Политическая элита России

Содержание

Введение

1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты

2. Особенности политической элиты в России

3. Роль политической элиты в демократическом обновлении общества России

Заключение

Список литературы

Введение

В современный период жизни российского общества его особенностью является более объективное осознание существующих политических реалий, более трезвая оценка высшего социального слоя – политической элиты. Понятие «элита» играет важную роль в политических науках. Обоснование роли политической элиты в жизни российского общества приобретают сегодня особую актуальность. Для России это обусловлено своеобразием переживаемого исторического периода. Одним из путей выхода из кризиса, стабилизации обстановки, подъема России является эффективная деятельность элитных групп, которые определяют стратегию развития общества. При этом важно отметить, что элитные группы необходимы в любой сфере деятельности, будь то наука, политика, армия или управление экономикой.

Мировой опыт показывает, что инициатором модернизации страны всегда выступают ее элиты. Основным инструментом модернизации они используют государство. Ведущую роль в проведении правовых реформ, основанных на полномасштабной рецепции права, осуществляет российская политическая элита. Именно она является основным проводником демократических идей в обществе.

Целью работы является анализ российской политической элиты и оценка ее роли в демократическом обновлении российского общества.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

    Раскрыть понятие и сущность политической элиты, сформулировать ее основные функции;

    Рассмотреть особенности политической элиты в России;

    Отследить роль политической элиты в демократическом обновлении российского общества.

Работа состоит из введения, трех параграфов и заключения.

1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты

Термин «элита» происходит от французского «elite» (лучший, отборный, избранный). С XVII в. он употребляется для обозначения товаров высшего качества, а затем и для выделения в обществе высшей знати. В Англии этот термин стал применяться к высшим социальным группам. Понятия стали использоваться в генетике, семеноводстве для обозначения лучших сортов. Однако термин «элита» не применялся широко в общественных науках до конца XIX – начала XX вв. (то есть до появления работ В.Парето), а в США – до 30-х гг. нашего столетия [4].

Основы концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Гаэтано Моска, Вильфремо Парето и немецкого политолога Роберта Михельса.

Моска Г. в «Основах политической науки» (1896 г.) пытался доказать деление общества на класс управляющих и класс управляемых. Первый осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется преимуществами; второй управляется и регулируется первым и поставляет материальные средства для жизнеобеспечения политического организма. Моска Г. считал господство меньшинства неизбежным, потому что это господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством.

Парето В. Делил общество на управляющую элиту и управляемые массы выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Он выделял элиту политическую, экономическую, военную, религиозную. Наряду со сходством исходных положений Парето и Моски в их концепциях есть различия:

    Парето делал упор на замене одного типа элиты другим, а Моска - на постепенном проникновении в элиту «лучших» представителей масс;

    Моска абсолютизирует действие политического фактора, а Парето объясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что насаждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием.

    Для Моски элита - политический класс. У Парето понимание элиты шире, оно антропологично.

Суть концепции Р. Михельса состоит в том, что «демократия, чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности», вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу.

На основе концепции Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса возникли современные направления: макиавеллистская школа, ценностные концепции элит, концепция демократического элитизма, концепция множественности, плюрализма элит, концепция элиты как авангардной партии рабочего класса [5].

Под понятием «элита» понимаются:

1) Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности (В. Парето);

2) Харизматические личности (М. Вебер);

3) Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу;

4) Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г. Моска);

5) Люди, занимающие высшие места в обществе, благодаря своему биологическому и генетическому происхождению;

6) Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (Дюпре);

7) Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл) [5].

Элитология как область исследования отчетливо обозначилась в политологии, социологии, истории, психологии. Понятием «политическая элита» обозначают высший, привилегированный слой, осуществляющий функции управления и влияния в обществе. Существуют различные подходы и акценты в понимании элит. В соответствии с одним из них – властным – элитой являются те, кто обладают в данном обществе решающей властью. В соответствии с другим – меритократическим – те, кто обладают некими особыми достоинствами и личными качествами [6]. Есть два основных подхода к понятию «элита»:

    истинная элита воплощает сущность нации (связана с традициями, временем и пространством);

    это структурированная группа, которая обладает потенциалом решающего влияния на большинство других социальных групп («правящий класс») [4].

Наиболее общим является следующее определение: политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов [5].

Характерными чертами политической элиты являются следующие:

    самостоятельность;

    высокий социальный статус;

    значительный объем государственной и информационной власти;

    участие в осуществлении власти;

    организаторские способности и талант [5].

К важнейшим характеристикам элиты исследователи относят сплоченность, осознание своих групповых интересов, развитую сеть неформальных коммуникаций, наличие эзотерических норм поведения и кодового языка, скрытых от сторонних наблюдателей и прозрачных для посвященных, отсутствие четкой грани, разделяющей служебную деятельность и частную жизнь [3].

Политическая элита – это реальность сегодняшнего, и вероятно, завтрашнего этапов развития цивилизации. Ее существование обусловлено действием следующих основных факторов:

а) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

б) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как необходимого условия его эффективности;

в) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

г) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;

д) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

е) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики [4].

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные — лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные — непосредственные обладатели власти и функциональные — профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, положением в структурах власти.

К средней элите относят население, выделяющееся по трем признакам — доходу, профессиональному статусу и образованию.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», — высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов — в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации, позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для всех, компромиссные решения [7].

Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции:

    Функция социального мониторинга (постоянное изучение интересов различных социальных групп и выстраивание субординации этих интересов).

    Стратегическая функция (инициирование социальных изменений и выработку политических идеологических доктрин, конституций, законов, программ реформ).

    Интегративная функция (объединение общества на базе сформулированных элитой ценностей, преодоление межгрупповых разногласий и конфликтов).

    Организационная функция (создание действенного механизма воплощения в жизнь политических замыслов; создание и коррекция институтов политической системы; назначение кадрового аппарата органов управления).

    Функция рекрутирования (выдвижения) из своей среды политических лидеров [2].

Т.И.Заславская к главным функциям элиты в трансформационном процессе относит выработку, легитимизацию и реализацию общей стратегии реформирования общества [3]

К этим функциям следует еще добавить коммуникативную – эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества [3].

Исходя из анализа выполняемых ею функций, можно дать определение элиты. Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объем государственной и информационной власти, ее отличают высокий социальный статус и интеллект. Она обеспечивает интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных социальных групп и создает механизм воплощения политических замыслов [4].

Таким образом, политическая элита – это реальность сегодняшнего этапа развития цивилизации. Основы современных концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса. Элитология как область исследования отчетливо обозначилась в политологии, социологии, истории, психологии. Наиболее общим является следующее определение: политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Характерными чертами политической элиты являются самостоятельность; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; участие в осуществлении власти; организаторские способности и талант, сплоченность, осознание своих групповых интересов, развитую сеть неформальных коммуникаций и другие. Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции: социального мониторинга, стратегическая функция, интегративная функция, организационная функция, функция рекрутирования (выдвижения) из своей среды политических лидеров.

2. Особенности политической элиты в России

политическая элита демократический социальный

Политическая культура российской элиты складывается веками, имеет исторические традиции и использует опыт своих предшественников. Однако в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.

В данный момент в России государственная власть характеризуется тремя основными признаками: власть неделимая и не смещаемая; автономность власти; связь российской власти с собственностью [8].

Для России, как и для других посткоммунистических государств, характерными являются общие черты, определяющие особенность правящей элиты: усиление роли исполнительной власти, повышение значимости неформальных связей и процедур, ускорение циркуляции элит, обострение внутриэлитного соперничества и повышение мобильности. Также элита является неравномерной. Внутри правящей элиты существует небольшая сплоченная группа, стоящая на самом верху властной пирамиды. Эта группа насчитывает, как правило, 20-30 человек и является самой закрытой, сплоченной и труднодоступной для исследований [3].

В настоящее время правящая элита представляет собой закрытую, самовоспроизводящуюся систему, происходит расширение теневой зоны ее повседневных управленческих практик. В результате этого снижается реальное политическое значение демократических институтов власти, их функционирование приобретает формально-процедурный характер; увеличивается роль теневого лоббирования политических решений; нарастают отчуждение общества от политической элиты и государства, политико-идеологическая индифферентность и протестная пассивность населения, что дает широкие возможности манипуляции общественным сознанием в частногрупповых интересах [8].

В настоящее время, как и во времена СССР, происходит монополизация власти узким кругом лиц, существует формальное или неформальное «политбюро» как центр принятия политических решений. Кроме того, в элиту включаются, зачастую неформально, лица, входящие в околоэлитное окружение: помощники, советники, начальники вспомогательных служб, родственники, лечащие врачи. Серьезное воздействие на принятие решений оказывают аналитические службы, а также канцелярия и Администрация Президента. Формирование современной политической элиты происходит во многом на основе преемственности по отношению к старой [8].

Выделяются две важные особенности современной политической элиты России – идейная, нравственная слабость и стремление любой ценой удержаться у власти. У элиты отсутствуют идеологические ориентиры как в виде системы нравственных ценностей, так и в виде социально-политической доктрины, долговременной программы реформ [8].

Совершенно справедливо отмечается, что существенным фактором риска является крайне низкий уровень общей, политической и правовой культуры современной российской правящей элиты, способствующий нарушению демократических норм, коррупции, нигилистическому отношению к запросам и потребностям общества [8]. Недостаток культуры у политической элиты сказывается в недооценке рисков, ставке на неограниченное терпение как элемент традиционной российской ментальности, в стратегической и идейной несостоятельности [8]. В связи с этим В.С. Кот отмечает, что в России сложилось два народа – элита и обслуживающий ее персонал (меньшинство) и невостребованное, не вписавшееся в рынок большинство[8].

Юридическая наука отмечает, что в основе углубляющегося политического и нравственного кризиса лежит кризис доверия к власти [8]: пренебрежительное отношение к политической модели государства; в стране сложилась ситуация, когда Президент не верит губернаторам и своему окружению, губернаторы не верят Москве, бизнесмены не верят власти, власть – им, и они вместе не верят стране, в которой работают и иногда проживают [8].

В политической структуре России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом — это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор: происходит группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков [6].

Особенностью процесса эволюции политической элиты России является ее противоречивость: правящая группа приобретает черты аналогичных групп демократических стран (основой служат проводимые в стране реформы, изменяющие социальную структуру общества, меняющие мировоззрение населения); с другой стороны, внутри элиты господствует мировоззрение, характерное для советской номенклатуры (стремление выразить свой корпоративный интерес, создать себе привилегии и др.). На воспроизводство прежних стереотипов влияют укрепившиеся в сознании россиян традиции, преемственность проблем и генетическое (кадровое) родство с советской элитой. В большей степени это прослеживается на региональном уровне. Генетическое родство современной элиты с советской представляет собой ее наиболее существенную особенность [2].

Однако общие качественные характеристики элиты претерпели некоторые изменения:

    произошло ее значительное омоложение (в сравнении с советским периодом на 7 - 10 лет). Средний возраст представителя элиты 45 лет;

    значительно снизилась доля выходцев из низших слоев общества;

    увеличилось количество лиц с высшим образованием (в почете юридическое, экономическое образование);

    изменилась система рекрутирования (стал возможен неноменклатурный путь наверх для субэлитных групп) [2].

Существенной особенностью современной российской элиты является ее структурная неоднородность. Она проявляется на уровне ценностных ориентаций. В регионах выделяются три типа элиты в зависимости от их отношения к проводящимся в стране реформам: группы либеральной, неконсервативной и социалистической элиты. Неоднородность проявляется и на уровне изначальных статусных позиций людей, составляющих российскую элиту.

Помимо выходцев из кругов советской номенклатуры в ней четко прослеживаются группы:

    противников коммунистического режима;

    представителей бизнеса, поднявшихся в период перестройки;

    бывших кадровых офицеров;

    интеллигенции;

    политиков, заявивших о себе как о лидерах новых партий и движений.

Следствием неоднородности является слабость корпоративных взаимосвязей между звеньями элиты. Региональная элита в большинстве случаев находится в оппозиции к центральной; в рамках самой центральной элиты идет постоянная борьба за господство на политической арене. Конфликтные взаимоотношения складываются между различными сегментами экономической элиты. Опасность заключается в том, что каждая из них пытается использовать политическую власть для ослабления конкурентов.

Специалисты делают вывод, что, начиная со второй половины 90-х гг., обозначилась тенденция к обособлению элиты от общества и стремление к самозамыканию. Определенным показателем этого является факт:

    борьба между главами регионов и городов за снятие ограничений на повторное занятие одних и тех же постов;

    вхождение 1/3 депутатского корпуса нынешней Государственной Думы в ее составы;

    крепнущие связи политической и экономической элиты и ее фактическое слияние на местном уровне [2].

Таким образом, особенностями правящей элиты России являются:

    усиление роли исполнительной власти,

    повышение значимости неофициальных связей,

    обострение внутриэлитного соперничества,

    неравномерность,

    закрытость,

    самовоспроизводимость,

    расширение теневой зоны,

    монополизация власти узким кругом лиц,

    преемственность,

    идейная, нравственная слабость,

    стремление любой ценой удержаться у власти,

    структурная неоднородность,

    крайне низкий уровень общей, политической и правовой культуры современной российской правящей элиты,

    обособление от общества.

На основе изложенного можно выделить следующие пути рекрутирования российской политической элиты. Во-первых, возврат бывших партийных руководителей высшего звена на высокие государственные должности. Во-вторых, преобразование бывшей советской номенклатуры в современную номенклатуру, называемую «демократической» (с сохранением и воспроизводством номенклатурных связей). В-третьих, привлечение в органы власти специалистов-интеллектуалов. В-четвертых, выдвижение в правящую элиту новых политиков на основе новой легитимности (путем выборов) [8].

Эксперты по возрождению государственности в России выделяют главные качества представителей настоящей элиты:

1) быть творческой свободы;

2) особый тип поведения: повышенные планки чувства долга и чести, жертвенность, аскетический образ жизни;

3) ключевой долг – служение Отечеству;

4) осознание России как уникальной культуры и цивилизации, ощущение неразрывной связи с предками, их ценностями, победами и достижениями; понимание русской государственности как исторического шедевра;

5) подчеркнутость корпоративно-сословной принадлежности к Отечеству;

6) неприятие культа материальных благ, охлократической модели «нормальной» человеческой жизни;

7) способность к выработке единодушия с соотечественниками, в том числе представителями других вер и культурных традиций [8].

3. Роль политической элиты в демократических обновлениях общества России

Элитарность современного общества - доказанный факт. Устранить политическую элитарность можно лишь за счет общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа - это идеал.

Для демократического государства имеет первостепенную значимость не борьба с элитарностью, а формирование наиболее результативной, полезной для общества элиты, обеспечение ее социальной представительности, своевременное качественное обновление, предотвращение тенденции олигархизации, превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту [7].

Взаимоотношение политической элиты с обществом показана в теориях демократического элитизма: «элита должна править, чтобы власть народа выжила». Демократия - это правление элит, которое одобряется народом. Основы такого понимания демократии были заложены М. Вебером в начале ХХ века. Элита, по Веберу, - это слой профессиональных политиков, облеченных доверием народа. Элита через систему выборов зависит от населения, а потому стремится завоевать симпатии тех, кем руководит. Немецкий политолог ограничил формы политического участия масс лишь выборами, так как не верил в возможность существования мудрого народа. Идеи Вебера получили дальнейшее развитие в теориях элитарной демократии Й. Шумпетера, С. Липсета, Р. Даля, Дж. Сартори. В работах была разработана теория полиархической демократии. В понимании Дж. Сартори, демократия представляет собой, во-первых, селективную полиархию (принцип селективности предполагает отбор посредством выборов среди конкурирующих меньшинств); во-вторых, полиархию «по основанию достоинств» [7].

Во второй половине ХХ в. к дискуссиям о сущности элит добавились дискуссии об их составе. Выделилось два подхода:

1) Концепция плюрализма: общество представлено множеством групп интересов политики, каждая из которых выделяет свою собственную элиту и контролирует ее; деление на элиту и массу носят условный характер; элиты «открыты» для включения в свои ряды наиболее активных, способных и результативных представителей масс.

2) Критическая (леволиберальная) концепция элит связана с именем американского политолога Миллса: тезис об однородности (гомогенности) элиты. Гомогенность элиты определяется близостью биографий, общностью стиля жизни, разделяемой системой ценностей. Миллс обратил внимание на такие средства консолидации элиты, как брачные узы; образование; членство в аристократических клубах. Политолог сделал вывод о невозможности открытых элит: рекрутирование в элиту осуществляется из своей собственной среды.

Каждая из рассмотренных теорий подвергалась критике со стороны многих политологов [7].

Демократия требует, чтобы элиты трактовали политику как искусство договариваться между собой. Ключевым признаком такой стабильности считается общность взглядов элит на ценности существования демократических институтов. Элиты играют активную и независимую роль в общественных процессах, но в своих действиях они так или иначе зависят от масс. Например, политическая элита нуждается в поддержке со стороны широких кругов общественности. Это означает, что ее автономия определяется определенной сферой, выходя за рамки которой политическая элита рискует потерять власть или шансы ее получить. В этой связке элиты и общественность взаимодействуют так: с одной стороны, представители той или иной элиты пытаются получить поддержку граждан (на выборах, референдумах), а с другой - модифицировать их убеждения или даже создать новые. В свою очередь граждане или их ассоциации пытаются влиять на элиты так, чтобы они принимали такие решения, которые бы отвечали интересам граждан и их объединений. Это очень сложный и динамичный механизм взаимодействия элит и граждан может существовать так долго, насколько существует согласованность между интересами граждан и политикой элиты. Если разногласия между массами и элитой достигают критической точки (когда элита уже не способна обеспечить себе минимум необходимой поддержки со стороны граждан), указанный механизм распадается и место старой элиты занимает новая. Поэтому политическая стабильность общества во многом зависит от принципиальной согласованности ценностно-нормативных систем элиты и граждан и их ассоциаций [6].

Российская современная элита нечетко осознает свои прямые обязанности в отношении к обществу и государству. Одной из причин этого является наличие определенных черт новой российской элиты, унаследованных ещё из советского общества: замкнутость, корпоративность, но вместе с тем нежелание совместно действовать. Такая ситуация стала проявляться в советское время, а свойства эти были предопределены еще в Московское царство. На данный момент в России действует элита, которую можно определять как антинародную, антиобщественную, антипатриотическую, элита не способная выработать идеологию для оздоровления государства и общества. Именно отсутствие патриотически-настроенной элиты поспособствовала созданию кризиса в стране: у новой российской элиты «культ портфеля» сильнее любви к Отечеству [1].

Во взаимоотношениях «элита – общество» преобладают элитократические тенденции. Свой вклад в них вносит и административно-политическая, и политическая, и бизнес-фракция российских элит. Можно говорить об усилении этой тенденции в последние годы. Она свидетельствует как о тяге к аристократизации, так и о постепенном угасании демократических тенденций, позволивших на волне «демократической революции» прийти элите к власти и завладеть собственностью [6].

Центральная роль элиты в современной политике обусловлена тем, что именно она соотносится с состоянием народа. Вопрос о том, как она может это делать в демократическом обществе является одной из основных проблем формирования элиты [9].

Отсутствие элиты означает, что в стране нет групп, которые бы ставили задачу формирования сильной России в мировом политическом пространстве. В отсутствие элиты не происходит формирования ценностных установок. Настоящая политика в отсутствии элиты оказывается невозможной, как и реорганизация власти и общественные изменения.

Существует мнение, что современной российской элиты как таковой нет. Когда говорят о российской элите, чаще всего называют три группы, которые не ориентированы на интересы России, поэтому они являются псевдоэлитами.

    Региональные псевдоэлиты ориентированы на воссоздание феодально-консервативного хозяйства и соответствующего уклада жизни. Они тянут Россию назад, в архаику, не задумываясь о последствиях своих действий для страны в исторической перспективе.

    Олигархи ориентированы на западную идеологию и западные ценности. Они далеки от интересов своей страны. Раньше такого рода людей называли «компрадорской буржуазией».

    Бюрократия действует против интересов России, поскольку сделала коррупцию и паразитирование на бюджете способом своего воспроизводства. Она консервирует ситуацию в стране и тормозит ее развитие [9].

Элиту формируют люди, которые самоопределяются не в актуальном промежутке времени, ограниченном периодом своей жизни, а во времени историческом. Президент, который меняется каждые четыре или восемь лет, может сформулировать цели страны только в пределах срока своих полномочий. Элиты являются практически единственным условием удержания преемственности власти и сохранения исторической перспективы страны. Россия по ходу своей истории постоянно находится в процессе реализации все новых проектов. В ней постоянно нарушается процесс самовоспроизводства элит, и его надо поддерживать искусственно. По этой же причине российские элиты (как и все население) постоянно живут в условиях разрыва с традицией.

В России элита не может совпадать с истеблишментом — ведь последнее означает слой населения, объективно работающий на стабильность и преемственность [9].

Российская проблема в отношении элит состоит в том, что при смене проектов и ориентации, которая в нашей стране происходит достаточно часто, должны каждый раз появляться новые элиты. Следовательно, должен существовать специальный механизм их выделения и формирования.

Механизмы формирования элит:

1. Интенсивные внеполитические и внегосударственные дискуссии.

Элиты, как правило, возникают в дискуссиях относительно базовых ценностей, стратегий страны. Обращаясь к истории России, мы замечаем, что одним из важных общественных механизмов формирования элит были литература и литературные клубы. Дискуссионный механизм формирования элит в его нынешнем состоянии неработоспособен. Но исторические примеры показывают, что дискуссионные площадки и сами дискуссии являются важной сферой, где формируется элита, обладающая пониманием текущей ситуации страны в целом.

2. Участие в формировании инстанций власти.

Современные богатые люди России в большинстве своем не являются бизнес-элитой. Не обсуждается вопрос, который мог бы их сделать элитой: каким образом богатство будет концентрироваться в России? Они зарабатывают деньги, но не обсуждают, как сделать так, чтобы деньги зарабатывались. Олигархи не строят механизмов накопления в стране — они считают, что это дело государства. Само государство не только не справляется с такой задачей, но и практически не ставит ее всерьез в числе первоочередных.

Сегодняшняя проблема превращения бизнеса в самостоятельную инстанцию власти, а части бизнесменов в элиту состоит в том, что нынешний бизнес пытается захватывать политическую власть и/или СМИ, или влиять на государственные структуры. При этом бизнес не пытается сформировать механизм воспроизводства собственной власти — механизм накопления и работы капиталов внутри страны.

3. Надпрофессионалъные решения по поводу жизни страны в целом.

Элитой среди государственных чиновников могли бы становиться люди, которые начинают обсуждать воспроизводство жизни и культуры страны в целом. Настоящей государственной элитой будут люди такого рода, как П.А. Столыпин, который инициировал серию реформ по обеспечению тогдашней основы страны — крестьянства — достаточным количеством земли для нормального ведения хозяйства и обогащения.

Судебная элита могла бы формироваться из людей, которые по отношению к суду сами сформируют приоритет закона, справедливости, соответствия духу закона, начнут действовать сами в этом духе и создадут механизмы его поддержания и воспроизводства. Вовсе не обязательно, что они будут являться высшими судебными чиновниками. Важно, чтобы они сохраняли ценности права и справедливости.

Элита из людей, занимающихся народным образованием, может сформироваться скорее не среди чиновников от образования, профессоров и преподавателей, а среди тех, кто за образованием видит эксклюзивную функцию формирования из российской молодежи конкурентоспособных в мировом масштабе людей и работает именно в этом направлении.

Медицинская элита могла бы начать превращать медицину в инстанцию биовласти (создания и приумножения здоровых людей, формирования здоровья как ценности).

4. Технология «социального лифта».

Для того чтобы сформировать современную элиту, очень важно построить механизм насыщения, селекции и циркуляции элит. В элиту и власть должны попадать новые люди. В противном случае те, кто попадают во власть, стремятся в ней закрепиться и тем самым препятствуют притоку «свежей крови». Это консервирует ситуацию. Происходит остановка, которая угрожает России тем, что она может остаться на задворках мира.

Развитие механизмов «социальных лифтов» в России может стать и одним из элементов демократии. За счет ротации и обновления элит смогут интенсифицироваться процессы участия народа во власти. Должно происходить постоянное выдвижение все более достойных людей и обновление ими старых элит.

Представителем современной элиты может стать каждый, кто совершит правильный поворот сознания, своих ценностей и т. д. При этом ему не надо оглядываться «наверх». Элиту растят изнутри — из себя [9].

Таким образом, для демократического государства имеет первостепенную формирование наиболее результативной, полезной для общества элиты. Связь политической элиты с рядовыми гражданами представлена в различных теориях демократического элитизма. Сущность выражена в формуле: «элита должна править, чтобы власть народа выжила». Демократия понимается как правление элит, которое одобряется народом. Основы такого понимания демократии были заложены М. Вебером в начале ХХ века. Его идеи получили дальнейшее развитие в теориях элитарной демократии Й. Шумпетера, С. Липсета, Р. Даля, Дж. Сартори. В работах была разработана теория полиархической демократии. Во второй половине ХХ в. к дискуссиям о сущности элит добавились дискуссии об их составе. Выделилось два подхода: концепция плюрализма (элиты «открыты») и критическая (леволиберальная) концепция (закрытость элит).

Элиты играют активную и независимую роль в общественных процессах, но в своих действиях они так или иначе зависят от масс. Общество выделяет элиту, а элита в свою очередь должна поддерживать, жизнеспособность государства. В этой связке элиты и общественность взаимодействуют так: с одной стороны, представители той или иной элиты пытаются получить поддержку граждан (на выборах), а с другой - модифицировать их убеждения или создать новые. В свою очередь граждане пытаются влиять на элиты так, чтобы они принимали такие решения, которые бы отвечали их интересам. Если разногласия между массами и элитой достигают критической точки (когда элита уже не способна обеспечить себе минимум необходимой поддержки со стороны граждан), место старой элиты занимает новая. Поэтому политическая стабильность общества во многом зависит от принципиальной согласованности ценностно-нормативных систем элиты и граждан и их ассоциаций.

Российская современная элита нечетко осознает свои прямые обязанности в отношении к обществу и государству. Одной из причин этого является наличие определенных черт новой российской элиты, унаследованных ещё из советского общества: замкнутость, корпоративность, нежелание совместно действовать во взаимоотношениях «элита – общество» преобладают элитократические тенденции.

Существует мнение, что современной российской элиты как таковой нет. Когда говорят о российской элите, чаще всего называют три группы, которые не ориентированы на интересы России, поэтому они являются псевдоэлитами. Это региональные псевдоэлиты, олигархи, бюрократия Отсутствие элиты означает, что в стране нет групп, которые бы ставили задачу формирования России как сильного игрока в мировом политическом пространстве. Настоящая политика в отсутствии элиты оказывается невозможной, как и реорганизация власти и общественные изменения. Россия по ходу своей истории постоянно находится в процессе реализации все новых проектов. В ней постоянно нарушается процесс самовоспроизводства элит, и его надо поддерживать искусственно. По этой же причине российские элиты (как и все население) постоянно живут в условиях разрыва с традицией.

Механизмами формирования элит являются такие как:

1. Интенсивные неполитические и негосударственные дискуссии;

2. Участие в формировании инстанций власти;

3. Надпрофессионалъные решения по поводу жизни страны в целом;

4. Технология «социального лифта».

Заключение

Политическая элита – это реальность сегодняшнего этапа развития цивилизации. Основы современных концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса. Элитология как область исследования отчетливо обозначилась в политологии, социологии, истории, психологии. Наиболее общим является следующее определение: политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Характерными чертами политической элиты являются самостоятельность; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; участие в осуществлении власти; организаторские способности и талант, сплоченность, осознание своих групповых интересов, развитую сеть неформальных коммуникаций и другие. Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции: социального мониторинга, стратегическая функция, интегративная функция, организационная функция, функция рекрутирования (выдвижения) из своей среды политических лидеров.

Особенностями правящей элиты России являются:

    усиление роли исполнительной власти,

    повышение значимости неофициальных связей,

    обострение внутриэлитного соперничества,

    неравномерность,

    закрытость,

    самовоспроизводимость,

    расширение теневой зоны,

    монополизация власти узким кругом лиц,

    преемственность,

    идейная, нравственная слабость,

    стремление любой ценой удержаться у власти,

    структурная неоднородность,

    крайне низкий уровень общей, политической и правовой культуры современной российской правящей элиты,

    обособление от общества.

Особенностью процесса эволюции политической элиты России является ее противоречивость: правящая группа приобретает черты аналогичных групп демократических стран, но внутри элиты господствует мировоззрение, характерное для советской номенклатуры.

Для демократического государства имеет первостепенную формирование наиболее результативной, полезной для общества элиты. Связь политической элиты с рядовыми гражданами представлена в различных теориях демократического элитизма. Сущность выражена в формуле: «элита должна править, чтобы власть народа выжила». Демократия понимается как правление элит, которое одобряется народом. Основы такого понимания демократии были заложены М. Вебером в начале ХХ века. Его идеи получили дальнейшее развитие в теориях элитарной демократии Й. Шумпетера, С. Липсета, Р. Даля, Дж. Сартори. В работах была разработана теория полиархической демократии. Во второй половине ХХ в. к дискуссиям о сущности элит добавились дискуссии об их составе. Выделилось два подхода: концепция плюрализма (элиты «открыты») и критическая (леволиберальная) концепция (закрытость элит).

Элиты играют активную и независимую роль в общественных процессах, но в своих действиях они так или иначе зависят от масс. Общество выделяет элиту, а элита в свою очередь должна поддерживать, жизнеспособность государства .В этой связке элиты и общественность взаимодействуют так: с одной стороны, представители той или иной элиты пытаются получить поддержку граждан (на выборах), а с другой - модифицировать их убеждения или создать новые. В свою очередь граждане пытаются влиять на элиты так, чтобы они принимали такие решения, которые бы отвечали их интересам. Если разногласия между массами и элитой достигают критической точки (когда элита уже не способна обеспечить себе минимум необходимой поддержки со стороны граждан), место старой элиты занимает новая. Поэтому политическая стабильность общества во многом зависит от принципиальной согласованности ценностно-нормативных систем элиты и граждан и их ассоциаций.

Российская современная элита нечетко осознает свои прямые обязанности в отношении к обществу и государству. Одной из причин этого является наличие определенных черт новой российской элиты, унаследованных ещё из советского общества: замкнутость, корпоративность, нежелание совместно действовать. Во взаимоотношениях «элита – общество» преобладают элитократические тенденции.

Существует мнение, что современной российской элиты как таковой нет. Когда говорят о российской элите, чаще всего называют три группы, которые не ориентированы на интересы России, поэтому они являются псевдоэлитами. Это региональные псевдоэлиты, олигархи, бюрократия Отсутствие элиты означает, что в стране нет групп, которые бы ставили задачу формирования России как сильного игрока в мировом политическом пространстве. Настоящая политика в отсутствии элиты оказывается невозможной, как и реорганизация власти и общественные изменения. Россия по ходу своей истории постоянно находится в процессе реализации все новых проектов. В ней постоянно нарушается процесс самовоспроизводства элит, и его надо поддерживать искусственно. По этой же причине российские элиты (как и все население) постоянно живут в условиях разрыва с традицией.

Механизмами формирования элит являются такие как:

1. Интенсивные внеполитические и внегосударственные дискуссии;

2. Участие в формировании инстанций власти;

3. Надпрофессионалъные решения по поводу жизни страны в целом;

4. Технология «социального лифта».

Гарантией от появления элиты, которая действует в изоляции от общества, будет соблюдение следующих условий: полная гласность; наличие сильной оппозиции – контрэлиты, свободной конкуренции потенциальных элит под контролем электората; разделение властей, обеспечивающее определенное равновесие различных социальных сил и препятствующее опасному для общества бесконтрольному сосредоточению политической власти; максимальная открытость элит на всех уровнях, постоянное пополнение их профессионально подготовленными и функционально способными людьми; вовлечение в систему новых государственных структур лидеров политической оппозиции; строгое соблюдение законности, демократических норм и процедур, необходимых и обязательных для нормального функционирования правового государства и гражданского общества.

Для выживания нашему государству сейчас необходимо уделить большое внимание воспитанию профессиональной элиты, людей, которые могли бы стать организованным меньшинством, ориентированным на власть не ради власти или богатства, а ради сильного, здорового государства, способного обеспечить достойное существование своим гражданам.

Список литературы

    Гаман-Голутвина О. Роль элиты в модернизации страны: мировой и отечественный опыт.

Режим доступа: http://www.lawinrussia.ru/dokladi/2010-04-28/rol-eliti-v-modernizatsii-strani-mirovoy-i-otechestvenniy-opit.html

    Заболотная Г.М., Криницкий А.Я. Политология: электронное учебное пособие.

Режим доступа: http://imp.rudn.ru/ffec/polit/p11.html

    Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 395 с.

    Общая и прикладная политология: учебное пособие / под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М.: МГСУ, 1997. - 992 с.

    Политология: электронное учебное пособие / под ред. Ю.В. Исаева. - Ульяновск: ИДО УлГТУ. Режим доступа: http://www.uvauga.ru/HSD_chair/Political_science/T2_9.htm

    Старостин А., Понеделков А. Современные российские элиты. Особенности генезиса, взаимодействия и позиционирования во власти.

Режим доступа http://www.polit.ru/research/2004/03/24/polit_studies.html

    Теория политики: учебное пособие / под ред. Б.А.Исаева. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.

    Ткаченко С.В. Правовые реформы в России: проблемы рецепции Западного права - Самара, 2007.

    Шайхутдинов Р.Г. Механизмы формирования элит. - М.: Элитариум - Центр дистанционного образования, 2007.

Режим доступа: http://www.statam.ee/ru/m-29/c-43/d-49/