Языческое мировоззрение

Языческое мировоззрение

В современном обществе ныне превалирует средне-стадное представление о том, "кто такие язычники и что они делают?" - они: 1) поклоняются деревянным столбам; 2) устраивают оргии; 3) приносят жертвы" ...

Так ли это на самом деле? Ведь если вникнуть в суть язычества, можно прийти к другому его пониманию: язычество - это поэзия, языческая философия - способ поэтического взгляда на мир. Язычество - это жизнелюбие, миролюбие. Прежде всего. С точки зрения мир сей лежит не "во зле", как учат некоторые, а в переплетеннии двух условных (!) начал, которые антропоцентрично рассуждающее человечество предпочитает называть добром/злом. Наш мир вполне прекрасен, красочен и разноцветен. И все ощутимое, реальное, плотское, земное, живое - вот вполне достойные объекты любви. Здесь и сейчас. Все это - многие язычники любят больше чем "горнее", и больше чем богов.

Ведь богов в язычестве любить (или даже просто уважать) совсем не обязывется. Это - можно, но - не обязательно. Богов язычники СЛАВЯТ, а не молятся им, и уже тем более не "поклоняются".

Боги в язычестве воспринимаются скорее как друзья или родственники, а не как господа. Партнеры, а не хозяева судьбы. И никогда прославление богов "на коленях" не происходит - собственно, язычники при обращении к богам вообще не встают на колени . В язычестве нет храмовой атрибутики, ибо Природа сама по себе - храм. Капища устраиваются как правило в лесу или на полянах внутри леса. На капищах ставится статуя (в славянском язычестве - чаще всего Сварога ("дида-божия") или Велеса (бога мудрости и богатства), реже - статуи других богов или просто стеллу с изображением солнца). В язычестве так называемый "священный символизм" и атрибуты "культа" достаточно аскетичны - в противовес однозначному неприятию аскетизма в жизни и по жизни.

Сравнивая Языческое мировоззрение и монотеистическое... Не только сильному духу человека хочется петь дифирамбы, но и его телу - таков общий здоровый тонус античности (язычества). Греческие философы-софисты за ужином вчетвером съедали быка. А при изучении античной любовной лирики от одних только количественных показателей кровь стынет в жилах. Древний римский горожанин трижды в день принимал водные процедуры, умащая тело благовониями. Палестра, где каждый мог укреплять тело физическими упражнениями, считалась общеобязательным государственным учреждением, равно как и бани.

Можно взглянуть на античные изваяния: сила жизни без труда читается в каждой линии... А теперь надо посмотреть на ренессансную живопись, не говоря уже о мрачном средневековье: отвратительные рахитичные женщины с маленькой грудью, некрасивым животиком, складками жира и дряблой полупрозрачной кожей, мужчины с узкими плечами и неразвитой мускулатурой...

В язычестве не любить жизнь и не наслаждаться ею считается своеобразным "богохульством", поскольку именно в Жизни проявляется божественное начало. В монотеистических же религиях все наоборот: считается, что удариться в аскетизм и самоистязания более "угодно богу", чем искать в жизни разные радости вопреки всем обстоятельствам.

История средних веков раскрывает эту мрачную картину. Осуждению были подвергнуты культ красоты, радости земной жизни во имя "умерщвления плоти", истязания себя, аскетизма и культа загробной жизни.

А в древних европейских языческих религиях лучший способ добиться расположения бога - это устраивать в честь него пиршества, празднества, представления, спортивные состязания, игры. Исполнить ритуальный танец под аккомпанемент музыкальных инструментов, танцевать в честь богов так, чтобы все тело прониклось ритмом веселой музыки, - вот что больше всего нравится богам, потому что они так же ощущают красоту ритма и мелодии, как и люди...

Языческая Философия отличается также от монотеистической философии тем, что чаще и более склонна писать слово "Человек" с большой буквы, а слово "бог", "боги" с маленькой. За внешней незначительностью этого отличия скрывается глубинный смысл, ключ для понимания.

Официальная религия не нужна тем индивидуалам, которые мыслят самостоятельно, у которых свои ценности и своя точка зрения. Им могут быть интересны Поэзия, Музыка, Философия, ..., иным словом все то, что есть Искусство - которое является исключительно свойством разумных существ, и которое как раз и обладает способностью преодолевать запреты и ломать правила. Blessed are those who break the rules v Благословенны те, кто нарушает правила-

Язычество - это солнечная, отдающая (человеку, для человека) сила. Можно также сказать, что суть язычества - в свободе от внешних ограничений, в стремлении к цельной жизни. Настоящее освобождение (причем, при этой жизни) приносит только та религия/философия, которая обходится без догматических оков.

Поколение богам в язычестве отсутствует. Боги - не хозяева, а друзья, партнеры, родственники, они самостоятельные личности (со всеми вытекающими). Язычники предпочитают богов "славить", "чтить", но не "поклоняться". Хотя "славление богов" может принимать самые различные формы: от вульгарного восхваления их могущества и признания своего подчинения перед ним (что как раз весьма близко граничит с "поклонением"), до простого и скромного упоминания богов как своих славных Предков, которые (с точки зрения язычника) достойны уважения и доброй памяти, и на которых можно равняться в стремлении самосовершенствоваться...

Впрочем, многие язычники даже не славят богов, а поддерживают с ними взаимовыгодные отношения + магически работают с ними: воспринимают их как родственников, как друзей, как безликие силы природы, либо иногда комбинированно; некоторых богов - бывает даже и как врагов воспринимают(!), поскольку, например, лично кому-либо конкретные боги приносят больше вреда, чем пользы. Язычник выбирает богов для себя, а не боги выбирают его.

Как таковые боги (любые) - это антропоцентристское понимание Сил Вселенной, для удобства изображаемые в качестве личностей в сознании (образы с уникальными характерами) или наяву (изображения, статуи). С другой стороны, понимание Природных Сил как личностей, нарекание их именами, изучение их свойств и порядка взаимодействия - это Искусство, Поэзия, Музыка. Каждый волен представлять себе Картину в соответствии со своим собственным вкусом - каждый сам себе искусствовед. В язычестве нет некой "генеральной линии партии", отклонение от которой является некой "ересью".

В язычестве все иначе: степень соответствия представлений язычника тому, что было в древние времена, не является неким критерием "истинности".

Более того, язычество честно заявляет: "Возможно, мы ошибаемся-" Собственно, в язычестве допустимо все, в том числе и любой абсурд. Язычество (как и Поэзия) ничего не запрещает.

В язычестве отсутствует понятие "ереси". Здесь нет неких однозначных заповедей, канонов и догм. Каждый волен сам устанавливать их для себя и вновь отменять, если они неактуальны. И потому в язычестве нет претензий на истину в последней инстанции. Нет ни единого культа, ни единых обрядов, ни строгих заоблочно-возвышенных предписаний и писаний. Конкретно обряд - это не цель, а средство, чтобы войти в требуемое состояние сознания. В самом своем принципе - обряды не нужны: если разумное существо настолько контролирует свою психику, что может войти в какое-либо конкретное состояние сознания одной только силой мысли (самонастройка) - в таком случае всякие телодвижения и прочие амулеты - не нужны. Язычество - это комплекс мировоззрения, образа жизни, системы мифов и прежде всего дух, присущий в древние времена пращурам каждого народа.

Язычество - многобожие (политеизм). Богов МНОГО. И каждый язычник выбирает их себе столько, сколько хочет. И если боги с течением времени перестают его устраивать, он может расторгнуть с ними "контракт" и выбрать новых богов. Разные боги со своими уникальными характерами - не есть одно и то же. Но различные их художественные образы являются множественными вариациями Единого Изначального Бога - в славянской мифологической системе это Род. Так же, боги - это одновременно и "родственники", и их тоже можно выбирать и менять. Ничего удивительного нет в таком разночтении - во первых, поскольку так называемая "божественная сфера" достаточно аллегорична и, следовательно, не настолько однозначна, чтобы можно было принять за эталон какое-либо одно из решений; а во-вторых потому, что каждый отдельный язычник вправе сам выбирать все, в том числе и решать, кем в первую очередь (и в конкретный момент) для него будут являться боги - друзьями или родственниками, (и даже соперниками\врагами, кем также иногда становятся друзья и родственники).

Бог не может покинуть, поскольку он не один. Их много, и поэтому всегда есть надежда на помощь со стороны богов. Не нравится бог - не верь в него, выбери другого. Если рассмотреть в этом контексте "кровно-родственный аспект", то и родственников (как и богов) у человека также может быть хоть пруд пруди, даже море седьмой воды на киселе. С родственниками также можно и ссориться, и мириться, и посылать их куда подальше, и призывать в помощь, и уважать их, и не уважать. По собственному усмотрению, исходя из целесообразности. К тому же, цели могут меняться: то, что вчера представлялось желательным, завтра может стать нежелательным; так что тем более такое отношение (к богам) вполне оправдано. Мы им обязаны/должны ровно столько, сколько они нам. Каждый язычник вправе выбирать, хочет ли он быть обязаным кому-либо.

Язычество как бы подобно конструктору, где из разных частей можно собрать для себя какую угодно религию по собственному усмотрению. Это религия индивидуального спроса и индивидуального пользования. Можно сформулировать это так: "сотвори, создавай, сделай cебе храм cам, для cебя".

Язычество - это жизнерадостное, оптимистическое мировоззрение. Нет ни обязательных постов, ни воздержания, ни жестких предписаний. Оно зовет не страдать, смиряться и ограничиваться, а наслаждаться, действовать, развиваться. Язычество не принуждает и не страшит, оно комфортабельно как индивидуальные апартаменты, оно ласково и жизнелюбиво. Оно зовет жить здесь, сейчас. "Другого места и времени нет!", "Славься, Мир Сей!"...

В современных категориях язычество можно условно охарактеризовать как "личная религия". Хотя, на самом деле, язычество - это не религия, а мировоззрение, философия, образ жизни. Такое определение будет максимально точно.

Религия = догма + поклонение + церемониал + запрет шутить [над перечисленным].

В язычестве нет ни первого, ни второго, ни третьего, ни четвертого. Даже если рассматривать "церемониал", то и его как такового также не существует: ибо в язычестве нигде нет не только обязательных для всех предписаний, а даже просто неких единых предписаний. Политеизм, многобожие - и нет ничего МОНО !

И, пожалуй, самое ценное отличие языческой философии от всех религий - не запрет, а напротив, поощренич чувства юмора в "божественных вопросах", ПООЩРЕНИЕ способности шутить и смеяться над своими богами, над собственной обрядовостью и прочей атрибутикой. Языческие праздники сопровождаются веселыми играми, танцами, песнями, застольями, где богов не только благодарят и славят, но и юморно подсмеиваются (или прогоняют, как, например, Зиму-Марену при встрече Весны). С языческой точки зрения, к богам именно так и надо относится - чтобы не зазнавались! Кстати, подумайте, насколько это важно - уметь смеяться над собой и своими святынями...

И тем не менее они знают, как замечательно устроена человеческая природа. У нас и сердце живое есть, и тело живое (чего у богов нет)...

По древним языческим воззрениям, отраженным в редких дошедших до наших дней писаниях волхвов, именно Явь (наш мир, мир сей) является "самым совершенным", поскольку именно в нем воплощены обе дуалистичные взаимосвязанные невраждующие(!) категории - материя и дух. В отличие от несовершенного "мира иного", где присутствует лишь одинокий дух без материи, Мир Сей - полноценен. Именно материя придает ему красочность и многоплановость. Соответственно своим представлениям, язычник уже живет в "раю": здесь, тут, рядом - его земля, его небо, его леса и поля, его Дело, друзья, родственники, и рядом с ним незримо присутствуют также и души Предков; здесь же его искания, борьба, радость, боль, счастье, испытания, смерть, жизнь - в таком замечательном райско-адском и адско-райском переплетении. В Этом мире есть все, и "доброе" и "злое", и он-то есть настоящий рай.

Упрощая "вопрос об изначальном", можно сказать, что язычество не признает неких отдельных "бога" и "сатану" (условно!), предполагая условно БогоСатану, который не враждует сам с собой, а просто иногда предстает в качестве некой "сомнамбулы", или доктора Джекила и мистера Хайда.

Есть языческое мнение, не говорящее о неких "абсолютах", а утверждающее такие понятия как Равновесие, Гармония. В язычестве нет некой "законченной и незыблемой истины" и нет некого "глобального смысла" по типу участия человека в некой "великой битве света и тьмы" или же "победы добра над злом" и прочих антропоцентристских фантазий.

В язычестве нет представления о победе некоего "добра" над неким "злом" (это разве что применительно на самых нижних, бытовых ступенях), а говорится о гармонии. То есть, язычество предполагает множество смыслов (выраженных, в частности, в архетипах множества богов). Бог познания и творчества - Велес, сексуальной стороны жизни - Ярило (Велес молодой), боевых искусств, спорта - Перун, бог так называемых "высоких чувств" - Ладо... и так далее, соответственно специализациям богов... Собственно, допускается, что: пусть каждый берет отовсюду, и откуда только сможет, то, что лично ему нужно, и в каких именно пропорциях, необходимых конкретно ему для его личностного понимания гармонии. Важно также и то, что "пути богов" можно совмещать по собственному разумению.

Язычество - это не узкая дорожка некого "спасения", язычество - это твердая горизонтальная плоскость; не ограниченный ни пространством, ни временем - ВЫБОР. Можно переосмыслить жизнь, или попросту передумать (ведь все меняется!), и - выбрать иной путь и иных богов.

Языческая Философия поэтически дополняет картину Вселенной и Силы, действующие в ней; она согласуется с физикой: под Богом ею понимается вечный изначальный Хаос + рожденная им ВСЯ Вселенная + все Силы\боги.

Языческая философия очень древняя и, являясь старшей среди остальных более молодых философий, она является максимально терпимым, взвешенным, взрослым мировоззрением.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа