Экономическая преступность и экономическая безопасность политические аспекты проблемы

Экономическая преступность и экономическая безопасность политические аспекты проблемы

Экономическая преступность как социальное и криминальное явление - в нашей жизни, может быть, и недостаточно новое, однако только в последние годы и в связи с происходящими в стране политическими, социальными и экономическими изменениями «набирающее обороты», - пока еще недостаточно глубоко и всесторонне изучено. Вполне понятно, что такое положение дел не является удовлетворительным ни для практики социального, в том числе государственного, влияния (контроля, воздействия) на экономическую преступность, ни для теории, призванной познавать природу, закономерности возникновения и развития этого явления.

Неопределенность, «размытость» представлений об экономической преступности, ее сущности, границах, зонах распространения, механизмах живучести, характере угроз для экономики страны не позволяет в достаточной мере оценить влияние этого явления на экономическую безопасность России и выработать соответствующую политику государства в сфере борьбы с этой преступностью.

Учитывая влияние экономической преступности на все стороны жизни государства и общества, каждого конкретного человека, изучение всех аспектов этого влияния представляется весьма сложным в методологическом и теоретическом отношении. Поэтому в рамках статьи ограничимся некоторыми сторонами взаимодействия таких систем, как «политика - экономическая преступность - экономическая безопасность».

Как известно, экономическая преступность возникает гам и тогда, когда есть возможность конкурировать с легальной экономикой при производстве наиболее доходных товаров и услуг. Вполне очевидно, что экономическая преступность отражает состояние легальной экономики: чем оно хуже, тем более доходно и более активно проявляет себя организованная экономическая преступность.

По мнению экспертов удельный вес внезаконной экономической деятельности на Западе весьма высок и составляет от 5-6 процентов в Канаде, Франции и Норвегии до 8-17 процентов в Швеции и США. А в России эта цифра составляет около 25 процентов .

В странах, которые освободились от колониального ига, незаконная экономическая деятельность порой охватывает производство половины и более национального продукта. Многие исследователи признают связь экономической преступности с организованной преступностью как части и целого. Поэтому экономическая преступность, как и организованная, тесно связана с политикой. Опыт нашей страны показывает, что с началом социально-политических преобразований значительно активизировалась деятельность организованной преступности. Во многих регионах бывшего Союза активизация деятельности за национальный суверенитет, независимость наций, формирование новой политической элиты достаточно зримо увязывалась с активизацией жестко централизованно управляемой преступной деятельности (события в Ферганской долине Узбекистана, Нагорный Карабах и др.) .

Наращивая силу в виде капитала, людских ресурсов, повышения социального, в том числе политического и экономического, влияния, организованная преступность, как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система, принимает меры к своей защите, создавая структуры, близкие к разведке и контрразведке. Одним из механизмов выживания и развития экономической преступности является коррупция, которую можно рассматривать как метод, с помощью которого экономическая преступность проникает в государственные и общественные органы в целях их перерождения и нейтрализации соответствующих органов борьбы с этой преступностью. Механизм взаимодействия государственных организаций и организованной преступности заключается в том, что они имеют различные ценности, цели и интересы как сложные социальные системы. Конфликт, порождаемый различием в ценностях. целях и интересах, приводит к тому, что каждая система пытается противоположной стороне навязать свои параметры (ценности, цели, интересы). Если преступности это удается на том или ином участке, то налицо коррупция представителей экономической, идеологической и политической сфер. Если это удается правоохранительным органам, то они создают позиции влияния внутри преступности, нейтрализуя тем самым ее деятельность. Таким образом, для экономической преступности коррупция - это один из способов разрешения конфликта с государством, способов выживания. Поэтому коррупция - это не разовые мероприятия со стороны преступности, выражающиеся в даче взяток, а фактически «линия поведения», «закон функционирования», с помощью которого она пытается расширять свою сферу влияния.

В этом плане можно согласиться с А. Крыловым и Т. Перовой в том, что «коррупция появляется там, где представители государственных органов, политических и общественных организаций являются постоянными членами преступных организованных корпораций. Конечно, их роль в преступных организациях опосредуется сложной системой взаимоотношений, не обязательно это вполне «респектабельные» отношения-

Располагая большими капиталами и еще большими связями, руководители организованной преступности могут самыми различными путями (например, участвуя в финансировании избирательных кампаний, организуя шоу-мероприятия или благотворительные акции) оказывать влияние на политические процессы, общественное мнение и даже правительственные решения.

Понятно, что борьба с организованной преступностью весьма непроста, а, как показывает опыт Запада, идет на равных с правоохранительной системой капиталистических государств. Следует, видимо, признать, что экономическая преступность «врастает» в тело общества, перерождает его и главное - охватывает своим влиянием широкие социальные слои.

Применительно к России можно сказать, что складывающееся политическое положение, неблагоприятная ситуация в экономике, растущая социальная напряженность в среде некоторых социальных групп и классов - все это является питательной средой для экономической преступности.

Эта преступность сегодня динамична, и, развиваясь, она приспосабливается весьма эффективно к рыночным отношениям в стране. Сфера влияния экономической преступности распространяется на банковскую и внешнеэкономическую деятельность, под ее контроль попадает работа многих кооперативов, арендных малых и совместных предприятий. Растет количество крупных и особо крупных хищений. Огромный ущерб наносят преступные посягательства в сфере кредитно-фипансовой системы страны. По прогнозам специалистов, следует ожидать весьма скоро рост махинаций с кредитными (пластиковыми) карточками, незаконной эмиссии ценных бумаг, хищений с помощью внедрения в телекоммуникации и компьютерные сети банков. В общем, тенденция «поступательного роста» экономической преступности, как говорится, налицо. При этом нужно учитывать, что, по самым приблизительным подсчетам специалистов, латентность отдельных видов экономических преступлений значительно превышает 90 процентов .

Не вызывает сомнений, что рассматриваемая преступность не только влияет на все составные элементы политики, такие, как политические отношения различных социальных и экономических групп, экономической элиты между собой и институтами власти; политическое сознание и политическая организация общества, по и отражает их состояние. Отметим, что наличие экономической преступности свидетельствует о том, что политически значимые экономические интересы различных социальных групп населения страны не урегулированы должным образом и должным образом не учитываются. С этой стороны, экономическая преступность выступает как реакция предпринимателей на недостаточный учет их жизненно важных экономических интересов. С другой стороны, данного рода преступность свидетельствует и о стремлении части предпринимателей любыми путями добиться прибыли, преступая при этом и юридические и моральные нормы поведения в социуме.

Двойственный характер рассматриваемого нами криминального явления должен соответствующим образом определять и политику воздействия на него, и условия и факторы, способствующие его развитию. При этом, как представляется, акцент лишь на уголовно-правовых мерах будет в современных условиях педостаточен. Об этом говорит и наш отечественный опыт борьбы с организованной преступностью, и аналогичный опыт западных государств. Следовательно, нужны новые подходы к задействованию финансовых, моральных и иных факторов для повышения эффективности социального контроля над экономической преступностью.

В данном направлении предстает важным поиск новых идей и взглядов па экономическую безопасность, на роль государства и общества в ее обеспечении. Правильно выбранные и должным образом сформулированные идеи и представления обладают серьезным синергетическим потенциалом, в то время как ложная идея может привести к деструктивным и опасным для общества последствиям. Речь идет о том, что С. Кургинян назвал концептуальной безопасностью. Какая идея, какой дух будет заложен в проектирование экономической безопасности, мер воздействия на экономическую преступность, какая политика будет предпочтительной и превалирующей? Все это весьма важные вопросы, от которых и зависит безопасность экономики. А значит, и безопасность человека, общества, государства и природы.

Социум, как известно, не терпит насилия, гнета и пена-сытности. Наше общество, пренебрегая этим, кажется, сегодня уже «оседлало» этих трех чудовищных лошадей. Насилие со стороны преступного мира не «анигилируется» насилием со стороны государства и общества. Гнет неизвестности, отчаяния и растущей социальной напряженности пронизывает все «поры» общества. Ненасытность, жадность, всепоглощающее стремление к наживе у одних порождает у других чувство социальной ущемленности, несправедливости и справедливых) 1нева. Многие, в том числе и специалисты, считают, что стоит только урегулировать в правовом плане те или иные отношения - и все станет на свои места. Другие полагают, что нужно ужесточить меры, принимаемые к нарушившим законы, и т.д. Жизнь показывает необоснованность таких мнений. Усиливается деятельность правоохранительных органов, растут их штаты, затраты, а преступность, как феникс, выходит из огня более крепкой, организованной и более жестокой. Это повторяется и дальше с закономерностью замкнутого круга. Видимо, следует искать иные пути и методы достижения гармонии в социуме.

Одним из таких путей является новое концептуальное представление об экономической безопасности, которое должно соответствующим образом определять и политику обеспечения безопасности экономики страны и безопасности России в целом.

Сегодня, видимо, не требуется доказывать, что безопасность личности, общества, государства в стране не обеспечивается. Это может звучать как парадокс, так как впервые в российской истории мы имеем закон «О безопасности». В соответствии с этим законом безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Учитывая, что основным субъектом обеспечения этой защищенности выступает государство, которое само-то должным образом не защищено (нарушение территориальной целостности, суверенитета, целостности границ, удерживание налогов регионами и т.д.), вполне понятно, почему не обеспечивается безопасность какой-либо одной отдельной личности, будь то банкир, депутат, рабочий и т.д. Будучи сегодня слабым, государство не сможет обеспечить безопасность общества и человека. Однако когда государство сильно (пример бывшего Союза), «взваливание» лишь на него обязанностей по защите интересов общества и человека приводит к тому, что государство как сложнейшая политическая система само становится уязвимым, незащищенным, так как в силу бесконтрольности со стороны общества внутренние процессы, разрушающие государство (бюрократизация, коррумпирование), отчуждают его от общества. Потеряв поддержку общества, государство становится незащищенным.

Начиная с 1994 года автор статьи предлагает науке и практике перейти к новой парадигме (господствующей идее, модели решения теоретических и практических задач) обеспечения безопасности социальных систем различной природы (общества, государства, наций, партий и т.д.) - парадигме безопасности страны.

Как видится в рамках этой парадигмы экономическая безопасность? Экономическая безопасность раскрывается через способность и возможность для экономики страны развиваться и процветать в условиях конфликтов, неопределенности, риска и реализацию этой возможности и способности в реальной действительности. Не кто-то защитит экономику России, а только ее внутренние системные факторы, выражающие ее способность и возможность функционирования и развития, определяющие ее целостность и адаптивность, позволят ей ответить па вызов времени и сложных условий-конфликтов (существование, взаимодействие с другими экономическими системами), неопределенности (отсутствие или неполнота информации (о стратегии развития страны и экономики), риска (деятельность в условиях неопределенности).

В рамках экономической безопасности наибольшей ценностью, эпицентром, объектом, критерием оценки является целостный функционирующий комплекс: «Человек - Общество - Природа». Целостность данного комплекса обеспечивается единонаправленностью функционирования и развития всех ее составляющих.

Экономическая безопасность как свойство экономических процессов обеспечивается двумя механизмами: самоорганизации и управления. Не имея возможности долго останавливаться на раскрытии этих механизмов, отметим, что механизм управления экономической безопасностью представляет собой целенаправленное воздействие государства и общества на развитие экономики в интересах поддержания такого ее свойства, как безопасность. Остановимся подробнее на процессах и механизме самоорганизации, позволяющих формироваться такому свойству экономики, как ее безопасность.

Механизмы и процессы самоорганизации «включаются» тогда, когда в социуме выработана единая или близкая система ценностей, целей и интересов. Сегодня именно разрушение этой системы привело к беспределу в криминальной сфере, утрате ориентиров для государственных и общественных лидеров. Видимо, следует признать то, что общество не может достичь целостного состояния лишь насильственными, силовыми методами. Такое состояние неустойчиво и в конечном итоге может привести к социальному взрыву или социальному перерождению. Практика показывает, что «сбрасываемые» правоохранительной системой на низший уровень социальной пирамиды граждане (осужденные, отбывшие наказание и т.п.) консолидируются, сплачиваются, подпитывая энергией, людскими ресурсами такую антисистему для общества, как организованная престность.

Современная политика должна выходить на новые механизмы достижения социальной гармонии, упорядочения всех политических, экономических и духовных процессов. Новая политика обеспечения экономической безопасности призвана придать устойчивый характер связи экономических групп и сил между собой и институтами власти. Другими словами, должны быть подняты па качественно иной уровень экономические отношения как важный элемент политики в сфере экономической безопасности. Наряду с этим следует сделать акцепт на формирование экономического сознания граждан. И, наконец, такой важный элемент, как политические и экономические институты, формирующие политику в сфере экономической безопасности. Они должны стать эффективными, дебюрократизированными и декоррумнированными. Отметим, что политика обеспечения экономической безопасности страны, включающая как стратегическую цель нейтрализацию экономической преступности, может быть основана лишь на диалектическом единстве «мягких" и «жестких» подходов и стратегий.

Для достижения таких характеристик политики нами предлагаются соответствующие системы принципов обеспечения экономической безопасности, которые должны обеспечивать целостность экономики, ее поступательное развитие. Назовем лишь некоторые из них. Принципы «мягких» стратегий обеспечения экономической безопасности (экономически процветающая Россия нужна всем, никто не заинтересован в ее развале, разрушении) обязательно дополняются вкладом страны в мировую экономику, культуру, безопасность. Перечислим их: «интеллектуальное лидерство» в ключевых направлениях экономического развития; Россия - центр экономических инноваций; экономическая безопасность регионов (региональная экономическая стабильность); поступательность и эволюционное развитие всех экономических процессов в стране; инициативность в сфере нововведений в области экономики, культуры, науки, техники, искусства; сохранение жизненно важных экономических процессов и способности развития экономики в условиях неожиданностей, изменений, угроз и опасностей; заинтересованность всех 1раждан в экономической безопасности страны (общество, государство, нации, народности, личности); работа на экономическую безопасность страны - самая почетная работа; наличие эффективной системы стимулирования всего того, что способствует выживанию, процветанию в области экономического развития, превращению угроз и опасностей в стимулы совершенствования экономического организма; постоянное обновление системы ценностей страны в области экономического роста; развитие систем накопления знаний о целостном мировом экономическом пространстве и систем опережающего отражения (точные прогнозы, представления, выработка стратегий экономического развития).

Принципы «мягких» стратегий обеспечения экономической безопасности, в зависимости от внешних и внутренних условий в стране, должны дополняться принципами «жестких» стратегий. Последние отражают целенаправленное управляющее воздействие государства и общества на экономические процессы и являются как бы «зеркальным» отражением принципов «мягких» стратегий обеспечения экономической безопасности. Эти принципы характеризуют политику обеспечения экономической безопасности для сильной, мощной и развивающейся страны.

В числе таких принципов мы выделяем следующие: Россия - страна, ввязывание в экономические конфликты с которой дело весьма рискованное; надежное сокрытие своих экономических стратегий, интересов и намерений; способность извлекать выгоду из экономических конфликтов своих противников, складывающихся ситуаций риска; быстрое реагирование на экономические угрозы и опасности; расширение сферы экономического влияния; концентрация усилий всей экономики, если этого требуют интересы экономической безопасности, на нескольких выделенных взаимосогласованных направлениях; поддержание готовности и качественного уровня экономического потенциала отражения любых неожиданных угроз и опасностей; твердость, решительность, энергичность в отстаивании экономических интересов страны; централизованное планомерное формирование способности общества к изменениям и самообновлению в сфере экономики; целенаправленное развитие главного экономического потенциала страны (люди, их здоровье, дух, уровень образования, обучаемость и восприятие нового, солидарность с общими ценностями).

Отметим, что экономическая безопасность не может рассматриваться изолированно, она входит составным элементом, наряду с государственной, политической, общественной, национальной, в социальную безопасность. Последняя в свою очередь неразрывно связана в рамках безопасности страны с безопасностью культуры (инвестиционной и интеллектуальной безопасностью) и экологической безопасностью.

Таким образом, мы считаем, что сегодня обеспечение экономической безопасности, решение проблем нейтрализации организованной, в том числе экономической, преступности лежит в сфере формирования новой политики обеспечения безопасности страны. Стержневым элементом этой политики должно быть формирование системы ценностей целей, интересов, которые были бы едиными для всех социальных слоев и групп общества и служили бы интересам повышения уровня самоорганизации политических, экономических, духовных, экологических процессов.

Как нам представляется, акцент в борьбе с организованной, в том числе и экономической, преступностью лишь на методах силового воздействия недостаточно перспективен. Об этом свидетельствует отечественная и зарубежная практика. Включение механизмов самоорганизации, духовного самоочищения общества на основе возрожденных ценностей (традиции, правила поведения, идеалы и т.д.) может уменьшить социальную базу преступности, создать условия для эффективного контроля над ней со стороны государства и общества.

Список литературы

1. См.: Крылов В., Перова Т. Нелегальные доходы: взятки, мафия, коррупция: экономический анализ // Социальная защита, 1994, N" 2. С. 28.

2. Сардин И. Преступность в экономике // Информационный бюллетень, 1995, N" 5.

3. ПАВЛЕНКО С. 3., кандидат юридических наук, доцент. Экономическая преступность и экономическая безопасность политические аспекты проблемы