Электронное тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка в системе среднего профессионального образования

ГОУ СПО «Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского»

Социально-лингвистический факультет

Кафедра иностранных языков

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по теории и методике обучения иностранному языку

на тему:

Электронное тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка в системе среднего профессионального образования

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы контроля обученности школьников иностранному языку

1.1. Сущность и значение контроля

1.2. Контроль сформированности грамматического навыка

Глава 2. Использование электронного тестирования как основной формы контроля сформированности иноязычного грамматического навыка студентов

2.1 Тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка студентов

2.2 Организация компьютерного тестирования как основной формы контроля сформированности грамматических навыков

2.3 Использование АСТ-тестирования в качестве контроля сформированности грамматических навыков студентов 2 курса колледжа

Заключение

Библиографический список

Приложения

английский обучение студент

Введение

В настоящем времени мировой кризис во многих сферах человеческой деятельности увязывается напрямую с кризисом образования, а новая миссия образования все чаще и чаще формулируется как спасительная. Проблема общего среднего и профессионального образования была выделена в число приоритетных направлений для организаций мирового сообщества (международная Комиссия ЮНЕСКО по образованию, Совет Европы, Евросоюз) (11, с. 3).

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Действительно, проверка и оценка знаний - необходимая часть учебно-воспитательного процесса; от их правильной постановки во многом зависит его успех. Роль проверки и оценки знаний выходит далеко за рамки отношений между учителем и учениками. Эффективность различных методов и форм обучения, качество учебников и методических разработок, доступность содержания образования самым тесным образом связаны с этими вопросами. Проверка и оценка знаний дают необходимую информацию для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им. От их объективности зависит качество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательных задач.

Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание учителей и методистов (В.С, Цетлин, И.В. Рахманова, Л.В. Щерба, Е.И. Пассов, А.В. Конышева, К. Морроу, Л. Ф. Бахман и другие) (5, с.7), так как в нём кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения. Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс (4, с.4). Но при проведении контроля могут быть допущены ошибки: неправильное понимание его функций, переоценивание его роли в процессе обучения, контроль превращается в самоцель на уроке; использование однообразных методов контроля; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие чётких, обоснованных критериев. Данная проблема существует и при организации контроля в иностранном языке. Нельзя не заметить, что иностранный язык стал реально востребованным. Все большее число людей изучают иностранные языки не только в школе, но и в специализированных образовательных учреждениях, широко используют приобретенные навыки в практической деятельности. Оживление межкультурной коммуникации, повышение интереса к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делают иностранный язык не просто интересной учебной дисциплиной, но и необходимым средством для диалога культур, интеграции России в мировую экономическую систему, осуществления совместных научно-технических проектов с другими странами. (3, с.13)

Говоря о дисциплине «Иностранный язык» следует заметить, что основной целью в обучении иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции – умения общаться на изучаемом языке. (1, с.13) Большую роль в развитии иноязычной коммуникативной компетенции учащихся играют языковые навыки, на сформированности которых базируется речевая деятельность. К языковым навыкам относят: лексические, грамматические и произносительные навыки. (4, с.62) Общеизвестно, что обучаемые не смогут свободно общаться на иностранном языке, если не будут обладать определенным уровнем языковых навыков. Проверять необходимо не просто знание слов или умение образовывать грамматические формы, а умение выполнять действия или операции с языковыми единицами, т.е. уметь либо употреблять их в ходе продуцирования высказывания, либо узнавать при восприятии небольших текстов. Являясь второстепенным объектом контроля, языковые навыки включают в себя не только языковой материал, но и действия, операции с этим материалом. Действительно, не зная грамматических форм, нельзя пользоваться речью, но и знание их само по себе без автоматизированного умения пользоваться этим материалом в процессе общения ничего не дает обучаемому. Таким образом, прослеживается зависимость умения говорения от грамматических навыков, на основе сформированности которых (знанием разнообразных грамматических структур, правил их использования) учащиеся могут грамотно выстраивать речь на иностранном языке. (5, с.35)

Проблема контроля обученности иностранному языку, в том числе грамматическим навыкам, до сих пор вызывает споры ученых и является не до конца исследованной, и эта проблема требует серьезной разработки. Некоторые трудности возникают при выборе форм контроля в работе с учащимися средних профессиональных образовательных учреждений. Специфика обучения студентов заключается в усилении роли самостоятельной работы, формирования у студента способности к саморазвитию, самоконтролю, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Таким образом, формы, приемы и виды контроля должны быть разнообразными. Для этой цели разрабатываются специальные материалы, приемы контроля, нормы и критерии оценок. В связи с последними тенденциями большую популярность приобретают информационно-коммуникативные технологии, имеющие свои неоспоримые достоинства: использование презентаций, видео-уроки, электронное тестирование и другие программы, делающие процесс обучения интересней и наглядней. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что данный вопрос является актуальным. Тему выпускной квалификационной работы можно определить следующим образом: «Электронное тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка в системе среднего профессионального образования».

Объектом работы является организация контроля сформированности иноязычного грамматического навыка

Предмет – электронное тестирование студентов как форма контроля сформированности у них иноязычного грамматического навыка

Цель работы: на основе теоретического изучения проблемы контроля сформированности грамматических навыков разработать компьютерное тестирование в программе АСТ и апробировать его в процессе обучения студентов 2 курса иностранному языку.

Для ее реализации поставлены следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы организации контроля на уроках иностранного языка;

  2. изучить особенности формирования иноязычного грамматического навыка;

  3. выявить формы и приемы контроля грамматических навыков;

  4. рассмотреть тестирование как одну из форм контроля;

  5. раскрыть положительные и отрицательные стороны электронного тестирования как формы контроля;

  6. разработать грамматический тест в Конструкторе Тестов Адаптивной Среды Тестирования (АСТ) для студентов второго курса Соликамского педагогического колледжа;

  7. апробировать разработанный грамматический тест в Конструкторе Тестов Адаптивной Среды Тестирования (АСТ) на студентах второго курса Соликамского педагогического колледжа.

Для выполнения задач были использованы следующие методы исследования:

  • изучение литературы;

  • анализ и синтез;

  • сравнение;

  • систематизация;

  • моделирование;

  • анкетирование;

В первой главе рассматриваются теоретические основы организации контроля обученности учащихся, в частности контроля уровня сформированности грамматических навыков. Представлены классификации видов, форм, функций контроля нескольких авторов. Во второй главе рассматривается вопрос тестирования, в частности электронного, как одного из наиболее актуальных форм контроля обученности грамматическим навыкам. Рассматриваются такие понятия как тест, тестовые задания, требования, условия проведения. Теоретическая значимость состоит в том, что в работе определена содержательная сторона проблемы контроля. Представлены точки зрения нескольких авторов, их классификации опубликованные в научной, учебной и методической литературе, статьях различных авторов. Был проведен анализ форм контроля, программ, направленных на создание тестов в электронной оболочке. Все это говорит о достоверности информации и возможности дальнейшего использования. Практическая значимость заключается в разработке грамматического теста в программе АСТ-тест. Также представлены требования к программно-дидактическим тестовым заданиям и рекомендации по использованию программы АСТ-тест. После изучения данных рекомендации и требований учитель-практик может использовать электронное тестирование в своей работе.

Глава 1. Теоретические основы контроля обученности школьников иностранному языку

1.1 Сущность и значение контроля

Важнейшей особенностью человека является способность овладеть общественно историческим опытом, накопленным за всю историю существования предшествующих поколений. Каждое новое поколение застает достигнутый уровень производственных сил, объем знаний, умений, навыков. Вопросы контроля обученности учащихся получили значительно меньше освещения в отечественной методике по сравнению с другими проблемами, более того, в ряде пособий эта важная проблема не рассматривалась. Так, в методических пособиях И. В. Разманова, И. Д. Салистры (5, с.6) вообще нет специальных разделов или параграфов, посвященных особенностям контроля усвоения учениками иностранного языка: лишь отдельные рекомендации сообщались в процессе изложения приемов работы над языковым материалом. Основное внимание в этих и других пособиях уделялось контролю знаний и умений оперировать языковым материалом, что характерно для работы В. С. Цетлин, пособия Б. Ф. Корндорфа (5, с.6). Так, В. С. Цетлин различает три вида контроля: первичную проверку, последующую и итоговую, оговаривая при этом, что эти термины весьма условны и не совершены. Таким образом, до середины 60-х годов основным объектом проверки успешности овладения языком являлись знания и умения пользоваться языковым материалом, а критерием усвоения считалось корректность действий или операций с языковыми единицами. Усиление внимания к практическому владению иностранным языком учащимися в 60-е года со стороны методистов изменило подход к объектам контроля. А основными объектами контроля обученности учеников иностранному языку становится умение речевой деятельности. В качестве планируемого результата базового курса обучения иностранному языку, по мнению разработчиков стандарта, выступает элементарная коммуникативная компетенция в аудировании, говорении и письме, продвинутая коммуникативная компетенция в чтении, приобщение к культуре страны изучаемого языка. Коммуникативные умения являются идеальными объектами контроля. Они обнаруживаются в конкретной речевой деятельности учащихся – «деятельности общения», по меткому замечанию М. Л. Вайсбурд. (5, с.7) Канадские исследователи В. Каналь и С. Суэйн (5, с.13) включили в представленную ими модель коммуникативной компетенции три компонента: грамматическую компетенцию (знание правил грамматики), социолингвистическую компетенцию (знание правил употребления и правил дискурса) и стратегическую компетенцию (знание вербальных и невербальных стратегий общения). На сегодняшний день наиболее перспективной моделей коммуникативной компетенции является модель коммуникативной языковой способности, которую предложил Л. Ф. Бахман (10, с.14). Она состоит из языковой и стратегической компетенции и психофизиологических механизмов. Языковая компетенция включает организационную компетенцию, которую составляют грамматическая и тестовая компетенции, и прагматическая компетенция. Из вышесказанного следует, что отечественные методисты рассматривают теоретические вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку и, в частности, функции контроля, формы контроля, требования к контролю на основе общедидактического подхода.

Контроль позволяет оценить методы обучения, увидеть сильные и слабые стороны, выбрать оптимальный вариант обучающей деятельности. Также такая работа должна быть проведена самими учениками так, как в процессе развития у человека на основе сознания формируется самосознание, которое является необходимым элементом саморегулирования, управления самим собой. Это происходит потому, что самосознание включает в себя и самооценку. Пассов Е. И. (4, с.104) выстраивает следующую цепочку логически закономерных оппозиций: сознание – самосознание; оценка – самооценка; контроль – самоконтроль. Также Е. И. Пассов высказывает предположение, что контроль в обучении является некой фазой, необходимой для того, чтобы перевести учащихся на режим самоконтроля. Между самоконтролем (обратной связи на себя) и контролем действий со стороны учителя существует тесная взаимосвязь: обе формы обратной связи совершенствуют и поддерживают друг друга.

Таким образом, в отечественной методике контроль рассматривается как система, которая всесторонне охватывает весь процесс обучения иностранному языку. Система контроля отвечает нуждам учебного процесса и как его составная часть обнаруживает те или иные функции. Функции контроля – это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно – сопоставительные действия контролирующего, в том числе и при обучении иностранному языку. (11, с.43) В этой связи имеет смысл проанализировать функции контроля, выделяемые некоторыми методистами (4, с.16). На первый план выходит обучающая функция контроля, так как в ходе проведения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Контроль решает и воспитательную функцию, так как он затрагивает эмоциональную сферу человека. Воспитывающая функция контроля в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой. (11, с.5). Велика и развивающая функция контроля. Она заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. Сказанное позволяет говорить ещё об одной функции контроля: мотивационно – стимулирующей, которая была выделена Старковым А. П., Миньяр-Белоручевым Р. К. (5, с.20). Стимулирующую функцию в основном связывают с оценкой, а иногда и называют оценочной функцией. Однако сама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляет собой подкрепление. Проверочная функция является наиболее специфической. В ней реализуется проверка качества поставленных задач, т.е. достижение определенного уровня иноязычных умений и навыков усвоения определенной суммы знаний (4, с.15). Диагностирующая функция состоит в выявлении уровня знаний, умений, навыков, привычных действий, оценке реального поведения. Суть данной функции - способность произвести диагностику обученности, определить существующий уровень владения учащимися иноязычными умениями и навыками на конкретном этапе обучения и планировать дальнейшую обучающую деятельность. (4, с.17). В некоторых методических работах выделяется обобщающая функция. Контроль позволяет выявить степень владения иноязычными речевыми умениями и навыками в конце изучения определенной темы или по истечению учебного года (13, с.16). Если учитывать, что организация обучения и мотивация в обучении представляют собой фундамент и движущую силу обучения иностранным языкам, то станет ясно, какая важная роль отводится функциям контроля. Корригирующая функция реализуется следующим образом. Учитель выявляет уровень сформированности навыков и умений у учащихся при необходимости, вносит определенные коррективы в приемы обучения. В дальнейшем учителю нужно убедиться, что коррекция дала положительный результат. Анализ функций контроля показывает их зависимость от целей и задач контроля. Контроль своими средствами, в первую очередь контрольными заданиями, должен способствовать реализации задач обучения, поэтому назначение контроля в определенном этапе адекватно целям обучения иностранному языку.

Рассмотрев вопросы особенностей контроля и его функций, следует остановиться на таком вопросе как понятие «вид контроля» не тождественного «форме контроля». В педагогической и методической литературе обычно выделяют следующие виды контроля: предварительный, оперативный, текущий, итоговый, самоконтроль и взаимоконтроль. (4, с.2). В современной методике главным видом контроля является оперативный, т.е. контроль в общении. Оперативный контроль осуществляется непосредственно во время работы учащихся на уроке (22). При этом проверяется степень сформированности грамматических, произносительных и лексических навыков, степень правильности выполнения учащимися речевых действий и использования при этом соответствующего языкового материала с учетом специфики вида речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма). Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося, об индивидуальных особенностях личности, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. (10, с.298). Текущий контроль – один из основных видов проверки становления знаний, умений, навыков учащихся (10, с.298). Важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности, а также определение уровня овладения учениками умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Периодический контроль (4, с.29) позволяет определить качество изучения учениками учебного материала по определенным темам. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами. Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, умений, полученных в процессе изучения иностранного языка (7, с.23). При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. Можно сделать вывод, что итоговый контроль - это контроль степени овладения школьниками коммуникативной компетенцией на том или ином уровне (12, с.33). Самоконтроль – это интеллектуальное умение сравнивать в процессе иноязычной речевой деятельностью результаты собственного выполнения той или иной учебной задачи с определенным эталоном и при этом самостоятельно обнаруживать, исправлять и предупреждать ошибки в своей деятельности или ее результаты ( см. 1.2).

Рассмотрев виды контроля, обратимся к его формам, т.е. способам деятельности учителя и учащихся, в ходе которой выявляется усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками. П. И. Пидкасистый (12, с.27) дает такое определение «форма контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса». Из этих определений следует сделать вывод, что под термином форма контроля подразумеваются разные виды предварительного, текущего, периодического и итогового контроля. (4, с.31) В современной педагогической и методической литературе можно встретить следующие формы контроля:

  1. устный контроль (опрос) или собеседование

  2. письменный контроль (контрольные работы)

  3. тестирование

Также формы контроля могут быть: индивидуальные или фронтальные; одноязычные или двуязычные. (4, с.32) Ю. К. Бабанский (4, с.32) к формам контроля причисляет программированный и лабораторный контроль. В. Оконь к формам относит проблемные ситуации и пользование книгой (4, с.32). Соотношение видов и форм контроля можно выразить с помощью следующей таблицы:

Вид контроля

Форма контроля

Предварительный

Тестирование – а) индивидуальное; б) письменное; собеседование - а) индивидуальное или фронтальное; б) одноязычное или двуязычное

Текущий

Опрос (разные виды, в том числе тестирование), наблюдение

Периодический

Опрос (разные виды), контрольные работы, тестирование

Итоговый

Контрольные устные и письменные работы, тестирование, экзамен

Рассмотрим каждую из форм контроля. Опрос – широко распространенная форма контроля, вариант текущей проверки, органически связанной с ходом урока. Как считает А. Д. Клементенко (3, с.33), «применение устной проверки нужно приветствовать», так как контроль должен проводиться в том же плане, что и обучение, поэтому для того, чтобы проверить умения и навыки устной речи, следует применять устные формы проверки. Основу устного контроля составляет монологическое высказывание учащегося или вопросно-ответная форма – беседа. В методике различают различные виды опроса: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он имеет существенный недостаток: при индивидуальном опросе очень малый охват обучаемых. Фронтальный опрос обычно сочетается с повторением пройденного, являясь средством закрепления знаний и умений. Комбинированный опрос – это опрос, сочетающий в себе индивидуальные и фронтальные формы работы. При использовании этой формы опроса, вопрос или задание адресуется не только одному ученику, но и всем учащимся группы. Взаимный опрос заключается в парной работе учащихся. Такая форма эффективна для развития диалогической речи.(7,с. 43)

Письменная проверка является важнейшей формой контроля знаний, умений и навыков учеников. Данная форма является весьма экономичной в плане одновременного охвата проверкой всех учащихся за один и тот же отрезок времени. Однако основным недостатком письменной контрольной работы является относительно большое количество учебного времени, которое требуется для его проведения на уроке, проверки учителем и работы учащихся над ошибками (18, с.20). Разнообразие форм позволяет привлечь внимание учащихся, что способствует лучшему усвоению языкового материала. Обобщая данные о разработке проблемы контроля в обучении иностранному языку, приходится признать, что многие вопросы требуют дальнейшего исследования. (5, с.11) К ним можно отнести: уточнение функций контроля; выявление специфики видов контроля при обучении иностранному языку; разработка способов контроля при овладении различными видами иноязычного общения; совершенствование процедуры подготовки и подведения итогов контроля.

При подготовке к контролю учитель должен иметь представление о том, какие требования предъявляются к организации контроля: индивидуальный характер, гласность, этичность, единство требований учителей, объективность, систематичность, разнообразие форм, всесторонность. (5, с. 23)

Благодаря определению минимального базового уровня овладения иностранным языком были установлены единые объективные формы и способы контроля успешности обучения. Вместе с тем приходится признать, что именно коммуникативные умения являются основным показателем обученности учащихся иностранному языку, хотя на практике преобладает контроль языковых навыков (лексических, грамматических, произносительных). Языковые навыки играют важную роль, так как на их сформированности базируется речевая деятельность.(5, с.15) Из этого следует, что текущий контроль сформированности языковых навыков – важная задача, обеспечивающая эффективное обучение общению (правильная, грамотная речь).

1.2 Контроль сформированности грамматического навыка

Следует отметить, что проблема контроля непосредственно связана с целями обучения, с одной стороны, и уровнем методической науки, с другой. Ведущей целью в обучении иностранным языкам на современном этапе является овладение коммуникативной компетенцией.(см.1.1) Образовательная и воспитательная задачи реализуются в рамках коммуникативной, в процессе обучения учащихся речевой деятельности. Поэтому объектом контроля будет, прежде всего, речевая деятельность. Однако ее осуществление невозможно без усвоения языкового материала. Показателем успешности овладения является понимание грамматической формы в контексте. Проверка грамматических навыков осуществляется на основе знакомой лексики. Современная методика обучения иностранным языкам рассматривает процесс формирования лексических и грамматических навыков как управляемую систему, в которую в качестве необходимого звена включается контроль, объективно обусловленный логикой процесса управления учебной деятельностью учащихся. Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, письма и чтения. (13, с. 56) По мнению доктора филологических наук, профессора Гака В. Г., грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности измерения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания.(6, с.101). Грамматические навыки в методической литературе впервые были рассмотрены В. С. Цетлин. (5, с.67). По ее мнению, в компонентный состав грамматического навыка входит: операция вызова модели, который обеспечивается грамматическим значением структуры; оформленность речевых единиц, которыми заполняется избранная модель в соответствии с нормами данного языка и с определением временных параметров; оценка правильности оформления и адекватности использования речевой единицы. Е.И.Пассов определяет этот навык следующим образом: "Грамматический навык есть способность производить адекватное речевой задаче синтезированное действие по вызову и морфолого-ситаксическом оформлению грамматической модели, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной модели в качестве одного из условий речевой деятельности" (8, с.10). Грамматический навык обладает следующими характеристиками: автоматизированность, устойчивость, гибкость, сознательность, которые вырабатываются при наличии следующих условий:

  1. предварительное слушание фраз с усваиваемой грамматической формой;

  2. имитация фраз при наличии речевой задачи;

  3. однотипность фраз, построенных по речевому образцу;

  4. регулярность предъявления и порождения однотипных фраз в процессе автоматизации;

  5. опора на механизм аналогии при выполнении речевых действий;

  6. безошибочность выполнения речевого действия достигается при помощи опор;

  7. разнообразие ситуации и речевого материала;

  8. речевой характер упражнений.

Формирование грамматического навыка проходит следующие стадии: 1) восприятие и осознание грамматической структуры, 2) имитация, 3) подстановка, 4) трансформация, 5) самостоятельное употребление, 6) переключение. (16, с. 67) На основании этого можно сделать вывод, что "грамматический навык складывается из системы действий, формируемых последовательно». Следовательно, если процесс овладения грамматическим навыком строится с учетом необходимости освоения операций, составляющих грамматическое действие, то каждая отдельная операция в определенный момент учебного процесса может явиться актуально осознаваемым объектом контроля. Подобный контроль будет осуществляться на каждом уроке с помощью специальных заданий. Его можно назвать "пошаговым". Также необходимо проверять такое владение грамматическим материалом, когда сформированный в результате овладения операциями и действиями навык функционирует в процессе предречевой деятельности (14, с. 23). Это значит, что учащиеся к этому моменту уже готовы к включению грамматического материала в свою речевую деятельность. Здесь контролируется уже результат какого-то изученного грамматического материала, а также устанавливается факт владения/невладения конкретным грамматическим материалом. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в данном случае проверяется знание грамматического явления (его формы, значения и употребления) в единстве с умением совершать с ним действия.

Разработку и использование приемов контроля следует рассматривать как завершающее звено той деятельности, начальным этапом которой является выделение, четкая конкретизация объектов контроля.

  1. Ответы на специальные вопросы, которые содержат проверяемый грамматический материал (явления, структуры).(4, с.29)

  2. Самостоятельное употребление в высказываниях контролируемого грамматического материала, стимулируемое заданиями типа: "Скажите, где .., когда", "Выскажите ваше мнение о ..." и т.д.

  3. По мнению А.Ю. Горчева, "наиболее подходящим приемом контроля сформированности грамматических навыков устной речи следует считать использование косвенных вопросов или просьб на родном языке обучаемых в связи с той или иной ситуацией общения, и обязательным употреблением ими проверяемой грамматической единицы " (4, с.29).

  4. Приемы обучения в сотрудничестве, используемые для закрепления определенных грамматических структур. Студенты разбиваются на пары или группы по 3-4 человека. Им предлагается в течение 10-15 минут составить вопросы, короткие связные описания или диалоги с использованием определенной грамматической структуры. Тема может быть предложена перед выполнением задания. В каждой группе назначается организатор, задачей которого является вовлечение студентов в активную деятельность. Преподаватель контролирует правильность выполнения задания. Помимо отработки грамматической структуры у учеников развивается самостоятельность, объективность в оценивании товарищей. (14, с.110)

  5. Аукцион (Grammar Auction). Студенты делятся на 3 группы, преподаватель объясняет правила игры. Каждая команда получает 10–15 предложений, среди которых есть как правильные с грамматической точки зрения, так и неправильные. Задача студентов – определить, какие предложения являются неправильными, и купить только правильные. Каждая группа получает в банке кредит 100$, при покупке предложений они делают ставки как на аукционе. Студенты работают в группах по 15–20 минут. Подводятся итоги, исправляются все неправильные предложения (14, с.107)

  6. Игра «Звездный час». Студенты делятся на 3 команды. Проводится первый тур с участием сильных студентов, они отвечают на вопросы повышенной сложности, проверяется грамматика и лексика. Проводится 2 тур, где студенты со средним уровнем знаний отвечают на вопросы по содержанию, выполняют задание на использование лексики. 3 тур – слабые студенты отвечают на общие вопросы и вопросы к подлежащему. Подводятся итоги и выставляются оценки командам. (14, с.108)

  7. Тестовая методика. Тестирование-это специально разработанная аттестационная процедура, позволяющая максимально объективно оценить уровень достижений учащегося и выразить результат в форме числа. Такая проверка проводится с использованием специально разработанных материалов - тестов. Тесты дают возможность достаточно эффективно выявить степень успешности овладения языком. В ходе проверки языковых навыков и рецептивных коммуникативных умений необходимо использовать тесты. Также тестовая методика может быть использована при любом виде контроля, что еще раз доказывает эффективность данной методики.

Из выше сказанного следует вывод, что при обучении иностранному языку как средству общения грамматика изучаемого языка имеет прикладной характер. Грамматика нужна учащемуся для того, чтобы правильно строить иноязычную речь, правильно понимать иноязычные высказывания, в случае необходимости – уметь сознательно выбирать требуемые грамматические формы и конструкции и сознательно контролировать построение высказывания. Для определения уровня сформированности грамматического навыка используются разные формы организации контроля. Одним из наиболее объективных является тестирование, имеющее ряд важных преимуществ перед другими способами, что будет более подробно изложено в следующей главе.

Выводы по первой главе. В первой главе были рассмотрены теоретические основы контроля, сделан упор на контроль сформированности грамматического навыка. Отечественные методисты рассматривают теоретические вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку и, в частности, функции контроля, формы контроля, требования к контролю. Контроль позволяет оценить методы обучения, увидеть сильные и слабые стороны, выбрать оптимальный вариант обучающей деятельности. Благодаря определению минимального базового уровня овладения иностранным языком были установлены единые объективные формы и способы контроля успешности обучения.

Глава 2. Использование электронного тестирования как основной формы контроля сформированности иноязычного грамматического навыка студентов

2.1 Тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка студентов

Совершенствование контроля - одна из самых важных проблем системы современного образования. Контроль уровня учебных достижений студентов основан на дидактических измерениях. В смысловом отношении результат измерений содержит оценку (традиционно отметку) совокупности ответов учащихся, которая отображается на шкалу отдельного преподавателя. Поскольку каждый преподаватель имеет собственную шкалу оценивания, измерения такого рода будут всегда субъективными. Для устранения субъективизма дидактических измерений иногда прибегают к групповому контролю, когда уровень учебных достижений учащегося оценивается сразу несколькими преподавателями, а отметка формируется экспертным путем. В результате субъективизма и ограниченного числа вопросов ошибка в установлении уровня учебных достижений на экзамене достигает 38%. (А.В. Кольцова) (15, с.45). Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, особенно при контроле грамматического навыка, отличается большей объективностью и независимостью, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая часто основана на впечатлении учителя. Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранным языкам считается тест. Такой вид контроля помогает осуществить индивидуальный подход к оцениванию качества образования каждого учащего в отдельности и всей группы в целом, мониторинг качества обученности по различным темам курса, выявить пробелы в обучении по конкретным разделам курса и ликвидировать эти пробелы. Говоря о контроле грамматического навыка необходимо отметить, что важно объективно оценивать результаты работы учащихся. Показателем успешности овладения является не только понимание грамматической формы в контексте, но и использование грамматического явления в речевой деятельности. Это и может быть объектом текущего и итогового контроля формирования грамматического навыка. Тест позволяет заменить целую серию узконаправленных заданий. Эти узконаправленные задания необходимы для выявления успешности овладения операциями, составляющими грамматический навык. (22)

Использованию тестов посвящены многочисленные публикации в журнале «Иностранные языки в школе». Большинство из исследований в данной области отвечало потребностям своего времени, однако в них затрагивались отдельные аспекты и проблемы тестирования. Главная отличительная черта теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию.(21)

В истории методики нет, пожалуй, более острой проблемы, чем проблема тестирования. С момента своего возникновения (конец XIX) тесты всегда находятся в центре внимания методистов. Однако, несмотря на двойственное отношение, тесты нашли широкое применение, как в нашей стране, так и за рубежом. (8, с.21). Тестирование как метод педагогического исследования означает «целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса». (4, с.42) В основе данной формы контроля лежит использование заданий стандартной формы, которое получило название теста, что в переводе с английского означает испытание исследование, проба, проверка (4, с.43).

Итак, тест - это тщательным образом подготовленная, в соответствии с определенными разработанными правилами, прошедшая предварительную экспериментальную проверку и специальную процедуру для ее улучшения, совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью выявления социальных, психических или психофизиологических характеристик его личности (9, с.94). Возникнув как название специфической формы контроля знаний, умений и навыков, английский термин Test стал употребляться в зарубежной методике для обозначения любого контролирующего задания, как синоним понятий "контрольная работа", "опрос", "зачет", "экзамен" (9, с.21). При расширенном толковании термина Test американскими тестологами выделены две основные группы: объективные тесты и субъективные. В объективных тестах определение правильности ответа осуществляется механически, по заготовленному ключу, а в субъективных оно основывается на оценочном суждении проверяющих (9, с.23). Думается, что основная роль тестирования в обучении иностранным языкам заключается в обратной связи (в широком смысле) и в контроле (в узком смысле), и, чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественнее тестирование. (19). Тестовое задание — это варьируемая по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестным. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание; подстановка неправильного ответа приводит к образованию ложного высказывания; последнее свидетельствует о незнании испытуемого данного учебного материала.(4, с.43). Задания теста представляют собой утверждения, которые в зависимости от ответов испытуемых могут превращаться в истинные или ложные высказывания.

Основными, существенными признаками тестов можно считать: а) тщательность подготовки в соответствии с определенными разработанными правилами; б) предварительная экспериментальная проверка и специальная процедура для улучшения редакции теста; в) наличие особых характеристик эффективности, позволяющих судить о возможности использования данного теста; г) наличие эталона, простота сравнения с ним; д) строгая регламентация процедуры тестирования; е) независимость оценки результатов по тесту от личных суждений проверяющего тест; ж) возможность количественного учета и математико-статистической обработки результатов тестирования (3, с.24).

Вопросы функционирования тестов в обучении иностранному языку рассматривали такие исследователи, как А. Дейвис, А. Кнапп-Потхофф и другие. Первый из названных авторов разработал типологию тестов (5, с. 12) Он различает по принципу назначения следующие типы тестов: тесты достижений, тесты владения языком, тесты склонности к языку и диагностические тесты (5,с.12) Тесты, цель которых состоит в определении способности того или иного учащегося к изучению иностранного языка - прогностические. В практике преподавания иностранного языка используются и нестандартизованные тесты, составленные преподавателями. Для них необязательно определение всех показателей качества, Но отличие такого теста от контрольной работы заключается в том, что проводится хотя бы одно апробирование с целью определения трудности заданий и правильности подбора вариантов ответа для более обоснованного окончательного варианта преподавательского теста. Классификации тестовых заданий чаще всего встречаются следующие: множественный выбор, альтернативный выбор, перекрестный выбор, трансформация, замена, подстановка, упорядочение, завершение (окончание), ответы на вопросы, внутриязыковое перефразирование, межъязыковое перефразирование, клоуз-процедура (клоуз-тест).(19)

Также тесты, как и другие упражнения/задания, различаются по их доминирующей цели. К контрольным относятся те, основной целью которых является установить факт знания/незнания или владения/невладения учащимся тем или иным материалом, умением, деятельностью и соответственно оценить его. К тестам, выполняющим контролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие у школьников определенного уровня коммуникативной компетенции (proficiency tests), и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдельными речевыми умениями за определенный период обучения (achievement tests). Эти виды тестов подробно изучены в теоретическом плане и находят широкое применение в зарубежной практике преподавания иностранных языков. В методике преподавания иностранного языка выделяют такие виды тестов как грамматические, лексические и т. д. (11, с. 125)

Максимально повысить надежность измерения и валидность использования теста можно, если следовать трем основным этапам его создания: 1) дать ясное и недвусмысленные теоретические - научно-обоснованные определения умений, которые надо измерить; 2) точно установить условие и операции, которых следует придерживаться при проведении теста и наблюдении за его выполнением; 3) количественно определить результаты наблюдений, с тем, чтобы убедиться, что используемые измерительные шкалы обладают всеми необходимыми качествами. К тестовым заданиям предъявляются определенные требования. (18, с. 34) Они должны проверять: знание фактов, понятий, закономерностей, законов, теорий, принципов, правил и взаимодействий между ними; умение выполнять мыслительные действия; умение давать критические оценки; умение применять знания в новой (конкретной) ситуации; навыки выполнения конкретных операций. (см. приложение 1)

Итак, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся класса/группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия — они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезение; тест дает возможность включать большой объём, материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им.(17, с. 45) Грамматический тест позволяет наиболее объективно проконтролировать уровень усвоения одного или нескольких грамматических явлений. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе. Электронный тест как один из видов теста становится наиболее популярным в наши дни, так как он повышает уровень мотивации обучаемых. Использование компьютера увеличивает достоинства теста, что позволяет говорить об увеличении значимости данного вида теста. (17, с.46)

2.2 Организация компьютерного тестирования как основной формы контроля сформированности грамматических навыков

Что касается XXI века наблюдается повышенный интерес к проблеме компьютерного тестирования как основной формы объективного контроля знаний, умений и навыков обучаемых и одного из способов повышения качества образования. (5,с.52) Повышение информативности теста – путь наиболее эффективный и реализуется за счет внедрения адаптивных процедур тестирования. Среди различных подходов к тестированию наибольшее распространение получило адаптивное тестирование. Адаптивное тестирование – это широкий класс методик тестирования, предусматривающих изменение последовательности предъявления заданий в самом процессе тестирования с учетом ответов испытуемого на уже предъявленные задания. При таком обучении в процессе прохождения теста (или набора тестов) строится модель обучаемого, которая используется для генерации или выбора последующих заданий тестирования в зависимости от уровня обучаемого. В комплексных системах полученная модель также может использоваться в процессе обучения.

Наверное, нет необходимости доказывать преимущество компьютерного тестирования, однако отметим некоторые моменты. (19, с.265)

  1. оценивание результатов тестирования осуществляется мгновенно, автоматически фиксируется и сохраняется на длительное время;

  2. возможность формирования достаточно большого количества вариантов теста, которое ограничено лишь размером банка тестовых заданий;

  3. возможность реализации удобных процедур ввода, модификации тестовых материалов;

  4. возможность формирования тестов, различных по уровню обученности испытуемых;

  5. возможность управления как содержанием теста, так и стратегией проверок в ходе тестирования;

  6. отсутствует необходимость в бумажных носителях и листах ответа. Это скорее важно не с точки зрения экономии средств (бумага, множительная техника, подготовленный персонал, технические средства сканирования листов ответа, программное обеспечение для сканирования и распознавания результатов, занесение результатов для дальнейшей обработки и хранения), а скорее – обеспечения секретности (надежности, безопасности), так как подготовка бумажных вариантов теста требует достаточно большого времени и доступа определенного количества обслуживающего персонала, что может служит утечкой информации до начала процесса тестирования;

  7. нет необходимости в синхронизации процесса тестирования для группы испытуемых. Каждый тестируемый выбирает самостоятельный темп работы с тестом;

  8. при компьютерном тестировании легко ввести временные ограничения или временное отслеживание процесса тестирования, что трудноосуществимо при бумажном тестировании; это позволяет учитывать психомоторные аспекты тестируемого.

  9. использование мультимедийных компонентов и графических изображений высокого качества (объем, цвет) доступные при компьютерном тестировании обеспечивает правильное и быстрое восприятия содержания задания, а с психологической точки зрения снимает напряжение с тестируемого;

  10. повышается эффективность тестирования: уменьшается время тестирования (до 50% по сравнению с бумажной формой тестирования) для достижения того же уровня надежности оценивания, что ведет к уменьшению усталости тестируемого во время сеанса тестирования, что также является важным показателем в результатах тестируемых.

Необходимо отметить, что все вышеперечисленные преимущества достижимы лишь при правильной организации технологии компьютерного тестирования и наличия программных средств, их реализующих. В настоящее время еще активно используются программные оболочки, которые не могут обеспечить всех указанных преимуществ.

Сегодня существует несколько программ позволяющих проверить уровень сформированности грамматических навыков с использованием компьютера и специальных оболочек. Например, 1) Система Тестирования, включающая 1 вид заданий, 2) Testing - 2 вида заданий, 3) Познание, 4) B-Test 3 вида заданий, 5) АСТ, включающая все 4 вида заданий описанных выше. Также последняя программа дает возможность использовать картинки в заданиях, сохранять результаты тестирования в процентном соотношении и отслеживать прогресс учащихся. Такой вариант имеет свои неоспоримые достоинства: повышение мотивации учащихся (использование компьютера), нет возможности списать, результаты видны сразу, после тестирования можно просмотреть допущенные ошибки.

Благодаря рассмотренным выше достоинствам данная программа подходит для всех видов контроля и широко применяется в образовательных учреждениях, в том числе и в Соликамском педагогическом колледже. Данная программа рекомендована Министерством образования и используется при комплексной проверке профессиональных учебных заведений. Система тестирования «АСТ-тест» состоит из модулей, которые полностью обеспечивают весь цикл тестирования: от создания банка тестовых заданий до обработки результатов после проведения тестирования.(9, с.177) Рассмотрим функциональное назначение модулей системы тестирования «АСТ-тест». Конструктор тестов «АСТ-КТ» предназначен для создания и накопления тестовых заданий и формирования семейства тестов на его основе. Тестовые задания хранятся в накопителе тестовых заданий. Накопитель тестовых заданий (НТЗ) представляет собой базу данных специальной структуры, используемый для хранения информации о форме и содержании тестовых заданий, параметров генерации тестов и способов оценивания результатов. Для формирования заданий в текстовой форме и занесения его в НТЗ используется мастер тестовых заданий (МТЗ), встроенный в конструктор тестов. С помощью генератора тестов определяются значения параметров, на основе которых динамически в процессе тестирования формируются тесты из тестовых заданий, содержащиеся в НТЗ. Модуль «АСТ-Swap» – это программа обмена данными между НТЗ и документа в тестовом формате. Модуль «Администратор» («АСТ-Адм»). В этом модуле создается системная база данных (СБД), ведение которой позволяет полностью контролировать процесс проведения тестирования и видеть образовательную траекторию участника тестирования. Системная база данных содержит библиотеки: тестов, субъектов тестирования, результатов тестирования, расписание проведения тестирования. Библиотека субъектов тестирования предназначена для ведения идентификационной информации данных субъектов. Каждому участнику тестирования автоматически системой присваивается уникальный код доступа. Библиотека тестов предназначена для сбора и хранения информации о тестах. Администратор добавляет тест в банк тестов, которые предварительно были сгенерированы в модуле «АСТ-КТ» генератором тестов в соответствии с условиями тестирования. Администратор заполняет журнал посещения тестов, в который вносится заранее составленное расписание проведения тестирования. Системная база данных хранится на сервере. При запуске тестирующая компонента обращается к Журналу доступа. Формирует список доступных библиотек и предъявляет в виде списка. Таким образом, участник тестирования имеет доступ только к указанным библиотекам и в строго ограниченный период времени. Для начала тестирования испытуемому необходимо ввести код доступа, который формируется в модуле администратора. Каждый участник тестирования должен быть ознакомлен с процедурой тестирования и правилами прохождения тестирования. Для этого преподаватель-тестолог проводит инструктаж с соответствующей записью в журнале тестирования. Испытуемый, не прошедший первичный инструктаж, не допускается до тестирования. При тестировании студенты обязаны соблюдать правила его проведения и выполнять требования тестолога. К отчету администратор системы формирует выходную форму с результатами тестирования. Выходные формы формируются в модуле «АСТ-Адм» на основе информации о субъекте тестирования и результатах проведенного тестирования. Выходные формы формируются в зависимости от задач тестирования. Модуль статистики «АСТ-Stat» позволяет проводить дополнительную аналитическую и статистическую обработку результатов тестирования с последующим построением графиков и диаграмм. (9, с.178)

При обучении студентов большое внимание уделяется самостоятельной работе, в связи с этим было выбрано электронное тестирование с использованием оболочки АСТ, который позволяет выполнять тест несколько раз в индивидуальном режиме и с осуществлением самоконтроля, потому что тестовые задания и их очередность постоянно меняются, а результаты можно увидеть сразу после выполнения студентом теста.

В процессе создания данной выпускной квалификационной работы был разработан электронный тест в оболочке АСТ, направленный на контроль сформированности грамматического навыка у студентов второго курса. Данный тест включает в себя 200 заданий различного типа: открытые, закрытые, на соответствие и на правильную последовательность. Каждый вид содержит примерно 50 тестовых заданий (см. Приложение 2). В процессе создания теста, направленного на контроль сформированности грамматического навыка, автор проекта воспользовался инструкцией по разработке тестов в данной оболочке. (см. Приложение 3). Во время преддипломной практики данный тест был апробирован на студентах группы Л-22 Соликамского педагогического колледжа в качестве текущего контроля, что более подробно будет рассмотрено в следующем параграфе.

Таким образом, электронное тестирование является одной из наиболее эффективных форм контроля сформированности грамматических навыков при работе со студентами, который можно осуществлять при любой форме и виде контроля. (см. 2.1.)

2.3 Использование АСТ-тестирования в качестве контроля сформированности грамматических навыков студентов 2 курса колледжа

Теоретические положения, изложенные в предыдущих главах данной работы, были проверены на практике на уроках английского языка в педагогическом колледже.

Целью опытного обучения являлась апробация разработанного теста на основе программы АСТ-тест в процессе контроля сформированности грамматических навыков у студентов 2 курса.

В соответствии с целью проведения опытного обучения были сформулированы следующие задачи:

  1. изучить рабочую программу и учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» для студентов 2 курса колледжа по специальности Иностранный язык и выделить грамматические явления, подлежащие усвоению на данном этапе обучения;

  2. провести электронное тестирование по изученному грамматическому материалу и сравнить полученные результаты с отметками за традиционный тест;

  3. выявить проблемы, обнаруженные при работе студентов с электронным тестом;

  4. в течение преддипломной практики организовать тренировку студентов в работе с грамматическими тестами в оболочке АСТ;

  5. провести срез в конце практики 2 способами: посредством электронного тестирования и с помощью традиционного теста, сравнить результаты, сделать вывод.

Опытное обучение проводилось в Соликамском педагогическом колледже имени А. П. Раменского, города Соликамск Пермского края по учебно-методическому комплексу New Headway Intermediate авторов Liz and John Soars по темам «Чудеса света», «Рассказывая истории» и «Счастье». Данный учебник состоит из 68 уроков, что соответствует учебной нагрузке студентов специальности 050303 Иностранный язык по дисциплине «Иностранный язык». В соответствии с сюжетным замыслом учебника уроки объединены в разделы. Каждый раздел учебника заканчивается тестом и сочинением или монологическим высказыванием. Каждый урок в учебнике состоит из нескольких упражнений, нацеленных на формирование языковых навыков и развитие речевых умений. Данный учебник имеет сюжетное построение с опорой на жизненный опыт обучающихся. В соответствии с сюжетом на страницах учебника учащиеся встречаются с различными реальными историями. Более того, при изучении определенного текста делается акцент на одно или несколько грамматических правил. Грамматические явления, которые подлежат обязательному изучению в соответствии с государственным стандартом, изложены в рабочей программе, на основе которой выбирались тестовые задания, их сложность и тематика

Студенты должны знать образование и уметь использовать в устной и письменной речи следующие грамматические явления: прошедшее простое время, вспомогательные глаголы, времена в активном залоге, настоящее простое и длительное время, активный и пассивный залог, прошедшее простое и длительное время, завершенное время, модальные глаголы (обязанность, совет), будущее время, глаголы, требующие после себя инфинитив или герундий, словообразование, первое условное наклонение и придаточное времени, настоящее завершенное длительное время, косвенные вопросы, косвенная речь.

Тестовые задания подбирались на основе следующих учебников: New Headway Intermediate Liz and John Soars учебник и рабочая тетрадь (23), методические пособия по английскому языку для студентов, составленные преподавателями колледжа (8), Snapshot Elementary учебник и рабочая тетрадь. (24) В процессе проведения опытного обучения объектами контроля являлись: степень сформированности грамматического навыка по следующим грамматическим явлениям: времена в английском языке Present Simple, Continuous, Perfect, Past Simple, Continuous Tense, предлоги места времени, орфография, порядок слов в предложении.

Апробация тестовых заданий проводилась в несколько этапов. Первое знакомство с программой АСТ-тест проходило на первом курсе, когда студенты знакомились с правилами работы с электронными тестами и выполняли тренировочные тесты по грамматике и лексике. На втором курсе проводилась работа в употреблении грамматических явлений. Перед решением тестов на 2 курсе было проведено анкетирование студентов. Ниже представлены вопросы анкеты и ответы студентов. (см. приложение 4)

Вопрос №1. Любите ли вы решать тесты? Большее количество студентов отдало предпочтение тестам, в сравнении с другими формами контроля. (см. приложение 5, диаграмма №1 )

Вопрос №2. Какой из видов теста лучше: электронный или на бумажном носителе? Мнения студентов разошлись, но не намного. Несколько человек предпочитают работать с бумажными тестами, так как не обладают хорошими навыками владения компьютером или медленно печатают. Многие из группы готовы выполнять электронные тесты при условии, если будут хорошо знакомы с правилами работы и тест будет составлен корректно. (см приложение 5, диаграмма №2 )

Вопрос №3. Какой из видов теста является наиболее объективным: электронный или традиционный? Мнения разошлись. Большая часть группы считает, что результаты электронного тестирования не всегда правильны и объективны. Неправильно введенное слово, лишнее слово или знак пунктуации в правильном ответе приводит к тому, что ответ считается ошибочным. В то же время оценивание традиционного теста не всегда является объективным из-за личного отношения учителя. (см приложение 5, диаграмма №3 )

Вопрос №4 Согласны ли вы выполнять контрольные работы в виде электронного тестирования? Оказалось не все согласны выполнять контрольные работы в виде электронного тестирования, несмотря на то что студентам нравится работать с такими тестами. Учащиеся привыкли к традиционному виду контрольной работы. (см приложение 5, диаграмма №4)

Разработанный электронный тест, как форма контроля грамматических навыков студентов 2 курса колледжа, предварительно выполняли несколько студентов 5 курса специальности 050303 Иностранный язык для выявления уровня валидности теста. Найденные недостатки и ошибки были устранены. Также было выяснено, что уровень тестовых заданий соответствует 2 курсу специальности 050303 Иностранный язык.

Для определения степени сформированности грамматических навыков, а также эффективности применяемого подхода и разработанной системы упражнений, в ходе опытного обучения был проведён ряд срезов: решение тестов в электронном варианте (см. приложение 6) и решение традиционных тестов (см. приложение 7). Следует заметить, что, несмотря на одинаковую отметку за электронный и традиционный тест количество правильных ответов в процентном соотношении разное. Все объясняется тем, что критерии оценивания электронного теста ниже, чем критерии традиционного тестирования, но, несмотря на это объективность компьютерного тестирования выше.

ФИО

Оценка электронный тест

Кол-во выполненных заданий %

Оценка традиционный тест

Кол-во выполненных заданий %

Гюнель А.

2

20

3

55

Татьяна Б.

4

60

4

70

Сабина Л.

3

50

4

65

Евгения П.

4

60

5

85

Юлия П.

3

45

4

65

Алла Р.

4

60

4

65

Светлана С.

3

40

4

70

Анастасия С.

4

65

5

90

Александра С.

2

20

3

55

Наталия Т.

2

25

3

55

Дарья Ф.

4

60

4

70

ИТОГО: средний балл

3.2

46

3.9

68

Данная таблица показывает результаты тестирования в начале данного учебного года. Студенты еще не очень хорошо знакомы со всеми особенностями работы с электронными тестами, поэтому были допущены ошибки при вводе ответов на задания. Несколько студентов задавали дополнительные вопросы по правилам работы. Выполнение тестовых заданий в качестве тренировки проводилось 1-2 раза в неделю в компьютерном кабинете, где каждый имел возможность решать тесты в своем режиме. Из предложенных 200 тестовых заданий студенты выполняли заранее определенное количество заданий. Достаточное количество тестовых заданий позволило уменьшить шансы на прорешивание одних и тех же заданий.

В конце учебного года итоговый срез знаний проводился 2 способами: электронное и традиционное тестирование.

ФИО

Оценка электронный тест

Кол-во выполненных заданий %

Оценка традиционный тест

Кол-во выполненных заданий %

Гюнель А.

3

20

3

55

Татьяна Б.

4

60

4

70

Сабина Л.

4

50

4

65

Евгения П.

5

60

5

85

Юлия П.

4

45

4

65

Алла Р.

4

60

4

65

Светлана С.

4

40

4

70

Анастасия С.

5

65

5

90

Александра С.

3

20

3

55

Наталия Т.

3

25

3

55

Дарья Ф.

4

60

4

70

ИТОГО: средний балл

3.9

46

3.9

67,7

Сравнение полученных результатов представлено в таблице. Можно сделать вывод, что при регулярной тренировке в решении компьютерных тестов результаты тестирования практически такие же, как и при традиционном тестировании, но могут быть и лучше. В результате данного исследования результаты получились одинаковые в связи со следующими обстоятельствами: тренировочные тесты выполнялись лишь в течение непродолжительного времени, которого было недостаточно для полного усвоения правил работы с компьютерной программой. Также у каждого студента есть свои индивидуальные способности: проблемы со зрением, медленно печатает на компьютере, делает ошибки в написании слов. Несмотря на то, что отметки студенты получили одинаковые, преимущества электронного тестирования заключаются в повышении мотивации обучающихся, экономии времени учителя на проверку, отсутствии субъективности в оценивании результатов, учащийся имеет возможность работать в индивидуальном режиме, исключено списывание.

Подводя итог можно сделать вывод: оценка, выставляемая по итогам электронного тестирования, особенно при контроле грамматического навыка, отличается большей объективностью и независимостью, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая часто основана на впечатлении учителя и его отношению к учащемуся. Благодаря рассмотренным выше достоинствам данная программа подходит для всех видов контроля и широко применяется в образовательных учреждениях. Данное исследование показывает, что при правильной организации электронного тестирования и предварительной тренировки в решении тестов компьютерного тестирования не хуже традиционной контрольной работы и может быть использована при организации контроля сформированности иноязычных навыков, в том числе и грамматических при обучении студентов иностранному языку.

Выводы по второй главе. Вторая глава посвящена тестированию как одному из основных форм контроля грамматического навыка. Раскрыты понятия тест, тестовое задание, тестирование, электронное тестирование. Был разработан тест в электронной оболочке Аст-тест, состоящий из 200 заданий. Проанализированы преимущества традиционного и электронного тестирования на основе исследования, проведенного со студентами 2 курса педагогического колледжа. Полученные выводы представлены в виде таблиц и диаграмм. Поставленная цель была реализована.

Заключение

Рассмотрение проблем контроля обученности школьников иностранному языку приобретает особую важность в связи с коренными изменениями, продиктованными самой жизнью, как в практике преподавания, так и в методической литературе.

Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание учителей и методистов (В.С, Цетлин, И.В. Рахманова, Л.В. Щерба, Е.И. Пассов, А.В. Конышева, К. Морроу, Л.Ф. Бахман и другие) (5, с.7) так как в нём кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения. Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс (4, с.4). Вместе с тем приходится признать, что именно коммуникативные умения являются основным показателем обученности учащихся иностранному языку, и именно они являются основным объектом контроля. Вместе с тем, языковые навыки играют важную роль, так как на их сформированности базируется речевая деятельность (5, с. 15). Из этого следует, что текущий контроль сформированности языковых навыков – важная задача, обеспечивающая эффективное обучение общению (правильная, грамотная речь).

Поэтому целью данной выпускной квалификационной работы являлось на основе теоретического изучения проблемы контроля сформированности грамматических навыков разработать компьютерное тестирование в программе АСТ и апробировать его в процессе обучения студентов 2 курса иностранному языку.

В данной работе рассмотрено электронное тестирование как основная форма контроля сформированности грамматического навыка. Для реализации данной цели была изучена методическая, педагогическая и психологическая литература по истории развития проблемы контроля. Рассмотрено общее понятие контроля в целом, его роль при обучении иностранному языку, а также его виды, формы и функции. Была сделана попытка раскрыть сущность контроля грамматических навыков, как методологически значимого для современной методики обучения иностранным языкам. Также была описана классификация видов контроля: предварительный, оперативный, текущий, итоговый, самоконтроль и взаимоконтроль. (4, с.2). Различные формы (см. 1.2) контроля грамматических навыков, такие как устный контроль (опрос и его разновидности), собеседование, письменный контроль (контрольные работы), тестирование, индивидуальные или фронтальные, одноязычные или двуязычные (4, с.32) позволяют сделать процесс обучения интересным, разнообразным; знания – прочными; формировать и развивать навыки и умения учащихся. Кроме того, контроль при систематичном и регулярном проведении влияет на организованность ученика, его личности. Разнообразие и свобода в выборе форм организации контроля формирует мобильного, креативного и неповторимого человека. Более того, был сделан акцент на тестировании, в частности электронного, как одной из наиболее актуальных форм контроля грамматических навыков, так как электронное тестирование позволяет проконтролировать за короткий срок времени определенное количество грамматических структур, знание правил определенных грамматических явлений, которые учащийся может не использовать при устном контроле. В работе описаны виды тестов и компьютерных программ, а также требования к их составлению. Была осуществлена попытка доказать важность применения тестов в процессе обучения иностранному языку, рассмотрены функции и роль тестов в процессе обучения. Тесты являются наиболее экономной формой контроля и объективным показателем степени усвоения учащимися того или иного языкового материала. Тесты выполняют две различные функции: контролирующую и обучающую. К контрольным относятся те тесты, основной целью которых является установить факт знания/незнания, владения/невладения тем или иным материалом и соответственно оценить его. К тестам, выполняющим контролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты проверяющие наличие у школьников определенного уровня коммуникативной компетенции и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдельными речевыми умениями за определенный период обучения. В настоящее время наметилась тенденция использовать тесты в обучающей функции. При развитии отдельных умений (из числа установленных) которые связаны со смысловой переработкой информации в процессе чтения, характер и организация тестовых заданий предусматривает тренировку каждого умения в изолированном от других умений виде на отрывках/абзацах различного построения (например, начинающихся с главной мысли и т. д.).

Практическая ценность данной работы заключается в разработке и апробации электронного грамматического теста для студентов 2 курса Соликамского педагогического колледжа в электронной оболочке «АСТ-тест». Данный тест включает в себя 200 заданий различного типа: открытые, закрытые, на соответствие, на правильную последовательность. Каждый вид включает примерно одинаковое количество тестовых заданий (см. Приложение 1). Тест направлен на контроль таких грамматических явлений как, The Present Simple (Progressive, Perfect) Tense, The Past Simple (Progressive, Perfect) Tense, неправильные глаголы, множественное число существительных и др. В процессе создания теста, направленного на контроль сформированности грамматического навыка, автор работы воспользовался инструкцией по разработке тестов в данной оболочке.

Следует признать, что в настоящее время нельзя считать проблему контроля сформированности речевых и языковых умений окончательно решенной. Целый круг вопросов является пока недостаточно изученным и требует специального исследования. Но, тем не менее, хотя рассмотренные аспекты контроля и требуют определенного дополнительного исследования, каждый учитель должен знать требования, предъявляемые к методике контроля и те параметры, по которым оценивается тот или иной вид речевой деятельности. Также, каждый учитель должен стремиться грамотно реализовывать эти требования в учебном процессе, уметь создавать правильный микроклимат в классе, при проверке стараться проявлять объективность и доброжелательность, и, самое главное, учитывать психологическое состояние учащихся в процессе контроля.

Таким образом, задачи были решены, поставленная цель была достигнута, но, несмотря на это, вопросы изучения контроля на уроках иностранного языка представляют собой обширное поле для деятельности, так наука не стоит на месте, а постоянно появляются новые, более современные формы и приемы контроля, которые представляют интерес для ученых и учителей-практиков. Контроль грамматических навыков включает в себя разнообразные методы, приемы и средства, ориентированные на реальные потребности в изучении языка и на развитие языка личности средствами изучаемого языка. Информационно-коммуникативные технологии, включающие в себя электронное тестирование, находятся в стадии развития и разработки, что подтверждает актуальность данной темы. Также появляются новые и более современные разновидности электронного тестирования. Одним из них является система Вердикт. Суть данной системы заключается в решении тестов с помощью пультов. Ученик получает дистанционный пульт, читает на экране вопрос и нажимает вариант ответа на пульте. В сравнении с программой АСТ-тест, Вердикт также включает в себя несколько видов тестовых заданий. Учитель контролирует процесс, работая с компьютером, и может выбрать наиболее подходящий вариант работы с учащимися: первый – кто первый ответит правильно, второй – все отвечают за определенное время. Результаты тестирования подсчитываются автоматически компьютером и выводятся на экран. Каждый может увидеть свой результат и правильный ответ. Перспективы работы заключаются в возможности изучения системы Вердикт, теоретического обоснования данной проблемы и проведения исследования.

Библиографический список

  1. Азаровская А.Е., Кузовлева Н.Е., Пассов ЕИ. и др… Контроль в обучении иностранному языку: учеб. пособие/ Под ред. Пассова Е.И, Кузнецовой Е. С.- Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам»,№17).

  2. Апальков В.Г., Соловова Е.Н. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы Лекции 1-4: Учеб. Пособие. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», - 2006.

  3. Апальков В.Г., Соловова Е.Н. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы Лекции 5-8: Учеб. Пособие. - М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2006.

  4. Арнаутова Е.И. Возможности сети интернет в процессе обучения иностранному языку МОУ «Гимназия №62» г. Кемерово. - helen@lnk.kuzbass.net

  5. Васильев В.И., Малышев Н.Г., Тягунова Т.Н. Программно-педагогические тесты. Система методологических правил 1999.

  6. Васильев В.И., Тягунова Т.Н. Теория и практика формирования программно-дидактических тестов Учеб. Пособие. - М.: 2001.

  7. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии: Учеб. пособие: В 2 кн. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М.: Сов. энциклопедия, 1978—1980.

  8. Грибенникова И.В. Сборник упражнений по английскому языку, система времен английского языка. Методическое пособие для студентов. – Соликамск: 2004.

  9. Дрогавцева Элеонора Викторовна - учитель английского языка МОУ СОШ № 7 г.Георгиевска http://revolution./pedagogics/00014065_0.html

  10. Зборовский Г.Е. и Е.А. Шуклина Образование как ресурс информационного общества.\\ Социологические исследования №7, 2005. - С.107-113.

  11. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991-450с

  12. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку – СПб: КАРО, Мн.:- Издательство «Четыре четверти», 2004. -144с.

  13. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997-360с

  14. Луцева Е.А. Тестирование речевых умений и навыков как средство в общей системе дидактического контроля. Учеб. Пособие. - М.: Титул, 2000.

  15. Миролюбова А. А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод. пособие/ Под редакцией. А. А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2001.- 80с.

  16. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г.Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001.-272с.

  17. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996-235с

  18. Сафонова В.В. Программы по английскому языку для 1-4, 5-9, 10-11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.: Еврошкола, 1999.

  19. Цветкова З.М. Некоторые вопросы контроля и учета. Приложение к журналу Иностранные языки в школе // Методическая мозаика 4/2005

  20. Adrian Doff. Teach English. A training course for teachers. CUP 1995.

  21. Cambridge examinations, certificates and diplomas. UCLES 1995.

  22. Common European Framework of Reference for Language Learning and Teaching. Language Learning and Teaching for European Citizenship. Council of Europe 1996.

  23. Liz and John Soars New Headway Intermediate: Oxford University Press, 2003-160c.

  24. Brian Abbs, Chris Barker, Ingrid Freebairn. Snapshot Elementary: Starter, Pearson Education Limited, 2000-128c.