Финансовые проблемы российских малых предприятий

Финансовые проблемы российских малых предприятий

Начиная анализ финансовых проблем, преследующих предпринимателей, надо отметить, что по данным различных опросов не менее половины всех опрошенных желали бы стать независимыми бизнесменами. То есть в нашей стране, несмотря на все трудности, потенциал развития малого предпринимательства очень высок.

Однако развиваться предпринимательство может лишь при условии перехода не только к государственной, но и к общественной поддержке малого предпринимательства, а также конструирования механизма льготного кредитования, налогооб­ложения, различного рода преференций, которые помогут выработать своего рода «иммунитет выживаемости», способность расти и самораз­виваться в жестких условиях рынка, путем обеспечения равных, по сравнению с крупными предприятиями, возможностей функциониро­вания.

Самые разрушительные последствия эконо­мического кризиса нанесли развитию малого предпринимательства гораздо меньший ущерб, чем непродуманные и непоследовательные решения правительства. Главным злом для развития малого предпри­нимательства было и остается отсутствие стабильной нормативной и законодательной базы и фискальное бремя, препятствующее становле­нию малого предпринимательства.

Предпринимательство на сегодняшний день в России, и малое в том числе, подобно айсбергу, имеют некоторую «невидимую часть». Легальный и «теневой» сегменты малого предпринимательства связаны друг с другом словно сообщающиеся сосуды, так что опреде­ленные действия властей, вызывающие угнетение легального сектора, способствуют уходу малого предпринимательства в «тень» и наоборот.

Новая структура генерируемого в секторе малого предприниматель­ства спроса, воздействуя на межотраслевые пропорции рентабельности производства, создает условия для привлечения капитала в сферу производства, разработки передовых технологий. В таб­лице 12 приведен прогноз развития сферы малого предприниматель­ства, выполненного в ГКРП России на 1995-2000 гг. и 2005 г.

Таблица 1.

Прогноз развития сферы малого предпринимательства в Российской Федерации на 1995-2000 гг. и 2005 г. (основные показатели)

1995

**

1996

1997

1998

1999

2000

2005

Доля малых предпри­ятий в ВВП (%)

10-12*

1

13

15

18

19

20-22

32-34

2

14

16

19

22

24-25

34-36

Количество малых предприятий (тыс.)

877

1

930

1050

1250

1350

1500

2500

2

950

1200

1500

1750

2000

3500

по отраслям:

- промышленность

128

1

139

168

206

233

270

600

2

143

190

224

261

300

870

- сельское хозяйство

9,9

1

10

13

16

18

21

50

2

11

15

17

20

28

70

- транспорт и связь

20

1

21

26

35

47

54

90

2

23

29

46

58

76

120

- строительство

145

1

158

172

200

229

255

475

2

162

175

232

280

370

665

- торговля и посред­ничество

374

1

400

451

495

510

525

800

2

423

483

575

626

740

900

Среднесписочная чис­ленность работаю­щих на малых пред­приятиях (млн. чело­век)

8,9

1

9.5

10.5

11.0

12.0

12.5

22-24

2

10.5

11.5

13.0

14.0

15.5

24-28

По отраслям:

- промышленность

2,6

1

2.7

3.1

3.3

3.6

3.9

8.4

2

3.1

3.5

3.9

4.3

4.7

10.0

- сельское хозяйство

0,09

1

0.11

0.13

0.14

0.16

0.17

0.40

2

0.12

0.14

0.15

0.17

0.18

0.50

- транспорт и связь

0,19

1

0.19

0.20

0.21

0.25

0.26

0.50

2

0.20

0.27

0.29

0.31

0.33

0.70

- строительство

2,62

1

3.04

3.30

3.40

3.60

3.60

6.50

2

3.15

3.60

3.70

3.90

4.00

7.30

- торговля и посред­нические услуги

2,20

1

2.20

2.30

2.35

2.50

2.70

5.50

2

2.30

2.40

2.45

2.60

2.80

6.60

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru