Италия (работа 12)

Министерство образования и науки Украины

Национальный горный университет Украины

Кафедра украиноведения и политологии

Комплексная контрольная работа

по курсу «Политология»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО

ИТАЛИИ

Выполнила: ст.группы МО-01-1

Мазина Мария

Преподаватель: асс. Вергун А.В.

Днепропетровск

2003

Содержание

1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире - 1 -

2. Конституция государства - 2 -

3. Высшие органы власти государства: их формирование, полномочия, структура, схема - 4 -

4. Форма государства - 6 -

4.1. Форма государственно-территориального устройства - 6 -

4.2 Форма правления - 6 -

4.3 Тип политического режима - 7 -

5. Форма избирательной системы - 7 -

6. Модель президентской власти - 7 -

7. Тип парламентаризма - 8 -

8. Основные политические партии (правящая, оппозиция) - 8 -

9. Тип партийной системы - 9 -

10. Основные общественные организации и движения - 9 -

11. Правовое положение личности - 9 -

12. Тип государства - 10 -

13. Тип политической системы и его характеристика - 11 -

14. Список используемой литературы - 12 -

1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире

Официальное название: Итальянская Республика.
Географическое положение: на юге Европы. Занимает Апеннинский полуостров и ряд островов в Средиземном море, граничит с Францией, Швейцарией, Австрией, Словенией, Хорватией.
Площадь: 301,2 тыс. км2.
Столица: Рим.
Крупнейшие города: Милан, Неаполь, Турин, Палермо.
Административное деление: 20 областей.
Форма правления: республика.
Глава государства: президент.
Глава правительства: председатель Совета Министров.
Законодательная власть: двухпалатный парламент (Палата депутатов из 630 членов и Сенат республики из 315 членов), избираемый на 5 лет.
Ведущие политические партии: Левые демократы, Демократический союз, Итальянская народная партия, Объединенные христианские демократы, "Вперёд, Италия!".
Высшая точка: гора Монблан, 4807 м.
Численность (1996): 58,2 млн. чел.
Средняя продолжительность жизни: мужчины - 75 лет, женщины - 81 год.
Официальные языки: итальянский.
Верующие: католики - 76%.
Валюта: итальянская лира.
ВНП на душу населения (1997): 20 510$
Экспорт: химикаты, одежда и обувь, фрукты и овощи, машины и оборудование, автомобили.
Импорт: машины и оборудование, металл, автомобили, нефть, пряжа.
Основные торговые партнеры: страны ЕС, США.

Государство на юге Европы в бассейне Средиземного моря, занимает Аппенинский полуостров, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов. А пределах Италии находятся два государства – Ватикан и Сан-Марино, окружённые со всех сторон её территорией.

Административно-территориальное деление – 20 областей: Пьемонт, Вале-д'Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто-Адидже, Венеция, Фриули-Венеция-Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марне, Лацио, Абруции, Молизе, Катания, Апулия, Базиликата, Калабрия, остров Сицилия, остров Сардиния. Пять областей (Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Вале-д'Аоста и Фриули-Венеция-Джулия) обладают особым автономным статусом.

В пределах Италии четко выделяются относительно зажиточный промышленный Север и бедный сельскохозяйственный Юг (Медзоджорно). Север весьма напоминает Центральную Европу по климату, естественным ресурсам и структуре хозяйства, тогда как Юг больше похож на настоящий средиземноморский регион. Семиаридный климат и бедные почвы исторически определили развитие в этом регионе отсталого натурального хозяйства, которое сосуществовало с несколькими очагами товарного производства.

С начала XX века правительства Италии пытались стимулировать экономическое развитие Юга, и эта тенденция еще более усилилась после Второй мировой войны. В результате крупных капиталовложений в инфраструктуру и больших субсидий, полученных от Европейского сообщества, за последние десятилетия экономика Юга испытала беспрецедентные изменения, но, несмотря на бурный рост в некоторых областях, например в Апулии и Абруцци, в целом регион продолжает сильно отставать от Севера по доходам населения. Возможности для эмиграции в Новый Свет или в Северную Италию сократились, и главными пунктами внутренней миграции стали крупные города Юга – Неаполь, Палермо, Катания и Бари.

Вскоре после Второй мировой войны Италия стремилась соблюдать нейтралитет в холодной войне, но после 1947, когда социалисты и коммунисты были изгнаны из кабинета премьер-министра Альчиде де Гаспери, она стала союзником США. С 1949 Италия – член НАТО. Италия является членом-основателем Европейского экономического сообщества (Европейского союза – ЕС) и ряда организаций западноевропейского сотрудничества. Она стала членом ООН в 1955.

2. Конституция государства

Конституция Италии, принятая 22 декабря 1947 г., структурно имеет классическую форму и включает все основные вопросы регулирования. Она закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет, объявила антифашизм в качестве официальной политики государства. В Италии была учреждена форма правления парламентской республики в весьма приближённом к классической модели варианте, унитарная форма государственного устройства с широкой территориальной автономией для составляющих государство областей. Прогрессивность конституции также проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат, во включении в государственную систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда, в отмене социальных трибуналов.

Демократические положения конституции не сразу были реализованы, некоторые из них не осуществлены и до сих пор; последнее, например, относится к регламентации многих прав и свобод. Некоторые важные нормы не проводились в жизнь в течение многих лет. Так, создание областного самоуправления растянулось более чем на 20 лет, откладывалось начало деятельности Конституционного Суда; в течение 11 лет со времени вступления в силу основного закона не функционировал Высший совет магистратуры. До настоящего времени не реализованы положения конституции об учреждении президиума Совета Министров (ст.95), не выполнено требование шестого переходного положения о ликвидации специальных органов юрисдикции.

Заметными в конституции Италии стали международно-правовые положения. Основной Закон установил, что внутренний правовой порядок страны согласуется с общепризнанными нормами международного права. Специальное положение устанавливает миролюбивый характер государства. Основной закон предусмотрел возможность уступки ряда государственных полномочий международным организациям. В ст. 11 говорится, что Италия соглашается на условиях взаимности с другими странами на ограничение суверенитета, необходимое для порядка, обеспечивающим народам мир и справедливость. Эти нормы стали правовым основанием для вступления страны в Европейские сообщества и передачи им регулирования ряда вопросов экономического и социального характера.

По способу изменения итальянская конституция 1947 года относится к числу «жёстких». В конституцию могут вноситься поправки либо законодательным органом власти, либо путем референдума. Законодательный процесс требует, чтобы законопроект о поправке принимался на двух последовательных заседаниях парламента с интервалом по крайней мере в три месяца и был одобрен абсолютным большинством на втором заседании.

Если предложение получает две трети голосов, поправка принимается сразу, а если количество голосов не достигает двух третей, то в течение трёх месяцев может быть проведен референдум (для этого необходима поддержка со стороны депутатов, избирателей или местных органов власти).

За почти 50-летний срок действия итальянской конституции было внесено лишь 10 поправок, незначительно изменивших, главным образом, организационные моменты в деятельности центральных органов государственной власти и увеличивших число областей с 19 до 20. Практически поправки не затронули принципов устройства сложившихся институтов итальянского государства.

3. Высшие органы власти государства: их формирование, полномочия, структура, схема

Система центральных органов власти Италии строится на основе принципа разделения властей.

Законодательная власть. Парламент Италии состоит из сената и палаты депутатов. Хотя обе палаты юридически равноправны, палата депутатов обладает большей политической властью, а её членами являются ведущие политические деятели страны.

Сенат состоит из 315 сенаторов, избранных в результате всеобщего голосования по территориальным округам на пятилетний срок; пяти наиболее известных граждан, пожизненно назначаемых президентом Италии; и всех бывших президентов, пожелавших сохранить свое место в сенате.

Палата депутатов состоит из 630 членов, избираемых на пятилетний срок. Президент может распустить палату до истечения пятилетнего срока. В палату депутатов избираются граждане не моложе 18 лет, а в сенат – не моложе 25 лет.

В результате референдума, состоявшегося в апреле 1993, процедура избрания членов обеих палат была изменена так, что на последующих выборах 75% мест в каждой палате получают депутаты, избранные в одномандатных округах по мажоритарной системе, и 25% – по пропорциональной системе.

Парламент функционирует через постоянные комитеты, создаваемые в каждой палате. Комитеты организованы в зависимости от влиятельности политической партии в каждой палате, они могут принимать определенные категории законопроектов, не представляя их на рассмотрение на открытом заседании любой палаты. Парламент решает, можно ли доверять правительству или его следует сменить. В случае вынесения вотума доверия правительство, возглавляемое данным премьер-министром, остается у власти. Парламент принимает законы, избирает президента, контролирует исполнительную власть и выделяет средства на выполнение бюджета.

Парламент

Палата депутатов (630 членов)

Сенат (315 членов)

Высшая магистратура

(на 7 лет) (на 9 лет)

Президент Совет министров Конституционный Суд

Председатель (15 судей)

Министры

Национальный совет Государственный Счётная

экономики и труда совет палата


Исполнительная власть состоит из президента, совета министров и государственных учреждений.

Президент Итальянской республики официально возглавляет государство и избирается сроком на 7 лет на заседании парламента с участием представителей административных областей. Он не может быть моложе 50 лет. Президент назначает премьер-министра, назначение должно получить одобрение парламента, а также пожизненных сенаторов и некоторых членов Конституционного суда. Президент председательствует в Совете министров, в Высшем совете магистратуры, обладает правом помилования, жалует знаки отличия.

В отношении парламента у Президента республики два основных полномочия – право требовать повторного рассмотрения законопроектов и право роспуска одной или обеих палат.

Правительство – наиболее активный орган исполнительной власти, включающий председателя Совета министров и министров. Правительство назначается Президентом после консультации с лидерами партийных фракций в палатах и их председателями. Оно считается сформированным, если в течение 10 дней после своего образования получит доверие Палаты депутатов и Сената.

Председатель Совета министров несёт ответственность за общую политику, а министры коллективно ответственны за действия Совета министров и индивидуально – за действия своих ведомств.

Правительство руководит страной. Оно исполняет законы, принимает регламенты, декреты и постановления по управлению. Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически осуществляются правительством. На практике правительство Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента.

Национальный совет экономики и труда формируется на корпоративной основе из представителей профсоюзов, предпринимательских организаций и др. экспертов. Совет является консультативным органом парламента и правительства по экономическим и социальным вопросам. Он обладает правом законодательной инициативы.

Государственный совет – консультативно-юридический орган правительства и одновременно высший орган административной юстиции.

Счётная палата осуществляет предварительный контроль законности финансовых актов правительства и контроль за исполнением государственного бюджета. О проведенном контроле имеет право докладывать непосредственно парламенту.

Система правосудия. Высший совет магистратуры регулирует нормы судопроизводства и проводит назначения судей и их перемещения по службе. Однако он независим лишь отчасти, поскольку Министерство юстиции сохраняет контроль над назначениями и повышениями в должности.

В самом основании судебной системы находятся мировые суды (кончилятори), которые рассматривают мелкие гражданские дела. Первая ступень профессиональной судебной лестницы занята мировыми судьями (претори) – профессиональными судьями, осуществляющими судопроизводство мелких гражданских и уголовных дел. Над ними находятся суды из трех судей – трибуналы, имеющие право возбуждения и пересмотра дел нижестоящей инстанции, а еще выше стоят апелляционные суды из пяти судей.

Крупные уголовные дела ведутся судами присяжных, состоящими из двух судей и шести присяжных заседателей, не имеющих профессионального юридического образования, и апелляционными судами. Самая высокая инстанция судов общей юрисдикции – Высший кассационный суд, который рассматривает апелляции по спорным делам, поступающим из судов присяжных заседателей и апелляционных судов.

Конституционный суд, появившийся в 1956, в своей деятельности основывается на опыте США и занимается юридической оценкой законотворчества с точки зрения соответствия законов действующей конституции. Он включает 15 судей, избираемых на 9 лет. По запросу судов общей юрисдикции он заслушивает только те дела, которые касаются конституционности законов и указов. Конституционный суд обычно проявляет крайнюю осторожность в критике других ветвей власти и в интерпретации статей конституции.

Судьи действуют как единая коллегия. Назначаются по третям – парламентом, Президентом и Высшей магистратурой – общей и административной. Судьи избираются из числа высших судебных органов, штатных профессоров права университетов и адвокатов. Председатель Суда избирается из числа его членов на 3 года.

4. Форма государства

Форма государства – способ организации государственной власти и её устройства.

4.1. Форма государственно-территориального устройства

Италия является унитарным государством.

Унитарным является государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственности, суверенитета. Оно имеет единую Конституцию, единую правовую и судебную системы, единую систему высших органов власти, единое гражданство.

С точки зрения организации публичной власти унитарное государство Италия является децентрализованным государством, то четь оно состоит из административных и национальных автономий с собственными органами власти.

4.2 Форма правления

Форма правления – система их формирования и взаимоотношений высших государственных органов власти.

Италия является республикой. Республика – форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства. Источником государственной власти является народное большинство. Признаки республики:

- выборность власти;

- осуществление властных полномочий в течение определённого срока;

- ответственность высшей власти перед избирателями.

Италия – парламентарная республика, которая характеризуется признаками:

- верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту, который избирается гражданами страны;

- президент, как глава государства, избирается, как правило, парламентом, имеет символические права, не оказывает существенного влияния на политическую жизнь;

- правительство формируется парламентом из представителей партии или коалиции парламентского большинства;

- политическая ответственность правительства перед парламентом;

- глава правительства – премьер-министр (канцлер, председатель совета) – лидер партии парламентского большинства, назначается президентом и является лицом политической жизни страны.

4.3 Тип политического режима

Политический режим – система способов, методов и средств формирования и осуществления политической власти.

Демократической режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

В Италии преобладает либерально-демократический режим, главным принципом которого является свобода гражданина, и главная цель демократии - защита этой свободы от чрезмерного вмешательства государства.

Либерально-демократические режимы находятся в постоянном изменении, им присущ плюрализм партийной системы и свободная игра политических сил, что ведёт к нестабильности исполнительной власти (правительства) и частым парламентским выборам. В Италии, начиная с 1946 года, правительство существует не более шести месяцев.

5. Форма избирательной системы

Избирательная система – совокупность правил, приёмов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти.

Смешанная система, которая используется в Италии, заключается в том, что определённая часть депутатских мандатов распределяется в соответствии и с принципами мажоритарной системы, другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы.

В этом случае определяется нижний предел для ограничения представительства мелких партий, чем обеспечивается создание более стабильного правительства. В то же время этим ограничением может отсекаться от парламентского представительства большое число граждан и происходить переход от многомандатных к маломандатным округам. При голосовании в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители, поэтому во время голосования происходит отбор персоналий в списках кандидатов.

Попытки ввести полностью мажоритарную систему в Италии до сих пор не увенчались успехом. В референдумах по этому вопросу в 1999 и 2000 приняли участие приняли участие менее 50% избирателей, что недостаточно для того, чтобы их результаты были признаны действительными.

6. Модель президентской власти

Президент является главой государства. Президентская власть относится к третьей модели – получение президентского поста путём опосредованных выборов – парламентом или специальными коллегиями.

В Италии слабая президентская власть при парламентской форме правления, то есть по объёму компетенций и полномочий она относится к третьей модели. При этой модели президентской власти главной политической фигурой является премьер-министр.

7. Тип парламентаризма

Парламентаризм – сложное и многообразное явление, включающее в себя не только механизм формирования и деятельности парламента, а также связи и отношения его с исполнительной и судебной властью, но и способы выработки компромиссов и консенсуса для обеспечения цивилизованного равновесия в обществе.

Италия – парламентская республика, следовательно, ей присущ кабинетный парламентаризм.

8. Основные политические партии (правящая, оппозиция)

Основными политическими партиями являются:

    Христианско-демократическая партия (ХДП), основанная в 1943 году – партия клерикального типа, выражающая интересы различных слоёв буржуазии и включающая около 1,4 млн. членов;

    Форса Италия – буржуазная партия, основанная в 1993 году - отстаивает принципы рыночной экономики, пытается объединить политические силы правого центра;

    Итальянская социальная партия (ИСП) – левоцентристская партия, основанная в 1892 году – является членом Социалистического интернационала;

    Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП), образованная в 1969 году, имеет 180 тыс. сторонников, входит в Социалистический интернационал;

    Итальянская республиканская партия – партия буржуазного типа - основанная в 1897 году, включает 120 тыс. членов.

Итальянская либеральная партия, основанная в 1848 году, - первая буржуазная партия. Национальный альянс, основанный в 1946 году, ранее называвшийся Итальянское социальное движение – является неофашистской партией.

Федерация «зелёных» образов 1987 года – является частью Европейского зелёного движения. Партия коммунистического преобразования, основанная в 1991 году, состоит из бывших членов Итальянской коммунистической партии.

9. Тип партийной системы

Партийная система – совокупность политических партий и взаимосвязи между ними.

По количеству партий, существующих в стране, Италия имеет многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвлённой системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием.

10. Основные общественные организации и движения

Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ) – крупнейшая из всех конфедераций, насчитывавшая в начале 1990-х годов в своих рядах более 4,5 млн. членов. Прежде ею руководили коммунисты, однако в ее рядах были и члены Итальянской социалистической партии, продолжавшие сотрудничать с коммунистами по линии профсоюзов. ВИКТ объединяет как промышленных, так и сельскохозяйственных рабочих и входит в Европейскую конфедерацию профсоюзов.

Итальянская конфедерация профсоюзов трудящихся (ИКПТ) (3,1 млн. членов – к началу 1990-х годов) – второе по численности профсоюзное объединение страны. В его составе преобладают католики, но в принципе ИКПТ принимает в свои ряды всех занятых в промышленности и сельском хозяйстве, независимо от вероисповедания.

Самая малая из трех конфедераций Итальянский союз труда (ИСТ) насчитывает 1,5 млн. членов. Её поддерживают социал-демократы и другие некатолические и некоммунистические элементы. Существует также правая Итальянская конфедерация национальных профсоюзов труда (ИКНПТ).

Большинство промышленников входит во Всеобщую конфедерацию итальянской промышленности (Конфиндустрию). Переговоры по вопросам трудовых контрактов и условий труда ведутся между Конфиндустрией и профсоюзами. Министерство труда вмешивается только в тех случаях, когда переговоры заходят в тупик. Помимо Конфиндустрии, функционируют более 100 отраслевых организаций работодателей.

Всеобщая итальянская конфедерация сельского хозяйства (Конфагрикольтура) – ассоциация сельскохозяйственных работодателей, по своим функциям сопоставимая с Конфиндустрией в промышленности. Национальная конфедерация мелких землевладельцев (Конакольтиватори) в настоящее время является более крупной и мощной организацией. Формально независимая, она фактически тесно связана с Христианско-демократической партией и оказывает большое влияние на политику. Эта организация также тесно связана с фирмами и агентствами, поставляющими земледельцам сельскохозяйственную технику и удобрения.

11. Правовое положение личности

Из 139 статей конституции Италии 1947 года 54 посвящены правам, свободам и обязанностям граждан. К конкретным правам, нормам и свободам добавляются норма идеологического плана. Так в статье 1 говорится: «Италия - демократическая республика, основывающаяся на труде». А статья 2 устанавливает, что «республика признаёт и гарантирует неотъемлемые права человека – как отдельной личности, так и в общественных организациях, где развивается личность – и требует выполнения ненарушимых обязанностей политической, экономической и социальной солидарности».

Конституция содержит традиционные права и свободы граждан - неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и тайная переписка, свобода передвижения по стране, свобода собраний и ассоциаций (за исключением тайных и военных организаций), свобода совести, свобода слова, печати, манифестаций и т.д.

На судебную власть возложено гарантирование прав и свобод. Если же по соображениям срочности административные органы должны принять меры, нарушающие права и свободы, то об этом должно быть доведено до сведения судебных властей в течение 48 часов. Если в течение 48 часов эта власть не утвердит принятые временные меры, то они считаются отменёнными и их действие прекращается.

Политические права и свободы представлены весьма полно и широко в итальянском законодательстве. Гражданам предоставлено избирательное право, право образования политических партий, причём статья 49 конституции требует соблюдения политическими партиями демократического режима. Это положение было подкреплено законом 1952 года о запрещении создания фашистских партий. Однако эта норма является мёртвой буквой и попытки запретить существующие неофашистские партии и организации оканчивались неудачей.

Заметно выделяются социально-экономические прав и свободы – право на труд, которое республика признаёт за всеми гражданами; она поощряет условия, которые делают это право реальным; конституция обязывает государство предоставлять своим гражданам бесплатное начальное образование продолжительностью 9 лет.

В статье 36 говорится о праве трудящихся иметь право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное, во всяком случае, для обеспечения ему и его семье достойного существования. Признаётся право: на образование профсоюзов и на защиту своих интересов со стороны трудящихся, на использование в этих целях забастовки.

В конституции говорится о двух формах собственности – государственной и частной, о предоставлении государству достаточно широких возможностей для экспроприации частной собственности и регулирования отношений в области земельной собственности, установление её пределов и др.

Хотя в итальянской конституции прямо не говорится о материальных гарантиях прав и свобод, но возложение на государство ряда обязанностей в этой области не может быть реализовано без материального обеспечения за счёт бюджетных средств.

12. Тип государства

Тип государства определяет социальную сущность государства, его цели, политические интересы в обществе, функционирование государственного механизма. Мировая политическая наука выработала широкий спектр типологий государств, который строится на различных научных критериях:

    с точки зрения государственного устройства – Италия является унитарным государством;

    с точки зрения уровня социально-экономического развития – Италия – высокоразвитая страна;

    с точки зрения способа организации власти – республика;

    с точки зрения государственного устройства – унитарное государство.

    с точки зрения способов и методов осуществления государственной власти – демократическое.

    с точки зрения двух глобальных этапов развития государственности является конституционным государством.

Западноевропейская политическая наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому критерию выделяются два типа государств: демократия и автократия. То есть Италия является демократическим государством.

13. Тип политической системы и его характеристика

Понятие “политическая система” позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть социально-политическую природу общества, существующие в нём политические отношения, институты, нормы и принципы организации власти.

Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев.

Исходя из типологии политических систем по Ж. Блонделю Италия относится к либеральной демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений.

Исходя из типологии политических систем по Г.Алмонду Италия относится к континентально-европейской системе. Для неё характерно существование и взаимодействие элементов старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

На основе характеристики деятельности политических структур Италия относится к западной политической системе.

14. Список используемой литературы

Иностранное конституционное право / Под редакцией проф. В.В. Маклакова. – М.: Юристъ, 1996. – 512с.

Конституция зарубежных государств. Учебное пособие, 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: Издательство БЕК, 1992. – 586с.

Политология: Учебное пособие для студентов инженерных специальностей (часть 1) / Под ред. В.Е. Пушкина. – Днепропетровск: НГА Украины, 2000. – 212с.

Практикум по дисциплине «Политология»: Учебное пособие для студентов инженерных специальностей (часть 3) / Под редакцией В.Е. Пушкина. - Днепропетровск: НГА Украины, 2001. – 144с.

Решетников Ф.М.

Правовые системы стран мира. Справочник. – М.: Юридическая литература, 1993. – 256с.

Современные зарубежные конституции / Под ред. В.В. Маклакова. – М.: Юристъ, 1996. – 286с.

Страны мира: Справочник. 1999 / Под общ. Ред. И.С. Иванова. – М.: Республика, 1999. – 512с.