Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении

Министерство образования Российской Федерации

ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева»

Факультет педагогики и психологии детства

Отчет о методической практике

выполнила: студентка ФППД гр.414

(отделение непрерывного образования, ОНО)

Баталова Н.Ю.

Красноярск, 2010г.

Задание 1. Изучение особенностей управления дошкольным образовательным учреждением. Наблюдение за деятельностью заведующего и старшего воспитателя

Управленческие функции заведующего и заместителя заведующего по ВОР определяются в соответствии с требованиями должностных инструкций в которых чётко указаны и определены функциональные и должностные обязанности. Одной из главных функций деятельности дошкольного учреждения является организация воспитательно-образовательного процесса.

Так, в функциональные обязанности заведующего дошкольного учреждения входит выработка и принятие решения по обеспечению системы образовательной и административно-хозяйственной работы дошкольного учреждения. Именно руководитель окончательно определяет цели и задачи развития ДОУ, планирует его работу с целью осуществления мер по реализации задач, стоящих перед коллективом. В функциональные обязанности руководителя дошкольного учреждения входит осуществление учёта и контроля за выполнением решений педагогического совета и хозяйственной деятельности ДУ, регулирует постоянное поддержание необходимого уровня организации деятельности ДОУ. Руководитель ДОУ разрабатывает в соответствии с целями ДОУ, на основе программы его развития конкретные должностные обязанности сотрудников ДОУ, а также штатное расписание. Подбирает и принимает на работу сотрудников. Поощряет и стимулирует творческую инициативу сотрудников, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Уделяет первостепенное внимание созданию положительного образа, имиджа ДУ в городе. Обеспечивает учёт, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Несёт ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом.

Заместитель заведующего по ВОР вместе с заведующей ДОУ осуществляет руководство ДОУ. В её функциональные обязанности входит руководство организацией воспитательно-образовательной и методической работой в детском саду. Организация текущего и перспективного планирования этой работы. Координирует учебно-методическую и воспитательную работу всех педагогических работников по выполнению учебных планов, программ и обеспечивает их полное и качественное выполнение. Осуществляет контроль за качеством воспитательно-образовательного процесса. Организует просветительскую работу для родителей по вопросам обучения и воспитания воспитанников. Организует работу по изучению передового педагогического опыта. В должностные обязанности заместителя заведующего входит оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Составляет расписание учебных занятий, Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, оказывает помощь в проведении мероприятий, вносит предложения по совершенствованию образовательного и воспитательного процессов. Принимает участие в работе по подготовке педагогического совета, организует и контролирует выполнение его решений. Занимается вопросами по организации и оснащению групповых помещений современным оборудованием, наглядными пособиями, организует работу методического кабинета. Осуществляет контроль за работой воспитателей, обеспечивает взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

Вся деятельность заместителя заведующего по ВОР планируется заранее и отражается в годовом плане, корректируется в календарном и ежедневном планировании.

Циклограмма рабочего дня заместителя заведующей по ВОР

Виды деятельности

Затраты времени

Анализ деятельности

1

Обход групп

8.00- 8.30

Посетила все возрастные группы. Выборочно ознакомилась с планами воспитателей на день, некоторым из них дала рекомендации и советы по наилучшей организации дня. Проконтролировала подготовку воспитателей к занятиям. Ознакомилась с общим положением дел в группах.

2

организационное совещание при заведующем

8.30- 9.00

Обсуждали подготовку методической выставки. Рассмотрели основные разделы плана летней оздоровительной кампании. Заместитель заведующей по ВОР сделала небольшой отчёт по организации методической работы в летний период

3

Консультации для воспитателей

9.00- 9.45

Провела индивидуальную консультацию для воспитателя по вопросу организации активных видов деятельности детей летом. Подготовила информационную страничку по итогам консультации.

4

Работа по оформлению метод материалов.

9.45 – 10.30

Составление анализа деятельности методической работы за учебный год. Редактирование плана летней оздоровительной кампании: составлении сетки занятий, формирование раздела по методической работе.

5

Наблюдение и анализ воспитательно-образовательной работы

10.30- 13.00

Осуществление контроля организации прогулки. Советы и рекомендации воспитателям по использованию выносного оборудования. Посещение кабинета музыкального руководителя, ознакомилась с планом подготовки к празднику (Выпускной бал).

6

Работа по оформлению метод.материалов

14.00- 16.30

Продолжила работу по составлению плана на лето. Занималась разработкой рекомендаций по организации экскурсий и пеших походов с детьми. Совместно с руководителем по физическому воспитанию составили маршруты пеших экскурсий и походов.

Планирование работы на месяц

16.3 17.00

Анализ итогов дня. Составление плана работы на завтра.

Вывод: таким образом, управление педагогическим процессом заместителем заведующего по ВОР осуществляется планомерно и целенаправленно. Свою деятельность она планирует заранее. В работе используются различные виды планирования: годовое, календарное, ежедневное. Каждое планирование имеет своё значение. Система планирования каждого мероприятия включает ряд этапов:

- в годовом плане: на какой месяц целесообразнее запланировать;

- в календарном плане: в какой день месяца (дата);

- в ежедневном планировании: в какое время (час,);

Задание 2. Изучение документации, регулирующей деятельность дошкольного образовательного учреждения

Название

документации

Порядок ведения

Характер

использования

Устав ДУ

Один из основных документов регламентирующий деятельность ДУ. Закреплён печатью. Указаны основные цели и задачи деятельности ДУ, права и обязанности работников.

Используется при регламентировании деятельности ДУ.

Коллективный договор

Основной документ регламентирующий деятельность коллектива в целом. Подписан на основе договорённости между администрацией и коллективом. Согласован, подписан, скреплён печатью. Помогает в решении спорных вопросов: оплаты труда, предоставления льгот и др.

Помогает в решении спорных вопросов: оплаты труда, предоставлении социальных гарантий, отпусков, дополнительных выплат, и др.

Лицензия на образовательную деятельность, Свидетельство об Аккредитации

Основная нормативная документация хранится в папке.

Определяет направления деятельности ДУ.

Книга протоколов педагогического совета

Ведётся в специальном журнале, протоколы оформляются в едином стиле. Производится запись всех педсоветов: фиксируются порядок выступлений, высказывания и мнения каждого педагога по определённым направлениям деятельности ДУ. Записывается решение педсовета. Протоколы нумеруются, подписываются председателем и секретарём.

Принятые на педсовете решения обязательно необходимо выполнить в указанный срок. Таким образом осуществляется деятельность педагогов и рост их

профмастерства.

Годовой план работы ДУ

Текстовой вариант размещён в папке, страницы пронумерованы, деловой стиль оформления. Каждый раздел плана предусматривает определённый объём работы на год. Представлены различные виды деятельности работников ДУ в течение года. Согласован и утверждён на педсовете.

Запланированные мероприятия выполняются ответственными специалистами в установленные сроки с предоставлением отчётной документации. Итоги работы за год предоставляются в анализе.

Книга учёта педкадров и обслуживающего персонала

Учёт работников ДУ осуществляется в специальном журнале. Учёт производится по различным направлениям: стаж, категория, образование. Отмечается приход и уход с работы.

Информация используется при составлении различных отчётов.

Личные дела педагогических кадров

Личные дела педкадров содержат информацию о педагогах, прослеживается и указывается конкретная информация о профессиональной подготовке педагога.

Постоянно вносятся новые сведения. используется для составления отчётной документации, принятия управленческих решений.

Трудовые книжки

Трудовые книжки ведутся заведующим ДУ, соответствующие записи вносятся при приёме на работу, увольнении, награждениях и переводе на другую работу. Указываются: дата, номер приказа по учреждению. При увольнении - статья ТК.

Выдаётся на руки в последний рабочий день. Обязательно предоставлять нанимателю при приёме на работу. Зафиксированные сведения используются при оформлении на пенсию.

Родительский договор

Заключается на весь период нахождения ребёнка в ДУ. В нём содержится информация об обязанностях сторон в воспитании детей. Определена мера ответственности за невыполнение определенных пунктов договора.

Используется при регулировании деятельности и сотрудничества педагогов и родителей. Пункты договора могут пересматриваться.

Правила внутреннего трудового распорядка

Регламентируют деятельность всех работников ДУ. Содержится информация об обязанностях и правах работников. Заложены юридические и административные аспекты трудовых отношений.

Стимулирует качественное исполнение своих обязанностей каждым работником.

Справки и акты по результатам проверок

Собраны в папке, хранятся и оформляются по установленному образцу.

Используются при составлении анализа деятельности ДУ, при перспективном планировании.

Статистический отчёт за год

Заполняется по определённому образцу. Содержит информацию об учреждении: здании и сооружениях, количестве групп и контингенте воспитанников. Указывается информация о заболеваемости детей, сведения о педагогах.

Отслеживается полезная информация за несколько лет: какие происходят изменения.

Медицинская документация

Храниться в кабинете у медсестры. Ведётся в установленном порядке. Записи вносятся своевременно. Содержит различную информацию о здоровье ребёнка в частности и о состоянии дел по вопросам заболеваемости в ДУ.

По осуществлению контроля за качеством поступивших и приготавливаемых продуктов ведутся документы установленного образца, заполняются ежедневно, своевременно. Меню-требование обязательный документ, по нему осуществляется приготовление пищи. В меню определены нормы готовой пищи, определяется калорийность приготовленных блюд.

Сведения содержащиеся в этих документах постоянно использует инспектор СЭС, содержит информацию для отчётов.

Положения о педагогическом совете,

Положение о логопедических группах,

Положение о родительском собрании, Положение о творческих группах

Регламентируют деятельность всех подразделений ДОУ. Содержится информация об обязанностях и правах педагогов, руководителей. Заложены юридические и административные аспекты трудовых отношений.

Финансово-хозяйственная документация

Порядок ведения в соответствии с требованиями. Содержит разнообразные сведения о материально-техническом состоянии ДУ. Представляет собой учёт по видам деятельности.

Данные используются для составления отчётности финансово-хозяйственной деятельности

Каждый документ регламентирует определённый вид деятельности ДОУ. Ведение документации осуществляется строго по установленному образцу, предоставлять своевременно различные отчёты. Ведением определённой документации занимаются специалисты. Заведующий осуществляет контроль. В ДОУ документация ведётся в соответствии с требованиями.

Задание 3. Изучение вопросов организации различных форм методической работы с педагогическим коллективом

На основе анализа и самоанализа деятельности педагогов, диагностики уровня их педагогического мастерства, в зависимости от качественного состава кадров в детском саду обеспечивается дифференцированный подход к подбору содержания и формы методической работы.

- консультации;

- собеседование;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта;

- конкурсы;

- повышение педагогического уровня и мастерства педагогов;

- коллективные просмотры;

Данное направление деятельности разрабатывается педагогами и заместителем заведующего исходя из анализа деятельности за предыдущий учебный год, результатов диагностики.

- праздники и развлечения.

В дошкольном учреждении все проводимые педагогические советы фиксируются в специальном журнале «Протоколы педагогических советов». Периодичность и тематика педсоветов соответствует годовому плану.

Протоколы педсовета ведутся регулярно, чётко и аккуратно. Протокол пишет секретарь. Структура ведения протоколов соответствует требованиям и включает: номер педсовета, дату проведения, количество присутствующих на педсовете, отмечаются отсутствующие и причина по которой они не явились на педсовет. Определяется тема педсовета и конкретные вопросы которые будут рассмотрены. Указываются специалисты которые будут выступать с докладом и указана тема выступления.

План проведения итогового педсовета №4:

1.Анализ работы детского сада за прошедший учебный год (зам.заведующей по ВОР Логванова Т.В.)

2.Работа с детьми находящимися в социально опасном положении.(Психолог Калугина М.В.)

3. Анализ заболеваемости. Итоги деятельности в течение учебного года. Рекомендации и советы по совершенствованию системы физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ. Аналитическая справка.(Старшая м/с Зайцева Н.Н.).

5. Обсуждение и утверждение плана работы на летний оздоровительный период. (Коллективное обсуждение)

6. Разное (решение организационных вопросов).

По итогам проведения педагогического совета ДОУ принимается решение. В нём закрепляются основные направления деятельности ДОУ, определены задачи и пути совершенствования воспитательно-образовательной работы. Указаны сроки исполнения, ответственные.

Вывод: проанализировав организацию и проведение педагогического совета ДОУ можно отметить, что тематика педсоветов соответствует годовому плану. Итоги заседаний протоколируются, выступления и аналитические справки собраны и помещены в папку приложений. Решения педсоветов лаконичны, соответствуют тематике педсовета. Педагоги достаточно активны в плане подготовки к педсовету, получают квалифицированную помощь и ответы на интересующие их вопросы.