Организация и технология процесса в розничной торговой сети

TYPE=RANDOM FORMAT=ARABIC>32


      Устройство и технологическая планировка магазинов и их влияние на результат хозяйственной деятельности торгового предприятия.

УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАНИРОВОК МАГАЗИНОВ

Требования к устройству магазинов

Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:

По капитальности торговые здания и сооружения подразде­ляют на два вида — капитальные и облегченные. Капитальные здания и сооружения служат для размещения магазинов, облег­ченные — для устройства мелкорозничных торговых предприя­тий.

В зависимости от размещения здания подразделяют на от­дельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы.

В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения различают одноэтажные, многоэтажные с подвальны­ми помещениями или без них торговые здания.

По материалу стен и конструктивных элементов торговые здания классифицируют на кирпичные, каменные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные.

Здания и сооружения, в которых размещают магазины, долж­ны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.

Технологические требования предполагают такое устрой­ство здания, которое создает возможность рациональной орга­низации торгово-технологического процесса в магазине с приме­нением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований опре­деляются состав помещений магазина, их размещение и вза­имосвязь, схема движения товарных и покупательских пото­ков.

Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Ар­хитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.

Экономические требования предусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строи­тельства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строи­тельство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных дета­лей.

Санитарно-гигиенические требования определяют устрой­ство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Они необходимы не только для создания надле­жащих условий работы торгового персонала, но и для нормаль­ного осуществления торгово-технологического процесса в мага­зине. При помощи отопления и вентиляции создается оптималь­ная воздушно-влажностная среда и температура воздуха в по­мещениях. Во всех помещениях магазинов необходимо предусма­тривать освещение, обеспечивающее нормальный режим работы предприятий, а также дежурное освещение, которое должно ав­томатически выключаться и включаться.

Особые требования предъявляются к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещен магазин.

Функциональная сторона генерального плана должна преду­сматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.

Зона для посетителей предусматривает наличие нескольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; парковки индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хоро­шо благоустроены, чтобы создать благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей. Для бес­препятственного движения покупателей устраиваются тротуа­ры. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин магазина. Для сезонной торговли необходи­мо предусматривать площадки для установки сборно-разборных павильонов и организации базаров.

Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения создается хозяй­ственная зона.

Состав и взаимосвязь помещений магазина

Магазин должен располагать комплексом помещений, необ­ходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; администра­тивно-бытовые; технические.

Торговые помещения занимают важнейшее место в общей со­вокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демон­страции новых товаров, помещения (зоны) для оказания допол­нительных услуг покупателям. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помеще­ний в значительной степени обусловливают уровень обслужи­вания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические пока­затели его работы.

К помещениям для приемки, хранения и подготовки това­ров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропор­тящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к прода­же, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.

Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, мо­ечные.

К административно-бытовым помещениям относят контор­ские помещения, кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой или буфета для персонала магазина, ком­наты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душе­вые и т. п.

Технические помещения — вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или ко­тельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.

Все помещения магазина должны быть расположены с уче­том обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомога­тельных и административно-бытовых помещений должна отве­чать следующим основным требованиям:

торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товар­ных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути дви­жения товаров;

оптимальным является решение, когда торговый зал и кла­довые расположены на одном уровне;

торговый зал должен быть связан с помещениями для при­емки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;

административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, меж­ду помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, необходимо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, сан­узлы, моечные должны быть связаны со всеми группами поме­щений магазина.

Размещение помещений и их планировка должны быть напра­влены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществле­ние всех торгово-технологических операций на основе широко­го внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень про­изводительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

Устройство и планировка торгового зала

и помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей пло­щади магазина. Он служит для размещения рабочего и выста­вочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров поку­пателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги поку­пателям. В торговом зале организованы рабочие места продав­цов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планиров­ка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского по­тока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выклад­ки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

Рациональное планировочное решение торгового зала лег­че всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь по воз­можности больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгово­го оборудования.

Такое планировочное решение не только отвечает требова­ниям рациональной организации торгово-технологических опе­раций, совершаемых в торговом зале, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать не только оформление торгового зала, но и организацию внутрен­него пространства помещения, и решение всех его составляющих элементов — отделки, освещения, торгового оборудования и т. д.

Важную роль в формировании интерьера торгового зала играют строительные и отделочные материалы, которые являются основными средствами художественной выразительности компо­зиции интерьера. Поэтому материалы, используемые для отдел­ки помещений торговых залов, должны быть красивыми, проч­ными и дешевыми. Очень важно, чтобы они обладали звукопо­глощающими способностями и были экономичными в эксплуа­тации.

В магазинах, торгующих непродовольственными товарами, для стен может быть использована отделка с шерохова­той матовой или блестящей поверхностью. Желательно, чтобы потолки в торговом зале были отделаны звукопоглощающими материалами.

Для покрытия полов должны использоваться материалы, обладающие высокой прочностью, большой сопротивляемостью истиранию. Поверхность полов должна быть ровной, нескольз­кой, влагоустойчивой.

При строительстве магазинов из материалов с высокой степе­нью теплоизоляции стены имеют небольшую (до 20 см) толщину и стекла оконных проемов составляют с ними единую поверх­ность, что создает ощущение легкости в интерьере торгового зала.

В зависимости от климатических условий применяется различная ориентация оконных проемов. В районах с жарким климатом в оконных проемах устраиваются специальные солн­цезащитные элементы, в условиях холодного климата — двойное остекление.

При формировании интерьера торгового зала магазина сле­дует учитывать требования эргономики. Это относится не только к выбору геометрических параметров помещений, но и к размерам торгового оборудования и мебели.

Важные требования предъявляются к освещению торгово­го зала. Для определения степени естественного освещения рас­считывается световой коэффициент (Кс) по следующей формуле:

>>

где > > — площадь застекленной поверхности; > > - площадь пола торгового зала.

Этот показатель должен составлять не менее 0,125. Есте­ственное освещение наиболее благоприятно, однако оно не всегда достаточно из-за короткого светового дня, неудачного располо­жения магазина и т. д. Поэтому для освещения торговых залов магазинов широко используется и искусственное освещение. Оно должно быть равномерным, достаточной яркости и иметь бла­гоприятный спектральный состав. Искусственная освещенность торговых залов, как и других помещений магазинов, нормиру­ется в зависимости от характера применяемых электрических ламп (накаливания или люминесцентные).

Интерьер торгового зала магазина должен отвечать эстетиче­ским и экономическим требованиям. Фактор эргономики должен учитываться при организации основных функциональных зон, при расстановке и конструировании основных элементов инте­рьера торгового зала.

Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны расчетного узла.

Установочная площадь — это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30 % площади торго­вого зала.

Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установоч­ной площади по следующей формуле:

>>

где К у коэффициент установочной площади; S у — установоч­ная площадь, м2; S т. з — площадь торгового зала, м2.

Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под уста­новку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная пло­щадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудо­ванием, имеющим достаточно большую площадь выкладки.

Площадь выкладки (демонстрационная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, заня­тая под установку крупногабаритных товаров.

Показателем, характеризующим степень использования пло­щади торгового зала под выкладку товаров, является коэффици­ент использования площади торгового зала под выкладку то­варов. Он определяется как отношение площади выкладки това­ров к площади торгового зала:

>>

где К выкл — коэффициент использования площади торгового за­ла под выкладку товаров; S выкл - площадь выкладки товаров, м2; S т. э — площадь торгового зала, м2.

Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организа­ция технологических процессов, ухудшиться обозримость това­ров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в ма­газинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75 %.

Часть площади торгового зала отводится под зоны для про­ходов покупателей. Ширина проходов устанавливается Строи­тельными нормами и правилами. Однако при определении ши­рины проходов в каждом конкретном магазине следует учиты­вать плотность покупательского потока, т. е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 кв. м торговой площади на покупателя.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслужи­вания, выделяется площадь для организации рабочих мест про­давцов. Ее размер определяется умножением длины фронта при­лавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между при­лавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубины этого оборудования.

Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между ка­бинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров ис­пользуют формулу

где К — количество рабочих мест контролеров-кассиров; П — площадь торгового зала, м2; в — среднее время расчета с од­ним покупателем; п — площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2; 3600 — количество секунд в 1 ч; и — коэффициент использования рабочего времени контролером-кас­сиром.

Различают следующие основные варианты техноло­гических планировок торгового зала: линейную, боксовую и сме­шанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.

Линейная планировка торгового зала является наиболее ра­циональной для продажи товаров с помощью самообслуживания.

При боксовой планировке всю площадь торгового зала разби­вают на изолированные друг от друга боксы (отделы).

Смешанная планировка предусматривает расстановку обору­дования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяю­щих традиционные формы обслуживания покупателей, зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осу­ществляются хранение и подготовка к продаже товаров.

Планировка узла расчета должна обеспечивать беспрепят­ственное направление движения покупательских потоков, ис­ключать встречные потоки. Кассовые кабины должны распола­гаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации едино­го узла расчета необходимо предусматривать применение совме­щенной системы “вход — выход”.

При разработке схемы технологической планировки для кон­кретного магазина следует учитывать его тип, размер торго­вой площади, конфигурацию торгового зала и т. д. Техноло­гическая схема должна отвечать следующим основным требованиям: создавать для покупателей условия беспрепят­ственного выбора товаров в минимально короткий срок; оптимально использовать торговые площади; со­здавать необходимые условия работникам магазина для рацио­нальной организации торгово-технологического процесса.

Важную роль в организации бесперебойного торгово-техноло­гического процесса магазина играют помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологических операций.

Для разгрузки транспортных средств в магазинах должны быть оборудованы специальные места.

Помещение (зоны) для приемки товаров по количеству и ка­честву должно примыкать к месту разгрузки. В магазине может быть также выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров должна быть связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров должны иметь по возможности кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосред­ственно в зал.

Помещения для хранения товаров по своему устройству должны отвечать требованиям рационального хранения необ­ходимых запасов товаров. Размер площади этих помещений, их состав зави­сят от ассортимента реализуемых товаров и устанавливаются по Строительным нормам и правилам. Зоны хранения то­варов могут размещаться в подвальных помещениях или в по­мещениях, находящихся на уровне торгового зала. Реже такие помещения располагаются над торговым залом (на верхних эта­жах здания). Помещения для хранения оснащаются соответству­ющим технологическим оборудованием — стеллажами, подто­варниками и т. д.

ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МАГАЗИНОВ

Мебель для торговых залов магазинов

Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.

Мебель для торговых предприятий принято классифициро­вать по следующим наиболее важным признакам: месту применения; назначению; товарному профилю; конструкции.

По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений и мелкорозничных пред­приятий.

По назначению торговая мебель подразделяется на следую­щие виды: для приемки товаров по качеству (столы для бракеража); подготовки товаров к продаже (столы для фасовки то­варов); показа товаров (витрины); выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала); транспортиров­ки и продажи товаров (тара-оборудование); расчетов с покупа­телями (кассовые кабины); для обслуживания покупателей.

По товарному профилю различают универсальную и специ­ализированную торговую мебель.

По конструкции торговую мебель изготовляют неразборную и сборно-разборную.

Размеры и конструкция торговой мебели должны быть тес­но увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в зна­чительной степени способствуют ее типизация, унификация и стандартизация.

Под типизацией понимают систему мероприятий, направлен­ных на устранение излишнего многообразия и отбор наиболее рациональных типов торговой мебели.

Мебель для торговых предприятий делится на следующие основные типы: пристенные и островные горки; секции за­мкнутых зон внутри торгового зала; прочие товароносители.

Наиболее распространенными типами торговой мебели явля­ются пристенные и островные горки, которые могут устанавли­ваться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом.

Горки пристенные и островные: а— горка пристенная универсаль­ная; б — горка пристенная для парфюмерии; в — горка пристенная для парфюмерии, галантерей, канцелярских и других товаров; а — горка при­стенная для одежды; д — горка островная для обуви; е — горка островная для головных уборов; ж — схема сборки островной горки: 1 — регулируемая опора; S стойка перфорированная; 3 — подшкафник; 4 — задняя стенка;

5— полка; 6— кронштейн для полки; 7— штанга соединительная (стяжка)

Различают универсальные, предназначенные для выкладки и продажи различных продовольственных и непродовольствен­ных товаров, и специализированные горки. Устанавливают пристенные горки вдоль стен, островные — в средней части торгового зала.

Прилавки используют для отпуска различных товаров, раз­мещения отборочных корзин и сумок покупателей, а также для упаковки товаров.

Прилавок для отпуска товаров

Прилавки-витрины в отличие от прилавков имеют частично или полностью застекленную верхнюю часть.

Вешала бывают одно- и двухъярусные, стационарные и передвижные.

Вешало двух штанговое двухъярусное

Кассовые кабины являются рабочим местом контролера-кас­сира. Они оснащаются вращающимся стулом с подъемным си­деньем.

Для оснащения подсобных помещений применяют стеллажи, подтоварники, поддоны, вешала.

Унификация — приведение к единообразию форм, конструкций и размеров деталей, из которых производится сборка торго­вой мебели.

Мебель, изготовленная из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов. Для оценки уровня унификации торговой мебели может быть использована формула

где Q1 — количество унифицированных элементов, входящих в изделие; Qг — общее количество элементов, входящих в изделие.

Стандартизация торговой мебели предусматривает устано­вление нормативных требований к размерам, материалам, ка­честву изготовления, правилам приемки, маркировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели.

Мебель для торговых помещений должна быть удобной в эксплуатации, обеспечивать широкий показ товаров и созда­вать максимум удобства при отборке товаров покупателями. Она должна отвечать эксплуатационно-техническим, экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Эксплуатационно-технические требования. Они прежде все­го предусматривают, чтобы торговая мебель имела стандартные размеры, что позволяет производить ее сборку из отдельных эле­ментов методом агрегатирования. Длина, высота и ширина из­делий должны отвечать параметрам помещений магазина и со­ответствовать различным свойствам товаров и стандартизиро­ванным размерам упаковки.

Наиболее высокими эксплуатационно-техническими характе­ристиками обладает универсальная торговая мебель, собранная из ограниченного количества взаимозаменяемых унифицирован­ных деталей и узлов. Универсальность мебели предусматривает широкое ее применение для разнообразных групп товаров в раз­личных типах магазинов.

Кроме того, торговая мебель должна обеспечивать рацио­нальное использование площади торгового зала, быть пригод­ной для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивать наглядность показа и удобства отборки их покупателями. Это достигается за счет применения более емкой мебели, имеющей большую площадь экспозиции товаров, укомплектованную наполочными и навесными корзинами, другими приспособлениями для выкладки товаров, различными типами тары-оборудования.

Важным эксплуатационно-техническим требованием торго­вой мебели является ее прочность и устойчивость, а также на­дежность соединений отдельных деталей.

Экономические требования. При проектировании мебели для торговых залов магазинов стремятся к тому, чтобы она бы­ла недорогой и экономичной в эксплуатации. Она должна из­готовляться простой и облегченной конструкции из недорогих строительных и отделочных материалов с использованием со­временной технологии производства. Важными условиями сни­жения стоимости торговой мебели и повышения ее экономично­сти является организация массового индустриального производ­ства, простота технологического процесса, возможность замены отдельных деталей и узлов в процессе ее ремонта, а также ре­конструкции и перепланировки магазина. Она должна занимать возможно меньшую площадь торгового зала и подсобных поме­щений, но быть достаточно емкой, обеспечивающей выкладку и хранение необходимого количества товаров.

Эргономические требования. Они предусматривают, что основные размерные соотношения мебели, т. е. ее высота, шири­на и длина, высота расположения полок и других элементов для выкладки товаров, должны устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека и обеспечивать минимальную утом­ляемость обслуживающего персонала, а также хорошую обозри­мость товаров и свободный доступ к ним покупателей.

Эстетические требования. Форма, пропорции и цвет тор­говой мебели должны соответствовать своему функционально­му назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина. Она должна подчеркивать единство ансамбля интерьера магазина. Иначе говоря, устрой­ство торговой мебели не должно играть самостоятельной роли.

Поэтому архитектурно-конструктивное решение торговой ме­бели должно отвечать ряду эстетических требований.

В цветовой отделке необходимо максимально использо­вать декоративные свойства материалов (дерева, пластиче­ских масс и др.). Отделка торговой мебели должна быть увязана с общим решением оборудования, т. е. с ее формой, конструкци­ей. Окрашивают мебель в нейтральные спокойные тона или в тона контрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели должен гармонировать с интерьером магазина и выявлять цветовые свойства экспониру­емых товаров. При этом источники света следует располагать так, чтобы выделить товар, обратить на него внимание покупа­телей.

Цвет мебели должен подбираться с учетом некоторых осо­бенностей композиции ее формы. Например, чем больше пред­мет и более громоздки его формы, тем светлее должна быть его окраска. И наоборот, чем меньше предмет, тем насыщен­нее должна быть его окраска. Предметы с четкими и строгими формами окрашиваются в малонасыщенные и светлые цвета, со сглаженными формами и нечеткими гранями — в относитель­но более насыщенные цвета. Для окраски несущих элементов мебели (стоек, кронштейнов и т. д.) используют краски более темных цветов, чем для других поверхностей. Нецелесообраз­ным считается введение в отделку многоцветной окраски, что может нарушить целостность формы мебели. На цветовую схему существенное влияние оказывает фактура поверхности мебели. Так, матовая фактура наиболее приемлема для спокойных при­глушенных цветов, глянцевые поверхности — для интенсивных цветов.

Кроме перечисленных к мебели торговых залов магазинов предъявляются и другие эстетические требования, основные из которых сводятся к следующему:

— при конструировании торговой мебели должны быть учте­ны возможности широкого применения современных материалов и отделки;

— при монтаже пристенных и островных горок в линию не должно возникать зрительного впечатления провисания полок. При этом все вертикальные членения мебели должны быть ма­лозаметны,

а горизонтальные — подчеркнуты;

— для придания торговой мебели композиционной закончен­ности необходимо, чтобы ее собранные секции имели декоратив­ное оформление. С этой целью устраиваются боковые стенки, карнизы для подсвета, плинтуса в основании горок. Декоратив­ная отделка может иметь самостоятельный цвет, однако жела­тельно, чтобы он повторялся на отдельно стоящих изделиях, так как это придает всей мебели единый характер.

Санитарно-гигиенические требования. Устройство торговой мебели, а также материалы, используемые для изготовления этой мебели не должны затруднять ее чистку в процессе экс­плуатации и уборки помещений. В связи с этим мебель должна иметь доброкачественную отделку, с гладкой поверхностью, без излишних углублений, зазоров и выступов.

Рабочие поверхности мебели, соприкасающиеся с пищевыми продуктами, должны изготовляться из материалов, допущенных к применению в продовольственном машиностроении.

Поверхности, покрытые пластиком, протираются влажным тампоном. Мыть мебель обильно смоченным тампоном нельзя, так как жидкость, затекая в щели между деталями, приводит к разбуханию деревянных и ржавлению металлических частей. Удаление загрязнения с окрашенных поверхностей мебели реко­мендуется производить только путем сухой уборки.

Контрольно-кассовое оборудование

Расчетные операции с покупателями играют важную роль в торгово-технологическом процессе магазина. От правильной их организации зависят затраты покупателями времени на при­обретение товаров.

Расчеты с покупателями могут осуществляться путем при­ема денег непосредственно продавцом, кассиром или контроле­ром-кассиром и одновременного учета поступившей суммы с по­мощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обес­печивают наглядность, простоту и правильность расчета, кон­троль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется про­цесс расчетов с покупателями.

Конструкция современных контрольно-кассовых машин по­зволяет вести учет нарастающим итогом полученных от покупа­телей денег, печатать чек с различными данными, печатать на контрольной ленте порядковый номер чека, уплаченную сумму, шифр, номер счетчика. Одновременно на их индикаторах указы­вается проведенная сумма, шифр и номер счетчика. Полученную в контрольно-кассовых аппаратах информацию можно выводить на магнитную или перфорированную ленту с последующей об­работкой данных на электронных вычислительных машинах с целью изучения спроса, определения объема продажи

товаров и т. д.

В последние годы для оснащения магазинов все чаще исполь­зуют контрольно-кассовые машины зарубежного производства, отличающиеся высокими эксплуатационными свойствами.

Выбор торгового оборудования для оснащения магазинов

Уровень обслуживания покупателей, создание оптимальных условий труда торговых работников и обеспечение высоких эко­номических показателей работы магазина во многом зависят от того, насколько рационально он оснащен торговым оборудовани­ем. При решении вопросов технического оснащения магазинов особое внимание должно быть уделено выбору типов и моде­лей торгового оборудования и определению его оптимального набора.

Выбор типов оборудования и комплектование его набора должны основываться на следующих основных принципах:

соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина;

оснащение магазинов торговым оборудованием должно осу­ществляться с учетом используемых методов продажи товаров;

оборудование должно обеспечивать эффективное использова­ние торговой площади магазина.

Современный интерьер торгового зала нельзя создать без ре­шения многих задач технологического и художественного харак­тера.

Необходимо учитывать размер, форму и назначение обору­дования. Следует тщательно продумать сочетание предметов больших и малых габаритов. Нельзя загромождать торговый зал ненужными предметами, так как теснота и загроможденность торгового помещения противоречат законам красоты и целесо­образности.

Определение рационального набора торгового оборудования и характер его размещения оказывают существенное влия­ние на эффективность использования площадей магазина. Пра­вильно подобранное и расставленное оборудование позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобства для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на ква­дратный метр торговой площади и тем самым добиться бо­лее высоких показателей эффективности использования торго­вых площадей.

Во-первых, необходимо стремиться к тому, чтобы оптималь­ной была установочная площадь, т. е. площадь торгового зала, занятая основаниями торгово-технологического оборудования.

Во-вторых, следует учитывать, что эффективное использова­ние торговых площадей может быть достигнуто при условии оснащения магазинов торговым оборудованием, имеющим доста­точно большую площадь выкладки. При одной и той же установочной площади площадь выкладки товаров может быть различ­ной в зависимости от типов и композиций торгового оборудова­ния, количества элементов для выкладки товаров.

Для установления взаимосвязи между различными техноло­гическими зонами магазина важно знать емкость торгового обо­рудования и количество разновидностей товаров, выкладывае­мых на одном метре горки островной или пристенной. Эти по­казатели дают возможность определить не только эффектив­ность использования торгового оборудования, но и установить для магазина оптимальный размер товарных запасов, размеща­емых в торговом зале, рассчитать потребность в завозе товаров, в транспорте и т. д.

Емкость оборудования зависит от его типа, используемых элементов и приспособлений для выкладки товаров, а также от вида товаров, выкладываемых на нем. Определяется по формуле

>>

где Соб — емкость оборудования; Vоб — объем оборудования; Кп.у — коэффициент плотности укладки товаров; Jm объемный вес товара.

Определение набора торговой мебели для конкретного мага­зина осуществляется в соответствии с действующими нор­мами технического оснащения магазинов, разработанной для него схемой технологической планировки, которая оформляет­ся в виде чертежа.

Чертеж является основным технологическим документом, по которому можно оценить степень рациональности разработан­ных технологических решений и производить весь комплекс ра­бот по техническому оснащению магазина. Оформление черте­жей должно производиться в соответствии с правилами, изло­женными в Государственных стандартах и Строительных Нор­мах и Правилах. Сначала вычерчивают план здания магазина с обозначением стен и перегородок, оконных и дверных проемов и т. д. Затем приступают к расстановке на чертеже торгово-тех­нологического оборудования, “привязке” ассортимента товаров и составлению спецификации на оборудование. Расстановка тор­гово-технологического оборудования должна производиться в со­ответствии с нормативами, изложенными в Строительных Нор­мах и Правилах. Этими нормативами предусмотрена наимень­шая ширина проходов между торговым оборудованием и стен­ками, перегородками или витринами при размещении торгового оборудования параллельно стенам, перегородкам или витринам; между параллельно располагаемыми прилавками или горками; между кабинами контролеров-кассиров и т. д.

На схемах технологических планировок должны быть обозна­чены индексы горок, прилавков, прилавков-витрин, вешал, сто­лов и т. п., а также торцевых щитов для привитринных, остров­ных и пристенных горок.

Организация и технология розничной продажи товаров

Продажа товаров — завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.

Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и ме­тодов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно раз­личается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.

Продажа товаров через прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций: встреча покупателя и выявле­ние его намерения; предложение и показ товаров; помощь в вы­боре товаров и консультация; предложение сопутствующих и но­вых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.

Пришедший в магазин покупатель должен встретить приве­тливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Вы­явление намерения покупателей заключается в определении их отношения к моделям, фасонам и другим признакам товаров. Эта операция должна выполняться торговым персоналом нена­вязчиво, в вежливой форме.

После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутству­ющих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю, ко­торая может включать сведения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления, соответствии предлага­емых товаров современной моде и т. д. Консультация должна способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию у потре­бителей эстетических вкусов. Для проведения консультаций в крупных магазинах приглашают специалистов промышленных предприятий, производящих товары народного потребления, мо­дельеров, врачей-косметологов и других специалистов. В обязан­ности продавца входит и предложение покупателю сопутствую­щих товаров.

Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и вы­дачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем месте продавца или контролера-кассира.

При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить покупателю.

Торговля по предварительным заказам удобна для покупате­лей, так как позволяет им экономить время на приобретение то­варов. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные това­ры сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в мага­зине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осущёствляется путем предварительной оплаты в кассе магази­на или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимо­сти товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупате­лю в магазине. По непродовольственным това­рам срок выполнения заказа устанавливается в зависимости от вида товаров и возможностей его исполнения.

Организация труда работников магазина

Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, эконо­мических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяю­щих рационализировать торгово-технологический процесс, эф­фективнее использовать торговые и другие площади, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслу­живания населения.

Различают индивидуальную и бригадную формы организа­ции труда. При индивидуальной форме организации труда ра­ботник магазина используется на определенном участке торго­во-технологического процесса, на него возлагается личная от­ветственность за сохранность товарно-материальных ценностей, обслуживание покупателей и т. д. Бригадная форма организации труда предполагает объединение работников в бригады в пре­делах отдела, секции и т. д. Они несут общую ответственность за результаты работы.

Численность работников и структура штата магазина зави­сят от типа предприятия и размера его торговой площади, объ­ема, условий и режима работы, методов продажи товаров, коли­чества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудо­емкость выполняемых работ.

В связи с этим важное значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно пре­дусматривает наиболее целесообразную расстановку работни­ков для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.

Функциональное разделение предполагает обособление от­дельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной или торгово-оперативный, и вспомогательный.

Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудо­вым процессом. Сюда входят руководящие, инженерно-техниче­ские работники и служащие — директор (заведующий), заме­ститель директора (заведующего), администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т. д.

Общее руководство магазином осуществляет директор (заве­дующий), он же руководит планово-экономической работой, за­нимается подбором кадров и организует повышение их квали­фикации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Заместитель директора (заведующего) магазином руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслу­живания.

Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответ­ственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обраба­тывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Администратор следит за состоянием выкладки товаров и ре­кламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т. д.

Товароведы выполняют основные функции в области коммер­ческой работы и организации торговли. В них входят изучение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщи­ками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, провер­ка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т. д.

Заведующие товарными отделами (секциями) организуют ра­боту своих отделов (секций), следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз то­варов, принимают товары по количеству и качеству, обеспечива­ют сохранность товарно-материальных ценностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов (секций).

Основной (торгово-оперативный) персонал — это продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, т. е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом за­ле.

В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабо­чего места (получение упаковочного материала, проверка рабо­тоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежа­щего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, об­служивание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.

Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению рас­четных операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету и т. д.), выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.

Вспомогательный персонал обеспечивает обслужи­вание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту катего­рию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (убор­щицы), фасовщики, электромонтеры, техники и т. д.

Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам мага­зина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производи­тельному обслуживанию покупателей.

Разделение труда по квалификационному признаку основы­вается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией. Соотношение количества продавцов различной квалификации в розничном торговом предприятии зависит от ассортимента ре­ализуемых товаров. Так, чем большую долю в товарообороте занимают сложные по характеру отпуска товары, тем большее число продавцов высокой квалификации должно быть в штате магазина.

Одно из основных направлений совершенствования организа­ции труда в магазине — улучшение организации и обслужива­ния рабочих мест. Организация и обслуживание рабочих мест должны обеспечивать персоналу магазина благоприятные усло­вия для эффективного использования рабочего времени и обору­дования, повышения производительности труда. Этому способствует;

правильное оснащение рабочего места соответствующим обо­рудованием и инвентарем и удобное его размещение;

бесперебойное обеспечение рабочих мест товарами, упаковоч­ными материалами и т. д.;

размещение рабочих мест в строгом соответствии с последо­вательностью выполнения торгово-технологических операций;

создание нормальных условий труда, оптимальная окраска стен, оборудования и приспособлений.

Большое значение имеет планировка рабочих мест. Она пред­ставляет собой размещение на определенной площади (в зо­не приложения труда) функционально связанных между собой элементов технологии, оборудования, организационной оснаст­ки (рабочей мебели) и инвентаря, необходимых для осуществле­ния торгово-технологического процесса. Длина фронта рабочих мест дифференцируется в зависимости от ассортимента и степе­ни сложности реализуемых товаров, от интенсивности покупа­тельских потоков и частоты покупок.

Обслуживание рабочих мест связано с выполнением подгото­вительно-заключительных, транспортных и хозяйственно-быто­вых функций.

Подготовительно-заключительные функции вклю­чают: подготовку товаров к продаже; проверку полноты ассор­тимента товаров и его пополнение на оборудовании; подготовку инвентаря и размещение его в рабочей зоне; выкладку товаров;

подготовку кассовой машины к работе; подсчет общей суммы выручки и сдачу ее в установленном порядке; уборку рабочего места.

Транспортные функции предусматривают внутримагазинное перемещение товаров и освободившихся упаковки и та­ры.

Выполнение хозяйственно-бытовых функций долж­но обеспечивать рабочие места необходимым оборудованием, инвентарем, упаковочными материалами и форменной оде­ждой.

Повышению производительности труда работников магазина во многом способствует совершенствование приемов и мето­дов труда. Под приемами труда следует понимать совокупность трудовых действий, направленных на выполнение повторяющих­ся в определенной последовательности операций, связанных еди­ным целевым назначением. Метод труда — способ осуществле­ния процесса труда. Используемые приемы и методы труда зави­сят от ассортимента реализуемых товаров, методов подготовки и продажи товаров, квалификации работников и других факто­ров. Совершенствование приемов и методов труда должно со­провождаться сокращением затрат времени на выполнение тру­довых операций, обеспечением безопасности труда, достижением максимальной содержательности труда. Оно должно способство­вать уменьшению затрат времени на обслуживание покупателей и утомляемости работников.

К важным факторам повышения эффективности труда ра­ботников розничных торговых предприятий относится его нор­мирование, которое позволяет установить рациональную числен­ность и структуру штата работников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, повысить материальную заинте­ресованность работников в результатах своего труда.

Рациональная организация труда работников магазина не возможна без нормирования затрат времени на выполнение торгово-технологических операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время работы затрачивается на выполнение подготовительно-заключи­тельных, основных и вспомогательных операций.

На качество обслуживания покупателей существенное влия­ние оказывают квалификационный и общеобразовательный уро­вень работников магазина. Поэтому одним из направлений со­вершенствования организации труда в магазине является подго­товка и повышение квалификации кадров. С повышением ква­лификации и общеобразовательного уровня работников розничных торговых предприятий растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень за­трат труда в торговле. Квалифицированный работник быстрее овладевает передовыми методами труда, затрачивает меньше времени на выполнение отдельных операций, успевает обслу­жить большее количество покупателей, чем работник, облада­ющий более низкой квалификацией.

Режим работы и условия труда в магазине

Качество обслуживания покупателей значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияет интенсивность покупательских потоков, распределение товарооборота по часам дня, дням недели, сезонам. При этом следует также учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу. Разработанный с учетом этих требований режим работы магазина должен быть согласован с местными органами власти.

Совершенствование организации труда в магазине неразрывно связано с улучшением условий труда работников, которые в значительной мере определяют их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшений условий труда можно внедрением средств механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, обеспечением охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности.

Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года должна быть в пределах 17-22’C, в теплый период – не превышать 28’C. Согласно санитарным нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный – не более 0,3 м/с. Система вентиляции и отопления должна предусматривать равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный периоды года не должна превышать 75 %, в теплые период года она может быть в пределах от 55 % (при 28’C) до 75 % (при 24’C).

Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интенсивным, но не ослепляющим.

      Технико-экономическая характеристика магазина “ЕВРОЗАПЧАСТЬ”.

Индивидуальное частное предприятие "Злата" является малым предприятием, деятельность которого ориентирована на торгово-закупочные операции. Расположено оно в подвальном помещении жилого дома, т.е. его можно классифицировать по капитальности здания как – капитальное; по размещению – встроенно-пристроенное; одноэтажное; стены - кирпичные.

Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Все помещения магазина расположены с уче­том обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомога­тельных и административно-бытовых помещений отве­чают основным требованиям:

торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товар­ных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути дви­жения товаров;

торговый зал и кла­довые расположены на одном уровне;

торговый зал связан с помещениями для при­емки товаров кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря расположено непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;

административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, меж­ду помещениями этой группы обеспечена должная взаимосвязь. Размещение помещений и их планировка напра­влены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществле­ние всех торгово-технологических операций на основе широко­го внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень про­изводительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговом предприятии.

Основным торговым помещением является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выста­вочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров поку­пателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги поку­пателям. В торговом зале организованы рабочие места продав­цов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планиров­ка торгового зала отвечает требованиям рациональной организации, важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского по­тока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выклад­ки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей. Часть площади торгового зала отводится под зоны для про­ходов покупателей, выделена площадь для организации рабочих мест про­давцов. Торговый зал имеет большой периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгово­го оборудования, стены имеют блестящую поверхность, поверхность полов ровная, нескользкая, влагоустойчивая и прочная. Искусственное освещение торгового зала равномерное, яркое и имеет благоприятный спектральный состав. Планировка узла расчета обеспечивает беспрепят­ственное направление движения покупательских потоков, ис­ключать встречные потоки.

Торговые помещения и склад расположены на одном уровне, они связаны между собой небольшим коридором, что позволяет оперативно пополнять товарные запасы. Помещение для приемки товаров расположено в непосредственной близости от торгового зала. Рядом с помещением для приемки товаров и разгрузочной рампой расположено подсобное помещение для хранения тары и упаковочных материалов. Административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Для разгрузки транспортных средств в магазине оборудовано специальное место. Помещение (зоны) для приемки товаров по количеству и ка­честву примыкает к месту разгрузки. В магазине выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещение для приемки товаров имеет кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосред­ственно в зал. Помещения для хранения оснащены соответству­ющим технологическим оборудованием.

Магазин учитывает требования эргономики, это относится не только к выбору геометрических параметров помещений, но и к размерам торгового оборудования и мебели.

Совокупность помещений магазина составляет его технологическую планировку:

Схема магазина “ЕВРОЗАПЧАСТЬ”

Площадь магазина составляет 216 м2: из них 70 м2 занимают торговые помещения, 40 м2 – административно-бытовые, 10 м2 – подсобные помещения и 96 м2 - помещения для приемки и хранения товаров.

Определим степень эффективности использования площади путем расчета технико-экономических показателей.

1. Коэффициента установочной площади;

>>

S у — установоч­ная площадь равна 30м2;

S т. з — площадь торгового зала равна 70 м2,

К у коэффициент установочной площади равен 0,43 т.е. 43 %.

2. Коэффициента выкладки;

>>

S выкл - площадь выкладки товаров равна 70 м2;

S т. э — площадь торгового зала равна 70 м2;

К выкл — коэффициент использования площади торгового за­ла под выкладку товаров составляет 1.

3. Удельного товарооборота на 1м2: показывает, сколько товаров продается за определенный промежуток времени на 1 м2, необходимо стремиться к увеличению этого показателя.

>>

где, Т>ГОД, МЕС> – товарооборот за год или месяц (месячный ТО 600 тыс.руб.);

S> >>т.з.> – площадь торгового зала (70 м2).

Т> – удельный товарооборот составляет 8 571,43 на м2.

4. Структуры площадей магазина: показывает, какую долю занимает конкретная площадь в общей S магазина.

>>

S >т.з>>.> – площадь торгового зала (70 м2) равна 0,32 или 32 %;

S >дем> – демонстрационная площадь (70 м2) равна 0,32 или 32 %;

S >уст> - установочная площадь (30 м2) равна 0,14 или 14 %.

5. Коэффициента непрерывности:

>>

Д > – количество дней в месяце (28);

Д > – количество рабочих дней в месяце (24).

К > – коэффициент непрерывности равен 1,16.

6. Коэффициента емкости:

>>

Площадь торгового зала равна 70 м2;

S >вык> – площадь выкладки (30 м2).

К> ем> – коэффициент емкости равен 2,33.

Оснащение магазина торговой мебелью.

Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.

Мебель торговых залов; для выкладки товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала); для расчета с покупа­телями (кассовые кабины). Они представляют собой; прилавки и прилавки-витрины – образуют секцию замкнутой зоны, неразборные; горки универсальные – пристенные, сборно-разборные; вешала - одноярусные, передвижные, сборно-разборные.

В магазине используется боксовая технологическая планировка т.к. в магазине осуществляется традиционная форма обслуживания (через прилавок), торговый зал разбит на два отдела и стол заказов. Торговые отделы расположены так, чтобы можно было легко переходить из одного отдела в другой, а также к кассовому узлу для расчета.

Мебель подсобного помещения: стеллажи, поддоны и вешала.

Мебель в торговом помещении удобная в эксплуатации, обеспечивает широкий показ товаров и создает максимум удобства при отборке товаров покупателями. Она имеет стандартные размеры, длина, высота и ширина отвечают параметрам помещения, и соответствует различным свойствам товаров и стандартизиро­ванным размерам упаковки, она прочная и устойчивая. Мебель, изготовлена из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов. Полки торговой мебели расположены удобно, что обеспечивает широкий показ товаров и создает максимум удобств. Мебель для торговых залов магазина недорогая и экономичная в эксплуатации. Она из­готовлена из простой и облегченной конструкции из недорогих строительных и отделочных материалов с использованием со­временной технологии производства. Она занимает мало площади торгового зала и подсобных поме­щений, но достаточно емкая, обеспечивает выкладку и хранение необходимого количества товаров.

Наиболее распространенным торговым оборудованием в магазине “ЕВРОЗАПЧАСТЬ” являются универсальные горки, собранные из ограниченного количества взаимозаменяемых унифицирован­ных деталей и узлов, что позволяет широко применять разнообразные группы товаров. Она обеспечивает рацио­нальное использование площади торгового зала, пригод­на для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивает наглядность показа и удобства отборки их покупателями.

Форма, пропорции и цвет тор­говой мебели соответствует своему функционально­му назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина, она подчеркивает единство ансамбля интерьера магазина. В цветовой отделке максимально использо­вались декоративные свойства материалов (дерева, пластиче­ских масс и др.). Отделка торговой мебели увязана с общим решением оборудования, т. е. с ее формой, конструкци­ей. Окрашена мебель в нейтральные спокойные тона, в тона контрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели гармонирует с интерьером магазина, и выявлять цветовые свойства экспониру­емых товаров. При этом источники света располагаются так, чтобы выделить товар, обратить на него внимание покупа­телей.

Кроме того, магазин выполняет следующие требования:

— при конструировании торговой мебели учитываются возможности широкого применения современных материалов и отделки;

    при монтаже пристенных и островных горок в линию не возникает зрительного впечатления провисания полок. При этом все вертикальные членения мебели ма­лозаметны, а горизонтальные — подчеркнуты.

Устройство торговой мебели, а также материалы, используемые для изготовления мебели, не затрудняют ее чистку в процессе экс­плуатации и уборки помещений. Мебель имеет доброкачественную отделку, с гладкой поверхностью, без излишних углублений, зазоров и выступов.

Уровень обслуживания покупателей, создание оптимальных условий труда торговых работников и обеспечение высоких эко­номических показателей работы магазина во многом зависят от того, насколько рационально он оснащен торговым оборудовани­ем.

Выбор типов оборудования, в магазине “ЕВРОЗАПЧАСТЬ” и комплектование его набора основываются на следующих основных принципах:

соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина;

оснащение магазинов торговым оборудованием осу­ществляется с учетом используемых методов продажи товаров;

оборудование обеспечивает эффективное использова­ние торговой площади магазина.

Пра­вильно подобранное и расставленное оборудование позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобства для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на ква­дратный метр торговой площади и тем самым добиться бо­лее высоких показателей эффективности использования торго­вых площадей.

Обеспечение магазина организационной техникой

Расчеты с покупателями осуществляется путем при­ема денег непосредственно и одновременного учета поступившей суммы с по­мощью кассовой машины. Конструкция контрольно-кассовой машины по­зволяет вести учет нарастающим итогом полученных от покупа­телей денег, печатать чек с различными данными, печатать на контрольной ленте порядковый номер чека, уплаченную сумму, шифр, номер счетчика, одновременно на их индикаторах указы­вается проведенная сумма, шифр и номер счетчика. Полученную в контрольно-кассовых аппаратах информацию можно выводить на магнитную или перфорированную ленту с последующей об­работкой данных на электронных вычислительных машинах с целью изучения спроса, определения объема продажи товаров и т. д.

Магазин в полной мере оснащен организационной техникой, (например: компьютеры подключенные в сеть, факс, модем, принтеры, ксерокс, мини-атс), а также есть выход в глобальную сеть интернет со своим адресом.

Организация и технология розничной продажи товаров

В магазине “ЕВРОЗАПЧАСТЬ” применяют следующие методы продажи товаров: через прилавок; по предварительным заказам.

Продажа товаров через прилавок обслуживания включает: встреча покупателя и выявле­ние его намерения; предложение и показ товаров; помощь в вы­боре товаров и консультация; предложение сопутствующих и но­вых товаров; расчетные операции; выдача покупок.

Пришедший в магазин покупатель встречается приве­тливо, при этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Вы­явление намерения покупателей выполняться торговым персоналом нена­вязчиво, в вежливой форме.

После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутству­ющих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю, ко­торая может включать сведения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления и т. д. В обязан­ности продавца входит и предложение покупателю сопутствую­щих товаров.

Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и вы­дачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем контролера-кассира.

При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить покупателю.

Заказы могут быть приняты в мага­зине в письменной форме. Расчет осущёствляется путем предварительной оплаты в кассе магази­на, а также путем оплаты стоимо­сти товаров в момент их получения.

Организационная структура магазина

Организация труда в магазине направлена на осуществление комплекса организационно-технических, эконо­мических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяю­щих рационализировать торгово-технологический процесс, эф­фективнее использовать торговые и другие площади, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслу­живания населения.

Организационная структура магазина “ЕВРОЗАПЧАСТЬ” не выражена столь четко, как в больших организациях, работающих на основе жестко регламентированной сверху матричной структуры управления, где каждый отдел и подразделение отвечают только за выполнение своих задач, разрабатываемых высшим руководством предприятия в тесной увязке со стратегией и "спускаемых" вниз в виде приказов и распоряжений. Такое несоответствие объясняется малым количеством людей, которые, кроме выполнения своих прямых обязанностей, направленных на взаимоотношение фирмы с внешней средой, вынуждены решать еще и побочные вопросы, постоянно возникающие в хозяйственной повседневной деятельности фирмы. Также следует упомянуть и о большом значении неформальных связей между начальником и подчиненным, что допускается в организационной структуре предприятия, но является очень редким явлением в больших организациях, где существует жесткая вертикальная цепочка подчинения, например: менеджеру низшего уровня очень трудно обратиться непосредственно к высшему руководству, игнорируя промежуточные звенья управления.

В связи с вышеизложенным мы приходим к выводу о том что, организационная структура представлена в виде треугольника. Стратегическая вершина представлена директором фирмы. Средняя линия формально присутствует и представлена главным бухгалтером, в распоряжении которого находится часть ядра в виде второго бухгалтера и кассира. Также на средней линии присутствует менеджер по продажам, в обязанности которого входит организация, координация и контроль розничной торговли, а также приема и выполнения заказов. Ему подчиняются продавцы, которые также составляют ядро. В стороне стоит аналитическая группа и программист, которые линейно связаны со средней линией, т.е. с бухгалтером и менеджером по продажам. Аналитическая группа представлена товароведами, которые составляют отчеты для бухгалтерии, получая

информацию о продажах и заказах у менеджера, а также готовят аналитические выкладки о финансовом состоянии фирмы для директора. Программист отвечает за нормальное функционирование програмно-аппаратной инфраструктуры.

Вышеописанная организационная структура является формальной. В действительности же средняя линия как таковая не существует. Работа как средней линии, так и ядра координируется и контролируется непосредственно стратегической вершиной, т.е. директором. В свою очередь, представители ядра обращаются с большинством своих производственных проблем непосредственно к директору, минуя прямых начальников, представителей средней линии. В этом есть свои плюсы и свои минусы.

"Плюсы" существующей системы организационной иерархии, обусловленной в какой-то степени традициями фирмы, заключаются в том что:

1)снижаются до минимума производственные конфликты, всегда имеющие место в организациях со сложными матричными вертикальными и горизонтальными; линейными взаимоотношениями.

2)исчезает проблема искажения первичной информации, поступающей от ядра организации к стратегической вершины (т.е. снизу-вверх), и приказов, распоряжений спускаемых "сверху в низ", касающихся координации действий ядра. Это связано с тем, что информация передается напрямую, отсутствует риск ее неверного понимания и как следствие, потеря первоначального заложенного в ней смысла, в процессе ее прохождения через несколько уровней.

3)существующая организационная система максимизирует гибкость управления организацией вследствие того, что директор предприятия оперативно получает информацию снизу, время ее прохождения через промежуточные уровни управления сведено к нулю. Таким образом, директор имеет возможность в кратчайшие сроки координировать, менять политику предприятия в соответствии со стратегией, если внешние или внутренние факторы отличаются от планируемых.

"Минусы" существующей организационной системы управления выражены не столь четко и проявят себя только в перспективе, когда фирма будет расширяться. Главный из них в том, что при данной линейной системе управления внимание руководителя распыляется на решение множество мелких проблем. В результате такой диверсификации он не может уделить должного внимания решению стратегических, более важных для предприятия задач.

Попытаемся выявить и кратко охарактеризовать те процессы управления, которые существуют и действуют в нашей фирме. Функция планирования осуществляется директором фирмы. Он разрабатывает стратегию предприятия и определяет работникам цели, направленные на реализацию стратегии. При этом он руководствуется данными, представленными аналитической группой. Стратегией нашей фирмы является получение прибыли и насыщение рынка комплектующими для автомобилей высокого качества и по ценам, доступным для среднего класса. Таким образом, приоритетными становятся цели способствующие расширению ниши фирмы на рынке данных услуг. Функцию организации также целиком выполняет директор. Он создал описанную выше организационную структуру в соответствии со стратегией фирмы. По его мнению, данная структура должна наилучшим образом обеспечить выполнение целей фирмы на данном этапе. Если в будущем новые цели потребуют изменения организационной структуры, это будет легко сделать вследствие гибкости системы управления.

Функции мотивации реализуется на нашем предприятии двумя способами:

    Материальным.

    Моральным (устная похвала, оказание дополнительного доверия).

На нашем предприятии поощряется не только перевыполнение плана, но и развитие творческих способностей работника, стремление к профессиональному совершенствованию, проявление инициативы. В результате растет производительность труда, что позитивно сказывается на работе фирмы в целом, работники заинтересованы в ее процветании.

Функция контроля реализуется как напрямую руководителем, который сам непосредственно контролирует и координирует все производственные процессы на предприятии, так и средней линией, представители которой контролируют свои подразделения. Контроль и координация осуществляются оперативно вследствие прямой связи руководителя с ядром, и фактическом отсутствии посредников. Контроль основан на аспекте сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. В расчете ожидаемых результатов активно принимает участие аналитическая группа, которая определяет их с учетом того, что было достигнуто в предыдущие периоды с поправкой на расширенное воспроизводство.

Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудо­вым процессом. Сюда входят — директор, заме­ститель директора, товароведы, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т. д.

Общее руководство магазином осуществляет директор, он же руководит планово-экономической работой, за­нимается подбором кадров и организует повышение их квали­фикации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Заместитель директора магазином руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслу­живания.

Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответ­ственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обраба­тывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Товароведы выполняют основные функции в области коммер­ческой работы и организации торговли, в них входят изучение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщи­ками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, провер­ка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т. д.

В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабо­чего места, пополнение рабочих товарных запасов, поддержание надлежа­щего санитарного состояния, подготовка товаров к продаже, об­служивание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.

Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению рас­четных операций, проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету, выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.

Вспомогательный персонал обеспечивает обслужи­вание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту катего­рию входят рабочие убор­щицы, электромонтеры, техники и т. д.

Режим работы и условия труда в магазине

В торговом зале и других помещениях магазина поддерживается нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года в пределах 17-22’C, в теплый период – не превышает 28’C. Скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный – не более 0,3 м/с. Система вентиляции и отопления предусматривает равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный периоды года не превышает 75 %, в теплые период года она может быть в пределах от 55 % (при 28’C) до 75 % (при 24’C).

Освещение магазина равномерное, достаточно интенсивное, но не ослепляющее.

2.3. Состояние и основные направления совершенствования технологической планировки магазина “ЕВРОЗАПЧАСТЬ”.

Магазин отвечает технологическим, архитектурно-строительным, санитарно-гигиеническим требованиям.

Устройство и планиров­ка торгового зала не отвечает требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются:

    свободное движение покупательского по­тока. Установочная площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, превышает норму на 13 %, обычно для этих целей отводится 27-30 % площади торго­вого зала;

    обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выклад­ки и размещения;

    создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей. Показатель, характеризующий степень использования пло­щади торгового зала под выкладку товаров высок, и от этого страдает рациональная организа­ция технологических процессов, ухудшается обозримость това­ров.

. Планировочное решение не только отвечает требова­ниям рациональной организации, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать не только оформление торгового зала, но и организацию внутрен­него пространства помещения, и решение всех его составляющих элементов — отделки, освещения, торгового оборудования и т. д. При формировании интерьера торгового зала магазина учитывались требования эргономики и требования предъявляющиеся к освещению торгово­го зала, единственный недостаток заключается в том, что потолки в торговом зале не отделаны звукопоглощающими материалами.

Размеры и конструкция торговой мебели тес­но увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в зна­чительной степени способствуют ее типизация, унификация и стандартизация. Торговая мебель отвечает экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Определение рационального набора торгового оборудования и характер его размещения оказывают существенное влия­ние на эффективность использования площади магазина.

Помещения для хранения товаров по своему устройству отвечают требованиям рационального хранения необ­ходимого запаса товаров.

Административно-хозяйственные помещения магазина расположены удобно для всех работников магазина.

Магазин хорошо оснащен организационной техникой.

С точки зрения организации розничной продажи товаров, выбраны самые оптимальные виды продажь.

Организационная структура магазина имеет минусы и плюсы, что говорит о необходимости ее доработать.

Не учитываются необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу.

Разработанный режим работы магазина согласованный с местными органами власти, не соответствует фактическому.

Пути совершенствования розничной торговли магазина “ЕВРОЗАПЧАСТЬ”

Одно из основных направлений совершенствования организа­ции труда в магазине — улучшение организации и обслужива­ния рабочих мест. Организация и обслуживание рабочих мест должны обеспечивать персоналу магазина благоприятные усло­вия для эффективного использования рабочего времени и обору­дования, повышения производительности труда.

Этому способствует;

правильное оснащение рабочего места соответствующим обо­рудованием и инвентарем и удобное его размещение;

бесперебойное обеспечение рабочих мест товарами, упаковоч­ными материалами и т. д.;

размещение рабочих мест в строгом соответствии с последо­вательностью выполнения торгово-технологических операций;

создание нормальных условий труда, оптимальная окраска стен, оборудования и приспособлений.

Большое значение имеет планировка рабочих мест. Она пред­ставляет собой размещение на определенной площади (в зо­не приложения труда) функционально связанных между собой элементов технологии, оборудования, организационной оснаст­ки (рабочей мебели) и инвентаря, необходимых для осуществле­ния торгово-технологического процесса. Длина фронта рабочих мест дифференцируется в зависимости от ассортимента и степе­ни сложности реализуемых товаров, от интенсивности покупа­тельских потоков и частоты покупок.

Повышению производительности труда работников магазина во многом способствует совершенствование приемов и мето­дов труда. Под приемами труда следует понимать совокупность трудовых действий, направленных на выполнение повторяющих­ся в определенной последовательности операций, связанных еди­ным целевым назначением. Метод труда — способ осуществле­ния процесса труда. Используемые приемы и методы труда зави­сят от ассортимента реализуемых товаров, методов подготовки и продажи товаров, квалификации работников и других факто­ров. Совершенствование приемов и методов труда должно со­провождаться сокращением затрат времени на выполнение тру­довых операций, обеспечением безопасности труда, достижением максимальной содержательности труда. Оно должно способство­вать уменьшению затрат времени на обслуживание покупателей и утомляемости работников.

К важным факторам повышения эффективности труда ра­ботников розничных торговых предприятий относится его нор­мирование, которое позволяет установить рациональную числен­ность и структуру штата работников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, повысить материальную заинте­ресованность работников в результатах своего труда. Рациональная организация труда работников магазина не возможна без нормирования затрат времени на выполнение торгово-технологических операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время работы затрачивается на выполнение подготовительно-заключи­тельных, основных и вспомогательных операций.

На качество обслуживания покупателей существенное влия­ние оказывают квалификационный и общеобразовательный уро­вень работников магазина. Поэтому одним из направлений со­вершенствования организации труда в магазине является подго­товка и повышение квалификации кадров. С повышением ква­лификации и общеобразовательного уровня работников розничных торговых предприятий растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень за­трат труда в торговле. Квалифицированный работник быстрее овладевает передовыми методами труда, затрачивает меньше времени на выполнение отдельных операций, успевает обслу­жить большее количество покупателей, чем работник, облада­ющий более низкой квалификацией.

Совершенствование организации труда в магазине неразрывно связано с улучшением условий труда работников, которые в значительной мере определяют их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшений условий труда можно внедрением средств механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, обеспечением охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом магазин “ЕВРОЗАПЧАСТЬ” отвечает основным требованиям для розничного торгового предприятия и имеет неплохие технико-экономические показатели. В частности размещение помещений магазина и торговое оборудование отлично сочетаются с общей планировкой, методами продажи, номенклатурой товаров и не противоречат современным правилам организации магазинов.

Следует обратить внимание на организацию труда работников магазина т.к. грубо нарушается Закон о труде (53-х часовая рабочая неделя), технологию торговли (слишком большая площадь выкладки) и пересмотреть план благоустройства участка (нет места стоянки индивидуального транспорта покупателей).

Многие торговые предприятия в России имеют характеристику намного хуже данного магазина, а это в свою очередь отражается на уровне обслуживания потребителей, поэтому, нужно, стремится к повышению этого уровня с помощью организационно-технологического планирования торговых предприятий и учитывая маркетинговые исследования, а также современные технологии.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

    ВВЕДЕНИЕ

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Устройство и технологическая планировка магазинов и их влияние на результат хозяйственной деятельности торгового предприятия – 1 стр.

    Технико-экономическая характеристика магазина «ЕВРОЗАПЧАСТЬ» - 15 стр.

    Состояние и основные направления совершенствования технологической планировки магазина «ЕВРОЗАПЧАСТЬ» - 23 стр.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Используемая литература:

1. Панкратов Ф.Г., Памбухчиянц В.К. «Коммерция и технология торговли» 1994 г.

2. Панкратов Ф.Г. и др. «Организация и технология торговых процессов» 1990 г.

Введение

В данный момент в России большое количество предприятий занимаются розничной торговлей, а для того чтобы правильно использовать площадь и средства предприятия нужно грамотно отнестись к устройству и планированию этого предприятия. Поэтому в данной работе я попытаюсь на основании теоретического материала провести практическую работу для освещения этого вопроса на примере конкретного предприятия

Целью моей работы будет изучение состояния данного предприятия с выявлением отрицательных и положительных результатов, а также разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию розничного торгового предприятия. С помощью технико-экономических показателей я проведу расчеты эффективности использования магазина и рассмотрю организационно-экономическую характеристику предприятия.