Нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения детей

Введение

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой, Я.Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие» (6).

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Дошкольный возраст является сензитивным для процесса воображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной.

Сензитивность дошкольного возраста для развития творческого воображения и высокие коррекционные возможности нетрадиционных техник изображения определили выбор темы выпускной квалификационной работы.

Объект исследования – средства развития творческого воображения детей.

Предмет исследования – нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения.

Исходя из этого, мы обозначили цель своей работы: составить систему занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изображения. Данная цель конкретизирована в следующих задачах:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста;

2.изучить нетрадиционные техники, доступные детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

3.сделать подборку и частично апробировать занятия с использованием нетрадиционных техник изображения как одного из средств развития творческого воображения детей. Были использованы следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- анализ педагогического опыта;

- наблюдение за детской изобразительной деятельностью. Исследование проводилось на базе ДОУ № 85 г. Мурманска с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1. Теоретические аспекты проблемы развития детского изобразительного творчества

1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме детского изобразительного творчества

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т. п.

Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей — это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании существовало целое направление в психологии и педагогике, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве. Однако многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития, только проявляет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, являясь конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом основании они отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т.е. полностью отрицали роль взрослого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них — признание совершенства художественной деятельности ребенка. Своеобразным проявлением той же позиции стала дискуссия, развернувшаяся в шестидесятых годах на страницах журнала "Творчество", открывшаяся статьей известного художника Н. Н. Жукова "Нет, это искусство". Художники, увидев потери в детском творчестве, вызванные вмешательством взрослых, выступили против всякого обучения малышей. Случилось то, о чем еще в сороковых годах предупреждала Е. А. Флерина, талантливый педагог, тонко чувствующий детскую изобразительную деятельность. Обучение "засушило" детское творчество. Н. П. Сакулина, признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой — помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша, и в частности творческое. При этом, следуя за Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, Е. А. Флериной и др., она признавала своеобразие детского творчества. В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин "творчество", ограничивая его словом "детское". (7) Н. А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, Н. П. Сакулина рассматривает как непременные составные творчества. (7) В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова "детское". Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы — понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. В последние годы намечается своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах. В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему взрослых — только в плане обеспечения постепенного взросления детей. Ценности мира детства важны и для взрослых. Известный психолог Г. Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие — способ существования личности. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.

1.2 Особенности воображения детей дошкольного возраста с нормой развития и с общим недоразвитием речи

Основой творчества является комбинаторная деятельность воображения. Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста? Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

- детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

- юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

- зрелость– подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

В работах Выготского Л.С. раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Непреходящее значение имеют замечания учёного о том, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка, и поэтому недостаточно контролируется ребёнком. Неприхотливость детской фантазии создаёт ложное впечатление его богатства. Л.С. Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека (4). Поскольку опыт ребёнка мал, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. В то же время он отмечал яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения. Сравнивая детское воображение и воображение взрослых, он подчёркивал, что не только материал для образов у ребёнка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого.

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной науке существует много исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе.

Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития воображения и те виды деятельности, в которых оно развивалось. На основе обобщения большого экспериментального материала, полученного разными специалистами при исследовании детского воображения, выделены следующие этапы его развития:

1 этап (до 3 лет)

Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Первые появления воображения относятся к 2,5-3 годам, когда ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Это первый этап в развитии воображения. Важную роль при этом оказывают многотекстность использования слова и широта содержания контекста. Воображение существует внутри других процессов, в них закладывается его фундамент. Образы нечётки, неадекватны по содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет уподобление. Ребёнок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядного данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как». Воображение носит пассивный, воссоздающий характер, ребёнок идёт от действия к мысли.

2 этап (3 года) Происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идёт детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано с осознанием ребёнком своего «я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом. Развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. Отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас замысел рождается только после действия. Ребёнок не планирует результат. До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

3 этап (4-5 лет)

Ребёнок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребёнок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны. Возникает ступенчатое планирование. У детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления. Воображение остаётся в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло, поразило ребенка. В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

4 этап (6-7 лет) У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит целостное планирование. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение.

Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Таковы закономерности развития воображения детей, не имеющих какие-либо нарушения или отклонения в психическом развитии. (3)

Воображение детей с общим недоразвитием речи формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Тем не менее, имеются и специфические особенности, зависящие от причин и характера нарушения. Речь, являясь важнейшей психической функцией, способствует формированию остальных психических процессов, в том числе и воображения. Недоразвитие речи, скудный словарный запас обедняют воссоздание предложенных картин и особенно тормозят создание новых образов. Но грубые искажения образов воображения при речевых дефектах не характерны.

1.3 Понятие техники в изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить. Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуаши, темперы и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов. Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет». (16)

Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования — достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого.

В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) — щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат — неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, воспитатель подбирает тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных пределах).

Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, важно для развития изобразительного творчества.

2. Методика работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник изображения

творчество изобразительный воображение нетрадиционный

2.1 Выбор нетрадиционных техник изображения для развития творческого воображения детей с общим недоразвитием речи

На основе анализа методической литературы мы отметили, что педагоги рекомендуют в работе по развитию у детей дошкольного возраста творческого воображения использовать следующие виды нетрадиционных техник изображения: монотипия, кляксография и задания по типу кляксографии, рисование цветными нитками. Проведя анализ опыта работы дошкольного образовательного учреждения № 85, мы выяснили, что в работе по обучению детей навыкам изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники изображения, такие как граттаж, печать от руки, рисование по сырой и мятой бумаге, рисование цветной манкой, монотипия, рисование цветными нитками и кляксография. Из большого арсенала видов нетрадиционных техник мы остановили свой выбор на следующих: монотипия, кляксография, рисование нитями. Выбор этих техник не случаен:

- во-первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален;

- во-вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- в–третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Краткая характеристика выбранных нетрадиционных техник изображения:

Одной из простейших графических техник считается монотипия. Благодаря этой технике оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что сообщает ему особую прелесть. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название — монотипия (от греческих слов monos — один, единый и typos — отпечаток). Количество красок в монотипии — любое.

Важно, чтобы рядом всегда был взрослый. Ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка взрослого. Иначе в случае неудачи ребенок надолго потеряет к занятиям всякий интерес. Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру.

Так, на листке бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры (см. Приложение 1). Следующая техника - «кляксография» (по определению О.Белобрыкшиной). Начинать работу рекомендуется с более простых заданий. Воспитатель заранее готовит листы с цветными кляксами. Форма цветных пятен сама по себе должна быть необычной, вызывающей у ребенка ассоциации, желание дополнить образ. Затем можно предложить ребенку самому выполнить работу от начала и до конца. Сделать кляксу более интересной и выразительной можно путем ее раздувания. Предложите ребенку поставить большую яркую кляксу, взять трубочку для коктейля и осторожно подуть на каплю... Она побежит вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. Можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение (см. Приложение 2). «Цветные нитки». Возьмите нитки длиной 25—30 см, окрасьте их в разные цвета, выложите — как захочется — на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу и разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист. Полученное изображение можно дорисовать до целостного образа, а можно соотнести его с каким-либо чувством, настроением (см. Приложение 3).

2.2 Серия занятий по развитию творческого воображения детей

При подборе и организации занятий мы опирались на следующие принципы:

1) свобода выбора ребенком стимульного и изобразительного материала; 2) неограниченность временными рамками;

3) положительное принятие результата работы.

Рисование в технике “монотипия”.

"Волшебные звери".

Программные задачи: познакомить с монотипией, развивать творческое воображение, наблюдательность.

Материал: Монотипия для каждого ребёнка, фломастеры, пуговицы, разноцветные вырезки из журналов, клей ПВА, пластилин, иллюстрации животных из сказок.

Ход занятия:

Перед началом занятия рекомендуется подготовить выставку с использованием иллюстраций, фотографий, репродукций картин о животных. Здесь могут быть выполненные аппликации животных.

Педагог: "У нас в гостях - животные. Одних Карандаш рисовал для сказок. Это сказочные животные. Других животных Карандаш сфотографировал на природе. И выглядят они совсем иначе. В сказках животные умеют разговаривать, наряжаться в красивые одежды, ходить на двух лапах. А в жизни животные не говорят, а издают разные звуки. Какие (каждый из детей имитирует голос какого-либо животного, а другие угадывают). Животных можно нарисовать карандашом, мелками, красками. По таким рисункам их легко узнать. Труднее обстоит дело, когда перед нами волшебный, таинственный зверь. Как может такой зверь называться? Например, Котозверь, или Барсокрыс. Придумайте и своих волшебных зверей. А помогут нам кляксы". Перед началом работы взрослый вместе с ребёнком рассматривает монотипию и определяет, где может быть спрятано изображение зверя, какое оно. Силуэт можно обвести фломастером. Затем по контуру вырезать изображение. Дополнить его отдельными деталями, используя фломастеры, пуговицы, разноцветные вырезки из журналов. Закрепить на клей или пластилин.

В конце занятия можно предложить каждому ребенку рассказать о своем звере, как его зовут, какие у него повадки, что он любит делать…

"Во что превращаются кляксы?"

Программные задачи: Познакомить детей с техникой монотипии, последовательностью ее выполнения, развивать творческое воображение, наблюдательность.

Материал: глянцевая бумага для монотипии, гуашь семи цветов, кисти мягкие, кафельная плитка или оргстекло.

Зрительный ряд: монотипии с изображением разных узоров, силуэтов.

Ход занятия:

Педагог: "Какими разными материалами приходится рисовать Карандашу - карандашами, мелками, фломастерами. И картины получаются непохожими друг на друга. Попробуйте определить, каким материалом выполнены эти работы. (Дети рассматривают и называют технику и материал исполнения картины – гуашевые краски, тушь, бумага, карандаш и т.д.)

Чтобы получить такие замечательные картины, Карандашу пришлось потрудиться не один день. А это кто появился среди картин? Да ведь это Клякса! Что ты здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже умеешь рисовать?

- Я не только умею рисовать, - гордо ответила Клякса, - но и уже нарисовала одну из замечательных картин. Вот она. И клякса показала на изображение, похожее на густую траву или деревья. Как же она это сделала?

- В этом мне помогли добрые Кляксочки. Хотите и вы научиться рисовать кляксами? Посмотрите, как я буду это делать”. На столе разложены гуашь, кисть, вода, кафельная плитка или оргстекло. Воспитатель объясняет детям, что нужно сделать:

1. Нанести кляксы различных цветов на поверхность плитки.

2. Накрыть листом бумаги изображение на плитке и произнести волшебные

слова: “Абра-кадабра, шишел-мышел. Что тут вышло?" 3. Движением руки открыть листок, на котором будет монотипия.

По окончании занятия детские работы рассматриваются, обсуждается, что ребенок увидел в полученном изображении, можно ли найти в нем другие образы.

“Кто спрятался в лесу”.

Программные задачи: учить детей составлению цветной композиции,

продолжать знакомить с монотипией, развивать воображение, связную речь.

Материал: монотипия для каждого ребёнка, вырезанные из черной бумаги силуэты деревьев, фигурки, напоминающие животных, пуговицы, клей ПВА, пластилин, составленная взрослым картина леса из перечисленных материалов.

Ход занятия:

Педагог: “Кляксы превратились в удивительные картины. Представим себе, что мы попали в наши рисунки и оказались в волшебном лесу. Перед нами не просто деревья, а их чудесные превращения. По цвету и форме они скорее похожи на гигантские растения с причудливыми ветвями. (Дети рассказывают о своих работах.) Интересно путешествовать по вашим картинам, но вот что-то мелькнуло среди ветвей. Это обитатели сказочного леса. Кто они? Звери? Птицы? А как они выглядят? А на кого они похожи? Помогите найти тех, кто спрятался в сказочном лесу”. Каждый ребёнок по собственному желанию выбирает одну из монотипий в качестве фона. Из представленного материала нужно отобрать фигурки деревьев, растений, животных и составить из них композицию. Только когда будет составлен окончательный вариант, можно приклеить все детали.

По окончании занятия детям предлагается рассказать о созданном ими лесе: какой он (светлый, дремучий, приветливый…), какие в нем растут деревья, обитают животные.

“Цветы из прошлого”.

Программные задачи: познакомить детей с исчезающими видами растений, занесенными в Красную книгу, развивать воображение и фантазию.

Материал: варианты монотипий, ножницы, клей, кисти жесткие.

Зрительный ряд: открытки с изображениями цветов, цветы, составленные из разрезанной монотипии.

Ход занятия:

Педагог: ‘Как щедро художник-природа одарила цветы красками и формой! Какие они великолепные! Посмотрите на эти иллюстрации. Каждый цветок – произведение искусства. Узнаете цветы? Ландыши, колокольчики, анютины глазки, ромашки, розы… На земле огромное количество цветов. Но, к сожалению, некоторые из них исчезли навсегда. Разные тому причины: холод, мороз губят корни растений, человек вырубает леса, так что цветы там больше не растут. Особенно редкие виды цветов заносят в Красную книгу Природы, чтобы человек бережней и внимательней относился к окружающему миру.

Многие цветы навсегда исчезли, и теперь мы можем только догадываться, какими они были. Представить это нам помогут рисунки-кляксы. Рассмотрите их”.

Дети сами выбирают монотипию, по которой будут составлять цветок. Для этого они должны вырезать отдельные лепестки, веточки и листочки. После того, как будет продумана композиция работы, детали закрепляются клеем.

В конце занятия детские работы можно собрать в одну общую Красную книгу Природы.

“Узоры на камнях”

Программные задачи: продолжать учить работать с монотипией, учить детей замечать красоту линий, различать характерные особенности форм, их многообразие.

Материал: для фона используются монотипии (размер половина альбомного листа), фигурки из белой бумаги различной формы (круг, овал, волнистые линии), клей, кисти жесткие.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением драгоценных камней, ювелирных изделий, бижутерии.

Ход занятия:

Педагог: “Художник-природа сама придумывает картины, подирая узоры

для украшения. Как прекрасен цветок или крыло бабочки! Безупречное сочетание линий, формы и цвета. А какой узор можно увидеть в камне? Приходилось ли вам задумываться над этим? Посмотрите на камни, которые принёс художник. Гранит - пёстрый, состоящий из мелких кружочков, квадратиков. Мрамор - Словно тягучие линии различной формы и цвета составляют его. А это уже полу драгоценный камень – агат. Если присмотреться внимательно, то можно увидеть необычный рисунок.

Дремучий лес, таинственные деревья. Такой камень используют для украшений. Из него делают серьги и кольца. Представьте себя мастерами по камню, которым надо придумать узор”. Дети должны подобрать монотипию для своего камня. Затем из отдельных фигурок белой бумаги составить узор и закрепить его клеем.

В конце занятия можно устроить выставку драгоценных камней: пусть каждый ребенок придумает название своему камню, расскажет о нем (где его добывают, какие у него есть особенности, какой характерен узор, какое украшение из него можно сделать).

Рисование в технике “кляксография”, задания по типу кляксографии.

“Заколдованные фигуры”.

Программные задачи: развивать воображение детей, побуждать устанавливать сходство между разными геометрическими формами, предметами и явлениями окружающей действительности, затем путём дорисовки этих форм получить предметную или сюжетную картинку, упражнять в свободном выборе изобразительных материалов. Материал: цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, листы бумаги с изображением контуров геометрических фигур, нарисованных фломастером.

Ход занятия:

Педагог раскладывает листы бумаги с изображением контуров геометрических фигур на столе и рассказывает историю о том, как злой волшебник заколдовал предметы: например, от чудесного домика, который стоял на опушке красивого леса, остался лишь маленький треугольник, и т. п.

Получив согласие детей “расколдовать” картинки, педагог предлагает каждому выбрать ту, при работе с которой он сможет справиться с “колдовскими чарами” и восстановить те предметы, которые были заколдованы.

Дети по-разному реагируют на геометрические формы. Воображение одних детей будит круг (ассоциируется с часами, мячом, капустой, тарелкой). Для других ближе треугольник (крыша дома, собачья будка, шапочка и т.д.). Третьих привлекает овал (яйцо, камень, картофель). Поэтому необходимо предоставить детям возможность свободного выбора формы. В конце занятия, когда все картинки будут расколдованы, можно устроить презентацию добрых волшебников. Каждый ребенок рассказывает о чудесах, которые он совершил (расколдовал дом, лес и т. п.).

“Расколдуем фигуры”.

Программные задачи: развивать воображение детей, побуждать их устанавливать сходство между разными геометрическими формами и предметами и путем дорисовки получать цельное изображение.

Материал: листы бумаги с наклеенными на них геометрическими формами из цветной бумаги, гуашь, палитры, значки из картона на каждого ребенка.

Ход занятия:

На столе раскладываются все листы с наклеенными на них геометрическими формами. Затем педагог рассказывает о том, “что злой волшебник пошел на новую хитрость и заколдовал различные предметы в цветные геометрические формы”. Теперь стало гораздо труднее что-либо распознать в них. Но он надеется, что и сейчас дети не растеряются и «расколдуют» предметы, дорисовав их. Благодаря этому по их картинкам всем сразу станет понятно, какие предметы были «заколдованы». Затем педагог предоставляет возможность каждому ребенку на основе возникших у него ассоциаций выбрать листок с теми или иными геометрическими формами и дорисовать их до получения предметной или сюжетной картинки. В конце занятия каждый ребенок награждается значком «Волшебник II степени».

“Волшебные картинки“.

Программные задачи: продолжать формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений окружающей действительности, побуждать устанавливать сходство между кусочками ткани абстрактной формы и предметами, получая путем дорисовывания целостное изображение, стремиться к передаче цветовых оттенков.

Материал: цветные карандаши, листы бумаги с наклеенными кусочками ткани абстрактной формы.

Ход занятия:

Педагог напоминает о прошлых успехах детей в расколдовывании картинок и предлагает юным волшебникам выполнить новое, очень трудное задание – рассмотреть все листы с кусочками ткани, выбрать тот, в котором каждый узнает какой-либо предмет и расколдовать его, дорисовав полностью.

После того, как все выполнят задание, педагог обращает внимание на цветовое решение картинки в зависимости от освещения. Если ребенок изобразил солнышко, то цвет всех переданных предметов должен стать ярче, выразительнее, т.е. надо к основному тону добавить светлый оттенок. При этом не следует перерисовывать картину, а просто к одному, например, зеленому цвету травы добавить светлый оттенок того же цвета. Если на картине изображен пасмурный день, то к основному цвету мы добавляем темный оттенок. По окончании работы педагог предлагает детям украсить свои работы красивыми рамками. Для этого рисунки наклеиваются на лист бумаги большего формата или к основному листу приклеиваются полоски бумаги.

В конце занятия, когда все картинки будут расколдованы, можно устроить презентацию добрых волшебников. Каждый ребенок рассказывает о чудесах, которые он совершил (расколдовал дом, лес и т.п.).

“Сегодня мы - волшебники”.

Программные задачи: познакомить с кляксографией, развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне.

Материал: бумага, тушь, акварель, беличьи кисти, фломастеры.

Ход занятия:

Педагог: “Сегодня мы поиграем в волшебников – добрых, умных и веселых. Представьте, что все вокруг нас необыкновенное. Вот окошко, оно тоже волшебное. А за окном проплывают волшебные облака. Они, наверное, плывут из одной сказки в другую. Проплывают облака, похожие на корабли и воздушные шары, на драконов и динозавров, на русалок и рыб, на слонов и бегемотов. Пока мы – волшебники, давайте сделаем кусочек волшебного окошка.

Лист бумаги смачивается с помощью кисти или ватного тампона. Нужно дать бумаге чуть-чуть подсохнуть, иначе краска сильно растечется. Затем с помощью кисточки нужно капнуть краской на бумагу. Капли растекаются в одно яркое “колючее” пятно. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает пятно и беседует с ними о том, что получилось.

- Кто спрятался в кляксе, которая у меня получилась?

В кляксе можно найти нос, дать выглянуть глазкам-бусинкам, короткие лапки можно дорисовать фломастером. В результате получился ежик. В пятне можно поискать и хитрую лису, и зайца, и любопытную ворону. На сырой лист можно капнуть и немного черной туши. Теперь стоит только приглядеться к пушистому черному клубочку, на которое стало похоже ”разлохматившееся” пятно туши, пририсовать ему остренькие ушки, усики, хвостик – вот и спит черный котенок. Можно колдовать и на сухом листе бумаги: накапать несколько цветных пятнышек акварельными красками, сложить лист пополам, а затем разложить его. Получившееся пятно будет напоминать крылья бабочки или жука. Нужно только дорисовать к ним глазки, усики или ножки. Можно попробовать осторожно капнуть на бумагу тушь или жидкую краску и покатать каплю по листу. Пятно тут же “вытянет” рожки или ножки.

- Вот ручеек краски убежал в угол листа, словно жираф вытянул шею. А вот вытянулся во весь рост длинноногий страус…

Давайте посмотрим через наши волшебные окошки: кого или что вы видите? Из какой сказки могли прийти к нам эти герои?”

“Животные, которых я сам придумал”. Программные задачи: учить самостоятельно выбирать способ изображения, художественную технику выполнения рисунка, развивать творческое воображение при выборе содержания работы.

Материал: черная или цветная тушь в мисочке, белый лист (20х20 см), простой карандаш, гуашь, кисть, восковые мелки или фломастеры, эскизы с изображениями реальных животных разными техниками для стимуляции способности к комбинированию способов рисования.

Ход занятия:

Педагог рассказывает сказку об ожившей кляксе, сопровождая повествование своими рисунками: “Однажды неаккуратная девочка Катя поставила в своей тетрадке кляксу, вот такую (рисует). Расстроилась Катя, уже хотела заплакать, вдруг видит – чудеса да и только – у кляксы глаза появились (рисует). Заморгала клякса и говорит девочке: “Не удивляйся, все мы, кляксы, живые. На самом деле я сказочное существо, животное”. У кляксы появились лапки, хвост (рисует). “Мы живем в волшебной стране, а еще там живут ладошки” – сказала клякса.

- Ладошки? – удивилась Катя.

- Да. Обведи свою ладошку, и она оживет! (показывает). А теперь дорисуем ей ножки (рисует). Видишь, как нас много, необычных животных!- Ой, как здорово! Я так хочу попасть в вашу страну, только как это сделать?- спросила Катя.

- А ты нарисуй нас, и мы всегда будем с тобой! – ответила Кате клякса и пропала”.

Дети рассматривают педагогические эскизы животных, вместе с педагогом обсуждают, каким из предложенных способов каких животных лучше рисовать. Воспитатель объясняет, что выбранным способом надо создать животное, не похожее на представленных на эскизах. На время выполнения рисунка педагогические эскизы убираются. Комбинирование образов знакомых животных приводит к фантазийным образам. Среди них выбирается самое необычное, самое добродушное, самое веселое существо и т.д. У детей выясняется, какая техника помогла им фантазировать на бумаге.

Рисование в технике “цветные нитки”.

“Морозные узоры”.

Программные задачи: познакомить детей с ассоциативной связью цвета и времени года, познакомить с техникой “рисование нитками”.

Материал: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, Бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.

Ход занятия: Педагог: “Каждое время года по-своему прекрасно. Весна – это пробуждение природы, время появления молодых листочков и пения птиц. Лето – это яркие краски и солнечное тепло. Осень – богатство оттенков от огненно-красного до золотисто-желтого. А чем может порадовать нас зима, как вы думаете? Одна из прекрасных тайн зимы – это волшебные узоры на окнах. Фантазия мороза безгранична, и вот, он рисует на стеклах неведомые леса, им самим придуманных животных, загадочные растения… Рисунки мороза никогда не повторяются. Сегодня мы тоже попробуем составить зимний узор. А чтобы он получился таким же необычным и неповторимым, мы будем создавать свой узор с помощью ниточек. У каждого времени года есть свой характерный цвет. Посмотрите на палитру и скажите, какие цвета помогут нам показать, что это зимние узоры? Представьте себе, что вы сейчас в зимнем лесу. Холод. Озноб. Какие цвета подошли бы для этого случая? (синий, голубой, фиолетовый). Перед работой сложим лист бумаги пополам. Выберите, каким зимним цветом вы будете составлять узор. Чтобы рисунок получился более загадочным, можно окрасить нитку в несколько цветов. Теперь кладем нитку на одну половину чистого листа так, чтобы один конец оставался свободным. Как вы захотите выложить нитку, пусть вам подскажет фантазия. Прикроем сверху другой половиной листа. Аккуратно прижимая лист ладонью, вынимаем нитку. Интересно, что за рисунок на стекле у нас получился? Давайте подумаем ”.

Дети дают название узорам, называют увиденные образы. “Посмотрите, а ведь у нас получилось ни чуть не хуже, чем у самой зимы! В наших узорах есть и дремучие леса, и светлые заснеженные полянки, а вот и загадочный зимний цветок… ”

“Цветные сны”

Программные задачи: продолжать учить работать в технике “рисование нитками”, развивать воображение детей.

Материал: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.

Ход занятия:

Педагог: “Все мы видим сны. Конечно, они у всех разные, но всегда необычные и волшебные. Яркий, красочный сон создаст хорошее настроение на весь день. Ну, а если сон приснился страшный, наутро о нем останется лишь воспоминание. Иногда нам снится целый фильм или мультфильм. Такой сон мы можем легко изобразить на бумаге. Но иногда приснятся лишь цветные узоры, вспышки, что-то волшебное, радостное. Хочется оставить воспоминание об этом сне, но только как? В этом нам помогут волшебные ниточки. Посмотрите на палитру и подумайте, какие цвета помогут нам изобразить теплый, солнечный, а какие – снежный, зимний сон. Перед работой сложим лист бумаги пополам. Выберите, каким цветом вы будете составлять узор. Чтобы рисунок получился более загадочным, можно окрасить нитку в несколько цветов. Теперь кладем нитку на одну половину чистого листа так, чтобы один конец оставался свободным. Как вы захотите выложить нитку, пусть вам подскажет фантазия. Прикроем сверху другой половиной листа. Аккуратно прижимая лист ладонью, вынимаем нитку. Попробуем разгадать, что же нам приснилось”.

Дети называют увиденные в полученном изображении образы или говорят, с каким настроением ассоциируется рисунок. Дают название своей работе.

“Теперь мы знаем, как можно сохранить понравившийся сон и хорошее настроение”.

“О чем рассказала ниточка”

Программные задачи: продолжать учить работать в технике “рисование нитками”, развивать творческое воображение.

Материал: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, Бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.

Ход занятия:

Педагог: “Сегодня к нам в гости пришла волшебная ниточка. Она очень рада всех вас видеть и хочет поделиться историей, которая с ней произошла, но так волнуется, что ничего не может сказать. Ниточка, но ведь нам очень интересно послушать про твои приключения! Что же делать, ребята? (Педагог выслушивает предложения детей) Ниточка не может рассказать нам свою историю словами, но ведь она может нарисовать ее. Главное, ей не мешать. Подготовим для ее рисунка лист бумаги, сложим его пополам. Теперь подумайте, каким цветом будет у вас рисовать ниточка. А может, в ее рассказе будет несколько цветов. Теперь кладем нитку на одну половину чистого листа так, чтобы один конец оставался свободным. Как вы выложите нитку, пусть вам она сама подскажет. Прикроем сверху другой половиной листа, чтобы не отвлекать нашу гостью. Аккуратно прижимая лист ладонью, вынимаем нитку… О чем тебе рассказала ниточка?”

По окончании занятия дети по цепочке составляют рассказ о приключениях ниточки, опираясь на увиденные в своей работе образы.

“Загадочный лес”

Программные задачи: продолжать учить работать в технике “рисование нитками”, развивать воображение детей.

Материал: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток, фломастеры.

Ход занятия:

Педагог: “Сегодня ниточка поможет нам создать свой необычный лес. Представьте себе, какой лес вы хотите нарисовать. Это может быть и ясная солнечная полянка, и дремучий темный лес, в котором никогда не бывал человек. А может, вы захотите показать в своем рисунке картину зимнего леса… Подумайте, какие цвета помогут вам изобразить такой лес. Почему именно такие цвета вы выбрали для своего рисунка? (для солнечной, яркой картины лучше взять теплые цвета, для изображения зимнего или дремучего леса – холодные). Чтобы нарисовать густой лес, можно выложить на листе ниточку несколько раз.

Лес не может быть без жителей. Давайте подумаем, каких животных мы можем в нем поселить. Это могут быть и хорошо знакомые нам звери наших лесов, и гости из дальних стран, и волшебные жители сказок. С помощью фломастеров поселите этих животных в своем лесу.

Составь рассказ о том лесе, который у тебя получился: какой это лес, какие в нем можно увидеть растения, каких можно встретить животных. Почему ты захотел нарисовать именно такой лес, чем он тебе нравится…”

2.3 Анализ апробации занятий по развитию творческого воображения

Из рассмотренной выше системы занятий некоторые были апробированы в период преддипломной практики.

Рисование в технике “кляксография”. Для работы детям был предоставлен готовый стимульный материал, так как дети негативно отнеслись к предложению самим нарисовать кляксы. Дети сами выбирали стимульный материал из предложенного (заготовки абстрактной формы из пластилина, кусочков ткани, нарисованные краской). Из предложенного изобразительного материала для выполнения задания все дети выбрали фломастеры, мотивируя свой выбор тем, что они более яркие, чем карандаши, и ими легче рисовать, чем красками.

Большинство работ не отличаются оригинальностью, к образу дети добавляли лишь наиболее существенные детали, но в тоже время большое внимание уделяли созданию сюжета рисунка. С заданием самостоятельно справились все дети, не только дорисовав пятно до определенного образа, но и, добавляя новые образы, представив в рисунках развернутую предметную среду.

Рисование в технике “монотипия”. Дети сами справились с техникой выполнения монотипии. Лопанова Даша выполняла работу ею же предложенным способом – сочетая ее с техникой “кляксография”: разбрызгивая цветные пятна краски по обеим половинкам листа и затем складывая их. Вторая часть работы вызвала больше затруднений: дети могли дать название своим рисункам, сказать, какой образ они в нем видят, но дорисовывать либо отказывались, либо приступали к работе только после обсуждения с педагогом того, что они хотят изобразить.

“Рисование цветными нитками”. Данная техника рисования вызвала у детей положительные эмоции, желание работать в этой технике. Дать название своей работе и дорисовать до целостного образа смог лишь один ребенок. Несмотря на это, данная техника полезна в работе с детьми как психотерапевтическое средство.

Таким образом, все предложенные нетрадиционные техники вызвали интерес у детей, положительное отношение к ним, однако приступали к выполнению задания только после беседы с воспитателем, на первых занятиях чувствовали себя неуверенно, образы создавались однотипные. На последующих занятиях дети быстрее включались в деятельность, проявляли больше самостоятельности, при рассматривании заданных форм предлагали варианты образов. Это свидетельствует о том, что данную работу необходимо проводить в системе.

Заключение

В результате проведенного исследования нами было выявлено, что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка с ограниченными возможностями заключается в том, что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения. В работе были решены поставленные задачи:

1) была подобрана и изучена психолого-педагогическая литература по изучаемой проблеме – нетрадиционным техникам посвящено много литературных источников, в которых обоснуется необходимость использования их в работе с детьми как с нормой развития, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии, дается описание техник, доступных детям дошкольного возраста.

2) Изучены наиболее распространенные нетрадиционные техники – несмотря на большое их значение в развитии ребенка, в практике детских садов нетрадиционные техники используются крайне редко. Наиболее часто можно увидеть применение монотипии и кляксографии в работе с детьми.

3) Сделана подборка и частичная апробация занятий с использованием нетрадиционных техник изображения как одного из средств развития творческого воображения детей.

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из его свойств – видение целого раньше частей. В данном случае фигуры (формы), полученные в результате «хэппенинговой» нетрадиционной техники, обостряют у ребенка чувствительность к недостаткам, отсутствующим элементам, дают возможность для неоднозначного выполнения задания, что проявляется в создании разнообразных рисунков у детей.

Мы считаем не только возможным, но и необходимым использование подобных заданий педагогами и родителями, так как задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, но и с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Так же вышеописанные полезны и для взрослых людей, так как они не только активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое воздействие.

Список используемых источников

1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996 - №8

2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5

3. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997

5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000

6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997

7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000

8.Громов Е. С. Природа художественного творчества. – М., 1986

9. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание - 1995 - №2.

10. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

11. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999 - № 1

12. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2

13. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - №4

14. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание – 1991 - №12

15. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990

16. Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям //

37 Дошкольное воспитание – 1991 - № 2

17. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1987

18. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996

19. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание - 1995 - №9-10

20. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2004

21. Мелик-Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1995

22. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии – 1990 - №1

23.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004

24. Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002 - №3-7

25. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование – 2000 - №3-4

26. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание - 1993 - №10

27. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972

28. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - № 11

29. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч - 1993 - №2