Физическая культура и развитие личности дошкольника

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ «ПРАЛЕСКА»

Многие прогрессивные деятели науки (И.М.Сеченов, И.Л. Павлов, П.Ф. Лесгафт и другие) утверждали, что физичес­кое и психическое выступают в человеке в единстве и во взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двига­тельной деятельности может стать фактором формирова­ния личности в целом.

«Воздействуя на телесное комплексом специфических средств и методов, физическая культура также оказывает вли­яние и на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сфе­ры личности в силу единства и взаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в чело­веке» (Н.Н. Визитей).

Даже самые простые движения дают пищу детской фанта­зии, развивают творчество. Творчество — высший компо­нент в структуре личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Н.Н. Поддьяков и др.). Это одна из наиболее содержательных форм психической активнос­ти ребенка, которую ученые рассматривают как универсаль­ную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности. Это — основ­ной способ существования и развития личности. Ребенок про­являет в нем свое понимание окружающего, отношение к нему, что помогает раскрыть внутренний мир, особенности его восприятия, представлений, интересов, способностей.

Наиболее распространенным толкованием творчества яв­ляется понимание его как деятельности, направленной на создание новых по содержанию и форме материальных, культурных и духовных ценностей, на развитие самой лич­ности.

Детское творчество — первоначальная ступень в разви­тии творческой деятельности. Ценность его не столько в ре­зультате, в продукте творчества, сколько в самом процессе. «Важно не то, что создадут дети, - писал Л.С. Выготский, - важно то, что они создают, творят, упражняются в творчес­ком воображении и его воплощении».

Относительно ребенка Л.С. Выготский называет творчес­кой любую деятельность, результатом которой является не простое воспроизведение бывших в опыте впечатлений или действий, а проявление детского воображения, которое на­ходится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребенка.

Такая деятельность детей во многом зависит от их инте­ресов, склонностей, способностей, характера, темперамен­та. Их развитие и взаимное влияние во многом определяют творческую направленность личности. Немаловажную роль играют волевые проявления, среди которых особенно суще­ственны самостоятельность и инициативность. Именно са­мостоятельные действия, отмеченные личностным своеоб­разием, чаще всего относят к действиям творчества (Н.А. Ветлугина).

В процессе творчества формируется новая психология ребенка. Отличительными чертами ее являются креативное мышление, оценочная деятельность по отношению к явле­ниям окружающего мира, саморегуляция поведения, высо­кая адаптированность к изменениям внешнего мира, спо­собность самостоятельно разрешать внутренние конфлик­ты между желаниями и возможностями их удовлетворения.

Творчество дошкольника многообразно в своем прояв­лении. Двигательное творчество раскрывает ребенку мотор­ные характеристики собственного тела, формирует быстро­ту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Средством его развития могут выступать двигательные задания, с помощью которых дети входят в воображаемую ситуацию; посредством движения тела они учатся выражать свои эмоции и состоя­ния, искать какие-то композиции, создавать новые сюжет­ные линии, формы движений.

Характерной особенностью двигательного творчества дошкольника является его импровизационность. Подража­ние — это «модель-толчок» для творческих проявлений ре­бенка. Именно так дети воплощают образы в движении, ис­пользуя элементы танца, имитационные, гимнастические движения, выступают в качестве персонажей игры, подчер­кивая их характерные черты, повадки, раскрывая игровой образ. Вместе с тем, оно может осуществляться и в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направлен­ной на получение новых сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Примерами такой деятельности могут быть игровые двигательные задания с проблемно-творчес­ким содержанием:

      разрешение двигательных парадоксов (дети находят способ выполнения действий в ситуации, нереальной для выполнения, например: придумывают, как пройти по при­поднятой веревочке и т.п.);

      придумывание новых способов применения физкультур­ных пособий (например: «рисование» мячом невидимого кон­тура цветка, раскачивание на мячике, как на качелях и т.п.);

      придумывание названий выполняемым движениям;

      угадывание выразительных походок;

      повторение действий, изображенных на картинке, а затем их «оживление»;

      загадки, ответы на которые передаются посредством движений и поз;

      игровые путешествия (дети входят в образ морских, лесных животных и т.п.);

      подвижные игры, направленные на развитие твор­ческой активности.

Диапазон двигательных проявлений ребенка достаточно широк и не сводится лишь к вариации двигательных обра­зов в ситуациях изменения способов выполнения действий. Двигательное творчество дошкольника отражает всеобщие формы креативности, свойственные человечеству в целом, и характеризуется следующими параметрами:

когнитивными (познавательными) — способность дифференцировать целое на части, интегрировать из ча­стей целое (выделять формы взаимоотношений между ком­понентами движений, определять свойства частей целого и их соотношение, обобщать разнообразные представле­ния о мире движений);

проектно-конструктивными — способность созда­вать, преобразовывать движения, изменять их структуру, вносить коррекции по ходу выполнения двигательного дей­ствия;

художественно-выразительными — умение выра­жать через движения тела свои эмоции, состояния, раз­мышления, вызывать двигательные образы;

эстетическими — способность достигать эмоцио­нального подъема и эстетического наслаждения, свободно­го, артистического выполнения двигательного действия.

Эти параметры необходимо учитывать при разработке раз­вивающих технологий физического воспитания дошкольни­ков.

Выявлены условия, необходимые для более успешного формирования творческой активности ребенка (Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко и др.):

    обогащение жизненного опыта детей;

    возбуждение интереса к процессу творческой деятель­ности;

    наличие средств и способов достижения поставленной цели (обучение языку движений);

    накопление опыта в разнообразных видах двигатель­ной деятельности и способах творческого самовыражения;

    взаимосвязь формирования сознания и чувств;

    благоприятное физическое и психическое состояние.

Необходимо учитывать их в работе с детьми.

Важная характеристика личности — ее направленность, система ведущих мотивов поведения. Мотив — побуж­дение к деятельности, связанное с удовлетворением потреб­ности. Потребности человека отражают требования внутрен­ней среды организма или внешних условий жизни и побуж­дают его к активности.

Мотивационно-потребностный подход к формированию личности рассматривает физическое воспитание как про­цесс создания у детей таких потребностей, которые поддер­живают и укрепляют здоровье, оказывают благоприятное воздействие на физическое и двигательное развитие. Осно­ву потребностей в физическом саморазвитии составляют сложнейшие биологические рефлексы: игровой, имитаци­онный и рефлекс свободы, которые тесным образом связа­ны с двигательной активностью.

Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни. В дошкольном учреждении решению этой задачи способству­ет система физкультурно-оздоровительной работы, направ­ленная на:

    укрепление здоровья детей;

    формирование систем и функций организма, обеспе­чивающих гармоничность физического развития;

    овладение детьми азбукой движений;

    формирование системы элементарных знаний о здо­ровом образе жизни;

    развитие двигательных способностей.

Составляющие системно-оздоровительной работы в дет­ском саду разнообразны. Приобщение детей к природе — главный источник физического и духовного развития.

ФИЗКУЛЬТУРНО-оздоровительная работа, предлагаемая программой «Пралеска», включает в себя формы работы, орга­низованные воспитателем (специальные меры закаливания, утреннюю гимнастику, физкультурную минутку, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурное занятие, домашние задания по физической культуре, актив­ный отдых: спортивные досуги, праздники, дни здоровья), и самостоятельную двигательную деятельность детей, которая организуется в часы утреннего приема, после завтрака, меж­ду занятиями, на прогулке, после сна, на второй прогулке, в бытовой деятельности). Самостоятельные движения детей со­ставляют 2/3 их общей двигательной активности.

Основное содержание физического воспитания в дош­кольных учреждениях базируется на разных вариантах ходь­бы, бега, прыжков, лазания, метания; некоторых видах спортивных упражнений (плавание, ходьба на лыжах, ката­ние на роликовых коньках, езда на велосипеде); спортивных играх (футбол, хоккей, бадминтон, городки, баскетбол и др.); общеразвивающих упражнениях, элементах акробатики и ритмической гимнастики; подвижных играх.

Определенную часть двигательного режима составляют физические упражнения, специально подобранные для фор­мирования систем и функций организма, коррекционной работы с детьми. Нередко возникает необходимость в при­менении заданий на исправление осанки (деятельность, в процессе которой работают мышцы-разгибатели спины, живота, плечевого пояса, формируется функция равновесия); на развитие координационных способностей (появление по­очередных соотношений в работе рук и перекрестных в ра­боте рук и ног); на совершенствование двигательных уме­ний и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необыч­ных условиях). Хорошее тренирующее действие оказывают пешие переходы увеличивающейся продолжительности, спортивное ориентирование.

Разнообразная двигательная деятельность снимает утом­ление, накопившееся в организме, активизирует память, мыш­ление, развивает движения, а значит, обеспечивает организм ребенка резервными возможностями.

Очень важно приучить детей к самостоятельным заняти­ям физическими упражнениями, закрепить у них положи­тельное отношение к такому виду деятельности.

Продумывая содержание работы со своими воспитанни­ками, позаботимся о природной среде для развития детей, приобщении их к физической культуре — как на участке дет­ского сада, так и за его пределами: в лесу, в парке, на тропе здоровья (специально оборудованной полосе горок, каме­нистых и песчаных тропинок), на маршрутах для туризма. Необходимо учить детей с благодарностью принимать дары природы, обращаться к ней за помощью, помогать ей.

Активность дошкольника во многом обусловлена его за­интересованностью. Необходим хороший эмоциональный фон, увлекательные физические упражнения и игры, вызы­вающие у детей желание заниматься по собственному по­буждению. При отборе двигательного содержания нужно предусмотреть достаточное разнообразие движений, поддер­живая этим интерес к подвижной деятельности. Полезно вносить дополнения, изменения к знакомому движению. Это потребует от ребенка новых физических усилий и сохранит интерес к упражнению. Во многом поддерживает заинтере­сованность детей постоянное нарастание трудностей: вы­полнение упражнения из разных исходных положений, с предметами или без них, большее количество раз и т.д. Это совершенствует двигательные умения, развивает сообрази­тельность, волю, характер. Играет роль и оценка правильно­сти выполнения упражнений детьми. Завышенная оценка без учета реальных возможностей ребенка не вызывает желания совершенствоваться. К оценке надо привлекать самих де­тей, предложив им указать, что удается в выполнении упраж­нения, а что не совсем хорошо получается.

Г.П. Лескова рекомендует особое внимание в оценке вы­полнения движений обратить на своевременность начала и окончания упражнения, правильность техники движения в соответствии с возрастными возможностями детей. Этот показатель особенно важен, так как создание первоначаль­ных двигательных умений является залогом овладения тех­никой упражнений в школе, становления спортивного мас­терства.

Вместе с тем важно стремиться к тому, чтобы педагоги­ческая оценка выполняла не только «ориентирующую функ­цию, но и стимулирующую» (Б.Г.Ананьев), вызывала желание к дальнейшей двигательной активности, ее совершенство­ванию. Этому способствует оценка ребенка с учетом «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский), а также сравнение сегодняшних успехов в области двигательной деятельности с прежними достижениями. Негативная оценка проявлен­ных физических способностей не должна переноситься на общую оценку личности («ты плохой»). Важно, чтобы оценка двигательной активности ребенка, его двигательных способ­ностей давалась с позиции любви, уважения, веры в его воз­можности. Немаловажную роль в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни играет пример взрос­лых (родителей, воспитателя). Здоровый образ жизни близ­ких ребенку людей становится образцом для подражания.

Физическая культура — благодатная сфера не только для формирования потребности в здоровом образе жизни. При­общение к ней способствует возникновению и развитию ряда потребностей и мотивов (сохранение положительных взаи­моотношений с взрослыми и сверстниками, самоутверж­дение, самолюбие, нравственные мотивы). Значимую роль при этом могут сыграть подвижные игры с двойным прави­лом («Пятнашки с колдуном», «Палочка-выручалочка» и др.), где непосредственное побуждение ребенка «не дать себя оса­лить» преодолевается активно, практически моральным мо­тивом — помочь «заколдованному» товарищу, освободить его.

На основе стремления к самоутверждению у детей в игре возникает и соревновательный мотив (выиграть, поводить, быть лучше других). Это стремление нетрудно заметить в группе «Фантазеры» у старших дошкольников, что связано с ов­ладением ими играми с правилами, спортивными играми, включающими в себя элемент соревнования.

Соревновательный мотив и мотив самоутверждения яв­ляются проявлением потребности дошкольника в призна­нии его не только со стороны взрослого, но и сверстников. Депривация (ущемление потребности в признании) негатив­но сказывается на психическом развитии ребенка, ведет к неуверенности, рождает «комплекс неполноценности», зас­тенчивость, а порой и агрессивность. Вот почему так важно своевременно предотвратить ее появление. Если депривация все же возникла, смягчить ее последствия можно путем использования разных видов деятельности ребенка, в осо­бенности спортивно-физкультурной. Для этого необходимо предварительно изучить воспитанников, их возможности, интересы, отыскать наиболее верную тропинку для удовлет­ворения потребности в притязаниях каждого. Для одного ребенка такой «тропинкой» может оказаться успех в езде на велосипеде, для другого — игра в шахматы, для третьего - плавание... Важно знать, как помочь не уверенному в себе малоподвижному дошкольнику, какое физическое упражне­ние поможет ему самоутвердиться.

Формирование мотивационной сферы ребенка тесно связано с развитием его самосознания и самооценки.

Самооценка — компонент самосознания, проявляющий­ся в оценке своих физических и психических возможнос­тей, качеств, своего положения среди других людей. Она вы­ступает условием и средством становления таких итоговых образований самосознания, какими выступают «Образ Я» и «Я - концепция».

«Центральное, ядерное образование личности», — так не без основания все чаще говорят психологи о самооценке (Е.В.Кучерова, АВ.Захарова, В.С.Мухина, В.М.Слуцкий и др.).

Самооценка в значительной степени определяет актив­ность личности, отношение к себе и другим.

Характеризуя самосознание и самооценку детей дошколь­ного возраста, Л.С. Выготский писал - «Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как общественного от­ношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобще­ния отношений к окружающим и понимания своей ценнос­ти у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к семи годам возникает ряд сложных психологических новообразова­ний»... Однако нельзя считать, что до кризиса 7 лет ребенок себя не осознает и совсем не оценивает. Это осознание но­сит недифференцированный характер и отличается общи­ми чертами: «Я — самый сильный», «Я — самый ловкий» и т.п. Изучение самооценки на рубеже старшего дошкольного воз­раста показывает, что именно в этот период происходит ка­чественный скачок в изменении отношения ребенка к само­му себе. Возникает оценка на почве желания получить одоб­рение взрослого и таким образом сохранить эмоциональ­ное благополучие (Л.И. Божович). Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная актив­ность личности, оценка окружающих людей, умение правиль­но оценивать действия других. Складывается самооценка на основе опыта, который ребенок приобретает в результате функционирования своего тела, оценок социального окру­жения, культурных норм, стереотипов, эталонов физическо­го и двигательного развития.

Сенсорная организация двигательной активности и ее ка­чественная самооценка ребенком (ощущения, чувства, обра­зы) являются ведущим фактором в его физическом образо­вании. Формирование самооценки субъективного «Я» в процес­се двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к «картине мира» окружающей его при­роды; привлечение внимания ребенка к его способностям создавать собственный художественный образ — образ «кра­сивого тела»; визуализация ребенком красивого двигатель­ного поведения окружающих взрослых (Л.Е.Симошина).

Желание детей овладеть движениями в структуре краси­вого образа можно реализовать в ритмической гимнастике, спортивном танце. Удачное сочетание комплексов физичес­ких упражнений с элементами акробатики, художественной гимнастики и танцевальных ритмических мелодий оказыва­ет влияние на моделирование собственного двигательного образа одновременно с образом «красивого тела».

Формированию пластического образа могут способство­вать также сюжетные физкультурные занятия, пространствен­ные тренинги, двигательные задачи. Эстетическая оценка ре­бенком восприятия движения формируется здесь на основе умения подражать движениям педагога, импровизировать.

Анализу собственных действий и поступков может спо­собствовать двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (спортивные игры, спортивные уп­ражнения, игры-эстафеты). В ней имеют место групповые формы оценки детей, способствующие осознанию спосо­бов действий; самостоятельные оценки детей деятельности своих сверстников, самооценка детей, выражающаяся в осоз­нании своей деятельности, ее сильных и слабых сторон.

В структуре самооценки выделяют в качестве основных когнитивный (познавательный) и аффективный (эмоцио­нальный) компоненты. В основе когнитивного компонента лежат операции по сравнению себя с другими, сопоставле­ние собственных качеств с выработанными эталонами. Эмо­циональный же компонент самооценки выражает отноше­ние человека к себе, уровень его удовлетворенности собой (заметим — он превалирует у детей дошкольного возраста). При достаточном развитии обоих компонентов самооценка выполняет важную функцию регулятора поведения, деятель­ности. Далеко не всегда самооценка ребенка адекватна. Она может быть и неадекватной — завышенной либо занижен­ной. Правильность детской самооценки в значительной сте­пени зависит от специфики, значимости для ребенка той де­ятельности, свои достижения в которой он оценивает, на­глядности их результатов, знания собственных возможнос­тей, степени сформированности критериев, навыков оце­нивания.

Вот почему самооценка ребенка в одном виде деятельно­сти может отличаться от его самооценки в другом. В оценке, например, своих достижений в метании ребенок может себя оценить правильно, а в овладении умениями кататься на коньках — переоценить...

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка ста­новится все более осознанной, детализированной, аргумен­тированной, объективной. Многое при этом зависит от взрос­лых — педагогов, родителей, которые не только вооружают детей значимыми грамотными критериями оценки, но и вклю­чают воспитанников в деятельность, развивающую их спо­собности. Это позитивно сказывается на положении ребен­ка в группе сверстников, его представлении о себе. А.И. Силвестру с детьми, недооценивающими свои возможности в области движений, организовал специальные индивидуаль­ные, совместные занятия по обучению прыжкам в длину. Свер­стник-напарник уступал испытуемому в умении прыгать. Это укрепляло у «пессимиста» веру в себя, в свою способность превосходить других детей. С каждой парой проводилось по 16 занятий в течение двух месяцев. Взрослый при этом зани­мал доброжелательную позицию по отношению к детям - хвалил, ободрял, эмоционально поддерживал их.

После преобразующих занятий исчезли случаи недооцен­ки детьми своих достижений, а 16% испытуемых дали завы­шенную оценку, чего не наблюдалось до специального обу­чения. Кроме того, полученные в исследовании результаты дали основание А.И. Силвестру сделать вывод, что успех ре­бенка в отдельной конкретной деятельности способен вне­сти определенные коррективы в общее представление его о себе. У бывших пессимистов исчезла скованность, стала про­являться большая активность, оптимизм, вера в свои воз­можности.

Проявление взрослыми заинтересованности значимыми для ребенка видами деятельности, соучастие в них, сотруд­ничество — еще один важный путь к формированию у ре­бенка общей позитивной самооценки и «Я - концепции». Осо­бую значимость в этом отношении имеют совместные (дети, педагоги, родители) туристические походы, спортландии («Папа, мама, я — спортивная семья», семейные турниры по шашкам, шахматам...). Оказать помощь в преодолении стра­ха (спуститься с горки, прыгнуть в воду, пройти через тем­ный коридор, перейти ручей по бревну и т.п.) — все это значимо для формирования позитивной самооценки. Важ­ную роль в развитии самосознания, самооценки дошколь­ника имеет педагогическое взаимодействие. Что в нем будет преобладать — мягкие или жесткие воздействия, улыбка или безразличие, недоброжелательный взгляд, ирония или юмор, упрек или выражение огорчения при неудаче воспитанника, запреты, ограничения или стимулирование самостоятельно­сти, поиска — все это формирует личность дошкольника. Общение педагога с ребенком должно вселять веру в него, рождать оптимизм, стимулировать его творчес­кий потенциал, дарить радость.

В процессе приобщения детей к физической культуре ак­тивно формируется их эмоционально-волевая сфера. Дви­гательная активность способствует развитию познаватель­ных, нравственных, эстетических чувств ребенка. Она фор­мирует такие положительные качества, как сочувствие, стрем­ление к оказанию помощи, дружеской поддержке, чувству справедливости, честности, порядочности. Это ярко прояв­ляется в играх и игровых упражнениях, выполнение кото­рых ставит ребенка перед необходимостью вступить в кон­такт со сверстником, оказать помощь в выполнении двига­тельного задания, найти оптимальные варианты в согласо­вании действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком опре­деленных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помогай товарищу, если он не может выпол­нить правило игры, используй вежливые формы предложе­ния услуг, замечаний).

Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей устойчивого интереса к выполнению общей дви­гательной задачи, без чего невозможно достичь умения ви­деть другого, взаимодействовать с ним.

Отношения взаимной ответственности обеспечивают ре­бенку возможность самоутверждения и самовыражения, раз­вивают уверенность, инициативность, формируют чувство товарищества.

Многие ученые утверждают, что проблема воли и произ­вольного поведения является центральной для психологии личности. Согласно А.Н.Леонтьеву, соподчинение мотивов деятельности, формирующееся в дошкольном возрасте, явля­ется психологическим механизмом произвольного поведе­ния и, одновременно, тем «узелком», который связывает смыс­ловые линии деятельности человека, характеризующие его как личность.

Основными факторами, задающими развитие произволь­ного поведения дошкольника, являются: способность ребен­ка привносить смысл в деятельность, в свои действия и по­ведение в целом; инициативность личности, активность, ис­ходящая от самого ребенка как от субъекта деятельности; осознание своей деятельности и себя как субъекта деятель­ности (Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев, ГГ. Кравцов и др.). Разви­тие произвольных действий — необходимое условие фор­мирования волевых проявлений. Психологи спорта (Е.И.Ильин, А.Д. Пуни, П.А. Рудик и др.) определили волевые качества, необходимые для преодоления препятствий, воз­никающих в процессе двигательной деятельности. Это — це­леустремленность, настойчивость, упорство, решительность, смелость, инициативность, самостоятельность, выдержка, са­мообладание.

В условиях двигательной деятельности действенным фак­тором воспитания волевых качеств могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей.

Выполнение любых видов движений, включенных в про­грамму по физической культуре в детском саду — гимнасти­ческих, общеразвивающих, основных, подвижных и спортив­ных игр, — может затрудняться их сложностью или длитель­ностью, интенсивностью и протяженностью.

Усложнение упражнений осуществляется следующим пу­тем:

    постепенным повышением числа повторений однооб­разных ациклических физических упражнений (подскоков, приседаний, прыжков и т.п.);

    постепенным увеличением продолжительности цик­лических упражнений (бега, ходьбы и др.);

    изменением степени интенсивности выполнения раз­ных упражнений, чаще в сторону увеличения (приседать определенное количество раз в медленном темпе, чуть быс­трее, быстро);

    изменением обстановки и условий проведения упраж­нений (индивидуальное выполнение или совместно с кем-то, без отягощающих пособий или с ними).

Основным методом воспитания волевых качеств являет­ся метод упражнений. Многократное повторение двигатель­ных действий осуществляется при этом в двух режимах ра­боты — непрерывном и интервальном. Для повышения ак­тивного и сознательного отношения к проявлению волевых качеств наиболее эффективными являются приемы, направ­ленные на достижение умственной и моральной основы во­левых действий. Е.А. Сагайдачная обнаружила, что дошколь­ники способны воспринимать общую и конкретную цели за­нятий физическими упражнениями, если расширить их пред­ставления и знания о пользе этих занятий, о разных пара­метрах движений. Большое значение в обеспечении успеш­ной работы имеет применение таких методов и приемов сти­мулирования волевых усилий, как контроль и учет степени развития волевых качеств, наглядная демонстрация резуль­татов выполнения упражнений и др. Повышению заинтере­сованности детей к выполнению упражнений способствует доброжелательная атмосфера сотрудничества, уважения и доверия друг к другу.

Личностное развитие дошкольника сопряжено с обрете­нием им произвольности поведения, возможности самооп­ределения в собственном поведении. Важно использовать процесс приобщения детей к физической культуре для раз­вития этих качеств.

Успешность в овладении физической культурой во мно­гом определяется индивидуальными особенностями детей, прежде всего — их способностями.

Под способностями понимают индивидуально-психоло­гические особенности человека, которые являются условия­ми успешного выполнения деятельности. Способности про­являются в деятельности и существуют только в движении и развитии. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, но являются возможно­стью для прочного овладения ими. Их нельзя свести к одно­му какому-либо свойству (координация движений, гибкость, ловкость), они всегда — синтез свойств человеческой лич­ности.

Общий закон формирования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых необходимы.

Двигательные способности — это способность дви­гаться, овладевать двигательными навыками определенной сложности. Главным фактором развития таких способнос­тей является естественная активность, генетически предоп­ределенная в этом потребность. Наряду с этим может иметь место и процесс направленного развития двигательных спо­собностей под влиянием условий среды, в которых прохо­дит развитие человека.

Выделяют следующие проявления двигательных способ­ностей: управление максимальной силой, произвольное рас­слабление мышц, растяжимость мышц, управление скорос­тью мышечного сокращения, пространственная точность движения, ориентировка в окружающем пространстве, уп­равление временем движений, равновесие, координация дви­жений, физическая работоспособность, статическая и дина­мическая выносливость, быстрота и правильность решения ситуационно возникающих двигательных задач (В.С. Фарфель).

Удачное сочетание отдельных проявлений двигательных способностей определяет успех спортсмена (лыжника, фех­товальщика, пловца, футболиста и др.).

Исследователи считают, что развитие двигательных спо­собностей определяется интегральным воздействием мно­гих систем организма человека. Наиболее информативны­ми из них являются свойства нервной системы, индивиду­альные морфофункциональные показатели, индивидуаль­ные физиологические и психологические особенности орга­низма (БА. Белик, А.П. Крестовников, В.С. Фарфель и др.).

Качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения успеха в деятель­ности, носит название «одаренность». Одним из ее проявле­ний выступают точность и соразмерность движений, точ­ность и соразмерность усилий, а также быстрое овладевание техникой выполнения сложных элементов движений, до­статочно прочное их закрепление и воспроизведение. Фи­зиологический механизм двигательной одаренности опира­ется на тонкое развитие двигательного анализатора, на вы­сокую способность коры головного мозга к анализу и синтезу.

ДЫДАКТЫЧНЫЯ ГУЛЬНІ ПА ФІ3ІЧНЫМ ВЫХАВАННІ ДЛЯ ДЗЯЦЕЙ СТАРЭЙШАГА ДАШКОЛЬНАГА УЗРОСТУ

Асноунае прызначэнне дыдактычных гульняу — умацаванпе адукацыйнай натраванасцг у навучант дзяцей рухамг. Самрух застаецца абавязковым компонентам гульняу, але выступав ужо не тольт як канкрэтнае рухалънае дзеянне, дзе трэби атрымаць вызначаныя колькасныя i якасныя паказчыш, але i у якасцг пазнавалънага аб'екта.

Проз гулът дзецг знаёмяцца з разнастайнасцю рухау, ix прызначэннем: вучацца дыферэщыравацъ pyxi na eidax і спосабах выканання; суадносщь, парауноувацъ выконваемыя pyxi з рухальнымг эталонами; практыкуюцца у прымянент рухау у незвычайных абставшах.

3 дапамогай дыдактычных гульняу аргатзуецца дадатковае успрыманне, распознавание рухау не толькг па знешшм дзеянт, але i па атсант словамг. Такгм чынам дзещ вучацца рабщь абагульненнг, групаваць pyxi па вызначаных уласцгвасцях.

Дыдактычныя гулът можно выкарыстоуваць на запятках па фгзкультуры, а таксама у паусядзённым жыццг у час самастойнай рухальнай дзейнасцг дзяцей пящ — сямг гадоу. Працягласцъ гульняу складае 7 — 10 хвшт. Гулът патрабуюць папярэдняй падрыхтоукг на физкультурных запятках г у час самастойнай дзейнасцг дзяцей.

ДЫДАКТЫЧНЫЯ ГУЛЬНІ НА 3AMAUABAHHE ВІДАУ I СПОСАБАУ РУХАУ

1. «Хто больш ведае рухау»

Дыдактычная задача: удакладнщь назвы вщау i спосабау хадзь-бы, бегу, скачкоу, лажання, кщання.

Гульнявыя дзеяннм назваць i паказаць pyxi.

Правшы: дакладна мазваць i правтьна паказаць pyxi; нельга паутараць pyxi, названыя іншымі дзецьмі.

Матэрыялы:

    Пяць картачак, на кожнай адлюстраваны чалавек, які выконвае адзін з асноуных рухау (хадзьбу, бег, скачкі, лажанне, кщанне).

    Фізкультурныя дапаможнікі: мячы, абручы, пмнастычная лаука, плоскасная дарожка.

    Стацыянарнае фізкультурнае абсталяванне (выкарыстоуваецца тады, калі гульня праводзщца паблізу яго).

Метадычныя указаны. Дзеці дзеляцца на дзве каманды. Адзін з ігракоу першай каманды перата-соувае картачю, другі (з іншай ка­манды) выцягвае адну з картачак. Гульня пачынаецца з руху, які адлюстраваны на картачцы. Так, калі на ей адлюстравана хадзьба, дзеці успамінаюць усе яе віды i спосабы. Першая каманда дамауляецца, які з вщау або спосабау руху будзе выконваць, а потым паказвае яго (па магчымасці сінхронна), дру­гая ж каманда называв віды руху. Затым выконвае які-небудзь з відау або спосабау зададзенага руху другая каманда, а першая яго называе.

Гульня працягваецца да тае пары, пакуль дзеці не успомняць усе вщы i спосабы руху, адлюстраваныя на картачцы. Каманда, якая не змагла своечасова пака­заць патрэбны рух або назваць яго, атрымлівае штрафное ачко. Пераможцай з'яуляецца тая ка­манда, у якой менш штрафных ачкоу. Вынік можна падлічыць не па штрафных ачках, а па колькасці выкананых рухау.

Пры жаданні дзеці могуць пра-цягваць гульню, выцягнуушы дру­гую картачку.

Заувага. Каб выклікаць у дзя­цей гульнявы азарт, можна выкарыстаць спецыяльныя фішкі. Напрыклад, за кожны наказаны рух каманда атрымлівае чырвоную фішку, за правільную назву - сінюю. У канцы гульні у камандах падлічваецца колькасць фішак. Па выніках вызначаецца каманда-пераможца.

Папярэдняя работа. На занятках па фізкультуры i у час самастойнай дзейнасці выкарыстоуваюць:

    гульнявыя заданні тыпу: «Успомнім, дзеці, як можна па-роз-наму хадзіць па пмнастычнай лау-цы або па звычайнай маснічыне?» Такія ж заданні выкарыстоуваюц-ца i для іншых асноуных рухау;

    дыдактычная гульня «Калі вы...». Выхавальнік ставіць умову, а дзеці выконваюць яе патрэбным рухам. Напрыклад: «Калі вы щзяце па глыбоюм снезе...» (па гразі, лужынах, уздоуж высока нацягнутай вяроукі i т.д.).

Упачатку некалью разоу гульню праводзщь сам выхавальнік, а по­тым дзецям ствараюцца умовы для самастойнай гульні.

2. «Перадай мяч»

Дыдактычная задача: развіваць умение прымяняць вядомыя рухі у канкрэтных абставінах; дак­ладна называць спосаб руху.

Гульнявое дзеянне: перадача мяча адзін аднаму з дапамогай розных рухау (бегу, скачкоу, кщання).

Правшы: выкарыстоуваць роз-ныя pyxi. Адным i тым жа рухам карыстацца нельга. Пачынаць перадачу мяча трэба толькі па сігнале выхавальніка або каго-небудзь з дзяцей. Pyxi выконваць правтьна, папярэдне ix назваушы.

Матэрыял: мяч (любога памеру) на кожную пару 1гракоу.

Метадычныя указамиі. У гульні прымаюць удзел дзве каманды (па тры — пяць чалавек), яюя выстройваюцца адна насупраць другой на адлегласці 2 - 2,5 м. Мячы знаходзяцца у руках дзяцей адной з каманд. Па сігнале выхавальыка дзеці перадаюць мяч з дапамогай любога руху 1граку іншай каманды, які стащь насупраць (кщаюць мяч, удараючы аб падлогу, падбягаюць i аддаюць, пракочваюць i г. д.). Розныя спосабы юдання - ад грудзей, знізу, з-за галавы i г. д. трэба лічыць рознымі рухамі. Каманда, якая паутарыла выкары-станы рух, атрымлівае штрафное ачко. Перамагае каманда, якая атрымала меншую колькасць ачкоу (гл. гульню 1).

Магчыма ацэнка выыкау гульні па фішках.

Заувага. Калі дзеці няправтьна называюць або выконваюць рух, выхавальнік спыняе гульню i прапаноувае каму-небудзь з дзяцей правшьна паказаць патрэбны рух i паутарыць яго назву.

3. «Спаборнщтва»

Дыдактычная задача: развіваць у дзяцей умение трансфармаваць вядомыя pyxi у патрэбным накірунку для рашэння пастауленай задачы.

Гульнявое дзеянне: успомнщь

знаёмыя pyxi i выканаць ix на адным прыстасаванні.

Правшы: выканаць як мага больш розных рухау, дакладна называючы парадкавы нумар кожнага новага руху. Калі усе pyxi будуць выкананы, гучна назваць агульную колькасць выкананых рухау (напрыклад: «Пяцьі», «Семі» i т.д.). Калі рух выконваецца другі раз, то дзіця, якое яго выконвае, спыняе дзеянне, называв колькасць выкананых рухау i уступав месца іншаму іграку. Той не павінен выкарыстоуваць pyxi, якія ужо выканау першы iгpок.

Матэрыял: драуляны цурбан дыяметрам 15— 20 см, вышынёй 15—20 см.

Прыкладныя pyxi: агульна-развіваючыя практыкаванні з выка-рыстаннем цурбана, скрыню без дна, крэсла, пмнастычнай лаукі i г.д.

Метадычныя указамиі. У ад­ной гульні, калі irpaкoy двое-трое, рэкамендуецца выкарыстоуваць не больш 3 — 4 прадметау i 1—2 предметы, калі у гульні удзельычаюць не больш трох дзяцей.

Выхаванцы, якія гуляюць, па сваім жаданы могуць мяняць раз-мяшчэнне прадметау як на вертыкальнай, так i на гарызантальнай плоскасці.

«Раз-два, пачынаецца гульняі» — гэтыя словы, яюя дружна гаво-раць дзеці, з'яуляюцца агналам да пачатку гульні. Адзін з гуляючых пачынае выконваць рухі на лю­бым прадмеце, перад пачаткам кожнага руху называючы яго па­радкавы нумар, напрыклад: «Пер-шы рух — саскокванне» i г.д. У канцы называв агульную колькасць выкананых рухау i уступав месца другому іграку, які выконвае рухі на тым жа прадмеце. Калі ніхто з гуляючых ужо не можа выканаць но­вага руху, падводзщца вынік. Затым гульня можа працягвацца з іншымі предметамі.

Агульны вынік падводзіцца па колькасці выкананых рухау на ycix дапаможніках.

4. «Турысты»

Дыдактычная задача: развіваць у дзяцей уменні прымяняць розныя рухі дзеля дасягнення мэты.

Гульнявое дзеянне: прайсці паспяхова «турысцкі» маршрут.

Правшы: кожны турыст або тру­па праходзіць маршрут сваім спо-сабам, тэта значыць з дапамогай рухау, не выкарыстаных іншымі ігракамі. Дзейнічаць у гульні трэ­ба узгоднена, дружна i абавязкова дапамагаць тым, каму цяжка даецца выкананне рухау.

Матэрыял: любое стацыянарнае фізкультурнае абсталяванне, да якога дадаткова можна прыставщь гімнастычныя лесвіцы, дошкі, кубы, цурбаны i г.д. Вяроука даужынёю 3 — 4 м (на трупу з трох-чатырох чалавек) з петлямі для надзявання на плячо (адлегласць паміж імі павінна быць 1 м). Для кожнай турысцкай трупы мож­на падрыхтаваць спецыяльныя знакі, якія потым прышптьваюцца на грудзі.

Метадычныя указамиі. Спачатку выбіраецца месца для гульні i устанауліваецца дадатковае фізкультурнае абсталяванне. Так, напрыклад, можна выкарыстаць: гімнастычную лауку, трычатыры

кубы на адлегласці 20 см адзін ад аднаго, пмнастычную лесвіцу i за-мацаваную на ей нахіленую дошку або лесвщу.

Дзеці дзеляцца на дзве або тры трупы i «распрацоуваюць» марш­рут — тэта значыць рашаюць, з да­памогай якіх рухау яны будуць пераадольваць устаноуленыя перашкоды. Затым, пры дапамозе жара-б'ёукі або лічылю, рашаецца пытанне аб парадку праходжання марш­рутных труп.

За праходжаннем маршруту вядзецца назіранне, бо неабходна змяніць намечаныя pyxi, калі яны былі ужо выкарыстаны.

Перамагае каманда, якая дзейнічала найбольш узгоднена. У яка сці суддзі выступав выхавальнік або хто-небудзь з дзяцей.

У гульні можна выкарыстаць самыя розныя віды i спосабы рухау. Напрыклад, па лауцы можна ісці на насках, пятках, звычайным крокам; можна прапаузці на карачках або на жываце i т.д.; кубы пераадольваць пераступаннем або пераскокваннем; пмнастычную лесвщу мож­на пералезці праз верх, у сярэдзіне між рэйкамі, а таксама збоку.

Варыянт гульні: кожная з дзвюх-трох падгруп распрацоувае для сябе маршрут, які пачынаец­ца адначасова. Перамагае тая ка­манда, якая першая закончыць пра-ходжанне маршруту.

5. «Што лішняе»

Дыдактычная задача: дыферэнцыроука відау i спосабау рухау.

Правшы: быць уважлівым, дак­ладна называць pyxi, якія выконва-юцца, не рабіць лішніх рухау.

Матэрыял: гульня можа праводзщца без дапаможнікау, а такса­ма з выкарыстаннем дробных прадметау, такіх, як абручы, мячы, скакалю i г.д.

Гульнявое дзеянне: паутараць

pyxi, выкананыя выхавальнікам або кім-небудзь з дзяцей.

Метадычныя указамиі. Дзеці стаяць у крузе. Выхавалымк паказвае 2—4 спосабы аднаго вщу руху i адзін — другога (лішні рух). Напрыклад, хадзьба на насках, пятках, прыстауным крокам i бег. Дзеці выконваюць pyxi у той жа паслядоунасці, што i выхавальжк. Той, хто дапусціу памылку, павшеняе растлумачыць. Калі тлумачэнне правтьнае, то ігрок, які дапусціу памылку, не караецца штра­фам; калі ж тлумачэнне нездавальняючае, то ён павінен выканаць штрафное задание, якое прапаноувае хто-небудзь з дзяцей.

6. «Падбяры сябра»

Дыдактычная задача: дыферэнцырока вщау i спосабау ру­хау.

Гульнявое дзеянне: пошук аднародных рухау.

Правшы: выконваць трлькі аднародныя pyxi. Вядучы, які не здолеу справщца з задачам, працягвае вадзіць да тае пары, пакуль не выканае правшьна задание.

Матэрыял: гульня можа праводзщца з дробным фізкультурным інвентаром (абручамі, ска­калкамі, мячамі, палкамі) i без яго.

Метадычныя указаний. Колькасць дзяцей, якія гуляюць, павінна быць не менш дзесяці чалавек. Пяцёра з ix водзяць, а кожны з астатніх выконвае розныя спо­сабы аднаго віду руху: хадзьбы, скачкоу, бегу, лажання, юдання.

Кожны з вядучых «адказвае» толькі за адзін з відау рухау: ён назірае за выкананнем рухау дзя­цей i выбірае «сваіх». Калі усе дзеці згрупуюцца па віду выканання ру­хау, вядучыя тлумачаць, чаму яны выбралі менавіта гэтых дзяцей. Потым гульня узнауляецца з іншымі вядучымі. У гульні можа атрымацца так, што усе або большая колькаЬць дзяцей выконваюць спосабы адна­го руху i хто-небудзь з вядучых не зможа убачыць «свой» рух; але каш-тоунасць гульні з-за гэтага ніяк не губляецца.

Магчымыя умовы гульні:

1. Уносяцца аднолькавыя прадметы для ycix дзяцей (напрыклад, абручы), але рухі дзеці павтны вы­конваць розныя: адзін выконвае з абручом розныя віды хадзьбы, другі - скачкоу, трэці — бегу i г.д.

2. Вядучыя не толькі выбіраюць дзяцей, якія выконваюць аднародныя pyxi, але i казваюць, хто з ix сяброу правільна выконвау pyxi, a хто дапускау памылю.

7. «Што робяць з предметам»

Дыдактычная задача: замацаваць умение выконваць розныя pyxi з рознымі дапаможнікам1.

Гульнявое дзеянне: выкананне розных рухау, пошук варыянтау ру­хау.

Правшы: не паутараць pyxi, выконваемыя іншымі, «шукаць» свае.

Матэрыял: выкарыстоуваюцца любыя фізкультурныя дапаможнікі.

Метадычныя указанні. У роз­ных частках пляцоую або пакоя рас-стауляюцца фізкультурныя дапаможнію. Выхавальнік гаворыць дзецям: «Пайшлі, хлопчыкі I дзяучыню, гуляць. Бачыце на пляцоуцы скакалкі? Тады давайце вы­конваць з імі pyxi. Кожны з вас няхай пастараецца прыдумаць свой рух, i так, каб ён адрознівауся ад рухау тшых дзяцей».

Выхаванцы пачынаюць гуляць. Калі дзщя не можа прыдумаць «свайго» руху, то выхавальык дапамагае яму. Калі большасць дзя­цей пачне выконваць розныя pyxi, выхавальнік заахвочвае ix, потым прапаноувае ім трошю адпачыць i іси) далей. Такім жа чынам выконваюцца pyxi яшчэ з двума-трыма відамі дапаможнікау.

Заувага. У гэтай гульні можна выкарыстаць таксама i сюжэтны расказ, падабраушы да яго адпаведныя дапаможнікі. Калі дзеці добра засвояць гульню, ролю вядучага можа выканаць хто-небудзь з ix.

8. «Не памылюяі»

Дыдактычная задача: дыферэнцыроука відау i спосабау рухау i замацаванне іх назвау.

Гульнявое дзеянне: паутарэнне рухау, якія паказвае выхавальнік або вядучы.

Правшы: дакладна i правшьна выконваць pyxi.

Метадычныя указанні. Дзеці становяцца у круг. Выхавальык (або хто-небудзь з дзяцей) знаходзщца у цэнтры круга. Выхавальнік тлумачыць, што усе дзеці павінны дакладна паутараць усе тыя pyxi, яюя будзе выконваць ён, акрамя «забароненых». Затым тлу­мачыць, які рух лічыцца забароненым (напрыклад, бег з высоюм падыманнем каленяу). Дзеці, якія выканал) разам з выхавальнікам забаронены рух, выбываюць з гульні або караюцца штрафным рухам.