Урок информатики: “Вот компьютер - верный друг”

Урок информатики: “Вот компьютер - верный друг”

Оборудование:

– рисунок робота Феди

– модель компьютера, собранная из конструктора “LEGO-DACTA”

Учитель:

Кто из вас знаком с компьютером?

Для чего можно использовать компьютер? (Играть, рисовать красивые картинки, печатать, как на пишущей машинке, задачки по математике решать, ракетой управлять.)

А где ты и твои друзья встречали компьютеры? (У меня дома есть компьютер, у папы на работе, в кассе авиабилетов, на вокзале в справочной и т. п.)

Люди придумали компьютеры, чтобы быстро выполнять сложные расчеты. И не случайно вначале их назвали электронными вычислительными машинами или, сокращенно, ЭВМ.

Но компьютеры могут решать не только математические задачи. Человек научил их управлять космическими кораблями, различными машинами, механизмами и даже целыми заводами. Сейчас и дома компьютеры становятся незаменимыми помощниками. А сколько разных сведений хранят компьютеры в своей памяти! Они всегда к вашим услугам и в любой момент мгновенно дадут нужную справку ученому и врачу, инженеру и учителю, писателю и композитору, конструктору и агроному – всем может помочь компьютер.

“Оглянись, дружок, вокруг!

Вот компьютер – верный друг.

Он всегда тебе поможет:

Сложит, вычтет и умножит!

Может он ребят учить,

Может он станок включить,

Папе, дедушке и тете

Он поможет на работе:

Стало легче с ним, чем прежде,

Дом построить, сшить одежду.

И послать ракету к звездам

Без него не так-то просто!

Даже вылечить больного

Он поможет – что ж такого!”

Для того, чтобы компьютер стал и вашим помощником, нужно многому научиться. Прежде всего, нужно понять, как устроен и как “думает” компьютер, и научиться давать ему задания, которые он может выполнить.

Для этого мы будем на наших уроках играть в умные игры и решать интересные задачи.

А какими бывают компьютеры?

– У папы на работе компьютер – как небольшая тумбочка, она на полу стоит. А экран и клавиатура – рядом на письменном столе…

– А я видел компьютер размером с книжку. У него крышка открывается, и там экран, а с другой стороны клавиши...

– А я в кино видел компьютер, который целый большой зал занимает…

– А я знаю компьютер размером с записную книжку. Он может телефонные номера запоминать…

Как же устроен компьютер? Из чего он состоит?

А поможет разобраться нам в этом маленький добрый робот Федя, которого мы придумали вместе с вами. Каждый из вас сочинил свою историю о роботе Феде. Сегодня мы послушаем рассказ, автором которого является Дмитриев Антон.

Рассказ ученика

“Однажды на фабрике электронных нянь изготовили няню-робота с небольшим браком. Вместо семи нот он произносил только две “фа” и “до”. Поэтому его назвали Федей. По этой же причине Федя не мог петь песни и наигрывать мелодии. Тогда его снабдили механической шарманкой и электронным соловьем. Получился очень забавный, веселый и добрый робот-шарманщик. Федю направили в младшую группу детского сада.

Дети были в восторге от новой няни. Федя крутил ручку шарманки, играл с детьми в салки, в лапту и в прятки. Правда, в прятках Феде не везло – дети быстро его находили по соловьиному пению. Укладывая детей спать, робот-няня пел им странную колыбельную песню из двух нот: “До-фа-до-фа-фа-фа!” Но детям она нравилась, и они быстро засыпали. Все были довольны Федей.”

Понравился ли вам рассказ? Если понравился, то чем?

Ученики обмениваются впечатлениями

Учитель:

Наш робот Федя – младший брат настоящего компьютера, и всё знает о нем.

Компьютер состоит из системного блока, дисплея, клавиатуры, дисковода и принтера.

Путешествуя по дорогам компьютерной страны, вы узнаете о них еще много интересного. А пока – первое знакомство.

Предварительно, на уроке труда, учениками был собран макет компьютера из конструктора “LEGO-DACTA”. (Все части компьютера показываются на макете)

Наверху машины всей

Размещается дисплей –

Словно смелый капитан!

А на нем – горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет

И рисует без запинки

Всевозможные картинки.

Под дисплеем – главный блок,

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут “системным”.

Вот, познакомьтесь – дисковод!

Если с дисководом дружен –

То и справочник не нужен:

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится дискета –

Там записаны программы

И для папы, и для мамы!

Там веселых игр десятки

Друг за другом по порядку!

Блок системный всё, что нужно,

У нее узнает. Дружно

Трудятся они вдвоем

Утром, вечером и днем!

Это вот – клавиатура.

Вот, где пальцам физкультура

И гимнастика нужны!

Пальцы прыгать тут должны!

А вот это – принтер, братцы.

Тут нам надо разобраться.

Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу втащит.

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка к строчке –

Напечатает в момент!

Очень нужный инструмент.

Вот теперь, дружок, немного

Ты с компьютером знаком.

Если дальняя дорога

Приведет его в твой дом,

То скажи ты всем вокруг:

“Вот компьютер – верный друг!”

Роботу, как и компьютеру, очень важно правильно дать задание. Один человек сделал себе робота – помощника. Робот был очень послушным, но ничего не мог сделать без точных приказов. Однажды ему дали задание: пойти на кухню, очистить банан и принести. Знаете, что он в результате сделал? Принес банановые очистки. А на вопрос “Где банан?” ответил: “Я в точности выполнил все указания”.

Игра в робота Федю

Учитель:

Один из учащихся будет выступать в роли робота, а другие по очереди будут давать ему команды для выполнения задания: дойти до своего места (до классной доски) и нарисовать квадрат произвольного размера.

Необходимо напомнить ученику, что робот выполняет в точности то, что ему предписывается, не больше и не меньше. Очень важно обсудить с классом, какие команды понятны роботу. Понимает ли он фразу “Идти к доске” или ему необходимо сказать так: “Сделай один шаг вперед, поверни направо...”? Ученики должны остановить свой выбор на определенном количестве слов, которые понятны роботу. Например:

– встань

– повернись (пол-оборота, полный оборот и т. д.)

– сделай столько-то шагов

– возьми (предметы)

– стирай с доски

– остановись

Учащиеся поочередно задают команды роботу, робот должен выполнить их буквально. Набор команд должен быть сбалансирован: если была команда “возьми тряпку”, то обязательно должна быть команда “положи тряпку”.

Вызывается второй учащийся. Надо расставить действия по порядку: снять фольгу, собрать игрушку, съесть шоколад, взять киндерсюрприз.

Следующая работа выполняется классом в тетради “Информатика в играх и задачах” .

Работа “Посади дерево” выполняется под руководством учителя, все шаги обсуждаются вслух, учитель записывает последовательность команд на доске, а ученики – в тетради.

Должно получиться следующее:

1. Возьми лопату и саженец.

2. Выкопай ямку.

3. Посади саженец в ямку.

4. Засыпь ямку землей.

5. Возьми лейку и полей саженец.

6. Поставь лопатку и лейку на место.

В результате делается вывод: если правильно придумать команды и выполнить их одну за другой без ошибок, то можно решить поставленную задачу.

Учитель:

А теперь робот Федя просит вас слепить снеговика (домашнее задание).

Все шаги записывать словами. Действия нумеровать, чтобы выполнить их последовательно одно за другим.

У учащихся при проверке должны получиться следующие шаги:

1. Слепить из снега большой шар и положить его на землю.

2. Слепить второй шар, меньше первого, и положить его на первый шар.

3. Слепить третий шар, меньше второго, и положить его на второй шар.

4. Надеть ведро на третий шар.

5. Сделать глаза из угольков на третьем шаре.

6. Воткнуть морковку между угольками. Вот снеговик и готов.

Учитель:

Итак, мы сегодня узнали:

1. Что такое компьютер, для чего он используется, как устроен компьютер.

2. В каком виде нужно давать задания роботу, чтобы он их выполнял.

3. Если правильно придумать команды и выполнить их одну за другой без ошибок, то можно решить поставленную задачу.

Список литературы

Информатика. Шаг за шагом: Основные понятия.

Информатика. Шаг за шагом: Информатика–2.

Информатика в играх и задачах: Книга для детей, мам и пап, бабушек и дедушек Авторский коллектив под руководством А. В. Горячева.

В. Агафонов. Твой друг компьютер. – М.: Новая школа, 1996.

И.А. Ткачёва, г. Москва