Таможня (работа 3)

2


Таможенное дело и таможенная политика России.

История таможенного дела и таможенной политики России.

В настоящее время, в эпоху коренных изменений в эко­номике России, либерализации внешнеэкономической де­ятельности и восстановления функции таможни как регу­лятора внешнеэкономических связей изучение таможенно-правовых отношений как предмета и в целом таможен­ного дела как объекта правового регулирования отрасли таможенного права следует проводить не только на осно­ве произошедших в последнее десятилетие глобальных перемен в этой сфере, но и опираясь на многовековой опыт и традиции российской таможни в ее далеком прошлом. При этом особое внимание следует обратить на труды Д. И. Менделеева, К. Лодыженского, Н. Н. Шапошнико­ва, А. И. Потяева, Л. Н. Маркова, Ю. Г. Кисловского и ряда других ученых.

Таможенное дело берет свое начало от зарождения то­варного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения опреде­лить вряд ли возможно, но, как утверждают историки, уже в Ш веке до н. э. в городе Тарифа (в нынешней Андалузии), в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его еди­ницы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (пере­чень товаров) систематизировала порядок и величину по­шлины была названа в честь города — «тариф». С тех пор таможенный тариф стал для государства одним из важнейших инструментов пополнения казны (а ныне — госу­дарственного бюджета).

В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунк­тах и на перекрестках древних торговых путей, от воз­никновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, пере­валки и складирования товаров. Их появление историки относят к VШ веку. В Киевской Руси среди многочис­ленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отве­денным для торга, либо за покровительство, оказывае­мое купцам.

Большое влияние на развитие таможенного дела в Рос­сии оказали монголо-татарские завоеватели. В этот пери­од в оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. пошлина, от которой произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, ну и, естественно, «таможенник» — слу­жилый человек, взымавший тамгу.

Картины развития таможенного дела в Киевской Руси и других государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность всегда была в удовлетворении по­требностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнетор­говых связей. А по мере того, как складывалось само по­нятие торговых пошлин и сопутствующих им торговых сборов за право купли-продажи товаров, формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или невзима­ния (т. е. формировались таможенные правила), создава­лась и развивалась таможенная служба, обустраивались таможни. Со временем все эти меры получили свое орга­низационное, правовое и дипломатическое (международ­но-правовое) закрепление.

Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности все­гда оказывала мощное влияние и на формирование благо­приятного торгово-экономического режима в стране. Тем самым она обеспечивала животворное воздействие торговли на политическую, экономическую и социальную сферы общественной жизни, в том числе на становление обще­российского рынка, включение его в сферу межгосудар­ственного обмена. Прогрессивные по своему характеру эти процессы со временем превратились в один из решающих факторов утверждения русской государственности, объе­динения удельно-княжеской Руси вокруг Москвы, созда­ния централизованного российского государства, установ­ления и развития его международных связей.

В начале XVI века, когда завершилось создание Мос­ковского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможен­никам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные право­вые нормы и о порядке сбора пошлин с некоторых това­ров. Позже, в Таможенной Новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г., наряду с росписями о став­ках пошлин с товаров, впервые было отражено требова­ние о ведении таможенных книг. Постепенно складыва­лось таможенное законодательство, и упорядочивались процедуры его применения.

По мере становления и развития в России централизо­ванного государства развивалась и его таможенная охра­на (прототип современных таможенных органов), основ­ной задачей которой являлся сбор пошлин для пополне­ния государственной казны.

К середине XVII века таможни имелись практически во всех городах и иных крупных поселениях, а в больших городах (в Москве и др.) их было по нескольку. Формиро­вание таможен и их укомплектование служилыми людь­ми (таможенниками) в то время осуществлялось двумя способами.

Первый способ именовался «верным» способом исходя из того, что таможенная служба строилась на безвозмездной основе — «служба на веру»: к выполнению обязанно­стей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, они принимали присягу и на безвозмездной основе в течение определен­ного срока отбывали повинность. Возглавляли таможни так называемые «таможенные головы» — представители купечества, назначаемые на должность царским указом. Суть деятельности таких таможен сводилась к следующе­му: намечалась определенная сумма пошлин к сбору за год и если по итогам г. суммы собранных пошлин превы­шали ранее намеченную величину, то таможенные голо­вы и иные служилые люди поощрялись.

Вторым способом формирования таможен и сбора по­шлин в те времена была «сдача таможен на откуп»: заин­тересованное лицо заранее вносило в государственную казну определенную сумму денег, равную среднему сбору таможенных пошлин за несколько прошедших лет, полу­чало за это «таможню на откуп» и далее в течение г. соби­рало все пошлины в свою пользу, формируя при этом штат таможни на свое усмотрение.

Какой из этих способов пополнения казны за счет та­моженных пошлин был более приемлемым и эффектив­ным, сказать однозначно трудно. В обоих способах были и свои плюсы, и свои минусы.

Бурное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовало бур­ное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочис­ленные внешнеполитические акции правительства, от­крывшие путь русским товарам в Европу. Активизирова­лось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыг­рал таможенный тариф 1724 г. Таможенная политика Рос­сии тогда носила явную протекционистскую направлен­ность. Высокими таможенными пошлинами (до 75 % с цены) облагались товары, производство которых в России было уже освоено или налаживалось (это железо, паруси­на, шелк, воск, сухие кожи и др.). На товары, не произво­димые в стране, пошлина была умеренная (от 4 до 10 %), вывозимые товары облагались пошлиной всего в 3 %, за исключением промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик, вывоз которых был практически запрещен.

Свидетельств влияния российской таможенной поли­тики на международные отношения, международную тор­говлю очень много. Впечатляет исторический факт о том, что Наполеон избрал в качестве повода для вторжения в Россию принятый ей в 1811 г. таможенный тариф, со­рвавший, по существу, установленную им экономическую блокаду Англии.

Немало в истории и так называемых «таможенных войн». Примером могут служить взаимоотношения Рос­сии и Германии в период 1893—1894 гг., когда в течении полугода эти страны в отношении друг друга трижды под­нимали ставки ввозных таможенных пошлин. Причиной этого послужило непредоставление Германией льгот для ввоза и транзита русских товаров.

При всей сложности и противоречивости историческо­го пути российской таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело, таможенная политика в Рос­сии сложились как важнейшая сфера экономической по­литики государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов.

Создание таможенной системы России в современный период опирается на ее предшествующий опыт, в том чис­ле накопленный и в советский период развития нашего государства.

После революции 1917 г. Советское правительство на­чало национализацию и монополизацию внешней торгов­ли. Кроме этого, рано весьма скептически отнеслось к та­моженной системе царской России и принялось усердно ее реформировать. В период «военного коммунизма» даже высказывались предложения о закрытии таможенных учреждений за ненадобностью.

К началу 30-х годов функции таможенных органов принципиально сократились, а численность их работни­ков существенно уменьшилась. В конечном итоге практи­ческая реализация ленинской идеи государственной мо­нополии внешней торговли сделала систему таможенного контроля чисто формальным инструментом регулирова­ния внешней торговли, что и продолжалось вплоть до 1990 г., когда в СССР начались демократические преоб­разования, затронувшие и таможенную службу. Более по­лувека (с 1930 по 1990 год) таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности использова­лись в незначительной мере, уступив место политическим и идеологическим факторам.

И лишь начиная с 1991 г., когда был провозглашен принцип либерализации внешней торговли, повлекший за собой бурный рост числа участников внешнеэкономи­ческой деятельности, вновь стали расширяться функции и задачи, стоящие перед таможенными органами. В это время были предприняты попытки трансформировать та­моженную службу государства-монополиста в новую уп­равленческую структуру, ориентированную на функцио­нирование в рыночных условиях, в результате чего при­няты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли существен­ные изменения в организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.

Моментом начала формирования и развития современ­ного таможенного дела в нашей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либе­рализация внешнеэкономической деятельности и ряд дру­гих факторов нашли свое отражение и в изменении тамо­женной политики обновленной России и вызвали необ­ходимость преобразования таможенной системы в соот­ветствии с существующими реалиями.

Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской Федерации.

Термин «таможенное дело» в его современном понима­нии охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней по­литикой и деятельностью государства. В рамках проводи­мой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия пере­мещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможен­ных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной по­литики в жизнь. Это определение хотя и носит законода­тельный характер (оно содержится в ст. 1 ныне действую­щего Таможенного кодекса РФ 1993 г.), но все же недо­статочно полно и точно его характеризует, не охватывает целый ряд важных составных частей таможенного дела, которые на самом деле входят в него в качестве самостоя­тельных блоков. В частности, ничего не сказано о веде­нии таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, о правоохранитель­ной деятельности таможенных органов и пр.

Кроме того, содержащееся в ст. 1 ТК РФ определение оставляет невыясненным вопрос о содержании таможен­ной политики и ее месте в структуре таможенного дела: почему, по каким основаниям таможенная политика вклю­чена в качестве составной части в понятие таможенного дела? В Таможенном кодексе СССР 1991 г., например, таможенная политика не включалась в понятие таможен­ного дела, а рассматривалась отдельно и трактовалась весь­ма кратко — как составная часть внешней и внутренней политики СССР. В действующем же Таможенном кодексе РФ определена как часть таможенного дела, хотя зафик­сированные в ст. 2 ТК РФ содержание и цели этой поли­тики далеко выходят за рамки таможенного дела.

По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются, в том числе регулирование товарообмена, сти­мулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не таможен­ная политика, а средства ее реализации: порядок и усло­вия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др.

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

В последние два-три года в Государственном таможен­ном комитете РФ при участии специалистов Российской таможенной академии разработан Проект нового Таможен­ного кодекса России, который более емко, чем действую­щий Таможенный кодекс, характеризует понятие тамо­женное дело — это сфера деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком пере­мещения через таможенную границу Российской Федера­ции товаров и транспортных средств» взиманием таможен­ных платежей, проведением таможенного контроля.

Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Это озна­чает исключительное право государства на выработку та­моженной политики, инструментом практической реали­зации которой является таможенное дело, а также обес­печивает единство таможенной территории и централиза­цию таможенного дела в стране.

Единство таможенной территории и таможенного дела конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На тер­ритории Российской Федерации не допускается установ­ление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2) таможенные режимы;

3) таможенно-тарифное регулирование и взимание та­моженных платежей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и Товарной номен­клатуры внешнеэкономической деятельности;

8) правовая регламентация ответственности за право­нарушения в сфере таможенного дела.

Любое деление таможенного дела на те или иные от­дельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение эконо­мических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела: достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении това­ров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются по­средством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможен­ную границу Российской Федерации, а также путем уста­новления запретов и ограничений на ввоз и вывоз това­ров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вы­воз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, об­щественного порядка, жизни и здоровья людей, нравствен­ности, моральных устоев и культурных ценностей обще­ства; в охране животных, растений и окружающей при­родной среды; в обеспечении интересов российских потре­бителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборо­том через таможенную границу Российской Федерации Наркотических средств, оружия, предметов художествен­ного, исторического и археологического достояния и т. д.

Законодательство о таможенном деле. Основные понятия, используемые в законодательстве о таможенном деле.

На территории Российской Федерации действует еди­ное таможенное законодательство. Его единство обуслов­лено отнесением таможенного дела к федеральной компе­тенции и, соответственно, регулированием его только нор­мами единого федерального законодательства.

Термин «таможенное законодательство» следует рас­сматривать в широком смысле этого слова, когда «зако­нодательство» охватывает не только Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, а также нормативно-правовые акты Госу­дарственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Центральное место в правовом обеспечении таможен­ного дела занимают Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможен­ного дела, должны соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе». К сожалению, это требование прямо не закреплено в действующем Тамо­женном кодексе РФ, а неясность на этот счет формули­ровки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного кодекса РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве правовых конфликтов, ар­битражные суды и суды общей юрисдикции разрешают подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

Таможенное дело тесно связано с международными от­ношениями. Гармонизация и унификация с общеприня­тыми международными нормами и практикой — основное направление развития таможенного дела России на со­временном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенно­го кодекса. В интересах развития и укрепления междуна­родной экономической интеграции Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими государ­ствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, зак­лючает соглашения по таможенным вопросам в соответ­ствии с нормами международного права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета междуна­родного договора над внутренним российским таможен­ным законодательством, т. е. если международным дого­вором установлены иные правила, чем те, которые пре­дусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

Нормы таможенного законодательства имеют и неко­торую специфику своего действия во времени: по общему правилу в таможенном деле применяются акты законода­тельства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и иными законодательными актами (ч. 2 ст. 5 ТК РФ). При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день установить невозможно, то датой незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу принято считать дату обнаружения таможенного правонарушения.

В таможенном законодательстве используется ряд спе­цифических таможенно-правовых терминов, таких как, например, «таможенная территория», «таможенная гра­ница», «таможенный режим», «декларант», «таможенная пошлина» и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как «товары» и «транспортные средства», в таможенном законодательстве имеют свое специфичес­кое толкование.

Таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской исклю­чительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной Юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша, находящаяся в пределах ее границ. Терри­ториальные воды — это прибрежные морские воды шири­ной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принад­лежащих Российской Федерации, или от линий, соединя­ющих точки, географические координаты которых утвер­ждаются Правительством РФ и объявляются в «Известиях Мореплавателей». В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами, а при их отсутствии — в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. К внутренним водам относятся прибрежные морс­кие воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод, а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ши­рина проходов не превышает 24 морских миль.

На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Терри­тории свободных таможенных зон и свободных складов согласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. 3) рассматриваются как находящиеся вне таможенной тер­ритории Российской Федерации.

В то же время следует отметить неточность: так, в час­ти первой статьи 3 ТК РФ ясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухо­путная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а в части третьей — что территории свободных таможенных зон и свободных складов, которые, по сути, являются частью сухопутной территории Российской Федерации, рассматриваются как невходящие в ее таможенную территорию. Такая неточ­ность устранена в Проекте нового Таможенного кодекса РФ, который рассматривает указанные территории сво­бодных таможенных зон и свободных складов как часть таможенной территории Российской Федерации, а вот товары, находящиеся на этих территориях, — как находя­щиеся вне ее таможенной территории.

Понятие «таможенная граница Российской Федерации» означает пределы ее таможенной территории, куда вхо­дят и периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Причем принято различать внешнюю и внутрен­нюю таможенные границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств и, как правило, со­впадает с государственной границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый за­конодательством о государственной границе. А внутрен­нюю таможенную границу образуют периметры свобод­ных таможенных зон и свободных складов, находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страны. И хотя по своему административно-правовому статусу внут­ренняя таможенная граница приравнена к внешней, порядок ее пересечения регламентируется только нормами та­моженного законодательства. В то же время, необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на тер­ритории Российской Федерации не допускается установле­ние таможенных границ. Отсюда следует, что включение периметров свободных таможенных зон и свободных скла­дов в таможенную границу неправомерно, хотя и соответствует общемировому подходу к этому вопросу.

Под термином «товары» в таможенном законодатель­стве следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, теп­ловую и иные виды энергии, а также транспортные сред­ства, за исключением средств, используемых для меж­дународных перевозок пассажиров и товаров. Практика выявила необходимость включить в это определение так­же объекты интеллектуальной собственности (и это отражено в Проекте нового Таможенного кодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу воздуш­ные, морские суда, суда внутреннего плавания и косми­ческие объекты.

Товары подразделяйся на российские и иностранные. Российские товары – это товары, происходящие из Рос­сийской Федерации, либо товары, выпущенные в свобод­ное обращение на ее территории, т. е. те товары, распоряжаться которыми можно без разрешения таможенных ор­ганов. Все остальные товары являются иностранными.

Транспортными средствами в таможенном деле призна­ются любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Под «перемещением через таможенную границу Рос­сийской Федерации» понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транс­порта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся:

- при ввозе товаров или транспортных средств на та­моженную территорию Российской Федерации и при вво­зе с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории стра­ны — фактическое пересечение таможенной границы Рос­сийской Федерации;

- при вывозе товаров или транспортных средств с та­моженной территории Российской Федерации и при вво­зе товаров и транспортных средств с остальной части ее таможенной территории на территорию свободных тамо­женных зон и на свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направ­ленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

Перемещение через таможенную границу можно под­разделить на правомерное и неправомерное. Правомерное перемещение через таможенную границу осуществляется в порядке, предусмотренном действующим таможенным законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением установленных нормами таможен­ного законодательства требований (например, вне опреде­ленных таможенными органами мест, с сокрытием от та­моженного контроля, с использованием поддельных до­кументов и т. п.) признается неправомерным и в зависи­мости от характера противоправного деяния квалифици­руется либо как административное правонарушение (на­рушение таможенных правил), либо как уголовное пре­ступление в сфере таможенного дела.

Термин «лица» включает в себя как предприятия, уч­реждения и организации, т. е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном законодательстве встре­чаются понятия «российские лица», «иностранные лица» и «лица, перемещающие товары».

К категории российских лиц относятся:

а) созданные в соответствии с российским законода­тельством предприятия, учреждения и организации (т. е. юридические лица) с местонахождением на территории России;

б) зарегистрированные на территории России лица, за­нимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

в) граждане России, постоянно проживающие на ее тер­ритории. Все иные лица относятся российским таможен­ным законодательством к категории иностранных.

В качестве лиц, перемещающих товары, следует пони­мать лица, являющиеся собственниками товаров, их по­купателями, владельцами, либо выступающие в ином ка­честве, достаточном в соответствии с российским законо­дательством для совершения с товарами действий, пре­дусмотренных Таможенным кодексом РФ, от собственно­го имени.

Декларант — это лицо, перемещающее товары через та­моженную границу, или таможенный брокер (посредник), т. е. лицо, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного имени.

Перевозчик — это лицо, фактически перемещающее то­вары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.

Таможенный режим — это совокупность положений, оп­ределяющих статус товаров и транспортных средств, пе­ремещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей.

Таможенное оформление — это установленная нормами таможенного законодательства процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможен­ный режим.

Таможенный контроль — это совокупность мер, осуще­ствляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле и иного законодательства РФ, контроль за исполнением которого отнесен к компетенции таможенных органов.

Зона таможенного контроля — это специально выде­ленная и обозначенная часть таможенной территории Рос­сийской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенные платежи — это таможенная пошлина, налоги и иные платежи, взимаемые в установленном поряд­ке таможенными органами.

Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый тамо­женными органами при перемещении товаров через тамо­женную границу РФ и являющийся неотъемлемым ус­ловием такого перемещения.

Резиденты — это:

• физические лица, имеющие постоянное местожитель­ство в Российской Федерации, включая граждан России, временно находящихся за ее пределами;

• юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования юридического лица), располо­женные на территории России и образованные в соответ­ствии с российским законодательством, а также их фили­алы и представительства, находящиеся за пределами Рос­сийской Федерации;

• российские дипломатические и другие официальные представительства, находящиеся за пределами Российс­кой Федерации.

Нерезиденты — это:

• физические лица, имеющие постоянное местожитель­ство за пределами Российской Федерации, включая вре­менно в ней находящихся;

• юридические лица (в том числе хозяйствующие субъек­ты без образования юридического лица), созданные в соот­ветствии с законодательством иностранных государств, с ме­стонахождением за пределами Российской Федерации, а также их филиалы и представительства в России;

• иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в Россий­ской Федерации.

Таможенная политика, цели и методы ее осуществления.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности го­сударства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводи­мой в стране таможенной политикой, являющейся состав­ной частью как внешней, так и внутренней политики го­сударства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регули­рованию внешней торговли, защите национальной эконо­мики и решению фискальных задач.

Основной целью таможенной политики любого госу­дарства является обеспечение его экономических интере­сов. И Россия в этом плане не исключение.

Цели таможенной политики России сформулированны­ми в ст. 2 ТК РФ:

• обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования то­варообмена на таможенной территории России;

• участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

• стимулирование развития национальной экономики;

• содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики Рос­сии;

• иные цели, определяемые Президентом, Федераль­ным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Направленность целей таможенной политики на защи­ту российского рынка товаров и на стимулирование раз­вития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, та­моженная политика России призвана таким образом реа­лизовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном со­стоянии национальную экономику от дальнейшего разва­ла, но и способствовать проведению ее структурной пере­стройки с целью оживления, оздоровления и последую­щего подъема.

Формирование таможенной политики любого государ­ства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм — это политика, направленная на за­щиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограни­чение импорта.

Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограниче­ний на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному раз­делению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Таможенный протекционизм впервые стал применять­ся в XVI веке в Англии во время промышленного перево­рота. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (преж­де всего голландских и французских) были введены высо­кие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количе­ственные ограничения на ввоз товаров в Англию. Соглас­но установленному порядку иностранные товары разре­шалось привозить только на английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом взимал­ся дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокраще­ние могущество Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали другие государства — Испания, Швеция, Франция.

Английский протекционизм имеет почти четырехсотлет­нюю историю и является наиболее ярким примером пози­тивного влияния разумно проводимой в стране таможен­ной политики на ее экономику. Благодаря ему Англия к на­чалу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире, когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой продукции — самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле.

Протекционизм и фридретерство имеют и свою россий­скую историю. Линия протекционизма в российской та­моженной политике просматривается со времен царство­вания Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российс­кого протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренны­ми пошлинами облагать при ввозе не производимые в стра­не иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запре­щать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тен­денции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политичес­ких событий в Европе, а не из соображений чисто эконо­мического характера.

Таким образом, как развитые капиталистические стра­ны, так и Россия в ее далеком прошлом проходили этапы, условно говоря «закрытого общественного развития», когда становление промышленности происходило в условиях внутригосударственной конкуренции. И лишь по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентноспособности продукции на внутреннем рын­ке, происходил плавный переход от политики протекцио­низма во внешнеторговых отношениях к политике сво­бодной торговли.

К сожалению, этот опыт слабо к современной рос­сийской таможенной политике. В условиях нестабиль­ности экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преоблада­ния на рынке импортных промышленных и продоволь­ственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономически­ми средствами и вынуждена опираться на администра­тивные методы.

Административные инструменты регулирования внеш­ней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осу­ществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее не­обходимых стране товаров, мобилизовать валютные ре­зервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добивать­ся отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

Понятие таможенного права России.

Понятие, предмет и метод таможенного права России.

В настоящее время в условиях формирования нормаль­ных рыночных отношений российское государство серьез­но заинтересовано в наличии таможенного права как са­мостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключает­ся в наличии системного, стабильного отраслевого подхо­да к определению правовых, экономических и организа­ционных основ таможенного дела. Без наличия такого подхода невозможно обеспечить защиту таможенного су­веренитета и экономической безопасности страны, акти­визацию связей российской экономики с мировым хозяй­ством, защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдение ими обя­занностей в сфере таможенного дела.

Отличительной особенностью любой отрасли права яв­ляются присущие только ей специфические предмет и метод правового регулирования. И таможенное право в этом смысле не исключение.

Под предметом правового регулирования (предметом права) в юридической науке принято понимать более или менее однородную группу общественных отношений, ре­гулируемой нормами той или иной отрасли права. Пред­мет правового регулирования является основным крите­рием систематизации действующих в России правовых норм по тем или иным отраслям.

Метод правового регулирования отражает и выражает — в какого рода волевых связях, предусмотренных зако­нодательством, могут и должны состоять участники соот­ветствующих правоотношений, т. е. — каким образом, в волевом аспекте, один участник реальных или потенци­альных отношений может взаимодействовать с другим. Это могут быть отношения подчинения, равенства и т.д. Методы правового регулирования, присущие тем или иным отраслям права, во многом зависят от предмета правового регулирования и структуры входящих в него обществен­ных отношений.

Предметом таможенно-правового регулирования (пред­метом таможенного права) следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела. Круг этих отноше­ний очень широк и они носят комплексный характер, что обусловлено сложной комплексной структурой современ­ного таможенного дела.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулиру­ются нормами различных отраслей права: конституцион­ного, в доминирующей части — административного, граж­данского, уголовного, трудового и ряда других, а в опре­деленной части — и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак — они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий пере­мещения товаров или транспортных средств через тамо­женную границу России. Именно наличие этого объединя­ющего признака позволяет говорить о наличии самостоя­тельного вида общественных отношений — таможенных отношений. А комплексность этих отношений позволяет судить и о комплексности таможенного права как отрасли.

В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела определена Таможенным кодек­сом РФ. В зависимости от конкретных целей их возник­новения следует выделять следующие виды таможенных отношений, входящих в предмет регулирования таможен­ного права:

• общественные отношения, связанные с организаци­ей таможенного дела в Российской Федерации (гл. 2 ТК РФ) и организацией государственной таможенной служ­бы (разд. XIV ТК РФ);

• общественные отношения, связанные с перемещени­ем через таможенную границу России товаров и транс­портных средств (разд. II ТК РФ): возникают по поводу организации таможенными органами правомерного пере­мещения товаров и транспортных средства через таможен­ную границу России;

• общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей (разд. III ТК РФ): возникают меж­ду таможенными органами, между таможенными органа­ми и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу России;

• общественные отношения, связанные с проведением таможенного оформления (разд. IV ТК РФ): возникают в связи с операциями, производимыми должностными ли­цами таможенных органов в целях обеспечения таможен­ного контроля за перемещением через российскую тамо­женную границу товаров и транспортных средств и при­менения средств государственного регулирования такого перемещения;

• общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля за товарами и транспортными сред­ствами, перемещаемые через таможенную границу Рос­сии (разд. V ТК РФ): возникают в связи с проверкой та­моженными органами документов и сведений, необходи­мых для таможенных целей, а также таможенным дос­мотром, учетом товаров и транспортных средств, провер­кой правильности уплаты таможенных платежей и т. д.;

• общественные отношения, связанные с валютным контролем (разд. VI ТК РФ): возникают в связи с выпол­нением таможенными органами по выполнению возложен­ных на них функций контроля за соблюдением валютного законодательства Росси;

• общественные отношения, связанные с ведением та­моженной статистики и Товарной номенклатуры внешне­экономической деятельности (разд. VIII ТК РФ): возника­ют в связи со сбором, обработкой и анализом таможенны­ми органами данных о перемещении товаров через тамо­женную границу, ведением специальной статистики (ст. 213 ТК РФ) и классификацией товаров в соответствии с систематизированным перечнем-классификатором;

• общественные отношения, связанные с совершени­ем уголовных преступлений в сфере таможенного дела (разд. IX ТК РФ): возникают в связи с осуществлением таможен­ными органами дознания и оперативно-розыскной деятель­ности по делам о контрабанде и других преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;

• общественные отношения, связанные с совершени­ем административных правонарушений в сфере таможен­ного дела (разд. X и глава 63 ТК РФ): возникают в связи с осуществлением таможенными органами деятельности по борьбе с нарушениями таможенных правил и админи­стративными правонарушениями, посягающими на нор­мальную деятельность таможенных органов;

• общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений (разд. XI ТК РФ): возникают в связи с предоставлением таможенными орга­нами заинтересованным лицам информации о действую­щих правовых актах в таможенной сфере, консультированием их по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, принятием предварительных решений по конкретным вопросам, с которыми обращаются заинтересованные лица;

• общественные отношения, связанные с обращением в собственность государства (федеральную собственность) товаров, транспортных средств и иных предметов (разд. ХП ТК РФ): возникают в связи с безвозмездным изъятием у собственника товаров и транспортных средств по приговору суда в виде санкции за преступления в сфере таможенного дела или по постановлению таможенного органа в виде санкции за нарушения таможенных правил, а также в связи с применением таможенного режима отказа в пользу государства (ст. 105, 106 ТК РФ);

• общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц (разд. ХШ ТК РФ): возникают в связи с обращением в вышестоящий таможенный орган или в связи с подачей вышестоящему должностному лицу жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц;

• общественные отношения, связанные с участием России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела (в Таможенном кодексе не обозначены).

Теперь о методе правового регулирования отношений в сфере таможенного дела (методе таможенного права).

В теории права различают два основных метода правового регулирования общественных отношений — корпоративный (основанный на власти и подчинении) и диспозитивный (основанный на равенстве участников и свободе их действий в определенно-установленных нормой преде­лах). Иными словами, авторитарный и демократический.

Поскольку таможенные отношения имеют комплекс­ный характер и каждому виду общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, соответствует свойственный ему метод правового регулирования, то мож­но говорить и о комплексном методе таможенного права. Иными словами — комплексному характеру таможенных отношений соответствует комплексный метод таможенно-правового регулирования: комбинационное применение; правовых способов воздействия на субъектов таможенных отношений в аспекте обеспечения требований норм тамо­женного законодательства.

Специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит в целенаправленной деятельности государства по регулированию внешнеэкономической де­ятельности посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транс­портных средств, поэтому в таможенно-правовом регули­ровании превалирует властный (императивный) метод. Он проявляется в установлении всевозможных обязательных предписаний, запретов и ограничений.

Предписания выражаются в возложении прямых обязанностей, как на таможенные органы, так и на лиц, пере­мещающих товары, по совершению определенных действий (например, по таможенному оформлению и т. п.), предус­мотренных соответствующей таможенно-правовой нормой.

Запреты — это те же предписания, но они возлагают обязанность на участников таможенных правоотношений не совершать те или иные действия в условиях, предус­мотренных правовой нормой (например, запрет на ввоз товаров по основаниям, предусмотренным ст. 20 ТК РФ, запрет на совершение действий, подпадающие под при­знаки нарушения таможенных правил и пр.). Наряду с запретами устанавливаются и всевозможные ограничения (на прохождение службы в таможенных органах, на ввоз товаров и транспортных средств, на участие в производ­стве по делам о нарушениях таможенных правил и др.).

Менее широко, но все же применяется в таможенном праве и диспозитивный метод. Но основном это относится к установлению правомочий тех или иных участников таможенных правоотношений (например, право на выбор и изменение таможенного режима лицом, перемещающим товары, право сотрудников таможенного органа исполь­зовать те формы таможенного контроля, которые они счи­тают достаточными для обеспечения соблюдения законо­дательства о таможенном деле).

Исходя из приведенной выше характеристики предмета и метода таможенно-правового регулирования, можно сделать вывод, что никакая другая отрасль российского права подобного предмета и метода правового регулирова­ния не имеет. А следовательно — таможенное право такое же самостоятельное образование в российской правовой системе, как и базовые отрасли права: конституционное, административное, гражданское, уголовное и др. Однако в отличие от них, таможенное право является комплекс­ной отраслью права наряду, например, с муниципальным, предпринимательским правом и рядом других отраслей.

Таким образом, таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представля­ющую собой систему правовых норм различной правоот-раслевой принадлежности, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для ре­гулирования общественных отношений в сфере таможен­ного дела.

Помимо предмета и метода правового регулирования самостоятельное и очень важное значение в структуре права имеют его принципы.

Принципы таможенного права представляют собой ис­ходные нормативно-руководящие начала таможенно-пра­вового регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь та­моженного права, таможенного законодательства и тамо­женной политики, гарантируют непрерывность и после­довательность нормотворческого процесса в сфере тамо­женного дела, содействуют своевременной отмене устарев­ших и принятию новых нормативно-правовых актов, а также толкованию правовых актов и устранению право­вых пробелов в таможенном законодательстве.

Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые принципы и принципы отраслевого харак­тера. К общеправовым принципам таможенного права от­носятся:

• принцип уважения прав и основных свобод человека;

• принцип законности, принцип координации и вза­имодействия государственных органов;

• принцип полномасштабного и четкого таможенного регулирования;

• принцип научности;

• принцип гуманности;

• принцип наибольшего благоприятствования;

• принцип приоритета международно-правовых норм и ряд других.

Одним из ведущих принципов таможенного права яв­ляется принцип уважения прав и основных свобод чело­века, поскольку в Основном законе нашей стране - Кон­ституции РФ человек, его права и свободы провозглаше­ны высшей ценностью. Особое значение этот принцип имеет для правовой регламентации процедуры таможен­ного контроля (в особенности исключительной его формы — личного досмотра), а также целого ряда аспектов административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов (например, порядка проведения административ­ного задержания, доставления и ряда иных мер принуди­тельного характера).

Принцип законности предполагает необходимость стро­гого соблюдения всеми субъектами таможенного права Кон­ституции РФ и ее законов, а также принятых в соответ­ствии с ними подзаконных нормативно-правовых актов.

Принцип координации и взаимодействия государствен­ных органов означает необходимость согласования норм таможенного законодательства с нормами иных отраслей права. Активное участие в формирование таможенного права, помимо Федерального Собрания, Президента, Пра­вительства и Государственного таможенного комитета Российской Федерации, принимают также Центральный банк, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство торговли, Министерство по налогам и сбо­рам и ряд других федеральных органов. Этот принцип отражает также и необходимость тесного взаимодействия различных органов государственной власти при решении смежных задач (например, по обеспечению соблюдения действующего валютного законодательства и т. п.).

Полномасштабное и четкое таможенное регулирование как принцип таможенного права означает отнесение та­моженного регулирования к исключительному ведению Российской Федерации, а также полноту и масштабность охвата правовым регулированием общественных отноше­ний в сфере таможенного дела, т. е. максимально воз­можное обеспечение именно правового регулирования этого вида отношений. Постоянное обновление нормативно-пра­вовой базы, регулирующей таможенно-правовые отноше­ния, устранение имеющихся пробелов в ней — это обяза­тельное условие эффективного функционирования тамо­женного права, соответствия его политическим и соци­ально-экономическим интересам России.

Принцип научности в таможенном праве предполагает его опору на достижения финансовой, экономической и правовой науки, а также на достижения научно-техни­ческого прогресса при реализации таможенной политики государства и отражен, в частности, в нормах ТК РФ, ре­гулирующих формы и методы таможенного контроля.

Принцип гуманности очень широко применяется в та­моженном праве и находит свое отражение, в частности:

• в запрете свободного провоза через таможенную гра­ницу оружия, наркотиков и ряда иных предметов;

• в наличии льгот по таможенному оформлению гру­зов, являющихся гуманитарной помощью;

• в наличии обстоятельств, смягчающих ответствен­ность за нарушение таможенных правил;

• в возможности назначения более мягкой меры воз­действия за нарушение таможенных правил, чем это предусмотрено соответствующей нормой;

• в целом ряде иных таможенно-правовых норм.

Повсеместно применяемый в мировой практике прин­цип наибольшего благоприятствования используется в российском таможенном праве для устранения либо ми­нимизации различного рода нетарифных барьеров (лицен­зирования, квотирования и пр.) при осуществлении внеш­неторговой деятельности в Российской Федерации.

Принцип приоритета международно-правовых норм со­ответствует стремлению нашей страны к активному учас­тию в международном сотрудничестве в области таможен­ного дела. Таможенно-правовое регулирование в нашей стране развивается в направление гармонизации и уни­фикации с общепринятыми международными нормами и практикой. В сферу международного права входят раз­личные вопросы таможенного регулирования, в том чис­ле вопросы стандартизации и сертификации продукции, оценки товаров в таможенных целях, международные перевозки грузов, унификация таможенных процедур и др. В связи с этим Таможенным кодексом РФ установле­но, что если международным договором России установ­лены иные правила, чем те, которые предусмотрены внут­ренним российским законодательством, то применяются нормы международных договоров.

Среди других общеправовых принципов таможенного права следует отметить принцип юридического равенства, принцип объективной истины, принцип судебной защи­ты субъективных прав и др.

Основными отраслевыми принципами таможенного пра­ва являются следующие:

• принцип единства таможенной политики России, ее целей и средств реализации, в соответствии с которым на территории России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства;

• принцип единства таможенной территории, основан­ный на нормах Конституции РФ, гарантирующих един­ство экономического пространства, свободное перемеще­ние по территории России товаров, услуг и финансовых средств, а также недопустимость установления таможен­ных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для та­кого перемещения;

• принцип единства ставок таможенных пошлин, в соответствии с которым ставки таможенных пошлин явля­ются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную грани­цу, видов сделок и других факторов.

К отраслевым принципам таможенного права относят­ся также принципы перемещения товаров и транспорт­ных средств через таможенную границу, такие как равен­ство участников внешнеторговой деятельности, запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, возможность ограничения ввоза и вывоза товаров и транс­портных средств, добровольность выбора таможенного режима и ряд других.

На южных рубежах государства Российского.

Дагестанская структура таможенных органов.

Адыгейская таможня


Астраханская таможня

7 таможенных постов


Ингушская таможня


Кабардино-Балканская таможня

1 таможенный пост


Калмыцкая таможня


Карачаево-Черкесская таможня

3 таможенных поста


Краснодарская таможня

Миллеровская таможня

Минераловодская таможня

Нижневолжская таможня

Новороссийская таможня

Ростовская таможня

Северо-Осетинская таможня

Сочинская таможня

Ставропольская таможня

Таганрогская таможня

Туапсинская таможня

Темрюкская таможня

Акцизный таможенный пост

Южная оперативная таможня

Южное таможенное управление

13 таможенных постов

2 таможенных поста

4 таможенных поста

14 таможенных постов

2 таможенных поста

17 таможенных постов

4 таможенных поста

6 таможенных постов

2 таможенных поста

7 таможенных постов

1 таможенный пост


Таганрогская таможня – история и современность.

Более 220 лет назад, 5 февраля 1776 года (по старому стилю) императрица Екатерина II подписала Указ об учреждении в Таганроге главного порта и главной таможни на Азовском море

Расположенный на основных морских торговых путях мыс Таган-Рог с давних времен служил «неминуемой пристанью для судов». Поэтому даже в пору, когда петровская Троицкая крепость после русско-турецкой войны лежала в развалинах, на острове Черепаха действовал таможенный дозор. А в 40-е годы XVIII века уже непосредственно на мысу имелась таможенная застава. К тому времени Таганрог был единственным пунктом юга страны практически пригодным для организации широких торговых операций с заграницей. Одесса, Мариуполь, Бердянск, Ейск еще не были созданы.

Объявив Таганрог в 1776 году главным портом на Азовском море, Екатерина Великая приказала перевести сюда из Темерника и главную таможню. В этом статусе Таганрогская таможня начала действовать с конца мая того же года.

В подчинении Таганрогской таможни находились Темерницкая и Кагальницкая таможни и застава в устье реки Берды при Петровской крепости. Затем в 1805 году был создан Таганрогский таможенный округ, куда входили Керченская и Бердянская таможни, Ростовская и Мариупольская таможенные заставы, а также береговая стража.

Объемы торгового оборота морского порта были велики, что требовало большого штата таможенников. Известно, что в 1799 году штат состоял из 63 человек. В него входили: директор таможни, кассиры, контролеры, переводчики, досмотрщики, экспедиторы, квартирмейстеры, пакгаузные смотрители, а также гребцы, объездчики, береговая стража и т.д.

Таганрогский таможенный округ был упразднен в 1859 году, но Таганрогская портовая таможня продолжала действовать еще долгие годы, даже в советское время - до конца 1930-х годов. Затем ее деятельность была прекращена.

В 1970-80-х годах в нашем порту таможенные функции исполнялись представителем Мариупольской таможни. В сентябре 1989 года здесь был образован Таганрогский таможенный пост Ростовской таможни из трех человек. Это и послужило началом возрождения таможенной службы в нашем городе.

Таганрогская таможня основана приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12.07.93 года № 278. Зоной ее деятельности определены город Таганрог, Куйбышевский, Матвеево-Курганский и Неклиновский районы Ростовской области.

Таможенные посты занимаются таможенным оформлением и контролем товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих таможенную границу Российской Федерации. В их числе:

таможенные посты международного сообщения: «Морской порт», «Таганрог-авиа»;

таможенные посты на российско-украинской границе: «Марцево», «Весело-Вознесенка", "Авило-Успенка", "Куйбышево";

таможенные посты, расположенные на предприятиях города: "Металлургический завод", "Красный котельщик".

Общая протяженность границ составляет более 400 километров, в том числе более 20 километров по морю, таможенные посты удалены от города на расстояние до 100 километров. Ежесуточно через посты Таганрогской таможни следует около 22 тысяч тонн различных грузов, около 1,5 тысяч единиц автотранспорта, около 600 грузовых ж/д вагонов, ежедневный пассажирооборот составляет более 9,4 тысяч человек.

В зоне деятельности Таганрогской таможни функционирует 15 складов временного хранения (СВХ) общей площадью более 175 тыс. кв.м., в том числе 4 СВХ, принадлежащие Таганрогской таможне, и 1 таможенный склад. Скла­ды позволяют обрабатывать грузы, прибывающие автомобильным, желез­нодорожным, морским, авиационным транспортом.

Валютный контроль.

Валютный контроль в Рос­сии осуществляют органы и их агенты, к которым относит­ся и таможенная система. Важнейшей задачей тамо­женных органов при осуще­ствлении валютного контро­ля в пределах компетенции, определенной статьей 198 Таможенного кодекса, явля­ется контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров че­рез таможенную границу.

Валютный контроль в Южном таможенном управлении осуществляет­ся в соответствии с требова­ниями валютного законода­тельства, в рамках, установ­ленных законодательством о таможенном деле, с учетом проводимой экономической политики по следующим направлениям:

    валютный контроль в торговом обороте;

    валютный контроль в не­торговом обороте;

    проверки по нарушени­ям валютного законодатель­ства;

    информационно-анали­тическая функция.

Осуществление валютного контроля требует не только оснащенности высокопроиз­водительными техническими средствами, ввиду его полной автоматизации, а также предъявляет высокие квали­фикационные требования к сотрудникам, т.к. предполага­ет знание не только таможен­ного дела, но и ряд других направлений в законодатель­стве РФ.

Основной целью валютно­го регулирования сейчас яв­ляется обеспечение устойчи­вой равновесной ситуации на валютном и смежных рынках, при которой отечественные производители получат дос­таточно стимулов к росту кон­курентоспособного производ­ства, восстановлению внеш­неторговой экспансии в техно­логических отраслях.

Формирование современ­ного правового режима торговли прошло несколько эта­пов, которые были названы как «либерализация внешней торговли». Ее главная задача заключалась в ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю и со­здание свободного рынка в рамках закона и частного предпринимательства.

На сегодняшний день чет­ко прослеживается тенденция государства по усилению кон­троля за экспортно-импорт­ными операциями и принятие регулирующих мер по защите интересов российской эконо­мики и российских товаропро­изводителей.

Важнейшим этапом либе­рализации внешней торговли явилось создание правовых основ внешней торговли в пе­реходный период путем при­нятия основополагающих за­конов и иных нормативных актов. Предпосылкой тому послужило продолжающееся «бегство» отечественного ка­питала из страны. По разным оценкам, из России за 90-е годы «эмигрировало» порядка 300-400 млрд. долл., что бо­лее чем в 1,5-2 раза превы­шает нашу задолженность внешнему миру.

Главной задачей таможен­ных органов России на совре­менном этапе реформирова­ния является обеспечение экономической безопасности, которая достигается через сбалансированность бюдже­та. Стабилизация положения в стране, в свою очередь, за­висит от фискальных дохо­дов, взимаемых таможенны­ми органами с участников ВЭД. Поэтому из всех возмож­ных критериев оценки дея­тельности таможенных орга­нов наиболее предпочтитель­ным является средний доход, поступающий от таможенных органов (в части осуществле­ния валютного контроля) в фонд развития таможенной системы в единицу времени. Оптимизация таможенной си­стемы заключается в макси­мизации среднего дохода. Этот критерий естественным образом выражается в терми­нах кадрового состава тамо­женной службы и выполняе­мых ими функций.

Важнейшим государствен­ным звеном в этом процессе являются таможенные органы как агенты валютного контро­ля, которые призваны также, обеспечить финансовый ас­пект формирования доходной части федерального бюджета, необ­ходимой для формирования и поддержания стабильного курса национальной валюты и формирования доходной час­ти государственного бюджета.

Обращая внимание на по­ставки товаров, по которым не истек срок исполнения текущих валютных операций, необходи­мо отметить следующее. В на­стоящее время особое внима­ние уделяется сокращению сроков поступления валютной выручки на счета экспортеров. Так, с 31.12.1998 года вступил в силу федеральный закон РФ от 29.12.98 № 192 «О первооче­редных мерах в области бюд­жетной и налоговой политики», который изменил срок испол­нения текущей валютной опе­рации со 180 дней до 90 дней. Такая мера резко изменила привычную ситуацию и поста­вила участников ВЭД в доста­точно жесткие законодатель­ные рамки. Коротко остановим­ся на сути изменений. При представлении паспортов сделок, оформленных до 30.12.98 г. таможенное оформ­ление производится в ранее установленном порядке, а именно:

— в случае если таможен­ное оформление товара про­изводится по контрактам, пре­дусматривающим осуществ­ление платежа или ввоз това­ров в срок от 90 до 180 дней, то экспортер обязан предста­вить в таможенный орган раз­решение на отсрочку платежа более 90 дней после разра­ботки Правительством РФ порядка выдачи таких разре­шений;

— по контрактам, предус­матривающим осуществле­ние платежа или ввоз товара более 180 дней без наличия лицензии Банка России тамо­женное оформление товара не производится (в настоящее время такие лицензии выда­ются Банком России в ранее установленном порядке).

При представлении пас­портов сделок, оформленных начиная с 31.12.98 года тамо­женное оформление произво­дится с учетом изменений внесенных упомянутым зако­ном а именно:

— в случае если таможен­ное оформление товаров про­изводится по контактам пре­дусматривающим осуществ­ление платежа или ввоз това­ра в срок до 90 дней, то такие товары оформляются, без представления дополнитель­ных документов;

— в случае если таможен­ное оформление товара про­изводится по контрактам, пре­дусматривающим осуществ­ление платежа или ввоз товара в срок более 90 дней, то без представления в таможенный орган разрешения на отсроч­ку платежа выпуск данных то­варов не производится.

При привлечении к ответ­ственности участников ВЭД за нарушение условий режи­ма экспорта по исполнению экспортных и бартерных кон­трактов: начиная с 31.12.98 г. все отправки товаров по ГТД в счет исполнения контактов, предусматривающих расчеты в иностранной валюте попа­дают под систему таможенно-банковского валютного конт­роля, а также за ввозом това­ров, работ, услуг в сроки те­кущих валютных операций – 90 дней. В случае не выпол­нения требований таможен­ного режима экспорта, тамо­женным органом принимают­ся меры по привлечению уча­стников ВЭД, допустивших нарушение, к ответственнос­ти по статье 273 ТК РФ.

В 1999 году произошли ко­ренные изменения, связан­ные с валютным контролем в неторговом обороте, которые обусловлены выходом Федерального закона от 05.07.99 г. 128-ФЗ "О внесении дополне­ний в закон РФ "о валютном регулировании и валютном контроле". В развитие этого закона таможенным органам было доведено письмо СКТУ от 12.07.99 г." 12-50/5888, рег­ламентирующее количество перемещаемой вывозимой иностранной валюты физи­ческими лицами как резиден­тами так и нерезидентами.

Еще один новый момент в валютном контроле обозна­чен в приказе ГТК от 28.07.1999 № 480 "О деклари­ровании наличной иностран­ной валюты", суть которого заключается в том, что обяза­тельное декларирование на­личной иностранной валюты в письменной форме в случа­ях ее вывоза физическими лицами применяется на сум­му в размере, превышающем 1500 долларов США включи­тельно.

Прошедший 2000 год не стал исключением в деле со­вершенствования технологий контроля валютных операций участников ВЭД. Текущий год характерен принятием осново­полагающих нормативных ак­тов валютного контроля, раз­работанных как ГТК России, так и Банком России. Остано­вимся на наиболее важных.

Приказом ГТК РФ от 19 сен­тября 2000 г. № 844 "О поряд­ке таможенного оформления товаров, перемещаемых меж­ду государствами-участниками соглашений о Таможенном со­юзе" установлено, что с 1 де­кабря 2000 г. таможенное оформление товаров, переме­щаемых между государствами-участниками соглашений о Та­моженном союзе (республика Казахстан, Киргизская респуб­лика, республика Таджикис­тан) в таможенных режимах экспорта и выпуска для сво­бодного обращения, произво­дится с представлением соот­ветствующего паспорта сдел­ки, в случаях предусмотрен­ных нормативными актами ГТК России.

Приказ ГТК РФ от 21 нояб­ря 2000 года № 1056 "О до­полнительных мерах по обес­печению обоснованности пла­тежей в иностранной валюте за импортируемые товары" устанавливает порядок выда­чи импортерам-резидентам предписаний о ввозе товаров, стоимость которых эквива­лентна сумме уплаченных за них денежных средств в ино­странной валюте, либо воз­врате этих средств в сумме не менее ранее переведенной. Ответственность импортеров за не исполнение указанных предписаний установлена п.2 Указа Президента Российской Федерации "О первоочеред­ных мерах по усилению сис­темы валютного контроля в Российской Федерации" от 21 ноября 1995 г. Обозначен­ный приказ вступил в действие с момента его подписания.

С 1 января 2001 г. вводят­ся новые правила контроля за импортными операциями, ко­торые регламентируются со­вместной инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ "О порядке осуще­ствления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" от 4 октября 2000 г. № 91-и и № 01-11/28644 со­ответственно. Данная инст­рукция распространяется на все виды валют, в которых производится оплата за им­портный товар; также даны четкие разграничения по фи­зическим лицам-резидентам (предоставление Пси физи­ческим лицам необходимо при условии, если ими пере­мещается партия товаров превышает стоимость 10 тыс. долл. или эквивалент в любой другой валюте).

Исключительное значение в данный момент приобрета­ет валютный контроль за пе­ремещением через таможен­ную границу РФ наличной иностранной валюты физи­ческими лицами.

Основными направления­ми работы отделов валютно­го контроля таможен региона в системе неторгового оборо­та являются:

— учет и анализ информа­ции о перемещении через та­моженную границу Российской Федерации наличной иност­ранной валюты физическими лицами;

— контроль справок ф.0406007 с целью выявле­ния недействительных и подложных.

За девять месяцев 2000 года перемещение на­личной иностранной валюты физическими лицами осуще­ствлялось более чем по 80 видам валют, основными из которых, как и в прошлых периодах, являются доллар США и немецкая марка.

Общий объем перемещае­мых долларов США за данный период составляет 800 млн. долларов.

По-прежнему, сложность осуществления контроля на таможенных постах за соблю­дением валютного законода­тельства при перемещении физическими лицами иност­ранной валюты заключается в том, что инспектора не все­гда имеют доступ к электрон­ным базам данных ввиду пло­хой оснащенности таможен­ных постов компьютерной техникой.

Также разработан план мероприятий развития таможенных органов на 2001-2003гг, в котором большое значение уделено развитию и совершенствованию инфраструктуры валютного контроля, расширены права и функции таможенных органов по осуществлению валютного контроля.

В соответствии с указом президента РФ № 867 от 17.05.00г. «О структуре федеральных органов исполнительской власти» упразднена, как самостоятельная федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. В настоящее время существует в составе Минфина РФ. Функции по контролю за осуществлением импортных операций, производимых ранее ВЭКом переданы таможенным органам. Управлением валютного контроля ГТК России разработано предписание, вручаемое импортерам-резидентам, о вывозе товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо возврате этих средств в сумме не менее раннее переведенной.

Валютный контроль в Таганрогской таможне.

Валютный контроль в Таганрогской таможне организован и осуществляется в соответствии с требованиями валютного и таможенного законодательства.

Штатная численность отдела валютного контроля Таганрогской таможни составляет 6 человек, из которых 1 – начальник, 2 – главных инспектора, 2 – ведущих, 1 – старший. В течение всего отчетного периода в отделении фактически работает 5 человек, свободна должность старшего инспектора. Но в связи с увеличением объема работы представляется необходимым увеличение штатной численности отделения. На таможенных постах и ОТО и ТК валютный контроль в пределах своей компетенции осуществляют 10 инспекторов.

Оснащенность отдела ВК техникой на начало 2002 года составляет 3 персональных компьютера, которые используются для ведения базы данных результатов осуществления валютного контроля, обработки и анализа поступающей информации. Большая часть парка компьютерной техники, используемой при осуществлении валютного контроля, является устаревшей и не удовлетворяет требованиям сегодняшнего момента. При возросшем объеме работы при штатной численности 6 человек, отделу необходимо наличие хотя бы 5 единиц современных ПВЭМ и 2 принтеров. Оснащенность отдела компьютерной техники на данном этапе не может обеспечить необходимого количества оперативных задач.

I. ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

В состав Таганрогской таможни входят 7 таможенных постов и ОТО и ТК, осуществляющих таможенное оформление перемещаемых грузов, транспортных средств и физических лиц, в их числе:

    авто-переходы-МАПП «Матвеев-Курган», МАПП «В-Вознесенка», ДАПП «Куйбышево»;

    таможенные посты – «Морской порт-Таганрог», «Аэродром-Таганрог», ЖДПП «Успенская», Таганрогский таможенный пост.

За 1 квартал 2002 года внешнеэкономическую деятельность в Таганрогской таможне осуществляли 288 участников ВЭД. Торговля велась с 42 странами мира, 9 из которых – страны ближнего зарубежья. Основные торговые партнеры, выделяющиеся по стоимостным показателям и по количеству перемещаемых грузов – Украина, Казахстан, Азербайджан, Франция, Венгрия, Ирак, Италия, Турция, Греция, Испания.

К таможенному оформлению в 1 квартале 2002 года было принято 2317 грузовых таможенных деклараций, с общим объемом товарооборота в сумме – 100801, 62 тыс. $ из них:

    750 ГТД по вызову (2001г. – 838шт.);

    1567 ГТД по ввозу (2001г. – 2265шт.)

Товарооборот перемещаемых грузов распределяется следующим образом:

    вывоз – 61675,57 тыс. $ (2001 год – 28574,4 тыс. $)

    ввоз – 39126,05 тыс. $ (2001 год – 59553,7 тыс. $)

сравнивая данные показатели с аналогичным периодом 2001 года, можно отметить, что общий декларационный массив уменьшился в 1,3 раза при незначительном увеличении товарооборота.

Валютный контроль внешнеторговой деятельности по экспорту.

За отчетный период 1 квартала 2002г. к таможенному оформлению участники ВЭД представили 739 ГТД на общую сумму – 55122,50 тыс. $, по 227 ПС, из них 132 паспорта новых.

Отправки по участникам распределились следующим образом:

    571 отправка на сумму 33459, 4 тыс. $ – 61% от общего товарооборота произвели участники ВЭД, зарегистрированные в зоне деятельности Таганрогской таможни;

    168 отправок на сумму 21663,0 тыс. $ - 39% от общего товарооборота произвели участники ВЭД иногородних таможен.

В зоне деятельности Таганрогской таможни принимают контракты на расчетное обслуживание 8 уполномоченных банков г. Таганрога.

За 1 квартал 2002 года экспорт товаров распределился следующим образом:

    страны дальнего зарубежья – 561 ГТД общим товарооборотом – 50821,2 тыс. $.

    страны ближнего зарубежья – 178 ГТД общим товарооборотом – 4301,3 тыс. $.

Сравнительная динамика показателей валютного контроля.

1 кв. 2002 года

1 кв. 2001 года

1 кв. 2000 года

Количество ПС, шт.

227

244

72

Количество ГТД с ПС, шт.

739

658

217

Общая фактурная стоимость по ГТД с ПС, тыс. $

55122,5

28955,74

17895,4

По данным таблицы наглядно прослеживается тенденция к увеличению декларационного массива ~ в 1,1 раза и незначительному уменьшению паспортизированных контрактов. Это связано с заключением участниками ВЭД новых внешнеэкономических сделок на более длительный срок и оформления по ним ПС. Доля вышеуказанных рублевых паспортов сделок в объеме экспортного декларационного массива составляет 12%, доля товарооборота по данным сделкам – 25%.

Активно работают такие предприятия г. Таганрога, как: «Таганрогский металлургический завод» и ОАО Таганрогский Котлостроительный завод «Красный котельщик», производящих экспорт труб и запчастей к котельному оборудованию. Стабильно работают ЗАО «Таганьрыба», ООО «Югтранзитэкспорт», ООО «Каравай-Плюс».

Исходя, из вышеизложенного, можно отметить, что тенденция к стабильности экспорта будет сохранена с незначительным ростом.

Основными партнерами можно назвать такие государства, как: Ирак, Германия, Италия, Израиль, из стран ближнего зарубежья можно выделить: Латвию, Украину, Казахстан.

В номенклатуре вывозимых грузов преобладает:

    трубы различных модификаций

    пшеница

    котлы и оборудование

В 1 квартале 2002 года деклараций с оплатой рублевыми векселями не оформлялось.

Валютный контроль по импорту.

За 1 квартал 2002 года 124 участниками ВЭД были произведены 1333 импортные поставки по 450 ПСи на сумму 36423,34 тыс. $, при этом к таможенному оформлению предъявлено 232 новых паспорта импортной сделки. Из них:

    в валюте платежа отличной от рубля РФ для таможенных целей оформлено 307 ГТД, от общего количества паспортизированного импорта вышеуказанные сделки составляют 23%.

    в валюте платежа рубли РФ – оформлено 1026 ГТД, соответственно 77%.

В целом, доля оформленных ГТД с ПСи составляет 85% от общего количества ГТД по импорту (2001г. – 55%), удельная стоимость данных поставок – 93%.

Анализ представленных ГТД с ПСи показал, что 38% участников ВЭД – импортеров составляют ПБОЮЛ, 62% участников ВЭД – предприятия с различной формой собственности.

Сравнительная динамика показателей валютного контроля.

1 кв. 2002 года

1 кв. 2001 года

1 кв. 2000 года

Количество ПСи, шт.

232

337

38

Количество ГТД с ПСи, шт.

1333

1238

114

Общая фактурная стоимость по ГТД с ПСи, тыс. $

36423,3

44102,5

3154,8

Сравнивая показатели отчетного периода с аналогичным периодом 2001г., видно, что количество вновь оформленных паспортов сделок по импорту уменьшилось в 1,5 раза. При незначительном увеличении количества ГТД общий товарооборот по ГТД с ПСи сократился в 1,2 раза. Анализ выявил увеличение количества заключаемых долгосрочных внешнеторговых контрактов и уменьшение разовых.

Наиболее активно осуществляют внешнеэкономическую деятельность фирмы: ООО «Интерпайп», ООО «Риан», ООО «ИнтерРесурс» и ОАО «Таганрогский металлургический завод, ОАО «Красный Котельщик».

Торговля в соответствии с контрактами, по которым оформлялись ПСи, была осуществлена с 8 странами мира, из них поставки с Украины в стоимостном выражении составили 98%, поставки из дальнего зарубежья осуществлялись: Кипр, Франция, Турция, Германия, Польша. Номенклатура основных товаров различна, основу составляет – металлопродукция.

Валютный контроль по бартеру.

В 1 квартале 2002 года в Таганрогской таможне новых участников ВЭД, заключивших внешнеторговые бартерные сделки, прошедших паспортизацию в Министерстве торговли России зарегистрировано не было.

В отчетном периоде к таможенному оформлению паспортизированных экспортных и импортных ГТД с ПСб участниками ВЭД как зоны деятельности Таганрогской таможни, так и зон деятельности других таможен Российской Федерации, не предъявлялось.

В счет исполнения бартерной части смешанных внешнеэкономических контрактов на 01.04.02.г. оформлено 2 ГТД с характером сделки «51» на общую сумму 13,9 тыс. $:

    по экспорту – 1 ГТД на сумму 10,0 тыс. $:

    по импорту – 1 ГТД на сумму 3,9 тыс. $.

В сравнении с показателями 1 квартала 2001г., бартерный декларационный массив по смешанным договорам в отчетном периоде практически снизился к нулевой отметке. Доля бартерных ГТД смешанных внешнеторговых сделок по отношению к общему количеству ГТД по таможне составила в отчетном периоде – 0,01% (в 1 квартале 2000 года – 0,12%).

Декларация с характером сделки «52» в зоне деятельности Таганрогской таможни не оформлялись.

II. НЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ.

За 1 квартал 2002 года в Таганрогской таможне юридическими лицами и уполномоченными банками по ГТД иностранная валюта в ценные бумаги не оформлялись.

В зоне деятельности таможни валютный контроль за перемещением иностранной валюты физическими лицами осуществляют таможенные посты ЖДПП «Успенка», МАПП «Весело-Вознесенка», МАПП «Матвеев Курган», ДАПП «Куйбышево», « Морской порт-Таганрог», «Таганрог-Авиа».

За 1 квартал 2002 года основной объем перемещаемой физическими лицами иностранной валюты составил:

    по вывозу – 1451,5 тыс. $, 27,1 тыс. ЕВРО

    по ввозу – 2775,0 тыс. $, 82,1 тыс. ЕВРО

В сравнении с аналогичным периодом 2001 года наблюдается увеличение ввоза долларовой наличности в 1,7 раза, вывоза – в 1,1 раза. Количество ввозимой валюты на территорию РФ превысило вывоз из России в 1,9 раза.

Вывоз валюты идет в такие страны, как: Турция, Германия, Польша, Венгрия, Украина. Номенклатура перемещаемой валюты: доллары США, ЕВРО, белорусские рубли, турецкие лиры, украинские гривны и другие.

Отделением ВК проводится ежемесячный 100% контроль предъявленных при вывозе иностранной валюты на пункты пропуска разрешений уполномоченных банков. Кроме этого, ОВК производится обмен информацией по уполномоченным банкам и нормативным документам в части осуществления валютного контроля в неторговом обороте. Регулярно проводятся занятия с инспекторским составом таможенных постов.

Сравнительные показатели перемещения иностранной валюты структурными подразделениями Таганрогской таможни за 2000 год.

Таможенные посты

Вывоз

Ввоз

Объем, тыс. $

Уд. вес, %

Объем, тыс. $

Уд. вес, %

Морской порт

1967,9

27,7

3475,0

37,7

Марцево

719,3

10,1

66,4

0,7

В-Вознесеновка

3022,4

42,5

4247,0

46,1

Авиа

86,9

1,2

69,6

0,8

А-Успенка

1086,7

15,3

1173,3

12,7

Куйбышево

233,0

3,2

187,4

2,0

Итого

7116,2

9218,7