Россия - демократическое государство

ПЛАН.

    Введение с. 3.

    Глава 1. Понятие демократии с. 5.

    Глава 2. Формы демократии с. 12.

    2.1. Непосредственная демократия с. 12.

    2.1.1. Референдум с. 16.

    2.1.2. Выборы с. 23.

    2.2. Представительная демократия с. 28.

    Заключение с. 33.

    Список использованной литературы и нормативных источников с. 34.

Введение.

В наши дни, в социальной и политической среде довольно часто возникают споры о демократичности Российского государства, поскольку, нормы, провозглашающие демократию в России, закреплённые в Конституции и иных правовых актах, на практике просто не выполняются. Так, например некоторые, установленные Конституцией, права и свободы граждан ущемляются или нарушаются другими нормативными актами и законами. Очень часто с этим сталкивается Конституционный суд России, как орган, стоящий на страже Конституционных основ государства. Примером постановления Конституционного суда РФ, в котором делается упор на российское общество как на демократическое является: Постановление по делу о проверке конституционности абзацев 3-го и 4-го пункта 3 ст. 27 ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетели Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь прославления» от 23 ноября 1999г.

Конечно, мы не можем оспаривать наличие демократии в России, поскольку для этого нет столь достаточных и полных оснований, но более подробное изучение институтов демократии, на наш взгляд, будет полезным, не только для отличных знаний в Конституционном праве России, но и для лучшего ориентирования в общей системе права и политике. Современная литература даёт нам большие возможности для проведения этого изучения.

В процессе создания данной работы, был исследован довольно большой объём различных учебных пособий, но использованы только самые общепризнанные и доступные, например таких известных авторов как, Козлова Е. И., Кутафин О. Е.1, Баглай М. В.2 и др. Также приводятся некоторые правовые акты и судебная практика Конституционного суда.

Итак, целью работы является изучение самой демократии в России, её форм и конкретно таких основных институтов как: референдум и выборы, насколько это возможно в допустимых рамках объёма курсовой работы.

Основная часть состоит из двух глав: «Понятие демократии» и «Формы демократии». Во второй главе, в связи с широтой рассматриваемого вопроса, выделены не только пункты, но и подпункты. В конце работы сделаны общие выводы в виде заключения.

Глава 1. Понятие демократии.

Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нём представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплённые законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан, независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов. Данный политический режим означает гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений.3

Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления4. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, политическом многообразии; местном самоуправлении.

В Конституции Российской Федерации указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие — «демократия» в переводе с древнегреческого).

Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуж­дение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства.5

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.

Особое место в этой системе занимает государство. Государствоэто единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативно-правовых актов.

Почему именно государство является основной формой реализации

суверенитета народа?

Во-первых, государство — это единственная полновластная орга­низация в масштабе страны.

Во-вторых, государство представляет весь многонациональный народ России, выражает его совокупную волю.

В-третьих, государство является собственником значительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью.

В-четвертых, государство является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами.

Для Российской Федерации как государства присущи определенные признаки, свойственные любому государству, независимо от обще­ственно-экономической формации, формы устройства и правления, политического режима и других критериев.6

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государст­ва, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправ­ления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граж­дане. Народовластие как форма государства и способ правления пре­вращается, таким образом, в организационный принцип обладания влас­тью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государ­ственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представ­ление о народе как исходном и конечном пункте демократической ле­гитимации является базовым в понимании демократии.7

Поэтому признание народа в качестве верховного носителя государствен­ной власти является выражением народного суверенитета.8

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ.

Разделение властей — один из основных признаков демократии и принципов действующей Конституции Российской Федерации. В ст. 10 предусмотрено, что го­сударственная власть в Российской Федерации осуществляется на ос­нове разделения на законодательную, исполнительную и судебную, ор­ганы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией Российской Феде­рации и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при кото­ром ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктатор­ского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматри­вает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятель­ности государства, всех его структур и на этой основе повышение эф­фективности всего механизма управления государственными делами.

Демократия в Российской Федерации осуществляется и на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает со­здание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Консти­туции.

Политический плюрализм способствует повышению эффективнос­ти народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения.

Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма — предпосылка не только реализа­ции принципа народовластия, но и функционирования правового госу­дарства.9

Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. 10 Это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его историчес­ких и иных местных традиций.11

Конституция определяет формы осуществления местного самоуправления в РФ. К ним относятся: референдумы местного значения, участие в вы­борах в органы местного самоуправления (непосредственная демокра­тия), осуществление местного самоуправления через выборные и дру­гие органы местного самоуправления (представительная демократия), другие формы прямого волеизъявления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).12

Местное самоуправление следует рассматривать в трех главных аспектах как:

- одну из основ конституционного строя;

- право населения на самостоятельное решение воп­росов местного значения;

- одну из форм народовластия.13

Такой автор как М. В. Баглай выделяет также в качестве важнейшего признака демократического государства и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, поскольку, именно здесь, как считает он, проявляется тесная связь формально демо­кратических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы стано­вятся реальными, устанавливается законность и исключает­ся произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федера­ции закрепила все известные мировой практике права и сво­боды, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства за­щищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия — это не вседозволен­ность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правоза­щитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда дей­ствуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрых­ления» государственности, т. е. невыполнения законов и дру­гих правовых актов, игнорирования действий органов госу­дарственной власти. Это государство подчинено закону и тре­бует законопослушания от всех своих граждан.14

Глава 2. Формы демократии.

2.1. Непосредственная демократия.

В отечественной правовой литературе нет единства в толкова­нии понятия непосредственной демократии. Ученые определяют ее по-разному. Наибольшее распространение, пожалуй, получило определение, данное В.Ф. Котоком, который под непосредствен­ной демократией в социалистическом обществе понимал инициа­тиву и самодеятельность народных масс в управлении государст­вом, их прямое волеизъявление при выработке и принятии госу­дарственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений, в осуществлении народного контроля.

По мнению Н.П. Фарберова, «прямое народовластие означает прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии го­сударственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля».

Главный признак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне, — сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивная функция в системе социального управле­ния, сконструированная на принципах представительного правле­ния и народного суверенитета.

Народ, обладая государственной властью во всей ее полноте, не отчуждает ее от себя, наоборот, он создает надежные механиз­мы, при помощи которых может высказать, исходя из собственно­го понимания своих интересов, мнение относительно целесообраз­ности и результативности осуществления государственной власти ее институтами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в ее функционирование и направленность.

Наро­довластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В юридической литературе недостаточно изучен вопрос о субъектах непосредственной демократии. Нельзя даже сказать, что само понятие субъекта непосредственной демократии прочно вошло в научный оборот. Чаще всего под ее субъектами понимаются народ, народные массы либо граждане, что, на наш взгляд, не исчерпывает содержания данного понятия.

Понятие субъекта непосредственной демократии имеет свою специфику.

Субъекты непосредственной демократии — это не просто граждане и организации, которые являются носителями субъек­тивных прав и обязанностей. В данном случае акцент делается на права, а не на обязанности, а права этих субъектов реализуются только в политической сфере. В отличие от классического поня­тия субъекта права здесь невозможно говорить о физических и юридических лицах, так как многие коллективные субъекты непо­средственной демократии не обладают и не могут обладать при­знаками юридического лица.

Под субъектом непосредственной демократии понимается тот активный элемент (индивид или коллектив), который путем непо­средственного властного изъявления осуществляет государствен­ную или иную публичную власть.

Таким образом, к субъектам непосредственной демо­кратии следует отнести: отдельную личность (прежде всего гражда­нина); различного рода объединения граждан: общественные орга­низации, инициативные группы, собрания; граждан, проживаю­щих на территории одного субъекта Российской Федерации, обла­дающих избирательным правом; весь многонациональный народ Российской Федерации. 15

При непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:

• референдума;

• выборов;

• всенародных и иных обсуждений проектов законов, дру­гих важных вопросов государственной жизни;

• правотворческой инициативы;

• участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собра­ния и сходы граждан;

• индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местного самоуправления. 16

Формы непосредственной демократии можно классифицировать, во-первых, по функциям: формы прямого правления, выполняющие императив­ную функцию — референдум, выборы, общее собрание населения; формы прямого правления, выполняющие регулятивную функ­цию — митинги, шествия, демонстрации, пикетирования; формы прямого правления, выполняющие комплексную функцию — на­родная инициатива, общественные объединения (политические партии), отзыв. Во-вторых, по результатам деятельности (или по способу воздействия на общественные отношения): на правообразуюшие — конституционный и законодательный референдум, и не образующие норм — выборы, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т. д. В третьих, по масштабам действия: обще­российские, региональные, субъектов Федерации, местные (в том числе микрогородские и микросельские). В четвертых, по субъек­там: всенародные, коллективные (групповые) и индивидуальные.17

Самыми активными и действенными формами народного участия в управлении делами государства и местного сообще­ства являются голосование на выборах и референдумах. Референдум и выборы — это институты прямой демокра­тии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них — выражение воли народа. Субъектный состав — граждане, которые имеют пра­во принимать участие в референдуме и в выборах.

Основное отличие процедуры выборов от процедуры ре­ферендума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объект во­леизъявления — не человек (кандидат), а определенный воп­рос — принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона или территории.

Сход — это собрание жителей, обладающих избиратель­ным правом; созывается сход обычно в муниципальных обра­зованиях, имеющих до 1000 жителей. Решения, принятые схо­дом, обязательны для исполнения всеми органами и должнос­тными лицами муниципального образования, юридическими и физическими лицами на территории данного образования и могут быть отменены или изменены только самим сходом или решением суда.

Граждане обладают правотворческой инициативой в воп­росах государственного и местного значения. Проекты право­вых актов по таким вопросам, внесенные в государственные органы и органы местного самоуправления, подлежат обяза­тельному рассмотрению, а результаты рассмотрения — офи­циальному опубликованию (обнародованию).

Обращения граждан Российской Федерации в государствен­ные органы и органы местного самоуправления позволяют осу­ществлять общественный контроль за всеми ветвями власти и добиваться восстановления нарушенных прав, обеспечения социальной справедливости.18

2.1.1. Референдум.

Институт референдума в России был известен и Консти­туции РСФСР 1978 года, однако стал применяться недавно. Надо отметить то, что он имеет достаточно древние российские корни. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых со­браниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси — символом государственной самобытности Новгород­ской земли и ее основой было вече.19 На федеральном уровне было проведено три россий­ских референдума. 17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о введении поста Президента Российской Фе­дерации, проводившийся одновременно с референдумом СССР о будущем Союза. 25 апреля 1993 г. на референдум были вынесены вопросы о доверии Президенту Россий­ской Федерации и социально-экономической политике Пре­зидента и Правительства Российской Федерации, о дос­рочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации и народных депутатов Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. проводился референдум о принятии но­вой Конституции Российской Федерации.20

Референдум — это всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и наибо­лее важным вопросам государственного и местного значения. Вопросы, выносимые на всенародное голосование, или совокупность предлагаемых вариантов принято называть фор­мулой референдума. Она предполагает положительный или от­рицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Принятым считается то решение, кото­рое собрало наибольшее число голосов.21

Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст. 32 Конституции РФ, в которой это право рассматривается как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

Согласно ст. 84 Конституции РФ Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным консти­туционным законом. Возведение правового регулирования проведения референдумов на уровень конституционного федерального закона под­черкивает значимость этого института непосредственной демократии. Эта значимость подтверждается также положением ст. 92 Конституции РФ, согласно которой в тех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняющий их Председатель Правительства не может назначать референдум.22

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан Российской Федерации" определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права на участие в ре­ферендуме, избирать и быть избранными в органы госу­дарственной власти и в органы местного самоуправления на всех уровнях проведения референдума и выборов.

Федеральный закон закрепляет, что гражданин Рос­сийской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Такое участие является свободным и добро­вольным.

Гражданин Российской Федерации, достигший возра­ста 18 лет, вправе голосовать на референдуме, участво­вать в действиях по подготовке референдума.23

На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. 24

На референдум Российской Федерации не могут выносится вопросы:

- изменения статуса субъектов Российской Федерации;

- досрочного прекращения или продления полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;

- принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

- введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

- принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

- амнистии и помилования;25

Статья 13 закона устанавливает обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума:

1.Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.

3. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.26

При подготовке к проведению референдума используется русский язык и государственные языки республик в составе Российской Федерации, а также языки народов Российской Федерации на терри­ториях их компактного проживания.27

Референдум Российской Федерации проводится по инициативе: не менее чем двух миллионов граждан Рос­сийской Федерации, имеющих право на участие в рефе­рендуме Российской Федерации, при условии, что на тер­ритории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Федерации проживает не бо­лее 10 процентов из них; Конституционного Собрания, если им будет принято решение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование.28

Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.29

Подготовку и проведение референдума осуществля­ют: Центральная избирательная комиссия Российской Фе­дерации, которая действует в качестве Центральной ко­миссии референдума Российской Федерации; избиратель­ные комиссии субъектов Российской Федерации, которые действуют в качестве комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума; территориаль­ные (районные, городские и др.) и участковые комиссии по проведению референдума.

Комиссии действуют на основе коллегиальности, от­крытости, гласности.

Для проведения голосования и подсчета голосов образу­ются участки референдума, составляются списки граждан. По вопросам, вынесенным на референдум, проводится агитация: через средства массовой информации; путем проведения со­браний, встреч с гражданами, публичных дебатов, дискус­сий, митингов, шествий, демонстраций, путем выпуска и распространения печатных и иных агитационных материалов и в иных не запрещенных законом формах. Референдум Российской Федерации признает­ся состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признается принятым на референ­думе, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших уча­стие в голосовании.

Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования Центральной ко­миссией референдума, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении Решение, при­нятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изме­нено не иначе как путем принятия решения на новом ре­ферендуме. Повторный референдум не проводится в тече­ние года после дня официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.30

2.1.2. Выборы.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назна­чения на высшие посты в органах исполнительной и судеб­ной власти осуществляются выборными органами. Таким обра­зом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. (Легитимность – признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа). В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом изби­рается одна палата Федерального Собрания — Государст­венная Дума и глава государства — Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс фор­мированию всей исполнительной и судебной власти на феде­ральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важ­ное значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узако­ненную форму прямого народного волеизъявления, важней­шее проявление демократии. Через выборы граждане ока­зывают воздействие на формирование органов государствен­ной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское обще­ство, основанное на плюрализме мнений и интересов людей в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы — это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Свободные демократические выборы чужды тоталитар­ному государству. В фашистских и коммунистических госу­дарствах порой проводились формальные "выборы", кото­рые являли собой сплошной фарс. Выборы непосредственно отражают политическую сис­тему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно свя­заны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы по­зволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ по­литических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Поли­тические партии как раз способствуют формированию тако­го большинства.

В демократическом государстве при достаточной разви­тости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы про­демонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвы­чайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а госу­дарственная власть — быть созданной и действовать в соот­ветствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следова­тельно, в конечном счете достигается стабильность и поря­док в общественной жизни.

Коль скоро выборы это борьба и состязательность кан­дидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, ока­зываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипа­тии к конкретным кандидатам. Во время избирательных кам­паний обычно наблюдается подъем эмоциональной активно­сти людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определен­ные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают вы­ход накопившемуся у известной части населения недоволь­ству действиями властей, они открывают единственно воз­можный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдель­ных политиков. Выборы, таким образом, это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стре­мятся обрести справедливое правление.31

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования пред­ставителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществле­нию власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкрет­ного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избиратель­ное право — право не просто человека, а гражданина.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправле­ния, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являют­ся свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.32

Правовой основой выборов являются федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основополагающие на­чала для проведения выборов всех уровней установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. "Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации".33

Полная свобода воли в избирательной кампании является право­вой основой демократических выборов, непременным условием пра­вомерности депутатских мандатов, занятия теми или иными гражда­нами выборных должностей. Отсюда и задача федерального закона — закрепить основные гарантии избирательных прав граждан Россий­ской Федерации. Многолетняя практика по формированию предста­вительных органов государства показывает, что там, где нет реальных гарантий избирательных прав граждан, там неизбежны формализм, фальсификация выборов, пассивность избирателей.

Гарантированность избирательных прав граждан способствует формированию их правового менталитета, стимулирует активность в избирательной кампании, чувство ответственности за ее результаты.

Но главное заключается в том, что закон обязывает должностных лиц строго руководствоваться его нормами и не прибегать к аппа­ратным играм в процессе подготовки и проведения выборов.34

2.2. Представительная демократия.

Различают институты представительной и непосредственной Демократии, в зависимости от формы волеизъявления народа. В советской правовой литературе принято было считать представительную форму правления ведущей.

Согласно действующей Конституции РФ народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 3), а представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Россииской Федерации (ст. 94). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако их су­ществование признается и гарантируется (ст. 12).

Что означает представительство народа? Испокон веков содер­жание института народного представительства заключалось в пред­ставлении парламентом (выборным полномочным представитель­ным органом) определенных интересов, воли либо всего народа, либо населения, проживающего на определенной территории, либо части населения (сословное представительство).

Представительство народа — понятие условное. Возможно, оно перестало бы быть таковым, если бы всех депутатов избирал народ в целом, и депутаты не являлись одновременно представите­лями какой-либо партии (а в парламентах демократических госу­дарств таких депутатов большинство). На самом же деле за депу­тата голосует не весь народ, а избиратели лишь одного округа, ко­торые учитывают не только личные качества кандидата, но и его партийную принадлежность, ориентир на ту или иную предвыбор­ную программу. 35

Правовое положение парламентария (депутата) во многом определяется природой его мандата.

Депутатский мандат (от лат. mandatum — поручение) — документ, удостоверяющий законность полномочий депутата. В более широком смысле депутатский мандат представляет собой весь объем полномочийй, прав и обязанностей депутата, а также форму взаимоотношений депутата с избирателями. Различают два вида депутатского мандата: императивный и свободный мандат.

Императивный мандат, существовавший в СССР и РСФСР, означает, что депутат рассматривается как непосредственный представи­тель той части населения, которая его избрала. Отсюда вытекает ответственность депутата перед избирателями, имеющими право давать наказы депутатам и отзывать их в установленных законом случаях, т. е. связанность волей избирателей в течение всей депутатской деятельности.

Отзыв депутата избирателями практически не исключает ситуации, когда депутат, получивший на выборах относительное большинство голосов, может быть лишен мандата голосами других избирате­лей вообще не голосовавших или голосовавших за других кандидатов. Институт отзыва не согласуется также с идеями плюрализма в парламентской деятельности, так как может быть направлен против парламентского меньшинства, что не соответствует условиям функционирования представительной системы в демократическом обществе.

Современное конституционное право России устанавливает свободный депутатский мандат, поскольку депутат Государственной Думы, независимо от того, избран он по одномандатному или федеральному избирательному округу, рассматривается как представитель всего народа, обязанный действовать в общегосударственных интересах. Это означает, что при выражении своей позиции депутат не связан с волей своих избирателей, не может быть ими отозван. Однако это вовсе не означает оторванности депутата от своих избирателей. Депутат должен поддерживать связь с избравшими его гражданами, информировать их о своей деятельности, вести прием избирателей и т.п., иначе он вряд ли сможет получить поддержку населения дующих выборах.

Мандат члена Совета Федерации имеет некоторые особенности, связанные с природой данной палаты Федерального Собрания. С одной стороны, он не избирается населением непосредственно, а как уже отмечалось, избирается (назначается) органами государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации, и призван представлять его интересы. В этой связи член Совета Федерации очень жестко связан «наказами» органа, его избравшего (назначившего) и не обладает такой свободой волеизъявления, как депутат Государственной Думы, иначе его полномочия могут быть досрочно прекращены. С другой стороны, Совет Федерации в целом призван защищать не только интересы субъектов РФ, но и общенациональные интересы, которые должны быть приоритетными для членов Совета Федерации.36

Таким образом, интересы народа не есть нечто данное, как в тоталитарных государствах, где политический моно­полист сам определяет "интересы народа". Видимо, парламент и существует для того, чтобы издавать законы на основе баланса ин­тересов социальных, национальных и территориальных групп на­селения, выявлять и раскрывать волю народа, представлять ее в своей воле так, как он ее воспринял. Выявляя через свою волю волю народа, представительный орган вносит свой вклад в опти­мизацию управленческого процесса в гражданском обществе. Вы­сокая степень соответствия между векторами этих воль обеспечи­вается рядом государственных и иных социально-политических механизмов гражданского общества, уменьшает оторванность представительного выборного органа от суверена, обладающего полнотой публичной власти, обеспечивая подлинность и стабиль­ность самоуправленческого процесса. При несоответствии дейст­вительной воли представительного органа воле народа в решении конкретного вопроса должен вступить в действие механизм пря­мой демократии, в рамках которого выявится подлинная воля на­рода относительно разрешения данного вопроса. Такой механизм может быть заложен в виде референдума, назначаемого президен­том или иным органом власти по требованию граждан (населе­ния). В случае полного несоответствия воли представителей воле народа относительно общей политики государства или его органа возможен роспуск представительного органа или одной из его палат. Если установленный режим в целом не соответствует жела­ниям и надеждам народа, если воля и интересы правителей про­тиворечат воле и интересам народа, то последний волен забрать у государства, принадлежащую ему изначально государственную власть и направить ее для установления нового типа правления или нового персонального состава прежних государственных структур. Такая возможность реализуется через право народа на восстание. Необходимо признать за народом не одно только право устанавливать тот или другой образ правления, но и всю полноту верховной власти, считая самоуправление народа естественной его принадлежностью.37

Итак, представительная демократия — это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают ре­шения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, на­селение, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечиваю­щее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного само­управления.38

Заключение.

Проведённое исследование позволяет нам сделать некоторые выводы в отношении Российской демократии и таких её основных институтов, как – референдум и выборы.

Прежде всего, надо отметить то, что, на наш взгляд, демократический режим для Российского общества является самым оптимальным в нынешних условиях, и это обусловлено в первую очередь многонациональностью населения страны. Народ действительно должен принимать реальное участие в управлении государством, поскольку, как мы помним ещё из истории древней Руси, нередко важные государственные вопросы решались всенародным голосованием на вечевых собраниях, поэтому теперь, в нашем развитом обществе народовластие должно быть непременным атрибутом Российского государства, вместе с основными формами его реализации: референдумом и выборами.

Конечно, существующая в Российской федерации система демократии не идеальна, но в дальнейшем, на наш взгляд, если, например, представительство народа станет более эффективным, то многие недостатки системы исчезнут, и гораздо меньшее количество нареканий со стороны народа будет высказываться в адрес его представителей.

Список использованной литературы и нормативных источников.

I. Нормативные акты.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосова­нием 12 декабря 1993 года // Информационно-справочная система Гарант.

2. ФЗ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля 2003 г.) // РГ. 1995. 1 сентября; СЗ РФ. 1995. №35. Ст.3506.

3. ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля 2003 г.) // РГ. 2002. 15 июня; СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253.

II.Специальная литература.

1. Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России: Учебное пособие. - М.: Феникс, 1998.

III. Учебная литература.

    Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник. - М.: НОРМА, 1998.

    Григонис В. П., Григонис Э. П. Конституционное право России: Курс лекций. – СПб.: Питер, 2002.

    Коваленко А. И. Конституционное право России: Учебник. – М.: Право и закон, 1997.

    Ковешников Е. М. Конституционное право РФ: Краткий курс лекций. – М.: НОРМА, 2001.

    Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристъ, 1999.

    Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.

    Малько А. В., Колесников Е. В. Конституционное право РФ: Учебно-методическое пособие. – М.: НОРМА, 2001.

    Стрекозов В.Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право РФ: Учебник. – М.: Новый юрист, 1997.

    Хабриева Т. Я. Парламентское право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2003.

1 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999.

2 Баглай М. В. Конституционное право РФ. М., 1998.

3 Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 2001. С.367.

4 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосова­нием 12 декабря 1993 года. ст.1.

5 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999. С.86.

6 Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. М., 1997. С. 49.

7 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999. С.87.

8 Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 43.

9 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999. С. 86, 90, 93.

10 Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 15.

11 ФЗ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля 2003 г.) ст.2.

12 Григонис В. П., Григонис Э. П. Конституционное право России. СПб., 2002. С. 223.

13 Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 170.

14 Баглай М. В. Конституционное право РФ. М., 1998. С. 112.

15 Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 45 – 51.

16 Малько А. В., Колесников Е. В. Конституционное право России. М., 2001. с. 199.

17 Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 49.

18 Малько А. В., Колесников Е. В Конституционное право России. М., 2001. с. 199.

19 Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 51.

20 Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 15.

21 Малько А. В., Колесников Е. В Конституционное право России. М., 2001. с. 199.

22 Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. М., 1997. С. 59.

23 Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 17.

24 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ст. 12.

25 Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. М., 1997. С. 59.

26 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ

"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ст. 13.

27 Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. М., 1997. С. 65.

28 Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С.18.

29 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ

"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ст. 14.

30 Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 20.

31 Баглай М. В. Конституционное право РФ. М., 1998. С. 341 – 343.

32 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999. С. 95.

33 Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 19.

34 Коваленко А. И. Конституционное право России. М., 1997. С. 70.

35 Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 42.

36 Хабриева Т. Я. Парламентское право России. М., 2003. С. 117 – 118.

37 Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 44.

38 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999. С.87.

1