Национальные казахские виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи

Министерство образования и науки

Республики Казахстан

Павлодарский Государственный университет

им. С.Торайгырова

Кафедра физического воспитания

РЕФЕРАТ

на тему:

«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи»

Выполнил:

ст-т гр. КСОИУ-22

Забойкин Т. В.

Проверил:

пр-ль

Роева Н. М.

г. Павлодар, 2002

Содержание

Введение

    От байги к Олимпиаде.

Национальные виды спорта и их интернациональность.

    Исторические предпосылки развития национальных видов спорта.

Влияние национальных видов спорта на духовные и физические качества молодежи.

Заключение

Введение

В нашей Республике на основе огромных экономических, социальных и культурных преобразований физическая культура и спорт стали важным фактором всестороннего развития личности. Право казахстанской молодежи, всех трудящихся на систематические занятия физической культурой и спортом законодательно закреплено новой Конституцией Казахстана.

Парламент Республики Казахстан принял постановление «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта», в котором наряду с другими задачами, подчеркивается необходимость повышения уровня научных исследований по важнейшим направлениям развития физической культуры и спорта. Это постановление – новое подтверждение неустанной заботы правительства о здоровье и физическом развитии людей, о создании условий для дальнейшего развития всей казахстанской системы физического воспитания.

Физическая культура и спорт как продукт определенных исторических условий развития общества составляют совокупность исторически возникших результатов духовной деятельности людей. На Первой международной конференции министров спорта и руководящих работников, ответственных за развитие физической культуры и воспитание молодежи, состоявшейся в 1976 году под патронажем ЮНЕСКО, и на ряде других более поздних форумах была принята точка зрения о важном значении обобщения опыта научных исследований в области физического воспитания применительно к социальным и национальным особенностям.

В своем реферате указанную точку зрения я освещу на примере Казахстана. Огромный путь прошла здесь физическая культура: от простейших физических упражнений и игр до современных олимпийских видов спорта.

    От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность.

На смену старой местной и национальной замкнутости… приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды отдельных наций становятся общим достоянием.

В дореволюционном Казахстане вся физическая культура, все средства физического воспитания использовались народом на самодеятельных началах, поскольку не существовало никаких органов управления этими процессами. Поэтому самобытная народная практика воспитания не могла оформиться в развитую систему. В условиях кочевого образа жизни основными формами физической культуры и главными средствами физического воспитания оставались конные виды спорта и игры, а среди детей – подвижные игры, отражающие в своем содержании опять-таки кочевой образ жизни.

В современном же обществе, когда установились другие общественные и производственные отношения, такой уровень развития физической культуры не мог уже удовлетворить новые и значительно более высокие требования воспитания подрастающего поколения.

Спортивными организациями проводилась единственно правильная политика не за "национальную культуру", а за "интернациональную культуру", в которую от каждой национальной культуры входит только часть, а именно: лишь последовательно-демократическое и социалистическое содержание каждой национальной культуры.

Международные интернациональные формы физической культуры не ставят помехи развитию национальных форм физической культуры, а, наоборот, способствуют их развитию и совершенствованию. Так, казакша-курес вошел в программу уже I Всеказахстанской спартакиады, состоявшейся в 1928 году. А такие популярные национальные виды спорта, как байга, кыз-куу, аударыспак, кокпар, вошедшие в программу XIII юбилейной Всеказахстанской спартакиады в 1970 году, стали объектом всеобщего внимания. Это говорит о высоком общем уровне развития национальных форм физической культуры в республике.

И этот процесс является необходимым условием формирования нового человека, всестороннего развития личности, совершенствования образа жизни с использованием всех видов физического воспитания. Физическая культура и спорт, активно включаясь в данный процесс, выступают таким образом одними из важных факторов интернационализации всей духовной жизни наших народов.

В Казахстане интернационализации подвергаются все аспекты физической культуры и спорта. Ярким примером сказанному является тот факт, что у нас интернационализируются также национальные виды спорта и игры, многообразные национальные формы и средства физического воспитания.

Главной, ведущей тенденцией при этом является возникновение и развитие общих черт в национальных культурах. Именно эта тенденция ведет к прогрессу национальные виды спорта и игр народов Казахстана, открывая перед ними новые перспективы, тем более, что Казахстан имеет некоторый опыт интернационализации отдельных национальных видов спорта.

Начнем с наиболее популярного из них – казакша-курес. В 1938 году впервые в истории этого вида были введены весовые категории: легкий вес (до 65 кг), средний (до 76 кг) и тяжелый (от 76 кг и выше). В 1957 году казакша-курес имел уже восемь весовых категорий. Это было прогрессивным явлением, приблизившим его к современным классическим видам спортивной борьбы. Иначе говоря, казакша-курес стал иметь столько же весовых категорий, сколько имели к этому времени вольная и классическая борьба. Тем самым казакша-курес включил в свое содержание много интернациональных элементов.

Казакша-курес стал в настоящее время одним из перспективных видов спортивной борьбы. Введено исключительно полезное новшество – произвольный захват пояса. Это сделало соревнования более зрелищными и богатыми по содержанию, ибо борец получил широкий простор для применения любых технических приемов, существующих в арсенале различных видов спортивной борьбы.

Следует заметить, что казакша-курес давно играет положительную роль в развитии классических видов спорта. Так, бывшие куресисты Ш.Сериков и Ж.Ушкемпиров стали олимпийскими чемпионами по классической борьбе. Ж.Ушкемпиров в году стал чемпионом мира.

Казакша-курес следует рассматривать не только с позиции сегодняшних спортивных требований. На него следует смотреть с перспективой на будущее. Как современный вид спорта, он может выйти за пределы Казахстана, и по нему можно будет проводить международные соревнования.

Скачки на лошадях являются одним из популярных национальных видов спорта. Различают: байгу – состязания на короткие дистанции (от 1200 м) и аламан-байгу – на длинные дистанции (до 50 км).

Аламан-байга и байга, как они культивируются в сельских районах сейчас, – это по сути то же, что скачки по пересеченной местности – кросс. Но официальные соревнования областного и республиканского масштаба давно уже проводятся по стандартной дорожке ипподрома. В Казахстане по сей день проводятся соревнования на дистанциях в пределах от 1200 метров до 50 километров, причем не только по скаковой дорожке ипподрома.

Ясно, что основным критерием для установления дистанции должен быть возраст лошадей. Это подтверждено практикой, опытом, наукой. Поэтому никакие произвольные решения не должны иметь место. Существуют дистанции на 1200 м – для лошадей в возрасте 2 лет; на 5, 8, 10, 12 км – для лошадей в возрасте от 3 до 4 лет; 15, 20, 25 км – для лошадей от 5 лет и старше; существуют дистанции 30, 40, 50 км для лошадей старшего возраста.

Кокпар (борьба за козла) – самая популярная у казахов и других народов Средней Азии конноспортивная игра, которая имеет огромное количество вариантов. Сейчас она входит в программу различных народных торжеств и по ней проводятся официальные соревнования между лучшими джигитами государств Средней Азии и Казахстана.

В начале 50-х годов в Казахстане отказались от проведения официальных соревнований по кокпару из-за того, что правила их не исключали несчастных случаев. Но популярность игры была настолько велика, что пришлось признать ее, проводить соревнования по усовершенствованным правилам.

Аудыспарак (борьба на лошадях) также является одним из популярных национальных видов спорта народов Средней Азии и Казахстана. В разных республиках она называется по-разному: огдарыш, агдариш и т.д. Основное правило – в конноспортивной борьбе сбросить соперника на землю.

Кумис-алу – один из национальных видов конного спорта, сущность которого заключается в том, чтобы достать монеты(призы) с земли на скаку.

Кыз-куу (погоня за девушкой) – национальная спортивная игра на лошадях, где демонстрируется лихая скачка девушки и джигита. Сущность игры заключается в том, что на протяжении определенной дистанции джигит должен догнать девушку.

Тогуз-кумалак (настольная спортивная игра). Это единственный вид, где фактически отсутствует двигательная деятельность. Естественно, игра популярна главным образом среди людей среднего и пожилого возраста.

Как известно, в игре тогуз-кумалак используются сложение, вычитание, умножение и деление, то есть математические действия, которые необходимы для того, чтобы заранее предугадать ход игры, позицию. В свою очередь эти действия требуют создания гармонической позиции камней, которая является важнейшим принципом и определяет мастерство игрока.

2. Исторические предпосылки развития национальных видов спорта. Влияние национальных видов спорта на духовные и физические качества молодежи.

Любое исследование требует четкого определения отдельных исходных понятий. Речь идет в данном случае о понятиях, непосредственно связанных с национальным и интернациональным в сфере физической культуры и спорта, но, к сожалению, еще слабо разработанных.

Для периода донациональных отношений в физической культуре характерны такие понятия, как первобытная физическая культура, физическая культура родовой общины. В процессе разложения первобытнообщинного строя происходило образование родовых союзов, из которых, в свою очередь, складывались племена. Здесь уместно говорить уже о физической культуре племен и племенных союзов. Ярким примером сказанного может служить характер физической культуры таких племенных союзов, как саки, кангюи, аланы.

С появлением классового общества возникла такая социально-этническая общность людей, как народность, и с этого времени следует говорить о народной физической культуре.

Для периода зарождения и развития наций правомерно употребление термина «национальная физическая культура». Как известно, одной из отличительных черт нации является общность духовной жизни, возникающая на основе длительной совместной жизни людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, а значит и культурой. Однако предыдущими исследователями понятие «национальная физическая культура» не употреблялось, а заменялось термином «национальные формы физической культуры». Между тем эти понятия не равнозначны.

Изучение диалектики понятий и сферы действий физической культуры привело нас к употреблению термина «межнациональное» в данной области. Известно, что многие народы издревле живут по соседству, имеют много общего в жизненном укладе, обычаях, традициях и в культуре в целом. Много общего и в сфере национальных форм и средств физической культуры. Важно в данном случае отметить, что межнациональное в физической культуре, спорте проявляется более ярко. Это связано, прежде всего, не столько с их формой, сколько с их содержанием, внутренней структурой.

В современной спортивной литературе встречаются термины «народные виды спорта», «народные формы физической культуры». Под этими терминами, как правило, подразумеваются национальные виды и национальные формы.

Средняя Азия и Казахстан принадлежат к странам древнейшей культуры. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первобытный человек появился здесь еще в период палеолита.

Древние люди Средней Азии занимались охотой. С ней были связаны основные стороны жизни человеческого общества. Как показывают исследования, охота в данный период создала особые свойства в природе человека, влияя на его физическое строение, и изощрила многие его способности: дальнозоркость, меткость глаза, осторожность, наблюдательность и т.д. В этот период в высшей степени развилась физическая сила человека и выносливость.

Охота в первобытном обществе требовала прежде всего развития таких двигательных навыков, которые можно назвать естественными, - это навыки в беге, лазании, прыжках, переноски тяжестей и т.д. Находясь все время в условиях воздействия естественных сил природы, человек закалялся в борьбе с нею. Эта суровая повседневная борьба за существование требовала от человека высокоразвитых физических качеств и разносторонней двигательной деятельности. Однако роль охоты заключалось не в только в развитии этих качеств. Она имела огромное значение и в духовном развитии, ибо возросшая двигательная активность охотника могла служить одним из стимулов для более высокого развития умственных способностей человека.

В позднем палеолите при раскопках находят копьеметалки. Их применение говорит о том, что охотничьи действия древних людей стали носить более сознательный характер, и их культура поднялась на более высокую ступень. Охотничьи оружия и устройства типа копьеметалок были известны также древним людям Средней Азии.

В период неолита появляются лук и стрела. Их появление в качестве основного охотничьего орудия, а также использование усовершенствованных каменных орудий создают условия для перехода к приручению животных, к развитию новых форм культур. Более устойчивыми становятся формы организации человеческого общества.

Физические упражнения становятся важным средством воспитания. Им был занят весь коллектив родового общества, предъявляющий к своим членам достаточно высокие требования в области физического развития. Одновременное обособление различных видов трудовой деятельности людей по половым признакам делает этот процесс все более дифференцированным. Сказанное подтверждается данными по истории культуры народов Средней Азии и Казахстана. Игры (в том числе и спортивные) как мальчиков, так и девочек приобретают особую специфику, определяемую их будущим положением в системе половозрастного разделения труда. Все более популярными становятся состязательные игры, путем которых наиболее успешно осуществлялось развитие физических и умственных способностей детей.

Исторические сведения подтверждают, что переход из одной возрастной группы в другую был связан с выполнением определенных требований на ловкость, смелость, стойкость и умение применять их в естественных условиях окружающей среды. Эти древние обычаи и традиции, в основе которых лежат пережитки и отголоски ранней эпохи родового общества, у народов Средней Азии и Казахстана дожили до нашего столетия.

Требования и определенные виды испытания в области физического воспитания были широко распространенным явлением данной эпохи. Причем они были направлены на овладение необходимыми в жизни навыками и способностями. Например, у древних гуннов мальчики сначала учились стрелять из лука пташек и зверьков, ездить верхом на баране, а затем стрелять зайцев и лисиц и употреблять их в пищу. В дальнейшем подростки, умеющие владеть луком, поступали в конницу.

Посвящения – один из древнейших ритуалов, зафиксированных археологами и этнографами у многих народов в самых разных местах земного шара.

Посвящения состояли из целого цикла обрядов, проводимых в течение ряда лет в несколько стадий. Например, у среднеазиатских народов бытовала первая самостоятельная езда верхом в три года или первое участие в конных скачках в семь лет.

Посвящения носили общественный и воспитательный характер, ибо они были направлены на то, чтобы подготовить детей, подростков, юношей и ввести их в общество полноценных и полноправных людей в соответствии с их возрастными способностями. Последовательно они становились наездниками, охотниками, воинами.

Элементы физической культуры в древнем обществе пронизывают все стороны общественной жизни. Причем, физическая культура еще в этот период была освящена разного рода обычаями, обрядами и традицией.

Возникают новые состязательные игры, отражающие приемы и способы приручения диких животных и их одомашнивание. Так, известные по археологическим материалам культовые игры с быком генетически связываются с тем этапом развития первобытного общества, когда в его жизни начинает играть важную роль скотоводство.

Популярными в этом периоде становятся физические упражнения и развлечения с применением игральных костей – астрагалов. Эти кости использовались в подвижных играх, с помощью которых воспитывались такие физические качества, как ловкость и меткость.

В 1970 году казахстанские археологи при раскопках древнего поселения периода III-IV веков до нашей эры обнаружили различные шарики, специально выполненные для игры. В результате тщательного исследования они пришли к выводу, что шарики служили для игры в тогуз-кумалак.

Приручение верховых лошадей приводит к возникновению конных видов спорта и игр, появлению состязаний, соответствующим целям военной подготовки. С появлением так называемой "военной демократии", возникшей на стадии разложения первобытнообщинного строя, связано возникновение в казахских степях аламан-байги – вида состязаний, используемого для подготовки воина.

Элементы военной подготовки пронизывают не только конные виды. В этой связи также немалый интерес представляют археологические раскопки на юго-востоке Казахстана. В этом районе были обнаружены своеобразные стрельбища, мишенями которых служили наскальные изображения животных.

Тренировка с оружием являлась сложным процессом, связанным с появлением не только таких физических качеств, как ловкость и выносливость, ни и прежде всего большой физической силы, которая приобреталась путем длительных упражнений.

Появление соревнований способствует возникновению новых форм и методов подготовки молодежи, развитию новых боевых игр и физических упражнений. Новые общественные функции, которые несет с собой физическая культура, способствуют приобретению общих сходных черт физических упражнений отдельных племен и народностей этого периода, усиливается взаимообмен культурными ценностями.

Все больше усиливающийся процесс развития физической культуры разделялся на два русла: непосредственно утилитарную деятельность и деятельность игровую, служащую интенсивным проявлением духовных потребностей людей. Дальнейшее развитие игрового творчества оказывает огромное влияние на содержание физической культуры, делает ее богатой и разносторонней по форме.

Заключение

Национальные спортивные традиции складывались с древних времен. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования его разума. Национальные спортивные традиции зависели от многих факторов: ландшафта, климата, природы и т.д.

Все виды национального спорта направлены на развитие у молодежи физических и духовных качеств: физической силы (казакша-курес), выносливости (аламан-байга), ловкость (кумис-алу), меткость (лучные состязания), развитие способности разума анализировать множество данных (тогуз-кумалак). Кроме того многие виды национального спорта направлены на воспитание у молодежи воли к достижению цели, на единение с природой степей, культурой других народов.

Данные свидетельствуют о том, что процессы взаимного культурного влияния и культурного общения оказывают большое влияние на характер самих игр как одного из важных средств духовного развития людей.

Список используемой литературы

    Таникеев М.Т. От байги до олимпиады.

Алма-Ата, 1983.

    Таникеев М.Т. История физической культуры в Казахской ССР. Алма-Ата, 1973.

    Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания.

Москва, 1970.

    Гунер М. Казахский народный конный спорт (правила соревнований).

Алма-Ата, 1957.

    Рахимкулов М. Казакша-курес.

Алма-Ата, 1957.