Этапы развития политических идей

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по политологии на

тему: « Этапы развития политических идей »

План

Введение

1. Политико-правовые идеи античности

2. Политическая мысль Нового времени и эпохи возрождения

3. Российская политическая мысль ХХI- начала ХХ вв.

4. Политическая концепция марксизма

5. Политическая теория ХХ в.

Заключение

Словарь терминов

Список литературы

Введение

Первые представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности . Они были одной из ранних попыток человека определить смысл своего бытия, найти цивилизованные формы совместного существования людей в рамках общества. Эти представления были не политическими идеями в строгом смысле слова, а скорее мечтами об идеальном государстве, поучениями и наставлениями о справедливом правлении и законопослушном поведении. Они органично переплетались с верованиями, традициями, обычаями. Однако среди мыслей и суждений древних философов и богословов о государстве и власти были гениальные догадки, составившие фундамент современной политической науки и практики. Прошло немало веков, прежде чем ранние политические учения освободились от влияния религии, морали , философии и стали описывать не воображаемое идеальное государственное устройство, а реальные политические процессы.

Целью работы стало рассмотрение различных этапов развития политических идей.

При написании работы решались следующие задачи:

- рассмотреть, охарактеризовать и проанализировать политико-правовые идеи античности, Нового времени и эпохи Возрождения, российскую политическую мысль ХХI- начала ХХ вв. и политическая концепцию марксизма, а также политическую теорию ХХ в.

1. Политико-правовые идеи античности

Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Важнейшими вопросами политической классики Древнего мира были вопросы о том, кто и как должен управлять государством, каким должно быть устройство государства.

Политические идеи того времени тесно связаны с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслителей.

Древнекитайский философ Конфуций (ок. 551-479 до н. э.). Беседы и высказывания Конфуция были записаны его учениками и являются важнейшим источником, раскрывающим этико-политическое учение конфуцианства. Современные исследователи относят Конфуция к тем первым авторам, которые заметили и попытались теоретически осмыслить интегрирующую и регулирующую роль традиции не только в обществе, но и в отношениях общества и власти : Мудрый правитель, согласно Конфуцию, управляет с помощью « ли ». «Ли » -это и традиция , и обряд , и ритуал, и обычай , и история, и древность. Благородный муж или правитель, согласно Конфуцию, сам соответствует сложившимся в обществе этическим канонам и управляет, опираясь на них. Рассуждая о власти, Конфуций не только утверждает необходимость опоры на традицию, но и утверждает традицию как одну из более приемлемых, с его точки зрения, альтернатив для устройства власти.

Конфуций, как известно, в деле претворения своих идей возлагал большие надежды на сановников, изучавших его теорию. Он отводил им роль наставников, следивших за соблюдением правителем принципов « ли ».

Видное место в истории политической мысли занимают взгляды Платона

( 427-397 гг. до н. э .) , изложенные им в произведениях « Государство » , «Законы ». Предшественники Платона- софисты ( Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика – это чисто человеческое дело. « Человек- есть мера всех вещей », а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое творение человеческого разума

Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договорится о чем угодно и тем самым нарушая незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, « естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства. К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия –это власть честолюбивцев. Честолюбие ведет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию- господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии- власти большинства. Демократическое государство « сверх должного опьяняется свободой ». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях общего беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию- наихудшая форма государственного устройства, но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново.

Чтобы разорвать этот порочный круг господства, своеволия Платон несовершенным формам государства противопоставляет идеальное государство справедливое правление «аристократов духа» - мудрецов. Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость. Он вводит строгую иерархию сословий : философы- правители, стражи- воины, ремесленники и крестьяне- занимаются физическим трудом, а также строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности – все общее. Идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.

В отличие от Платона, Аристотель (384-322 гг. до н.э.)делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал, что человек- «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису. Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть « животное государственное ».

Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. К правильным он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и республику.

К неправильным тиранию, где имеется ввиду только польза правителя, олигархию, где правят богатые для собственной выгоды и демократию, где властвуют бедные, имея ввиду только самих себя.

Политический идеал Аристотеля- государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

2. Политическая мысль Нового времени и эпохи возрождения

В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль сыграл итальянец Никколо Макиавелли ( 1469-1527). В работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и других он высказывал оригинальные идеи, имеющие важное значение для решения многих политических проблем, существовавших в современную ему эпоху.

Политика, по Макиавелли, есть взаимоотношения различных социальных сил (слоев общества, групп людей, отдельных личностей ) по поводу осуществления власти в обществе. Таким образом, политика трактуется как общественное отношение между людьми. Тем самым указывается на социальную природу политики истолкованию ее как проявления исключительно естественной природы человека. Макиавелли четко сформулировал положение – основной вопрос политики есть вопрос о власти.

Макиавелли объясняет происхождение государства исходя из природы человека, притом не только из его естественной, но и общественной природы.

Он выделяет три основные формы государственного устройства и соответственно «три рода правительств» : «монархия, аристократия и народное правление».

Большое значение Макиавелли придавал республиканской форме государственного устройства. Его учение о республике почти целиком основано на осмыслении опыта существования Римской республики и частично- греческой Афинской республики.

Ради укрепления государства Макиавелли считал возможным применять любые способы и призывал действовать по принципу: «Цель оправдывает средства». Со временем лживость, лицемерие и вероломство в политике стали называть макиавеллизмом.

Видным представителем политической мысли эпохи Возрождения был также французский мыслитель Жан Боден (1530-1596).

Основной вклад Ж.Бодена в развитие политической теории заключается в постановке и решении им проблемы государственного суверенитета. Он ввел в политическую науку понятие «суверенитет» и всесторонне разработал теорию суверенитета. Под суверенитетом Боден понимал определенное свойство государственной власти- ее верховный характер. Независимость, или суверинитет, государственной власти трактовались Боденом в его труде «Шесть книг о республике» как независимость данного государства от других государств и как независимость в реальном осуществлении власти на своей территории. «Суверенитет есть абсолютная и вечная власть Республики»,-писал

Ж. Боден в этой работе. При этом республика характеризовалась им как форма государства.

Государственный суверенитет, по Бодену, проявляется в соответствующих правах и полномочиях государства. К ним он относит: право законодательства, право объявления войны и заключения мира, назначение должностных лиц, право последнего решения, право помилования, право на послушание и верность подданных, право чеканки монет, определения веса и мер, право взимания налогов и пошлин. 1

Данные права и полномочия «неотделимы от суверенной власти: они не могут быть ни уступлены, ни изъяты; никакая давность не может суверена этих полномочий лишить» 2

Из всех форм государственного устройства Боден предпочитал наследственную абсолютную монархию и выступал как теоретик абсолютизма.

Началом Нового Времени традиционно считается английская революция середины XVII в. Она разделила английское общество на сторонников короля и сторонников парламента, которые сформулировали свои политические программы.

Сторонники короля (К. Салмазий, Р. Филмер и др.) отстаивали традиционные концепции происхождения монархической власти. Близок был к роялистскому лагерю и Т. Гоббс (1588-1679 г.г.), однако его политические воззрения не вписываются в рамки традиционных подходов. В своем произведении «Левиафан» он раскрывает собственное понимание «естественного права» и «общественного договора». В «естественном состоянии», считает Гоббс, была неизбежна «война всех против всех», так как все люди созданы равными по физическим и умственным способностям, а значит - равными в своих нравах, но все они от природы эгоистичны, жадны, честолюбивы. Страх смерти, инстинкт самосохранения и естественный разум приводят людей к необходимости заключения «общественного договора», они создают государство, добровольно отказываясь от своих естественных прав в той мере, в какой это требуют интересы мира и самозащиты. Гоббс формулирует ряд законов человеческого общежития, но отмечает, что ничто, кроме силы государства, не может заставить людей подчиниться этим законам. Абсолютная власть государства превращает эти законы в гражданские. Государство должно гарантировать людям свободу, т. е. право делать все, что не запрещено гражданскими законами. Высшим законом государства должно быть благо народа, провозглашает Гоббс, но не предусматривает никаких институциональных гарантий, уповая на «добрую волю». Если правитель действует вопреки естественным законам, то народ имеет право восстать против него.

После переворота 1688 г., навсегда покончившим с абсолютизмом в Англии, выходит труд Джона Локка (1632-1704) «Два трактата о государственном правлении», в котором отражено новое понимание естественного права и общественного договора. В естественном состоянии, считает Локк, люди были свободны и равны, но не было органа для разрешения споров между ними, для наказания нарушителей естественных законов. С целью обеспечения своих прав люди договорились образовать государство, точно определив тот объем полномочий, который они ему передают, сохраняя неотъемлемые права на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство. Локк всесторонне обосновывает принцип верховенства закона. Властные полномочия, считает он, должны быть четко разделены: законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - монарху и кабинету министров. Суверенитет народа, продолжает Локк, выше суверенитета государства, значит народ имеет право на восстание с целью вернуть государство на путь закона.

На рубеже XVII-XVIII вв. в Европе возникает явление, которое принято называть Просвещением. В политической мысли это общекультурное движение отразилось в виде концепций «просвещенного абсолютизма». Немецкое Просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, X. Томазия, X. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается родоначальником современной социологии. Он применил в своих трудах детерминистскую и историко-сравнительную методологии.

Не обошло это течение и Россию, где при Петре 1 завершилось преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную. Сам Петр неоднократно в официальных документах объявлял общее благо главной целью самодержавной власти. Идеолог петровских реформ Ф. Прокопович (1681-1736) обосновывал эту идею с помощью концепций «естественного права» и «общественного договора». В этом же направлении развивалась мысль В. Н. Татищева (1686-1750) - автора первой «Истории Российской».

XVIII век ознаменован бурным развитием политической жизни во Франции. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Монтескье и др.) предлагали установить равенство всех перед законом, верховенство закона, народный суверенитет, основываясь на методологии рационализма. Ш. Л. Монтескье (1689-1755) называют основоположником «географической школы» в политической науке. В работе «О духе законов» он попытался исследовать, какие факторы определяют форму государства в различных странах. К таким факторам он относил прежде всего климат, рельеф местности, размер территории географическое расположение. Ш. Л. Монтескье высказал мысль о большом значении социально-экономических факторов и культурных традиций, придал окончательный вид концепции разделения властей, показав необходимость самостоятельности судебной власти. Идеалом для него была конституционная монархия.

Возникают в этот период и радикально-революционные концепции. К ним следует отнести прежде всего идеи Жан-Жака Руссо (1712-1778). Последовательный республиканец и демократ Руссо исходил из приоритета принципа народного суверенитета. Догосударственное состояние людей он называет «золотым веком», так как в этот период не было главных зол - частной собственности и неравенства. Возникновение этих явлений он считал ошибкой людей и именно с их появлением связывал происхождение государства. Руссо первым четко разграничил гражданское общество и государство. Необходимо такое государство, утверждает он, в котором люди не теряли бы своих естественных прав и сохраняли свободу. Суверенитет народа неотчуждаем, принадлежит только ему, к поэтому Руссо отрицательно относится к народному представительству, доказывая необходимость прямого народоправства.

В конце XVIII в. сложились условия для практической реализации идей французских политических мыслителей. Американская война за независимость стала первой такой попыткой. Политическая идеология этого революционного процесса изложена в Декларации независимости США: естественные права всех людей на жизнь, свободу, собственность, на безопасность и счастье, суверенитет народа, его право на восстание против нарушающего естественные права правительства, принцип разделения властей и пр. Впервые в истории эти положения политической теории легли в основу государственной политики. Выделяется плеяда выдающихся американских политических мыслителей, которые по-разному подходили к данным политическим принципам: для Т. Пейна, Т. Джефферсона был характерен более радикальный подход, для А. Гамильтона и Ф. Джея - более умеренный. В дальнейшем между радикалами и умеренными разгорелась идейно-политическая борьба по вопросу о конституционно-правовом устройстве США. Демократизм американских мыслителей причудливо сочетался с признанием необходимости сохранения рабства. Другой попыткой реализации-этих политических идей была Великая французская революция (1789-1794). Однако Франция конца XVIII в. оказалась еще не готова полностью воплотить великие политические идеи столетия.

3. Российская политическая мысль ХХI- начала ХХ вв

Развитие отечественной политической мысли имело собственные специфические особенности в сравнении с западной политической традицией, которые были обусловлены определенным своеобразием исторического пути России. Занимая по своему географическому расположению срединное, промежуточное положение между Европой и Азией, между Западом и Востоком, российский этнос формировался под воздействием этих противоборствующих цивилизаций, испытывая постоянное напряжение в поисках культурной и политической самоидентификации.

До начала XIX в. российское государство (со времен Петра I) оставалось модернизирующимся, держа курс, пусть и с переменным успехом, на европеизацию. Поэтому консервативные идеи и собственно традиционалистская критика этого курса имела оппозиционный, полулегальный характер. Но в первой трети XIX в. происходят определенные изменения в российском сознании и практике, которые были обусловлены целым рядом факторов: победа в войне с Наполеоном, а также лидирующие позиции в антинаполеоновской коалиции привели к переоценке роли России в Европе; а некоторые трагические события и последствия французской революции вызвали определенный пессимизм и настороженность в русском обществе к европейским идеалам и ценностям. Все это послужило поводом к постановке в отечественной философской и политической мысли проблемы национального самосознания и самоопределения.

В целом русский консерватизм в XIX в. аппелирует, прежде всего, к практическому жизненному опыту народа, который объявляется исторической традицией, а консервативным идеалом выступает единство самодержавия и народа: соответствие духу и характеру русского народа делает самодержавие и правление сакральными и законными с исторической точки зрения.

Вместе с тем, нельзя рассматривать русских консерваторов как некую единую идейную общность. Под воздействием процессов модернизации, периодически происходивших в России, русский консерватизм, как и другие направления отечественной политической мысли, подвергался трансформационным изменениям, в результате которых его идеологи могли эволюционировать от умеренно-консервативных взглядов к охранительным (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев), и даже пытались найти способ разрешения проблем модернизации в "союзе социализма с русским самодержавием" (К.Н. Леонтьев). Внутри самого консерватизма были "правые" и "левые" течения: на правом фланге консерватизм плавно перетекал в охранительство и реакцию, которая в начале ХХ в. вылилась в движение черносотенства, а на левом приобретал явные либеральные черты. В типологии русского консерватизма условно можно выделить: историософскую идеологему самодержавия Н.М. Карамзина; политическую философию славянофильства (К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков); концепции (в том числе геополитические) неославянофила Н.Я. Данилевского и Ф.И. Тютчева; теорию русского византизма" К.Н. Леонтьева; направление "официального монархизма" (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров); концепции неомонархизма (И.А. Ильин, И.Л. Солоневич).

Либерализм, будучи плодом западноевропейской культуры и не имея глубоких исторических корней в России, тем не менее стал одной из интеллектуальных традиций русской политической мысли. Однако из-за отсутствия широкой социальной базы массового отклика в России идеи либерализма не находили, оставаясь по своему статусу довольно элитарным проектом общественного развития определенных групп российского общества. Только в начале ХХ в., в период революции 1905 г. русский либерализм смог окончательно оформиться как политическое движение.

"Либерализм утверждает свободу лица, утверждает ее - в случае необходимости - и против власти, и против других лиц. Каковы могут и должны быть пределы этой свободе, - вопрос, конечно, очень сложный", - писал русский либеральный мыслитель П.Б. Струве. Действительно, представители всех течений русского либерализма в качестве социального идеала принимали идеал буржуазного общества, где интересы отдельной личности и ее неотъемлемых прав обладают несомненным приоритетом. Отстаивая идею единства путей развития России и западноевропейских стран, они ратовали за осуществление социальных реформ, преобразующих самодержавие в конституционную монархию, за осуществление на практике идеала правового государства и гражданского общества. Не принимая революцию как способ преобразования существующего общественно-политического строя, русские либералы пропагандировали теорию и практику реформизма. При этом идеи парламентаризма, конституционализма и верховенства права развивались с учетом сложившихся традиций русской государственности и общественности.

В своем историческом развитии русский либерализм, истоки которого некоторые исследователи относят к XVIII в., прошел три этапа:

1) "правительственный" либерализм, инициируемый "сверху" и уповающий на самоограничение просвещенной монархии (конституционные проекты М.М. Сперанского);

2) консервативный либерализм пореформенного периода, возникший как проект умеренной интеллигенции, которая стремилась закрепить и расширить общественные преобразования на основе диалога с властью, программы просвещения народа и участия в местном самоуправлении (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, П.Б. Струве);

3) "новый" (социальный) либерализм начала ХХ в., предпринявший попытку синтезировать либеральные принципы и некоторые идеи социализма в русле традиций европейской социал-демократии (П.И. Новгородцев, П.И. Кареев, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен и др.). Защищая идею правового государства от критики как справа, так и слева, теоретики "нового" либерализма создают концепции, в которых осмысливаются основные принципы и перспективы развития конституционализма и правовой государственности, прежде всего в российском контексте.

Революционный радикализм являлся одним из основных направлений общественно-политической мысли России XIX - начала ХХ в., включая в себя политические концепции декабризма, революционного демократизма, народничества и марксизма. Будучи специфической идейной и практической реакцией интеллигенции на процессы модернизации России, на противоречивые условия ее социально-экономического и политического развития, русский радикализм был критически настроен на преодоление несправедливых и антигуманных сторон как феодально-крепостнических, так и новых буржуазных отношений. Недооценка эволюционных факторов социального развития, революционаризм, а также нигилизм, атеизм, волюнтаризм и антиисторизм - вот основные характерные черты, присущие радикальному мышлению. Стремясь любой ценой ускорить социальные преобразования и реализовать на практике свой метафизически сконструированный общественный идеал, представители русского радикализма уповали на особую роль отечественной интеллигенции в этом процессе, призванную, с их точки зрения, организовать и возглавить движение общества в сторону прогресса. В этой связи политическая теория разрабатывалась как совокупность знаний о способах воздействия на массы и их организации. В целом же направление русского радикализма, постепенно утрачивая демократические и гуманистические черты, эволюционировало закономерно к волюнтаристским и тоталитарным концепциям (анархизм, большевизм).

Наиболее значительной и яркой формой политического радикализма в России начала ХХ в. явилась политическая идеология большевизма, становление и формирование которой было непосредственно связано прежде всего с теоретической и практической деятельностью В.И. Ленина (Ульянова), а также его соратников по партии - Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина, И.В. Сталина и др. Стержнем этой идеологии явилась идея осуществления пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата под руководством большевистской партии, для членов которой революция стала "профессиональным делом" и которая сумела в октябре 1917 г., воспользоваться сложившейся в России исторической ситуацией для захвата власти.

Таким образом, отмеченные особенности эволюции отечественной политической мысли и общая характеристика ее основных направлений в XIX - начале ХХ вв. позволяют нам говорить о чрезвычайном многообразии, оригинальности и вместе с тем противоречивости различных идей, теорий и концепций, составивших пространство политической традиции в России.

4. Политическая концепция марксизма

Основоположниками материалистического учения о политике и власти были Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).Они жили и создавали свои произведения в условиях революционных преобразований в странах Западной Европы. Опираясь на материалистическое понимание истории, они много внимания уделяли изучению сущности политики, политической власти, характеру политической деятельности, определили пути, формы и методы прихода к власти трудящихся масс, рабочего класса.

Марксистская теория системы политических отношений включает в себя следующие положения :

1. политические отношения, вытекающие из борьбы за власть и осуществления власти, появляются на основе общественно-экономических отношений, ими обусловлены и представляют собой политическую надстройку, с соответствующими формами общественного сознания;

2. хотя базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные институты тем не менее играют активную роль в социально-экономическом базисе. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования;

3. государство есть продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Это положение К.Маркс обосновал в работе «Капитал», подчеркивая особую роль насилия в возникновении первого классового разделения и появления государства

4. экономически господствующий класс- он и политически и идеологически господствующий класс;

5. на основании такого понимания сущности государства и классового господства марксизм создает теорию политического сознания. Исходным пунктом ее является утверждение о том, что общественное бытие людей определяет их сознание ;

6. анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, их интересов, отдельных лидеров;

7. политика в марксизме рассматривается лишь в конечном счете подчиненной экономике, и в то же время она имеет относительную самостоятельность и влияет на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических процессов.

Марксистские традиции в исследовании политической жизни в конце XIX в.в ХХ столетии находят свое выражение и развитие в двух основных направлениях : революционном и реформистском.

5. Политическая теория ХХ в.

Рассматривая период включает политические учения, которые появились на рубеже ХIX и XX веков. Современную западную политологию невозможно представить без того вклада, который внесли в ее становление немецкий социолог Мак Вебер и итальянский социолог Вильфредо Парето (1848-1923).

Их значение определяется тем, что они выявили многие тенденции, оказавшие влияние на последующее мировое развитие.

Теория рациональной бюрократии

Автором теории рациональной бюрократии был М.Вебер. Общество на рубеже XIX –XX веков становилось все более сложно организованной системой, нуждавшейся в управлении. Самой эффективной системой государственной организации М.Вебер считал бюрократию, поскольку она основывается на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Для идеального типа бюрократии характерны :

    разделение труда, обусловленное правилами и законами;

    подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим;

    назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не

через выборы;

    оплата труда работников в соответствии с рангом;

    служащий не является владельцем учреждения, в котором работает ;

    для служащих работа в государственном учреждении является основным занятием;

    смещение с должности осуществляется вышестоящим органом и т.д.

Наличие этих правил привносит единообразие в деятельность государственных органов, четко определяет ответственность каждого института государства, ограничивает произвол начальника в отношении подчиненного, устраняет из должностных отношений личную неприязнь, обиды, симпатии.

Следует отметить, что рациональная бюрократия- всего лишь исполнительный орган, с помощью которого реализуется управленческая функция государства.

Проблема политической стабильности

В начале ХХ века политические системы столкнулись с новыми трудностями. В условиях быстрых изменений парламентские формы правления оказались не в состоянии эффективно реагировать на новые реальности: появление новых групп интересов, возникавшие конфликты. Возрос интерес к осмыслению проблемы достижения социального равновесия, обеспечения баланса интересов различных групп. В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесие в обществе, итальянский социолог В.Парето рассматривал политическую элиту. С его точки зрения, эволюция человеческого общества есть история расцвета и упадка элиты, которая принимает все стратегические решения по развитию общества. Качество правящей элиты, призванной согласовывать различные группы интересов, в решающей мере определяет и возможности развития общества.

М.Вебер предлагал другие пути обеспечения стабильности. Не надеясь на институты представительной демократии, он видел выход в усилении авторитарной власти харизматического лидера, которого отличают исключительные способности, доблесть, вызывающие к нему со стороны населения абсолютную преданность и веру. М.Вебер предложил теорию плебисцитарной демократии, в которой харизматический лидер опирается на прямую поддержку народа в борьбе против усиливающейся и не подотчетной ни перед кем бюрократии. Идея плебисцитарной демократии с харизматическим лидером, который выполнял бы роль независимого и беспристрастного арбитра во всех спорах, задумывалась для обеспечения единства общества и его стабильности. Однако на практике эта идея привела в Германии к установлению фашистской диктатуры в 30-х годах ХХ века.

Заключение

Таким образом, политическая мысль Древнего мира, эпохи Возрождения, начала Нового времени, по сути, представляет собой предысторию, генезис политологии как науки. Возникнув в начале в форме мифологизированных знаний, политическая мысль постепенно стала приобретать рационалистические черты, что наиболее отчетливо стало проявляться в эпоху Возрождения. В период Буржуазных революций политические идеи стали возрождаться в духе общей рационалистической социальной философии и частично экономической науки.

Словарь терминов

Государство- особа форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов. Государство является наиболее важным институтом политической системы.

Государственный суверенитет- это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

Демократия – форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти- народ; свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и др.

Монархия – форма государства, в котором вся власть сконцентрирована в руках единоличного правителя (короля, императора, князя, монарха и т.д) и передается по наследству.

Олигархия – власть небольшой группы богатых людей.

Республика- форма государства, институты которого создаются на основе всеобщих выборов и на определенный срок.

Тимократия- (др.-греч. τῑμοκρᾰτία, от τῑμή, «цена, честь» и κράτος, «власть, сила») — форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом.

Тирания - (греч. τυραννίς - произвол) — форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении

Список литературы

1. История политических учений. Учебник/ Зотов В. Д. Зотова Л. В.

М.: Юристъ 2005

2. Политология. Курс лекций. Учеб. пособие / Под ред.А.А Радугина.-М.:Центр,1999.

3. Политология. Учебник/ Под ред.В.И Буренко.-М.:Экзамен,2004.

4. Политология. Учебник/ Под ред.В.Н Лавриненко.-М.:Юнити,1999.

5. Политология. Учебник для вузов/Р.Т Мухаев.-М.:Приор,2001

1 Гессен В.М. Указ. соч. – С. 251

2 Там же.- С. 251-252.