Динамический анализ механизмов долбежного станка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Донбасский государственный технический Университет

Кафедра прикладной механики

Динамический анализ механизмов долбежного станка

Алчевск, 2006

Схема механизма и исходные данные

Механизмы долбежного станка

Долбежный станок предназначен для долбления пазов и внутренних канавок в отверстиях. Для движения ползуна с резцом используется шестизвенный кривошипно-кулисный механизм OALBCDEP с качающейся кулисой. Кривошип 2 получает вращательное движение от электродвигателя через клинно-ременную передачу и горизонтальный одноступенчатый редуктор с цилиндрическими колесами. Вращательное движение кривошипа преобразуется в возвратно-поступательное движение ползуна 6 через качающуюся вокруг опоры С кулису 4 с камнем 3 и шатун 5. Ход ползуна Н выбирается в зависимости от длины обрабатываемой поверхности детали с учетом перебегов 0.05Н в начале и конце рабочего хода (см. диаграмму сил полезного сопротивления). Рабочий ход ползуна 6 совершается за больший промежуток времени, чем холостой ход, и соответствует большему углу поворота кривошипа.

Кинематический анализ и выбор электродвигателя

Планы положения мех – ма и силы полезного сопротивления

Выбрав масштаб построили 8–9 планов положений механизма при общем изображении стойки. Пусть ОА=35 мм, тогда

Сначала определили крайнее положение механизма перед рабочим ходом и начиная от него построили 6–8 планов положений механизма соответствующих положениям ведущего звена механизма. Определили 2-ое крайнее положение звеньев механизма и построили для него план механизма. Построили диаграмму усилий, действующее на исполнительное звено, и если необходимо, построили 2 плана положений соответствующие началу и концу действия сил полезного сопротивления.

Структурный анализ механизма

1. Выписываем кинематические пары определяя класс и вид

1–2 – вращ., 5 кл

2–3 – вращ., 5 кл

3–4 – поступ., 5 кл

4–1 – вращ., 5 кл

4–5 – вращ., 5 кл

5–6 – вращ., 5 кл

6–1 – поступ., 5 кл

2. Определяем степень подвижности

W=3n-2p>5> – p>4> =3*5–2*7=1

3. Строим структурную схему механизма

4. Определяем группы Ассура, определяем класс, порядок и вид

5–6 гр. Ассура, II класса, II порядка, с внешней поступательной парой

3–4 гр. Ассура, II класса, II порядка, с внутренней поступательной парой

1–2 механизм I класса

5. Определяем точки наслоения

I (1,2) – II (3,4) – III (5,6)

Весь механизм II класса.

Планы скоростей. Линейные скорости точек и угловые скорости звеньев

Построение плана скоростей

Скорость точки A постоянна и равна:

Выбираем масштаб плана скоростей. Пусть отрезок - изобр. скорость т.А на плане скоростей. Тогда масштаб плана скоростей будет:

Вектор p>v>а направлен перпендикулярно ОА по направлению ω>2.>

Рассмотрим группу Ассура 3–4 (внутренняя точка А>4>) и запишем систему уравнений:

V>A>>4 >= V>A>+ V>A>>>> >

V>A>>4> = V>С>+ V>A>>>> >> >

Систему решим графически. Рассмотрим первое уравнение системы: через точку a плана скоростей проводим прямую, параллельную звену BL> >(на этой прямой будет находиться V>A>>> и точка A>4>).
Решаем второе уравнение.V>С>=0, т. к. точка С неподвижна, а значит вектор p>v>с, изображающий скорость V>С> =0 и> >точка С совпадает с p>v>>. >Через полюс плана скоростей (точки с) проводим прямую перпендикулярную А>4>C. При пересечении двух прямых получаем положение точки а>4>>.>

Положение точек b, на плане скоростей определяем по теоремам подобия. Точка b будет находиться так:

Проведём окружность радиусом а>4>b с центром в точке а>4> и радиусом cb с центром в точке c, пересечение их является точка b. Из полюса p>v>> >проводим вектор в точку b.

Точка , будет находиться на отрезке bа>4>, причём:

Точка d будет находиться на отрезке bc, причём:

Рассмотрим группу Ассура 5–6 (внутренняя точка Е) и запишем систему уравнений:

V>Е>> >= V>D>+ V>ED>> >

V>E> = V>P>+ V>EP>> >

Систему решим графически. Рассмотрим первое уравнение системы: через точку d плана скоростей проводим прямую (на этой прямой будет находиться V>ED> и точка E).

Решаем второе уравнение.V>P>=0, т. к. точка P неподвижна, а значит вектор p>v>> >p, изображающий скорость V>P> =0 и> >точка P совпадает с p>v>>. >Через полюс плана скоростей (точки p) проводим прямую > >. При пересечении двух прямых получаем положение точки e(s>6>)>.>

Точка будет находиться на отрезке de(ds>6>), причём:

Определим истинные значения линейных скоростей точек и угловых скоростей звеньев механизма:

План скоростей рассмотрен для выделенного положения.

Аналогично строится планы скоростей для остальных положений механизма.

Результаты заносятся в таблицу скоростей точек и звеньев механизма.

Таблица 1 – Линейные скорости характерных точек и угловые скорости звеньев

Параметр

Значение в положении

1

2

Основное

4

5

6

7

8

9

V>А4, м/с>

0

1.32

2.2

2.7

0.6

1.5

0

1.3

2.5

V>B, >>м/с>

0

0.5

0.7

0.8

0.6

0.4

0

0.6

1.1

V>D>>, м/с>

0

1.1

1.6

1.9

1.3

1.

0

1.1

2.7

V>E>>, м/с>

0

0.8

1.4

2

1.4

1.1

0

1.2

2.6

V>S4>>, м/с>

0

0.7

1.2

1.2

0.9

0.7

0

0.7

1.8

V>S5>>, м/с>

0

1

1.5

0.2

1.4

1.1

0

1.1

2.6

V>L>>,м/с>

0

1.7

2.6

2.9

2.1

1.7

0

1.8

4.1

V>A4A>>,м/с>

0

2.8

2.3

0.4

1.4

1.8

0

2.8

1.2

V>A4C>>,м/с>

0

1.3

2.2

2.7

0.6

1.5

0

1.3

2.5

V>ED>>,м/с>

0

0.4

0.5

0.4

0.3

0.3

0

0.3

0.2

V>EP>>,м/с>

0

0.8

1.4

2

1.4

1.1

0

1.2

2.6

ω>4>>, -1

0

0.2

0.3

0.4

0.1

0.2

0

0.2

0.5

ω>5>>,-1

0

1

1.1

0.8

0.7

0.6

0

0.6

0.4

5. Построение диаграммы приведенного момента сил сопротивления

Определение точки приложения и направление уравновешивающей силы (приведенной силы)

Для определения полюса зацепления в зубчатой передаче, принять радиус делительной окружности ведомого колеса 2 .

Выделить более четкими линиями один из планов механизма на рабочем ходу (где действует сила полезного сопротивления), но не крайние положения. Для этого положения пронумеровать звенья и обозначить кинематические пары и центры масс звеньев. Нумерацию планов положений начать с крайнего положения перед рабочим ходом.

Определяем радиус делительной окружности ведомого колеса

Принимаем r>2>=0,09 м, используя масштаб , определим масштаб на плане механизма:

На плане механизма находится точка полюса зацепления (т. р>0>), а также направ-ление уравновешивающей силы (приведенной силы и ее точки приложения т. В>2>)

Используя теорему подобия находим положения и скорость т. В>2>> >на планах скоростей в каждом положении:

Пара-

метры

Положения

1

2

Основное

4

5

6

7

8

9

p>v>b>2>мм

50

50

50

50

50

50

50

50

50

ab>2>мм

105

110

106

82

46

38

17

22

55

V>B2> м/с

2.2

2.2

2.2

2.2

2.2

2.2

2.2

2.2

2.2

Определение силы полезного сопротивления по диаграмме сил и силы тяжести звеньев в каждом положении и прикладывание его к механизму

Определяем силы тяжести:

Значение сил полезного сопротивления и сил тяжести звеньев во всех положениях механизма одинаковы, кроме 1-ого и 7-ого, где F=0

Силы проставляются только в выделенном положении.

Согласно теоремы Жуковского «О жестком рычаге», перенести все силы из плана механизма на план скоростей повернув их на 900 в том числе .

Взять сумму моментов всех сил относительно p>v>> >и найти величину, направление .

Уравновешивающий момент:

Поскольку приведенная сила сопротивления и приведенный момент сопротивления то имеем значения приведенных моментов сил сопротивления. Каждый момент заносим в таблицу

Таблица 3 – Приведенные значения моментов сил полезного сопротивления

Положения

1

2

Основное

4

5

6

7

8

9

, кНм

0

19,5

31,4

46

33

25,9

0

15,9

10

По значениям в таблице строим график на миллиметровке.

Определение мощности электродвигателя и разбивка передаточного отношения по ступеням. Определив для каждого положения строим график изменения приведенного момента сил сопротивления от функции угла поворота звена приведения по оси абсцисс, масштаб равен:

Имея зависимость определяем требуемую мощность электродвигателя, для этого находим работу сил сопротивления:

,

где S – площадь, мм>2>

Тогда работа движущих сил:

,

где A>g> – полезная работа механизма,

Средняя мощность движущих сил:

Требуемая мощность электродвигателя: ,

где

КПД зубчатой передачи, - цилиндрическая передача

- КПД ременной передачи,

- КПД одной пары подшипников качения,

количество пар подшипников качения

По ГОСТ 19523–81 выбираем , причем , согласно выбираем синхронную частоту вращения , процент скольжения S. Соответственно выбрали:

=0,55 кВт, =1500 об/мин, S=7,3%

Определяем номинальное число оборотов электродвигателя:

Определяем передаточное число, общее:

где - передаточное число редуктора, выбираем по ГОСТ 2185–66

Up – передаточное число ременной передачи

радиус делительной окружности шестерни

Построение диаграммы изменения кинетической энергии

Имея диаграмму сил сопротивления графически проинтегрируем ее методом хорд и получим график работы сил сопротивления . Масштаб графика получим вычисляя по формуле:

,

где масштаб

масштаб оси

Н – полюсное расстояние при графическом интегрировании, мм

Приведенный момент движения сил для промышленных установок принимаем постоянным в течение всего цикла установившегося режима. Учитывая то обстоятельство, что за полный цикл установившегося движения работа движущих сил равна работе сил сопротивления. Соединяем 1-ую и последнюю точки в диаграмме прямой линией. Указанная прямая в положительной области представляет собой диаграмму работ движущих сил . Вычитая из ординат диаграммы соответствующие ординаты диаграммы и откладывая разность на соответствующей ординате получаем диаграмму изменения (приращения) кинетической энергии механизма

Определение истинной скорости движения звена приведения

Построение диаграммы приведенного момента инерции по уровню:

Определяем значения приведенного момента инерции в каждом положении:

Результат заносим в таблицу.

Таблица 4 – Значения приведенных моментов инерции

Положение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0,15

0,25

0,43

0,52

0,39

0,3

0,15

0,32

0,86

По полученным значениям строим график изменения приведенного момента инерции от функции угла поворота звена приведения .

Масштаб

Построение диаграммы «Энергия – масса» (кривой Виттенбауэра) и зависимости

Исключив из графиков и аргумент φ получим функциональную зависимость изменения приращения к кинетической энергии от приведенного момента инерции - диаграмму Виттенбауэра.

Кинетическая энергия механизма в любой момент времени можно представить в виде суммы кинетической энергии механизма в начальный момент времени и разности работ сил движущих A>g>> >и сил сопротивления A> за время соответствующее повороту звена приведения на угол φ, т.е.

Переносим начало координат графика на расстояние соответствующее значению кинетической энергии .

В этом случае диаграмма Виттенбауэра отнесенная к новой системе координат, представляет кривую изменения кинетической энергии всего механизма функции приведенного момента инерции

Истинная скорость звена приведения в данном его положении:

(1)

Взяв на кривой произвольно выбрав точку с координатами (х, у) и определив значение:

После подстановки в формулу (1) получим:

(2)

Полученные данные заносим в таблицу.

Таблица 5-Значения истинной скорости движения звена приведения

Положение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По значениям таблицы строим диаграмму изменения истинной скорости движения звена приведения .

Из нового начала координат т. О>1 >касательно к диаграмме проводим

Лучи и находим лучи , тогда по формуле (2) находим ,. Угловые

Скорости звена приведения: