Естествознание в системе наук

Тема: Естествознание в системе наук

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Дифференциация наук

2. Естествознание как иерархия наук о природе

3. Естествознание и социальная жизнь общества

4. Проблема интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Современное науковедение под естествознанием понимает систему наук о природе: физику, химию, биологию, астрономию, геологию и другие. Каждая из этих наук имеет свое предметное поле, содержание, структуру, методы исследования, описывает какую-то одну сторону природы и строит ее модель: физика – физическую картину мира, химия – химическую, биология – биологическую и т.д. Но, изучая, и даже очень глубоко, одну из этих сторон, нельзя забывать, что мир целостен и един. Поэтому одной из важнейших задач естествознания является постижение фундаментальных, всеобщих законов бытия материи и построение единой научной картины мира – такой его непротиворечивой модели, которая бы с единых позиций описывала явления и процессы, протекающие в окружающем нас мире.

Цель работы – раскрыть естествознание в системе наук.

Задачи работы:

1. Показать, что дифференциация и интеграция наук неотъемлемые стороны процесса познания окружающего мира.

2. Сформировать представление об иерархичности естественных наук.

3. Раскрыть роль естествознания в социально-культурной жизни общества.

4. Обосновать необходимость интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания.

5. Отработать понятия: дифференциация, диверсификация, интеграция.

Методика исследования основана на использовании контент-анализа различных источников научной и специальной литературы по вопросам концептуальных основ современного естествознания.

1. Дифференциация наук

Накопление количества и изменение качества информации об окружающем мире, ее систематизация и классификация еще в рамках натурфилософии способствовали выделению природы, человека и общества как самостоятельных объектов познания и разделению ее единого поля на отдельные области. Этот процесс получил название дифференциации (лат. differentia – разность, разделение).

Познавательная сфера современной науки включает около пятнадцати тысяч научных дисциплин. В ее структуре четко выделяются три области:

– система знаний о человеке, обществе и различных видах и формах общественной жизни – гуманитарные (франц. humanitaire от лат. humanitas). науки;

– система знаний о природе – естествознание;

– система знаний о технике и технологиях – технические науки.

В процессе их выделения произошло не просто деление единого предметного поля науки. На основе выявленных общих оснований этих областей знания произошло формирование общего научного языка, системы понятий, специфических методов исследования, стереотипов (образцов, стилей) познания, традиций в понимании действительности – гуманитарного, естественнонаучного (рационального) и технического мышления.

Внутри каждой из областей выделяются еще более узкие направления. Так естествознание включает комплекс взаимосвязанных наук о живой и неживой природе и человеке как ее части – астрономию, физику, химию, биологию, медицину, геологию и др. Каждая из них имеет свое предметное поле – содержание, структуру, специфические методы исследования, описывает какую-то одну сторону природы и строит ее модель, единую непротиворечивую теорию, описывающую явления этой стороны природы. В процессе исторического развития человечества их роль в культуре цивилизации претерпела существенные изменения.

Каждая из выделенных наук сама представляет сложнопостроенный комплекс знаний, в рамках которых можно выделить еще более узкие области. Этот процесс получил название диверсификации (лат. diversificatio – изменение, разнообразие). Например, в биологии выделяют ботанику, зоологию, анатомию, физиологию, цитологию, генетику, эволюционную теорию и т.д., в физике – классическую механику, термодинамику, электродинамику, статистическую физику, теорию относительности, атомную и ядерную физику, квантовую механику, физику элементарных частиц и др., астрономия включает небесную механику, астрофизику, космологию, и др., химия – неорганическую, органическую, аналитическую, физическую химию, химию полимеров и т.д.

Сферы естественнонаучного, технического и гуманитарного знания глубоко взаимосвязаны. Отсутствие общих оснований и общего языка описания явлений изучаемых ими не мешает их взаимодействию. Прогресс естественных и технических наук и становление естественнонаучных методов исследования способствовали появлению крупных достижений в гуманитарных областях – экономике, политике, в решении глобальных проблем человечества. В большинстве своем открытия в области естествознания становятся причиной изменения мировоззрения, общей направленности мышления, реализуются в социальной жизни и, в конечном итоге, оказывают глубочайшее воздействие на гуманитарную культуру. Развитие естественных наук придает новый смысл познанию. Но и гуманитарные науки в свою очередь влияют на развитие естественных и технических наук. Они дают возможность человеку лучше понять самого себя, свое творчество, свою культуру, свою роль и назначение в системе Мироздания, помогают активизировать и реализовать свои способности и творческий потенциал.

Дифференциация наук позволяет более глубоко познавать отдельные стороны окружающего нас мира, однако мир состоит не из отдельных частей, а представляет целостность и для построения его объективной картины необходимы объединенные усилия всех наук.

2. Естествознание как иерархия наук о природе

Объединенные специфическими методами исследования, естественные науки образуют иерархическую (греч. hieros -священный и arche – власть, расположение элементов в порядке от низшего к высшему, последовательность усложняющихся структур) систему. Впервые это подметил еще французский физик А.Ампер, создавший в начале XIX века первую классификацию естественных наук, которая уже тогда включала около 200 наименований. Иерархию естественных наук можно представить в виде упрощенной схемы (рисунок 1).

На первой ступени иерархической лестницы естествознания находится физика, как наука, изучающая наиболее "просто" устроенные системы, наиболее общие свойства материи, простейшие формы ее движения и взаимодействия. Все процессы и явления, протекающие в социоприродной среде, развиваются не вопреки, а сообразно фундаментальным законам и принципам, которые открыла и изучает физика. Ни одна химическая реакция, биологический или социальный процесс не могут протекать вопреки этим законам. Поэтому физика и является основанием всего естествознания, да и само слово "Physis" -означает "природа".

Рисунок 1. Систематика естественных наук

Астрономия – наука о строении, развитии и движении космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Она, как и физика, изучает наиболее "простые" тела природы. В этом плане она близка физике и широко использует ее достижения для изучения процессов, протекающих в мегамире.

Физика и химия глубоко взаимосвязанные разделы естествознания и имеют общее поле деятельности. Такие объекты микромира как атомы и молекулы изучаются и той, и другой наукой. Но как справедливо отметил лауреат Нобелевской премии по химии Н.Н.Семенов, "...химический процесс есть то основное явление, которое отличает химию от физики и делает первую более сложной наукой". Процессы превращения веществ сопровождаются изменением их состава или строения. Почему одни вещества растворяются в том или ином растворителе, а другие нет, почему одни вещества взаимодействуют между собой, а другие нет? – Все зависит от их электронной структуры и строения и предопределяется фундаментальными законами природы. Однако химические превращения нельзя редуцировать (лат. reductio – приведение обратно) к чисто физическим взаимодействиям – механическим или электромагнитным, так как у химического процесса имеются свои, присущие только ему, специфические особенности, несводимые к другим формам движения материи.

Еще на более высокой ступени иерархической лестницы находится биология – комплекс наук, исследующих живую природу от доклеточного уровня до биосферы. Она изучает еще более сложные объекты и явления. Питание, дыхание, самовоспроизведение, раздражимость, способность к адаптации, опережающее отражение – свойства, принципиально отличающие их от физических и химических объектов. Имея физико-химическую основу, биологические процессы все же не могут быть описаны только с точки зрения законов физики и химии. Для этого используются характерные только для этой области законы (законы наследования видовых признаков, естественного отбора и т.д.).

Можно отметить и так называемые пограничные науки, которые возникли на стыках естествознания, обществознания и человекознания, например, география, психология, антропология, медицина и др. География изучает процессы и явления, протекающие в геосфере, одним из элементов которой является социум. Физическая география, изучающая природные процессы, относится к естественным наукам; экономическая, изучающая размещение территориально-производственных комплексов и их взаимодействие – к гуманитарным. Аналогичная ситуация и с психологией – наукой о психике человека. Психология изучает личность, ее познавательные способности, эмоционально-чувственную сферу, поведение. И в этом плане она выступает как наука гуманитарная. Но характер поведения человека, особенности его мышления, эмоции, чувства во многом зависят от физиологического состояния, биохимических и биофизических процессов в мозге человека и во всем организме. Их исследование – одна из важнейших задач естественных наук.

В структуре современной науки появились и набирают силу такие направления как экология и синергетика. К какой области знания их отнести?

Классическая экология изучает взаимосвязи живых организмов (в том числе и человека) со средой их обитания. Расширение границ научного познания, переосмысление достижений классической экологии и проекция их на разные сферы социоприродной среды позволяют говорить что это, скорее, общенаучный подход, который используют практически все существующие ныне отрасли науки. По выражению известного биолога А.В.Яблокова "Экологический подход к исследованию явлений стал всеобщим, и сейчас трудно говорить об экологии как отдельной науке; это скорее особое видение любого предмета исследования – от культуры до внутриклеточных процессов... Экология как таковая – это и человековедение, или, лучше, обществоведение". Современная экология включает свыше ста различных направлений.

Термин "синергетика" (греч. synergos – совместно действующий) был предложен немецким физиком Г. Хакеном для обозначения науки, изучающей процессы самоорганизации и эволюции систем разной природы. Сложилось несколько представлений о том, что такое синергетика:

1. Наука, изучающая закономерности поведения сложных систем.

2. Междисциплинарный метод изучения определенного класса систем.

3. Общий подход к описанию сложных систем, структур, процессов.

Это трансдисциплинарная научная теория. Ее идеи, зародившись в химии и физике, сегодня с успехом используются в экологии, биологии, геологии, cоциологии, экономике, медицине и других областях. Возможность описать поведение разнообразных систем с точки зрения единого механизма их развития ставит синергетику, как и экологию, на уровень общенаучного подхода, позволяющего объяснить образование упорядоченных устойчивых структур на основе самоорганизации их элементов. Сегодня методы синергетики широко используются в разных областях знания и сферах деятельности – для моделирования и прогнозирования поведения как природных, так и технических, и социальных систем.

Особое место среди всех наук занимают математика и философия. Они как бы и не относятся непосредственно к естествознанию, и в то же время являются тем основанием, без которого не может развиваться теоретическое естествознание. Математика – это не просто наука, это универсальный формализованный язык, с помощью которого человечество читает книгу природы, усматривает глубинные причинно-следственные связи, единство в многообразии явлений, устанавливает количественные соотношения между свойствами объектов, изучает их пространственные формы, строит модели объектов и систем, прогнозирует их поведение.

Философия выступает как знание о наиболее общих категориях и законах развития мира, как особый мировоззренческий подход, отражающий наивысшую форму общественного сознания. В отличии от мифологического и религиозного мировоззрения она носит не только духовно-практический, но и абстрактно-теоретический характер, и выступает в качестве методологической основы естествознания. В философии культура, наука, искусство, религия и сам человек, его мышление и сознание подвергаются глубинному анализу, на основе которого философия пытается постичь окружающий мир и общие законы его развития, понять внутренний мир человека, его духовные начала, суть, предназначение и роль в системе Мироздания.

Обсуждая проблемы систематизации естественных наук, нельзя не сказать о лидирующей роли отдельных направлений. Практические потребности общества в тот или иной период жизни человечества определяют приоритетность развития какой-либо отрасли знания. XVI – XYII века по праву называют веком астрономии. Физика, как основа научно-технического прогресса, на протяжении последних трех с половиной веков была непревзойденным лидером среди других наук. В XIX веке наряду с физикой в число лидирующих выходит синтетическая химия. ХХ век считают веком расцвета медицины, биологии и генетики. Стремительный прогресс молекулярной биологии, широкое использование прецизионного (высокоточного) физического оборудования в экспериментальных исследованиях позволили собрать уникальные факты и построить хромосомную и генную теории. Современная биология стоит на пороге открытия фундаментальных теоретических идей. Ряд специалистов высказывает прогнозы о том, что XXI век станет веком развития психологии и расцвета гуманитарных наук.

3. Естествознание и социальная жизнь общества

Уже на самых ранних этапах развития естествознания его достижения активно внедрялись в инженерную мысль, становились основой техники, технологий, производств и имели самое непосредственное влияние на социальную жизнь общества.

В каждой процветающей цивилизации древности начинался строительный бум. Египет строил пирамиды, Греция – храмы, огромные стадионы и амфитеатры. Рим сооружал дороги, арены для гладиаторских боев, свои знаменитые бани, уникальные мосты и акведуки (от лат. aqua – вода, duco -веду; сооружения в виде моста с водоводом), которые до сих пор удивляют человечество своим техническим совершенством, прочностью и красотой. Всевозможные шкивы, блоки, подъемники, облегчающие строительные работы, были изобретены именно в те времена. Эти работы требовали знания законов устойчивости сооружений, прочности материалов, точности расчетов. Античная наука владела этим в совершенстве.

Еще более сильное влияние оказывает естествознание на жизнь человека в период индустриальной революции XYII – XIX веков. Наука становится базисом для промышленного освоения природы и превращается в могучую производительную силу. В промышленность активно внедряются машины и механизмы, заменяющие труд человека, строятся первые паровые двигатели. Появившиеся новые технологии открывают перед обществом и новые возможности. Большая часть тяжелого физического труда передается машинам. Тесный союз науки и техники создает огромные возможности для наращивания темпов развития и удовлетворения материальных потребностей человека.

Начало XIX века ознаменовалось мощным развитием теплотехники и теплоэнергетики. В 1803 году английский инженер Р. Тревитик построил первый паровоз, в 1807 году в Америке А.Фултон создал первый в мире колесный пароход "Клермонт", в 1825 году в Англии была открыта первая железная дорога. Благодаря колоссальному развитию естественных наук и техники цивилизация к концу XIX века обретает новый облик. Еще больше преображается жизнь, быт и труд человека, особенно в крупных городах. Человечество получает, электрический двигатель, электрическую лампу, телефон, телеграф, радио. В развитых странах строится сеть железных дорог. В Лондоне и Нью-Йорке, а затем в Будапеште, Вене, Париже появляется метрополитен. Г. Даймлер и К. Бенц создают первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Появляется электросварка, фотография, кино. Закладывается воздухоплавание. Темпы и динамика технического прогресса требуют непрерывного технологического обновления. Развиваются химические технологии, электроэнергетика, металлургия и машиностроение, начинают широко использоваться нефть и нефтепродукты.

В конце XIX века классическая наука достигает своего апогея. Ее союз с техникой обещает человеку радужные перспективы. Успехи в физике микромира в первой половине XX века переводят на новый уровень развития химию, биологию и медицину. Громадных достижений добивается синтетическая химия. Органическая химия и фармакология создали и направили в медицинскую практику большой ряд лекарств и вакцин, что дало возможность успешно бороться с такими заболеваниями как столбняк, полиомиелит, сибирская язва, туберкулез, проказа, чума, холера. Полученный в сороковых годах А. Флемингом (1881-1955) антибиотик пенициллин позволил справляться с гнойными инфекциями и пневмониями. Современная нам микробиология значительно расширила круг подобных препаратов. Медицина освоила пересадку органов. Благодаря достижениям физики и химии биология переходит на молекулярный уровень. В 1953 году американский биохимик Д.Уотсон и английский биофизик Ф.Крик с помощью рентгеноструктурного анализа установили пространственное строение молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) – носителя наследственной информации в живых организмах. С этого времени генетика переходит на молекулярный уровень. Формируется ее прикладная область – генная инженерия, которая помогает искать и исправлять генетические поломки и сбои в организме человека, создавать высокоурожайные сорта растений и высокопродуктивные породы скота.

Во второй половине XX века благодаря исследованиям ядерной физики появляются новые технологии, зарождаются новые виды энергетики. В 1954 году, во многом благодаря гению и организаторскому таланту И.В. Курчатова (1902-1960), была построена первая в мире атомная электростанция – Обнинская, которая безаварийно работает до сих пор. Рождаются принципиально новые технологии и новые образцы техники. Совершенствуются авиация и кораблестроение. Морские глубины бороздят атомные подводные лодки, сверхзвуковые самолеты-невидимки завоевывают воздушные просторы, на магнитной подушке несутся сверхскоростные поезда. Все активнее для получения энергии используются альтернативные источники – сила ветра, приливов, океанических волн, излучение Солнца, внутреннее тепло Земли. Появляются телевидение и телекоммуникационные системы, робототехника. Строятся мощные гидроэлектростанции и химические заводы, железнодорожный транспорт переходит на электрическую тягу, расширяется сеть метро.

Пятидесятые годы – время рождения кибернетики (от греч. kybernetike – искусство управления) – науки об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации. Ее основы были заложены в 1947 году Н.Винером (1894-1964) в работе "Кибернетика или управление и связь в животном и машине" (греч. kybernetike– искусство управления). Начиная с шестидесятых годов, когда человечество осознало важность ее идей, она стала развиваться гигантскими шагами. Используя математические методы, интегрируясь с другими науками и техникой, она далеко продвинулась по пути совершенствования искусственного интеллекта, компьютерных технологий, помогла создать современные информационные системы и паутину INTERNET. Современная кибернетика исследует возможности реализации машинного творчества (игра в шахматы, машинный перевод с одного языка на другой, сочинение музыки, стихов и т.д.) и создания искусственного интеллекта. Использование информационных технологий и информационных систем открывает новую эпоху в развитии человечества.

Во второй половине ХХ века рождается новое познавательное направление, объединившее идеи теории систем, эволюционизма и кибернетики, о которой мы уже несколько раз говорили – синергетика – наука о самоорганизации и организации сложных систем.

Наука превратилась в ведущий фактор развития производства. Главные его направления – комплексная автоматизация, контроль и управление на основе компьютерной техники. Сегодня уже никого не удивишь тем, что работой огромных цехов, предприятий и технологических систем управляет один человек – оператор. Меняется образ жизни большого количества людей. Техника, облегчающая труд на производстве и дома, автомобиль, радиотелефон, космическая связь, кино, телевидение, компьютер прочно вошли в жизнь и быт почти каждого современного человека.

Земля стала мала для человека, и он обращает свои взоры в космос. Уже в тридцатые годы начинаются работы по строительству и испытанию ракет. В пятидесятые годы была запущена серия искусственных спутников Земли. В 1961 году С.П.Королев (1906-1966) осуществил вековую мечту человечества – был запущен космический корабль с человеком на борту. Полет Ю.А.Гагарина (1934-1968) открыл эпоху интенсивного исследования ближнего космоса. С тех пор люди побывали на Луне, построили межпланетную космическую станцию, запустили космические зонды на Марс и Венеру – ближайшие к Земле планеты, осуществили серию запусков ракет за пределы Солнечной системы.

Но наряду с преимуществами, которые несет технический прогресс, появляются и новые проблемы. В целостной системе культуры все громче дает о себе знать диссонанс между ее материальной и духовной составляющими. С развитием науки и укреплением ее позиций в мировоззрении общества культура становилась все более наукоцентричной. В ее структуре все большее место занимают естественные науки, подавляя гуманитарные составляющие, те ее компоненты, которые сохраняют в себе вечные, непреходящие ценности человеческого бытия, его идеалы и нравственные заветы поколений. Погоня общества за материальным благополучием (что само по себе и неплохо) отодвигает на задний план гуманитарные сферы деятельности. В мировоззрении эпохи окончательно закрепляется тезис "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". В середине ХХ века позиции науки и техники в системе культуры еще более укрепляются. Культура становится техникоцентричной.

Однако за красивым фасадом достижений науки и техники кроется множество негативных явлений. Незаурядные выдумки интеллекта ученых и воплощенные в жизнь идеи писателей-фантастов оказываются двуликим Янусом. С одной стороны они манят человека материальным благополучием и сытостью, а с другой – ставят его на грань выживания. Используя достижения наук, цивилизация производит новые, ранее невиданные образцы вооружения. Появляется химическое и бактериологическое, ядерное и термоядерное оружие, разрабатываются и частично осуществляются проекты космических и информационных войн. С использованием этих "достижений" возрастает риск техногенных и гуманитарных катастроф, несравнимых по своим масштабам со всеми предыдущими.

Развитие техники становится неуправляемым. Но изменить вектор движения набравшей полные обороты машины технического прогресса невозможно. Создание мощной техносферы, позволившей обеспечить высокий уровень жизни человека, повлекло колоссальное снижение качества среды его обитания, особенно в городах. Реализуя в технике самый высокий уровень своих потенциальных возможностей, человек не может научиться как следует управлять ею. Технический прогресс многократно повысил вероятность техногенных катастроф. Возрастающая деятельность человека в масштабах Земли и связанные с ней изменения ландшафтов, водных систем, климата, сравнялись с действием таких естественных геофизических факторов как землетрясения, извержение вулканов, падение крупных метеоритов и т.д. Все больше цивилизация извергает из своего чрева отходов производств и быта. Это сдвигает сложившееся в природе равновесие, нарушает сопряжение естественных био-гео-химических процессов, приводит биосферу в неустойчивое состояние. Под влиянием деятельности человека изменения становятся столь значительными, что создается угроза ее полного разрушения. И чем выше уровень технического развития человечества, тем быстрее деградирует биосфера.

Человек ХХ века слишком высоко взлетел в своих действиях. Он даже посягнул на святая святых природы – вздумал клонировать другие организмы и самого человека, создает искусственный интеллект. Конечно, до определенного предела, пока это помогает решать биосферные и гуманитарные проблемы, это приемлемо. Но как далеко он пойдет в своих изобретениях и насколько опасны для него самого эти дали познания, где граница между гением и злодейством? Знание становится безумием в руках человека. И как бы человечеству, как и мифическому Икару, не сгореть в огне собственных достижений.

В эйфории от успехов в покорении природы человечество почти не ощущает всей полноты трагедии своего оптимизма. Но почти каждый его успех обращается одной из своих сторон против подлинных интересов человека и часто становится трагедией для самого изобретателя.

Первый звонок прозвучал в 1945 году. Только один атомный взрыв в Хиросиме унес жизни около 150 тысяч человек, 40% зданий превратилось в пепел, 90% территории города было изуродовано до неузнаваемости. Отзвук этой катастрофы слышен и сегодня. Тысячи потомков выживших в этом аду людей имеют генетические повреждения, среди них более высок процент многих неизлечимых заболеваний. С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в тысячи раз. Этого достаточно, чтобы навсегда стереть не только все живое с лица Земли, но и разрушить ее самое. И уже не приводят в восторг успехи ядерной энергетики, а вызывают ужас последствия Чернобыльской катастрофы и опустошенные поля испытательных полигонов. Уже не радуют достижения химии, а приводят в печаль безжизненные воды морей и озер, мутные потоки рек, выжженные кислотными дождями хвойные леса.

Когда во многих регионах мира начались интенсивные ядерные и термоядерные испытания, мировая научная общественность ощутила и ясно увидела, что по человечеству звонит колокол. По инициативе А.Эйнштейна и Ф. Жолио-Кюри, ученых, приложивших много сил для разработки ядерного и термоядерного оружия, рождается общественное движение ученых за безъядерный мир и разоружение, первая конференция которого собирается в канадском городе Пагуоше. В семидесятых годах под руководством академика Н.Н. Моисеева была разработана модель "Ядерная зима", исходя из анализа которой ученые сделали весьма неутешительный вывод. Если количество ядерных испытаний не снизить, то в скором времени планету ожидает трагический исход: миллионы кубокилометров пыли будут подняты в атмосферу, резко уменьшится количество солнечной энергии, поступающей на поверхность Земли. Нарушится ее тепловой баланс (от франц. balance – весы; равновесие, уравновешивание), температура упадет до минус 100 градусов, и все живое, кроме некоторых вирусов и бактерий, вымрет. И эта обеспокоенность ученых, убедительность их расчетов была услышана главами правительств многих государств. Принимается ряд концептуальных международных соглашений, ограничивающих гонку ядерных вооружений. Но человечество изобретает все новые и новые виды оружия. Теперь оно готовится к космическим и информационным войнам. Какие ограничители должна найти цивилизация, чтобы переориентировать человечество на созидание? Сегодня становится вполне очевидным, что ключ к решению этой проблемы, как и многих других глобальных проблем – в восстановлении техногуманитарного баланса культуры и духовном совершенствовании человечества.

4. Проблема интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания

Дифференциация наук способствует становлению методов исследования, специфичных для каждой отрасли науки, что позволяет овладевать знаниями об объектах, явлениях и процессах вглубь, получать точную и детальную информацию об отдельных их элементах. Однако без объединения разнопредметных знаний невозможно целостное описание объекта, системы, процесса, явления, теории, построение многомерной картины мира, отражающей его изменчивость и подвижность, без этого невозможно постижение взаимной обусловленности всего происходящего в мире. Объединение усилий наук позволяет овладевать знаниями не только вширь, – благодаря ему рождается новое знание вглубь, оно подводит к выявлению и раскрытию новых качеств изучаемых объектов, дает новое представление о единстве и взаимосвязи всего сущего.

Более того, разные области познания не могут развиваться независимо друг от друга, ибо тесно взаимосвязаны через объект исследования. Да и само научное знание по своей природе является целостным, интегративным и системным, а его разбиение на отдельные части – явление чисто условное. Например, исследование процессов мышления, да и самого человека, как био-психо-социального существа, требует объединения усилий гуманитарных, естественных и технических наук. Без этого невозможны ни исследование социальных процессов, ни практическая деятельность, ни развитие отдельных научных областей, ни создание новых технологий, машин и механизмов.

Осознание необходимости консолидации наук в поисках единства мира сопряжено с идеей интеграции (лат. integratio– восполнение, объединение, суммирование) разнопредметных знаний и разных способов познания и освоения окружающей действительности.

Углубление интегративных тенденций способствует появлению новых направлений в науке. Взаимодействие физики с другими отраслями знания породило биофизику, химическую физику, астрофизику, геофизику и другие. Благодаря тесному сотрудничеству химии с другими науками выделились такие направления как электрохимия, биохимия, геохимия, агрохимия и другие. На законах химии базируются технические и прикладные науки – металлургия, стекловарение, химические технологии. Объединение геологии и химии рождает новую науку – геохимию. Синтез астрономии, физики и техники способствовал развитию космонавтики, взаимодействие которой с биологией позволило разработать такие направления науки как космическая биология и космическая медицина. Взаимодействие биологии с физикой и техникой способствовало развитию бионики.

Особую роль в объединении разнопредметных знаний играет математика. Совместные усилия математики с другими естественными науками позволили создать современные информационные системы, математическую лингвистику и теорию машинного перевода, разгадать механизмы наследственности, установить структуру молекул ДНК и РНК, разработать хромосомную теорию, генную инженерию и многие другие.

В XX веке процессы интеграции принимают глобальный характер. Но это не значит, что дифференциация навсегда ушла из науки. И сейчас возникают более узкие научные направления. Например, в современной медицине таковых свыше трехсот, в физике – почти столько же.

Объективно процессы интеграции и дифференциации связаны с материальным единством мира, практическими потребностями развивающегося общества и всех его подсистем. С процессуальной стороны они рассматриваются как противоположные тенденции, как две стороны процесса познания, которые являются характеристиками его развития. Границы между ними часто бывают размыты и подвижны, а их единство не исключает того, что в различные моменты в процессе познания преобладает какая-то одна из них.

В современной науке интеграция понимается не просто как суммирование, сложение, сближение или дополнение, а как их глубокое взаимодействие на основе общих принципов познания окружающего мира, общих инвариантов (лат. invarians– неизменный), позволяющих объединить разнопредметные знания в единую, целостную, стройную систему. Однако, если в естественных науках в качестве инвариантов могут выступать общие логические основания, общие структуры, характеристики, общие качества или обобщенные понятия, используемые разными областями естествознания, то поиски оснований для интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания вызывают серьезные затруднения, особенно в той области, где они соприкасаются с ненаучным знанием. Вместе с тем, целостный образ мира, его обобщенная картина в представлениях отдельного человека, его мировоззрение и его деятельность формируются на основе синтеза как научных, так и ненаучных знаний, отражающих разные стороны познания мира. Поиски оснований этого синтеза для современной философии и методологии науки представляют чрезвычайно серьезную проблему, теоретическое решение которой пока не найдено.

Но есть еще одна не менее, а может быть более важная сторона необходимости интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания – это преодоление техникоцентризма и гуманитаризация естественнонаучного и технического знания. Создав поистине грандиозные науку и технику, общество не смогло, а может быть и не захотело, выработать ту нравственную основу, которая бы ограничивала возможности использования достижений науки и техники во вред человечеству. С нарушением техногуманитарного баланса в развитии общества и внутренней симметрии культуры разрушается то великое триединство, о котором говорил Ф.М.Достоевский: "величайшее добро, высочайшая истина и совершеннейшая красота неразделимы. Красота спасет мир". Но их разделили. Истина отошла к науке, красота – к искусству, а добро снисходительно оставили вере. Сегодня необходимо восстановить это триединство, ибо наука и техника, не освещенные идеалами добра и красоты, ведут мир не только к технологической катастрофе, но и к нравственной деградации человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования позволили сделать следующие основополагающе выводы:

– естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества;

– дифференциация и диверсификация наук обусловлена спецификой объектов исследования;

– существует глубокая взаимосвязь естественных, технических и гуманитарных наук;

– положение частных наук в их иерархии зависит от уровня сложности исследуемых ими объектов и общности изучаемых ими законов природы;

– приоритетность развития определенных направлений науки в тот или иной исторический период обусловлена практическими потребностями общества;

– наряду с огромными благами, которые принесли наука и техника человечеству, они разрушили техногуманитарный баланс культуры, сделали ее науко– и техникоцентричной, отодвинули на задний план гуманитарные аспекты;

– интеграция и дифференциация как универсальные категории науки, характеризующие развитие систем разной природы;

– взаимодействие интеграции и дифференциации на пути познания мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

интеграция познание естествознание социальный

  1. Алексеев С. И. Концепции современного естествознания. – Москва: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2002.

    Горелов А. А. Концепции современного естествознания. Курс лекций. – Москва: Центр, 2000.

    Естествознание с позиций Универсальной истории: Учеб. пособие / Под ред. Л. И. Иржака. – Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2001. – 285 с.

    Игнатова В. А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для дистанционного обучения. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005. – 208 с.

    Садохин А. П. Концепция современного естествознания. – 2-е изд. – Москва: Юнити-Дана, 2006.

    Толкачев Е. А. Современная концепция естествознания: общественное понимание: учебно-методическое пособие / Толкачев Е. А., Дынич В. И. – Минск: РИВШ, 2006. – 143 с.