Путин

Содержание:



    Введение

    Краткая биографическая справка

    Личные качества, характеристики

    ''Наследие''

    Признание положения страны в мире

    Итоги первых полутора лет у ''штурвала'' станы

    Краткое описание внешней и внутренней политики  президента РФ В.В. Путина

    Список используемой литературы





















1. Введение

Прошло без малого два года с того момента, как Владимир Путин стал первым лицом государства. Он принял управление страной, которая не только находится в процессе внутренней системной трансформации, но и утратила свою прежнюю международную роль и идентичность. Как внутренняя трансформация, так и международная реидентификация потребуют, в конечном счете, десятилетий. Результаты обоих процессов ни в коем случае не предрешены. Разброс возможных сценариев все еще велик.

В этой связи президент Путин также является не столько «загадкой», сколько деятелем, находящимся в процессе становления и как политик, и как глава государства. Он не столько скрывает свои далеко идущие планы, сколько пока лишь определяется с ними. Его реальная политическая сила пока не известна. Ясно, что Путин стремится избегать серьезных внутренних конфликтов, пока не накопит достаточных, по его мнению, властных ресурсов.

Эти общие соображения следует иметь в виду, рассуждая о внешней политике Владимира Путина. В этом реферате я коснусь внешнеполитического наследства, оставленного новому президенту его предшественником; постараюсь определить общие подходы Путина к внешней политике и его отношение к движущим силам, определяющим российскую внешнюю политику на рубеже XXI столетия и, наконец, подведу предварительный итог первых полутора лет деятельности Путина на внешнеполитическом поприще. Помня, что прогноз - дело неблагодарное, я завершу реферат самым общим видением перспектив российской внешней политики. Но сначала кратко о биографии Владимира Владимировича Путина.

2.Краткая биографическая справка

Родился 7 октября 1952 в Ленинграде. В 1975 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ) и по распределению был направлен работать в КГБ СССР.

Во время обучения в университете познакомился с Анатолием Собчаком, который в качестве ассистента некоторое время вел у него занятия. После окончания института был направлен по распределению в КГБ СССР. С 1975 по 1990 год служил в Первом Главном управлении (ПГУ) КГБ СССР (внешняя разведка, ныне - Служба внешней разведки РФ), длительное время работал в Германии. Подполковник запаса.

В начале 90-х годов Путин сам сообщил о своей работе в органах госбезопасности - после того, как ряд политиков обвинили его в сотрудничестве с КГБ.

По возвращении в Ленинград стал помощником проректора ЛГУ по международным вопросам. В 1990 году благодаря ректору ЛГУ Станиславу Меркурьеву возобновил знакомство с А.Собчаком, избранным в мае 1990 председателем Ленсовета. С.Меркурьев отрекомендовал Путина как исполнительного работника и А.Собчак взял его к себе на должность советника. С 1991 г. по июнь 1996 г. возглавлял в мэрии Санкт-Петербурга комитет по внешним связям.

С марта 1994 г. - июнь 1996 г. первый заместитель мэра Санкт-Петербурга. Июнь 1996 г. - март 1997 г. - заместитель управляющего делами администрации президента РФ 2 ноября 1996 г. избран руководителем петербургского отделения движения "Наш дом - Россия". С марта 1997 г. - заместитель руководителя Администрации президента РФ - начальник Контрольного управления администрации президента РФ. 26 марта 1997 Указом Президента РФ был назначен заместителем Руководителя Администрации Президента РФ - начальником Главного контрольного управления Президента РФ, сменив на этом посту Алексея Кудрина, ставшего заместителем Министра финансов. По словам Путина, на этот пост его рекомендовал сам Кудрин. В июне 1997 года Путин был освобожден от должности председателя совета Санкт- Петербургской региональной организации НДР. 19 сентября 1997 включен в состав Межведомственной комиссии СБ РФ по экономической безопасности. 25 мая 1998 был назначен первым заместителем Руководителя Администрации Президента РФ, ответственным за работу с регионами, оставшись также начальником Контрольного управления Администрации Президента (до начала июня, когда это упралвение возглавил Николай Патрушев). 15 июля 1998 года возглавил Комиссию при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вместо С.Шахрая. 25 июля 1998 года Указом Президента был инзанчент директором Федеральной службы безопасности России (ФСБ). 1 октября 1998 введен в состав постоянных членов Совета Безопасности РФ. 18 ноября 1998 Указом Президента РФ включен в новый состав постоянных членов Совета Безопасности РФ. В декабре 1998 г. вошел в состав попечительского совета Международного фонда защиты от дискриминации. 1 декабря 1998 г. вошел в состав Межведомственной комиссии по оптимизации государственного оборонного заказа.

3. Личные качества, характеристики


Во время работы в мэрии Санкт-Петербурга получил прозвище "серый кардинал" - он не любил бывать на виду, но без его ведома в мэрии практически ничего не решалось. Анатолий Собчак любил пошутить что с Путиным "можно ходить в разведку"1.

Обладает хорошими организаторскими способностями. Очень осторожен. Одно из постоянных выражений - "А это законно?" Не любит принимать быстрых решений. Путину часто приходилось выступать перед Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Он выступал на трибуне четко, кратко и жестко. Путин не скрывал, что это дается ему очень тяжело и стоит огромного психологического напряжения. В разговоре с одним депутатом мэр Собчак даже посетовал - дескать, "пришел Путин из собрания - я его таким никогда не видел: он почему-то весь синий и, кажется, на несколько килограммов похудел!"2.

"Чекист-перестройщик. Путин считался "серым кардиналом", одним из самых загадочных, но и самых влиятельных руководителей города. "Для печати о Путине я ничего говорить не стану, особенно после его нового назначения в Москве!" - так реагировали некоторые информированные питерские политики на предложение поделиться впечатлениями о Владимире Путине. И чтобы окончательно обозначить отношение к этой фигуре, торопились добавить: "Но не нужно писать, что я ничего не захотел сказать о Путине!"3

"В разгар больших экономических преобразований в начале 90-х годов задачей ВВ (так за глаза называли Путина в городских политических кругах) было формирование условий для начала инвестиций в регион. Он лично курировал создание в Петербурге валютной биржи и подписание крупного консультативного договора между мэрией и KPMG в 1992 году. Он же способствовал приходу в город ряда крупных германских финансистов, являясь, по выражению одного из питерских бизнесменов, "мостиком" для немецких капиталов. В частности, не без помощи Путина был открыт BNP-Drezdner Bank (Rossija) - один из первых иностранных банков на территории России. Кроме того, Путин участвовал в подготовке иностранных инвестиций в отели "Европа" и "Невский палас". В нескончаемых встречах с иностранцами в Петербурге и за границей Владимир Путин демонстрировал недюжинную энергию"4.

4. ''Наследие''.

Свой первый визит в новом качестве и.о. Президента - Верховного Главнокомандующего Путин совершил в Чечню. Рубеж XXI века войдет в новейшую российскую историю как эпоха затяжных и тяжелых кавказских войн. Чечня - самая тяжелая часть ельцинского наследства.
Кампания 1999-2000 годов отбросила длинную тень на международные отношения России, прежде всего (хотя и не только) со странами Запада. В сочетании с кризисом вокруг Косово и воздушной войной НАТО против Югославии, а также коррупционными скандалами, связанными с Россией, это привело к обострению отношений между Москвой и западными столицами. Отношения с США достигли самой низкой точки за весь период после окончания «холодной войны».

На Востоке Путин унаследовал от Ельцина хорошие, но неглубокие отношения с Китаем, стратегическое партнерство с которым основывается на узкой платформе политического диалога и военно-технического сотрудничества. В то же время Ельцин поставил своего преемника в трудное положение на японском направлении, необдуманно пообещав заключить мирный договор (и, значит, пойти на территориальные уступки) в нынешнем, 2000-м году.
Наиболее угрожающее положение для России сложилось к концу правления Ельцина на южном фланге, где постсоветские режимы стран Центральной Азии оказались перед вызовом исламского радикализма и трайбализма. Афганистан, долгое время являвшийся генератором региональной напряженности, фактически превратился в базу международного терроризма. Более отдаленные, но еще более грозные проблемы на южном направлении связаны с активным распространением ядерного оружия и ракетных технологий в регионе, что в принципе меняет стратегическую ситуацию в мире в целом.
На этом фоне отношения России с ее ближайшими соседями - странами СНГ становились все более дифференцированными и в большинстве случаев все более отдаленными. Более того, будучи объективно слабее России, новые государства переигрывали Москву, заставляя ее идти на уступки.

В то же время к моменту передачи власти в Кремле положение России в мире имело ряд положительных аспектов, и страна все еще располагала некоторыми важными ресурсами. При Ельцине произошла первичная интеграция России в мировую экономику. Несмотря на растущее отчуждение в отношениях с Западом, конфронтация все еще не стала фактом. Москва добилась привилегированных отношений с «семеркой» (по формуле G-8), Европейским Союзом (в форме институализации диалога), НАТО (через создание Совместного постоянного совета).
Россия в конце ельцинской эры находилась не только в ослабленном, но и в расслабленном положении. При условии проведения Москвой энергичной, скоординированной и целеустремленной внешней политики некоторые из объективных слабостей можно было частично компенсировать. Это и попытался сделать Путин.

5. Признание положения страны в мире.

Новый президент начал с того, что признал скромные размеры российской экономики и отсталость ее по сравнению не только с ведущими державами, но и с вторым-третьим эшелоном стран современного мира. Одновременно Путин признал ответственность самих россиян (в советскую и постсоветскую эпоху) за такое положение дел. Вместо того, чтобы повторять риторику о непреходящем величии державы, Путин сместил акцент на необходимость сделать Россию «сильной страной». При этом он подчеркнул, что сила этой будущей России будет заключаться прежде всего в ее экономической состоятельности - остальное приложится. Экономика, о которой говорит Путин как о цели, это, безусловно, экономика капиталистического типа, преодолевшая искривления периода первоначального накопления капитала. Соответственно, Путин формулирует главные задачи страны в терминах модернизации при помощи интеграции в мировые процессы и привлечения иностранных инвестиций. В принципе, в этих положениях заключена не только внешнеэкономическая, но и внешнеполитическая стратегия страны. Если исходить только из этого, можно было бы вывести примерно такую формулу: при Путине внешняя политика призвана стать ресурсом для реализации «российского экономического проекта», а не наоборот (когда внутренние ресурсы растрачиваются для удовлетворения внешних амбиций). Несмотря на свою привлекательность, такой вывод, однако, был бы по крайней мере поспешным.

Наряду с либеральным подходом к экономике (и ее месту в общем проекте реформирования России) Путин демонстрирует черты довольно традиционного государственника, что также имеет последствия для российской внешней политики. Логика действий нового президента, по-видимому, подразумевает первоочередное создание административного аппарата - орудия будущих реформ. На это уйдет не менее полутора-двух лет, в течение которых главным делом Путина будет не экономика, а политика. Борьба за укрепление реальной власти, а затем ее удержание может не только поглотить основные наличные силы, но и со временем превратиться в самодовлеющую задачу. Расчистка поля может оказаться важнее самого проекта, т.е. собственно созидания. В российской истории довольно примеров, когда сил хватало лишь для заточки инструментов, после чего содержание инструментов становилось самоцелью. Государство, действительно, поначалу крепло, но затем, не будучи поддержанным процветающей экономикой и не уравновешенное институтами гражданского общества, деградировало и иногда распадалось. Кроме того, в российских условиях примат государства очень часто реализуется по формуле "лес рубят - щепки летят". Некоторые «щепки», полетевшие уже в период правления Путина (методы «Антитеррора» в Чечне, «дело Бабицкого», история с Гусинским), уже создали проблемы для достижения внешнеполитических целей нового президента. Пока что - количественные.

Впрочем, приведенные выше примеры свидетельствуют, что хотя основные направления внешней политики страны определяет именно президент, он, конечно, действует не в вакууме. При Ельцине внешняя политика делилась на две части - «царская», рассматривавшаяся долгое время через призму личных (почти монарших) отношений российского президента с его коллегами из ведущих государств мира, и вся остальная. Последняя была поделена на зоны влияния и отчасти приватизирована отдельными профильными ведомствами и частными группами интересов. В отличие от Ельцина, Путин стремится к рецентрализации и формализации внешнеполитической деятельности. При этом, однако, он не может не учитывать сложившегося баланса интересов во внешнеполитической сфере. Пытаясь преодолеть местничество, президент выдвигает в качестве координирующего органа Совет безопасности, постепенно становящегося не только кризисным штабом, но и мастерской российской внешней политики. В принципе, это выглядит логично и оправданно, но есть риск, что в таком случае внешняя политика станет рассматриваться преимущественно через призму вопросов безопасности, (речь идет не только о мощной силе инерции, но и о том, что такой крен соответствует интересам ряда влиятельных игроков). Это, в свою очередь, неизбежно придет в противоречие с декларированной «экономизацией» генерального курса. Проблема аналогична известной максиме о том, что война - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее генералам.

6. Итоги первых полутора лет у ''штурвала'' станы.

Внешнеполитические итоги первых полутора лет пребывания Путина у власти, естественно, не очень велики, но довольно показательны. За эти полтора года президент прошел проверку двумя испытаниями, имеющим важное значение для внешней политики. Речь идет о второй чеченской войне и о остро вставшей в последнее время проблеме мирового терроризма, неразрывно связанны с именем вначале премьера, а затем президента Путина.

Во-первых, Чечня для Путина - больше, чем Чечня. Речь в его представлении, по-видимому, идет о борьбе с широким наступлением исламского экстремизма от Алжира до Афганистана, от Косово до Киргизии, координируемым извне (тезис о «международном терроризме»). Уступка в Чечне может обернуться стратегическим поражением от Северного Кавказа до Центральной Азии и привести к дестабилизации Поволжья.

Во-вторых, Путин сумел удержаться от соблазна использовать жесткую западную критику войны в Чечне для консолидации власти на национал-патриотической основе. Вместо этого он был предельно корректен в реакции на критику и беспредельно терпелив в отстаивании своей позиции. С самого начала отказавшись от конфронтации, он проявил устойчивость по отношению к западному давлению и западным советам. В то же время позиция того или иного правительства по отношению к действиям России в Чечне стала определяющей для формирования политики Москвы на соответствующем направлении. Не похоже, чтобы эта линия была Путину подсказана. Скорее всего, это личный выбор.

По отношению к странам Запада Путин выступает явным прагматиком, но отнюдь не странником, вечно шатающимся по оси восток-запад. Аккуратно отложена в сторону квазиидеология «многополярного мира». Президент негромко, но убедительно дал понять, что считает Россию европейской страной (что опять-таки представляется глубоким личным убеждением, учитывая ленинградско-петербургское происхождение Путина). Именно Европа выдвигается на место потенциального стратегического партнера постимперской России. Правда, речь пока идет лишь о самых общих намерениях, изменении погоды, но еще не климата.

В отношениях с Америкой Путин решает задачу-минимум: избежать конфронтации. Не только партнерство, но даже сколь-нибудь тесное сотрудничество отодвинулись далеко за горизонт, а в центре отношений, как во времена «холодной войны», доминируют проблемы безопасности которые стали особенно актуальны после ввода НАТО'вских войск в Афганистан. Пока что Путин довольно умело разыграл имевшиеся у него карты: ратификация СНВ-2 и ДВЗЯИ, инициатива по европейской ПРО ТВД, объявление о визите в Северную Корею. В личном плане приезд Клинтона в Москву был явно полезен: Путин прошел кандидатский стаж для принятия в клуб руководителей «восьмерки», что, безусловно, является для него важной целью.

Сосредоточившись поначалу на отношениях с Западом и странами СНГ, Путин совсем не игнорирует восточное направление. Выступая как природный «западник», а не диковинный евразиец, он не может позволить себе ни пренебрегать отношениями с Китаем, Японией, Индией, Кореей, ни склонять их к сплочению в рамках антизападной коалиции. Вероятно, Путин хорошо осознает значение Китая для международных отношений начала XXI века и - более конкретно - для будущего внутреннего развития и международного положения России. Во всяком случае, идея совершить визит в Китай до прибытия на Окинаву - не просто тактически удачное, но и стратегически значимое решение. Предстоящий визит в Пхеньян также имеет не только очевидный тактический смысл (повлиять на американские дебаты по НПРО), но и отражает более долгосрочное видение (перспективы корейского сближения и последующего объединения, в результате которого ситуация на восточных границах России существенно изменится). Путин идет на интенсивные контакты с Японией также, как представляется, не только для выхода из «красноярской ловушки», но с целью найти стратегическое решение проблем двусторонних отношений. В этом контексте Путин лучше, чем кто-либо другой, может по достоинству оценить стремление Японии стать для России «Германией на Востоке». Отношения с Индией при новом президенте также переведены в основном в плоскость практических дел, а не геополитических проектов. Военно-техническое сотрудничество, взаимодействие в борьбе с терроризмом и исламским экстремизмом представляются наиболее перспективными направлениями.

Южное направление, в отличие от западного и восточного, рассматривается новым президентом как наиболее уязвимое и опасное. Наибольший риск при этом таит в себе развитие ситуации в Центральной Азии. Два визита Путина в Узбекистан меньше чем за полгода - явное тому свидетельство. Москва явно готовится к отражению удара, активно консолидируя союзников и запугивая вероятных противников. Создается, однако, впечатление, что Путин и его команда, развивая тезис о международном характере вызова, с которым они встречаются на южном направлении, сами начинают верить в то, что основные проблемы на Северном Кавказе и в Центральной Азии импортированы извне. Между тем это серьезная ошибка, которая может иметь трагические последствия. Ферганские «ваххабиты», как и дагестанские, - это прежде всего продукт развития конкретной социально-политической ситуации. Ракетно-бомбовые удары по Афганистану способны усугубить, но никак не улучшить положение.

Наконец, на постсоветском пространстве Москва при Путине впервые начинает последовательно защищать свои конкретные интересы. Она стремится избежать чрезмерной зависимости от транзитных стран, настаивает на выплате газовых долгов, консолидирует позицию российских участников на Каспии, отказывается от явно невыгодных положений соглашения о зоне свободной торговли, а также от безвизового режима поездок между странами СНГ. Создается впечатление, что главными российскими фигурами в отношениях с бывшими республиками СССР становятся газовики, нефтяники и борцы с международным терроризмом.

До сих пор Путин использовал, как говорили прежде, ельцинские «резервы». Они еще не исчерпаны, но их массив довольно ограничен. Чем дальше, тем больше успех внешней политики Путина будет зависеть от того направления, в котором будет двигаться его «российский проект». Успехи в реформе экономики, управления, судебно-правовой системы создадут возможности для более результативной внешней политики, которая, в свою очередь, придаст реформам новый импульс. С другой стороны, неудача преобразований, которая почти наверняка будет сопровождаться репрессивной внутренней политикой, логично приведет к внешнеполитической изоляции и самоизоляции России.

Уже в ближайшей перспективе Путина ждет несколько международных испытаний, исход которых может серьезно повлиять на внешнеполитический курс России и ее позиции в мире. Это - результативность политического урегулирования в Чечне; возможность приемлемого компромисса с США по всему комплексу проблем стратегической стабильности; кризис в Центральной Азии. Пока президент проявил себя хорошим дипломатом. Вопрос в том, сумеет ли он вырасти до стратега.









Краткое описание внешней и внутренней политики  президента РФ В.В. Путина

Интеллект полководца (архистратега):
- объединение страны;
- РФ - мировой финансово-политический лидер (фактически).

Ориентируется на исторические фигуры как на образец:
- Александр III;
- Петр I и т.п.

Распределение власти:
- президент должен обладать максимальным количеством власти, далее по нисходящей;
- любые попытки изменить распределение власти в пользу от президента будут нейтрализовываться;
- региональные лидеры рассматриваются как исполнители центральной власти, где промежуточным, вторым по значимости - это администрация, третьим - генерал-губернатор;
- Дума и Совет Федерации рассматриваются как образования, утверждающие (разрабатывающие) удобные (необходимые) инструменты (законы).

Распределение рычагов воздействия:
- для народа - глава государства - сбалансированный лидер;
- для финансово-политических лидеров - обладатель информации, способной их скомпрометировать, уничтожить и являющейся рычагом их полного подчиненного положения первому лицу.

Особое место среднего бизнеса:
- максимальное развитие, как основной "кровеносной системы" страны.

Армия:
- профессионализация;
- отсутствие доминирующего рода войск;
- требование к быстрому реагированию по локализации и нейтрализации любых конфликтных ситуаций по всей территории РФ.

Финансовая база как накопительная система:
- запасы ценностей РФ (стратегические) должны иметь стабильную тенденцию к наращиванию;
- использование инвестиций в максимальной степени;
- при стимуляции и создании условий благосостояния людей требования к четкой (жесткой) работе налоговой системы (сборы) с одновременным повышением цен до реального уровня взаимоотношений между рядовым человеком и административной системой РФ (например: повышение пенсий, снижение налогов, но повышение цен на топливо, коммунальные услуги);
- абсолютная прозрачность всего финансового механизма как внутри РФ, так и за ее пределами;
- нейтрализация любых попыток выйти из-под контроля:
  - уклонение от налогов;
  - вывоз капиталов;
  - любые другие способы сокрытия финансовых средств;
- возврат капиталов в РФ, вывезенных ранее (включая недвижимость);
- основа развития РФ - германский вариант восстановления в послевоенный период с адаптацией к российской специфике.

Усиление правоохранительных органов, в особенности служб безопасности.
Цель - повсеместное отслеживание работы системы как общего механизма по достижению финансово-политического лидерства РФ.
Критерий подходов - результативность по нахождению и использованию рычагов по управлению местного административного аппарата. Критерием к кадрам служб безопасности - морально-этические нормы в сумме с жестким давлением к проявлению неподчинения требованиям системы (не воруй, будь законопослушным налогоплательщиком и т.д.).

Общие положения:
 Постоянно совершенствующаяся система с одновременным расширением эрудированности, накоплением информации, опыта - достижение недостижимого эталона. Цель - увековечивание себя в анналах истории (Кир, Цезарь, М. Аврелий, Петр I и т.д.)
 Постоянный самоанализ.
 Нейтрализация любого очага угрозы по отношению к иерархии власти любыми методами.
 Подпадание под влияние научного подхода, авторитета в сумме с реальным результатом от предлагаемой аргументируемой технологии достижения и высочайшими морально-этическими (христианскими) принципами носителя.
 Значительное влияние на выработку принципиальных позиций как тактических, так и стратегических происходит в семье (жена).

8.Список используемой литературы

    Газета "Московские новости" , 8 октября 1996 г

    "Коммерсантъ-Daily", 14 сентября 1996 г

    Электронная статья ''Обменный пункт Путина'' – http://byebye.narod.ru/article/article.html

    Интернет-проект ''Антитеррор в России'' - http://www.master.cea.ru/terror/putin.shtml

    Электронная версия журнала ''Русский Журнал'' - www.russ.ru/politics/articles/20000606_zemlyano.html

    Статьи опубликованные на сайте WSO (World Security Organization) – www.wso.com

1 газета "Московские новости" , 8 октября 1996 г.

2 "Коммерсантъ-Daily" , 14 сентября 1996 г.

3 "Коммерсантъ-Daily" , 14 сентября 1996 г.

4 "Коммерсантъ-Daily", 14 сентября 1996 г.