Привод индивидуальный

ФЕДЕРАЛНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Кафедра механики

Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту

на тему «Привод индивидуальный»

Санкт-Петербург

2009г.

Содержание

Техническое задание на курсовое проектирование.

1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя

2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений

3 Расчет тихоходной ступени привода

3.1 Проектный расчет

3.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям

3.3 Проверочный расчет зубьев на изгиб

4 Расчет быстроходной ступени привода

5 Проектный расчет валов редуктора

5.1 Расчет тихоходного вала редуктора

5.2 Расчет быстроходного вала редуктора

5.3 Расчет промежуточного вала редуктора

6 Подбор и проверочный расчет шпонок

6.1 Шпонки быстроходного вала

6.2 Шпонки промежуточного вала

6.1 Шпонки тихоходного вала

7 Проверочный расчет валов на статическую прочность

8 Выбор и проверочный расчет подшипников

9 Выбор масла, смазочных устройств

Список использованной литературы

Техническое задание на курсовое проектирование

Механизм привода

  1. электродвигатель;

  2. муфта упругая;

  3. редуктор зубчатый цилиндро-червячный;

  4. передача зубчатая цилиндрическая;

  5. передача червячная;

  6. муфта;

  7. исполнительный механизм.

Вариант 10

Потребный момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Т>им>=11Нм;

Угловая скорость вала ИМ ω>им>=12с-1.

Разработать:

  1. сборочный чертеж редуктора;

  2. рабочие чертежи деталей тихоходного вала: зубчатого колеса, вала, крышки подшипника.

1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя

Исходные данные:

  • потребный момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Т>им>=11Нм;

  • угловая скорость вала ИМ ω>им>=12с-1;

Определяем мощность на валу ИМ N>им>= Т>им>х ω>им>=11х12=132Вт.

Определяем общий КПД привода по схеме привода

η>общ>=η>зп> η>чп> η> η>п> (1.1)

где [1, с.9,10]: η>зп>=0,97- КПД зубчатой цилиндрической передачи;

η>чп>=0,8- КПД червячной передачи;

η>=0,982 – потери в муфтах;

η>п>=0,994- коэффициент, учитывающий потери на трение в подшипниках 4-х валов.

Сделав подстановку в формулу (1.1) получим:

η>общ.>=0,97*0,85*0,982*0,994=0,7

Определяем потребную мощность электродвигателя [1,с.9]

N>эд>≥N>им>/η>общ.> (1.2)

где N>эд> – требуемая мощность двигателя:

N>эд>=132/0,7=188,6Вт

Выбираем электродвигатель [1,с.18,табл.П2]

Пробуем двигатель АИР56В2: N>дв.>=0,25кВт;

Синхронная частота вращения n>дв>=3000об/мин; S=8%.

Определяем номинальную частоту вращения электродвигателя по формуле (5) [1,c.11]:

n>ном>=n>дв>·(1-S/100);

n>ном>=3000·(1-0,08);

n>ном>=2760 об/мин

Определяем угловую скорость вала двигателя

ω>дв>=πn>дв>/30=π*2760/30=289рад/с;

Определяем общее передаточное число привода

U=ω>дв.>/ω>им>=289/12=24,1

Производим разбивку передаточного числа по ступеням. По схеме привода

U>общ.>=U>1>· U>2>; (1.3)

Назначаем по рекомендации [1,табл.2.3]: U>2>=10;

Тогда U>1>= U>общ.>/U>2>; U>1>=2,4. Принимаем U>1>=2,5. Тогда U>общ.>=25

Принимаем окончательно электродвигатель марки АИР56В2.

Угловые скорости определяем по формуле

ω=πn/30 (1.4)

Рис.1 Схема валов привода

1 – быстроходный вал;

2 – промежуточный вал;

3 – тихоходный вал.

По схеме валов (рис.1) и формуле (1.4) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала

n>1>= n>ном.>

ω>1>= ω>дв>=289рад/с;

n>2>= n>ном>/U>1>=2760/2,5=1104об/мин;

ω>2>=πn>2>/30=π*1104/30=115,6 рад/с;

n>3>= n>2>/U>2>=1104/10=110,4 об/мин;

ω>3>=πn>3>/30=π*110,4/30=11,5 рад/с.

Определяем мощность на каждом валу по схеме привода

N>1>=N>дв> η>=0,25*0,98=245Вт;

N>2>=N>1> η>зп> η>п>2=245*0,97*0,992=233Вт;

N>3>=N>2> η>чп >п> =233*0,8*0,99=184,5Вт;

N>им>=N>3> η> =224*0,98=181Вт.

Определяем вращающие моменты на каждом валу привода по формулам [1,с.12,14]:

; Т>2>=Т>1>•U>1>;

Т>3>=Т>2>•U>2>; (1.5)

Т>1>=245/289=0,85 Н•м;

Т>2>=0,85•2,5=2,1 Н•м;

Т>3>=2,1•10=21 Н•м.

Все рассчитанные параметры сводим в табл.1.

Таблица 1

Параметры кинематического расчета

№ вала

n, об/мин

ω, рад/с

N, Вт

Т, Нм

U

Дв

2760

289

250

0,85

1

2760

289

245

0,85

2,5

2

1104

115,6

233

2,1

10

3

110,4

11,5

184,5

21

ИМ

110,4

11.,5

181

21

2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений

Выбираем материал для шестерни, червяка и колеса по табл.3.2 [4,c.52]:

шестерня и червяк– сталь 40Х, термообработка – улучшение 270НВ,

колесо - сталь 40Х, термообработка – улучшение 250НВ.

Для выбора марки материала червячного колеса рассчитаем скорость скольжения

, (2.1)

где Т – вращающий момент на валу червячного колеса,

ω – угловая скорость тихоходного вала,

U – передаточное число.

Подставив значения в формулу 2.1 получим:

;

v>s>=2,2 м/с.

В соответствии с табл. 3.5 [4] для червячного колеса примем бронзу БрА9Ж3Л, отлитую в кокиль с σ>=500Н/мм2 и σ>=230Н/мм2.

Определяем допускаемое контактное напряжение для стальных деталей по формуле [4,c.53]:

(2.2)

где σ>Hlimb> – предел контактной выносливости при базовом числе циклов;

К>HL> – коэффициент долговечности;

[S>H>] – коэффициент безопасности;

по [1,c.33]: К>HL> =1; [S>H>] =1,1.

Определяем σ>Hlimb> по табл.3.1[4,c.51]:

σ>Hlimb> =2НВ+70; (2.3)

σ>Hlimb>>1> =2270+70; σ>Hlimb>>1> =610МПа;

σ>Hlimb>>2> =2250+70; σ>Hlimb>>1> =570МПа.

Сделав подстановку в формулу (2.1) получим

; МПа;

; МПа.

Определяем допускаемое расчетное напряжение по формуле [4,c.53]:

(2.4)

;

МПа.

Определяем допускаемые напряжения по по табл.3.1[4,c.51]:

[σ]>Fo> =1,03НВ;

[σ]>Fo>>1> =1,03x270=281МПа;

[σ]>Fo>>2> =1,03x250=257МПа.

Определяем допускаемое контактное и изгибное напряжения для червячного колеса по формулам табл. 3.6 [4,c.58]:

[σ]> =250-25v>s>, [σ]>F> =(0,08σ>+0,25 σ>) (2.5)

[σ]> =250-25∙2,2=195Н/мм2;

[σ]>F> =(0,08∙500+0,25∙230)=97,5Н/мм2.

3 Расчет тихоходной ступени привода

3.1 Проектный расчет

Определяем межосевое расстояние передачи по формуле [4,c.74]:

(3.1)

где Т – вращающий момент на колесе ,Т>3> =21 Нм (см. табл.1).

Подставив значения в формулу (3.1) получим:

Принимаем окончательно по ГОСТ6636-69 [4,табл.13.15]

Число витков червяка Z>1> принимаем в зависимости от передаточного числа.

При U = 10 принимаем Z>1> = 4.

Число зубьев червячного колеса Z>2> = Z>1> x U = 4 x 10 = 40.

Определяем модуль [4,c.74]:

m>n>=(1,5…1,7)·а>w>/z>2>; (3.2)

m>n>=(1,5…1,7)·50/40.

Принимаем модуль m>n>=2мм . Из условия жесткости определяем коэффициент диаметра червяка [4,c.75]:

q=(0,212…0,25) z>2>;

Принимаем модуль q=8.

Определяем основные размеры червяка и червячного колеса по формулам [4,c.76]:

Делительный диаметр червяка

Диаметры вершин и впадин витков червяка

Длина нарезной части шлифованного червяка :

Принимаем b>1>=28мм .

Делительный угол подъема

γ=arctg(z>1>/q);

γ=arctg(4/8);

γ=26°33'54''.

Делительный диаметр червячного колеса

Диаметры вершин и впадин зубьев червячного колеса

Наибольший диаметр червячного колеса

Ширина венца червячного колеса

Принимаем b>2>=28мм

Окружная скорость

червяка -

колеса -

Определяем силы в зацеплении [4, табл.6.1]:

- окружные

(3.7)

> >

- радиальные

> >; где γ=26°33'54'' - угол подъема витка; (3.8)

-осевые

> >> >(3.9)

> >

Все вычисленные параметры заносим в табл.2.

Таблица 2

Параметры червячной передачи тихоходной ступени

Параметр

Червяк

Колесо

m,мм

1

q

8

z

4

40

d,мм

16

80

d>,мм

20

84

d>f>,мм

11,2

75,2

b, мм

28

28

F>t>, Н

262,5

525

F>r>, Н

262,5

262,5

F>, Н

525

262,5

3.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям

Проверку контактных напряжений производим по формуле [4, c.77]:

; (3.10)

где: К – коэффициент нагрузки, при окружной скорости колеса менее 3м/с К=1.

Определяем ∆σ>

;

; недогрузки, что допускается.

3.3 Проверочный расчет зубьев на изгиб

Расчетное напряжение изгиба в основании ножки зубьев колеса [4,с.78]:

; (3.11)

где: Y>F>– коэффициент формы зуба колеса, Y>F> =1,55 [4,табл.4.10].

Подставив значения в формулу получим:

;

Прочность зубьев на изгиб обеспечивается.

Определяем ∆σ>F>

;

Все вычисленные параметры проверочных расчетов заносим в табл.3.

Таблица 3

Параметры проверочных расчетов

Параметр

Обозн.

Допускаемое

Расчетное

Недогрузка(-) или перегрузка(+)

Контактное напряжение, МПа

σ>

195

154

-20%

Напряжение изгиба, МПа

σ>F>>1>

97,5

10,1

-79%

4 Расчет быстроходной ступени привода

Межосевое расстояние для быстроходной ступени для того, чтобы корпус редуктора был разъемным по осям валов принимаем равным 50мм. а=50мм. Определяем модуль [2,c.36]:

m>n>=(0,01…0,02)·50;

m>n>=0,5…1;

Принимаем m>n>=1.

Определяем суммарное число зубьев по формуле (3.12) [1,c.36]:

z>=2а/m>n>;

z>=2·50/1; z>=100

Принимаем z>=100.

Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [2,c.37]:

z>1>= z>/(U>1>+1); z>1>=100/(2,5+1);

z>1>=28,5; принимаем z>1>=28.

Тогда z>2>= z>-z>1>=100-28=72

Фактическое передаточное соотношение U>1>=72/28=2,57

Отклонение передаточного числа от номинального незначительное.

Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.17) [2,c.37]:

d>1>=m>n>·z>1>=1х28=28мм;

d>2>=m>n>·z>2>=1х72=72мм;

Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам [2,c.37]:

; ;

; ;

;

мм;

; мм;

; мм;

; мм;

; мм;

; мм;

; мм

; мм;

; мм;

Определяем окружные скорости колес

; м/с.

Назначаем точность изготовления зубчатых колес – 7А [2,c.32].

Определяем силы в зацеплении [4, табл.6.1]:

- окружная

;

Н;

- радиальная

; где α=20° - угол зацепления;

; Н;

Осевые силы в прямозубой передачи отсутствуют.

Все вычисленные параметры заносим в табл.4.

Таблица 4

Параметры зубчатой передачи быстроходной ступени

Параметр

Шестерня

Колесо

m>n>,мм

1

h>a>,мм

1

h>t>,мм

1,25

h,мм

2,25

с, мм

0,25

z

28

72

d,мм

28

72

d>,мм

30

74

d>f>,мм

25,5

69,5

b, мм

15

18

а>W>,мм

50

v, м/с

4

F>t>, Н

58.3

F>r>, Н

21,2

5 Проектный расчет валов редуктора

По кинематической схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора по закону равенства действия и противодействия. Для этого мысленно расцепим шестерни и колеса редуктора, при этом дублирующий вал не учитываем.

Схема усилий приведена на рис.1.

Рис.2 Схема усилий, действующих на валы редуктора.

Из табл.1,2,4 выбираем рассчитанные значения:

Т>1>=0,85 Нм; Т>2>=2,1 Нм; Т>3>=21 Нм;

F>t>>1>= F>t>>2>=58,3 Н; F>t>>3>=262,5 Н; F>t>>4>=525 Н; F>r>>1>= F>r>>2>=21,2 Н;

F>r>>3>= F>r>>4>=262,5 Н; d>1>=28мм; d>2>=72мм; d>3>=16мм; d>4>=80мм.

F>m>>1> и F>m>>1> – консольные силы от муфт, которые равны [4, табл.6.2]:

; ;

Н; Н.

R>x>> >и R>y> – реакции опор, которые необходимо рассчитать.

Так как размеры промежуточного вала определяются размерами остальных валов, расчет начнем с тихоходного вала.

5.1 Расчет тихоходного вала редуктора

Схема усилий действующих на валы редуктора представлена на рис.2.

Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] σ>=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2.

Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]:

где [τ>]=(20…25)МПа

Принимаем [τ>]=20МПа.

; мм.

Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров R>20 (ГОСТ6636-69): мм.

Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.3), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм.

Рис.3 Приближенная конструкция тихоходного вала

мм;

мм – диаметр под уплотнение;

мм – диаметр под подшипник;

мм – диаметр под колесо;

мм – диаметр буртика;

b>4>=28мм.

Учитывая, что осевые нагрузки на валу имеются предварительно назначаем подшипники шариковые радиально-упорные однорядные серии диаметров 2 по мм подшипник №46205, у которого D>п>=52мм; В>п>=15мм [4,табл.К27].

Выбираем конструктивно остальные размеры: W=20мм; l>=20мм; l>1>=35мм; l=60мм; с=5мм.

Определим размеры для расчетов: l/2=30мм;

с=W/2+ l>1>+ l>/2=55мм – расстояние от оси полумуфты до оси подшипника.

Проводим расчет тихоходного вала на изгиб с кручением.

Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.4). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4.

Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.

ΣМ>2>>y>=0; R>Fy>·0,06-F>r>>4>·0,03=0

R>Fy>= 262,5·0,03/ 0,06;

R>>y>= R>Fy>=131Н.

Определяем изгибающие моменты в характерных точках: М>1у>=0; М>2у>=0; М>3у>= R>>y>·0,03; М>3у> =4Нм2; М>3у>=0;

Строим эпюру изгибающих моментов М>, Нм2 (рис.3)

Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.

ΣМ>4>>x>=0; F>m>>2>·0,115- R>>x>·0,06+ F>t>>4>·0,03=0;

R>>x>=( 1145·0,115+ 525·0,03)/ 0,06;

R>>x>=4820Н;

ΣМ>2>>x>=0; -F>m>>2>·0,055+ F>t>>4>·0,03+ R>Fx>·0,06=0;

R>Fx>= (1145·0,055- 525·0,03)/ 0,06;

R>Fx>=787Н.

Определяем изгибающие моменты:

М>1х>=0;

М>2>= -F>r>>4>·0,03

М>2х>=-262,5·0,03;

М>2х>=-8Нм;

М>3хслева>=-F>m>>2>·0,085-R>Ех> ·0,055;

М>3хслева>==-1145·0,085-787·0,03;

М>3хслева>=-121Нм;

М>3х>=- R>E>> ·0,055;

М>3х>=- 4820 ·0,03;

М>3х>=- 144;

М>4х>=0;

Строим эпюру изгибающих моментов М>.

Рис.4 Эпюры изгибающих моментов тихоходного вала

Крутящий момент Т>1-1>= Т>2-2>= Т>3-3>= T>3>=21Нм; T>4-4>=0.

Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:

; ;

; Н;

; Н.

Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:

; ; Нм2.

Эквивалентный момент:

; ; Нм2.

5.2 Расчет быстроходного вала редуктора

Схема усилий, действующих на быстроходный вал представлена на рис.2.

Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] σ>=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2.

Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]:

где [τ>]=(20…25)Мпа

Принимаем [τ>]=20Мпа.

; мм.

Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров R>10 (ГОСТ6636-69): мм.

Намечаем приближенную конструкцию быстроходного вала вала редуктора (рис.5), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм.

мм;

мм – диаметр под уплотнение;

мм – диаметр под подшипник;

мм – диаметр под ступицу шестерни;

мм – диаметр буртика;

b>1>=15мм.

Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по мм подшипник №100, у которого D>п>=26мм; В>п>=8мм [4,табл.К27].

Выбираем конструктивно остальные размеры:

W=14мм; l>=16мм; l>1>=25мм; l=60мм.

Определим размеры для расчетов:

l/2=30мм; с=W/2+ l>1>+ l>/2=40мм – расстояние от оси полумуфты до оси подшипника.

Проводим расчет быстроходного вала на изгиб с кручением.

Рис.5 Приближенная конструкция быстроходного вала

Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.6). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4.

Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.

ΣМ>2y>=0; R>>y>·0,06-F>r1>·0,03=0 R>>y>= 21,2·0,03/ 0,06; R>>y>= R>>y>=10,6Н.

Определяем изгибающие моменты в характерных точках:

М>1у>=0;

М>2у>=0;

М>3у>= R>>y>·0,03;

М>3у> =0,5Нм2;

М>3у>=0;

Строим эпюру изгибающих моментов М>, Нм2 (рис.6).

Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.

ΣМ>4>>x>=0; F>m>>1>·0,1- R>>x>·0,06+ F>t>>1>·0,03=0;

R>>x>= (64,5·0,1+ 58,3·0,03)/ 0,06;

R>>x>=137Н;

Рис.6 Эпюры изгибающих моментов быстроходного вала

ΣМ>2>>x>=0; F>m>>1>·0,02- F>t>>1>·0,03+ R>>x>·0,06=0;

R>>x>= (58,3·0,03- 64,5·0,02)/ 0,06;

R>>x>=7,7Н

Определяем изгибающие моменты:

М>1х>=0;

М>2>= -F>m>>1>·0,04

М>2х>=-64,5·0,04;

М>2х>=-2,6Нм;

М>3хсправа>=-F>m>>1>·0,1+R>Вх> ·0,03;

М>3хсправа>==-64,5·0,1+7,7 ·0,03;

М>3хсправа>=-6,2Нм;

М>3х>=- R>Ах> ·0,03;

М>3х>=- 137 ·0,03;

М>3х>=- 4,1;

М>4х>=0;

Строим эпюру изгибающих моментов М>. Крутящий момент

Т>1-1>= Т>2-2>= Т>3-3>= T>1>=0,85Нм;

T>4-4>=0.

Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:

; ;

; Н;

; Н.

Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:

; ; Нм2.

Эквивалентный момент:

; ; Нм2.

5.3 Расчет промежуточного вала - червяка

Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4] σ>=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2.

Определяем диаметр выходного конца червяка из расчёта на чистое кручение

;

где [τ>]=(20…25)Мпа [1,c.161]

Принимаем [τ>]=20Мпа.

; мм.

Принимаем d>=8мм.

Принимаем диаметр вала под подшипник 10мм.

Намечаем приближенную конструкцию червяка (рис.7), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм

Рис.7 Приближенная конструкция промежуточного вала

х=8мм;

W=20мм;

r=2,5мм;

b>2>=18мм;

b>3>=28мм.

Расстояние l определяем из суммарных расстояний тихоходного и быстроходного валов с зазором между ними 25…35мм.

l=60+30+30=120мм.

l>1>=30мм; l>2>=30мм.

Учитывая, что осевые нагрузки на валу имеются предварительно назначаем подшипники шариковые радиально-упорные однорядные серии диаметров 1 по мм подшипник №36100К6, у которого D>п>=26мм; В>п>=8мм [4,табл.К27].

Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.

Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у)

Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.

М>Су>=0;

-R>D>>·0,09+F>r>>3>·0,03+F>r>>2>·0,12=0

R>Dy>=(262,5·0,03+21,2·0,12)/ 0,09;

R>Dy>==116Н.

М>D>>=0;

R>Cy>·0,09- F>r3>·0,06+ F>r2>·0,03=0;

R>Cy>=(262,5·0,06-21,2·0,03)/ 0,09;

R>Cy>=168Н.

Назначаем характерные точки 1, 2, 3, и 4 и определяем в них изгибающие моменты:

М>1у>=0;

М>2у>=-R>Cy>·0,03;

М>2у>=-5Нм;

М>3услева>=-R>Cy>·0,09+F>r>>3>·0,06;

М>3услева>=0,6Нм

М>3усправа>= F>r>>2>·0,03;

М>3усправа>= 0,6Нм

М>4у>=0;

Строим эпюру изгибающих моментов М>, Нм (рис.8).

Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.

М>Сх>=0;

R>Dx>·0,09-F>t3>·0,03-F>t2>·0,12=0;

R>Dx>=( 262,5·0,03+ 58,3·0,12)/0,09;

R>Dx>=87,5Н;

М>D>>=0;

R>Cx>·0,09- F>t3>·0,06-F>t2>·0,03=0;

R>Cx>=(262,5·0,03+58,3·0,06)/ 0,09;

R>Cx>=126Н.

Назначаем характерные точки 1, 2, 3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:

М>1>>x>=0;

М>2>>x>=-R>Cx>·0,03;

М>2>>x>=-3,8Нм;

М>3>>x>>слева>= -R>Cx>·0,09-F>t>>3>·0,06;

М>3>>x>>слева>=-27Нм;

М>3>>x>>справа>= F>t>>2>·0,03;

М>3>>x>>справа>=1,7Нм;

М>4у>=0.

Строим эпюру изгибающих моментов М>, Нм (рис.8)

Рис.8 Эпюры изгибающих и крутящих моментов промежуточного вала.

Крутящий момент

Т>1-1>=0;

Т>2-2>=-Т>3-3>=- T>2>=-2,1Нм;

Т>4-4>=0.

Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:

; ;

; Н;

; Н.

Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:

; ; Нм.

Эквивалентный момент:

; ; Нм.

Все рассчитанные значения сводим в табл.5.

Таблица 5

Параметры валов

R>1>, H

R>2>, H

M>, Нм

M>Иэкв>, Нм

Тихоходный вал

4821

798

144

146

Быстроходный вал

137,4

13,1

6,2

6,3

Промежуточный вал - червяк

1419

405

92,5

93

6 Подбор и проверочный расчет шпонок

Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [4]. Обозначения используемых размеров приведены на рис.9.

Рис.9 Сечение вала по шпонке

6.1 Шпонки быстроходного вала

Для выходного конца быстроходного вала при d=6 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ23360-78 bxh=2x2 мм2 при t=1,2мм (рис.9).

При длине ступицы полумуфты l>=16 мм выбираем длину шпонки l=14мм.

Материал шпонки – сталь 40Х нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле:

(6.1)

где Т – передаваемый момент, Нмм; Т>1>=0,85 Нм.

l> – рабочая длина шпонки, при скругленных концах l>=l-b,мм;

[]>см> – допускаемое напряжение смятия.

С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([]>см>=110…190 Н/мм2) вычисляем:

Условие выполняется.

Для зубчатого колеса вала при d=15 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=5x5 мм2 при t=3мм, t>1>=2,3мм. Т>1>=0,85Нм.

При длине ступицы шестерни l>=15 мм выбираем длину шпонки l=12мм.

Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (6.1):

Условие выполняется.

6.2 Шпонки промежуточного вала

Для зубчатого колеса вала при d=8 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=2x2 мм2 при t=1,2мм, t>1>=1мм. Т>2>=2,1Нм. При длине ступицы шестерни l>=18 мм выбираем длину шпонки l=14мм.

Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (6.1):

Условие выполняется.

6.3 Шпонки тихоходного вала

Передаваемый момент Т>3>=21Нм.

Для выходного конца вала при d= 18мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=6x6 мм2 при t=3,5мм.

При длине ступицы полумуфты l>=20 мм выбираем длину шпонки l=16мм.

Для червячного колеса тихоходного вала при d=30 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=8x7мм2 при t=4мм.

При длине ступицы шестерни l>=28 мм выбираем длину шпонки l=22мм.

С учетом того, что на ведомом валу устанавливается колесо из бронзы ([]>см>=70…90 Н/мм2) вычисляем по формуле (6.1):

условие выполняется.

Таблица 6

Параметры шпонок и шпоночных соединений

Параметр

тих.вал- полум

тих.вал- колесо

промвал-шестерня

быстр

валшестер.

быстр.

валполум.

Ширина шпонки b,мм

6

8

2

5

2

Высота шпонки h,мм

6

6

2

5

2

Длина шпонки l,мм

16

22

14

12

14

Глубина паза на валу t,мм

3,5

4

1,2

3

1,2

Глубина паза во втулке t>1>,мм

2,8

3,3

1

2,3

1

7 Проверочный расчет валов на статическую прочность

В соответствии с табл.5 наиболее опасным является сечение 3-3 тихоходного вала, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки зубчатого колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты. Исходные данные для расчета:

М>Иэкв>= 146Нм;

М>=144Нм;

Т>3-3>=21Нм;

d>=30мм;

в=8мм – ширина шпонки,

t=4мм – глубина шпоночного паза,

l=22мм – длина шпонки.

При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения – по отнулевому циклу.

Определяем диаметр вала в рассчитываемом сечении при допускаемом напряжении при изгибе [σ>-1>]>=60МПа:

мм; 30>23.

Условие соблюдается.

Определяем напряжения изгиба: σ>=М>/W;

где W – момент сопротивлению изгибу. По [4,табл.11.1]:

;

мм3;

σ>=144000/32448=4,4Н/мм2.

При симметричном цикле его амплитуда равна: σ>= σ> =4,4Н/мм2.

Определяем напряжения кручения: τ>=Т>3-3>/W>;

где W> – момент сопротивлению кручению. По [4,табл.22.1]:

;

мм3;

τ>=21000/64896=0,3Н/мм2.

При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна:

τ>= τ> /2=0,3/2=0,15Н/мм2.

Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала [4, с.258]:

>)>D>=( К>/К>d>+ К>F>-1)/ К>y>;

>)>D>=( К>/К>d>+ К>F>-1)/ К>y>; (7.1)

где К> и К> – эффективные коэффициенты концентрации напряжений,

по табл.11.2 [4] выбираем для шпоночных пазов, выполненных концевой фрезой К> =1,6, К> =1,4;

К>d> – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, по табл.11.3 [4] выбираем К>d> =0,75;

К>F>- коэффициент влияния шероховатости, по табл.11.4 [4] выбираем для шероховатости R>=1,6 К>F>=1,05;

К>y> - коэффициент влияния поверхностного упрочнения, по табл.11.4 [4] выбираем для закалки с нагревом ТВЧ К>y> =1,5.

Подставив значения в формулы (7.1) получим:

>)>D>=( 1,6/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,45;

>)>D>=( 1,4/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,28.

Определяем пределы выносливости вала [4, c263]:

>-1>)>D>=σ>-1>/(К>)>D>; (τ>-1>)>D>=τ>-1>/(К>)>D>; (7.2)

где σ>-1> и τ>-1> – пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, по табл.3. [4] σ>-1> = 380Н/мм2 , τ>-1> ≈0,58 σ>-1> =220Н/мм2;

>-1>)>D>=380/1,45=262Н/мм2; (τ>-1>)>D>=220/1,28=172 Н/мм2.

Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям 4, c263]:

s>=(σ>-1>)>D>/ σ>; s>=(τ>-1>)>D>/ τ>. (7.3)

s>=262/ 4,4=59; s>=172/ 0,15=1146.

Определяем общий коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям [4, c263]:

(7.4)

где [s]=1,6…2,1 – допускаемый коэффициент запаса прочности.

Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается, расчет остальных валов не проводим, т.к. расчет проведен на самом опасном сечении, и коэффициент запаса прочности значительно превышает допустимый.

8 Выбор и проверочный расчет подшипников

Предварительно выбранные подшипниками с действующими на них радиальными нагрузками приведены в табл.7.

Таблица 7

Параметры выбранных подшипников

Быстроходный вал

Промежуточный вал

Тихоходный вал

100

36100

46205

d, мм

10

10

25

D, мм

26

26

52

В, мм

8

8

15

С, кН

4,62

5,03

15,7

С>, кН

1,96

2,45

8,34

R>, Н

137,4

1419

4821

R>, Н

13,1

405

798

Подшипники устанавливаем по схеме «враспор». Пригодность подшипников определяем по условиям [4, c.129]:

С>≤С; L>≥L>h>;

где С> – расчетная динамическая грузоподъемность;

L>h> – требуемая долговечность подшипника, для зубчатых редукторов L>h> =10000ч.

; [4, c.129] (8.1)

где ω – угловая скорость соответствующего вала (см. табл.1); m=3 для шариковых подшипников; R> – эквивалентная динамическая нагрузка, при отсутствии осевых усилий [4, табл.9.1]:

R>=VR> (8.2)

где K>> - коэффициент безопасности; K>> =1,1…1,2 [4, табл.9.4]. Принимаем K>> =1,1.

V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1

K> – температурный коэффициент; K> =1 (до 100ºС) [4, табл.9.4].

Определяем расчетную долговечность подшипников в часах [4, c.129]:

(8.3)

Подставив значения в формулы (8.1)-(8.3) проверяем подшипники.

Для быстроходного вала:

R>=137,4х1,1=151Н;

>- условие выполняется;>

>- условие выполняется.>

>Для промежуточного вала:>

R>=1419х1,1=1560Н;

>- условие выполняется;>

>- условие выполняется.>

>Для тихоходного вала:>

R>=4821х1,1=5300Н;

>- условие выполняется.>

>- условие выполняется.>

>Окончательные параметры подшипников приведены в табл.7.>

9 Выбор масла, смазочных устройств

Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы червяк был в него погружен на глубину h>(рис.10):

h>>max> =(0,1…0,5)d>1 >= 2…8мм;

h>>min>> >= 2,2m = 21 = 2,2мм.

При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники.

Рис.10 Схема определения уровня масла в редукторе

Объем масляной ванны принимаем из расчета 0,5 л на 1кВт передаваемой мощности V = 0,5N>дв> = 0,50,25 = 0,125 л.

Контроль уровня масла производится круглым маслоуказателем, который крепится к корпусу редуктора при помощи винтов. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку в верхней части корпуса.

Выбираем смазочный материал. Для этого ориентировочно рассчитаем необходимую вязкость:

где ν>50> – рекомендуемая кинематическая вязкость смазки при температуре 50°С;

ν>1> =170мм2/с – рекомендуемая вязкость при v=1м/с для зубчатых передач с зубьями без термообработки;

v=4м/с – окружная скорость в зацеплении

Принимаем по табл.10.29 [4] масло И-220А.

Для обоих валов выберем манжетные уплотнения типа 1 из ряда 1 по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла.

Список использованной литературы

1. Основы конструирования: Методические указания к курсовому проектированию/ Сост. А.А.Скороходов, В.А Скорых.-СПб.:СПбГУКиТ, 1999.

    2. Дунаев П.Ф., Детали машин, Курсовое проектирование. М.: Высшая школа, 1990.

    3. Скойбеда А.Т., Кузьмин А.В., Макейчик Н.Н., Детали машин и основы конструирования, Минск: «Вышейшая школа», 2000.

  1. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991

    5. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И.Н.Жестковой. – М.: Машиностроение, 1999