Сущность, характерные черты и основные функции политических элит

Сущность, характерные черты и основные функции политических элит

Люди участвуют в политической жизни общества не в равной степени. Одни принимают более активное участие, другие – менее активное. Тех, кто принимает наиболее активное участие, обычно называют политически активной частью населения. В среднем для индустриально развитых стран доля политически активного населения составляет около трети взрослых жителей. Они, как правило, состоят в политических партиях, часто выступают на собраниях, участвуют в политических мероприятиях и составляют группы поддержки тех или иных политических лидеров. Остальная часть населения обычно активного участия в политике не принимает.

В свою очередь, политически активная часть населения страны определенным образом структурирована. Она не представляет собой бесформенную массу, а как бы вращается вокруг некоего организующего центра. Этим центром служит политическая элита.

Политическая элита существует в любом обществе, независимо от социального строя, политического режима, государственного правления и исторического отрезка времени. Эти факторы могут привести лишь к изменению способа формирования элит и, ее качественного и количественного состава, системы ее взаимосвязи с обществом, т. е. того, что относится к технологической стороне функционирования элиты. В то же время ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.

Политическая элита – это политически господствующая, привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в выработке, принятии и реализации важнейших решений, связанных с использованием власти.

Элиты формируют цели и перспективы развития общества, принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.

Политическая элита имеет свои характерные черты:

    право выдвижения из своей среды политических лидеров;

    право на привилегии;

    закрытость или полузакрытость для чужих социальных слоев;

    психологию превосходства;

    собственную идеологию;

    доступ к закрытой информации и высокой культуре.

В каждой стране взаимодействие политической элиты с остальной частью общества имеет свои особенности, которые из меняются в зависимости от ряда факторов и, в первую очередь, под влиянием переживаемого момента. В то же время можно констатировать, что во взаимодействии элиты с обществом в разных странах наблюдаются и сходные черты. Так, при переходе от тоталитарного общества к демократическому (Германия, Италия, Испания) произошло противостояние политических элит, что символизировало разрыв со старой системой, разрыв с тоталитаризмом, разрыв с фашистской идеологией. Вес это позволило в послевоенный период создать в данных странах стабильные и эффективные демократические общества.

Политическая элита выполняет ряд важнейших функций:

    Стратегическая – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отображающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев.

    Коммуникативная – предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев населения и реализацию их в практических действиях.

    Организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.

Интеграционная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций

Типология и рекрутирование политической элиты

Политическая элита неоднородна, внутренне дифференцирована и существенно различается в разных странах и па разных исторических этапах. Все это усложняет ее типологию.

Среди элит различают правящую, то есть непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контрэлиту).

Правящая политическая элита общества не равнозначна таким понятиям, как «руководство страны» и «правительство». Последние представляют собой лишь часть политической элиты общества, а именно такую ее часть, которая наделена полномочиями публичной, то есть государственной власти. Сюда входят президент страны, члены правительства, руководители крупных государственных ведомств, парламентарии, которые поддерживают курс президента и правительства.

Другая часть политической элиты находится за пределами государственных структур. Это, прежде всего, лидеры политических партий, движений, профсоюзов, различных политических организаций, фондов, ассоциаций, видные политологи, публицисты, вовлеченные в политику известные писатели, телерадиообозреватели. Во многих странах к перечисленным группам политической элиты присоединяются представители финансово-промышленного капитала и военно-промышленного комплекса, выполняющие роль групп давления на правительство и парламент страны с тем, чтобы политика государства не шла вразрез с интересами соответствующих отраслей экономики. Во внеправительственной части политической элиты могут формироваться лобби, «теневое» правительство, политическая оппозиция и т.д. Политическая элита общества не представляет собой одну однородную группу людей не только потому, что одна их часть входит в правительство, а другая – нет. Элита, как правило, плюралистична по своей политической ориентации и разделяется на различные группировки, ведомые известными политическими деятелями. Отношения между ними иногда враждебны, иногда партнерские, но всегда конкурентные. Практически различные группировки политической элиты общества представляют собой своего рода политические корпорации, объединения политических деятелей, конкурирующие между собой на своеобразном политическом рынке.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например, аристократия, ценностные лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные – непосредственные обладатели власти, и функциональные – профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Политологи выделяют также открытую элиту, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, имеющих значение для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах 'власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, насчитывающее обычно 200–400 человек.

К средней элите относят примерно 5 % населения, выделяющихся одновременно потрем признакам – доходу, профессиональному статусу и образованию.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», – высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов – в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Выражение элитой запросов и мнений населения зависит от нескольких причин. Одна из них – социальное происхождение ее представителей. Оно в значительной степени влияет на политическую ориентацию. Ясно, что выходцам из среды крестьян, рабочих, определенных этнических и других групп легче понять специфические запросы соответствующих слоев, найти с ними общий язык. Однако совсем не обязательно, чтобы интересы рабочих защищали рабочие, фермеров – фермеры, молодежи – молодежь и т. п. Часто это могут лучше делать политики-профессионалы, выходцы из других групп общества.

В современных государствах непропорциональность представленности в элите населения достаточно велика. Так, среди элит стран Запада намного шире, чем другие группы, представлены выпускники университетов. А это, в свою очередь, обычно связано с достаточно высоким социальным статусом их родителей. Более важной, по сравнению с формальным отображением социальной структуры, гарантией социальной представительности элиты выступает ее организационная (партийная, союзная и т. п.) принадлежность. Она прямо связана с ценностными ориентациями людей. Кроме того, партии и другие организации обычно имеют достаточные возможности для воздействия на своих членов в нужном направлении.

На современном демократическом обществе партийные механизмы контроля за элитами дополняются государственными и общественными институтами. К таким институтам относятся выборы, СМИ, опросы общественного мнения, группы давления и т. д.

На социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в этом большое влияние оказывают системы ее рекрутирования. Существуют две основные системы рекрутирования: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. обострение социальной напряженности, ведущее к появлению конфликтных ситуаций и нарушениям стабильности в обществе – в результате возможна смена власти;

    утрата консенсуса в принятии решений, в результате чего нарушается возможность принятия согласованных решений, без которых невозможна легитимность власти.

Пути преодоления кризиса легитимности:

    реализация принципа разделения властей, благодаря чему исключаются перекосы в деятельности ветвей власти, превышающих свои полномочия, а, значит, и нарушающих легитимность власти;

    своевременное выявление общественного мнения, что может предотвратить появление кризиса или же без особых осложнений преодолеть его; с этой целью проводятся встречи политических лидеров с населением, представителями политических партий, беседы «за круглым столом», социологические исследования, референдум;

• обеспечение прогресса экономической сферы, которая создает необходимые предпосылки повышения жизненного уровни населения, устраняет противостояние социальных общественности с властями, лишает смысла проведение забастовок и других экстремальных акций, что способствует стабильности общества.

Строение правящей элиты

Правящая элита слагается из трех взаимосвязанных элементов:

– политической элиты, которая является частью правящей, выступает носителем властных функций.

Ее влияние на систему властных отношений определяется соотношением сил в середине самой элиты, соотношением политических сил в государстве, формой политического устройства, наличием и остротой политических конфликтов. Политическая элита владеет незаурядными психологическими, социальными и политическими качествами, принимает непосредственное участие в одобрении и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или влиянием на нее.

– Бюрократической элиты охватывает представителей управленческого аппарата. Они имеют властные полномочия, влияют на выполнение важных государственных функций.

– Коммуникационной и идеологической элит – представители науки, культуры, духовенства и СМИ.

Общее – элита – это ценнейший элемент общества, наделенный высокими возможностями и способностями в важнейших для государства сферах деятельности, господствующее положение элиты отвечает интересам всего населения, формирование элиты является следствием естественного отбора обществом ценнейших своих представителей, элитарность – закономерное последствие равных возможностей, она не противоречит современной представительной демократии.

Заключение

Существует множество подходов к рассмотрению элиты в и ее роли в государстве.

На классификацию элиты влияет как тип политического режима так и экономическая модель государства. От поведения элиты зависит развитие страны во всех сферах и ее политическая стратегия. Таким образом, элита является одной из тех определяющих сил, которая выводит страну на определенный уровень и формирует ее политику.