 456 с.)

11. Чижов К. Я., Международные валютно-финансовые организации капитализма, М., 1968.

12. http://www.worldbank.org.ru/rus/group/welcome.htm

1 http://www.mediatext.ru/docs/6573

1 http://www.miga.org/