Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников

Содержание

Введение

1. Проблема нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными обрядами и праздниками

1.1 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников

1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников

Выводы к первому разделу

2. Организация работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников

2.1 Содержание работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников

2.2 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных обрядов и праздников

Выводы ко второму разделу

Выводы

Список использованных источников

Приложения

Введение

Изменения, произошедшие в Украине за последние десятилетия, обусловили переосмысление сущности нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Все чаще в обществе ощущается «дефицит нравственности», одним из проявлений которого выступает утрата духовных ценностей народа, в частности отчуждение подрастающего поколения от народной культуры, его ценностей.

В государственной национальной программе «Освiта» («Украïна ХХI століття») одним из основных принципов названа национальная направленность образования, проявляющаяся в органическом сочетании национальной истории и традиций, сохранении и обогащении культуры украинского народа. Реализация этого принципа связана с утверждением приоритетов духовности, морали, патриотизма.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания. Вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались такие ученые и педагоги, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, В.И. Ядэшко, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова.

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.

Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт. Обрядами (или ритуалами) называют такие формы поведения, которые сложились исторически, для которых характерны: стереотипность, повторяемость без изменений и символичность.

В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус. Все это обусловило выбор темы курсовой работы: «Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Цель работы: выявить эффективность использования народных обрядов и праздников в нравственном воспитании дошкольников.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть основные понятия: «нравственное воспитание», «обряды», «традиции».

  2. Выявить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

  3. Изучить украинские народные обряды и праздники и определить их роль в нравственном воспитании дошкольников.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;

- изучение педагогического опыта;

- наблюдение за деятельностью дошкольников;

- классификация, систематизация и обобщение полученной информации.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из содержания, введения, двух разделов, выводов, списка используемых источников (36), приложений. Общий объем работы 38 страниц.

1. Проблема нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными обрядами и праздниками

1.1 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается как один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией [7].

Т.И. Пониманская рассматривает нравственное воспитание как целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка с целью формирования нравственных чувств и качеств, усвоение моральных норм и правил, развитие нравственных мотивов и навыков поведения [21].

По мнению В.А. Сластенина нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [26].

С.А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих [11].

В.И. Ядэшко в понятие нравственного воспитания включает формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения [8].

Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребенка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребенка.

Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени определяют дальнейшую ее жизнь, а исправить допущенные родителями, педагогами ошибки в нравственном воспитании детей тяжело или невозможно.

По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание – это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности [5]. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений со сверстниками.

И.А. Каирова подчеркивает, что нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания формируются чувства патриотизма, товарищества, глубокое уважение к людям труда [1].

В.Г. Нечаева в свою очередь определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка [18].

Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали.

Д.И. Латышина отмечала, что мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов [13].

По мнению О.В. Ковальчук роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно [10].

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания, отраженный в схеме 1.1.

знания и представления

+

мотивы

+

чувства и отношения

+

навыки и привычки

+

поступки и поведение

=

нравственное качество

Схема 1.1. Механизм нравственного воспитания

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность механизмов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Нравственное воспитание включает в себя три группы задач.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

Еще 30 лет назад задачи нравственного воспитания дошкольников были сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание гуманных чувств и отношений; формирование начал патриотизма и интернационализма; воспитание трудолюбия, умения и желание трудиться; развитие коллективизма. В современной педагогике существенных преобразований в формулировке смысловых блоков не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются и уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя. Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Таким образом, нравственное воспитание – это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

1.2 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Дошкольник входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого у него необходимо сформировать прочные убеждения, высокую мораль, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

По мнению Т.И. Пониманской социальные условия определяют содержание и направление воспитания. Поэтому так важно выявить потенциальные возможности общественного окружения в процессе нравственного становления личности [21]. Содержание нравственного воспитания объективно задано требованиями нашего общественного строя, это своего рода социальный заказ общества всем институтам воспитания: детскому саду, школе, производству, вузу. В основе содержание воспитания остается в нашем обществе неизменным, однако конкретное его наполнение меняется в зависимости от этапа развития общества, от возраста воспитанников, от их психологических возможностей в восприятии окружающего мира.

Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют содержание нравственного воспитания. Именно поэтому конкретная разработка его всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики. При этом следует учитывать также, что, конкретизируя содержание нравственного воспитания подрастающего поколения, нужно не только иметь в виду достижения и требования сегодняшнего дня, но и предвидеть задачи будущего, экстраполировать содержание на тот период, когда сегодняшний малыш станет взрослым человеком.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности; Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Как утверждала С.А. Козлова содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества как: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, дружелюбие и др. [11].

Нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной взаимосвязи. Патриотизм порождает любовь к труду, трудовой процесс влечет за собой коллективизм. Последний вытекает из чувства любви к своему народу. Нравственное сознание определяется условиями материальной жизни общества, общественный бытием и находит отражение в сознании человека в форме нравственных понятий и суждений, которые регулируют отношения людей друг к другу и к обществу.

Первые нравственные навыки дети получают в семье. В игре и посильном труде наиболее интенсивно формируются такие нравственные качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость.

Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собою сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Однако сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Безнравственный индивид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям и мучениям совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека, его отношении к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал.

По словам С.А. Козловой нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни дошкольников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий [11].

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул –поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Выбор, поведение осуществляются ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обусловливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения.

Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниям и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

По мнению В.Г. Нечаевой у дошкольника должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества [18].

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Основным средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведении.

В целом выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников

По мнению А.М. Богуш одним из наиболее важных и эффективных средств нравственного воспитания являются обряды и праздники [4].

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается народная сказка. Украинские сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли нравственную направленность развивающейся личности.

Многочисленные обычаи и традиции можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои украинского народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица и другие.

В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение.

Уже в древнейших славянских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – нравственность, и ее надо прививать, ей необходимо учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание общественных норм, невежество. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание.

Главной целью нравственного воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния украинского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обычаями – это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.

Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства.

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания. Как говорил М.Г. Стельмахович современная система праздников – это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение [27].

Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действие тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе воспитательной работы.

Анализ опыта организации и проведение народных праздников позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы: принцип всеобщности, принцип использования активности и самодеятельности людей, принцип дифференцированного подхода к участникам.

Для системы дошкольного воспитания немаловажное значение имеет именно принцип дифференцированного подхода, позволяющий создать гибкую систему воздействия на детей. В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника по мнению А.М. Богуш являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества [4]. Общение в условиях праздничной организации становится важнейшим фактором приобщения личности ребенка к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается дошкольнику и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы поведения.

В целом можно выделить следующие функции народных праздников: развивающую, информационно-просветительную, культурно-творческую, рекреативно-оздоровительную. Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное, нравственное обогащение личности дошкольника, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Выводы к первому разделу

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Одним из важных средств нравственного воспитания являются обряды и праздники. Обрядами (или ритуалами) называют такие формы поведения, которые сложились исторически, для которых характерны: стереотипность, повторяемость без изменений; символичность (каждая обрядовая песня что-то символизирует). В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение.

2. Организация работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников

2.1 Содержание работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников

Перспективная программа развития образования в Украине в XXI веке ориентирует педагогов придерживаться принципа вариантности программ воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Рассмотрим, как реализуются в действующих программах принципы народности, ознакомление детей с историей, обрядами и праздниками родного народа.

Программа «Малятко» [22] содержит раздел «Дитина i навколишнiй свiт», в котором определены темы ознакомления детей с окружающим. На втором и третьем годах жизни авторы предлагают три темы – «Моя семья», «Детский сад», «Труд взрослых». Во второй младшей и средней группах добавляются темы «Наша улица», «Родной город». Только детям старшей и подготовительной групп предлагается тема «Народоведение». В соответствии с программой дети знакомятся с традициями украинского народа.

Раздел «Художественная литература» предусматривает широкое ознакомление детей с устным украинским народным творчеством с раннего детства. Разделы «Изобразительное искусство» и «В мире музыки» содержат задачи ознакомления детей с украинским национальным искусством, народными промыслами, украинскими народными песнями, танцами, хороводами, играми, музыкой.

Региональная программа «Украïнське дошкілля» [30] содержит немало народоведческих сведений в разделе «Родной край». Так, уже на четвертом году жизни дети знакомятся с домами и сооружениями, построенными в национальном стиле, с изделиями народных умельцев, с народными обычаями, праздниками, государственными символами. Детей старшего дошкольного возраста знакомят с историей Украины, советуют придерживаться древних украинских традиций. Также дети старшего дошкольного возраста знакомятся с семейными отношениями, семейными традициями, обрядами и праздниками в Украине.

В программе «Дитина» [23] содержатся народоведческие задачи в разделе «Любій малечі – про цікаві речі». Материал раздела подан по тематическому принципу. Это такие темы, как «Наш дитсадок», «Родина», «Культура родинних відносин», «Наш дім (квартира)», «Предмети побуту та вжитку», «У нашоï Оксаночки таке хороше вбраннячко», «Смачного вам», «Золоті руки», «Вони живуть поряд з нами», «У світлиці природи», «Мій рідний край», «Ми подорожуємо», «Народна берегиня», «Свята».

В старшем дошкольном возрасте добавляются и конкретизируются еще такие темы: «Про сталевих коней, килими-літаки і чоботи-бігунці», «Фольклорні символи».

В разделе «Чарівні фарби і талановиті пальчики» дети знакомятся с картинами украинских художников как классиков, так и современников, народным декоративным искусством, приобщаются к активной продуктивной деятельности. Так, по программе дети должны уметь лепить декоративные тарелки, подносы, миски, кувшины, кружки, подсвечники, обереги (в виде птиц, зверей, коней) с последующим раскрашиванием.

В дошкольном учреждении материалы по украинскому народоведению используются на занятиях по ознакомлению детей с явлениями окружающего мира, родной природой, художественной литературой, изобразительной деятельностью, на музыкальных занятиях. Эти занятия могут быть разных типов. Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. Групповые занятия (объединяют не более 10-15 детей) проводят с каждой подгруппой отдельно. Это могут быть экскурсии, наблюдения, игры.

Индивидуально-групповые занятия объединяют от пяти до восьми детей. Это разыгрывание малых жанров фольклора, заучивание потешек, стихов, считалок, скороговорок, пословиц. Индивидуальные занятия проводят с одним ребенком (или тремя-четырьмя детьми) для закрепления или коррекции полученных знаний, умений и навыков.

Занятия народоведческого цикла имеют комбинированный характер. На протяжении занятия воспитатель использует разнообразные методы обучения: рассматривание изделий и беседа о них, загадки, поговорки, стихи, игры, картины, художественные произведения, технические средства (диапроекторы, диафильмы). Они могут быть также комплексными, когда на одном занятии решаются программные задачи из разных разделов.

Тематика занятий

Младшая группа (четвертый год жизни): «Родная улица», «Улица дошкольного учреждения», «Дорожка домой», «Зелено-радостно вокруг», «Город (село) мой родной».

Средняя группа (пятый год жизни): «Путь к родным» (улицы, на которых живут родственники), «По родным улицам», «Моя дорожка», «Дошкольное учреждение», «Наш город», «Парки и скверы города», «Транспорт города», «Площади города», «Памятники города», «Где мы отдыхаем», «Что я знаю о своем городе (селе)?».

Старшая группа (шестой год жизни): «По улицам города», «Чем богат наш город?», «Памятные места города (села)», «Моя Родина – Украина», «Путешествие по Украине», «Мы – потомки запорожских казаков», «Легенда о трех братьях и сестре» (история Киева), «Почему ты грустный, Богдан?» (легенда о Богдане Хмельницком). Отдельные темы содержат как общетрадиционный материал, так и региональный.

Таким образом, сегодня для дошкольных учреждений нашего государства издано несколько разных программ, в которых реализуются принципы народности, региональности, краеведения по ознакомлению детей с родным краем, историей национальной культуры прошлого и настоящего.

2.2 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных обрядов и праздников

Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существуют различные подходы к классификации методов воспитания. С.А. Козлова утверждала, что для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание [11]. Согласно этому основанию выделяют три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

Выделяют две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного;

- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения;

- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;

- методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться;

- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и может быть не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;

- преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия;

- методы применяются не изолировано, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст.

Проведение праздника требует серьезной подготовки воспитателя и музыкального работника. Каждый праздник готовится сначала фрагментарно с небольшими группами детей на занятиях по разным разделам программы народоведческой направленности. Приобщаются к подготовке праздников и родители.

Эмоциональное общение воспитателя и родителей с детьми накануне праздников помогает вызвать и поддерживать интерес к его содержанию, глубже осмыслить сообщаемый материал, подойти к морально-эстетичным выводам и определиться в отношении к нему, то есть заложить основы моральных представлений и чувств. Занятия по народоведению проводятся систематически во всех возрастных группах (начиная с четвертого года жизни). Воспитатель имеет возможность сформировать у детей конкретные, четкие и доступные по содержанию представления о том или другом событии, которое является основой праздника или досуга. На занятиях воспитатель учит детей видеть и понимать его важность, исторические предпосылки возникновения и элемент современной интерпретации, дает широкий диапазон вариантности события с учетом региональных и этнических особенностей края, народа. Такую по содержанию работу воспитатель планирует в основном вместе с музыкальным работником в старших возрастных группах. Музыкальное сопровождение, ритмично-хореографические элементы как средства искусства учат детей видеть красоту, например, веснянки как песни, как хоровода, как игры, как театрализованного праздника, которое имеет глубокие исторические корни и неповторимый современный колорит и богатство.

Поэтическая образность веснянки, ее эстетическая направленность дает возможность ребенку выделять этот вид жанра благодаря его видовым особенностям, средствам выразительности, которые часто повторяются.

В старшем дошкольном возрасте необходимо выделять региональные особенности веснянок и других песен, что способствует элементарному пониманию разных речевых средств выразительности и несет определенную речевую нагрузку, формирует представление об этнографической карте современной Украины.

В весеннем календарно-тематическом цикле особенно выделяются праздники, связанные с яркими явлениями природы, их очевидным и убедительным влиянием на мир растений, животных, поведение и труд людей. Для того, чтобы успешно решить народоведческие задачи, воспитатель и музыкальный работник используют целый комплекс учебно-воспитательных действий. Они включают, в частности, разные виды творчества: изобразительное – вышиванки, писанки, резьба по дереву, элементы отделки национальной одежды металлом, кожей; музыкальное – народная песня, хоровод, игра; художественное слово – стихотворения, песни, заклички, прибаутки; устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, приметы, легенды, поверья. Тут в неразрывной взаимосвязи может подаваться материал из разных разделов программы, а не только из народоведения, могут сочетаться разные виды деятельности.

Большое значение для достижения успехов в проведении утренников имеет проявление интереса к ним. Для этого организуют посещение театра и просмотр спектаклей, обсуждение просмотренного с анализом игры актеров, их одежды, оформления сцены.

Если спектакли дети просматривают в дошкольном учреждении, можно провести беседу с артистами об их работе. На музыкальных занятиях до проведения утренника следует учить детей перевоплощению в настроение, душевное состояние, характер действующих лиц. Детей знакомят с характерными атрибутами. В повседневной жизни можно планировать выполнение упражнений, например: исполнить с разной интонацией песню Весны в зависимости от того, с кем она вступает в диалог, воспроизвести встречу детей с разными гостями, которые пришли в «хату» на Пасху или на Рождество, воспроизвести голос хитрого зверя, показать, как он двигается и другое.

Если младших детей интересует только участие в празднике и те эмоциональные минуты радости, которые они переживают от сюрпризов, то старших дошкольников уже интересует качество выполнения ими действий каждого персонажа, красота и неповторимость костюмов, атрибутов, декораций. Успех того или другого праздника народоведческой направленности зависит в значительной мере от того содержания описания праздника, который заложен в основу сценария. Поэтому для праздников в дошкольном учреждении должно быть выбрано календарно-обрядовое единство праздника с минимальным религиозным звучанием.

В толковании праздника с помощью литературного текста, легенды или поверья должны иметь место короткие монологи, диалоги персонажей, которых играют дети и взрослые. Отклонение от содержания толкования основных событий, которые создают канву праздника, допускать нельзя. Поэтому воспитателю и музыкальному работнику нужно выбирать доступные для понимания детей материал.

Малые фольклорные жанры, которые используются в сценариях, – народные песни календарно-обрядного содержания, семейно-бытовые и исторические тематики – всегда имеют простой текст, динамический сюжет, который легко и быстро запоминается детьми, поэтому их следует использовать без ограничения, только с учетом продолжительности праздника.

Для того чтобы организовать и провести праздник с исторической или религиозной тематикой, нужно вызвать интерес к событию или явлению, которое положено в основу сценария, организовать глубокое осмысление его детьми как на занятиях по народоведению, так и в повседневной жизни. Во время чтения произведений детской литературы или рассказов воспитателя, например, на историческую тему, следует использовать все средства выразительности.

После чтения или рассказа воспитателем легенд, поверий, былин или произведений детской литературы, дети пересказывают их для лучшего понимания и запоминания сюжета. Все усилия следует сосредоточить на специальных объяснениях до наименьших деталей, чтобы донести до сознания детей полное звучание сюжета. Народная обрядность сложна переносным звучанием отдельных вопросов, своей исторической отдаленностью событий, религиозной особенностью отдельных толкований, поэтому воспитателю следует использовать соответствующий иллюстративный материал, диапозитивы, диафильмы, картины, альбомы, фотомонтаж, кинофильмы и другое.

Следует расширять круг представлений детей путем использования других источников – носителей народоведческой информации. Это наблюдения людей в реальной жизни мира природы, описание характерных особенностей вещей и их функционального назначения, объяснения и беседы с детьми про обереги украинского народа и другое. Главное место в работе воспитателя и музыкального работника отводится подготовке костюмов и атрибутов к каждому тематическому празднику. Любой элемент костюма как для мальчика и девочки, так и для взрослого имеет не только эстетичную, но и глубокую познавательную нагрузку. Потому их подбор с учетом тематической направленности сценария, региональных и общенародных особенностей и традиций имеет особое значение для организации и проведения праздника.

Дети охотно принимают участие в изготовлении костюмов и их атрибутов. Воспитатель, руководя этой работой, может еще раз обратиться к содержанию тех произведений, которые лежат в основе сценария, к объяснению оберегов, обычаев и традиций украинского народа. Дети принимают активное участие в оформлении зала или групповой комнаты к празднику. Используя при этом вещи ежедневного употребления, которые имеют традиционное назначение и исполняют функцию оберегов, дети имеют возможность еще раз закрепить представление о них, уточнить и конкретизировать приобретенные знания.

Так, готовя интерьер сельской хаты к Рождеству, пол выстилают соломой, на стол кладут пахучее сено, а в углу – сноп-дидух. Детям объясняют, что это должно напоминать о рождении сына Божьего, читая или напевая им:

Ми були у тій хатині,

Де Ісус лежить на сіні…

или:

По всьому світу стала новина:

Діва Марія сина родила,

Сіном притрусила,

В яслах положила…

Праздники народоведческой тематики важно проводить в дни, когда они совпадают с обрядным календарем или после соответствующей даты. Особенностью праздников исторической и религиозной тематики является то, что они не должны предшествовать конкретной дате события. Как известно, ни один праздник в украинской народной обрядности не ограничивается одним днем, комплекс праздничных действий охватывает от трех до семи дней, что создает благоприятные условия для усиления переживаний детей, повторного ощущения праздничности события, ее важности в жизни детей и взрослых.

В младшей и средних группах праздник длится до 30 минут. Особенностью их проведения является приобщение к сценарию старших детей (хорошо, если есть возможность использовать семейные отношения между детьми) и родителей, старших родственников.

В старших группах праздник может длиться 1-1,25 часа. Когда дети объединены по разновозрастному принципу, младшие дети становятся зрителями, а старшие – активными исполнителями сценария.

Следует отметить, что украинский народ в своих обычаях и традициях всегда отводил детям особое место, и поэтому взрослые, особенно во время праздников, проявляли свою любовь и заботу к ним. Эти традиции необходимо поддерживать, отдавая детям все наилучшее. Например, в стихах к святому Николаю читаем:

Як живете, мої любі,

Діточки кохані?

Чи вчилися добре в школі,

Чи були слухняні?

Чи знаєте ви молитви,

Вірші, колядку? –

Хто розкаже, поспіває –

Подарунки знайду!

Или в обжинках осенью:

Чудо-диво зерно меле, зерно меле.

Сипле в міхи муку білу, муку білу.

Буде діткам хліб пшеничний

І галушечки варені, варені…

В дошкольном учреждении кроме праздников проводят еще досуг с элементами украинской обрядности. Цель досуга – вызвать у детей бодрое, веселое настроение, создать условия для выявления творческих способностей, чувства радости и удовольствия от этого.

Досуг может быть разным по тематическому и функциональному назначению. Украинская народная календарная обрядность предусматривает такой досуг для детей дошкольного возраста: досуг взрослых для детей (без участия последних), досуг взрослых совместно с детьми, досуг детей одной возрастной группы, досуг, который объединяет детей разного возраста.

Досуг взрослых для детей без их участия может организовываться по каждому циклу календарной обрядности для детей всех возрастных групп с разным уровнем сложности сюжета (сценария). В таком типе досуга для детей младшего и среднего возраста взрослые веселят их, подавая интересный познавательный материал в непринужденной игровой форме.

Досуг, который проводится накануне Пасхальных праздников, может быть полностью посвящен писанке, а сценарий можно разнообразить малыми фольклорными произведениями, такими, как загадки, стихотворения, пословицы.

Наибольший интерес имеет для детей досуг, который проводят взрослые для детей по случаю праздника, например «Рождественский вертеп». Это театрализованное действие имеет глубокое познавательное значение. Оно вводит детей в мир сложных исторических и религиозных событий, которые в младшей и средней группах превышают по своему содержанию возможности самостоятельного познания детей.

Наибольшую ценность имеет досуг, который проводится при активном участии детей разных возрастных групп. Например, досуг «А уже весна», который проводится на площадке дошкольного учреждения. Из взрослых в этом празднике может принимать участие воспитатель – одна из ведущих, и ребенок старшего дошкольного возраста.

Досуг, который организовывается самими детьми, может проводиться исключительно по их инициативе. Концерты любимых песен, устного народного творчества, вечера народных танцев, игр, забав приносят детям особую радость. Задание воспитателя заключается в том, чтобы подобрать для детей соответствующее музыкальное сопровождение, атрибуты, костюмы. Участие самих детей в этих приготовлениях аналогично их участию в празднике.

Особое место имеет досуг с использованием музыкальных инструментов. Такой досуг предусматривает систематическую работу с детьми на занятиях, в кружках и творческих студиях с целью овладения игрой на музыкальных инструментах.

Организуя досуг, воспитатель должен развивать самостоятельность детей. В младшей группе это проявляется в том, что дети отвечают на вопросы воспитателя, подают отдельные реплики, хлопают в ладони, когда это нужно, подпевают знакомой песне, мелодии.

Детей средней группы включают в подготовку досуга. Воспитатель может поручить им подобрать нужные игрушки для театрализованного действия, атрибуты, обновить костюмы или их элементы для кукол и для себя. Воспитатель может привлекать детей к составлению сценария досуга, программы концерта. Например, воспитатель сообщает детям о том, что будет концерт на тему «Лето красное». Какие произведения они хотели бы включить в его программу? Или, например, на известном детям фольклорном материале проводится досуг «Ой на Ивана, ой на Купала» на территории дошкольного учреждения. Заранее взрослые приносят какое-то пригодное полено. Это Купайло. Вокруг него обметают землю, кладут связки чебреца, мяты, ветки украшают васильками, бархатцами. На самый верх ставят венки из калины и барвинка. Девушки также надевают венки, становятся вокруг вербы, берутся за руки и начинают водить хороводы. По сценарию дети самостоятельно группируются в хороводы, игры, становятся в группы, исполняя разные любимые песни, читают произведения детского фольклора на память. Воспитатель не должен ограничивать творчество детей.

Подготовка досуга зависит от его содержания. Вечерницы, народные обряды и действия могут проводиться без предварительной подготовки, сразу после праздника, когда в памяти сохранились его любимые фрагменты и дети хотят их повторить для того, чтобы еще раз получить удовольствие.

Другие виды досуга требуют продолжительной и тщательной подготовки репертуара, определенного времени для понимания его содержания, для работы с детьми как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Досуг, который не требует специальной подготовки и идет после праздничных утренников, можно планировать и проводить каждую неделю, а более сложные развлечения комплексного содержания, для которых необходима предварительная подготовка, проводятся один раз в полтора месяца, принимая во внимание даты обрядового календаря.

На отдельное место в системе праздников и досуга в дошкольном учреждении необходимо вынести праздник Матери. Он не является календарно-обрядовым, но празднуется по традиции в первое воскресенье мая.

До 1939 года праздник Матери праздновали в Украине как общенародный. Поскольку в Украине мать всегда была в большом почтении как продолжательница рода и как хранительница домашнего очага, ее праздник отмечали в кругу семьи. Сейчас праздник Матери возродился совместно с возрождением украинских национальных традиций. Зал нужно украсить в традициях жилой комнаты с особенностями украинского интерьера: вышитыми рушниками, керамической посудой, вязанками трав-оберегов, изображением Божьей Матери. Праздник матери следует проводить на языке родной матери.

В педагогическом процессе дошкольного учреждения такой праздник можно проводить под всеохватывающим названием «Почему мы мать называем святой…». Проводить его следует во всех возрастных группах, подбирая соответствующий фактический материал.

Таким образом, проведение праздника – это естественный итог совместной проектной деятельности детей и взрослых. Эта деятельность включает в себя такие этапы подготовки: первый этап – это выбор исследовательских заданий. От воспитателей дети узнают о приближающемся празднике, о его сути в народном календаре. Второй этап – это творческое воплощение полученной информации.

Выводы ко второму разделу

В дошкольном учреждении материалы по украинскому народоведению используются на занятиях по ознакомлению детей с явлениями окружающего мира, родной природой, художественной литературой, изобразительной деятельностью, на музыкальных занятиях. Эти занятия могут быть разных типов.

Занятия народоведческого цикла имеют комбинированный характер. На протяжении занятия воспитатель использует разнообразные методы обучения: рассматривание изделий и беседа о них, загадки, поговорки, стихи, игры, картины, художественные произведения, технические средства (диапроекторы, диафильмы). Они могут быть также комплексными, когда на одном занятии решаются программные задачи из разных разделов.

Проведение праздников требует серьезной подготовки воспитателя и музыкального работника. Каждый праздник готовится сначала фрагментарно с небольшими группами детей на занятиях по разным разделам программы народоведческой направленности. Приобщаются к подготовке праздника и родители. Эмоциональное общение воспитателя и родителей с детьми накануне праздников помогает вызвать и поддерживать интерес к его содержанию, глубже осмыслить сообщаемый материал, сделать морально-эстетические выводы и определиться в отношении к ним, то есть заложить основы моральных представлений и чувств.

Выводы

Проведенное исследование позволило сделать следующие обобщающие выводы:

1. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Обряды – это совокупность установленных обычаем символических, определенных традицией условных действий, направленных на оформление определенных событий в жизни людей, приуроченных к отдельным этапам трудовой деятельности, а также к отмечанию времен года. Традиции – опыт, обычаи, взгляды, вкусы, нормы поведения, которые сложились исторически и передаются из поколения в поколение.

2. Особенностями нравственного воспитания детей дошкольного возраста является то, что с течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к себе.

3. Главной целью нравственного воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния украинского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников – это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношения к окружающему; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.

Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания. Современная система праздников – это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Список использованных источников

  1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. д. чл. АПН СССР И.А. Каирова и канд. пед. Наук О.С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 1975. – 320 с.

  2. Артемова Л.В. Історія педагогіки України: Підручник. - К.: Либідь, 2006.– 424 с.

  3. Андросова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.// Дошкольное воспитание. 2007, №3. – С. 113-115.

  4. Богуш А.М., Лисенко Н.В. Українське народознавство в дошкільному закладі: Навч. посіб. – 2-ге вид., переробл. і допов. – К.: Вища шк., 2002. – 407 с.

  5. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, Культура, 2005. – 240 с.

  6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

  7. Гончаренко С. Украïнський педагогічний словник. – К.: Либідь, 1997. – 376 с.

  8. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.

  9. Запорожец Л.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения.// Избр. психологические труды. – М.: Просвещение, 1986. – 357 с.

  10. Ковальчук О.В. Українське народознавство. – К.: Знання, 1994 – 378с.

  11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.

  12. Кукушин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. – М.: Издательство Московського психолого – соціального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с.

  13. Латышина Д.И. История педагогіки (История образования и педагогической мысли): Учеб. Пособие.- М.: Гардарики, 2006. – 603 с.

  14. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2000. – 523 с.

  15. Любар О.О., Стельмахлвич М.Г., Федоренко Д.Т. Історія української школи і педагогіки: Навч. посіб. – К.: Знання, 2006. – 447 с.

  16. Лавриненко Н. Этнопедагогика.// Дошкольное воспитание. 2006. – №12. – С. 111-119.

  17. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с.

  18. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой: изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978. – 256 с.

  19. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. – М.: «Академия», 2002. – 192 с.

  20. Павлова Л. Поэтика народных традиций – детям.// Дошкольное воспитание. 2000, №12. - С. 68-71.

  21. Поніманська Т.І. Дошкільна педагогіка: Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів.- К.: «Академвидав», 2004. - 456 с. (Альма – матер).

  22. Програма виховання дітей дошкільного віку «Малятко». – К.: Педагогічна думка, 1999. – 286 с.

  23. Програма виховання і навчання дітей дошкільного віку «Дитина». – К.: Освіта, 2004. – 268 с.

  24. Русова С. Нові методи дошкільного виховання. – Прага, 1927.

  25. Скуратівський В. Берегиня. – К.: Либідь, 1987. – с. 101

  26. Слестенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Слестенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2005. – 576 с.

  27. Стельмахович М.Г. Народна педагогіка. – К.: Знання, 1985. – 327 с.

  28. Сухомлинский В.О. Роки дитинства// Твори: В 6т. – К., 1977. – Т.3.

  29. Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкільника.// Дошкольное воспитание. 2006, №8. – с. 41.

  30. Украïнське дошкілля. Програма виховання дітей у дитячому садку. – Л.: Проман, 1991. – 347 с.

  31. Українські народні казки. – К.: Веселка, 1990. – 347 с.

  32. Українське народознавство: навч. посіб./ За ред. Павлюка С.П.; Передмова Жулинського М.Г. – 3-тє вид., випр. – К.: Знання, 2006. - 568 с.

  33. Полищук Н.Г., Пономарев Р.В. Украинцы. – М.: Наука, 2000. - 535 с.

  34. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1972. – 289 с.

  35. Франко І. Коли ще звірі говорили: Казки для дітей// Повне зібр. творів: У 50 т.- Т. 20.

  36. Яницька О.Ю. Українські народні рухливі ігри для дітей старшого дошкільного віку. – Рівне, 1992. – 112 с.

Приложение А

Сценарий рождественской сказки для детей 4-6 лет

«ЧУДО ДЛЯ НАСТИ»

Действующие лица: Настя, Дружок, мышка, лиса, волк, зайчик, лесник, крестная, Ангел.

Сказочница: Вы, наверное, знаете, что Рождество – время чудес. Вот и мы расскажем вам одну чудесную историю. Помните ли вы девочку Настеньку? Жила она в маленьком домике на опушке леса, а с ней – пес Дружок. Была Настя доброй и трудолюбивой девочкой, дружила с лесными зверями, помогала им чем могла. Старалась она не грустить, хотя одной девочке в лесу жилось нелегко. И вот однажды в праздник Рождества послушайте, что произошло…

Сцена 1

(Домик Насти. Выходит Дружок.)

Дружок: Семечек и крошек

Насыплю я в кормушку,

Будет очень рада

Мышка-норушка.

(Выбегает Мышка.)

Мышка: Спасибо, Дружок!

Поздравляю с Рождеством!

Что же, песик, ты невесел?

Что головушку повесил?

Дружок: Все у нас в порядке,

В домике нарядно,

Угощенье все готово…

Мышка: Может, Настя нездорова?

Дружок: Нет, она старается,

Шутит, улыбается,

Но подумайте – одной

Грустно в праздник ей такой!

К ней людей позвать бы надо!

Настенька гостям так рада!

Мышка: Побежим скорее в лес,

Встретимся со зверями.

Может быть, придумаем

Что-нибудь с друзьями.

Сцена 2

(Лес. Мышка и Дружок осматриваются.)

Дружок: Где же их искать?

(С другой стороны кулис выбегают Лиса и Волк, они ведут за руку Зайчика).

Волк: Мой заяц!

Лиса: Нет, мой!

Мышка и Дружок: Отпустите его!

Дружок: Разве вы не знаете, что сегодня праздник –

Господь Иисус Христос родился!

Лиса: Что же мы с тобою, Волк, сейчас творим?

Сами-то красивые речи говорим…

Волк: А дошло до дела – забыли про слова,

Дракою встречаем праздник Рождества…

Лиса и Волк: Прости нас, Зайка! (кланяются)

Мышка: Наша Настенька грустна,

В домике совсем одна.

Дружок: Что нам делать, как нам быть,

Настю как развеселить?

Волк: В эту ночь, идет молва,

Люди елку наряжают,

И под елочкой справляют

Светлый праздник Рождества.

Лиса: А давайте попросим Лесника, пусть он елочку Насте принесет!

Все: Давайте! Пойдем к Леснику! (уходят)

Сцена 3

(Домик Насти. Выходит грустная Настя в теплой шали.)

Настя: От лунного света искрится снежок,

Как зимняя ночь холодна!

Куда подевался мой верный Дружок?

Осталась я в доме одна.

Но ночью молитва для Бога слышней,

И я в тишине помолюсь.

О Господи, ты исцели поскорей

Крёстную маму мою!

Как долго, как долго болеет она,

Но Ты не велишь унывать.

Прошу я о милости к крёстной моей,

Молюсь и опять, и опять…

(Появляются Дружок, Мышка, Лиса, Зайчик и Волк.)

Лиса: Здравствуй, Настенька!

Вместе: С Рождеством Христовым!

Настя: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!

Вместе: Поздравляем с праздником!

(Появляется Лесник.)

Вместе: Лесник пришел!

Лесник: Какое тут веселье! Моя елочка будет как раз кстати! (дарит Насте елочку) С Рождеством Христовым!

Настя (кланяется): Спасибо, дядюшка Лесник!

Сегодня такая удивительная ночь!

Столько гостей! Вот бы еще крестная

выздоровела… Мы бы жить стали с ней вместе …

Лесник: Что ж, Господу все возможно. Пусть будет во всем святая воля Его!

(Торжественная музыка. Появляется Ангел, он ведет Крестную.)

Настя: Крестная!

Крестная (обнимает Настю): Настенька!

Нет больше горя – скрылось оно навсегда.

Чудо свершилось – исчезли болезнь и беда.

Будем мы помнить эту чудесную ночь –

В тело земное нынче облекся Господь!

(Все участники поют Рождественскую песенку на мотив песенки из мультфильма “Лесная сказка”: Елочка, елка, лесной аромат, / Очень ей нужен красивый наряд…).

Рождественская песенка

В небе высоком сияет звезда

Все приходите к нам в гости сюда.

Ведь в этот вечер ликует народ –

Сын Божий, Спаситель, на землю идет,

на землю идет!

К тем, кто трудился и другу помог,

Праздник веселый шагнет на порог.

Ведь в этот вечер Младенец Христос

Каждому, каждому радость принес, радость принес!

Чудо свершилось, день светлый пришел,

И в каждом сердце он радость нашел.

Ведь в этот вечер ликует народ –

Сын Божий, Спаситель, на землю идет, на землю идет!

Сценарий сказки для детей 6-7 лет

«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛОЧКА»

Действующие лица: сказочница, 1-я звезда, 2-я звезда, 3-я звезда, елочка, медведь, белочка, зайчик, волк, 1-й Ангел, 2-й Ангел.

Сцена 1

Под музыку для вступления выходит 1-й Ангел.

1-й Ангел: Рождество Христово весь мир празднует.

Взрослые и дети поют радостно:

Всему свету во спасение

Бог родился в Вифлееме!

Сказочница: Вот и наступил праздник, который мы так долго ждали. В церкви торжественно горят свечи, дома – лампады, а на небе – … звезды! Если тихонько посидеть и послушать, то можно услышать, о чем же говорят звезды в Рождественскую ночь…

Сцена 2

Музыка для Звезд. На сцене Звездочки кружатся под музыку.

1-я Звезда: Великое чудо в ту ночь совершилось:

Спасителя Бог нам послал.

В забытой пещере, в заброшенных яслях

Младенец, Сын Божий, лежал.

2-я Звезда: Поверье в народе давно существует,

Что в тихую ночь Рождества

Все звери лесные вражду забывают,

И мир наступает – все в память Христа!

Сказочница: Поглядите, звездочки – Волк идет!

Музыка для Волка. Волк идет по кругу, сурово вокруг смотрит.

Волк: Ночью холодной

Ходит волк голодный,

Поднимает дыбом шерсть,

Ищет он, кого бы съесть.

Музыка для ночи.

Волк: Какая красивая ночь, даже есть никого не хочется!

1-я Звезда: Это потому что праздник – Рождество!

Сказочница: Удивился волк, сел под елочку, на звездочки смотрит. Тут скачет Белочка.

Музыка для Белочки. Белочка скачет вокруг елочки.

Белочка: Вот опять пришла зима,

Но не для потехи

Прячет белка в закрома

Шишки и орехи.

(замечает Волка)

Ой-ой-ой! Волк!

(закрывается лапками)

Волк: Не бойся, белка, я тебя не трону.

2-я Звезда: Праздник сегодня – Христос родился!

И небо, и земля – все радуется!

Сказочница: Села Белочка рядом с Волком, красоте леса удивляется. Слышит – ветки хрустят…

(Музыка для Медведя. Выходит Медведь, переваливаясь.)

Медведь: Я в берлоге сплю зимой

Под большущею сосной.

Лишь когда придет весна,

Просыпаюсь ото сна.

Что за шум? Почему меня разбудили?

Белочка: Радость у нас, Медведушка. Христос родился!

Сказочница: Понял тогда Медведь, почему ему в такую ночь не спится. Ой, кто это?

(Музыка для Зайчика. Зайчик прыгает, путая следы.)

Зайчик: В лесу недолго до беды,

Но заяц не простак.

Могу запутать я следы:

Вот так, вот так, вот так!

(видит Волка, пугается)

Ой, боюсь!

Медведь: Не бойся, Волк тебя не тронет. Сегодня праздник – Рождество!

Зайчик: А что такое Рождество?

3-я Звезда: Прислушайтесь, поет звезда!

Спешите все туда, туда,

Где на соломе, средь яслей,

Родился Тот, кто всех светлей,

Кто всех прекрасней и мудрей –

Спаситель мира, царь царей!

Все: Пойдемте, пойдемте!

(Музыка, звери идут друг за другом.)

Сказочница: И решили звери пойти поклониться Божественному Младенцу. Да только выяснилось, что на такой праздник они идут без подарка!

Белочка: У меня только сушеные грибы да шишки!

Волк: А у меня только лапы и хвост!

Медведь: Было бы лето – набрали бы цветов и ягод. А сейчас кругом снег, и деревья голые стоят…

Сцена 3

(Появляется Елочка.)

Елочка: Может быть, я вам пригожусь? Я - единственное зеленое дерево в лесу.

Сказочница: И правда, может, Елочку подарите?

(Все подходят к Елочке, трогают.)

Все: Она же совсем колючая!

Елочка: Что же нам делать?

(Музыка: тропарь Рождества. Выходит 2-й Ангел)

2-й Ангел: Не огорчайтесь! За вашу доброту Господь украсит эту Елочку, и вы сможете подарить ее Младенцу Христу!

(Музыка для Звезд, например, “Вальс цветов”.)

Звездочки, летите!

(Звездочки под музыку украшают Елочку.)

Все: Ах, какая красивая, какая нарядная!

(Водят хоровод и поют “Маленькой елочке…” Потом все, кроме Елочки и Сказочницы, уходят за свечами.)

Сцена 4

Елочка: Но вдруг блеснули, зажигаясь,

На елке бриллианты звезд.

И обернулся, улыбаясь,

Ее сиянию, Христос.

Сказочница: И с этих пор Христовой елкой

Она зовется у людей.

И блещут скромные иголки

В огне Рождественских свечей!

(Выходят дети со свечами и поют песню Рождественских свечей.)

Мы маленькие свечи,

Но можем мы светить,

И свет Господней речи

Другим сердцам явить.

Припев:

Свет, свет, свет,

Светит наш.

Свет, свет, свет,

Светит наш.

И в этот дивный вечер

Бог дарует нам честь:

Гореть, неся по свету

Рождественскую весть.

Припев.

Приложение Б

Народные игры

«Калина»

Дети стоят в кругу и поют песню:

Ой на горі калина,

Під горою малина,

Ой так, на горі калина,

Ой так, під горою малина.

Там зійшлася дітвора,

Танцювати почала,

Ой так, там зійшлася дітвора,

Ой так, танцювати почала.

На слова первого ряда дети трижды хлопают в ладони. На слова «Під горою малина» они приседают, снова хлопают в ладони (перед коленями). На слова «Ой так, на горі калина» топают одной ногой (трижды), а на слова «Ой так, пiд горою малина» поворачиваются налево вокруг себя. На слова «Там зійшлася дітвора» дети делают четыре шага вперед, уменьшая круг; на слова «Танцювати почала» делают четыре шага назад, увеличивая круг. На слова «Ой так, там зійшлася дітвора» топают второй ногой (трижды), а на слова «Ой так, танцювати почала» поворачиваются направо вокруг себя.

«Ой у перепілки…»

Дети стоят в кругу, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль тела. Один ребенок внутри круга – это перепелка.

На слова «Ой у перепілки та голівка болить» все дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх и дотрагиваются пальцами рук к голове сбоку, а на слова «та голівка болить» опускают руки вдоль тела.

На припев:

Тут була, тут перепілочка,

Тут була, сизокрилая

дети беруться за руки и идут по кругу влево, а перепелка – вправо или делает шаг на месте. На последние слова все останавливаются. На слова:

Ой у перепілочки та колінця болять,

Та колінця болять

все дети наклоняются вперед. На слова «колінця» ладонями касаются колен, а на слово «болять» - выпрямляются. На припев «Тут була…» дети берутся за руки и идут по кругу вправо. На слово припева «сизокрилая» останавливаются.

Воспитатель продолжает:

Ой у перепілочки крильця не болять,

Крильця не болять…

Все дети поднимают руки в стороны и на слова «не болять…» опускают их вниз.

На слова «Пташки знялися й полетіли» все дети бегут по кругу.