Тайны пустыни Наска: гипотезы вокруг древних изображений

Тайны пустыни Наска: гипотезы вокруг древних изображений

"Самое прекрасное, что мы можем испытать, это – ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки"

Альберт ЭЙНШТЕЙН

Во всех странах света мы находим такие места, как Стоунхендж, Тиауанако, Наска и Баальбек, которые не укладываются в парадигмы исторической науки. Наследие окутанной завесой предыстории человечества, очевидно, продолжает существовать в виде камней, карт и мифологии, и только сейчас развитие технологии XXI века дает нам возможность это признать.

Наска – древняя цивилизация индейцев, получившая свое название по имени реки, в долине которой обнаружено множество памятников культуры. Расцвет ее относится к I тыс. нашей эры. Главным чудом, привлекающим сюда любознательных туристов со всего света, стали загадочные гигантские рисунки. Особенно много их на скалах вдоль Рио-Гранде и ее притоков, в чрезвычайно засушливой зоне между долинами Ика и Наска. Здешнее плато покрыто своего рода "татуировкой", которая иногда спускается даже по склонам.

Песчаная равнина Наска длиной 60 км находится в 400 км к югу от перуанской столицы. Большинство рисунков расположено на почти квадратном участке, ограниченном с севера рекой Инхенио и с юга рекой Наска. Здесь без видимой системы разбросаны сотни фигур. Некоторые из них изображают животных, другие – птиц. Но подавляющее большинство – это геометрические композиции из трапеций, прямоугольников, треугольников и прямых линий.

Возраст изображений пустыни Наска определяют, основываясь на керамических черепках, которые втоптаны в линии, и данных радиоуглеродного анализа найденных там органических остатков. Эти данные указывают на период между 350 г. до н. э. и 600 г. н. э. Строго говоря, эти данные ничего не сообщают о линиях. Возможно, что они немного древнее, поскольку предметы, послужившие основой для датировки, могли быть принесены людьми в Наска позднее.

Линии рисунков представляют собой канавки глубиной двадцать пять, и шириной шестьдесят пять сантиметров, обнажающие более светлые (не окисленные) россыпи камешков, покрывающих все плато.

Сама Наска – маленькое селение, раскинувшееся на пустынных плоскогорьях южного побережья Перу, почти посредине между городами Писко и Мольендо. И вот здесь-то, в этом ничем не примечательном месте, можно разглядеть – фрагмент за фрагментом – рисунки гигантских размеров, разбросанные километров на 50 вокруг. Некоторые из них достигают ста метров и более.

Феномен рисунков Наска – это комплекс гигантских по размерам наземных рисунков: около 13 тыс. линий, 100 спиралей, свыше 700 лучеобразных геометрических площадок. Среди них разбросаны около трех десятков фигур, преимущественно птиц. Датированы они методом радиоуглеродного анализа 525 годом. Наблюдать их целиком можно только с большой высоты.

Сколько дерзких теорий родилось в попытках объяснить природу загадочных картин в долине перуанских Анд! Кто и зачем отважился на этот титанический труд, украсив каменный холст десятками фигур и линий, многие из которых трудно охватить целиком даже с высоты птичьего полета? Гипотезы о происхождении рисунков Наска высказывались самые фантастические. В них пытались видеть даже некие доистрические аналоги взлетных полос и даже марсианских каналов.

Бартоломеу ди Гусман

В 1709 г. на аудиенцию к королю Португалии явился его заморский подданный Бартоломеу ди Гусман. Молодой иезуит, уроженец Бразилии, поразил королевский двор, совершив над Лиссабоном полет на аэростате, наполненном горячим воздухом.

Установлено, что Бартоломеу ди Гусман родился в бразильском городе Сантус, учился в католической школе. Его преподавателями были миссионеры, подолгу работавшие в самых отдаленных местах Южной Америки, включая Перу. И весьма вероятно, что им были известны народные предания о летательных аппаратах древних перуанцев. Логично предположить, что и ди Гусман мог услышать о них от своих наставников.

Они и поведали любознательному мальчику о народных преданиях, где описывались летательные аппараты древних перуанцев. Взяв за основу один из описанных вариантов, молодой монах и сумел подняться в воздух. Однако католическая церковь тут же обвинила Гусмана в сношениях с нечистой силой, ему пришлось бежать, и след его затерялся в безвестности...

Рисунки Наска: земные проекции звёздных тотемов?

Рисунки птиц и животных могли изображать тотемных предков, и не исключено, что рисунки являются земной проекцией наблюдаемых на небе созвездий-предков.

Рисунки Наска, Перу – гигантские изображения животных, в том числе обезьян, попугаев и пауков. В пустыне Сан-Хосе находится одна из самых мистических загадок Латинской Америки – рисунки Наска, изображающие гигантских животных. Они были сделаны в каменистой почве пустыни и прекрасно сохранились до наших дней. Кто, когда и зачем сделал их – остается загадкой. Некоторые археологи считают, что рисунки были сделаны жителями племени Наска для того, чтобы умилостивить богов. Дело в том, что раньше на мете пустыни были плодородные земли, но за 40 лет засухи они превратились в бесплодный край. Индейца Наска, возможно, пытались таким образом вызвать дождь.

Изображения образованы светлыми линиями, которые получились в результате удаления с поверхности каменистой почвы мелкого гравия, имеющего значительно более темный оттенок, чем земля под ним. Почти все рисунки изображают животных – летящих птиц, паука, рыбу, обезьяну. Но есть геометрические узоры – прямолинейные полосы и символические фигуры, значение которых разгадать трудно.

Темы рисунков можно подразделить на две категории; это фигуры и линии, причем последние либо парные, как трамвайные пути, либо образуют геометрические формы, И поскольку во многих местах они прочерчены поверх рисунков, очевидно, что сперва были выполнены именно рисунки. Это изображения листьев и веток различных растений, фигур животных и птиц, а также непонятных существ, например человека с головой совы и птицы с невероятно длинной, как у змеи, шеей.

Фигуры птиц могли означать места стоянок. Возле них попадаются крупные валуны, по форме и весу удобные для швартовки планеров и самолетов. Есть рисунки птиц без головы и клюва, но с длинной изогнутой шеей. Это напоминает развернутый перед планером трос, или канат.

На плато обнаружено 12 тыс. полос и линий, 100 спиралей, 788 рисунков, среди которых – 50-метровые колибри, попугай и паук, 80-метровая обезьяна, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, ящерица длинной до 188 м., и наконец, 250-метровая птица. Некоторые из геометрических фигур образованы прямыми линиями свыше 8 км в длину.

Одна из особенностей рисунков Наска – все они выполнены одной линией, которая нигде не пересекается. Роспись плато выполнялась в несколько приемов: многие геометрические фигуры пересекают более сложные фигуры, частично зачеркивая их.

Доктор Филлис Питлуги после изучения взаимного расположения звезд в Наска пришла к выводу, что изображение паука задумано как диаграмма гигантского звездного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигуры прямые, как стрела, линии характеризуют изменение склонения трех звезд в Поясе Ориона.

Известная аксиома А. Я. Гуревича гласит: "Мы должны задавать людям прошлого наши вопросы, и получать их ответы". Это означает, что, знакомясь с древними текстами, необходимо, в первую очередь, учитывать особенности той картины мира, которая была актуальна для авторов текстов и которая, как правило, принципиально отличается от современной картины мира. Это означает, что при встрече с иной культурой наше восприятие всегда подвержено опасности исторической аберрации – например, мы можем, иногда неосознанно, навязать людям прошлого наши проблемы, увидев в их действиях, в их текстах попытку решить эти проблемы.

Примером исторической аберрации является стремление увидеть в изображениях Наска послания внеземным цивилизациям. Но сама мысль о существовании таких цивилизаций должна быть основана на предположении о наличии в космосе по меньшей мере двух систем – изолированных и не знающих о существовании друг друга. Эта идея не органична картине мира традиционного общества. В модели мира этого общества космос – целостная, упорядоченная, самодостаточная система; в мифах космос – тело первочеловека или дом (одно из значений греч. κόσμος – "γξρударственный строй"; слав. *mirъ (рус. мир) это мир-община как проекция мира-космоса).

В космосе, как и в доме, есть разные помещения (уровни), и есть двери , через которые в ритуально отмеченное время происходит общение живых с предками и богами. Это общение в одном пространстве. Небо и звезды – высоко, однако земная и небесная история соединены в одном мифе: люди перемещаются на небо и становятся звездами; на небе живут культурные герои и боги-звезды; у селькупов Млечный путь – след движения мифологического персонажа; в мифологиях американских индейцев широко распространен мотив "жены небесного светила" (в мифах этого типа рассказывается о женщинах-индеанках, которые захотели стать женами двух звезд).

Рисунки Наска можно и нужно интерпретировать как послания, однако эти послания написаны на языке, предназначенном для общения людей и богов – своих богов, на языке, хорошо понятном и тем и другим. Возможно, рисунки Наска выполняли магические функции, наряду с песчаными рисунками гораздо меньшего размера в традиции ика (последние использовались индейцами навахо при врачевании, в ритуалах вызывания дождя и т.п.).

Камни Ики

Рядом с этим плато Наско обнаружены удивительные камни Ики, хрустальные черепа с симметрично просверленными в них дырами, что говорит о том, что в те далекие эпохи здесь делали сложнейшие операции по нейрохирургии и трепанации черепа. Древние хирурги Анд умели заменять поврежденные части черепа пластинами из золота.

Возможно, плато являлось и планеродромом, и космодромом для различных летательных аппаратов. Посадочные полосы здесь мягкие, каменистый грунт пустынь смыт. Треугольники информировали летательные аппараты о возможном боковом ветре, а квадраты – о наилучшем месте приземления.

Представители працивилизации летали по всей Земле и на другие планеты, о чем сообщают найденные на Марсе и Луне мегалиты. Близ Калифорнии, у города Блайнт обнаружена огромная фигура человека, подобно рисункам в Англии, и фигуры животного и змеи в виде спирали. Вероятнее всего, эти гигантские фигуры, как и космодром Наска, были навигационными знаками для космонавтов и летчиков працивилизации.

Космодром на плато Наска

Раскопки близ плато Наска обнаружили пирамиды! Многоступенчатая пирамида 20-метровой высоты стоит на холме, вершина которого срезана, а подножие обнесено стеной из сырцового кирпича. Вокруг пирамиды несколько зданий и площадок, самая большая из них – 45 на 75 метров. Архитектура этого комплекса повторяет астрономические города Анд.

В нескольких точках плато Наска стрелки компаса “сходят с ума”. Летчики увидели здесь многокилометровые ориентиры, дающие сверхточное направление по сторонам света. На краю плато обнаружены следы мощного потопа. В некоторые дни фотосъемка фигур с воздуха не давала результатов – пленка после проявки покрывалась пеленой.

Об энергоинформационном проявлении НЛО (на примерах образования фигур пустыни Наска в Перу и загадочных кругов на злаковых полях) поведала известный специалист по палеокосмонавтике Алла Белоконь (2004 г.). По ее гипотезе, эти рисунки могли быть выполнены потоком энергии неизвестной природы, направленной сверху с определенной высоты. Особенности рисунков подтверждают высказанную гипотезу. Так, на плоскогорье нет ни одной фигуры с замкнутым контуром, зато повсюду рассеяны зигзаги и спирали, а многие контуры обозначены сложным движением "рисующего луча": колебательным, вращательным и поступательным. Создать эти произведения искусства могли пришельцы с помощью "аномальных лучей" НЛО, энергия которых способна разбрасывать гальку и изменять химический состав поверхности земли. Проекционный анализ рисунков объясняет их искажения, которые получаются при рисовании лучом сверху, из одной точки, под углом к поверхности.

Круговые образования на зерновых полях наблюдаются с 1678 г. до настоящих дней. Они появлялись обычно ночью и поражали идеальной формой. Растения обычно уложены по часовой стрелке, колосок к колоску и со сложным переплетением между собой, что исключает попытки фальсификации данного феномена. В последние годы резко увеличилось количество таких круговых орнаментных рисунков, при этом очертания фигур подчиняются сложным математическим законам.

Например, ряд фигур напоминают изображения, получаемые фрактальной геометрией (множества Мандельброта). Гипотеза об изготовлении фигур "силовыми лучами" НЛО подтверждена несколькими свидетельскими показаниями очевидцев и видеосъемкой 1996 г. Самое удивительное наблюдалось 14 августа 2001 г., когда на поле было изображено... лицо.

Лабиринты Наско

Для создания на Земле энергетических вертикальных столбов космосвязи (потоков) человечество во все тысячелетия применяло самые разные технические решения. Например, в горных районах вершины гор обустраивались в виде пирамид, шатров, сфинксов и других сооружений, а под ними – усыпальницы. В равнинных местах создавались искусственные архитектурные наземные или подземные сооружения – курганы, пирамиды, лабиринтные рисунки...

Например, ни одна пирамида на Земле не привлекает к себе такого внимания как пирамида Хеопса. Пирамида построена с ювелирной аккуратностью. Она притягивает к себе рукотворной грандиозностью, сложностью внутренних пустотных лабиринтов, которые в значительной части остаются загадочными.

В 20х годах XIX в. британский археолог сэр Артур Эванс начал раскопки в Кноссе, на острове Крит. В результате этих работ был практически полностью откопан дворец, который дает представление о культуре и религии, которая существовала на территории Крита три тысячи лет назад. Самая главная достопримечательность дворца это лабиринт, в котором, согласно легенде, жил полубык-получеловек Минотавр. Его удалось победить Тезею, который с помощью нити, данной ему Ариадной, не только убил Минотравра, но и сумел выбраться из лабиринта наружу.

И вдруг – сенсация! Невдалеке от плато Наско, в Западных Кордильерах обнаружен еще один удивительный феномен – два лабиринта, спирали которых закручены в разные стороны. Удивительно, что в эти лабиринты от пяти до одного раза в год нисходит космический луч света продолжительностью 20 минут. Те счастливчики, кто попал в луч этого света, навсегда исцелялись от неизлечимых болезней, а женщины, страдающие бесплодием, после этого успешно беременели. Кто посылает этот свет? Иная цивилизация или миры, находящиеся на Земле в иных частотах времени и пространства?

Несомненно, рисунки Наска были связаны с ритуалами. Здесь обнаружено около 100 лабиринтообразных фигур, а важная роль лабиринта в ритуале зафиксирована у многих народов. Индейцы изображали лабиринт на стенах построек, на скалах, в вышивке, на культовых предметах. В некоторых традициях лабиринты отмечают входы в подземный мир, часто в лабиринтах и в связанных с ними ритуалах отражалась идея о связи неба (Солнца) и подземного мира.

Трезубцы Наско

Аппарат Гусмана – далеко не единственное возможное повторение древних конструкций. Вспомним хотя бы о "паракасском канделябре" – одном из изображений, обнаруженных в окрестностях того же города Наска.

По мнению специалистов, рисунок напоминает силуэт.. двухкилевого летательного аппарата типа современного планера. Причем расположен знак как раз на том месте пустыни, где практически постоянно возникают мощные восходящие потоки. Стало быть, он, как огонь маяка, мог указывать теряющему высоту пилоту: "Лети сюда, здесь ты снова сможешь взмыть в небо!.."

По одной из новейших версий плато Наска – волнующая загадка исчезнувшей Лемурии. На этот древнейший космодром-карту Земли указывает гигантский трезубец, выбитый на скале у городка Паракас на побережье Тихого океана. Космодром-карту на 520 квадратных километрах в Перу между Андами и Тихим океаном трудно охватить мысленно.

Последнее время археологи стали замечать подобные же изображения и в других местах побережья, там, где существуют хорошие условия для парения планеров и им подобных летательных аппаратов.

Заметить эти изображения чаще всего удается именно так, как увидели рисунки в пустыне Наска – с высоты птичьего полета, из кабины летательного аппарата. На земле они практически не заметны.

Последнее время археологи стали замечать подобные же изображения и в других местах побережья, там, где существуют хорошие условия для парения планеров и им подобных летательных аппаратов.

Заметить эти изображения чаще всего удается именно так, как увидели рисунки в пустыне Наска – с высоты птичьего полета, из кабины летательного аппарата. На земле они практически не заметны.

Первое серьезное научное исследование изображений в пустыне Наска появилось в 1978 г. в журнале "Сайентифик америкэн". Автор публикации Уильям Исбелл пришел к выводу, что рисунки на плато Наска поразительно похожи на стилизованные изображения, украшающие старинные гончарные изделия, которые были обнаружены в тех же местах.

Одновременно выяснилось, что на концах линий, образующих рисунки, в почву были вбиты деревянные сваи. Эти находки относятся примерно к VI веку нашей эры. Для археологов этот период соответствует эпохе цивилизации "Наска". Захоронения древних индейцев и остатки их поселений обнаружены неподалеку от загадочных рисунков.

Пол Косок

Первым исследователем рисунков и "посадочных полос" плато Наска был Пол Косок (Козок), который занялся их систематизацией и изучением еще в 1939 г. Именно он первым обратил внимание на то, что некоторые из линий указывают на отдельные звезды и созвездия, фиксируют разные фазы Луны, а также точки восхода и захода солнца. Совместно с профессором Мазотти из Перуанского военно-географического института П. Козок выдвинул гипотезу, что рисунки и линии Наска – это гигантский астрономический календарь.

Первые непонятные линии на Наска обнаружил в 1927 г. перуанский археолог Мехия Ксесспе, когда случайно бросил взгляд с крутого склона горы на плато.

Таинственные изображения Наски получили широкую известность благодаря фотографиям, сделанным с самолета. Заслуга в этом принадлежит американскому историку Полу Косоку – американскому археологу, доктору исторических наук из Университета Лонг-Айленда.. До этого он занимался изучением Месопотамии и, в частности, той роли, которую играла ирригация в жизни древних народов. В дальнейшем у него возник интерес к системам орошения в Южной Америке, особенно на засушливом тихоокеанском побережье Перу.

К 1940 г. он обнаружил еще несколько невероятных древних знаков и опубликовал первую сенсационную статью. 22 июня 1941 г. (день начала Великой Отечественной войны!) американский историк Пол Косок поднял в воздух легкий самолет и обнаружил гигантскую стилизованную птицу, размах крыльев которой превышал 200 метров, а рядом с ней нечто, напоминающее посадочную полосу. Затем им был обнаружен гигантский паук, обезьяна со странно свернутым кольцом хвостом, кит и наконец на пологом горном склоне 30-метровая фигура человека, с поднятой в приветствии рукой. Так была обнаружена, пожалуй, самая загадочная “книжка с картинками в истории человечества”.

Ему рассказывали, что летчики видели на приморских плоскогорьях какие-то линии, похожие на оросительные каналы. И Косок решил взглянуть на них сам, для чего требовалось обследовать этот район с самолета. Американский ученый увидел Наску с высоты и был потрясен.

Однако сенсацией его наблюдения не стали. Когда Косок в канун 1940-х годов впервые рассказал о своем открытии, его сообщение не вызвало большого резонанса: началась Вторая мировая война, и землянам хватало других забот. Однако и после окончания войны к успевшей подзабыться загадке Наски долго никто не возвращался.

Мария Райхе

Но никому из них не сравниться по упорству и мужеству с Марией Райхе. Когда в 1946 г. она впервые пересекла границу загадочной долины, весь ее научный инструментарий состоял из четырех... метел.

С их помощью она с немецким упорством начала работу, которую иначе, как безумием, назвать было нельзя. Оставшись один на один с безжизненной пустыней, она упорно ее "подметала" – искала заметенные песком древние рисунки.

Немецкую исследовательницу, занимавшуюся математическими методами в астрономии, интересовали сооружения, которые у древних перуанцев выполняли роль солнечных часов. Одной из первых узнав об открытии Пола Косока, она стала его спутницей и помощницей. А потом и вовсе пересилилась в Наску. Перед рассветом и на закате, когда канавки на щебне лучше видны, она уходила в пустыню и занималась измерениями и съемкой. Многие годы ушли на составление карт и схем.

К концу 1980-х гг. Мария Райхе стала такой же достопримечательностью Наски, как и знаменитые рисунки. Многие из них были открыты и впервые описаны именно ею. Мария исследовала территорию площадью 50 квадратных километров, обнаружив более 60 фигур и линий.

Посвятив всю жизнь Наске, она упорно боролась за то, чтобы сохранить эту жемчужину древности в первозданном виде. На собственные деньги она наняла шестерых охранников, приобрела для них мотоциклы и поручила следить за тем, чтобы туристы не наносили непоправимого ущерба циклопическим композициям. Ее тревога была обоснованной. Колеса грузовиков и легковых автомашин могли оставить на почве Наски следы не менее заметные, чем древние чертежи. Приходилось остерегаться и вторжения строителей. Так, в ходе сооружения Панамериканского шоссе дорожники просто разрезали пополам 188-метровое изображение рептилии, безвозвратно уничтожив часть рисунка.

В 1986 г. "первая дама Наски", которой шел уже 84-й год, отметила 40-летие своей исследовательской деятельности. По этому случаю над пустынной долиной поднялся воздушный шар, на котором Мария Райхе облетела свои владения. К юбилею она получила своеобразный подарок. Перуанский летчик Эдуардо Гомес де ла Торре открыл новые наземные рисунки и предложил музею в Лиме 87 фотографий ранее неизвестных гигантских изображений. Эти снимки он сделал с самолета в малоисследованной зоне –- так называемой "пампе Сан-Хосе". Изображения зверей, растений и людей были нанесены на поверхность пустыни глубокими бороздами, как и все ранее обнаруженные.

Скончалась Мария Райхе в 1998 г. в 95-летнем возрасте. Дом в городке Ика, где она провела лучшие годы своей жизни, ныне превращен в музей. Одна из улиц Ики названа ее именем, здесь же установлен ее бронзовый бюст. Кроме того, в ее честь названа одна из школ в Наске.

В Ике живет и продолжательница дела немецкой исследовательницы – Виктория Никитцки, переселившаяся сюда из Австрии. В течение 10-ти последних лет жизни Марии Райхе она была ее самой близкой подругой и единомышленницей.

"За многие века до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире и предназначенный для потомков. По масштабам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам. Но если там мы смотрим, задирая головы, на монументальные трехмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь приходится смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными линиями и изображениями, которые словно вычерчены на равнине гигантской рукой", – такими словами начинает Мария Райхе свою книгу "Тайна пустыни"...

Мария Райхе, дальнейшая исследовательница загадок Пампа Колорада, стоящая в одном ряду с такими исследователями, как Лоренс Доусон, Ганс Винкель, Золтан Зелке и другие, придерживалась версии, согласно которой рисунки Наска имеют ритуальный характер и использовались в древности для оккультных церемоний, факельных шествий гуськом вдоль контура животного-предка. Но дело в том, что сами гигантские рисунки представляют собой канавки глубиной двадцать пять, а шириной шестьдесят пять сантиметров, обнажающие более светлые (не окисленные) россыпи камешков, покрывающих все плато, за исключением "посадочных полос".

Однако кто мог наблюдать эти церемонии на безлюдном плато? Да и. каким образом можно было создать все эти 13 тыс. полос и линий, 100 спиралей, 788 рисунков, среди которых – 4-5-метровый паук, 80-метровая обезьяна, 50-метровый попугай и, наконец, 250-метровая птица!

Все рисунки на территории пустыни выполнялись одним и чем же способом: поверхностный слой красноватой породы непрерывной линией процарапанной до появления лежащей под ним бледно-желтой породы. Судя по всему, делалось это вручную. Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. В качестве доказательства Мария Райхе показывает эскизы, обнаруженные ею в этом районе. Кроме того, на концах линий, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI в. н.э. К этому же периоду относятся и остатки поселений “Наска”, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков.

Для современных специалистов – архитекторов, конструкторов-авиационщиков, разметчиков и других профессионалов – не представляет труда нанести на поверхность земли рисунки большого размера с малого чертежа-эскиза. Для этого им тоже потребовались бы координатные точки с применением свай. Подобной ювелирной работой они занимаются профессионально, ежедневно, с миллиметровой точностью исполнения.

Линии же настолько прямы, что возникает предположение, что для их проведения применялись шесты, которые укладывались "на глазок". Даже если это так, все равно остается загадкой, как удалось рисовальщикам так точно придерживаться замысла и достичь эффекта ровных линии на столь больших расстояниях.

По мнению Марии Райхе прямые и спиралевидные фигуры символизируют положение планет, а рисунки животных – созвездия.

Джеральд Хокинс

Десятки лет эта гипотеза разделялась большинством ученых во всем мире, пока ее проверкой не занялся известный американский астроном Джеральд Хокинс, автор монографии "Разгадка тайны Стоунхенджа". С помощью ЭВМ он блестяще доказал, что знаменитый Стоунхендж, загадочное циклопическое сооружение на равнине Солсбери (Англия) – не что иное, как... астрономическая обсерватория".

Применив ту же компьютерную программу, с поправкой на широту плато Наска, Дж. Хокинс убедился, что лишь неполных 20 процентов линий на плато Наска указывают на Солнце или Луну. Что же касается звезд, то здесь точность направлений вообще не превышает случайного распределения чисел... "Компьютер вдребезги разбил теорию звездно-солнечного календаря, – вынужден был признать Дж. Хокинс. – С горечью мы отказались от теории астрономического календаря".

Применив ту же компьютерную программу, которая была использована при исследовании Стоунхенджа, с поправкой на широту плато Наска, Дж. Хокинс убедился, что лишь неполных 20 процентов линий на плато Наска указывают на Солнце или Луну. Что же касается звезд, то здесь точность направлений вообще не превышает случайного распределения чисел.

"Компьютер вдребезги разбил теорию звездно-солнечного календаря, – вынужден был признать Дж. Хокинс. – С горечью мы отказались от теории астрономического календаря".

Желание увидеть в рисунках Наска древнюю обсерваторию и тем самым получить возможность систематизировать, упорядочить то, что сегодня представляется хаотично разбросанными изображениями, – понятно. Непонятно столь сильное огорчение Дж. Хокинса. Гипотеза не подтвердилась, однако культура Наска не стала от этого менее культурной, как не могла она стать и более культурной при положительном результате исследования. Таких словосочетаний сегодня в истории культуры не существует. Культура Наска была, есть и будет культурой Наска – индивидуальной и неповторимой, как и любая другая древняя культура.

Наиболее опасным заблуждением К.Леви-Строс считает формулу ложного эволюционизма, когда различные существующие состояния человеческих обществ толкуются как разные стадии, или шаги, единого процесса развития цивилизации, движущейся к одной цели. Мы не можем, например, сравнивать Стоунхендж и рисунки Наска, исходя из посылок "получилось" и "не получилось". Это будут ложные, посторонние идеям обеих культур, посылки. И люди эпохи энеолита, и индейцы Наска не были знакомы с идеей прогресса. Их принципиальное отличие от технически развитых цивилизаций не в том, что они не развивались, а в том, что история их развития не сопровождалась накоплением изобретений, но ориентировалась на сохранение изначальных способов установления связи с природой.

Однако исследования Хокинса дали и положительный результат, т.к. именно он первым обратил внимание на странную особенность рисунков Наска – все они были выполнены одной линией, которая нигде не пересекается...

Если бы Джеральд Хокинс заметил также, что линия, образующая рисунки, еще и не прерывается, а также обратил внимание на странные дополнительные линии, которые, будучи абсолютно чуждыми самому изображению, однако соединены с началом и окончанием контура (канавки), как бы подключая рисунок к некоей метасистеме Наска, то он, возможно, пришел бы к тому же выводу, который сделал Киевский исследователь Валерий Иосифович Кратохвиль в конце семидесятых годов прошлого века.

Приглядимся к самим рисункам, напоминающим электрические схемы, выполненные одним проводником, который не может ни пересекаться (короткое замыкание), ни прерываться (разрыв цепи); обратим внимание на линии подключения, где можно ясно увидеть параллельное и последовательное подсоединение рисунков, – и нам станет ясно, что линии-канавки плато Наска, по-видимому, были заполнены в древности неким электролюминофором, т.е. веществом, способным ярко светиться под воздействием электрического тока наподобие надписей и рисунков нынешней газосветной рекламы...

Таким образом, "взлетно-посадочные полосы" выполняли свою работу, а светящиеся рисунки, видимые с воздуха за десятки километров...

Впервые эта гипотеза была обнародована В. Кратахвилем еще в 1972 г., когда вышла в свет наша совместная с ныне покойным канд. философских наук Алексеем Андреевичем Братко-Кутинским статья "Загадка плато Наска" (журнал "Знания та праця", № 7, 1972г.).

Неприветливая Пампа Колорада хранит еще немало тайн, хотя в пользу аэрокосмического назначения всего комплекса могут свидетельствовать как спутниковые снимки Анд, на которых хорошо различимы рисунки Наска, так и заявление известного английского астронома Морриса Джессепа, где он сообщает, что сделанный "рисунок окрестностей кратера Аристарх на Луне напоминает гигантские странные геометрические рисунки у пустыне Наска в Перу...".

Эрих фон Деникен

Положение изменилось лишь после того, как к этой проблеме обратился швейцарец Эрих фон Деникен. Талантиливый популяризатор написал книгу и снял фильм "Воспоминания о будущем", рассчитанные на широкую аудиторию публики, и Наска сразу же оказалась в центре мирового внимания.

Эрих фон Деникен считает, что Наска могла служить местом заправки межпланетных кораблей, поскольку здесь зафиксирован выход неведомых энергий, когда засвечивается фотопленка и стрелка компаса “сходит с ума”. Исследователь исходил из гипотезы, что загадочные изображения Наски связаны с внеземными цивилизациями.

Если исходить из теории "пришельцев", которые могли бы с помощью совершенных летательных аппаратов сверху оценить дело своих рук, то им рисунки вроде бы ни к чему. Но равно непонятно, какую службу они могли бы сослужить древним жителям Анд.

Космическая теория вызывает немало возражений уже только потому, самым убедительным контраргументом является сам характер рисунков. Имея циклопические, неземные размеры, они, тем не менее, явно земные по происхождению –- выполнены людьми, а не пришельцами с других планет.

Но и в этом случае возникает множество вопросов. Кто же эти неизвестные мастера, создавшие посреди пустыни гигантские изображения, которыми можно любоваться лишь поднявшись высоко над землей? С какой целью они это делали? Какие технические приемы должны были применять, чтобы не нарушить пропорций гигантской модели, охватить которую взглядом не могли? Короче – кто? зачем? как?

Многие считают, что, подобно большинству памятников старины, линии и рисунки Наска имели культовое значение. Однако любые ритуальные объекты по определению должны прежде всего воздействовать на чувства людей. А ведь загадочные изображения Наска с земли не воспринимаются.

Джим Вудмэн

В 1977 г. американец Джим Вудмэн выдвинул собственную оригинальную гипотезу. Версию об инопланетянах он решительно отбросил. По мнению Вудмэна, изображения создали древние жители этой страны. А поскольку увидеть их можно только с определенной высоты, значит, индейцы умели строить... воздушные шары. Они поднимались на них в воздух во время религиозных обрядов, и это позволяло им в полном объеме оценить магический смысл рисунков.

При поддержке международного общества исследователей Вудмэн основал и возглавил проект "Наска", объединивший большую группу энтузиастов. Их исторические изыскания выявили примечательный факт. Оказалось, что первыми в мире воздухоплавателями были отнюдь не братья Монгольфье. У французов, совершивших в 1783 г. знаменитый полет на воздушном шаре, был предшественник. Причем не откуда-нибудь, а именно из Южной Америки.

Воодушевленный тем, что один из первых воздухоплавателей был уроженцем Южной Америки, Джим Вудмэн соорудил такой же воздушный шар, на каком летал Бартоломеу. Американец, твердо уверовав в собственную теорию, решил проверить ее на практике. Принять участие в рискованном эксперименте согласился английский аэронавт Джулиан Нотт. Используя примитивную технику, сродни той, которой располагали местные индейцы, партнеры соорудили воздушный шар с корзиной. Наполнив свой аппарат горячим воздухом, Вудмэн и Нотт без помех поднялись на высоту в сотню метров и пролетели над плато Наска, постепенно сбрасывая балласт.

Однако воздух в шаре быстро охладился, и аэронавты спаслись чудом. Им удалось выпрыгнуть из стремительно опускавшегося "летательного аппарата", когда он был на трехметровой высоте.

Тетраэрд над землей инков – как это было…

Воздушный шар, который и шаром-то назвать нельзя, гигантский тетраэдр, который смахивал на пакет молока для Гулливера, с подвешенной к нему гондолой в форме тростниковой лодки стремительно пошел вверх.

В начале 80-х годов в Перу начался эксперимент, главной целью которого была проверка, мог ли человек летать над Землей более двух тысяч лет тому назад? Скажем, над пустыней Наска, местом расположения загадочных наземных линий и узоров, которые из-за их громадности можно рассмотреть лишь с высоты птичьего полета?

Достигнув высоты 200 метров, шар вдруг пошел на снижение. Не помогли и выброшенные опытными воздухоплавателями – англичанином Дж. Нотгом и американцем Д. Вудмэном – два стокилограммовых мешка с балластом. Гондола-лодка ткнулась в песок с такой силой, что воздухоплавателей буквально "выстрелило" из нее. Облегченный шар снова взмыл в поднебесье и благополучно приземлился лишь через 12 минут, пролетев за это время еще около трех километров.

Как оценить результаты эксперимента? По счастливой случайности, никто не пострадал. Аэростат, построенный по рисункам, обнаруженным на стенах древней гробницы индейцев, все-таки взлетел. Нотт – далеко не новичок в мире воздухоплавания (ему, например, принадлежит рекорд высоты подъема на воздушном шаре и многие другие достижения) – со свойственным англичанам юмором назвал этот полет действительно фантастическим. Однако не преминул добавить, что только из-под облаков воздухоплаватели смогли насладиться зрелищем причудливых фигур и линий пустыни Наска.

Приготовления к полету начались за несколько месяцев до его осуществления. По замыслу экспериментаторов, аэростат должен был стать точной копией конструкции, изображение которой было обнаружено на стене одной из гробниц Наски, построенной более двух тысяч лет тому назад. Именно этим и объясняется его странная форма – тетраэдр-четырехгранник имел высоту 10 м и сторону основания около 30 м. Сделан он был из материала, схожего с тканью, образцы которой опять-таки были извлечены из древних захоронений. Наконец, гондола в форме лодки была сплетена из тростника тоторы, которым и по сей день пользуются обитатели озера Титикака, индейцы племени урос.

При запуске аэростата экспериментаторы тоже постарались следовать той технологии, которая, по их мнению, могла использоваться в древности. Подъемную силу воздушному шару придали горячий воздух и дым, поступавшие от костра, разожженного в четырехметровом подземном туннеле.

Шар поднялся в воздух, но пробыл в полете недолго. Из этого факта можно сделать вывод, что древние жители Перу могли совершать подобные путешествия лишь в исключительных случаях, например во время больших празднеств, церемониальных процессий, религиозных обрядов... Уж слишком сложна процедура взлета для каждодневного пользования.

Но есть тогда доля правды в легенде о некоем человеке по имени Антакри, который летал над различными районами Туантинсуйо. Он поднимался в воздух для определения маршрута, которым должен был проследовать Тупак Инка Юпаманки – знаменитость того времени – во время своего путешествия в Полинезию.

В 1977 г. воздухоплаватель Дж. Вудмэн, размышляя о загадке изображений, обнаруженных в пустыне Наска, выдвинул такую гипотезу. Он предположил, что вся территория, где обнаружены загадочные изображения, некогда служила... аэродромом древних жителей этой страны. Они овладели искусством полетов значительно раньше, чем это можно было предположить.

Чтобы проверить свою догадку, Вудмэн объединил в рамках проекта "Наска" большую группу энтузиастов и, заручившись поддержкой международного общества исследователей, принялся отыскивать в библиотеках и прочих хранилищах древностей свидетельства в пользу данной гипотезы. И кое-что ему и его коллегам удалось обнаружить.

В частности, исследователи выяснили, что у родоначальников воздухоплавания, братьев Монгольфе, действительно были предшественники. Причем по крайней мере один из них был родом из Южной Америки! Это ранее упомянутый Бартоломеу ди Гусман.

Особое мнение или сон накануне верстки обзора:

Мне, как исследователю технологий древности, показалось знаменательгным, что древние жители тех или иных мест уже знали: иголку, нитку, домотканную ткань, древесную смолу и смогли бы сшить и просмолить некую емкость, – мне приснился черный воздушный шар. Вот что ещё удивительно, плести вервия, бичевые стропы они тоже умели. А как они надували шар? Думаю, что кузнечный мех мог вполне им помочь.. Иное дело брали ли они с собой дополнительный источник тепла и небольшой кузнечный мех в гондолу… Здесь я имею сомнения, но с чем только не шутит муза Истории, вечно беременная Истинной госпожа Калипсо? Трудно сказать, трудно поверить, но всегда можно проверить… – Веле Штылвелд

Алан Сауэр, Дж. Никель и др.

Достойно внимания и наблюдение историка Алана Сауэра: большинство рисунков образовано одной непрерывной линией, которая никогда не пересекает саму себя. По всей видимости, это ритуальный маршрут: следуя по нему шаг за шагом, индеец проникал в сущность изображенного предмета или животного. И хотя наблюдались отдельные исключения (в некоторых рисунках линии все же имеют разрывы), преобладание сплошной прямой, возможно, объясняется теми техническими приемами, к которым прибегали мастера.

Именно из этой мысли исходил другой исследователь Наски Дж. Никелль. Он отмечал, что и в других районах мира встречаются гигантские фигуры, прочерченные или вылепленные прямо на земле. Таковы, например, "Белая лошадь" в Эффингтоне (Великобритания) или "Большая змея" в штате Огайо (США). Но ни одна из них не похожа по стилю на изображения в перуанской пустыне. Наибольшее сходство с ними, пожалуй, имеют гигантские рисунки в пустыне Мохаве в Калифорнии. Однако рисунки Наска намного древнее, и вопрос заключается в том, какие же средства были использованы, чтобы проложить в VI веке на земле безупречно прямолинейные борозды?

Дж. Никелль полагал, что мастера Наски начинали с создания уменьшенного "макета" своих изображений на небольшой поверхности. Остатки этих рисунков –- своего рода эскизов –- хорошо заметны рядом с некоторыми большими композициями. Создав эти макеты, древние художники, вероятно, делили их на несколько частей, которые затем увеличивали до нужного размера при переносе на местность.

В общем, интересных наблюдений и догадок много. Остается ответить на главный вопрос: для чего же древние мастера покрыли землю фигурами столь крупного размера, что большинство из них можно толком рассмотреть лишь с очень большой высоты? Иначе говоря, почему ставка делалась на "небесных зрителей"? Некоторые варианты уже были рассмотрены, но исследования продолжаются. Ибо сколько тайн у пустыни Наска, столько же, а то и больше, подвижников-исследователей.

Архитектурные памятники культуры Наско

Здесь на площадках, занятых рисунками, ученые и археологи-любители обнаружили свыше 200 тыс. керамических сосудов. Керамические сосуды имели различные узоры и стилизованные рисуночные изображения, а на одном из сосудов был даже белогрудый пингвин. Крупных районов с древними мумифицированными захоронениями в пирамидах, холмах и иных сооружениях, много, а вот с рисуночными изображениями обнаружено пока три. Это – Наска, западнее оз. Титикака и у истока р. Апуримак.

Последние районы мало изучены, так как находятся в горных местах, где были крупные культовые центры древности. Официальная наука считает, что эти знаки нанесены одной из индейских культур до инкского периода “Наска”, существовавшей на юге Перу 1100 – 1700 лет назад. Здесь на плато имеется сеть неглубоких заводненных подземных ходов (оросительной системы), а также сеть глубинных ходов, которые проходят под рисунками с усыпальницами. Наска были земледельцами и обрабатывали плодородные равнины вдоль тихоокеанского побережья Перу. Они не оставили потомкам никаких свидетельств существования у них письменности: все известные о них факты были получены благодаря изучению мест захоронений наска и обнаруженных от них предметов.

Культура Наска является своего рода преемницей Паракаса. Крупнейшие центры Наска отчасти занимают те же территории, на которых располагались и знаменитые могилышки с сидящими мумиями. По сведениям современной археологи, материал культуры Наска залегает прямо над слоями с керамикой типа Паракас. Правда в последней фазе Наска центр активности перемещается из долины в 80 км побережья в горные райоиы – Айакучо. Во временном отношении она вплотную примыкает к поздним памятникам Паракаса. Эта культура унаследовала также определенное стилистическое и иконографическое сходство от своих предшественниц. Прежде всего, это культ глазастого существа, традиция изготовления двойных сосудов с общей ручкой и, кроме того, практика (правда, в чуть измененном видe) черепных трепанаций. Следует заметить, что до сих пор культурная преемственность прослеживалась в распространении традиций с севера на юг вдоль побережья: Чавин, Паракас, Наска. Наска же, практически накладываясь на Паракас, начинает движение в горы.

Сохранилось мало каменных строений Наска. Все они расположены по преимуществу в долинах рек, пересекающих прибрежную полосу пустынь. Первым из обнаруженных и самым крупным был, по-видимому, воздвигнутый в раннем периоде в долине реки Наска центр Кауачи. Здесь было обнаружено шесть пирамидальных холмов – то есть к естественным холмам были пристроены террасы, а все сооружение выложенно адобами. К этим пирамидам примыкали дворы и постройки. В центре поселения возвышался так называемый Большой храм. Он также возник на естественном, по подправленном плоском холме, превратившемся в 20-метровую ступенчатую пирамиду.

Вокруг располагались площади, дворы, строения с низкими стенами из сырцового кирпича и погребения. В пределах этого церемониального центра было обнаружено множество глиняных сосудов. Многие великолепные сосуды были изготовлены в Кауачи. Вместе с тем, стало неожиданностью, что немало изделий было неместного происхождения. По всей видимости, их приносили собой паломники, стекавшиеся из самых удаленных уголков в этот важный церемониальный центр.

Археолог Стронг, первым раскопавший Кауачи, даже назвал его столицей цивилизации Наска во времена ее особенно пышного расцвета. Пожалуй, он верно оценил значимость этого древнего города, занимавшего площадь в 24 км и просуществовавшего целых шесть столетий с 300 г. до н.э. по 300 г. н.э. Кроме того, вскоре совсем рядом был обнаружен более поздний комплекс, немало удививший археологов.

На низкой платформе из адобов было установлено 12 рядов столбов из стволов рожкового дерева альгарробы. В каждом ряду находилось по 20 двухметровых столбов, раздвоенных сверху. Эту прямоугольную конструкцию даже шутливо поименовали деревянным Стоунхенджем, хотя сходство с настоящим Стоундхенджем заключается лишь в церемониальном назначении этих двух памятников.

К западу и к югу уже цепочками тянулись столбы поменьше. Складывалось впечатление, что этими цепочками разгораживались какие-то постройки. Были и другие конструкции, назначение которых до сих нор не выяснено.Находки следовали одна за одной. Вскоре было обнаружено поселение названное Уака-дель-Лоро (Святилище попугая и относившееся к самому концу культуры Наска. Свое название место получило благодаря живописной мумии попугая ара, обнаруженнюй в центральном круглом здании. К этому зданию – предположительно святилищу – с севера и юга примыкали комнаты. Стены были сложеиы из камней и гальки, обмазаны глииой и выкрашены в красный цвет. С юга к сооружению вели лестницы, огорожениые плетнем Строиг решил, что это были загоны для морских свинок. Трудно представить, чем он руководствовался в своих рассуждениях. Возможио, тем обстоятельством, что внутри здания, помимо мумии ара, находились еще и мумифицированиые остатки морской свинки, ламы, а также кость кита. Каналы Наски позволяли доставлять воду из горных рек на поля в периоды засухи. Их уникальность состоит не только в инженерном решении их прокладки. Эти акведуки были крытыми – во избежание большого испарения воды в зоне пустыни. Однако это были еще не все тайны странной культуры Наска.

Древнейшие города и гидросооружения культуры Наска

Вслед за Паракасом, очевидно, в середине 2 века до н. э., на сцену перуанской истории вступают индейцы культуры Наска. В отличие от своих предшественников они жили не на берегу моря, а в нескольких южноперуанских долинах. Главным центром этой цивилизации были долины рек Ика, Писко и Наска, примерно в 60-80 километрах от побережья Тихого океана, то есть южнее "полуострова мумий".

Насканцы были хорошими земледельцами. Однако производство сельскохозяйственной продукции зависело (значительно больше, чем некогда на северном побережье Перу) от воды. Тут ее было очень мало. В некоторых областях дожди почти совсем не выпадали, а реки, в долинах которых жили насканцы, высыхали порой на десять месяцев в году. И насканцы достаточно часто меняли место в поисках воды. Часто они находили ее под землей. Для того чтобы иметь воду под рукой для поливки полей, они строили большие резервуары, которые и сейчас, две тысячи лет спустя, служат жителям в Ахе, Копаре, Бисамбре и других южноамериканских оазисах.

Насканцы строили и наземные водопроводы, доставлявшие бесценную влагу прямо на поля. Рыли они и большие подземные акведуки, укрепляя их стены каменными блоками, а для потолков используя балки из стволов мескитового дерева (альгароба). Многие из насканских подземных водных тоннелей были открыты миру итальянским географом Антонио Раймонди. Он выяснил, что эти подземные каналы чрезвычайно длинны и многие имеют довольно большое поперечное сечение. Они настолько просторны, что в некоторые из них мог бы войти, не сгибаясь, человек среднего роста. Ученый обнаружил также особые углубления в земле (индейцы называют их "глазами"), через которые во многих местах можно было входить в канал для его очистки или ремонта. Через них же насканские тоннели и "дышали". Гидросооружения древних насканцев свидетельствуют о том, какое большое значение в их жизни имела вода. Борьба за воду, возможно, была главной причиной войн и завоеваний насканской империи.

Каналы Наски позволяли доставлять воду из горных рек на поля в периоды засухи. Их уникальность состоит не только в инженерном решении их прокладки. Эти акведуки были крытыми – во избежание большого испарения воды в зоне пустыни. Однако это были еще не все тайны странной культуры Наска.

Один из знатоков культуры Наска, директор перуанского Национального музея доктор Л. Г. Лумбреас, в связи с этим подчеркивает, что насканское общество постепенно утрачивало свой религиозный характер и больше "милитаризировалось".

В поздние периоды истории культуры Наска со следами ее представителей можно встретиться на уже большей территории, чем прежде. Археологические находки свидетельствуют, к примеру, что насканские воины позднего периода захватили большую часть территории южноперуанской долины реки Акари.

В этой долине, на самой окраине нынешнего города, носящего то же название, профессор-археолог Джон Хоуленд нашел развалины городища в километр длиной и полкилометра шириной, обнесенного каменными стенами. В верховьях реки Акари были обнаружены развалины других крепостей – Човаченто, Амато и Уарато. Открытие развалин нескольких городищ имеет большое значение, поскольку долгое время вообще не было известно о поселениях насканцев.

Города в долине реки Ика возникли вскоре после появления культуры Наска. В долине реки Акари они были построены в период завоевания этой территории насканцами. Но ни долина реки Ика, ни долина реки Акари не были место нахождением столицы насканского общества. Ныне уже не приходится сомневаться, что ею был большой город в долине реки Наска, на территории нынешней асьенды Кауачи.

Столицу насканцев называют по имени этой асьенды. Наряду с жилыми постройками в Кауачи были обнаружены и здания административного характера, а также строения, связанные с религиозным культом. В центре поселения возвышается так называемый "Большой храм" в виде пирамиды высотой 22 метра с несколькими ступенями. На вершине "храма", как и в древней Месоамерике, была расположена маленькая деревянная "часовенка". Сохранились в Кауачи и остатки "Большого дворца", очевидно резиденции "главы" этого южноперуанского государства. Город делился на шесть больших кварталов. Столица цивилизации Наска все еще ожидает более тщательного археологического исследования. Но уже и сейчас расчищенные жилые кварталы свидетельствуют о том, что это был красивый город, где жило несколько тысяч человек.

Некоторые ученые считают именно Кауачи а не Чавин первым настоящим городом в Перу. А деревянные колонны здешнего храма прекрасное топливо. В печах жителей долины Наска постепенно исчезает одна колонна Эскакерии за другой. В 1957 г., во время последней "переписи" насканских колонн, их осталось всего 47. Однако с той поры это количество явно уменьшилось. К счастью, колонны насканского святилища не превратились в золу к тому моменту, когда Эстакерию открыли ученые.

В Боливии обнаружена своя пустыня Наска

Группа археологов из Пенсильванского университета США обнаружила в Боливии серию геоглифов – гигантских рисунков, заметных только с воздуха и напоминающих знаменитые и остающиеся загадочными изображения перуанской пустыни Наска.

Найденные в природном парке Сахама в западной части Боливии эти рисунки по размерам превосходят нерасшифрованные линии Наски на юге Перу, которые относят к 200 году до н.э.-650 году н.э.

На площади в 22 тыс кв км, в 16 раз большей пустыни Наска, ученые насчитали более 400 изображений, нарисованных линиями шириной в 1-2 метра и в некоторых случаях длиной до 20 км.

Линии Наски чаще всего связывают с астрономией или религиозными церемониями древних жителей Америки. Хотя некоторые по-прежнему считают, что образы и линии перуанской пустыни имеют внеземное происхождение.

В Боливии археологи еще не успели произвести полевые измерения и пока не могут определить время появления рисунков. Передало РИА “Новости”

Украинский исследователь Валерий Иосифович Кратохвиль: это – не только и не столько

Крупнейший астрономический календарь древности…

Общеизвестно, что большие загадочные рисунки на земле имеются также в США (штат Огайо), в Англии, в Боливии, на плато Устюрт (Казахстан), Южном Урале, на Алтае, в Африке (южнее оз. Виктория), в Эфиопии, в Украине (Толстая Могила) и т.д. Выходит, что в древние времена нанесение больших рисунков на земной поверхности практиковалось во многих уголках планеты. Вид и форма рисунков были всюду разные.

В 1898 г. в египетской гробнице Saqquara была найдена деревянная модель напоминающая планер, датированная примерно 200 годом до нашей эры. Похожие золотые статуэтки были также найдены в Южной и Центральной Америке. Обычно они датируются 500-800 годом нашей эры, однако определение возраста золотых изделий очень сложно, и может оказаться неточным. Так что вполне возможно, что загадочные росписи перуанской пустыни

Наска были предназначены отнюдь не только для ритуальных целей, как считают археологи. Ведь только если подняться над Наска в воздух, можно увидеть гигантские рисунки, расположенные на голом плато.

Колибри имеет длину 50 м, паук – 46, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 м, а ящерица имеет длину до 188 м. Некоторые геометрические фигуры образованы прямыми линиями длиной свыше 8 км. Почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе и в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Увидеть изображения, созданные в период между 400 годом до н.э. и 660 годом н. э. можно только с воздуха. Так что может быть это всё-таки путеводные знаки?

На территории современного Перу, там, где в глубокой древности развилась могущественная империя "сынов солнца" – инков, в 800 километрах от побережья Тихого океана на высокогорном плато Наска лежит таинственная Пампа Колорада (Красная пустыня). На этом ровном, как стол, плато, Прорезанном рекой Инхенио, еще в 30-е гг. летчиками были обнаружены десятки гладких, как бетонное шоссе, участков скальной поверхности длиной от сотен метров до нескольких километров, напоминающих взлетно-посадочные полосы современных аэродромов. Те, кто смотрел обошедший весь мир документальный фильм "Воспоминания о будущем', безусловно, помнят посадку спортивного самолета на одну из этих полос.

Между ними на пространстве в сотни квадратных километров – гигантские рисунки птиц, зверей, диковинных животных, насекомых, растений, которые можно увидеть только с воздуха...

Но коль скоро с земли эти рисунки просто не видны, то возникает естественный вопрос: 'Неужели древние обитатели Кордильер, инки, умели летать?" "Здесь уместно вспомнить древнее предание инков, в котором говорится о "золотом корабле", прибывшем с далеких звезд: "Им командовала женщина по имени Орьяна. Ей суждено было стать праматерью земной расы. Орьяна родила семьдесят земных детей, а затем вернулась к звездам". В этом же .предании сообщается об умении "сынов солнца" инков, "летать над землей на золотых кораблях"...

Есть ли какая-то связь между этим преданием и сообщением английского антропологического журнала "Мэн", в котором, в частности, говорится: "Анализ мышечных тканей сохранившихся мумий инков показал, что по составу крови инки резко отличались от местного населения. У них была обнаружена группа крови редчайшей комбинации. В наше время такой состав крови известен лишь у двух-трех человек во всем мире".

Что же касается "золотых летающих кораблей", то некоторый свет на этот вопрос может пролить так называемая золотая птичка инков, хранящаяся в Музее Дельоро, расположенном в Национальном банке Колумбии (г. Богота). В 1956 г. этот "золотой самолетик" был выставлен среди других экспонатов выставки "Золото доколумбовой Америки", проходившей в Метрополитен-музее Нью-Йорка. Дельтовидное крыло этой фигурки и вертикальная плоскость хвостового оперения (чего никогда не бывает у птиц) обратили на себе внимание американских авиаконструкторов. По договоренности с дирекцией выставки им было разрешено провести исследования древнего "самолетика" в аэродинамической трубе. И тут оказалось, что золотая "птичка инков" лучше всего ведет себя на... сверхзвуковых скоростях, изучение которых было в самом разгаре. Фигурку вернули в музей, а дельтовидное крыло и высокая вертикальная плоскость хвостового оперения перекочевали в авиаконструкторское бюро фирмы "Локхид", которая вскоре и создала сверхзвуковой самолет, бывший на то время лучшим в мире.

Мало кто помнит сегодня эту историю. И все же нам не следует забывать, что современные сверхзвуковые реактивные самолеты являются... прямыми потомками "золотой птички" инков!

Одно из самых масштабных исследований рисунков плато было проведено перуанским пилотом Эдуарде Эрраном, который налетал более полугора тысяч часов над Пампа Колорада и сделал огромное количество фотографий, едва ли не лучших в мире. Эдуарда с друзьями-летчиками расширили площадь "картинной галереи" до 911 квадратных километров и, кроме того, открыли 130 неизвестных до них изображений. Как и большинство других исследователей и зарубежных ученых, Эрран считал комплекс рисунков Наска астрономическим календарем.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа