Механические вибраторы строительных и дорожных машин

Федеральное агентство по образованию

Пермский государственный технический университет

Курсовая работа

Механические вибраторы строительных и дорожных машин

1 Задание на проектирование



Спроектировать виброблок с дискретно-регулируемой (от min до max) возбуждающей (возмущающей) силой, имеющей следующие параметры:

1.1 Максимальная возбуждающая сила P>max>=4000 H =4 kH

1.2 Конструктивная схема виброблока № Г

1.3 Тип корпуса подшипника виброблока Ц

1.4 Форма дебалансного элемента № 6

1.5 Привод виброблока – асинхронный электродвигатель. Синхронная

частота вращения ротора электродвигателя 3000 об/мин

1.6 Частота вращения дебалансного вала виброблока n=2000об/мин

1.7 Глубина регулирования возмущающей силы виброблока Г>рег>=80%

Г>рег>= P>min>=P>max>(1-Г>рег>)=4(1-0.80)=0.8 kH

    1. Время необходимое для изменения (регулирования)возмущающей силы виброблока не менее 5 минут

    2. Дебалансный вал виброблока должен быть закрыт быстросъемным защитным кожухом

    3. Опоры дебалансного вала расположить на общей соединительной пластине, предназначенной для крепления виброблока на объекте использования

2 Принципиальная схема и расчет элемента виброблока

Форма дебалансного виброблока

Принципиальная схема элемента виброблока

2 Расчеты

2.1 Выбор материала деталей. Вал виброблока и дебалансный элемент выполняем из стали 45.

    1. Определить размеры поперечного сечения вала виброблока

F>вал>=πd2/4=Р>max>n>E>/[T>ср>] – площадь сечения вала

n>E>> >–суммарный коэффициент запаса прочности (n>E>2.5)

[T>ср>]–допускаемые напряжения при срезе [T>ср>] <65МПа=650 ктс/см2

F>вал>=4000·2.5/65·106=0.0001538 м2 =1.538 см2

Диаметр расчетного сечения d== 1,4см = 14 мм

    1. Выбрать подшипники качения опор виброблока из расчета3000часов непрерывной работы.

L>n>-долговечность работы подшипника L>n>=106/60n(c/R>) γ

n-число оборотов вала виброблока (n=2000об/мин)

R>- эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник, которая в первом приближении R>=(1…1,5)Р>max>=1.2·4000=4800 Н

γ-показатель степени (γ=3 для шариковых подшипников)

с- табличная грузоподъемность подшипника.

В результате подбора удовлетворяющим условию оказывается подшипник 1311, средняя серия:

Шарики

n>пред>,об/мин,

при смазке

Масса,кг

типов

d>2>,

наим.

D>2>,

наиб.

d>

D

B

r

α0

D>w>

z

C

C>o>

плас-тичной

жид-кой

1000 или 111000

55

120

29

3,0

9

15,08

15

40600

22900

4000

5000

1,58

64,4

111

2.4 Определить мощность приводного электрического двигателя

N= k>н.п>*fР>max>> >πd>n/η , [Вт]

k>н.п> = (1÷1,5) – коэффициент неучтенных потерь, f = 0,01 – коэф. трения качения, d> –диаметр отверстия внутреннего кольца (d=0.055 м; η=0.94; π=3.14; P>max>=4000 H; n=2000об/мин=50об/с)

N=0.01*4000*3.14*0.055*50/0.94=294 Вт=0.294 кВт

Возьмем электродвигатель асинхронный трехфазной серии 4А с синхронной частотой вращения 3000 об/мин

4А63А2У N=0.37 кВт n=2770 об/мин

2.5 Спроектировать дебалансный элемент, имеющий, при данной форме и размерах, максимальную величину радиальной координаты центра масс. При проектировании считаем R>d>/d>0>3,

где d>0>- диаметр вала в месте установки дебаланса

d>0>=65 мм R>d>=75 мм

Координату центра масс определяем с помощью подвеса натуральной модели дебаланса на оси, не совпадающей с центром масс: R>=12мм

    1. Спроектируем опоры качения виброблока, состоящие из корпуса подшипника и уплотнительных устройств. Корпус подшипника цельный, имеет лапы для крепления.

Уплотнительные устройства - резиновые армированные манжеты ГОСТ 8752-85 (без пыльника).

d> = d> + 5=60 мм

диаметр вала, d>мм

наружный диаметр, мм

ширина, В мм

60

85

12

Смазку для подшипников возьмем солидол жировой (ГОСТ 1033- 79).

    1. Составим расчетную схему.

Определим расстояние между опорами L(2030).

L(2030)= (2030)=383,2 мм.

Расстояние м/у опорами L=220мм.

Определить реакции опор :

М>=0 : Р>1>*l>1> - R> *(l>1>+l>2>) + Р>2>*(l>1>+l>2>+ l>3>) =0

R> >=> (Р>2>*(l>1>+l>2>+ l>3>) +> >1>*l>1> )/ (l>1>+l>2>) =(3,2*(l>1>+l>2>+ l>3>) +> >1>*l>1> )/ (l>1>+l>2>)=

=(3,2*0,3+0,8*)/0,22=4,76кН

М>=0: R> *(l>1>+l>2>)- Р>1>*l>2> + Р>2>* l>3> =0

R>=( Р>1>*l>2> -Р>2>* l>3>)/ (l>1>+l>2>) =(0.8*0.11-3.2*0.08)/0,22=-0,76 кН

Проверка: Р>max>+ R>+R>B>=0

-4000+4760-760=0

0=0 , то есть реакции определены верно.

Выполняем проверку долговечности подшипников R>=V*R*k>*k>t>

V=1- коэф. вращения, k>=(1÷1,2) – коэф. безопасности, k>t> – температурный коэф.

R>=1*4760*(1÷1,2)*1 ≈4800

Повторим расчет подшипников на долговечность:

L>n>=106/60·2000(40600/4800)3=5042.8 часов

Подобранный подшипник подходит, так как полученная долговечность больше требуемой (3000 часов).

2.8 Спроектируем фрагмент клиноременной передачи.

Подбираем ведомый шкив, зная диаметр ведущего шкива и число оборотов в минуту электродвигателя и виброблока, т.к. линейная скорость ремня приводного и ведущего шкива одинаковы, =>

; ;

; ;

мм,

мм, => диаметр ведомого шкива равен 140 мм.

2.9 Рассчитаем, подберем и установим крепежные болты (4шт.)

Рассчитаем наиболее нагруженный болт из условия, что нагрузка на него не будет превышать P>max>=4000 H

σ=P/F[σ], где [σ]=160 мПа

F=4000/160·106=25·10-6м2= 25 мм2

d==5,7 мм , тогда принимаем болты М10

    1. Рассчитываем массу дебалансного элемента.

P>max>=mω2R => m= P>max>/ω2R - масса дебаланса.

Угловая скорость вращения дебаланса

ω=πn/30=3.14·2000/30≤209,34 рад/мин

R>- расстояние от оси вращения дебалансного вала до центра масс дебаланса (R=12мм).

кг,кг.

Площадь дебаланса F=117 см2 , плотность материала дебаланса ρ=7800кг/м3. Зная площадь дебалансного элемента, его массу и плотность стали, определим толщину диска:

,

,

,.

    1. Составим график величины и направления возмущающей силы виброблока в зависимости от углового положения сменных дебалансных элементов.


Q>1>=P>min>

Q>2>

Q>3>

Q>4>

Q>5>= P>max>

800

1600

2400

3200

4000

Q= F>1>+F>2>*cosα; , где F>1>=F>2>=2400 Н

,

,

,

,

,

3 Схемно–конструктивный анализ вибровозбудителей бегункового (поводкового) одночастотного и поличастотного вибратора

В дебалансных вибраторах центробежная сила дебалансов полностью передается на подшипники вала вибратора. С целью разгрузки подшипников предложена, конструкция бегункового вибратора (рис. 3). Здесь дебаланс 1, выполненный в виде цилиндрического ролика радиусом r, катится по внутренней поверхности беговой дорожки 2. Движение к ролику от водила 3 передается через специальный поводок 4. Центробежная сила P>1>, возникающая при вращении водила, передается непосредственно на корпус виброэлемента. Подшипники ролика нагружены только тем усилием, которое необходимо для преодоления сопротивления перекатыванию его по беговой дорожке.

В
случае применения дебалансных роликов (рис. 3, б) возникают две центробежные силы различной частоты. Одна возбуждающая сила развивается вследствие вращения ц. т. ролика относительно оси О , а вторая - ввиду вращения ролика относительно своей оси О>1>. Движение, ролика в этом случае можно представить состоящим из поступательного вместе с центром ролика и вращательного относительно этого центра.

При поступательном движении центробежная сила изменяется с частотой вращения водила >0>, (рис. 3, б). Ее амплитудное значение определяется из выражения

P>1>=P>1>+P>1>=(M+m)R>0>2

где P>1>- составляющая центробежной силы от массы М, сосредоточенной в точке O>1>, Н ; р>1> - составляющая центробежной силы от массы m приложенной в ц.т. дебаланса (в точке А), Н; М - масса уравновешенной части ролика, кг; m масса дебаланса ролика, кг; R - радиус вращения центра ролика, м.

Вторая сила, изменяющаяся с частотой >, возникает вследствие вращения неуравновешенного ролика вокруг своей оси:

P>2>=m∙e∙>p>2

где е - эксцентриситет дебалансной части ролика, м; > - угловая скорость вращения ролика, c-1:

>=R / r ∙>0>

При установке нескольких дебалансных роликов различного диаметра результативная возмущающая сила равна геометрической сумме составляющих возмущающих сил. Большое значение при этом имеют начальные углы установки дебалансных роликов.

В существующих конструкциях поличастотных бегунковых (поводковых) вибраторов дебалансные ролики свободно перекатываются по беговой дорожке только за счет сил трения. Уменьшение сил трения при вибрации, чему способствует наличие масла в корпусе вибратора, силы инерции при пуске, а также противодействующий момент дебалансной части создают условия для проскальзывания ролика относительно беговой дорожки. Это вызывает уменьшение частоты вращения ролика и в некоторых случаях его остановку. Наличие скольжения изменяет характер результативной возмущающей силы, делает ее переменной и не позволяет иметь стабильный режим вибрации. Параметры бегунковых поличастотных вибраторов необходимо выбирать, с учетом отсутствия отрыва и скольжения ролика. При заданных параметрах необходимо создавать условия, при которых коэффициент трения ролика по беговой дорожке корпуса вибратора будет больше минимального.

Литература

  1. Механические вибраторы строительных и дорожных машин. Под редакцией В.П. Шардина.

2. Курсовое проектирование деталей машин. Под редакцией А.Е. Шейнблита.