Элитарное образование: исторический опыт и современность

Тема

Элитарное образование: исторический опыт и современность

Содержание

Введение

1. Определение понятия «элитарности». Сущность и виды элитарного образования

2. Элитарное образование в России

2.1 Элитарное образование в России к. XI - XVII вв

2.2 Элитарное образование в России XVIII в

2.3 Элитарное образование в России XIX в

2.4 Элитарное образование в России XX в

2.5 Элитарное образование в России. Современный этап

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Российское общество начала XXI столетия испытывает острую потребность в выдвижении лидеров, определяющих основные направления развития социально-политической жизни, экономики, науки и культуры России. Это предполагает формирование элитного социального слоя, обладающего чувством гражданской ответственности, высоким уровнем духовной и интеллектуальной культуры, потребностью в профессиональной актуализации, получившего современное образование, соответствующее лучшим мировым стандартам.

Объективная потребность появления новых элитных слоев обосновывается отечественной философией, социологией, культурологией, базирующимися в своих социальных прогнозах на опыте развития ведущих стран мира и его отражении в трудах ведущих представителей западной научной мысли, а также обобщении процессов развития современного российского общества.

Становление и развитие современных элит оценивается научной мыслью как сложный, противоречивый, в некотором смысле, болезненный, но в целом позитивный процесс, являющийся одним из необходимых условий дальнейшего развития страны.

Анализ развития российского элитного общего образования показывает, что учебные заведения элитного типа достигли наивысшего развития и обогащения своего духовно-интеллектуального потенциала на протяжении XVIII – XIX веков и продолжали свое развитие в качественно-изменившихся условиях развития отечественного социума XX века.

1. Определение понятия «элитарности». Сущность и виды элитарного образования

Установлено, что радикальные изменения в жизни современного социума, характерные для последнего десятилетия ХХ века, повлекли за собой укрепление влияния и научного авторитета концептуальных положений «теории элит» в постсоветской философии, политологии и социологии. Ученые отошли от идеологизированной критики «теории элит» и предпринимают объективные исследования в области современной элитологии.

В настоящее время существует три качественно различных подхода к определению данных понятий.

Согласно одному из вариантов интерпретации «элитное образование», рассматривается как образование закрытого (олигархического) типа и, напротив, элитарное образование трактуется как образование открытого (меритократического) характера. Сторонники данного подхода исходят из того, что в социальной науке понятие «элитарное» рассматривается как явление, которое еще находится в процессе становления, а «элитное» - это то, что уже нераздельно связано с элитой и несет в себе печать завершенности.

В качестве второго варианта предлагается такой тип учебного заведения обозначать как «элитный», а уровень получаемого образования как «элитарный». В свою очередь каждое элитное заведение делится на «открытое» или «закрытое». Данная дифференциация имеет свою опору в отечественной элитологии, где наиболее типичным определением термина «элитарный» является «относящийся к элите, свойственный ей, предназначенный для нее». Таким образом, в случае реализации данного подхода практически устраняется из употребления понятие «элитное образование» и полностью замещается понятием «элитарное образование».

Согласно третьей точке зрения «элитарное образование» рассматривается как образование детей узкого круга, в который входят люди по критериям знатности и богатства, а «элитное образование» трактуется как образование самого высокого уровня, критерием получения которого выступают способности и таланты детей, высокий уровень их духовного саморазвития и креативного самовыражения.

Элитному образованию, как фактору, обеспечивающему органичное сочетание прошлого, настоящего и будущего, традиционности и инновационности, всегда был свойственен «благородный консерватизм», выражавшийся в стремлении избегать отражения в содержании образования всего того, что не прошло строгой проверки временем. Тяготение к классическим образцам в сфере элитного образования содействовало формированию личности с совершенным художественно-эстетическим вкусом, тонким филологизмом, развитой способностью к критическому мышлению и стимулировало склонность к глубокой логической и экспериментальной проверке всего, что связано с новыми явлениями в духовной и научной жизни общества. [5, 92 ст.]

Элитарное образование предполагает привилегированный вариант образования, в основе которого могут лежать особая сословная или стратовая значимость родителей учащихся, их принадлежность к аристократическим или высшим финансово-промышленным кругам общества, а также к слоям общества, пользующимся особым общественным статусом (напр., известные политики, генералитет, видные представители сферы управления, успешные работники средств массовой информации). Это находит выражение и в их стремлении дать своим детям возможность получения закрытого или полузакрытого образования.

В целом элитарное образование отражает тенденцию, объективно присущую социальным элитам «крови и кошелька», к закреплению своего привилегированного положения в социуме средствами образования, абсолютно недоступного или почти недоступного для выходцев из низших социальных слоев.

Средствами для обеспечения недоступности чаще всего выступают: административно-правовые, национальные, религиозные, социальные и культуролого-ментальные препятствия; высокая плата за обучение; отсутствие преемственности в содержании образования между школами для детей из социальных низов и элитных слоев общества. При этом элитарное образование всегда стремилось к обретению элитности, но при этом не достигало данного духовно-интеллектуального уровня в силу деформирующего воздействия государственного тоталитаризма, стандартизирующего воздействия чиновничье-бюрократического аппарата, доминирования педагогов, не обладающих высокой духовно-интеллектуальной культурой и не способных понять миссии элитного образования в воспроизводстве духовно-интеллектуальных элит.

Развитие современного элитного среднего образования осуществляется по двум основным направлениям, которые могут быть обозначены как «элитно-традиционное» и «элитно-инновационное». К числу «элитно-традиционных» относятся «паблик-скулз» в Великобритании и «прайвит-скулз» в США. Признание традиционности школ данного типа может быть объяснено жестким соблюдением принципа социальной элитарности, уходящей в историю общества с ярко выраженными социально-классовыми признаками его структурирования.

В качестве «элитно-инновационных» средних общеобразовательных учебных заведений выступают те элитные учебные заведения, которые стремятся охватить своим образовательным влиянием всех одаренных детей вне зависимости от их социального происхождения и сыграть роль своеобразного «социального трамплина», для их последующего органичного вхождения в современную меритократию.

В ряде высокоразвитых стран реально существующие варианты элитного общего образования в перспективе могут образовать систему, создающую возможность целенаправленно и последовательно осуществлять воспроизводство интеллектуальной элиты социума из числа детей и подростков составляющих «национальное достояние» каждой страны.

Наиболее острой проблемой для элитного общего образования ведущих стран мира остается характер его взаимоотношений с системой эгалитарного образования, так как любая ошибка в этом направлении способна негативно сказаться на общем уровне образованности и культуры населения страны, лишить элитное образование объективно присущей ему миссии дидактического и культурологического лидера, привести к непреодолимой изоляции духовно-интеллектуальной элиты от массового сознания.

Характерно, что исторический опыт многих стран, в том числе и Россия XVIII-XX веков показывает, что качественный разрыв уровня духовной культуры и образованности элитных и эгалитарных слоев способен повлечь за собой замедление темпов развития страны и породить угрозу социальных потрясений.

2. Элитарное образование в России

Длительный процесс формирования в России элитного среднего образования включал в себя ряд значительных периодов, характеризующихся несомненными особенностями.

2.1 Элитарное образование в России к. XI - XVII вв.

Уже во время Киевской Руси (конец XI – первая треть XIII века) реализуют присущий им духовно-творческий потенциал яркие исторические личности, которые обладают признаками традиционно свойственными представителям религиозно-теологической, политической и военной элит. Их принадлежность не только к социальной, но и, в первую очередь, духовно-интеллектуальной элите Киевской Руси обнаруживается в активной социально-политической и культурно-образовательной деятельности, ярком публицистическом таланте, незаурядности философско-теологического взгляда на мир.

Существенно то, что в этот период были выдвинуты и частично реализованы на уровне социальной практики стержневые идеи, значимые для развития образования вообще и, в частности, его элитного варианта.

Следующий этап, насчитывающий около 250 лет (вторая треть XIII – вторая половина XV в.в.) был связан с адаптацией Руси к деспотизму Орды и сопровождался уничтожением многих условий необходимых обществу для складывания духовно-интеллектуальных элит. Тем не менее, именно формирование элит являлось одним из необходимых условий освобождения от политической зависимости и воссоздания военно-экономического могущества, социальной и духовной жизни Руси.

Особо значимым для формирования элитного образования эпохи Московской Руси стало XVII столетие, когда произошло осознание государственной властью того, что именно образование (и, в первую очередь его элитно-элитарный вариант) способно стать действенным инструментом решения ряда существенных внутренних и внешних политических задач.

Возрастание государственной активности в сфере образования объективно явилось фактором, способствующим возникновению целого ряда заведений элитной направленности.

Кульминацией государственной политики в области образования конца XVII века стало открытие Славяно-греко-латинской академии. Данное учебное заведение обладало многими чертами высшего элитного образования. Создание академии завершило длительный этап эволюции образования личности элитного типа, осуществлявшегося со времен Киевской Руси, главным образом, под воздействием семейного воспитания и обучения, церковных образовательных традиций и стихийного влияния духовной культуры Руси, но проходившего при отсутствии школ элитного типа.

2.2 Элитарное образование в России XVIII в

Судьбоносное значение для развития России в целом и элитного образования в частности имела первая четверть XVIII века. Несмотря на узкопрактическую направленность, доминирующую в образовании, петровская эпоха обнаружила объективную потребность в создании первых контуров системы элитного общего образования.

Концептуальной идеей элитного образования этого времени выступало стремление к воспитанию «новой породы людей», способной стать активной силой укрепления российской государственной власти и, одновременно, радикальной социально-экономической и политической модернизации России, изменения образа жизни и ментальности всех слоев российского общества.

К числу наиболее значимых явлений петровской эпохи следует отнести первый опыт создания элитных средних учебных заведений, занимающих промежуточное положение между профессиональными и общеобразовательными школами.

Одним из таких учебных заведений явилась школа, основанная пастором Э.Глюком, которая, воспроизводила модель западноевропейского образования в контексте петровской эпохи.

Школа Феофана Прокоповича представляла собой попытку создания национальной школы, сочетающей в себе традиции европейского образования и российской национально-православной ментальности.

Не меньший интерес, с точки зрения становления профессионального элитного образования, представляли Навигацкая школа, ставшая основой Морской Академии, инженерная и артиллерийская школы, хирургическая школа в Москве, которые по глубине и теоретичности содержания образования, степени своей социальной значимости в перспективе имели все основания обрести признаки элитности. [2, 70 ст.]

Таким образом, завершение предварительного периода развития элитного образования, характеризуется постепенным преодолением прагматичных подходов к образованию, свойственных петровской эпохи. Установлено, что основание Московского университета и двух гимназий при нем имело большое значение для развития элитного среднего образования в России в связи с тем, что эти учебные заведения не носили социально-элитарного характера и были ориентированны на воспроизводство не столько практических работников высокой профессиональной квалификации, сколько представителей духовно-интеллектуальных элит, потребность в которых остро осознавалась на различных этапах развития российского общества.

2.3 Элитарное образование в России XIX в

В качестве чрезвычайно значимого периода развития элитного образования выступает период, продолжавшийся с 1762 года до завершения первой четверти XIX веков. Переход к периоду, обозначенному как «либерально-просветительский» совпал с началом царствования Екатерины Великой. Его окончание связано с восстанием декабристов 1825 года, ставшим символом завершения одного из самых ярких и много обещающих периодов развития российского элитного образования. Результатом подавления восстания стало утверждение власти Николая I и последовавшие кардинальные изменения всей государственной внутренней политики, в том числе и в сфере элитного образования.

Расцвет «либерально-просветительского» периода был обусловлен комплексом причин социального, мировоззренческого и политического характера. Важнейшей из них следует признать эволюцию общественного сознания высших слоев дворянства, завершившуюся формированием особого типа социальной и духовно-интеллектуальной элиты, не имевшей аналогов ни в прошлом, ни в будущем российской истории.

Политика Екатерины II и Александра I совпали с общим направлением гигантского скачка в области духовной культуры элитно-элитарных слоев российского общества послужили определенным катализатором приобщения к западной культуре, в том числе и в сфере образования. На протяжении двух эпох Екатерины Великой и Александра I сформировался узкий слой элитного дворянства, обладающего элитным сознанием, способным определяющим образом влиять на духовно-ценностные приоритеты элитного и элитно-элитарного образования в России.

Во времена Екатерины Великой к числу таких учебных заведений в первую очередь относились, основанные по ее инициативе Смольный институт благородных девиц и Пажеский Его Императорского Величества корпус.

Эпоха Александра I ознаменовала себя открытием Царскосельского лицея и Благородного пансиона при Московском университете. А также перспективной попыткой создания системы гимназического образования, воспроизводящей опыт известного западного ученого Ж.А.Кондорсе. Предполагалось органичное вхождение гимназической страты в общую систему народного образования, в которой представители всех сословий (кроме крепостных) могли пройти первоначальный курс обучения в уездных и приходских училищах. А потом, согласно положению «Устава об учебных заведениях, подведомых университетам»(1804) поступать в гимназию и затем в университет, являющихся, по замыслу реформаторов, неэлитарными, но элитными учебными заведениями.

В качестве самостоятельного периода развития российского элитного общего образования выступает период, продолжавшийся с 1825 года - до 1855 года, когда вступил на престол император – реформатор Александр II. Данный период развития российского элитного образования, характеризуемый историками, как «Николаевская эпоха», может быть обозначен как ««консервативно-стабилизирующий»». В качестве его основных черт выступало стремление к достижению социально-политической стабильности общества, установлению жесткого духовно-мировоззренческого контроля над образованием и, в первую очередь, его элитным и элитарным компонентом.

Вместе с тем, в государственной политике все рельефнее прослеживались тенденции, которые были, не просто чужды духу элитно-элитарного образования, но и ориентировались на его разрушение.

В результате, в значительной степени предвосхищая развитие гуманистической педагогики будущего, элитно-элитарное образование, объективно должно было во второй четверти XIX века пережить кризис и изменение своих концептуальных основ и ценностных приоритетов. Необходимы были существенные общественно – политические изменения, чтобы придать элитному образованию новый позитивный импульс. [5, 93 ст.]

«Либерально-реформационный» период (1855-1864) представлял собой радикальный поворот в развитии элитного и элитно-элитарного общего образования. Реформа образования выступала важнейшей и неотъемлемой частью реформ Александра II, предполагающих преодоление социально-экономической отсталости России, возвращение государству утраченной роли духовного и административно-организационного лидера в преобразовании страны. В конце 1850-х - начале 60-х годов ХIХ века, как и вся система российского образования, элитное образование получило мощный импульс к своему развитию. Его наиболее характерной чертой является проявление государственной инициативы, направленной на развитие российского элитного образования на гуманистичной и демократичной основе. [3, 146 ст.]

Принципиальное значение имело то, что по инициативе министра просвещения А.В. Головнина была открыта качественно новая перспектива для развития элитного и элитно-элитарного общего образования. Он достиг этого, добившись предоставления права на открытие самостоятельных учебных заведений (в том числе и гимназий), которые могли финансироваться не только государством, но и общественными объединениями и частными лицами. Следствием этого явилось возникновение ряда частных элитных школ с ярко выраженной авторской концепцией образовательного развития, неповторимым характером образовательной деятельности, творческой индивидуальностью педагогического коллектива и его руководителей.

Следующий период может быть обозначен как «охранительно-развивающий». Он продолжался с 1866 г. до середины 90-х годов XIX века и ознаменовался наиболее сильным идеологическим и мировоззренческим давлением правящих кругов на элитное и элитно-элитарное общее образование. Основными чертами образовательной политики являлось стремление государства сплотить верхние слои российского общества в целях предотвращения проникновения радикальных политических идей в среду учащейся молодежи, устранение из содержания образования любых проявлений философско-мировоззренческого свободомыслия. [3, 157 ст.]

Одновременно при этом ставились задачи формирования элитно-элитарной молодежи, обладающей высоким уровнем интеллекта, общей и, в частности, гуманитарно-филологической культурой, ярко выраженным стремлением, сохраняющимся на протяжении всей жизни, служить России в соответствии с вполне конкретной и определенной ролью верноподданного приверженца монархии, патриота России, законопослушного гражданина и отца семейства.

Таким образом, можно констатировать, что контрреформационная образовательная политика второй половины 60-х – первой половине 90-х годов ХIХ века не только не смогла разрушить элитное общее образование, но и не остановила процесс воспроизводства духовно-интеллектуальных элит в России.

2.4 Элитарное образование в России ХХ в

Период с конца 1890-х годов до Октябрьской революции в развитии российского элитного и элитно-элитарного общего образования можно обозначить как «инновационный». Он представляет собой наиболее яркий и противоречивый его этап, когда был выдвинут ряд концептуальных идей, способных открыть для элитного образования качественно новые перспективы.

Одним из продуктивных проявлений инновационного поиска, явилась реформа министра народного просвещения П.Н.Игнатьева, подготовленная лучшими представителями российской педагогической мысли. Она была способна, в случае своей реализации, сыграть значимую прогрессивную роль в будущей судьбе российского элитного образования. Данный период также характеризовался такими чертами как нарастание темпов изменения содержания элитного среднего образования и возникновение качественно новых учебных заведений элитной направленности, в частности, школы Е.С.Левицкой, Медведниковской гимназии, Тенишевского училища.

Вместе с тем, рассматриваемый период протекал в обстановке острого социального и политического кризиса, который был обусловлен ярко выраженной растерянностью государственной власти перед нарастающими масштабами революционных выступлений всех слоев общества, включавших в себя представителей гимназической, студенческой и педагогической среды. Значительная часть общества категорически отрицала объективную целесообразность существования элитных школ, выступала за принципы единого среднего образования. Эти настроения, как показало исследование, представляли одну из самых серьезных опасностей для дальнейшего существования элитной школы.

Последующий после Октябрьской революции период развития элитного среднего образования в СССР на протяжении почти всего XX столетия (до 1990-хгодов), может быть обозначен как «фрагментарный». Он характеризуется тем, что элитные школы могли лишь периодически возникать в разных местах, как отдельные очаги интеллектуальности и духовности, и постоянно испытывали на себе угрозу закрытия.

Существенно, что в педагогике 1920-х годов активно обсуждалась целесообразность создания специальных школ для высокоодаренных детей. Разумеется, в силу социалистической ментальности, эти школы не назывались элитными, но, по существу они должны были представлять качественно новую модель подлинно элитного образования, полностью освободившегося от любых признаков социальной элитарности.

Наиболее полно данная тенденция нашла свое выражение в психолого педагогической концепции Л.С. Выготского, основанной на убеждении в необходимости создания особой социально-образовательной микросреды для той части детей, которая уже изначально несет в себе черты ярко выраженной и генетически обусловленной одаренности. Также эти идеи нашли свое продуктивное развитие в работах А.П. Модестова и В.М. Экземплярского.

Особого внимания заслуживает обращение к тенденциям элитного общего образования в СССР 30-х – 50-х годов XX столетия, периода, который может быть обозначен как «устойчиво антиэлитный»..

Однако следует признать, что школа 1930-50-х годов, являясь эгалитарной по своей природе, тем не менее, смогла эффективно использовать потенциал элитной дореволюционной школы.

В 1960-80-е годы рельефно обозначилась тенденция к воссозданию элитного общего образования, не смотря на сохранение официальной эгалитарной идеологии и выраженных антиэлитных настроений, характерных для массового общественного сознания.

Оценивая политику государства в области образования 1960-х – 80-х годов, следует признать, что она создавала определенные предпосылки для воссоздания элитного образования. Создавались специализированные школы для углубленного изучения ряда дисциплин детьми с ярко выраженными признаками интеллектуальной одаренности. В данной связи в диссертации подробно охарактеризована деятельность учебных заведений общеобразовательной направленности, которые могут быть отнесены к разряду элитных. Это физико-математические школы – интернаты при Московском и Новосибирском университетах, Экономическая школа при Институте народного хозяйства, Донецкая школа юных химиков и ряд других.

Они достигли высоких результатов в решении образовательных задач и, несмотря на отдельные психолого-педагогические просчеты, содействовали духовно-интеллектуальному формированию будущих представителей науки, стремлению к высокому уровню самореализации, привитию им качеств лидеров. Этим они доказали целесообразность воссоздания элитной школы в России.

Однако следует признать, что эти сравнительно немногочисленные элитные школы не «вписывались» в общий контекст развития советской системы образования. Элитные школы физико-математической направленности объективно требовали качественно нового подхода к содержанию социо-гуманитарных учебных дисциплин, а также ярко выраженной гуманитаризации естественнонаучного компонента. А это влекло за собой формирование личностной позиции учащихся, не вписывающейся в господствующие философско-мировоззренческие и идеологические представления.

В целом оказались непродуктивными попытки соединить свободу математического и естественнонаучного мышления учащихся с их искренним следованием мировоззренческо-идеологическим постулатам, насаждаемым государственно-партийной системой власти. Данное противоречие, неразрешимое при советской власти, получило свое разрешение на следующем этапе развития элитного образования в 90-е годы ХХ века.

2.5 Элитарное образование в России. Современный этап

Конец 80-х – 90-е годы XX века ознаменовались радикальными изменениями внутренней и внешней политики страны, создавшими в целом благоприятные условия для возрождения элитного общего образования. Процесс воссоздания и развития элитной школы, продолжающейся с 90-х годов XX столетия по настоящее время, при всей своей сложности и противоречивости, тем не менее, отражает объективную потребность российского общества в социально-культурологическом и образовательном воспроизводстве духовно-интеллектуальных элит.

Для преодоления негативного восприятия обществом современное элитное общее образование должно стремиться избегать социальной элитарности, оно призвано быть открыто для приобщения к его содержанию и ценностным приоритетам как можно большего числа одаренных представителей всех социальных слоев.

Таким образом, можно утверждать, что определяющей целью существования элитного общего образования должно явиться создание условий для максимальной актуализации учащихся в учебной, учебно-исследовательской деятельности и общественной жизни школьного коллектива, подготовки к успешному завершению элитного профессионального образования и органичному вхождению в состав формирующихся и осознающих свою значимость в судьбе социума элит административно-государственного руководства бизнеса, науки, духовной культуры и искусства.

Элитное общее образование нуждается в социальной самопрезентации и моральной поддержке, прежде всего, со стороны государственной власти, которая объективно заинтересована в существовании высокообразованных социальных элит, как необходимого условия развития общества. Утверждение о необходимости сохранения и развития элитного среднего образования также должно систематически популяризироваться на уровне массового общественного сознания теми представителями духовно-интеллектуальных элит, которые имеют основания для высокого социального уважения.

Заключение

Дальнейшее развитие элитного общего образования должно осуществляться на основе использования опыта дореволюционного элитно элитарного образования, осмысления традиций зарубежного элитного образования, обобщения современных педагогических идей, концепций и образовательных технологий гуманистической направленности. А также основываться на лучших традициях образовательной деятельности высшей школы, в опыте которой всегда прослеживались определенные элитные традиции: высокий уровень теоретичности и фундаментальности образования, отношение к научному познанию, как одному из высших смыслов, наполняющих особым содержанием жизнь и творчество подлинных деятелей науки.

Вместе с тем, будущее российского элитного общего образования определяющим образом зависит от перспектив развития образования эгалитарного типа, что должно найти свое выражение в высоком уровне материально – финансового и научно - методического обеспечения развития системы эгалитарного образования.

Ответственность за достижение данного баланса, в первую очередь, ложится на элитное образование, обладающее глубокой философско методологической и научной базой, профессиональной близостью с системой университетского образования, с педагогами-исследователями, способными мыслить на высоком концептуально-стратегическом уровне. От успешности выполнения этой миссии в значительной степени будет зависеть не только будущее российского образования и науки, но и дальнейшее развития отечественной культуры.

Список использованной литературы

1. Абасов З.А. Традиционное и инновационное в современном российском образовании. - Философские науки. 2005. №9.

2. Акулов С.В. Элитарное образование в России второй половины XVIII - первой половины XIX вв. - Курск, 2004.

3. Ашин Г.А. Современные теории элиты: критический очерк. - М., 1985.

4. Балыхин Г.А. Новые экономические механизмы в образовании. Воспитание и духовное развитие студенчества. - Высшее образование сегодня. 2005. №2.

5. Демиденко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире. - Социологические исследования. 2005. №2.

6. Ильинский И.М. Образовательная революция. - М., 2002.

7. Козлова Н.Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов. - Общественные науки и современность. 1994. № 3.

8. Попова Г.С. Образование как процесс накопления человеческого и культурного капитала. - Социально-гуманитарные знания. 2005. №2.

9. Сохраняева Т.В. Гуманистические ориентиры развития системы образования. - Философские науки. 2005. №9.