Принцип гуманизма в социальной педагогике

Белорусский государственный университет

Государственный институт управления и социальных технологий

Кафедра социальной работы

Контрольная работа

по предмету: Социальная педагогика

на тему: Особенности реализации принципа гуманизма в социальной педагогике

студента 2 курса группы 271- З

заочного обучения

Гончара Дмитрия Александровича

№ зачетной книжки 538302

Минск

2006

Введение

Деятельность социального педагога базируется на определенных принципах, вытекающих из закономерностей и особенностей ее организации. К числу этих принципов относятся:

1) принцип социально-исторической обусловленности. Исходя из данного принципа, источник развития личности следует искать в конкретных социально-исторических и социокультурных условиях развития общества, присущих ему идеалах, ценностях, убеждениях, общественно одобряемых нормах поведения. Данный принцип подчеркивает значительную роль конкретной социальной (сельской, городской) микросреды в формировании личности, необходимость видеть в средовых факторах источники интеллектуального, физического, нравственного; развития личности, особенности ее неповторимого внутреннего мира,

    принцип социальной последовательности. Он означает необходимость учитывать в социально-педагогической деятельности традиции, передаваемые из поколения в поколение, под влиянием которых происходит процесс формирования личности, национальные особенности, составляющие психологический склад характера, природные задатки личности, передаваемые по наследству;

    принцип педагогической целостности. Согласно этому принципу каждое педагогическое явление необходимо рассматривать целостно, в его взаимосвязи с другими процессами. Его суть заключается в том, что самые значительные успехи познания связаны не только с открытием элементов целостного объекта и описанием его свойств, но и с обнаружением синзитивных свойств целого. Принцип целостности предполагает не сводимость сложного к простому, целого к части, а наличие у целостного объекта - личности, среды, социума — таких свойств и качеств, которые никак не могут быть присущи его составным частям. Данный принцип предполагает единство нравственных отношений, норм поведения, организуемых семьей, школой, сообществом и регулируемых через общественное мнение, социальное построение жителей общины,

    принцип приоритета семьи. Позволяет рассматривать семью как основной институт социализации личности, где закладываются и формируются базовые жизненные ценности, жизненные идеалы, нормы поведения, общения, отношения к людям, природе, труду. В рамках иных общественных структур совершается последующая социализация, социальная роль которых сводится к дополнению и корректировке воспитания, полученного в семье,

    принцип гуманистических ценностей. Определяет гуманистическую направленность социальной педагогики, которая базируется на преобладании таких ценностей, как гуманизм, доброта, милосердие, совестливость, трудолюбие, честность, ответственность, социальная справедливость,

    принцип открытости. Предполагает работу социальных институтов как социально-педагогических систем реализация социально-педагогических функций, гуманизация профессиональной деятельности, разносторонние формы социальной и педагогической помощи нуждающимся,

    принцип социальной активности личности позволяет рассматривать личность как объект и субъект преобразовательной деятельности, активно участвующий в освоении социальных норм, предшествующих политике, создании нового опыта. Данный принцип рассматривает социально-педагогическую деятельность в открытой среде как главный фактор овладения опытом общественных отношений. Он предполагает активное применение знаний, умений, жизненного опыта личности в общественно полезной работе, направленной на изменение окружающей среды,

    принцип опоры на духовный опыт народа, общины, личности. Предполагает учет социальным педагогом прежде всего их ментальности как важнейшей характеристики, совокупности определенных социально-психологических установок, ценностных ориентации, особенностей восприятия и осмысления действительности, отражающих отношение человека к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневных жизненных ситуациях Ментальность интегрирует в себе весь предшествующий социокультурный опыт индивида, общины, народа и определяет принадлежность человека к той или иной социальной группе по признаку пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности. Поскольку с этой точки зрения ментальность - характеристика групповая, может быть выделен ряд ментальностей: национальная, возрастная, половая, профессиональная; выступающая как комплекс глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных личностных и групповых особенностей человека;

    принцип субъективного развития. Социальный педагог не ограничивается принципом: не только бытие определяет сознание, но и сознание бытие. Он исходит из того, что сознательные и бессознательные начала есть составная часть бытия человека в виде общественного сознания и коллективного бессознательного, или архетипов культуры. Между индивидуальным и общественным сознанием существует неразрывная взаимосвязь и взаимообусловленность. При этом на первых этапах социализации индивида определяющая роль принадлежит общественному сознанию и бессознательному началу. Избирательное же, субъективное отношение к действительности, формирование «я-позиции» происходит по мере субъективного развития, неразрывно связанного со свободой выбора человеком социальной группы, ценностей и норм, культуры других социальных групп и общностей (поселений, наций, народов, стран и т. д.), способностью к противопоставлению своей собственной позиции позициям других людей.

Принцип гуманизма

Слова "гуманизм" и "гуманность" имеют одно и то же происхождение, от лат. humanus - "человечный". Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность - желаемой нормой отношений в обществе. Гуманность, человечность - идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.

Понятие "гуманизация", широко используемое в наше время, подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием "человек". В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.

Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике достигли в период Возрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.).

Идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. В сочинениях Томаса Мора (1478-1535), Франсуа Рабле (1483-1536), Мишеля Монтеня (1533-1592) и др. раскрывалось содержание воспитания и были предприняты попытки разобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставления и примера до самоанализа и самовоспитания. Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на человека, его природу и воспитание. По мнению М. Монтеня, в ребенке, прежде всего, нужно воспитывать просвещенного человека; поскольку наихудшие пороки зарождаются в самом нежном возрасте, нужно избегать ошибок семейного воспитания; недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно, чтобы оно изменяло ребенка к лучшему, чтобы воспитанники стремились к самопознанию и самосовершенствованию, чтобы они умели делать все без исключения, но любили делать только хорошее.

С позиций современного гуманизма благо человека - это критерий оценки всех социальных явлений действительности. Гуманизм отражает социальную действительность с точки зрения не сущего, а должного, предъявляет обществу и отдельным его представителям высокие требования достойного, уважительного отношения к человеку, признание его самой высокой ценностью на земле.

Современное понятие гуманизма в педагогике и социальной педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями.

Гуманистические идеи в социальной педагогике требуют особого внимания, если в поле зрения находятся дети, имеющие отклонения в развитии. Это особенно ярко отразил в своих произведениях А.В. Суворов. Рассматривая понятие гуманизма, он сравнивает его с понятиями милосердия и благотворительности. Милосердие - это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; благотворительность - деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждающемуся в ней.

Казалось бы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное общество должно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия. Однако в своих работах А.В. Суворов иначе оценивает эти проявления общества. Милосердие по отношению к инвалиду он понимает как жалость. Гуманизм же - это сочувствие ему как человеку, попавшему в несколько более сложное положение, чем другие люди.

"Милосердие - это односторонняя опека инвалида, превращающая его в объект обслуживания. Тем самым инвалид лишается всех прав, кроме одного - "права" на благодарность за благодеяние, за то, что вообще из "милосердия" ему позволено физически существовать. Гуманизм - это совместное (помогающих и нуждающихся в помощи) осмысление и решение всех возникающих проблем. Милосердие, по его мнению, фактически разделяет людей инвалидов и неинвалидов: "они"- большой мир нормальных людей и "мы» - убогий инвалидный мирок, общечеловеческая культура и инвалидная субкультура.

Гуманизм - наоборот - это интеграция, объединение. Слияние всех людей в одном общечеловеческом коллективе, где у каждого временно или постоянно могут быть какие-либо трудности, проблемы, независимо от того, какой это человек. Только решение этих проблем может происходить по-разному с учетом особенностей того или иного человека. Гуманизм — это принципиальное признание равенства всех и личностной полноценности, осуществляемое вопреки, но с учетом тех или иных отклонений.

Таким образом, по мнению А.В. Суворова, инвалид воспринимается милосердием как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма - как активный и даже главный решатель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окружающих.

К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в милосердии. Такое отношение общества к людям с проблемами, действительно, выделяет их в особую группу, в то же время это формирует определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей, ориентированную на получение от общества и конкретных людей каких-либо привилегий, льгот, благотворительности.

Гуманное отношение к этой категории людей требует, прежде всего, достойного, равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодолении трудностей, возникающих у инвалида.

То же самое можно отнести к детям, имеющим отклоняющееся поведение. Такие дети у большинства населения вызывают чувства жалости и сострадания и поэтому первое желание - проявить благотворительность. Не случайно дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции детей) от каждого посещения взрослых ожидают, какие подарки им принесут. И на это направлена деятельность общества. Представители различных конфессий, представители властных структур, просто граждане, желающие помочь таким детям, прежде всего, оказывают им материальную помощь, тогда как гуманное отношение к этим детям требует уважения к ним, признания их человеческого достоинства, поиска путей, помогающих им преодолеть свои проблемы. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в способности ребенка, общение с детьми, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития человека, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

    достойного отношения общества ко всем людям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

    признания права каждого человека быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать - значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

    помощи человеку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции "Я сам", желания самому решать свои проблемы;

    понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь людям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для людей и люди открыты для общества;

    стремления не выделять людей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных людей; если мы хотим подготовить инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких людей с другими людьми.

Заключение

Уровень духовно-нравственного развития — важный показатель проявления субъективности индивида, его индивидуальности. Чем он выше, тем менее эффективны социально-педагогические методы внешнего воздействия на него. Социальный педагог в данном случае может лишь корректировать, направлять индивидуальную активность.

Цели, задачи, функции и принципы социального педагога и его деятельности не являются раз и навсегда определенными и однозначными, одинаковыми в различных ситуациях и сферах. Они изменяются в зависимости от профиля, специализации социально-педагогической работы и могут быть даже контрастными в различных социально-педагогических службах.

Список использованной литературы

    Левко А.И. Социальная педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003 – 341с

    Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1991

    Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания.- М., 1990.

    Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой - М., 2000.

    Социальная педагогика: Учебно-методический комплекс. 1 ч. / Сост. Е.А. Конавальчик. – Мн.: БГУ, 2002 – 238с.