Восприятие и понимание

Введение.

В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значе­ние имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных ор­ганических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал У.Джемс, как если бы кто-нибудь попал в об­щество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отве­чал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами наме­ренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевлен­ными предметами, то нами овладело бы известного рода бешен­ство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чув­ствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания. В этом психологически глубоком и жизненно правдивом вы­сказывании одного из лучших знатоков практической психоло­гии человека и межлюдских отношений очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оце­нивают люди.

Каковы же истоки понимания человека человеком?

1.Имплицитная теория личности.

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. Она пред­ставляет собой представление человека о том, как в людях взаи­мосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Импли­цитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структу­рой, определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее преднастраивается на определенные формы поведения по отноше­нию к соответствующему человеку. Имплицитная теория лично­сти формирует установку человека по отношению к людям, име­ющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему присуще. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать поря­дочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказаться случайной).

Процесс формирования имплицитной теории личности у че­ловека можно представить себе следующим образом. Встреча­ясь в жизни с разными людьми, человек откладывает в своей памяти впечатления о них, которые в основном касаются внеш­них данных, поступков и черт характера. Множество жизнен­ных наблюдений, накладываясь друг на друга, образуют в со­знании нечто вроде гальтоновской фотографии: в долговремен­ной памяти от встреч с этими людьми остается только самое общее и устойчивое. Оно-то и образует ту тройственную струк­туру, которая лежит в основе имплицитной теории личности: взаимосвязи характера, поведения и внешнего облика челове­ка. Контактируя впоследствии с людьми, которые внешне чем-то напоминают индивиду тех, о ком впечатления отложились в его памяти, он бессознательно начинает приписывать этим лю­дям те черты характера, которые входят в сложившуюся струк­туру имплицитной теории личности. Если она правильна, имплицитная теория личности спо­собствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствие достаточной информа­ции о нем. В этом состоит положительная социально-психо­логическая роль обсуждаемого нами явления. Однако если имплицитная теория личности неверна, а такое случается нередко, то это может привести к построению ошибочного априорного (предполагаемого) образа другого человека, по­родить неправильное отношение к нему и, как следствие, отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это происходит обычно на подсознательном уровне, между людьми могут возникнуть неконтролируемые и неуправляе­мые взаимные антипатии. Именно искаженная имплицит­ная теория личности является часто встречающейся причи­ной разного рода расовых, национальных, социальных, ре­лигиозных и других предрассудков.

2. Эффекты.

Следующим фактом, который определенно влияет на пра­вильность восприятия и понимания людьми друг друга, являет­ся эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впе­чатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирова­ние его образа. Иногда соответствующее явление, обнаружива­ющееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, назы­вают эффектом ореола.

Если, например, первое впечатление о другом человеке в си­лу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный об­раз данного человека, который становится своеобразным филь­тром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного дис­сонанса). Если, напротив, первое впечатление почему-то ока­залось отрицательным, то в сознание воспринимающего попа­дает лишь та информация о воспринимаемом, которая по пре­имуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, на первых порах межличностного общения данных людей. По­скольку обстоятельства встречи этих людей могут оказаться самы­ми разными, случайно зависящими от обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое впечатле­ние друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается) неправильным. Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое впечатление или первая личностная информация о человеке ока­залась правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную роль, способствует быстрой и эф­фективной преднастройке людей в общении друг с другом.

С эффектом первичности логически связан противополож­ный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, кото­рая в памяти отложилась последней по порядку, также способ­на сильнее влиять на последующие восприятие и оценку дан­ного человека, чем предыдущая (за исключением самого перво­го впечатления). Над последними по порядку сведениями о дру­гом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обду­мать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план.

Оба рассмотренных нами феномена — эффект первичности (ореола) и аффект новизны — своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам закону долговременной памя­ти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.

3. Межличностный процесс познания.

Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного познания, на что в первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последовательности он «считывает» информацию о нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека индивид главное внимание обращает на такие особенности его внешно­сти, которые являются наиболее информативными с точки зре­ния психологических особенностей воспринимаемого. Это — выражение лица, движения рук. В лице человека внимание вос­принимающего в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках — пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наиболь­шую информацию о психологии и состоянии человека в данный момент времени. Вначале обычно оценивается общее отноше­ние воспринимаемого человека к воспринимающему, затем стро­ится и проверяется гипотеза о личности человека и, если она подтверждается, из долговременной памяти извлекается необ­ходимая информация о том, как целесообразно вести себя по отношению к данному человеку.

Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состо­яний воспринимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот результаты од­ного из подобных экспериментов. В нем для определения ха­рактера воспринимаемых эмоциональных состояний использовались отрывки из литературных произведений. Они выражали три группы состояний говорящего: эмоционально положитель­ное, безразличное и эмоционально отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50% случаев, люди совершают ошиб­ки в точном определении эмоционального состояния говоря­щего. Правильнее других оцениваются положительные эмоции, а хуже всех — отрицательные (более 50% ошибок).

Из числа положительных эмоциональных состояний пра­вильнее других воспринимается и оценивается радость, не­сколько хуже — восхищение. В группе индифферентных эмо­циональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже — безразличия. Из чис­ла отрицательных эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев.

Были обнаружены существенные межиндивидуальные раз­личия в правильности определения отдельных видов эмоци­ональных состояний человека. Оказалось, что эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией, неко­торыми другими факторами. Они также касаются возраста и пола человека, его психологического состояния в момент вос­приятия.

4. Типичные формы восприятия и понимания.

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типичные формы восприятия и пони­мания человека человеком. Среди них выделяются следующие:

1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с нали­чием определенной личностной черты. О психологических осо­бенностях человека судят на основе предварительного разложе­ния его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах лич­ности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится зани­маться изучением внешнего облика человека (художникам — для его воссоздания на полотне, врачам — с целью более точ­ной медицинской диагностики).

2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к не­му, причем личностная оценка воспринимаемого определяется рассмотренными ранее механизмами эффекта первичности, эф­фекта новизны. Такой тип межличностного восприятия неред­ко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.

3. Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется исполь­зованием суждений по аналогии при восприятии человека. При­знаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной тео­рии личности гипотетически достраивается и формируется об­раз воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимаю­щего. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым профессиональным и жизнен­ным опытом общения с разными людьми, например у актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и пове­дение различных людей. Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей, действуют те, кому нередко приходит­ся оценивать другого человека как личность в условиях дефи­цита информации и времени: педагоги, врачи, руководители.

4. Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оцен­ка осуществляются на основе сложившихся социальных стерео­типов, т.е. на базе отнесения воспринимаемого лица к опреде­ленному социальному типу. В итоге воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Как базовые социальные типы могут выступить люди разных профессий, социального положения, мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия свойствен, например, руководителям и поли­тикам, философам и социологам.

5. Идентификация, эмпатия, аттракция.

Восприятие и понимание человека человеком невозможно без определённых психологических механизмов. Такие механизмы можно объединить в группу, в которую входят идентификация, эмпатия и аттракция.

Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. По­этому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно по­нимают, мы говорим им: «Побывали бы вы на моем месте!» Тем самым мы как бы приглашаем их «включить» психологические механизмы идентификации. Подобные выражения есть у раз­ных народов. Например, индейцы выражают эту же мысль сле­дующими словами: «Чтобы понять человека, нужно семь лун проходить в его мокасинах».

Идентификация тесно связана с другим близким по содержа­нию явлением — эмпатией. Эмпатию также можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому, а не о рациональном осмыслении его проблем. Пережива­ние человека не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания, взаимопонимание являются основой содей­ствия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника. Люди, не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, чи­тая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тре­вогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существо­вание этих разных точек зрения. Эмпатические способности че­ловека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем, скажем, подросток.

Очевидно, что механизм эмпатии в какой-то степени сходен с механизмом идентификации: и там и здесь присутствует уме­ние поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его позиций. Но взглянуть на вещи чьими-то глазами — не означает полного отождествления себя с этим человеком. Если мы ста­вим себя на место другого, это значит, что мы ведем себя так же, как обычно ведет себя этот другой. В случае проявления эмпа­тии мы просто принимаем к сведению особенности его поступ­ков и привычек, относимся к ним с сочувствием, но поступить можем совсем по-иному.

Формы эмпатии зависят от типа и характера межличност­ных отношений. Так, с когнитивной эмпатией мы встречаемся в тех случаях, когда в процесс общения включены интеллек­туальные компоненты, и мы пытаемся сопереживать партнеру, сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации в своей прошлой жизни. Эмоциональная эмпатия основана на подражании чувствам и реакциям, собеседника. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при лю­бых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия обычно характерна для отношений с близкими людьми. При этом мы не только мыслим (воспринимаем, понимаем), не только чувствуем (сопереживаем), но и действуем (помогаем делом). Поэтому можно звать на помощь или рыдать рядом с челове­ком, пострадавшим в аварии, а можно начать немедленно ока­зывать ему первую медицинскую помощь; можно порадоваться празднику в семье знакомых, а можно прийти и помочь им .в подготовке к приему гостей.

Эта высшая форма эмпатии — действенная — характеризу­ет нравственную сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опи­раться на эмпатййные способности человека. Надо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к любым воздействиям взрос­лых, поэтому крайне важно, чтобы воспитатель, показывая при­мер, сам был эмоционально 'отзывчив на переживания ребенка

и окружающих, умел вовремя оказать им эмоционально действен­ную поддержку.

В том случае, когда познание партнера по общению осуще­ствляется через механизмы формирования привязанности, дру­жеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Аттракция (дословно — привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого чело­века, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Палитра этих чувств чрезвычайно разнообразна: от про­стой симпатии до глубокой любви.

Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сход­ство. Так, водитель междугородного автобуса скорее поймет про­блемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мото­циклиста в раскрашенной кожаной куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.

Заключение.

Стремясь понять другого человека, верно оценить его в це­лом и какие-то качества в отдельности, мы пытаемся выстроить определенную систему, которая бы помогла нам это сделать. Особенно нас интересует то, что заставляет окружающих дей­ствовать тем или иным образом, т. е. мотивы, внутренние пру­жины поведения. Ведь зная их, можно предсказать дальнейшие поступки вашего партнера. Однако мы часто находимся в усло­виях дефицита информации и, не зная истинных причин поведе­ния других, начинаем приписывать им самые разнообразные мо­тивы, причины.

Совершенно очевидно, что эффективное общение невозмож­но без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания парт­неров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседни­ком, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Психологи говорят, что происходит восприятие одним челове­ком другого. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифро­вываем его внутренний мир, особенности личности по внешним проявлениям. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания дру­гого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять логику его поступков и строй мышления, а затем, уже на основе этого, построить страте­гию своего собственного поведения.

В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесв- ние их с личностными характеристиками индивида и объясне­ние на этой основе его поступков. Однако в эти процессы вклю­чены как минимум два человека, и каждый из них последова­тельно становится то наблюдаемым, то наблюдателем. Следова­тельно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия нам прихо­дится принимать в расчет не только потребности, мотивы и ус­тановки другого, но и то, как этот другой понимает наши потреб­ности, мотивы и установки. Восприятие и понимание человека человеком основывается на психологических механизмах, основными из которых являются идентификация, эмпатия и аттракция.

Таким образом, каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему понимания причин поведения партнера. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого че­ловека или знают их недостаточно.

Содержание:

Введение.

    Имплицитная теория личности.

    Эффекты.

    Межличностный процесс познания.

    Типичные формы восприятия и понимания.

    Идентификация, эмпатия, аттракция.

Заключение.

Список использованной литературы.

Список использованной литературы:

1. Брайн Трейси. Достижение максимума.- Москва, 2001.

    Мир мудрых мыслей (сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская).- Иркутск.

    Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Международная педагогическая академия, 1995.

    Общая психология. Под редакцией Петровского А.В. – Москва, 2000.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов, 1996.

6. Р. С. Немов, “Психология”.- Москва, 2001.