Стратегическое планирование (работа 2)

Стратегическое планирование

Реферат выполнили студенты гр.7212 Круткин Д.П. и Бега О.С.

Московский Государственный Индустриальный Университет

Москва 2001

Введение.

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора це­лей организации и путей их достижения. Стратегическое пла­нирование обеспечивает основу для всех управленческих ре­шений, функции организации, мотивации и контроля, ориен­тировано на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обес­печивает основу для управления организацией.

Примерно три десятилетия назад стратегическое планирование заняло основное место в планирующей деятельности фирмы, придя на смену долгосрочному планированию. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий теку­щей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений о внешней и внутренней среде фирмы. Главное отличие стратег­ического планирования от долгосрочного — его вариативность, разработка альтернативных версий развития будущего фирмы.

В процессе развития стратегического планирования создано большое число методов и моделей стратегического анализа, формальных способов решения задач. Так популярность формального стратегического планирования пришлась на конец 70-х—на­чало 80-х годов, когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем фирмы.

Однако в 80-х годах формальные методы стратегического планирования показали свою ограниченность в новых условиях. Основ­ными причинами этого стали:

— усиление неопределенности деловой среды. Это выразилось как в возросшем количестве изменений хозяйственной жизни, так и в уменьшении предсказуемости этих изменений. Стратегические схемы во многих случаях перестали соответствовать новому состоянию бизнеса;

— в восьмидесятые годы в теории и практике деловой жизни усилилось значение гуманитарного, человеческого фактора — получила развитие концепция корпоративной культуры позднее приобрел популярность подход, называемый «внутрифирменной демократией», и т.п. Обезличенные методы стратегического планирования вступили в противоречие с новыми течениями в менеджменте.

В настоящее время стратегическое планирование заняло своё место в ряду функций управления предприятием. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы.

Стратегическое планирование состоит из ряда взаимосвязанных этапов. Сначала проводится исследование внешней и внутренней среды организации, потом определяются основные ориентиры фирмы, на следующей ступени, в рамках стратегического анализа, фирма сравнивает результаты первого и второе этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует собственную стратегию, на последнем этапе фирма подготавливает окончательный стратегический план, исходя из ранее проведенных разработок, предложений нижестоящих уровней.

Сущность и преимущества стратегического планирования.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Ниже показаны краткая и подробная схемы процесса стратегического планирования.

Миссия организации

Цели организации

Оценка и анализ внешней среды

Управленческое обследование сильных и слабых сторон




Оценка стратегии

Реализация стратегии

Выбор стратегии

Анализ стратегических альтернатив



Рис. 1 "Процесс стратегического планирования"

Миссия корпорации

Цели корпорации

Анализ внешней среды

Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон




Оценка стратегии

Управление и планирование, реализация и контроль реализации стратегического плана

Реализация стратегии

Выбор стратегии

Изучение стратегических альтернатив



Тактика


Оценка структуры

Бюджет


Политика


Управление по целям

Процедура


Правила


Рис.2 " Процесс стратегического планирования (расширенная версия)"

Применение планирования деятельности фирм и её деловых отношений создает следующие важные преимущества:

• делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

• проясняет возникающие проблемы;

• подготавливает фирму к внезапным изменениям во внешней среде;

• стимулирует управляющих к реализации своих решений в дальнейшей работе;

• улучшает координацию действий в организации;

• создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

• увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

• способствует более рациональному распределению ресурсов;

• четко формализует обязанности и ответственность участников фирм;

• улучшает контроль в организации.

Общие конкурентные стратегии.

М. Портер выделил три основные стратегии, которые имеют универсальный характер и применимы в отношении любой кон­курентной силы. Это — преимущество в издержках, дифферен­циация, фокусирование.

Преимущество в издержках создает большую свободу выбора дей­ствий как ценовой политике, так и при определении уровня доход­ности. Стратегия снижения издержек широко применялась на ранних стадиях развития рынка, в конце XIX—начале XX века. Сегодня она приобрела новую популярность в связи с тем, что развитые рыночные экономики вступили в так называемую «эпоху дефляции», означающую общее снижение цен и в том числе дохо­дов населения.

Дифференциация означает создание фирмой продукта или услу­ги с уникальными свойствами, которые чаще всего бывают закре­плены торговой маркой. Иногда уникальность товара не ведет дальше простой декларации, тогда можно говорить о мнимой дифференциа­ции. Эта стратегия получила повсеместное распространение в раз­витых экономиках во второй половине XX века по причине насы­щения и индивидуализации потребительского спроса.

Фокусирование — это сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка, на особой группе покупателей (например, толь­ко на пожилых покупателях или только на обеспеченных, или же на пожилых обеспеченных покупателях), определенной группе то­варов или ограниченно на географическом секторе рынка.

Каждая из основных стратегий требует выбора особого рода эко­номических ресурсов и навыков, а также определенных управлен­ческих действий.

Формирование и виды стратегий.

Формулирование стратегии нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив.

Уже в процессе стратегического анализа руководство организа­ции склоняется к выбору одного из возможных вариантов страте­гии — того, который в наибольшей степени соответствует усло­виям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности.

Процесс формирования стратегии заключает в себе три этапа:

• формирование общей стратегии организации;

• формирование конкурентной стратегии;

• определение функциональных стратегий фирмы.

Общая стратегия организации формируется высшим руководст­вом. Разработка общей стратегии решает две главные задачи:

- должны быть отобраны и развернуты основные элементы общей стратегии фирмы;

- необходимо установить конкретную роль каждого из подраз­делений фирмы при осуществлении стратегии и определить спо­собы определения ресурсов между ними.

Организация может выбрать один из нескольких видов стратегий или применять определенные сочетания различных типов (что обычно бывает характерно для крупных, диверсифицированных компаний).

Стратегия стабильности — сосредоточение на существующих на­правлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке. Конкретным вы­ражением этой стратегии могут быть усилия фирмы, направлен­ные на то, чтобы избежать правительственного (государственного) контроля и/или наказаний за монополизацию.

Стратегия роста — увеличение организации, часто через проник­новение и захват новых рынков.

Разновидности стратегии роста:

 вертикальная интеграция;

 горизонтальная интеграция. Осуществляется тремя способами:

 поглощение конкурирующих фирм путем приоб­ретения контрольного пакета акций;

 слияние — объединение на приблизительно равноправных на­чалах в рамках единой организации;

 совместное предприятие — объединение организаций разных стран для реализации совместного проекта, если он оказывается не под силу одной из сторон.

Стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда выжи­вание организации находится под угрозой. Ее разновидностями являются следующие:

Стратегия разворота — используется, если организация действует неэффективно, но еще не достигла своей критической точки. Озна­чает отказ от производства нерентабельных продуктов, излишней рабочей силы, плохо работающих каналов распределения и дальней­ший поиск эффективных путей механизма использования ресурсов. В том случае, когда стратегия разворота принесла положительные результаты, в дальнейшем можно сосредоточиться на стратегии роста.

Стратегия отделения — если компания включает несколько ви­дов бизнеса и при этом один из них работает плохо, производится отказ от него — продажа этой деловой единицы или превращение ее в отдельно работающую фирму.

Стратегия ликвидации — в случае достижения критической точ­ки — банкротства — происходит уничтожение организации, распро­дажа ее активов. Наиболее нежелательная из стратегий сокращения создает неудобства и убытки как для собственников (акцио­неров), так и для работников фирмы.

Конкурентная стратегия организации нацелена на достижение кон­курентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, конкурентная стратегия является частью общефирменного стратегического планирования. Если организация включает несколько деловых единиц (стратегических подразделений), каждая из них раз­рабатывает собственную целевую стратегию.

Функциональные стратегии разрабатываются специально для ка­ждого функционального пространства организации. Они включа­ют следующие элементы.

Стратегия НИОКР, обобщающая основные идеи о новом про­дукте — от его первоначальной разработки до внедрения на рын­ке. Имеет две разновидности:

- инновационную стратегию;

- имита­ционную стратегию.

Инновационные стратегии, то есть стратегии разработки принципиально новых продуктов и услуг, требуют боль­ших затрат и очень рискованны: в среднем только одна из семи инноваций имеет рыночный успех, остальные шесть превращают­ся в невозместимые для фирмы издержки. Поэтому более попу­лярными являются имитационные стратегии, которые широко при­меняются даже в современных высокотехнологичных отраслях, на­пример в компьютерной отрасли.

Производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудо­вания, основных элементах производственного процесса, регули­ровании заказов. Двумя наиболее важными аспектами производ­ственной стратегии являются:

• контроль за издержками;

• повышение эффективности производственных операций.

Маркетинговая стратегия заключается в определении подходя­щих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предло­жены. Определяет наиболее эффективный состав комплекса мар­кетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, ка­налов распределения и стимулирования сбыта).

Финансовая стратегия ответственна за прогнозирование финан­совых показателей стратегического плана, оценку инвестицион­ных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль финансовых ресурсов.

Многие организации разрабатывают стратегию управления пер­соналом (человеческими ресурсами), с помощью которой решают­ся проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, ат­тестации персонала, поддержания такого количества занятых на предприятиях, и типов рабочих мест, которые соответствуют эф­фективному ведению бизнеса.

Важное место в последнее время занимает стратегия информатизации которая обеспечивает вне­дрение фирмами новых эффективных способов управления, таких как реинжиниринг.

Также возможна разработка стратегии безопасности с учетом ее внешних и внутренних аспектов.

Политика оценки стратегического плана и его реализации.

Политика оценки стратегического плана преследует цели:

определить правильность выбора корпоративных целей, направленность политик и стратегий;

определить правильность принципов действий (оперативное управление) по достижению целей;

своевременно создавать новые цели, политики, стратегии и принципы действий.

Принципы оценки стратегического плана:

учитывать фактор времени (своевременность оценки и корректировки);

учет затрат ресурсов и измеримость результатов исполнения плана;

оценка должна быть рациональной, а не эмоциональной;

оценка должна быть комплексной и детальной;

оценка должна проводиться на основе результатов ситуационного анализа.

Основные принципы корректировки стратегического плана:

планы должны происходить из корпоративных целей;

планы должны быть реальными, достижимыми;

планы должны выражаться в цифрах;

максимальное внимание в планах должно уделяться реализации возможностей.

При проведении политики оценки и корректировки стратегического плана необходимо выполнять следующие действия:

сбор информации,

анализ ситуации,

анализ рынка, конкурентов, ресурсов, финансовых показателей;

сравнить все показатели с плановыми;

провести мероприятия по корректировке планов;

разработать новый скорректированный план организации.

Анализом ситуации и оценкой занимаются рыночные отделы организации (отдел маркетинга, планово-экономический, финансовый). На основе данного анализа высшее руководство организации проводит корректировку настоящего плана, утверждает новый стратегический план и доводит до сотрудников организации.

Заключение.

Стратегический план должен обосновываться обшир­ными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эф­фективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса пред­приятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает предприятию определен­ность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать опре­деленные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, при­влекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Список литературы

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело,1996.

3. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: ЭКМОС, 1998.

4. Программный комплекс "Касатка"