Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Особую остроту и значимость приобретает изучение закономерностей становления толерантного сознания у детей в возрасте 6-7 лет, поскольку в данном периоде закладываются основы отношений в обществе.

В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства» 4, с.6

Начинать формирование качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности.

Исходя из вышесказанного, тема курсовой работы «формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников» является актуальной.

Объект исследования – социализация младших школьников.

Предмет – толерантность как условие успешной социализации младших школьников.

Цель научно-исследовательской работы – изучить теоретический аспект и методические основы формирования толерантности как условия успешной социализации младших школьников.

Задачи:

    Изучить сущность социализации личности.

    Дать характеристику термину толерантность.

    Выявить специфику проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте.

    Проанализировать деятельность социального педагога по формированию толерантности у детей.

Методы исследования: изучение и анализ социологической, психолого-педагогической, социально-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме.

Курсовая работа (общим объемом 46 страниц) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (включающего 18 работ) и приложения.

1. Теоретический аспект толерантности как условиЯ успешной социализации МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность социализации личности

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Социализация (от лат. общественный) – процесс становления личности в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Социализация рассматривается и как процесс, и как результат. 5, с.8

Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Социализация продолжается на протяжении всей жизни человека во взаимодействиях его с различными факторами: условиями, ситуациями, субъектами.8, с.85

В гуманитарные науки термин социализация пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было обобществление земли, средств производства и т.п. Автором термина социализация, применительно к человеку, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному, – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Социализация человека о взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов. Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. А.В. Мудрик, обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, выделил несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. К психологическим и социально психологическим можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте.

Экзистенциальный режим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу.

Идентификация – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым людям.

Традиционный механизм – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. 5, с.11

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность человека, осуществляется экстериоризация и объективизация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

Личность формируется и развивается под воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитее субъектности происходят под влияние социальных обстоятельств. Процесс социализации личности – основной, ведущий и определяющий в появлении, формировании и развитии личности.

Именно в процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

В процессе социализации человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловых образований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой информации, самообразовании. 5, с.10

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. А.В. Мудрик выделил четыре группы факторов Первая группа – мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Планета и мир органично взаимосвязаны и взаимозависимы. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет. В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты. Это влияние стало наиболее очевидным в двадцатом столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические. Все эти и другие проблемы, и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений. Развитие средств массовой коммуникации (СМК) привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяет человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности. Естественно, что следствием этого явились изменения в восприятии жизни. Планы, мечты детей, подростков, юношей в модернизированных обществах стали формироваться, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.

Вторая группа – макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех народов живущих в определенных странах. Страна – это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Как полагал Мишель Монтень, люди в зависимости от климата того места, где они живут, более или менее воинственны, более или менее умеренны, склонны к послушанию или непослушанию, к наукам или искусствам. Географические условия и климат страны влияют на рождаемость и плотность населения. Геоклиматические условия влияют на состояние здоровья жителей страны, распространение ряда болезней, на становление этнических особенностей ее жителей.

Этнос исторически сложившиеся, устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальным самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется тем, что принято называть менталитетом. Менталитет – это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущие этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.

Общество – совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.

Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом.

Третья группа – мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум 5, с.10.

Также социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (то колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. 5, с.10

Анализируя работы, А. Ю. Мягковой сделаем вывод. Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями. Именно направленность, уровень отношений основной массы людей к различным идеологическим теориям, моральным религиозным взглядам, культурным явлениям, к людям разных национальностей в значительной степени определяют общественную стабильность, являются непременным условием социального и морального прогресса.10 с.50.

Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации. Остановимся на рассмотрении толерантности как условия успешной социализации человека.

      Характеристика толерантности

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации.

Социализация (от лат. общественный) – процесс становления личности в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Социализация рассматривается и как процесс, и как результат.

Изучением толерантности занимаются многие исследователи такие, как Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова, Федоренко Л.Г. и многие другие.

В переводе с латинского толерантность (tolerantia) означает терпение. Если заглянуть в словарь С.И. Ожегова, то найдем три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется с одной стороны, как способность терпеть, с другой – как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть – 1) безропотно и стойко переносить что-нибудь, 2) мириться с наличием чего-либо, 3) испытывать что-то неприятное, тяжелое, 4) откладывать какие-либо дела. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению. Именно терпение считается одним из значимых качеств педагога. В педагогической работе, как ни в какой другой необходимо много терпения.

Первое значение толерантности связанно с терпением, терпимостью, но это лишь одна грань трактовки этого многозначного понятия.

Второе значение включает аспект адаптации человека к чему-либо, кому-либо. Под адаптацией подразумевается отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Адаптация – постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Адаптация обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированности волевых, интеллектуальных и моральных качеств саморегуляции. Можно заключить, что толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека 1, с.6.

Толерантность понятие широкое, она понимается, как целенаправленность личности, способствующая конструктивному взаимодействию представителей разных социальных групп. Наиболее точна, на наш взгляд, в современной отечественной педагогике трактовка феномена толерантности, данная Б.В. Вульфовым. Она определяется им как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни» 3, с.12.

Анализируя различные источники, можно сказать, что существует несколько видов толерантности: этническая, коммуникативная, гендерная, политическая и др.

Этническая толерантность понимается как отсутствие негативного отношения и наличие позитивного образа иной этнической культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной

Политическая толерантность – непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами.

Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию 1, с. 39.

Гендерная толерантность – как психолого-педагогическая готовность к пониманию, принятию и признанию различных типов гендерной идентичности, многообразных проявлений гендерного поведения, гендерное равноправие в социуме, на основе активной, нравственной позиции личности. «Гендер» - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения «мужчина» и «женщина» 8, с.17.

Анализируя работы Безюлевой Г.В., можно сказать, что коммуникативная толерантность как черта человека собирательна: в ней находят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания, что является наиболее значимым в педагогической деятельности и способствует формированию толерантных отношений.

Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснения проявлений ее противоположности – интолерантости. Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремиться подавлять все, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей. Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека. 1, с.77

Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Ведь все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. При этом под процессом воспитания толерантности педагогом подразумевается целенаправленная организация позитивного (преодоление негативного) опыта толерантности, то есть создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного.

Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость. 11, с.3

На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

В интересах международного согласия важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократии невозможны без мира.

Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека.

Проявления терпимости включает в себя такие качества личности, как:

      равноправие;

      взаимоуважение;

      доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом;

      равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

      сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

      возможность следовать своим традициям;

      свобода вероисповедания;

      сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

      позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений между полами.

Проявления нетерпимости включают:

    оскорбления, насмешки;

    игнорирование;

    негативные стереотипы, предубеждения ( составление мнения о человеке на основе отрицательных характеристик);

    этноцентризм (оценка жизненных явлений через ценности и традиции своей группы как лучшей, эталонной по сравнению с другими);

    поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других);

    преследование, запугивание, угрозы;

    дискриминация, расизм;

    национализм;

    эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения);

    изгнание, репрессии, фашизм, геноцид 1, с.77.

Таким образом, толерантность проявляет себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношения к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

1.3 Специфика проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте

Национальный состав учащихся современных школ достаточно разнообразен. Казахи, армяне, татары, евреи, немцы, азербайджанцы и т.д. все они учатся в одном классе. У всех у них разная религия, обычаи, стиль в одежде в связи с традициями, что порой вызывает насмешку. В связи с возрастными особенностями дети младшего школьного возраста проявляют нетерпимость по отношению к таким детям, так у них заложены лишь такие понятия, как «хороший» или «плохой», среднего показателя в данном возрасте не существует. Поэтому задача социального педагога на ранней стадии показать детям разнообразие мира, чтобы они стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.

Важность проблемы очевидна, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.

Е.С. Рапацевич дает следующую характеристику младшего школьного возраста. Младший школьный возраст 6(7)-10-летних детей, обучающихся в I-III классах современной отечественной начальной школы 7, с.319.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы в целом. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развитии психики детей на данном возрастном этапе. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением и т.д. 7, с.319. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большое значения для ребенка начинают приобретать сверстники. Учитель выступает для младшего школьника образцом действий, суждений и оценок. Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших школьников занимают игры, особенно игры с правилами. По мнению Е.С. Рапацевича участие в играх с правилами способствуют формированию у детей произвольности поведения и положительно влияют на физическое и нравственное развитие 7, с.319.

В теории социализации на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врожденные формы поведения, инстинкты к условиям существования в обществе, на другом – ученые, которые видят в личности пассивный продукт социальных влияний.

Ребенок в процессе социализации не является пассивным звеном. Он входит в систему общественных отношений и сам воспроизводит их по мере взросления. Он внушаем, он стремится подражать, на него влияют авторитетные и популярные личности. При этом доминирующее влияние на него оказывают взрослые. Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает существенное влияние на особенности и развития его общения со сверстниками.

С точки зрения психологии 1, с.32], изучая поведение человека, анализируя его поступки, можно выяснить их мотивы, которые позволяют судить о том, насколько закономерен или случаен для человека данный поступок, прогнозировать возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности. На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора на отношения к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.

Установка – готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним. 2, с.37.

Повторение установочных ситуаций через контакты в семье, социальной группе, школе создает условия для постепенного складывания фиксированных установок, которые неприметно для человека и определяют его жизненную позицию в целом ряде случаев, и служат ориентиром в ситуациях взаимодействия.

В детстве очень многие установки развиваются в соответствии с родительской моделью, окончательную форму они приобретают к концу юношеского возраста, а «выкристаллизовываются» к 25-30 годам, после чего меняются с большим трудом. Поговорка «старого учить – что мертвого лечить» имеет определенный психологический смысл.

Установки, которых мы придерживаемся по отношению к различным фактам общественной жизни, событиям, людям, определяют наши положительные и отрицательные эмоции, наши реакции и поведение. Они могут носить позитивный характер или негативный характер предубеждения и предвзятости.

Человек постоянно находится в ситуациях непрекращающегося общения и подвергается влиянию педагогов, друзей, семьи, коллег по работе, средств массовой информации, пытающихся осознанно или бессознательно сформировать или изменить его установки, а он в свою очередь оказывает влияние на других или изменяет собственное восприятие фактов с тем, чтобы сохранить соответствие между ними и своим поведением. Человек стремится сохранить гармоничное равновесие в самом себе и в отношениях с другими людьми, избегая таких фактов, которые привели бы к нарушению и конфликтам между поведением и внутренними мотивами. Можно предположить, что установки определяют степень человеческой толерантности, подразумевающей осознание своих интересов и интересов оппонента, понимание необходимости выработки и реализации процедур согласия, причем речь не идет об отказе от собственных взглядов и убеждений. Толерантность является одновременно и целью межличностного общения, и средством преобразования ситуации 8, с.14.

По мнению психологов Е. Смирновой и В. Холмогорова, главным методом социально-эмоционального воспитания детей является усвоение моральных норм и правил поведения. Считается, что на материале сказок, рассказов или драматизаций взрослые должны учить детей оценивать поступки, «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что тем самым ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако практика показывает: все не так просто. Да, большинство детей уже в три-четыре года отличают «хорошие» поступки от «плохих», прекрасно знают: с товарищами нужно делиться, надо уступать и помогать слабым. Однако в реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определенных правил поведения.

Таким образом, основа гуманного отношения к людям, способность к сопереживанию, к сочувствию проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому считается, что у детей нужно сформировать не только представление о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЕЧКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Характеристика социального приюта для детей и подростков

Социальный приют для детей и подростков – стационарное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства. Обеспечивает квалифицированную социальную реабилитацию несовершеннолетних.

В своей курсовой работе мы подробнее рассмотрим ГУСОСПД и П «Доверие».Государственное учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Доверие» открыт в соответствии с распоряжением Губернатора Саратовской области №27-ПР от 9 февраля 2001 года.

Основные задачи учреждения:

Обеспечение социальной реабилитации детей, подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

Перевозка несовершеннолетних, самовольно покинувших семьи, госучреждения, к месту постоянного проживания;

Социально обслуживания семей, оказавшихся в социально опасном положении, проживающих на территории Саратовского района.

Специалисты приюта осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законом ФЗ – 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», другими федеральными и областными законодательными актами.

Приют рассчитан на 55 мест (приемное отделение – 16, отделение реализации программ – 23, семейные воспитательные группы – 6, р.п. Красный октябрь – отделение временного пребывания – 10).

В приюте созданы условия, приближенные к домашним: уютные спальни, игровые комнаты, столовая, кабинет для индивидуальных занятий, комната психологической разгрузки, актовый зал, кабинет трудотерапии.

Учреждение оснащено необходимым корекционно-реабилитационным оборудованием; работаю, кружки по интересам (музыкальный, спортивный, по изготовлению мягкой игрушки, агитбригада, театр моды), где воспитанники осваивают трудовые навыки, развивают творческие и интеллектуальные способности.

Воспитанникам обеспечивается: временное проживание, правовая, психолого-педагогическая, социально-медицинская помощь, способствующая их социальной адаптации. Ежегодно курс реабилитации в условиях стационарных отделений приюта проходят более 170 социально-дезадаптированных детей и подростков.

В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние от 3 до 18 лет:

    оставшиеся без попечения родителей;

    проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

    заблудившиеся или подкинутые;

    не имеющие места жительства;

    самовольно оставившие семью, ушедшие из общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

В приюте функционируют следующие отделения:

1. приемное отделение, которое предназначено для первичного медицинского обследования детей и подростков, наблюдения за периодом адаптации в новой среде. Данное отделение рассчитано на 16 мест.

2. отделение реализации программ социальной реабилитации – здесь работа направлена на оказание индивидуальной психологической, педагогической, социальной и медицинской помощи детям, а также на восстановление утраченных контактов с семьей. Отделение рассчитано на 23 места.

3. Отделение социальной диагностики и реализации программ осуществляет социальный патронаж семей, находящихся в социально опасном положении. Основные категории семей, состоящих в патронаже, это – неполные и многодетные семьи, в которых один родитель или оба злоупотребляют спиртными напитками, не работают, ведут асоциальный образ жизни.

4. Отделение социально-правовой помощи совместно с органами опеки и попечительства осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, их дальнейшее жизнеустройство, помогают получить паспорт, гражданство, оформить пенсии и социальные пособия.

5. Отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи или государственных учреждений, к месту постоянного проживания, является единственным в области. В отделение перевозки несовершеннолетних поступают дети с территории саратовской области, регионов Российской Федерации, из стран СНГ.

В приюте действует служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия», специалисты которого оказывают консультативную помощь подросткам и родителям в период психологического дискомфорта и стрессовых ситуация.

Информационно-диспетчерская служба создана для решения следующих задач: - сбор информации о наличии свободных мест в учреждениях социального обслуживания области;

    решение вопросов организации перевозки несовершеннолетних;

    прием и регистрация сведений по обращениям государственных учреждений и ответственных лиц по вопросам жизнеустройства детей, случаям семейного насилия, неблагополучия, фактам попрошайничества и безнадзорности несовершеннолетних.

За период работы в информационно-деспетчерскую службу поступило 753 обращения, из них 19% процентов случаев связанно с различными видами насилия. По каждому обращению разрабатывалась программа, включающая уведомление органов системы профилактики о сложившиеся ситуации, оказание консультативной помощи обратившимся, отслеживание результатов по разрешению данной проблемы.

Для оказания максимальной психологической помощи населению в приюте работает субботний консультативный кабинет, куда может обратиться любой желающий по проблемам детско-родительских отношений, а также личностным проблемам.

Медицинской службой приюта проводится комплексная медицинская диагностика каждого поступившего ребенка. Разрабатывается программа реабилитации, которая включает лечение по назначению врачей-специалистов, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий. На базе учреждения работает физиотерапевтический кабинет. Лечение в кабинете ФТО прошли 236 детей, осуществлено 1696 процедур, что способствовало более эффективному оздоровлению воспитанников.

За 2009 год в приют поступило – 173 несовершеннолетних, (за этот же период 2008 года – 128 детей), что на 27% больше.

Из них по актам ПДН поступило более 50% от общего числа поступивших в приют. Для организации перевозки поступило 22 самовольно ушедших ребенка, 28,2% от общего числа (т.е. увеличилось на 3,5% по сравнению с 2008 годом). Большая часть детей, доставляемых по актам ОВД, изначально провоцирует конфликтные ситуации, выражая нежелание жить под контролем в государственном учреждении.

В течении 2009 года в 2 раза увеличилось количество детей, поступивших в приют в связи со снятием опеки (так как дети совершали самовольные уходы из дома, занимались бродяжничеством). В 2009 году среди поступивших на 15% увеличилось количество детей старшего возраста (более 14 лет), на 58% увеличилось количество поступивших детей-правонарушителей.

Среди поступивших в приют детей 62% несовершеннолетних детей состояли на учете у психиатра и нарколога, 94% детей совершали самовольные уходы из дома, пропускали занятия в школе, пропускали занятия в школе без уважительных причин; 57% детей стояли на учете в ПДН.

Сотрудниками Приюта практически ежедневно проводятся розыскные действия по поиску детей. Данные действия оформляются актами о проведении розыскных мероприятий и подшиваются в отдельную папку. Всего сотрудниками Приюта с сотрудниками ОУР, ПДН, Увд по Ленинскому и Саратовскому районам выезжают в совместные рейды по поиску несовершеннолетних.

С целью профилактики самовольных уходов воспитанников из приюта педагогами-психологами учреждения разработана и апробируется коррекционная программа «Моё счастливое завтра». В рамках этой программы с несовершеннолетними проводятся индивидуальные психологические занятия с целью стабилизации психо-эмоционального состояния; групповые тренинговые занятия «Из многих жизненных путей я выбираю свой». Кроме того психологами с подростками проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, формированию навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми, сеансы релаксации для снижения уровня конфликтности и агрессивности. Воспитателями приюта разрабатывается программа «Азбука права», направленная на профилактику правонарушений и самовольных уходов несовершеннолетних. Совместно со специалистами Центра занятости организуются профориентационные мероприятия с целью формирования положительно ориентированных жизненных планов. В приюте заседания семейного реадаптационного клуба «Родник счастья», куда приглашаются родители воспитанников, проводятся беседы, лекции, направленные на воспитание родителей, укреплению внутри семейных отношений, решение конфликтных ситуаций в семье. К участию в данных мероприятиях привлекаются такие специалисты, как инспектор ПДН, врач-нарколог; для проведения духовно-нравственного воспитания в Приют приглашается отец Александр из Храма Серафима Саровского. С февраля 2009 года проводятся занятия по программе «Жизнь по церковному календарю», проводимые директором воскресной школы Шиловой М.А. С целью организации досуга несовершеннолетних посещаются культурно-массовые учреждения города: цирк, музеи, театры, кинотеатры. Кроме этого в приюте функционируют 16 кружков («Волшебный мир кожи», «Выжигание по дереву»,кружок аэробики, кукольный театр, и др.). Проведено более 200 занятий. Воспитанники приюта посещают спортивные секции ФОК «Салют» и МОУ СОШ №100. К работе с детьми также привлекаются волонтеры из числа студентов Саратовского Государственного политехнического университета, аграрного университета, колледжа имени Гагарина, которые проводят занятия по утвержденному плану.

Юрисконсультом учреждения в план работы «Малой Академии Права» внесены дополнительные занятия по профилактике совершения правонарушений и самовольных уходов. Для подростков организовываются просмотры кинофильмов по уголовному законодательству, игры, викторины и др. Также в учреждении создан «Совет профилактики», на котором рассматриваются вопросы поведения трудных подростков с целью предупреждения самовольных уходов и проступков.

За 2009 год в Приюте при взаимодействии с центром занятости населения Ленинского района трудоустроено 10 подростков, склонных к самовольным уходам.

За весь период работы в приют поступило 1030 несовершеннолетних. Большинство детей поступают по актам инспекторов по делам несовершеннолетних управления внутренних дел – 56% как оставшиеся без попечения родителей, только 12% детей поступают по личному заявлению и заявлению родителей для разрешения трудной жизненной ситуации.

Организация комплексной социальной медико-психолого-педагогической помощи в большинстве случаев способствует нормализации обстановки в семьях воспитанников. Из 985 выбывших воспитанников в семью вернулись 450 несовершеннолетних (46%), в новую семью, под опеку 59 детей (6%), в детские дома и интернаты – 354 (36%), в другие государственные учреждения – 122 (12%). Таким образом, более половины детей возвращаются в родные или замещающие семьи, что свидетельствует о положительных результатах проводимой в учреждении работы.

2.2 Деятельность социального педагога по формированию толерантности в социальном приюте у младших школьников

социализация толерантность школьный возраст

Воспитание толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный социальным педагогом процесс формирования у детей толерантности. Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.

Дети, поступающие в приют порой агрессивны, замкнуты, не умеют вести доброжелательный диалог, у многих подорвано физическое и психическое здоровье, что отражается на отношении к другим детям.

Цель деятельности социального педагога, в данном случае - формирование у детей положительного отношения ко всем людям, развитие социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи.

Анализируя работы многих авторов изучающих толерантность, можно убедиться, что главным методом социально-эмоционального воспитания детей авторы считают усвоение моральных норм и правил поведения. Дети сами по себе не могут являться источниками предубеждений, деструктивных проявлений в межнациональных отношениях. Они только воспроизводят установки, которые получили в своих семьях или которые распространены в обществе. Социальный педагог по своему профессиональному долгу призван быть носителем и транслятором высших нравственных ценностей и идеалов и содействовать выработки их у воспитанников. Поэтому формирование начал нравственного сознания в младшем школьном возрасте полностью зависит от установок, ценностей, транслируемых ближайшим микросоциумом, в первую очередь родителями и педагогами. Изучение особенностей ближайшего окружения младших школьников составляет важнейшую задачу социально-педагогических исследований.

Для успешного формирования толерантности социальный педагог должен вести свою деятельность в трех направлениях:

    работа с личностью;

    работа ближайшим окружением;

    работа с коллективом (группой);

Начинать свою деятельность по формированию толерантности у младших школьников, поступивших в приют, социальный педагог должен с диагностирования. Оно включает в себя как социологические, так и психологические методики. Самым распространенным и естественным методом в работе социального педагога является метод наблюдения. Данный метод используется для изучения внешних проявлений поведения человека. Наблюдение важно проводить в естественных условиях: в общении, игре, на уроке и т.д.

В своей деятельности социальный педагог довольно часто использует такой метод, как беседа. Этот метод получения и непосредственной корректировки информации в процессе словесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания того, насколько личность толерантна.

Анкетирование – письменный метод сбора информации. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему, в данном случае терпимое отношение к окружающим.

Тестирование – это метод исследования с использованием стандартизированных заданий. Используется для выявления уровня толерантности личности, либо группы в целом.

Чтобы предупредить возможный скепсис относительно исследований социального педагога, необходимо заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, сотрудников правоохранительных органов, родителей и самих учащихся 12, с.77.

Для этого любое исследование начинается:

    с предварительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов;

    составления плана действий;

    информирования участников о назначении исследования.

Социально-педагогическая практика была организована на базе МОУ «СОШ №72» Ленинского района г. Саратова.

Цель практики: выявить уровень толерантности у детей 3 «А» класса, организовать социально-педагогическую деятельность по формированию толерантности у младших школьников.

Исследование предполагало проведение тестирования на определение доминирующих черт характера, тестирования с родителями по определению детско-родительских взаимоотношений и проведение классного часа «Урок толерантности».

В рамках диагностической работы было проведено тестирование, разработанное Ю.Н. Юзмухаметовой. (см. Приложение В).

Цель: определение доминирующих черт характера. В тестировании участвовали учащиеся 3 «А» класса. Результаты данного исследования, показали, что в данном классе средний показатель уровня толерантности. А доминирующими чертами характера, у большинства учащихся, являются терпение, доброта и уважительное отношение к детям-инвалидам.

Тестирование по выявлению детско-родительских отношений, также разработанное Ю.Н. Юзмухаметовой (см. Приложение Б), было нацелено на то, чтобы выявить взаимоотношения детей и родителей. В его содержание входили вопросы на тему умения родителей слушать и слышать своих детей, взаимопонимания и доверия в семье. Анализ результатов был таков: 100% родителей набрали самый высокий бал. Это значит, что они обладают редким качеством – умением слушать и слышать своих детей.

В рамках формирующей работы был проведен классный час «Урок толерантности» (см. Приложение Г).

Целью данного мероприятия являлось:

    воспитание у школьников общечеловеческих и национально-нравственных ценностей,

    формирование понятия «толерантность»,

    развитие стремления быть терпимыми в обществе людей,

В ходе мероприятия ребятам был предложен ряд вопросов на тему доброжелательного отношения к окружающим. Вопросы были устного и письменного характера. Ребята активно отвечали на предложенные вопросы, а в конце урока самостоятельно дали характеристику понятию толерантность. Анализ результатов данного мероприятия подтвердил высокий показатель уровня толерантности в данном классе.

Подводя итоги исследования можно сделать следующий вывод: толерантность как черта личности у данной группы младших школьников находится на уровне выше среднего. У большинства учащихся были выявлены личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют терпимое отношение человека к окружающему миру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мы уже говорили, современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.

Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности.

Формирование толерантности в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.

Формирование толерантности это – поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного социума, который характеризуется наличием деструктивных факторов, ведущих к формированию интолерантности. Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной, которые помогут пресечению проявлений интолерантности и доминированию толерантных взаимоотношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андриенко Е.В. «Социальная психология». – М., 2003.

2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. 168с

3 . Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сб. науч. тр. Вып. IV. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 104 с.

    Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1989

5. Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. - №6. – С. 12-16.

6.Выготский Л.С. «Педагогическая психология». – М., 1996.

7. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г. // Защити меня! – 2004. – С. 6-11.

    Донцов А.И. «Психология коллектива». – М., 1984.

    Голованова Н.Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». – М., 1998.

    Мечинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М.: ИПП, 1998

    Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.. Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.

    Новикова Л.И. «Школа и среда». – М., 1985..

    Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с. Авторы-составители: Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А.

    Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.

15. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005. – 720 с.

16. Социально-педагогический словарь. Авторы-сост.: М.Н. Бурмистрова, Л.Л. Васильева, А.В. Кащеева, Н.П. Кириленко, Л.Ю. Петрова, Т.Н. Черняева, З.В. Шуралева. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – 116 с.

17. Социальный педагог в школе (из опыта работы) / авт.-сост. Л.Д. Баранова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с.

18. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 256 с.

19. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб.: КАРО, 2007, - 128

20. Шишковец Т.А. справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. (22)

21. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Терминологический словарь

    Социализация (от лат. общественный) – процесс становления личности в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Социализация рассматривается и как процесс, и как результат. Мудрик А.В., 11, с 8

    Толерантность – это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни. Безюлева Г.В., 2, с. 3

    Социальный педагог - специалист, оказывающий помощь ребенку в процессе социализации.  Социально-педагогический словарь, 8, с.86

    Социально-педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, целью которой является оказание помощи ребенку в социализации.  Социально-педагогический словарь, 16, с.86

    Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Безюлева Г.В., 2, с. 77

    Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой характера групп и организаций, в которых оно осуществляется. Социально-педагогический словарь, 16, с.15

    Младший школьный возраст 7 (10 лет) – период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Рапацевич Е.С., 15,с. 320

    Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению психических состояний, качеств и поступков и партнеров по взаимодействию.

    «Гендер» - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения «мужчина» и «женщина». Социально-педагогический словарь, 16, с.17

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Конспект классного часа «Урок толерантности»

Цели. Воспитание у школьников общечеловеческих и национально-нравственных ценностей. Сформировать понятие «толерантность», «беженцы». Развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать интернационализм, Способствовать развитию устной речи учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Социальный педагог. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово «толерантность».

Соц.пед читает стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод».

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для аббисинцев и англичан,

Для испанских детей

И для русских, шведских,

Турецких, немецких,

Французских,

Негров, чья родина –

Африки берег,

Для краснокожих

Обеих Америк.

Для желтокожих,

Которым вставать надо,

Когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов, что

В стужу и снег лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах и сёлах…

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом!

- Ребята о чем это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

Соц. пед. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Дети. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

Соц. пед. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спасти от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев…

- Дети должны понять, что к людям, даже другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.

Соц. пед. Во время Великой Отечественный войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа ещё издавна была известна всем народам.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

А теперь давайте попробуем объяснить, что же объясняет слово «толерантность».

Высказывания детей:

- В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаёмся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черное – второе.

    Младший брат сломал твою игрушку.

    Ты его прощаешь.

    ты его ударяешь.

    Ты поссорился со своей сестрой.

    Ты попытаешься объясниться с ней.

    Ты обижаешься и мстишь ей.

    Кто-то питается не так как ты, по причине своей религии…

    Ты говоришь, что он выглядит смешно.

    Ты просишь, чтобы он объяснил это.

    Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:

    Ты устраиваешь истерику.

    Ты идешь с ними гулять.

      Цвет кожи Джо отличается от твоего

    Ты стремишься лучше узнать его.

    Ты говоришь: все люди твоего цвета кожи это нули.

Соц. пед. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеёмся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различая. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

1. Саша плохо одет…

! Это неважно.

? Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

! Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

? Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

3. На твоих глазах на кого-то нападают…

! Ты пытаешься защитить его.

? Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. К тебе подходит ребенок-инвалид.

! Ты естественным образом разговариваешь с ним.

? Ты отходишь от него, не желая общаться.

- Проявлять толерантность – это значит, бережно относится ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.

Молодцы! Многие из вас уверены в себе, могут выразить своё мнение. Вы добрые и пытаетесь помочь близким, да и всем людям.

Соц. пед. Заканчиваем наш урок толерантности. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам.