Школьное религиозное образование в сети Интернет

Реферат

Школьное религиозное образование в сети Интернет

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И ИНИЦИАТИВЫ «СВЕРХУ»

2 ШКОЛЬНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЕМИКИ

3 ЧТО ГОВОРИТ СТАТИСТИКА?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы поле актуальной политической борьбы в нашей стране все отчетливее перемещается в Интернет, который, в свою очередь, из одного из многих средств массовой информации все больше превращается в некий параллельный виртуальный аналог социума и, одновременно, зеркало, отражающее современную социокультурную ситуацию.

В самом деле, самые свежие новости сейчас мы узнаем уже не из телевизора, чем пользуются не только официальные СМИ, но и разнообразные политические партии и религиозные организации, для которых Интернет, прежде всего, удобная и всегда доступная трибуна для пропаганды своих доктрин, вещающая на самую социально активную и поэтому вдвойне привлекательную многомиллионную аудиторию – молодежь. Кроме того, в сети до сих пор нет никакой цензуры, а, следовательно, можно говорить о чем угодно и как угодно, благо, что веб-порталы предоставляют весьма богатые возможности для агитации. Здесь очень просто размещаются как тексты, так и красочные визуальные материалы. Интернет-сайты оформляются так, что невольно привлекают внимание пользователя, а кроме этого есть еще баннеры, спам и социальные сети, посредством которых также можно рекламировать не только товары.

Одним и острых и дискуссионных вопросов актуальной российской политики, обсуждаемых в последнее время во всех без исключения СМИ, является государственная политика в области образования, касающаяся внедрения в современный образовательный процесс курсов и дисциплин религиозной тематики. Интернет, конечно же, не стал исключением, - мало того, здесь можно встретить точки зрения, которые никогда не прозвучали бы в печатных изданиях или по телевизору, поскольку российский сегмент всемирной паутины, очевидно, пока еще является самой свободной трибуной для идеологического самовыражения. Таким образом, только он может дать нам наиболее объективный спектр существующих мнений по этой достаточно злободневной проблеме.

Отсюда вытекает главной цель нашей исследовательской работы – рассмотреть Интернет, а вернее его русскоязычный сегмент – Рунет, на предмет освещения в нем вопросов религиозного образования в современной школе.

В задачи исследования входит:

- анализ и классификация существующих в Рунете точек зрения по признаку приятия/неприятия введения элементов религиозного образования в школьный образовательный процесс;

- описание и характеристика веб-сайтов, посвященных данной проблематике, анализ статистического материала;

- составление по возможности полного каталога подобных веб-ресурсов и выделение возможных тенденций развития государственной образовательной политики в нашей стране для данного направления в будущем.

Данное исследование предполагает реализацию в несколько этапов:

    Сбор материалов — непосредственная работа в сети, изучение имеющихся точек зрения по проблеме и составление их классификации.

    Аналитическая работа — сравнение и анализ сайтов, посвященных вопросам религиозного образования, а также виртуальной и реальной статистики по данной проблеме;

    Изложение и оформление результатов исследования — в текстовой форме (формат Word).

    Создание приложения — каталога веб-ресурсов по теме работы.

Данное исследование является частью большого исследовательского проекта, посвященного изучению Интернета как нового социокультурного пространства современного общества.

1 ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И ИНИЦИАТИВЫ «СВЕРХУ»

Прежде, чем начинать исследование, необходимо определиться в терминах. Само выражение «религиозное образование в школе» в нашей стране звучит как нонсенс, поскольку, как известно, с 1917 года Россия – светское государство, в котором церковь отделена от школы, и менять в этом направлении Конституцию вряд ли кто собирается1. Речь, естественно, идет скорее о введении в образовательный процесс элементов религиозной культуры и этики, знакомстве с историей религии и основами религиозной морали. Однако и в такой, вроде бы вполне «безобидной» трактовке, сразу же возникает целый ряд трудностей.

Первое затруднение происходит из-за того, что с каждым годом Россия становится страной все более многонациональной и многоконфессиональной, и поэтому не совсем ясно, как и в какой мере проводить отбор образовательного материала, чтобы не задеть религиозные чувства верующих и угодить всем – и православным, и католикам, и буддистам, и мусульманам, и т.п.

Вторая сложность – в совершенном отсутствии опыта такого преподавания в школе. До революции, когда подобная практика была обязательной и понятной, поскольку православие являлось официальной государственной религией, такой проблемы не существовало. Функции религиозного образования и воспитания полностью брала на себя церковь с ее тысячелетней образовательной традицией. В советское время также все было просто - проблема отсутствовала, так как религия в масштабе государства была фактически запрещена.

Третья проблема сокрыта в причинах такого резкого поворота официальной политики в области образования в сторону религии с ее образовательной практикой. Многим до сих пор не понятно, зачем в светской стране да еще в начале XXI века внедрять в систему образования какие-то религиозные элементы. Со стороны это может кому-то даже показаться ретроградством и мракобесием: Россия ведь не Иран или Саудовская Аравия, это европейская страна, массовое сознание в которой давно и достаточно секуляризовано. Ответ на вопрос кроется в нашей истории последних лет. С распадом СССР и стремительным развитием в России практически незнакомых народу жестких капиталистических отношений, с присущими им хищнической моралью, произошел резкий упадок нравов, особенно среди молодежи. Пьянство, преступность, разврат, наркомания стали повседневным и повсеместным явлением подростковой жизни. Общество в 1991 году так ждавшее перемен, оказалось к ним абсолютно не готово - отсюда растерянность и деморализация, приведшая к идеологическому вакууму. Школа так же, как и все население страны, оказалась лишенной четких нравственных ориентиров. Мало того, выросло целое поколение, лишенное элементарных представлений о морали, озабоченное в своей массе только получением прибыли. Попытки выйти из этого тупика в основном провалились, поиски новой национальной идеи результатов не дали, и тогда, чтобы не изобретать велосипед, правительство решился вернуться к давно забытому и освещенному авторитетом веков – религии. Может быть уже от отчаяния.

Но тут возникает целый ряд вопросов технического плана – кто и как будет вести подобные предметы? Батюшку в школу уже не пустишь, а тогда где взять нужного специалиста-религиоведа? С какого возраста начинать знакомить с элементами религиозного содержания? Как вычленить из религиозного учения духовно-нравственную составляющую, чтобы, опять же, не обидеть верующих? Нужен ли отдельный предмет, или сделать так, как в советские времена, когда все нравственные вопросы решались на уроках гуманитарных и общественных дисциплин, таких как литература или история. Все эти вопросы, так или иначе, рассматриваются в Интернете. Здесь же мы рассмотрим сначала, что предлагает в этой связи государство.

В настоящее время по инициативе Министерства Образования пока в качестве эксперимента было предложено два подобных образовательных проекта в рамках введения в стандарты образования новой образовательной области «Духовно-нравственная культура». Первый, стартовавший в 2006 году и предполагавший введения в учебный план в качестве обязательного предмета «Основы православной культуры». Он изучается сейчас в 15 регионах России, причем только в двух из них – в качестве обязательного. Второй – курс «Основы религиозных культур и светской этики», который вводится в 19 регионах страны с 1 сентября 2009 года. Последний проект более сложен, поскольку претендует на известную толерантность: он уже предполагает изучение основ не одной, а целого комплекса религий на выбор родителей2 учеников – православия, ислама, буддизма и иудаизма и даже атеизма (под названием «Светской этики»). Обе инициативы (как, впрочем, и все другие начинания нашего правительства) были восприняты крайне неоднозначно в СМИ и вызвали бурную полемику - как в учительской, так и родительской среде. Мнения распределились полярно – от резкого неприятия до восторженного приветствия, но в целом оба проекта получили поддержку двух главных людей в России – В. Путина и Д. Медведева, и поэтому вопрос об их реализации был предрешен.

Таким образом, вопрос этот достаточно злободневный, а в связи с массовым проникновением в нашу страну (и в школу) различных неоконфессиональных, псевдорелигиозных и откровенно сектантских организаций, использующих для вербовки адептов все возможные средства, в том числе и Интернет [1], и объективно назревший: преподавать в школе основы религиоведения необходимо.

2 ШКОЛЬНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЕМИКИ

Теперь рассмотрим основные ресурсы сети, посвященные проблемам религиозного образования в школе. Все их можно разделить на три группы: чисто информационные дискуссионные порталы, где обсуждаются все возможные точки на этот счет, сайты сторонников внедрения основ религиозного образования в школу и принципиальных противников подобных экспериментов.

Одним из главных информационных сетевых ресурсов, большая часть которого посвящена вопросам взаимоотношения православной церкви и светского общества (в том числе и системы школьного образования) является сайт «Религия и СМИ». Здесь мы найдем самые разнообразные материалы по интересующей нас проблеме: «Книги», «Опросы», «Документы», «Маниторинг СМИ» и т.д. (все это названия рубрик сайта). Данный ресурс ценен, прежде всего, тем, что в нем освещаются самые разнообразные точки зрения представителей различных религиозных конфессий от официального православия и ислама до раскольников-старообрядцев. Другой не менее информативный сетевой ресурс – информационный портал «Мир религий», освещающий, в том числе, и дискуссию по поводу религиозного образования в школе. Оперативную информацию предоставляют и другие специализированные новостные и общественно-политические сетевые издания (как и их существующие печатные аналоги): «НГ Религии», «Интерфакс. Религия», «Русская линия» и др.

Наиболее последовательными сторонниками внедрения основ религиозного образования в школу являются православные сайты, такие как «Православие.ру», «Русская Православная Церковь» («Официальный сайт Московского патриархата»), «Православная энциклопедия» («Седмица.ру») и др. В целом они уступают новостным сайтам по функциональности, но выигрывают за счет дизайна и особой стилистики, рассчитанной на привлечение внимания пользователей. К тому же они не злоупотребляют рекламой.

Стоит заметить, что именно Русская Православная Церковь первые выступила перед правительством с такой инициативой и постоянно поддерживает его работу в этом направлении. Так, например, оба проекта Министерства Образования, о которых мы говорили, появились с благословения сначала Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, а потом с его преемника Кирилла, при их горячей поддержки и с согласования с руководством Русской Православной Церкви. В резолюции XI Всемирного русского национального Собора православной церкви, проходившего в Москве в марте 2007 года прямо же отмечается, что изучение школьниками «Основ православной культуры» необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения».

Образцовым в этом смысле является «Официальный сайт Московской Патриархии», где выложены все важнейшие документы, касающиеся данной проблемы. «Православие.ру» носит более общий новостной характер. Наконец у РПЦ есть и специализированный сайт, полностью посвященный проблемам религиозного образования – «Prokimen.ru» («Отдел религиозного образования и катехизации»), издающий информационный сетевой журнал «Православное образование». Здесь же можно найти разнообразные УМК для преподавания «Основ православной культуры» и «Основам религиозных культур». Вообще же православные сетевые издания наиболее активны в обсуждении вопросов религиозного образования и введения каких-то его элементов в школьный образовательный стандарт.

Эта бросающаяся в глаза активность православных организаций, однако, вызывает настороженность и даже неприятие у представителей других российских конфессий. Так, например, представитель Совета муфтиев России Арслан Садриев от имени своей организации высказался резко против существующей модели «Духовно-нравственной культуры». Он убежден, что нельзя сводить эту образовательную область только к преподаванию одного предмета, даже и по выбору учащегося, так как это, в конечном счете, приведет к расколу России по этно-конфессиональному признаку. Чтобы этого избежать, разным религиозным традициям необходимо «изучать друг друга». Совет муфтиев уже не первый год настаивает на преподавании курса религиоведения, где все религии изучались бы в равной степени и в старших классах. Курс «светской этики», который предполагает в рамках «Духовно-нравственной культуры» для атеистов, А. Садриеву «трудно представить», т.к. «нравственность от религии неотделима». Более углубленное изучение каждой религии может осуществляться в рамках воскресных школ и религиозных учебных заведений, отметил представитель Совета муфтиев.

С другой стороны, против попыток вмешательства церкви в науку и школьное образование выступила группа крупных российских ученых, среди которых два Нобелевских лауреата и Президент РАН Ж. Алферов. На страницах «Новой газеты» они разместили открытое письмо Президенту России В.В. Путину, в котором обвинили РПЦ и всех сторонников введения в школах курса православной культуре в «православном шовинизме». Подобное же обращение размещено и на сайте «Scientific.ru» («Междисциплинарный научный и научно-популярный сервер»), где утверждается, что никакой необходимости в обязательном релгиозном образовании в школе нет и что «существующие негосударственные религиозные учебные заведения (воскресные школы, духовные академии, медресе и т.д.) вполне обеспечивают потребность в религиозном образовании для тех, кто в этом нуждается, не вступая в противоречие с Конституцией РФ и не создавая источника напряженности в обществе». При этом всем посетителям сайта предлагается интерактивная возможность принять участие в данном обращении.

Не нужно, впрочем, думать, что все ученые категорически против введения основ религиозного образования в школе. На сайте «Интерфакс. Религия» мы находим совершенно противоположное обращение к Президенту, подписанное 227 докторами и кандидатами наук, в котором уже Минобразования и науки РФ обвиняется в «воинствующем атеизме» [7].

3 ЧТО ГОВОРИТ СТАТИСТИКА?

Основным аргументом в подобных сетевых дискуссиях чаще всего является статистика, на которую ссылаются как противники, так и сторонники религиозного образования в школе. Сейчас достаточно много разнообразных социологических институтов (в том числе и в сети), проводящих подобные исследования. Многие сайты, пользуясь интерактивными возможностями Интернета пытаются собрать свою статистику и таким образом убедить пользователей в правоте собственной точки зрения.

Так, согласно опросу, проведенного фондом «Общественное мнение», на сегодняшний день православные составляют 50% населения, мусульмане - 4%, неверующие - 44%, представители других религий - 1%. То есть, последователями религиозных конфессий считают себя всего только 56% россиян. При этом, если учитывать всю относительность подобных заявлений3, а также степень вовлеченности в религию, цифры будут уже совсем другие. Очень многие россияне, считающие себя, например, православными на деле имеют достаточно отдаленное представление не только о православии, но и христианстве вообще. Так что по-настоящему верующих (в смысле регулярно совершающих религиозные обряды и посещающих храмы) будет еще меньше.

О чем же говорит статистика? Недавно справочно-информационный портал Религия и СМИ проводил опрос на тему: «Надо ли преподавать религию в школе и как?». Мнения ответивших разделились следующим образом: 42% считают, что в школах нужно преподавать науку о религии; 20% затруднились ответить на этот вопрос; 15% считают, что религию преподавать не нужно; 10% - что нужно, но по выбору родителей и 13% считают, что детям должны преподавать православие. Фонд «Общественное мнение» опросил на эту тему учителей средних школ. Было установлено, что введение религиозного (духовного) образования поддерживают 42%, а не поддерживают 58% учителей. Итак, мнения россиян разделились почти полярно, что, собственно и отражает реальную ситуацию в обществе.

Мы попробовали провести собственное социологическое исследование на базе отдельной провинциальной школы. Насколько совпадут наши результаты с общероссийскими?

Нами было опрошено 125 родителей, учащихся 8 – 11 классов и учителей. Анкеты из 8 вопросов (см. Приложение) составлялись с помощью школьного психолога. Результаты нашего исследования представлены в следующих диаграммах:

1.Считаете ли Вы себя верующим человеком?

2. Где, по Вашему мнению, происходит религиозное воспитание человека?

3. Надо ли вводить занятия религиозного характера в школе?

4. Каким должен быть этот предмет?

5.Как Вы думаете, кто должен проводить такие занятия?

6. Как часто должны проходить эти занятия?

7. Для родителей:

Разрешали бы Вы своим детям посещать эти уроки?

8. Для учеников:

а) посещали бы Вы эти занятия?

б) Всегда ли бы Вы посещали эти занятия?

Выводы напрашиваются достаточно интересные. Озвучим лишь некоторые из них. Во-первых, количество «верующих» (с учетом сделанной нами оговорки) в целом совпадает с данными сетевого опроса – большинство. Во-вторых, как это ни странно (что, опять же, соответствует общероссийской статистике), самыми яростными противниками внедрения религиозного образования в школу являются учителя, притом, что родители относятся к этому достаточно лояльно. Ну и вполне закономерно, что все категории опрошенных выступают лишь за факультативный вариант введения таких предметов. Понятно, в общем, и не особое желание учащихся, при современной перегруженности школьной программы, посещать еще и дополнительные «религиозные» уроки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в рамках нашего небольшого исследования мы рассмотрели основные точки зрения по поводу введения основ религиозного образования в школе, высказываемые на страницах различных Интернет-сайтов. Виртуальное пространство оказалось полем весьма острой полемики и религиозно-политической борьбы, в которой столкнулись интересы государства, разнообразных социальных групп и религиозных конфессий. Борьба эта имеет уже достаточно длительную историю и накал ее не только не утихает, но, в связи с очередной инициативой правительства по введению - пока в качестве эксперимента - в программу обновленного курса «Основ религиозной культуры», грозит только усилиться, что, конечно, не способствует сплоченности нашего общества и, тем более, эффективности уже имеющегося школьного образования.

Если взглянуть широко, то вопрос о школьном религиозном образовании есть, по сути, вопрос не столько о взаимоотношении школы и церкви (или любой другой религиозной организации), сколько о взаимоотношениях государства и религии, светской и духовной культуры. Стремление религии проникнуть в государственную систему образования лишь закономерная реакция конфессий на продолжающееся - несмотря на показную обрядность и моду на религиозность – вытеснение веры из нашей жизни. Вытеснение, прежде всего, наукой и порождаемой ей новыми технологиями, совершенно видоизменяющими привычные формы образования и досуга самым недопустимым с точки зрения церковной морали образом. Отсюда и обращение церкви к необычным для нее формам агитации – Интернету, как трибуне, максимально приближенной к подростковой аудитории, то есть к тем, на кого и нацелено религиозное образование.

Как нам кажется, возвращение церкви в школу в том виде, каком это выглядело до революции (и как выглядит сейчас в мусульманских странах) в России невозможно. Но возможен диалог между школой и церковью, более того, он необходим, если мы хотим хоть как-то поправить пошатнувшиеся моральные устои, ибо только религия может предложить методы нравственного воспитания, апробированные веками. Но подходить к этому взаимодействию необходимо крайне осторожно. Государственное участие и контроль здесь особенно необходимо, но, конечно же, не в таких грубых формах, как это делается сейчас. Очевидно, что дети в школах должны получать знания о религии. Однако, нужно видеть различие между научным преподаванием и религиозным образованием. Все-таки школа не должна склонять учащихся к принятию какой-либо веры и навязывать им те или иные религиозные взгляды. Ведь светский характер образования - один из основополагающих принципов государственной политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жогов С.С. Сайты религиозного содержания и воздействие на сознание молодежи: к проблеме религиозного просвещения в средней школе / С.С. Жогов // Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество. – Балашов, 2009. – С. 38 – 41.

2. Журавский А. Проблемы религиозного образования в России / А. Журавский // Континент. - №114 (2002).

3. Иерей Константин Польсков. Теология и религиоведение в контексте возрождения гуманитарной науки в России / Иерей Константин Польсков // Вестник ПСТГУ. – Серия IV. Педагогика. Психология. – 2006. – Вып. 3. – С. 20 – 27.

4. Колодин А.В. Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации / А.В. Колодин. –Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – М., 2007.

5. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» // Интерфакс: Религия. – 28.12.2007. – Адрес в Интернет: http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700

6. Курс «Основы православной культуры: польза или вред?» // REGIONS.RU: Новости Федерации. – 31.08.2006. – Адрес в Интернет: http://www.regions.ru/news/2003853/

7. Обращение представителей научной общественности к президенту России в поддержку изучения религиозной культуры в школах и признания ученых степеней по теологии // Русская Правовлавная Церковь: Официальный сайт Московского патриархата. - 27.11.2007-04.02.2008. – Адрес в Интернет: http://www.patriarchia.ru/index.html

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Сайты, посвященные вопросам современного школьного религиозного образования

1. Богослов.ру: Научный богословский портал: http://www.bogoslov.ru/topics/20760/index.html

2. Вера и Время: Религиозные ценности и современная система образования: http://www.verav.ru/

3. Журнал «Религия и право» (сетевая версия): http://www.rlinfo.ru/rip/

4. Епархиальный отдел религиозного образования и духовного просвещения: http://www.eoro.ru/

6. Ислам.ру: http://www.islam.ru/pressclub/vslux/rel-edu/

7. Мир религий: http://www.religio.ru/dosje/14/36.html

8. Образование и Православие: http://www.orthedu.ru/

9. Официальный сервер Отдела религиозного образования и катехизации Руской Православной церкви: http://www.rel.org.ru/

10. Отдел религиозного образования и катехизации Руской Православной церкви: http://oroik.prokimen.ru/, http://www.otdelro.ru/

11. Отдел внешних церковных сношений московского патриархата: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии: http://www.rondtb.msk.ru/home.htm

12. Pedsovet.su: Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой: http://www.pedsovet.su/publ/13-1-0-517

13. Православие.ру: http://www.pravoslavie.ru/

14. Православная газета: http://orthodox.etel.ru/2001/25/obrazov.htm

15. Религия и СМИ: http://www.religare.ru/11_5.html

16. Русская линия: Информационно-аналитическое агентство: http://www.rusk.ru/monitoring_smi/2002/10/30/v_xx_veke_gosudarstvo_razrushilo_sistemu_religioznogo_obrazovaniya/

17. Центр образовательного законодательства: http://www.lexed.ru/pravo/actual/?chernega_01.html

18. Церковная школа: http://pedagog.eparhia.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Анкета «Как вы относитесь к преподавании религии в школе?»

1. Считаете ли Вы себя верующим человеком?

- да;

- нет.

2. Где происходит религиозное воспитание человека?

- в семье;

- в школе;

- в окружающем его обществе.

3. Надо ли вводить занятия религиозного характера в школе?

-да;

-нет.

4. Каким должен быть этот предмет?

- обязательным;

- факультативом;

- классным часом.

5. Как Вы думаете, кто должен проводить такие занятия?

- Учитель, специально подготовленный;

- Служащий церкви или мечети;

- Классный руководитель.

6. Как часто должны проходить эти занятия?

- 1 раз в неделю;

- 2 раза в неделю;

- по мере необходимости.

7. Посещали бы Вы эти занятия?

- да;

- нет.

8. Разрешали бы Вы своим детям посещать эти уроки? (для родителе)

- да;

- нет.

8. Всегда ли бы Вы посещали эти занятия?

- всегда;

- иногда;

- когда будут рассказывать на интересующие меня темы;

- когда будет время.

1 По Конституции (1993 год) Россия является светским государством, и во второй статье Закона РФ «Об образовании» закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Данный принцип, однако, вовсе не налагает запрета на религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе в школах. В пункте 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится, что «по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».

2 Для занятий ребенка религией в школе сейчас требуется заявление родителей учащихся только в том случае, если они не достигли 14 лет. В заявлении помимо просьбы родителей фиксируется согласие самого ребенка на обучение религии. В соответствии с законом ребенок старше 14 лет может самостоятельно решать вопрос о своем отношении к вероисповеданию. В связи с этим он вправе оформить свою просьбу о религиозном обучении в виде приложения к заявлению родителей (законных представителей) или в виде самостоятельного заявления. Такие заявления оформляются на имя администрации образовательного учреждения и рассматриваются органом школьного самоуправления (совет школы, попечительский совет или иной орган, записанный в учредительных документах школы).

3 Которая проистекает от стереотипности массового сознания, часто отождествляющего веру и национальность: так, если я – русский, значит – православный, если татарин или башкир – мусульманин, калмык или бурят – буддист и т.д.