Дискурс-портрет лидера Беларуси на современном этапе А.Г. Лукашенко

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра политологии

НАУЧНАЯ РАБОТА

на тему: Дискурс-портрет лидера Беларуси на современном этапе А. Г. Лукашенко

МИНСК 2009

Содержание

Введение

Политик выступает с предвыборной программой

Выступление политика перед массовой аудиторией

Невербальное поведение политика

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Построение дискурс-портретов – это один из способов построения социального взаимодействия, познания мира и нас в нем. Перед тем, как подойти к построению конкретного дискурс-портрета, сформулируем более чётко понятия дискурс и дискурс-анализ. Итак, дискурс – это любой текст (устный и письменный, современный и исторический, реальный и искусственно сконструированный) во всей его полноте и многозначимости, с учетом реального и потенциального. Дискурс – это текст, открываемый субъектами в процессе коммуникации. Текст неизбежно вбирает в себя массу значений или всевозможных аспектов, видов, типов содержания.

Соответственно, дискурс-анализ – это комплексный анализ всех видов содержания и реконструкция всех видов заложенных в него контекстов.

В нашем исследовании объектом внимания стали также компоненты невербального поведения политика, такие, как выражение лица, мимика, жесты, внешность, одежда, характеристика голоса и т. д. Кроме невербального поведения нами также были проанализированы такие аспекты, как выступление перед массовой аудиторией и предвыборная программа А. Лукашенко.

Материалом для нашего анализа послужило несколько печатных текстов, которые характеризуют лидера в таких ситуациях общения, как выступление перед массовой аудиторией, аналитический материал и программа, а также видеотексты, практически повторяющие данные ситуации общения и лишь добавляющие ситуацию «выход политика в народ».

Всё это было использовано нами в ходе составления дискурс-портрета политического лидера Беларуси Александра Лукашенко.

Политик выступает с предвыборной программой

(Государство для народа: Тезисы программы кандидата в Президенты Республики Беларусь Александра Лукашенко//http://www. sb. by)1

Программа А. Лукашенко обращена к народу: мы с вами, мы – ваше правительство, мы – народ. Представляет группу, которая выступает, во-первых, от имени правительства, а во-вторых, от имени народа Беларуси. Именно таким видится наполнение «мы» в программе. Используются выигрышные доводы – позитивные результаты деятельности нынешнего правительства. В то же время А. Лукашенко признает, что существуют некоторые недоработки, которые следует исправлять. (Нам необходимо совершенствовать формы и механизмы управления экономикой. Мы будем смещать акценты: с административных методов контроля на экономические меры регулирования и помощи со стороны государства хозяйствующим субъектам всех форм собственности. )

Программа начинается из двух разделов: С ЧЕГО МЫ НАЧИНАЛИ и БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ. В первом разделе дается описание прошлой кризисной обстановки в стране (Средняя заработная плата в 1994 году составляла около 20 долларов, пенсия - 7 долларов. Инфляция - более 2300 процентов за год!). Затем идет описание нынешнего состояния Беларуси (страна, в которой хочется жить, работать и растить детей. За прошедшие 10 лет нам удалось удвоить валовой внутренний продукт. Полностью решить продовольственную проблему. Увеличить инвестиции и выпуск промышленной продукции в 2,5 раза, а объем внешней торговли - почти в 3 раза. )

Последующие блоки носят специализированный характер и посвящены особо важным направлениям деятельности власти. В заголовках указаны структуры, которые подлежат дальнейшему реформированию и развитию (например, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ), или ставятся конкретные задачи (ПРИОРИТЕТ ДЕЛОВОЙ ИНИЦИАТИВЕ, СТАВКА НА МОЛОДЫХ, БЕЛОРУСОВ ДОЛЖНО СТАНОВИТЬСЯ БОЛЬШЕ). Переход от номинации к интерпретации делает программу нацеленной и динамичной. Такой способ “называния” упрощает ознакомление с текстом, позволяет уже по заголовкам сформировать представление о направлении политической деятельности кандидата в президенты. Текст не рассчитан на особо подготовленную аудиторию – он адресован любому избирателю. Здесь преобладает модальная лексика (Надо создать такие социально-экономические условия. . . , стоимость должна быть снижена вдвое…, нам необходимо совершенствовать формы и механизмы управления экономикой…, мы будем смещать акценты…), выделяются приоритеты (Основная задача на ближайшие пять лет…, теперь первостепенная задача…).

Рисуя кризисную ситуацию, политик конкретен, оперирует цифрами (За прошедшие 10 лет нам удалось удвоить валовой внутренний продукт. Полностью решить продовольственную проблему. Увеличить инвестиции и выпуск промышленной продукции в 2,5 раза, а объем внешней торговли - почти в 3 раза. У нас выплачивается 10 видов пособий. Доля расходов на социальные нужды населения превышает 60 процентов государственного бюджета. ) без указания источника информации. Количественные параметры присутствуют в остальных пунктах программы, причем оговариваются сроки (К 2010 году объем инвестиций в основной капитал планируется увеличить в 1,7 раза, финансирование научных исследований и разработок - в 3 раза. ).

Среди субъектов, несущих ответственность за реализацию предлагаемых реформ, называются мы, государство. В дискурсе “мы” идентифицируется с государством (Мы будем смещать акценты: с административных методов контроля на экономические меры регулирования и помощи со стороны государства…).

В заключение программы политик максимально кортежей. Он все сказал и теперь для него важно привлечь на свою сторону электорат. Это реализуется за счет прямого обращения (Дрогие друзья!) и путем персонификации. Если вначале политик представляет себя в качестве официального кандидата, то в заключении его дискурс становится личностным (Я предлагаю вам свое служение. Вам решать. ). Возникает вербальное взаимодействие между “президентом”/”я” и “белорусским народом”/”вы”.

Выступление политика перед массовой аудиторией

(Выступление А. Г. Лукашенко на торжественном собрании, посвящённом Дню Независимости Республики Беларусь (Дню Республики) 01. 07. 2005)2

А. Лукашенко верен традиции: начало каждой новой структурной единицы речи дает нам представление о политике как о лидере, не стремящемся чем-то поразить аудиторию или как-то особо привлечь внимание к себе или предмету разговора. (Дорогие соотечественники! Уважаемые гости! Уважаемые соотечественники! Дорогие друзья!). Никаких сверхожиданий со стороны аудитории. Почти рабочая обстановка, хотя идет торжественное собрание.

В дискурсе, обращенном к массам, А. Лукашенко подает себя нейтрально – скорее как должность, а не личность. Здесь местоимение «я» встречается всего дважды, а на протяжении всей речи не встречается даже имплицитно.

И я хочу сердечно поздравить всех вас… Я желаю вам счастья, успехов, здоровья и благополучия…

При этом мы наблюдаем в этом жанре максимально широкое наполнение местоимения “мы”. За ним стоят: Президент и правительство; нынешнее политическое руководство Беларуси; народ Белапуси. “Мы” А. Лукашенко спроецировано на весь временной континуум.

Все мы помним, что свобода досталась дорогой ценой;

Мы отвели народ от пропасти, и мы сегодня более уверенно смотрим на наши перспективы.

Рассмотрим качества, представленные политиком в дискурсе. А. Лукашенко подает себя как человека с историческим мышлением, стремящегося к гражданскому согласию и выработке объединяющей национальной идеи.

Атрибут “человек с историческим мышлением” не только получает неоднократную поддержку в его обращении к народу, но и уточняется. Для А. Лукашенко важна связь истории с настоящим. Он ее драматизирует, эмоционально-оценочно раскрашивает. Она для него живая, благодаря образам, оценочной лексике, метафорам (тем ярче и величественнее предстает перед нами немеркнущий подвиг нашего народа; это была великая победа света, разума, благородства над силами «коричневой чумы»), но в нем говорит не историк, а политик. Его поле – “здесь и сейчас”. День ушедший – это всего лишь интерсобытийность или интертекстуальность. Нынешняя реальность подается с позиции “достижений”, в которых неявно присутствует он сам:

Мы гордимся мужеством наших ветеранов. Стремимся сделать их жизнь достойной. Наш долг перед ними – не некая дань моде, не разовое мероприятие. Это дело чести каждого сознательного гражданина нашей страны. И самое главное – своими повседневными делами, помыслами и устремлениями мы доказываем: эстафета героев – в наших руках. Мирная, цветущая Беларусь – самый лучший памятник мертвым и живым. Всем, кто в жестоких сражениях отстоял её независимость.

Выиграв в настоящем (то есть перейдя из многозначного прошлого в однозначное настоящее), Лукашенко обращается к будущему, которое сулит всем, кто встанет в его ряды, лавры победителей:

Мы достигнем поставленных целей. Но для этого нам нужны мир, социальная и политическая стабильность в обществе, консолидация его усилий на решении конструктивных задач. Не забывая о прошлом, мы должны смотреть в будущее, строить нашу сильную и процветающую Беларусь.

Выступление имеет тематически определенный фрейм – устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие нашего государства на современном этапе. Это призвано подчеркнуть его главное качество: он – политик государственного масштаба, политик с будущим, политик, отвечающий требованиям объективного хода истории.

Особую значимость в этом жанре имеют категории деятельности и роли.

Обезличенность, некоторую анонимность исполнителя действия можно оценить как попытку уйти от ответственности, но А. Лукашенко всегда вербализует идею своего долга и готов ответить за все, что делается в стране. Поэтому ближе к истине другая интерпретация: употребление безличных предложений объективирует реальность, подает ее как данность, как то, что само собой разумеется.

Модальность представлена категориями долженствования и необходимости:

. . . за это нужно бороться…, ради них нужно трудиться не покладая рук…, каждодневно надо укреплять и оборонять…, нам нужны мир, социальная и политическая стабильность в обществе….

Политик включает в свой кортеж всех и каждого гражданина Беларуси: участники торжественного собрания, гости, соотечественники, молодёжь.

Воздействие на аудиторию осуществляется с помощью реляционных коммуникативных стратегий, и в первую очередь это – “реклама”:

. . . Товарооборот между странами, нашими государствами, достиг рекордных показателей и составил, как вы знаете, в прошлом году порядка 18 миллиардов долларов, и в этом году мы наблюдаем прирост этого товарооборота. Крепнет взаимодействие во внешнеполитической, оборонной, социально-культурной и других сферах.

Поскольку при перечислении позитивных результатов используется притяжательное местоимение “наша” (По темпам экономического роста наша страна стабильно находится среди лидеров стран Европы и Содружества. ), то возникает эффект причастности оратора ко всем результатам деятельности.

А. Лукашенко своё обращение к народу облекает в жанр отчёта. Это предполагает ситуацию подотчетности лидера, его зависимости перед аудиторией:

Активно развиваются внешнеэкономические связи республики. Внешнеторговый оборот страны – по нашим расчетам, по нашему курсу, как мы переводим свою валюту в иностранную, - превысил 30 миллиардов долларов США. Примечателен тот факт, что значительно возросли объёмы белорусского экспорта в страны с высококонкурентной экономикой.

Экономическое развитие в нашей стране подчинено главной цели – росту материального благосостояния и культурного благополучия наших граждан. Особенно много в этом плане сделано в последнее десятилетие.

Динамичное развитие экономики находит развитие в стабильном росте заработной платы, пенсий, стипендий и пособий. И в том, что у нас сведена к минимуму безработица. По оценке ООН, у нас достаточно высокий индекс человеческого развития.

Невербальное поведение политика

(Составлено на материале телетекстов, характеризующих четыре ситуации общения: интервью, выступление перед целевой аудиторией, обращение к массовой аудитории, встреча с народом. )

Невербальное поведение А. Лукашенко характеризуется динамичностью и естественностью. Воспринимается сразу в двух ипостасях: это политик, наделенный властью, и просто человек, как вы и я. Его невербальное поведение разнообразно. Он появляется на экране телевизора в самых разных ситуациях: интервью с журналистом, официальное выступление перед госчиновниками, встреча с народом, на производстве, в поле, на учениях, на стадионе. Возможны ситуации, когда он один в кадре, но также обязательны ситуации с непосредственной аудиторией: он легко входит в контакт и общается.

А. Лукашенко хорошо сложен, высок, крепок. Его динамика проявляется в движении рук и головы. Жестами сопровождает речь, стараясь быть более убедительным, руками как бы очерчивает контуры проблемы. Говоря, держит голову прямо, смотрит на аудиторию “глаза в глаза”, демонстрируя уверенность. Слушая, склоняет голову вниз, кивает, посматривает на говорящего, сохраняет личное пространство, сложив ладони впереди. Он слушает и одновременно анализирует. Показывает, что обдумывает свои слова, движениями заполняет паузы: вздыхает, дотрагивается до носа, потирает глаз, моргает, смотрит в сторону, морщит лоб.

Ему есть, что сказать людям, и он это охотно демонстрирует: выходя на трибуну, наклоняется вперед, ладони лежат на краях, он как бы преодолевает ее границы. Сидя за столом, он показывает свою готовность к коммуникации: ладони на столе, временами он их открывает аудитории. В ситуации выступления перед массовой аудиторией, он немного волнуется – поправляет лацкан пиджака, чтобы избежать излишней жестикуляции, закладывает руку за борт пиджака.

Жестами он выделяет ключевые слова, идеи: поднимет руку с указательным пальцем вверх. Подчеркивать важное помогают и брови, он их поднимает, при этом громкость голоса увеличивается.

Голос у него не очень сильный, может быть сиплым. Артикуляция достаточно четкая. Скорость речи средняя.

Аудитория – важнейший элемент его дискурса. Ее позитивное отношение сопровождает А. Лукашенко в кадре. На экране самая разнообразная публика: так, это может быть смешанная аудитория, аудитория среднего возраста, женская аудитория, журналисты.

Когда присутствующих много, А. Лукашенко взглядом охватывает всю аудиторию, может выделить одного или двух человек и обратиться, задать вопрос, пожать руку. В этот момент они в центре его внимания, к ним он проявляет дружелюбие, максимальное внимание и сохраняет дистанцию неформального общения. Так, общаясь с ребенком, А. Лукашенко гладит его по голове, берет на руки, в данный момент ребенок в центре внимания лидера.

А. Лукашенко – политик взаимодействия. Для него важна непосредственная аудитория, он вовлекает ее в свой дискурс, она же и помогает ему формировать имидж успешного политика.

Заключение

Таким образом, А. Лукашенко – это лидер, широко использующий все способы самоидентификации – “я”, “мы”, “он”, “власть”, но очень избирателен. Той или иной самоидентификации отдает предпочтение в зависимости от ситуации, и предпочтение его ориентировано на уместность способа самоидентификации, а значит, на формирование позитивного имиджа у аудитории. Так, вариативность “я” и “мы” приемлема для Лукашенко в межличностном общении и сужается до максимально узкого в программе и выступлении перед массами.

Политик проецирует себя в своем дискурсе на современное и на исторически актуальное пространство и, вместе с народом, в будущее.

Адресность – постоянно присущее качество его текстов, а значит всегда остается значимым его “я” – руководящее, думающее о судьбе народа, защищающее и направляющее людей, внимательное к ним, ответственное за них. Отсюда и другая яркая характеристика его “я”, он действует: анализирует, критикует, оценивает, находит пути решения, спрашивает с подчиненных, мобилизует.

Его цель, репрезентируемая в дискурсе, – спасти народ, отвести от пропасти, предостеречь, быть вместе с ним, способствовать интеграции, единению. Его способ общения – драматизация, эмоциональное означивание. Для него характерны оперирование фактами, иллюстративность, стремление быть понятным. Для него также характерно конструирование интегрированной аудитории и, в конечном итоге, мира, в котором много трудностей, но он их решает во имя страны и людей и сообщает об этом миру. В своих текстах А. Лукашенко демонстрирует внимание к людям. Он ценит умение делать дело и честность (игра в открытую). Если выбирать из того, что для него важнее – дело или “кто в доме хозяин”, то однозначно можно сказать, что дело, ибо он в доме хозяин.

Приложение 1

ГОСУДАРСТВО ДЛЯ НАРОДА (Предвыборная программа кандидата в Президенты Республики Беларусь Александра Лукашенко)Дорогие соотечественники!Президентские выборы имеют особое значение. Это судьбоносный выбор пути развития страны, от которого зависит благополучие каждой семьи, каждого человека. Республика Беларусь - молодое государство. Но у нас уже есть бесценный опыт консолидации общества как по преодолению кризиса, так и для успешного выполнения напряженных программ социально-экономического развития. Все эти годы мы работали вместе, чтобы утвердить независимость и суверенитет родной Беларуси. У нас нет значительных природных ресурсов. Люди - вот главный источник нашего богатства. И свою основную задачу вижу в первую очередь в обеспечении в стране высокого качества жизни. С ЧЕГО МЫ НАЧИНАЛИ. Вспомните начало 90-х - паралич производства, тотальный дефицит товаров в магазинах, разброд и растерянность в обществе. Средняя заработная плата в 1994 году составляла около 20 долларов, пенсия - 7 долларов. Инфляция - более 2300 процентов за год! Страна просто разваливалась изнутри БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ - страна, в которой хочется жить, работать и растить детей. За прошедшие 10 лет нам удалось удвоить валовой внутренний продукт. Полностью решить продовольственную проблему. Увеличить инвестиции и выпуск промышленной продукции в 2,5 раза, а объем внешней торговли - почти в 3 раза. Марка "Сделано в Беларуси" стала известна во всех уголках планеты. Но важны не сами по себе экономические показатели. Главное, что экономика работает на каждого жителя республики. Делается все, что в наших силах, чтобы граждане страны ощущали себя социально защищенными. Мы выполнили свое обещание об увеличении заработной платы и пенсии. У нас выплачивается 10 видов пособий. Доля расходов на социальные нужды населения превышает 60 процентов государственного бюджета. По числу построенных квартир на тысячу человек населения мы опередили все страны СНГ и Балтии. Природным газом обеспечены самые отдаленные регионы республики. Столько не было построено в Беларуси за все советские годы! Улучшение материального благополучия отразилось буквально во всем - изменился наш быт, выросла культура, получили развитие искусство, спорт, наука. Посмотрите, как преобразились белорусские города и деревни. Сохранены стабильность и согласие в белорусском обществе. Разумеется, не все проблемы еще решены. Но мы сделали главное - создали независимое, динамично развивающееся белорусское государство. Ту основу, которая позволяет осуществить переход страны К НОВОМУ КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ. Основная задача на ближайшие пять лет - довести качество жизни наших граждан до уровня, сравнимого с западноевропейским. Причем мы понимаем качество жизни не только как уровень зарплаты, но и доступные жилье, образование, медицинская помощь, гарантированные рабочие места, экология и многое другое. НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ - ЭТО ЗНАЧИТ: ВЛАСТЬ - ДЛЯ НАРОДАМы добьемся того, чтобы человек перед лицом государственных служб перестал чувствовать себя просителем. Для этого будет продолжена работа по дебюрократизации, упрощению порядка совершения и удешевлению всех административных процедур, за которыми граждане обращаются в организации (получение земельных участков, справок, разрешений и т. д. ). Во всех инстанциях будет внедрен принцип "одного окна". Первостепенная задача - окончательно искоренить волокиту, невнимательное отношение и формализм при рассмотрении насущных проблем людей. Мы по-прежнему не отступимся от политики решительной борьбы с коррупцией - этой ржавчиной, способной разъесть любое государство. На качественно новый уровень поднимем медицинское обслуживание путем оснащения больниц и поликлиник современным оборудованием, внедрения передовых технологий и строительства специализированных медицинских центров. Но при этом сохраним медицинскую помощь бесплатной и доступной. Мы сделаем жизнь в сельской местности не менее комфортной, чем в городах. Именно на это нацелена комплексная Программа возрождения и развития села, к реализации которой мы уже приступили. БЕЛОРУСОВ ДОЛЖНО СТАНОВИТЬСЯ БОЛЬШЕНадо создать такие социально-экономические условия, чтобы в каждой семье было не менее двух-трех детей. Для этого будут значительно повышены денежные пособия по уходу за ребенком. Обеспечены гарантии сохранения за матерями рабочих мест и полный охват детей дошкольными учреждениями. Переоснащена на самом современном уровне индустрия детского питания и детской одежды. Но главный вопрос - жилье. Оно должно быть доступным. К 2010 году обеспеченность им составит не менее 25 квадратных метров на человека. Уже в течение ближайших двух лет будет прекращен произвол в ценообразовании на жилье. Его стоимость должна быть снижена вдвое, упрощены условия кредитования. Наш ориентир: каждой молодой семье - квартиру не позднее чем через 3 года после вступления в брак. А многодетным семьям государство ее оплатит: при наличии пятерых детей - 100 процентов, четверых - 50 процентов, троих - 30 процентов. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИПовышение благосостояния людей требует придания нового качества развитию экономики - использование высокоэффективных энерго- и ресурсосберегающих технологий, опережающее развитие наукоемких отраслей, высокотехнологичных, импортозамещающих и экспортоориентированных производств. К 2010 году объем инвестиций в основной капитал планируется увеличить в 1,7 раза, финансирование научных исследований и разработок - в 3 раза. Мы вывели на мировой уровень сотни крупных производств. Теперь первостепенная задача - дойти до каждого предприятия нашей страны, независимо от отрасли, сферы и численности работающих. Провести их модернизацию, сделать продукцию конкурентоспособной, улучшить материальное положение работников. Это основной путь обеспечения социально-экономического развития прежде всего малых городов и поселков. В результате реализации намеченных планов мы должны за пятилетие получить рост внутреннего валового продукта в полтора раза, продукции промышленности - на 50 процентов, сельского хозяйства - на 40, объема реализации услуг населению - на 60 процентов, зарплаты, пенсий, стипендий и пособий - не менее чем вдвое. Снизить инфляцию до уровня не более чем 5 процентов в год. ПРИОРИТЕТ ДЕЛОВОЙ ИНИЦИАТИВЕНам необходимо совершенствовать формы и механизмы управления экономикой. Мы будем смещать акценты: с административных методов контроля на экономические меры регулирования и помощи со стороны государства хозяйствующим субъектам всех форм собственности. Будут выработаны стабильные и долгосрочные правила предпринимательской деятельности, создающие гарантии последовательного улучшения условий ее осуществления. Введем уведомительный принцип регистрации индивидуальных предпринимателей и других субъектов хозяйствования. Государство будет стимулировать развитие частной собственности, особенно в производственных отраслях и сфере услуг. Наша налоговая система должна стать более простой, удобной и прозрачной. Предстоит усовершенствовать законодательство, уменьшить налоговую нагрузку, сократить количество налогов. Они не должны "губить" инициативу тех, кто умеет и хочет зарабатывать. Мы выступаем за партнерские отношения государства и бизнеса. СТАВКА НА МОЛОДЫХСегодня Беларуси, как никогда, необходимы инициатива, энергия и целеустремленность, то есть те качества, которыми обладает современная молодежь. Именно они, помноженные на возможности новейших технологий, обеспечат динамичное развитие нашей страны. Молодым людям надо дать высококачественное образование и хорошо оплачиваемую работу. Государство будет создавать все условия для того, чтобы каждый молодой человек имел возможность реализовать свои способности в собственной стране, где его талант будет применяться с максимальной отдачей для него самого и для всего общества. БЕЛАРУСЬ - ОТКРЫТАЯ СТРАНАМы продолжим проводить миролюбивую многовекторную внешнюю политику, укреплять добрососедские отношения со всеми. Беларусь никогда никому не угрожала. Но свою независимость, национальные интересы мы будем отстаивать всеми цивилизованными средствами. Дальнейшее строительство Союзного государства является стратегической задачей, а братская Россия - важнейшим нашим партнером. Беларусь открыта для взаимовыгодного экономического сотрудничества с любыми государствами мира. Мы готовы к равноправному политическому диалогу со всеми странами, в том числе с США и Евросоюзом. Подтверждаем еще раз эту принципиальную и честную позицию. Дорогие друзья!Сегодня страна находится на подъеме. И первостепенная задача заключается в том, чтобы продолжить уверенное восхождение, не скатиться в пропасть экономических и социально-политических потрясений. Нам надо сделать наше государство удобным и комфортным для жизни наших людей. Государством для народа. У нас есть будущее. И нам его созидать. Я предлагаю вам свое служение. Вам решать. Александр Лукашенко.

Приложение 2

Выступление Президента А. Г. Лукашенко на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Беларусь (Дню Республики)01. 07. 2005

Дорогие соотечественники!

Уважаемые гости!

Мы отмечаем самый главный государственный праздник — День Республики и 61–ю годовщину освобождения Беларуси от фашизма.

(Аплодисменты)

Третье июля занимает особое место в истории нашей страны и судьбе белорусского народа. Чем дальше время отдаляет от нас эту незабываемую дату, тем ярче и величественнее предстает перед нами немеркнущий подвиг нашего народа, который отстоял свободу и независимость не только нашей Родины, но и всего мира в невероятно трудных условиях.

Все мы помним, что свобода досталась дорогой ценой. Ценой неслыханных жертв и разрушений. Колоссальным напряжением сил. Поэтому в нашей стране никогда не померкнет слава героев — воинов Красной Армии, партизан и подпольщиков, всех участников масштабного движения Сопротивления на белорусской земле.

Развязывая кровавую войну против Советского Союза, германский фашизм рассчитывал на быструю победу. Но враг просчитался. Захватнические планы гитлеровцев были решительно перечеркнуты советским народом и государствами антигитлеровской коалиции.

Это была великая победа света, разума, благородства над силами «коричневой чумы».

Уважаемые товарищи!

Именно на белорусской земле — у стен Брестской крепости и под Минском, в небе над Гродно и Радошковичами, на берегах Днепра и Двины — враг впервые почувствовал, что значит героизм и самоотверженность наших народов. Людей, плечом к плечу ставших на защиту своей Родины.

С первых дней войны несгибаемую волю, смелость, силу духа и твердость проявил белорусский народ.

К сожалению, победителей в этой священной войне с каждым годом становится все меньше. Но и сегодня патриотизм тех огненных лет дает нравственные и духовные ориентиры. Убедительно учит, с кого брать пример, как отстаивать свои принципы, народные вековые традиции. Минувшая война навсегда закрепила веру белорусского народа в свое правое дело.

Мы гордимся мужеством и героизмом наших ветеранов. Стремимся сделать их жизнь достойной. Наш долг перед ними — не некая дань моде, не разовое мероприятие. Это дело чести каждого сознательного гражданина нашей страны. И самое главное — своими повседневными делами, помыслами и устремлениями мы доказываем: эстафета героев — в наших надежных руках. Мирная, цветущая Беларусь — самый лучший памятник павшим и живым. Всем, кто в жестоких сражениях отстоял ее независимость.

Если будет счастлив каждый человек, который воочию видит, что его мечта — жить достойно — сбывается, если будет уверена в завтрашнем дне каждая семья, то будет стабильное и процветающее государство. Ведь именно ради этой благородной цели принесены на алтарь Победы миллионы жизней в Великой Отечественной.

Отдавая дань памяти тем, кто не вернулся с войны, обращая взор в наше недавнее прошлое, как–то по–особому осознаешь простую истину: какое великое благо — мир и спокойствие в нашем общем доме!

Однако мир и безопасность не приходят сами собой. За это надо бороться, ради них нужно трудиться не покладая рук.

Стабильность и независимость имеют очень важную особенность: их постоянно, каждодневно надо укреплять и оберегать. Что мы и делаем.

Во–первых, динамично стремимся развивать экономику, модернизируем производство и наращиваем выпуск конкурентоспособной продукции. Успехи в экономике — это основа всей нашей политики. И делаем мы это не с помощью кого бы то ни было, а скорее — вопреки.

Во–вторых, укрепляем обороноспособность нашей страны, поддерживаем высокую боеспособность Вооруженных Сил и оснащаем их современным оружием. Мы должны свято помнить заветы тех, кто воевал. В какое бы время мы ни жили — порох нужно держать сухим.

В–третьих, проводим взвешенную многовекторную внешнюю политику, главная цель которой — укрепление позиций Беларуси на международной арене. Как в торгово–экономической сфере, системе безопасности, так и в развитии культурных связей и всестороннего сотрудничества между государствами и народами.

Уважаемые соотечественники!

Важнейшая составляющая белорусской модели развития — сильная социальная политика, ориентированная прежде всего на простого человека. Она предусматривает заботу о здоровье граждан, непрерывные инвестиции в их профессиональное и духовное развитие, соблюдение принципа справедливости для всех слоев общества.

По многим социально–экономическим показателям наша республика выгодно отличается от других стран Содружества и стран с переходной экономикой в целом. Беларусь первой среди постсоветских государств превзошла уровень 1990 года по производству валового внутреннего продукта.

Это красноречивый показатель того, что наша страна выбрала верный путь развития, который позволяет нам занимать лидирующие позиции как в экономике, так и в социально–культурной сфере.

По темпам экономического роста наша страна стабильно находится среди лидеров стран Европы и Содружества. Устойчиво и динамично развивается промышленность, существенные позитивные перемены происходят в сельскохозяйственном производстве.

И это при том, уважаемые друзья, что к 2005 году почти ни одна из республик Содружества не достигла уровня 90–х годов, а в таких республиках, как Молдавия, он всего лишь — 54% к уровню 90–х, в Грузии — 65%, в Украине — 66%, Киргизии — 80%, в Латвии — чуть больше 90%.

Это был непростой период, когда мы свалились примерно на 50% к уровню 90–х годов. И оттуда, с этого дна, нам пришлось подниматься. Мы отвели народ от пропасти, и мы сегодня более уверенно смотрим на наши перспективы.

Государственная программа возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы призвана не только увеличить объемы сельскохозяйственного производства, но и прежде всего, преобразовать деревню в социальном плане, улучшить условия жизни и быта сельчан, демографическую ситуацию.

Если только мы возьмем эту высоту, связанную с преобразованием и спасением села, мы на долгие десятилетия установим мир и стабильность в нашей стране, мы на долгие десятилетия забудем о том, что мы в чем–то нуждались.

Самая тяжелая задача, которую решали во все советские годы, но так и не решили, — это проблема села. Мы замахнулись на решение этой задачи и поставили перед собой цель решить её за пять лет. Почему за пять? Потому что другого времени у нас больше не будет.

Улучшились качественные показатели экономики. Стабильно снижаются энерго–и материалоемкость валового внутреннего продукта. Выросла рентабельность производства, уменьшилась доля убыточных предприятий. Надежно работает денежно–кредитная сфера. Это проявляется в стабильности белорусского рубля и постоянном снижении уровня инфляции, которая у нас в этом году будет значительно ниже 10%.

И это, уважаемые друзья, происходит в объективно тяжелейших условиях, и вы все об этом прекрасно знаете. Буквально каждый день мы получаем сообщения с мировых рынков об удорожании всего того, что мы покупаем для производства, — от металлов до углеводородного сырья. Цены просто бешеные. История таких цен не знала.

И в этой ситуации нам приходится, борясь с теми препятствиями, которые объективно и субъективно возникают, сохранять стабильность в нашей стране.

Активно развиваются внешнеэкономические связи республики. Внешнеторговый оборот страны — по нашим расчетам, по нашему курсу, как мы переводим свою валюту в иностранную, — превысил 30 миллиардов долларов США. Примечателен тот факт, что значительно возросли объемы белорусского экспорта в страны с высококонкурентной экономикой. Например, в этом году доля экспорта в страны Евросоюза превысила 46 процентов от его общего объема.

Экономическое развитие в нашей стране подчинено главной цели — росту материального благосостояния и культурного развития белорусских граждан. Особенно много в этом плане сделано в последнее десятилетие.

Динамичное развитие экономики находит отражение в стабильном росте заработной платы, пенсий, стипендий и пособий. И в том, что у нас сведена к минимуму безработица. По оценке ООН, у нас достаточно высокий индекс человеческого развития.

С полным правом мы можем говорить о новом качестве жизни белорусского народа по сравнению с началом 90–х. Чистые, благоустроенные города и поселки, парки и скверы, активное жилищное строительство, хорошие дороги, ухоженные поля. Словом, Беларусь — совсем не та страна, которую зачастую в черных красках рисуют наши недоброжелатели.

А эта, уважаемые друзья, чистота, о которой вы тоже часто говорите, очень дорого стоит.

На закрепление положительных тенденций и дальнейшего динамичного подъема направлена и разрабатываемая сейчас Программа социально–экономического развития на предстоящее пятилетие. За пятилетку, будущую пятилетку, валовой внутренний продукт возрастет еще на 50 процентов, средняя заработная плата приблизится к 500 долларам, вдвое сократится уровень малообеспеченности.

Мы достигнем поставленных целей. Но для этого нам нужны мир, социальная и политическая стабильность в обществе, консолидация его усилий на решении конструктивных задач.

Увы, дорогие мои! Жизнь такая штука, особенно если там подмешана политика, что чем больше у нас будет успехов, тем больше препятствий нам придется преодолевать. Здесь всё — и субъективное, и объективное. Но, увы, к сожалению, больше субъективного. Зависть иногда наших бывших друзей и соседей поражает воображение. . .

Дорогие друзья!

Совсем недавно страна широко и достойно отпраздновала знаковый для нашей истории юбилей — 60–летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это стало ярким и запоминающимся событием не только для ветеранов, но и для всех граждан страны. Подлинным уроком Памяти и Славы, и в первую очередь — для молодого поколения.

Не забывая о прошлом, мы должны смотреть в будущее, строить нашу сильную и процветающую Беларусь. И здесь наш безусловный стратегический приоритет — молодежь, способная постоять за себя и за свою страну, приумножить достижения и успехи.

У нас созданы все условия, чтобы наша талантливая, умная и энергичная молодежь оставалась в родной стране, не растрачивала свой ум и талант на чужбине.

Формирование духовно богатого и физически здорового человека, доступное образование, создание рабочих мест, решение по мере возможности жилищной проблемы, всесторонняя поддержка одаренных и талантливых — вот главные ориентиры государственной молодежной политики. Как известно, жизнь предполагает не только права, но и обязанности перед обществом. А это прежде всего добросовестный, творческий труд на благо Родины, соблюдение законов и уважение нравственных ценностей народа.

Уважаемые товарищи!

Устойчивое и динамичное социально–экономическое развитие нашего государства на современном этапе немыслимо без укрепления дружественных партнерских отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья. Беларусь стремится стать мостом сотрудничества между Востоком и Западом. Инициатором добрососедства и взаимопонимания. Приверженцем идеи всеобщей равной безопасности и миролюбия.

Особенно наглядно это можно проследить на примере отношений Беларуси и России. Товарооборот между странами, нашими государствами, достиг рекордных показателей и составил, как вы знаете, в прошлом году порядка 18 миллиардов долларов, и в этом году мы наблюдаем прирост этого товарооборота. Крепнет взаимодействие во внешнеполитической, оборонной, социально–культурной и других сферах.

Мы успешно развиваем сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств и ЕврАзЭС. Здесь роль Беларуси особенно значительна.

Наиболее крупными нашими торговыми партнерами из числа стран — членов Евросоюза являются Германия, Великобритания, Нидерланды и Италия.

Одним из приоритетных направлений деятельности в области многосторонней дипломатии, без сомнения, было участие Беларуси в работе всех структур Организации Объединенных Наций. Наша страна будет и впредь выступать за усиление роли ООН в решении мировых проблем. Но мы против политизации этой международной организации и ее структур, в частности, Комиссии по правам человека. Против попыток злоупотребления ее авторитетом в интересах отдельных стран.

После провозглашения независимости Беларусь последовательно проводит многовекторную внешнюю политику. Мы уважительно относимся ко всем международным организациям и стремимся к плодотворному с ними сотрудничеству. Но и к себе, к нашей стране, к нашему народу, испытавшему в минувшем столетии столько невзгод (войн, социально–политических потрясений, техногенную катастрофу), требуем уважительного отношения. Признания права нашего народа на выбор своего пути развития.

Дорогие друзья!

Мы действительно накануне великого праздника. И я хочу сердечно поздравить всех вас, а в вашем лице весь белорусский народ с национальным праздником — Днем Независимости.

Пусть вера в себя, в свое государство живет в сердце каждого гражданина нашей Беларуси.

Я желаю вам счастья, успехов, здоровья и благополучия, уважаемые соотечественники.

Благодарю вас.

(Аплодисменты)

1 См. Приложение 1

2 См. Приложение 2