Приватизация имущества в Украине

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 1

по дисциплине: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

тема: ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

ТЕМА:ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА.

ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ

П Л А Н

1.ВВЕДЕНИЕ

2.ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

2.1 Содержание науки

2.2 Методология науки

2.3 Основные категории

3.ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ

3.1 Понятие приватизации

3.2 Принципы приватизации

3.3 Законодательство Украины о приватизации

3.4 Субъекты приватизации

3.5 Споры,возникающие в процессе приватизации

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. В В Е Д Е Н И Е

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций де- мократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связа- но не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной сис- темы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юс- тиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формиро- вание высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.  Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет,источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инс- трументальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соот- ветствующие свободы". К этой цели общество придет только через повыше- ние ответственности, возложенной " на институты государственной влас- ти", решительные действия по экономическому, политическому и социаль- ному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких действий".

Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточ- ной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, заня- тых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период революционных преоб- разований, социальной конструкции общества, его новых экономических и политических ориентаций.  Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориенти- роваться в различных отраслях права. Финансовое право занимает веду- щее место среди остальных отраслей права,так как в повседневной жизни между физическими и юридическими лицами возникают постоянно товар- но-денежные отношения и любой юрист обязан знать как по закону разре- шать споры возникающие при этих отношениях.  Предложенная ниже тема - ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА более интересна в связи с переходам нашего общества от социалистичес- ких к капиталистическим отношениям и как следствие этого интересна глубокая правовая реформа вокруг финансово-правовых отношениях.

2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

В настоящее время при переходе к рыночным отношениям происходит формирование новой финансовой системы,следовательно новой науки финан- сового права. Финансовое право выступает как категория в двух ипоста- сиях. Как отрасль права и как отрасль правовой науки. Под финансовым правом понимается совокупность правовых норм ,которые определяют пове- дение субъектов в области управления государственными финансами. Так нормы финансового права указывают какие в государстве взымаются нало- ги, кто их платит,какие органы взымают и осуществляют контроль за сво- евременным представлением налоговых отчетов и деклараций. Под финансо- вым правом следует понимать тот правовой порядок создающийся в резуль- тате реализации финансово-правовых норм. Так сотрудник налоговой инс- пекции проверяющий достоверность данных об источниках денежных средств в декларации предпринимателя осуществляет свою деятельность не произ- вольно, а на основании действующего законодательства.Нормы обязывают и дают право осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплатель- щиков. Вместе с тем нормы финансового права обязывают налогоплательщи- ков честно и своевременно уплачивать налоги государству. Таким образом нормы финансового права определяют поведение субъектов. Но если право определяет и приказывает, то наука доказывает. Наука финансового права анализирует финансово-правовые нормы, классифицирует и систематизирует их. Наука финансового права не регулирует общественные отношения в об- ласти управления государственными финансами и не определяет поведение субъектов. Она изучает основные финансово-правовые категории и нормы, способствует их разработке совершенствует финансовое законодательство путем разработки рекомендаций. Наука материализуется в статьях, моног- рафических учебниках по финансовому праву. Таким образом, финансовое право - это система юридических норм устанавливающая определенный по- рядок в государстве, а наука финансового права - это система знаний в области финансового права. Нормы финансового права появились давно. Они встречаются в законах Хамураппи, " Русской правде", Великой Хартии вольностей ( В 1215 г. следующим образом сформулировали одну из фундо- ментальных норм: ни деньги, ни пособия не должны взыматься иначе как по общему совету королевства). А наука финансового права возникла сравнительно не давно, в середине 19 в. К этому времени завершается становление буржуазного общества и происходит огромное поступление числа финансово- правовых норм. Наука финансового права складывается из числа постоянных элементов.

Предмет науки: Наука финансового права часть юридической науки. Предметом ее является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Предмет науки воплощается в форме финансо- во-правовых категорий. Наука финансового права характеризуется тем, что ее содержание образует система таких категорий как: государствен- ные финансы, финансовая деятельность государства, финансовые акты, фи- нансово- правовые нормы и др. В этих понятиях выражено главное, что ха- рактеризует финансово- правовую деятельность.  Эти знания воплощаются в форме исследований о финансово- правовых нормах и их институтах: бюджетном, налоговом праве.  Эти знания классифицируются систематически и обобщаются.На базе таких исследований разрабатываются теоретические проблемы необходимые для правильного применения норм финансового права для практической де- ятельности. Наука финансового права изучает финансовое право, обосно- вывает его как самостоятельную отрасль права в юриспруденции причем в тесной связи с жизнью.Обобщает опыт развития финансовое право в циви- лизованных странах, анализируя финансово- правовые модели, которые можно заимствовать и использовать с нашей стране. Таким образом наука финансовое право изучает практику применения финансовых законов путем анализа м синтеза.Выделят 3 функции выполненные наукой финансового права по отношению к действующему законодательству.  1. Аналитическая (коментирование, классификация финансово-правовых норм, приведение их в стройную и понятную систему).  2. Критическая ( выявление дефектов и недочетов в действующем фи- нансовом законодательстве, фиксация несоответствий правовой нормы тре- бованиям жизни).  3. Конструктивная (способствует образованию новых финансовых норм.Используются в процессе нормотворческой деятельности государства).  Таким образом наука финансового права представляет собой систему специфических знаний, которые группируются вокруг понятий: бюджет, го- сударственные финансы, налоговая система, банковская система и некото- рые другие.

Наука финансового права имеет свои особенности состоящие в сле- дующем: она является общей наукой, предмет которой составляет социаль- ные категории. Этой особенностью, наука финансового права отличается как от естественных , так и от юридических наук. Во-вторых наука фи- нансового права является юридической наукой, изучающей такие финансо- во-правовые категории и явления, которые представляют собой соединение правовой и экономической материи. Так денежные средства являются и продуктом экономического закона стоимости и творением государственной власти, т.е. наука финансового права не может обходиться без экономи- ческих понятий составляющих обязательный фундамент финансово - право- вых явлений. В- третьих, наука финансового права призвана не только объяснять финансово-правовые нормы, но и служить базой для решения практических вопросов финансовых органов.  Наука финансового права возникла в середине 19 века отпочковав- шись от науки государственного и административного права. Вместе с тем она находится в тесной связи с политэкономией и финансовой наукой. Впервые разработку науки финансового права начал английский политэко- ном Адам Смит, обосновавший пропорцию налога. Это является главным толчком развития данной науки.

Содержание науки финансового права составляет 4 комплексные проблемы:

1. Общетеоретические проблемы, на базе которых возможно понимание и функционирование всех других( государственные финансы; финансовая деятельность государства);

2. Специальные проблемы относят к бюджетному праву ( бюджетное устройство, бюджетный процесс, налоговое право;) причем проблемы бюджетного права выводят в науке финансового права на первый план в связи с политической ролью бюджета в жизни государства и общества, его место финансовой системе государства;

3. Те проблемы, которые относятся к банковскому праву в этой части изучают вопросы эмиссионного права, валютного законодательства, вопросы связанные с освещением роли Национального банка, как центрального банка Страны, т.е. кассового кредитного и расчетного органа страны;

4. Проблемы сберегательного дела.

Предмет и содержание науки финансового права тесно связаны с ее методом познания. Если предмет науки говорит о том какой объект следу- ет изучать, а содержание означает систему проблем состоящую из объек- тивного познания, то метод свидетельствует о том с помощью каких прие- мов и способов необходимо изучать данный объект. Метод   Марксистская методология способствовала изгнанию науки финансово- го права как буржуазной дисциплины. В настоящее время эта наука изуча- ется на всех факультетах высшых учебных заведений страны. Наука фи- нансового права находится на стыке административной, государственной, финансовой науки и политэкономии. Это предопределяет использование оп- ределенного набора методов. Наиболее важный - формально догматический (dogma-греч.,мнение,умение). Этот метод включает такие приемы как опи- сание, анализ финансово-правовых норм, их объяснение, толкование, классификацию. В данном методе осуществляется юридическая обработка правового материала. С помощью данного метода нормы финансового права изучаются в трех аспектах:

1. Какой она является в законе.

2. Применима ли она в таком виде в жизненной ситуации.

3. Какой должна быть в идеале.

Данный метод необходим для того, чтоб наука финансового права могла снабдить финансовую практику точными рекомендациями.

Второй метод заключается в том, что наука финансового права при анализе финансово - правовых явлений широко использует явления и выводы используемые другими науками.

Третий метод сравнительно простого исследования. Это способ исследования двух или более финансовых институтов. Такое сопоставление очень важно как с практической, так и с теоретической точки зрения, т.к. помогает совершенствованию правовых норм.

Четвертый метод конкретно социологического исследования. Включает наблюдение деятельности финансовых органов, налоговых инспекций, банковских органов, анкетирование.

Пятый метод - статистическая обработка фактического материала. Позволяет изучить различные явления, найти определенные закономерности и сделать соответствующие выводы. Данный метод складывается:

1. Наблюдения и сбор фактов, сводной обработки статистических данных и их анализ.

2. Рекомендации для законодателей.

Шестой метод - сравнительно-исторический метод исследования. Предполагает исторический подход к анализу и оценке.

Каждая наука имеет свою систему категорий в которых отображены наиболее общие и существенные знания науки. Финансово - правовая наука имеет такие особенности по сравнению с другими науками, что ее категории находят свое отражение в законе, т.е. закрепляются законодательно.

К основным категориям относится такие как государственно-денежные средства, бюджет, государственные доходы и расходы.

3.ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

4 марта 1992 года Верховным Советом Украины был принят Закон Ук- раины "О приватизации имущества государственных предприятий",который был введен в действие 15 марта 1992 года.(1)  Настоящий закон регулирует правовые,экономические и организацион- ные основы приватизации предприятий общегосударственной,республиканс- кой (Республики Крым) и коммунальной собственности в целях создания многоукладной социально ориентированной рыночной экономики Украины.

3.1 Приватизация имущества государственных предприятий Украины ( в дальнейшем - приватизация) - это отчуждение имущества, находящегося в общегосударственной,республиканской (Республики Крым) и коммунальной собственности,в пользу физических и негосударственных юридических лиц.

3.2 Приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

- законности;

- предоставления льгот на приобретение государственного имущества членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- обеспечения социальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации;

- приоритетного предоставления гражданам Украины прав на приобретение государственного имущества;

- безвозмездной передачи доли государственного имущества каждому гражданину украины;

- приватизация государственного имущества на платной основе с применением приватизационных бумаг;

- соблюдением антимонопольного законодательства;

- полного,своевременного и достоверного информирования граждан о всех действиях по приватизации;

- приоритетного права трудовых коллективов на выбор формы собственности и приобретения имущества своих предприятий.

3.3 Законодательство Украины о приватизации состоит из настоящего Закона,указов президента Украины,другого законодательства,регулирующе _________________________

1.О приватизации имущества государственных предприятий: Закон Украины от 4 марта 1992 г.//Ведомости Верховной Рады Украины.- 1992.

N24.- Ст.348.

го осуществление приватизации.

Действие настоящего закона не распространяется на : - приватизацию объектов государственного земельного и жилого фондов,а также объектов социально-культурного назначения,за исключением принадлежащих приватизируемым предприятиям;

- изменение организационно-правовых форм собственности колхозов, предприятий потребительской кооперации.

Приватизация долей (акций,паев),находящихся в государственной собственности,в имуществе совместных предприятий с иностранными инвестициями производится в соответствии с гражданским законодательством и уставными документами совместных предприятий.

3.4 Субъектами приватизации являются:

- государственные органы приватизации;

- покупатели;

- продавцы;

- представители и посредники.

3.5 Споры возникающие в процессе приватизации, разрешаются судом или арбитражным судом в установленном порядке в соответствии с их компетенцией.

4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Конечно,в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему как ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРА- ВА, однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной ра- боте приведены. Несмотря на то,что правотворческий подход к финансовым отношениям по-российскому и по-украинскому законодательству несколько отличаются друг от друга,но эти отличия не столь существенные и к тому же по ряду объективных и субъективных причин российская правотворчес- кая мысль немного опережает украинскую,что дает нашим законодателям использовать положительный опыт накопленный российскими юристами после принятия тех или иных нормативных актов, и избегать ошибок,обязательно встречающихся на таком тернистом пути как правотворчество.  Используя положительный опыт не только России ,но и других разви- тых государств,учитывая национальные и исторические особенности нашего народа Украина станет демократическим и правовым государством.

5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Гражданское право.Часть 1.Учебник/ Под ред.Ю.К.Толстого,А.П. Сергеева.- М.:Издательство ТЕИС,1996. - 292-300с.

2.Гражданский кодекс Украинской ССР: Нучн.-практ.коммент. Пер. с укр. /И.Г.Агапов,М.И.Бару,И.А.Беленчук и др. -К: Политиздат Украины,1981.- 639 с.

3.Конституция (Основной Закон) Украины - Принятая Верховным Советом Украины 28.06.1996г.

4.О приватизации имущества государственных предприятий: Закон Украины от 4 марта 1992 г.//Ведомости Верховной Рады Украины.- 1992. N24.- Ст.348.

5.Политологический словарь. - К.: ИнноЦентр. - 1991.

6.Советское финансовое право: Учебник.-М.: Юрид.лит.,1987.-464 с.

7.Юридический энциклопедический словарь. - М.: СЭ. - 1984.