Формы государственного управления и устройства

Волгоградская академия государственной службы

Реферат

Формы государственного управления и устройства

Подготовила студентка

группы ЮВ-303

Пенкина Н.В.

Волгоград

1997 год

Под формой государства мы понимаем совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В науке конституционного права различают две основные формы государства - форму правления и форму государственного устройства, которые весьма разнообразны.

Главнейшие причины разнообразия форм государства:

- историческая традиция развития национальной государственности;

- исторические особенности становления самой национальной государственности;

- национальный состав населения данной страны;

- в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, - влияние метрополии.

Форма правления - организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма правления - это та сторона организации власти, в которой выражаются принципы организации верховной, суверенной власти в государстве, правовое положение главы государства.

В зарубежных странах существуют две основные формы правления - монархия и республика.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно.

Монархия может быть:

- абсолютной (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ);

- конституционной, которая в свою очередь подразделяется на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко) и парламентарную (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.).

Абсолютная монархия характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

Дуалистическая монархия - первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Она характеризуется определенными признаками:

- одновременное существование двух политических учреждений - монархии и парламента, которые делят между собой государственную власть;

- юридическая и фактическая независимость монарха от парламента в сфере исполнительной власти;

- формальный характер законодательных полномочий парламента, сильно урезанных монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.

Парламентарная монархия существует обычно в высокоразвитых государствах. Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.

Признаки парламентарной монархии:

- ограниченность власти монарха не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством;

- отсутствие фактической ответственности министров и правительства перед монархом;

- центральное место правительства в системе государственных органов и его ответственность перед парламентом.

Рядом специфических черт обладает монархическая форма правления в странах, которые являются доминионами, входящими в Содружество наций (Канада, Австралия, Ямайка, Новая Зеландия, Барбадос и др.). Доминионы состоят в отношениях личной унии с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и собственных монархов не имеют. Английская королева является королевой каждого из доминионов, но в ее отсутствие функции главы государства в доминионе осуществляет генерал-губернатор, который назначается королевой по представлению правительства доминиона из числа его жителей.

Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением, а потому верховная власть является срочной и юридически ответственной.

В зарубежных странах существуют два основных вида республиканских форм правления - президентская и парламентарная республика.

Дуалистическая (президентская) республика - форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Теоретически она строится по принципу жесткого разделения властей. Отличительные особенности:

- отсутствие должности премьер-министра;

- внепарламентский метод избрания президента;

- внепарламентский метод формирования правительства;

- отсутствие института парламентской ответственности;

- отсутствие у президента права роспуска парламента.

Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские. В последние 10-15 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Отличительные особенности:

- наличие должности премьер-министра;

- парламентский метод избрания главы государства;

- парламентский метод формирования правительства из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате;

- политическая ответственность правительства перед парламентом.

Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Для парламентарной республики в значительной степени характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти.

Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести Италию, Германию, Австрию, Швейцарию, Финляндию, Исландию, Израиль, Ливан, Турцию, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.

Например, по Конституции Французской Республики 1958 г. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и Президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом с одной стороны и Премьер-министром и парламентским большинством - с другой может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется. Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия.

Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство назначается парламентом и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный режим, следовательно, дуалистический.

Существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), монархии и республики (например, в Малайзии).

В современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.

В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (управление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983-1984 гг.). Малайзия - парламентарная монархия.

Иначе обстоит дело в ОАЭ. Высший совет семи эмиров - субъектов федерации обладает всей полнотой власти - он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971 г., и зависящее от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены у Совета эмиров. В ОАЭ действует по существу коллективный монарх.

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

- как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства государство может быть унитарным (простым) и федеративным (сложным).

Унитарная форма государственного устройства является преобладающей (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран). Основные признаки:

- единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений;

- единая система высших органов государственной власти;

- единое гражданство;

- единая система права;

- единая судебная система;

- территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Присущая унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени. Различия в степени и формах контроля со стороны центральной администрации над местными органами самоуправления дают определенные основания для деления унитарных государств на централизованные (Франция, Турция, Япония) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия). В настоящее время существует несколько унитарных государств, которые характеризуются наличием административной автономии для некоторых структурных подразделений территории (Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, области Италии, Аландские острова в Финляндии и др.).

Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Республика Аргентина, Бразилия, Республика Венесуэла, Мексиканские Соединенные Штаты, ФРГ, Австрия, Индия, Федерация Малайзия и др.)

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Характерные признаки:

- территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого и состоит из территорий субъектов федерации;

- субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (имеет право принятия собственной конституции);

- субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов;

- субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;

- наличие двойного гражданства (союза и соответствующего государственного образования);

- двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм)

Федеративная форма в молодых государствах отличается высокой степенью централизации.

В некоторых зарубежных странах в том или ином виде существует административная автономия, предоставляемая их структурным подразделениям, обладающим существенными национальными, этническими, географическими или историческими особенностями (Дания, Испания, Финляндия, Португалия, Шри-Ланка, Индия). Обычно это страны с унитарной формой государственного устройства.

Общие положения об автономии устанавливаются конституциями соответствующих стран и специальными парламентскими законами.

Отличительные особенности:

- более широкие права, чем у муниципальных органов обычных административно-территориальных единиц;

- представительные учреждения и органы более самостоятельны по отношению к центральной власти, чем обычные муниципалитеты;

- объем полномочий значительно меньше, чем у субъектов федерации.