Государственный аппарат (работа 1)

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

кафедра юриспруденции

РЕФЕРАТ

по дисциплине: "Теория государства и права"

на тему:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

Исполнил: слушатель группы № 13-ю

Кононов В.В.

Преподаватель-рецензент: к.ю.н., доцент

Шапанов В.П.

ОРЕЛ, 2000

Содержание

1. Понятие механизма (аппарата) государства

3

2. Органы государства и их классификация

7

2.1. Представительные органы государственной власти

7

2.2. Исполнительные органы государственной власти центральные органы исполнительной власти

11

2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти

13

3. Вооруженные силы в механизме государства

14

1. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА (АППАРАТА) ГОСУДАРСТВА

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизован­ного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государ­ственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функ­ционирование. Структурное и функциональное разнообразие государ­ственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и суще­ственные признаки, характерные для подавляющего большинства госу­дарств прошлого и современности.

Механизм государства — это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государ­ственное управление обществом и защита его основных интересов.

Наиболее общие характерные признаки государственного меха­низма (аппарата) выражаются в следующем:

Во-первых, механизм государства состоит из людей, специ­ально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением за­конов, их охраной от нарушений).

Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.

В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необ­ходимых случаях и принудительным воздействием.

В-четвертых, механизм государства призван надежно гаран­тировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается пра­вом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

На различных ступенях развития человеческого общества меха­низм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географи­ческим положением и другими факторами.

Уже в древневосточных и античных европейских странах меха­низм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреж­дений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Так, основными органами государственной власти Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.

1. Сенат — один из высших органов Римского государства, который играл первостепенную роль в решении важнейших вопросов общественной жизни. В области законодательной полномочия сената заключались в утверждении законов, пришлых собраниями центуриатов и трибунов. Сенат также мог издавать и общие постановления, ка­сающиеся благоустройства и общественной безопасности. В области финансовой сенат разрабатывал государственный бюджет и устанавли­вал налоги. Во внешнеполитической области он вел переговоры с дру­гими государствами или наблюдал за ведением таких переговоров, за­ключал мирные соглашения. Важными полномочиями обладал сенат в области военного строительства: он устанавливал количество призы­ваемых в армию, распределял армии и провинции между военачальни­ками, выделял средства на ведите войны, объявлял чрезвычайное по­ложите, был наделен и многими другими полномочиями.

2. Народные собрания (комиции) осуществляли высшие законодательные и важнейшие управленческие функции. В их компе­тенцию входило принятие или отклонение проектов законов, избрание высших должностных лиц государства (магистратов), рассмотрение жалоб лиц, присужденных магистратом к тяжкому наказанию.

3. Магистраты выполняли управленческие функции, в том числе руководство армией. Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но фактически их должности замещались круп­ными землевладельцами. Магистрат избирался на один год, причем на конкретную должность (кроме диктатора) выбиралось несколько лиц, однако распоряжение отдавал каждый магистрат самостоятельно. За выполнение своих должностных обязанностей магистраты не получали никакого вознаграждения. Властные полномочия магистратов своди­лись к следующим функциям: верховному командованию войском и заключению перемирий; праву собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них; праву суда и наложения наказаний; праву издавать общие распоряжения — эдикты; праву налагать штрафы за невыполнение распоряжений.

В зависимости от конкретных задач управления магистраты под­разделялись на консулов, диктаторов, преторов, цензоров, квесторов и других.

Консулы являлись верховными магистратами. Именно они осу­ществляли командование войском, созывали сенат и народное собрание, ведали внутренним управлением. Диктатор — это чрезвычайный ма­гистрат, который назначался в особых случаях одним из консулов по предложению сената сроком на шесть месяцев. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восста­ний и в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах. Преторы вначале являлись заместителями консулов, а затем стали постоянно выполнять функции судебного надзора за разрешением имущественных дел. Цензоры как должностные лица составляли списки сенаторов и рас­пределяли граждан Римской республики по военным и территориаль­ным единицам, производя одновременно оценку имущества граждан, а также осуществляли надзор над «нравами». Квесторы обладали разно­образными полномочиями: одни из них ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали день­ги. Кроме того, были магистраты, контролировавшие торговлю, чекан­ку монет, строительство и эксплуатацию дорог.

Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал значительные изменения в зависимости от основных этапов его разви­тия: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной мо­нархии. В период раннефеодальной монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появ­ляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти.

По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специаль­ные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, раз­ведывательные и другие государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении стоящих перед государством задач большое значение имели церковные учреждения и религиозные организации.

В XVII—ХVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государственного аппарата. В США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года вверяется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Сената. Главой государства и правительства становится президент США. Высшей судебной инстанци­ей провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции. Формируется государственный аппарат и в штатах: законодательное собрание, пра­вительство, местные органы, полиция и суд; создается свое уголовное, гражданское и процессуальное законодательство.

Во Франции появляются новые элементы государственного меха­низма: Национальный конвент. Директория, Консульство при Наполе­оне, Парижская коммуна и другие. В России формируется Государствен­ный совет как высший законосовещательный орган, состоящий из нескольких департаментов: департамента законов, департамента граж­данских и духовных дел, департамента промышленности, науки и тор­говли, военного департамента и других. Позже появляется кабинет ми­нистров, создается Государственная дума, обладающая правом законо­дательной инициативы. На местах в период царствования Александра II образуются губернская земская управа, уездные и губернские земские собрания, преобразовавшиеся впоследствии в более совершенные орга­ны местной государственной власти. После Октябрьской революции в России старые государственные органы были упразднены.

Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, воз­никают новые и отмирают устаревшие структуры государственного ап­парата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.

Построение и деятельность механизма государства осуществляет­ся на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить макси­мальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука счи­тала принцип широкого участия масс в управлении государством; демо­кратический централизм; пролетарский интернационализм; социали­стическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, поли­тической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятель­ности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической изби­рательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней дея­тельностью всех государственных органов, направленной на удовлетво­рение интересов личности;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполнитель­ной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государ­ственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профес­сиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлече­ние же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государствен­ного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сель­скохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обя­занности достаточно квалифицированно;

5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех со­ставных частей механизма государства в их взаимоотношениях с насе­лением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6) принцип демократизма в формировании и деятельности госу­дарственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интере­сы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субор­динация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В националь­ных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенций между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграниче­ние обеспечивает суверенность членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.

Механизм государства выступает основным субъектом осущест­вления государственной власти. Через государственный аппарат, его

органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказы­вает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жиз­ни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосудар­ственные организации, если они на то уполномочены государством.

2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

0рган государства— это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующая единое целое.

Как видно из определения, государственный орган имеет опреде­ленные признаки:

1. Все органы государства образуются в законодательном порядке. который определяет их компетенцию, другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе.

2. Орган государства является самостоятельным элементом госу­дарственного аппарата, действует специализированно в системе других органов.

3. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защи­та законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным признакам государ­ственные органы можно подразделить на три основные группы: пред­ставительные органы; исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора.

2.1. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Функции законодательной власти осуществляют высшие предста­вительные органы государства. Законодательный орган занимает гла­венствующее положение в механизме государства, поскольку в соот­ветствии с принципом разделения властей законодательная власть яв­ляется наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требо­вания, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать : волю народа в форме закона. «Парламент» — это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например, Сейм — в Польше, Фолькетинг — в Дании, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в Соединенных Штатах Америки).

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структу­ру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат — нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законо­дательными полномочиями (в США — это Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет, в Индии — Народная палата и Совет штатов). В Федеративной Респу­блике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата — Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стрем­лением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).

Однопалатные парламенты существуют главным образом в стра­нах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Поль­ша, Финляндия).

При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохра­нение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступ­ностью, обороны страны и другими.

Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обла­дает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Финансовые полномочия парламента. Решение финансовых вопро­сов, прежде всего рассмотрение проекта государственного бюджета, составляет особую парламентскую прерогативу. Утверждая государ­ственный бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с об­щей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.

Контроль парламента над исполнительной властью. Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами. Первый из них заключается в том, что парламент участвует в назначении различных должностных лиц и органов. оставляющих исполнительную власть. Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в парламентарных республиках. При президентском правлении, где выбо­ры главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в фор­мировании главы высшей исполнительной власти номинально. К при­меру, Конгресс США занимается лишь подсчетом голосов избирателей при выборах президента, и только в том случае, если ни один из канди­датов не соберет абсолютного большинства голосов, Палата представи­телей избирает президента, а Сенат — вице-президента. Во Франции в выборах кандидата на пост главы государства участвуют члены парла­мента, более того, каждый депутат должен заручиться поддержкой не менее 100 лиц, в числе которых должны быть члены парламента, члены Экономического и социального совета, генеральные советники или вы­борные мэры.

В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы правитель­ства и кабинета и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. В ряде стран главы правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов государственной власти. При такой избирательной системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу правитель­ства, который затем представляет для утверждения в парламент канди­датов в члены правительства.

В некоторых странах, согласно конституции, парламент выража­ет свою точку зрения на кандидатуру главы правительства до формаль­ного акта его назначения. Так, в Японии парламент назначает премьер-министра из числа своих членов, после чего император должен утвер­дить его назначение. Премьер-министр выдвигается резолюцией каждой из палат парламента. Однако если Палата представителей и Палата советников не могут достичь соглашения в отношении кандидата, то по истечении 10 дней решение Палаты представителей становится решени­ем всего парламента. Премьер-министр назначает государственных ми­нистров, которые образуют Кабинет. В соответствии с Конституцией Японии большинство членов Кабинета должны быть избраны из членов

парламента.

В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совме­щаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь кос­венное участие. Однако даже в США члены президентского Кабинета назначаются не по прямому усмотрению президента, а «по совету и с согласия» Сената. По такому же принципу осуществляется назначение послов, консулов, судей Верховного суда.

Ответственность исполнительной власти перед парламентом. В ци­вилизованных странах высшие органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это выра­жается в следующем:

— во-первых, глава государства по решению высших пред­ставительных органов государственной власти лишается своих полно­мочий;

— во-вторых, правительство одновременно с главой госу­дарства уходит в отставку;

— в-третьих, парламент может лишить мандата отдельных членов правительства и на их место назначить новых;

— в-четвертых, в соответствии с принципами, лежащими в основе парламентарной системы, роспуск парламента по требованию главы государства или правительства сопровождается их ответствен­ностью перед парламентом.

Парламентский контроль предназначь для того, чтобы законо­дательная власть была в курсе проводимой правительственной полити­ки, конституционными методами способствовала ее общественной по­лезности и реально гарантировала свободное развитие личности.

Несовместимость должностей. Под несовместимостью должностей понимается правило, запрещающее члену парламента в течение срока его полномочий занимать другие государственные или общественные должности. Цель этого правила — не допустить, чтобы парламентарии могли попасть в зависимость от каких-либо государственных органов власти или интересов частных лиц.

Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция, включающая депутатов парламентского меньшинства, кото­рые расходятся по определенным вопросам с политикой парламентского большинства и правительства.

Местные органы государственной власти и местного самоуправле­ния. Эти государственные органы, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих администра­тивно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, Советов народных депутатов, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных еди­ниц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного обра­зования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие.

Исторически сложились две основные формы организации госу­дарственной власти на местах. Наиболее демократичной является такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (местного самоуправления) различных уровней. В Японии, например, все основные вопросы внутренней жизни в пре­фектурах, городах, поселках и деревнях решают выборные собрания. В нашей стране местные органы государственной власти также имеют широкие полномочия в самостоятельном решении разнообразных во­просов жизни той или иной административно-территориальной едини­цы (поселка, села, города, района, области).

В ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, до­рожным строительством и другими важными вопросами, тем не менее поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром. Характерным примером этого является организация местной власти во Франции, где в департаментах центральная власть представлена пре­фектом, который назначается президентом. Префекту подчинены все ведомственные службы, он осуществляет контроль над муниципальными службами, руководит полицией. Генеральный совет, как орган само­управления, решает все остальные вопросы местного значения. Муни­ципальные советы, действующие в коммунах, в свою очередь избирают мэра, который также является представителем центра и главой местной полиции.

2.2. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Глава государства. В подавляющем большинстве стран глава го­сударства выступает носителем высшей исполнительной власти. В кон­ституционных монархиях главой государства формально считается мо­нарх. На основе конституционных норм или в силу сложившихся тради­ций монарх обладает рядом прав в отношении парламента: правом со­зыва сессий, роспуска нижней палаты, назначения членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов, а в некоторых случаях и! правом «вето». В Японии, в соответствии с действующей Конституцией, император по представлению парламента утверждает премьер-министра, по представлению правительства — председателя и членов Верховного суда, подтверждает назначение и отставку членов прави­тельства, созывает парламент, даст согласие на акты амнистии и поми­лования. Обычно монарх считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Фактически же все эти полномочия от его имени осуществляются правительством и его органами. Согласно той же Конституции Японии все действия импера­тора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства, и правительство несет за них ответственность.

В странах с республиканским правлением главой государства обыч­но является президент. В цепом полномочия президента сводятся к следующему:

— президент принимает иностранных дипломатических предста­вителей, назначает послов;

— ратифицирует международные договоры и соглашения; — является главнокомандующим вооруженными силами страны. В ряде стран в соответствии с конституционным законодатель­ством президент имеет право:

— распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв; — отказать в одобрении законопроекта и передать его на вто­ричное рассмотрение парламента.

Наиболее широкими властными полномочиями обладает глава государства в президентских республиках. Как уже отмечалось, это ха­рактерно для США, где президент, кроме вышеперечисленных полномо­чий, имеет право назначать и смещать министров (секретарей), а также всех высших гражданских и военных чиновников. Он издает указы, ко­торые регулируют разнообразные стороны государственной жизни и являются актами высшей исполнительной власти.

В парламентарных республиках роль президента значительно скромнее. Являясь главой государства, он лишь формально представля­ет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет

глава правительства. В таких государствах роспуск парламента хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по решению прави­тельства; акты президента не имеют юридической силы без подписи главы правительства.

Правительство — это высший исполнительный и распорядитель­ный орган государственной власти, который непосредственно осуществля­ет управление страной. В различных странах правительства имеют раз­ные названия: например, кабинет министров, совет министров.

Правительство возглавляется главой правительства, который именуется премьер-министром, председателем совета или каби­нета министров, первым министром, канцлером. В состав правительства входят члены правительства, возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты), которые называются министрами, секре­тарями, статс-секретарями. В правительство входят также заместители главы правительства и помощники министров.

По всем вопросам своей компетенции правительство принимает ранения и издает правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы правительства. В унитарных государствах образуется только одно правительство, в федеративных государствах — общефе­деральное правительство и правительства членов федерации.

Правительства бывают коалиционными и однопартийными. В пер­вом случае в их состав входят представители двух и более партий, во втором — только одной партии. Коалиционные правительства форми­руются, как правило, в государствах с парламентарной формой правле­ния.

Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Пере­чень министерств и других центральных государственных учреждений в различных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного поряд­ка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важ­ными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строитель­ством.

Министерства и ведомства формируются исходя из тех конкрет­ных задач, которые они должны решать. Так, для обеспечения нормаль­ного государственного управления американским обществом в Кабине­те министров США действует четырнадцать министерств: госдепарта­мент (министерство иностранных дел), министерства финансов, оборо­ны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социальных служб, жилищного и городского строи­тельства, транспорта и прочие.

При правительстве могут быть образованы и другие централь­ные ведомства (например, комитет по внешнеэкономическим связям, по делам религий). К числу специфических органов и учреждений исполни­тельной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, поли­ция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержани­ем и методами своей деятельности. При решении задач по охране закон­ного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.

Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно темя и тугими органами при строгом разграничении их компетенций. Если в Японии исполнительная власть на местах в полном объеме осуществляется органами самоуправ­ления, то в Италии она ограничена так называемыми комиссионерами, которые назначаются центральным правительством и координируют деятельность областных правительств (джунт); в провинциях же и ком­мунах наряду с собственными советами управленческие функции осу­ществляют префект и совет префектуры, которые назначаются прези­дентом. Значительной самостоятельностью обладают органы местного управления в Австрии. Все основные вопросы организации местной жизни решают земельные правительства, правление местных и област­ных общин совместно с представительными органами земель и их административно-территориальных единиц.

2.3. СУДЕБНЫЕ (ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.

В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в пра­вовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, тран­спортные и иные суды.

Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право об­виняемого на защиту, гласность судопроизводства.

Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции консти­туционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо прези­дентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

Так, судебная система США включает федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы назначаются персонально президентом с согласия и одоб­рения Сената. Верховный суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятель­ностью нижестоящих судов. Верховный суд США одновременно испол­няет функции конституционного суда.

В Италии судебная система включает Высший Кассационный суд, суды по гражданским делам, суды по уголовным делам, а также апелля­ционные суды. Обособленное место в механизме государства занимает Конституционный суд в составе 15-ти судей, назначаемых (по третям) президентом, совместным заседанием палат парламента и Высшими общей и административной магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства. В Англии все судьи назначаются монархом. В Российской Федерации члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. В других странах существу­ют иные правила формирования судебных органов. Однако среди них преобладает правило, согласно которому судьи не избираются, а назна­чаются пожизненно, что повышает стабильность правосудия и гаранти­рует независимость судебных органов от других органов государствен­ной власти.

Прокуратура. В одних странах она является составной час­тью суда, а в других организационно отделена от него. Функции проку­ратуры заключаются обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка, санкционировании арестов. Проку­ратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом госу­дарстве.

Нотариат. Это система государственных органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление на­следственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности. Существуют различные формы организации нотариата. В ряде стран (например, в Италии, Франции, ФРГ) но­тариальные действия осуществляются только государственными нота­риусами, в других — государственными и церковными нотариусами (например, в Англии). В США нотариальные функции возложены на государственных нотариусов, назначаемых законодательным органом штата, а также на комиссаров по вопросам установления фактов, наз­начаемых муниципальными советами. Нотариальная деятельность при­дает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

3. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА

Существование государства неразрывно связано с вооруженными силами (войском, армией). Они всегда играли заметную роль в решении внутренних и внешних задач государства и сейчас являются важным элементом его механизма. На ранних и более поздних этапах развития человеческого общества армия использовалась государством для завое­вания новых территорий и подавления выступлений собственного наро­да, протестующего против проводимой государством политики. Вспом­ним военные походы Александра Македонского, завоевания Чингисха­на, подавление восстания Спартака, крестьянских выступлений в Евро­пе, войну Белой и Алой Розы, Крымские войны, Отечественную войну 1812 года, опустошительные первую и вторую мировые войны и многие другие конфликты, где вооруженные силы играли первостепенную роль в решении экономических, политических и других задач государства.

С формированием правовых начал в государственной жизни ми­рового сообщества деятельность вооруженных сил цивилизованных стран стала постепенно переводиться в русло чисто оборонительных задач. Отмирают внутренние функции вооруженных сил, их основной задачей становится оборона страны от возможной внешней агрессии. В настоящее время структура и функции вооруженных сил большинства стран мира определяются конституцией государства и специальными законодательными актами (Законом об обороне, Законом о воору­женных силах, Законом о военной службе и др.).

Верховное руководство вооруженными силами осуществляют выс­шие представительные органы государственной власти, глава государства или глава правительства.

В конституционных монархиях номинально эти полномочия воз­лагаются на монарха — короля, королеву, императора. Верховным главнокомандующим вооруженными силами, как правило, является

глава государства, при котором функционируют специальные органы: комитет обороны, совет национальной безопасности и другие.

Непосредственное руководство вооруженными силами осу­ществляет министерство обороны, состоящее из различных органов во­енного управления, возглавляемых министром обороны. В состав мини­стерства обороны ряда стран входят генеральный штаб, управления главнокомандующих видами вооруженных сил, управление тыла, глав­ные и центральные управления. Министру обороны, генеральному шта­бу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимают­ся повседневным управлением воинскими соединениями и частями.

В некоторых странах министерство обороны имеет несколько иную структуру. В Англии, например, основными органами мини­стерства обороны являются Совет обороны, Комитет начальников шта­бов, Штаб обороны и департаменты видов вооруженных сил. Министр обороны — гражданское лицо, являющееся представителем правящей партии. Министерство обороны США осуществляет оперативное руко­водство вооруженными силами через Комитет начальников штабов и главнокомандующих объединенными и специальными командованиями. При министре обороны имеется консультативный орган — Совет по вопросам строительства вооруженных сил, в состав которого входят председатель Комитета начальников штабов, заместитель министра обороны, министры и начальники штабов видов вооруженных сил.

В структурном отношении вооруженные силы состоят из армии не о б н но- морского флот а. В свою очередь, армия делится на сухопутные войска, ракетные войска стратегического назначения, войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В США, Англии, ФРГ, Франции, Японии и в некоторых других странах вооруженные силы включают три вида: армию (сухопутные войска), военно-воздушные и военно-морские силы. В составе вооруженных сил США имеется также корпус морской пехоты, а ракетные войска стратегического назначения и войска ПВО страны входят в состав военно-воздушных сил.

Виды вооруженных сил состоят из родов войск (сил), которые в организационном отношении объединяются в подразделения, части, соединения и объединения. Наиболее распространенными родами войск в сухопутных войсках являются мотострелковые, танковые, артиллерия и другие. В военно-воздушных силах обычно различают рода авиации: истребительную, бомбардировочную, разведывательную, воен­но-транспортную. Военно-морской флот состоит из надводных ко­раблей, подводных лодок, морской авиации, морской пехоты. Кроме родов войск в вооруженные силы входят специальные войска: инженер­ные, связи, автомобильные и прочие.

Комплектование вооруженных сил осуществляется на началах добровольности, на основе всеобщей воинской обязанности или по сме­шанному принципу, когда используются элементы добровольности и обязательности военной службы. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба, которая позволяет дифференци­ровать граждан, призываемых на военную службу, в зависимости от состояния их здоровья, религиозных, национальных и других убежде­ний. Вооруженные сипы совращенных государств характеризуются вы­соким профессионализмом, оснащенностью высокоэффективными средствами вооруженной борьбы, в том числе ядерным оружием, высо­кой боевой готовностью и высокими боевыми возможностями. Воору­женные силы ряда государств в мирное время содержатся в сокращен­ном составе, развертываясь с началом войны путем мобилизации граж­дан призывного возраста. Применение национальных и вооруженных сил ООН для разрешения межгосударственных конфликтов осу­ществляется на основе международных договоров, решений ООН и ее специализированных органов. Другими словами, международный ас­пект вооруженной борьбы всегда должен решаться мировым сооб­ществом на правовых началах, с учетом коренных интересов противобор­ствующих стран и их народов.

Вооруженные силы большинства стран мира деполитизированы и департизированы. Их главная задача — защищать суверенитет и тер­риториальную целостность государства независимо от интересов раз­личных партий и политических течений.

В современном мире четко проявляется тенденция разблокирова­ния ранее противостоящих военных союзов. Распад Организации Вар­шавского Договора, последующая реформация НАТО, взаимные кон­такты и договоренности по военным вопросам различных государств свидетельствуют о возможности исключения мировых военных кон­фликтов из жизни человечества. В этой связи становятся более интен­сивными внутренние и внешние мирные функции государств. Их дея­тельность концентрируется на решении экономических, социальных и правоохранительных задач своих стран, развитии духовности, обеспе­чении экологической безопасности человека.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интере­сы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.

ЛИТЕРАТУРА

Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. – М.: "Дабахов, Ткачев, Димов", 1995. – с. 384