Условия развития креативности младших школьников на уроках физической культуры

Содержание

Введение

Глава 1. Физическое воспитание

1.1 Формы занятий в физическом воспитании

1.2 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Глава 2. Условия развития креативности младших школьников на уроках физкультуры

2.1 Cоциально-педагогические условия развития креативности младших школьников

2.2 Условия развития креативности младших школьников на уроках физкультуры

Заключение

Список литературы

Введение

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широкий крут физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.

Данный вопрос широко и разнообразно освещен во многих литературных источниках (В.С. Кузнецов «Теория и методика физического воспитания и спорта»; Холодов Ж.К. «Теория и методика физического воспитания и спорта»; Шиян Б.М. «Теория и методика физического воспитания»).

Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы «Условия развития креативности младших школьников на уроках физической культуры».

Цель: выявить сущность условий развития креативности младших школьников на уроках физической культуры

Объект: процесс развития креативности младших школьников на уроках физической культуры

Предмет: условия развития креативности младших школьников на уроках физической культуры

Задачи:

- изучить и проанализировать литературные источники по данному вопросу;

- выявить и изучить сущность физического воспитания;

- выявить и изучить условия развития креативности младших школьников на уроках физической культуры.

Глава 1. Физическое воспитание

1.1 Формы занятий в физическом воспитании

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и неурочные.

Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся:

1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность — это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность — операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

1) уроки освоения нового материала. Для них характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;

2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;

4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.

По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.[9, 143c]

1.2 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы).

Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8— 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7— 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30—45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере — на 50—70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений.

После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 ч провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности).

В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

Задачи физического воспитания. К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся:

1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

3) развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей;

5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Средства физического воспитания. Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений.

Гимнастические и акробатические упражнения. В программный материал I—IV классов входят: 1) простейшие виды построений (в шеренгу, колонну по одному, круг) и перестроений (по звеньям, по заранее установленным местам, из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две и т.д.); 2) общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами (с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг); 3) упражнения в лазании (по гимнастической стенке и канату, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях) и перелазании (через горку матов, гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, коня); 4) в равновесии (стойка на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке и бревну высотой 50—100 см с выполнением различных заданий); 5) несложные акробатические упражнения (группировка, перекаты в группировке, кувырок вперед, кувырок в сторону, кувырок назад, стойка на лопатках и др.); 6) танцевальные упражнения; 7) упражнения на гимнастических снарядах (прыжки с мостика на козла или коня высотой 100 см, ходьба по бревну с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180°, висы на гимнастической стенке и др.); 8) упражнения со скакалкой.

Легкоатлетические упражнения: 1) ходьба (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук и др.); 2) бег с максимальной скоростью до 60 м; 3) бег в равномерном темпе до 10 мин; 4) челночный бег 3x5, 3x10 м; 5) прыжки в длину с разбега с 7—9 шагов; 6) прыжки в высоту с прямого и бокового разбега; 7) прыжки на одной и двух ногах на месте, с поворотом на 90—360°, с продвижением вперед на одной и двух ногах; 8) эстафеты с бегом на скорость и прыжками; 9) преодоление с помощью бега и прыжков полосы из 3—5 препятствий; 10) метание малого мяча на дальность и в цель из разных исходных положений правой и левой руками.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны доставлять детям радость и удовольствие.

Лыжная подготовка: 1) скользящий и ступающий шаг; 2) передвижение попеременным двухшажным ходом; 3) подъемы и спуски с небольших склонов; 4) повороты на лыжах на месте и в движении; 5) прохождение учебных дистанции (1—2 км).

Плавание: 1) специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой и выдох в воду, «поплавок», скольжение на груди, спине и др.); 2) движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс; 3) проплывание одним из способов 25—50 м.

Подвижные игры. Их содержание составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками. Учебной программой предлагается определенное количество подвижных игр, направленных на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий.

Простейшие единоборства: «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга».

Физическая подготовленность. Дети младшего школьного возраста должны показывать результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств.

Особенности методики физического воспитания. Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.

1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).

2. На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.

3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.

4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.

5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.

Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет, а с 13 лет развитие двигательной памяти несколько замедляется.

Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочное средства и методы, развивающие частоту движений. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно (6—8 с).

У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).

Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму.

Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разные педагогические задачи.

Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.

Домашние задания. Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках физической культуры. Необходима дополнительная двигательная деятельность занимающихся в виде выполнения домашних заданий по физической культуре. С помощью домашних заданий решаются следующие учебно-воспитательные задачи: 1) повышение двигательной активности детей; 2) укрепление основных мышечных групп; 3) формирование правильной осанки; 4) подготовка к выполнению учебных нормативов и требований программы.[8, 106c]

Глава 2. Условия развития креативности младших школьников на уроках физкультуры

2.1 Cоциально-педагогические условия развития креативности младших школьников

В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.

В современной педагогике и психологии немного специалистов-теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются зарубежные исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С.А. Медник и др.. В отечественной психологии и педагогике проблемами креативности занимаются В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.. Они исследуют феномен креативности с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе креативности, ее критериев и условий развития.

При всем разнообразии определений креативности (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс.

Творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности.

По мнению А.М. Матюшкина "в период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (с 6-7 до 12-13 лет) усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. В этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления". Однако считается, что это снижение носит временный характер. После определенного периода, который некоторые исследователи называют "латентным", у некоторых школьников происходит ярко выраженный подъем креативности. В связи с этим многие исследователи указывают на нелинейный тип развития креативности, в котором два пика, один из них приходится на младший период, точнее дошкольный возраст, другой появляется после периода такого спада.

Следует отметить, что единства среди исследователей относительно возрастного диапазона для этих двух пиков не существует, тем более, что спад вербальной креативности и образной может происходить в разное время. Чаще всего период спада приходится на этап младшего школьного возраста.

Специальное обучение и воспитание, прямым образом направленное на развитие творческих возможностей у детей, может вносить существенные коррективы в характер этой динамики.

На данный момент в психологии развития существуют и дополняют друг друга три подхода к проблеме развития креативности:

1. генетический, отводящий главную роль в детерминации психических свойств наследственности;

2. средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия;

3. генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

Также были сформулированы основные социально-педагогические условия развития креативности В.Н. Дружининым и Е.Е. Туником:

1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:

А) гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

Б) творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации;

В) общности интеллектуальных интересов членов семьи;

Г) ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости.

2. Социально-педагогические условия развития креативности в школе:

А) приемов программ, приемов и методов, направленных на развитие креативности;

Б) доверительные отношения в классе;

В) разрешение и поощрение множества вопросов;

Г) стимулирование ответственности и независимости;

Д) акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;

Е) социальное подкрепление творческого поведения.

Одним из социально-педагогических условий развития креативности

является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности.

В качестве основных условий, способствующих развитию креативности, выдвигаются два аспекта, связанных с позицией педагога по отношению к творческим детям и к содержанию программ обучения.[3, 215c]

2.2 Условия развития креативности младших школьников на уроках физкультуры

Реализуя принцип сознательности и активности, следует воспитывать у занимающихся креативное отношение к процессу физического воспитания, инициативу и самостоятельность. Это магистральный путь, способствующий достижению высоких результатов на каждом занятии и внедрению физической культуры в быт.

Основными приемами, обеспечивающими воспитание креативности на занятиях физической культурой, являются:

1. Вооружение занимающихся специальными знаниями в связи с их знаниями по другим предметам учебного плана школы.

2. Использование взаимообучения, которое помогает решать как минимум три задачи. Во-первых, обучая товарища, каждый занимающийся начинает глубже понимать содержание упражнения, его технику, что способствует лучшему усвоению двигательного действия. Во-вторых, взаимообучение помогает формировать инструкторские навыки. В третьих, оно способствует оптимизации обучения на уроках. Учитывая это, к взаимообучению следует привлекать всех занимающихся без исключения. Взаимообучение имеет и воспитательное значение. Оно воспитывает чувство сопереживания успехам и неудачам товарища, повышает ответственность занимающихся в процессе физического воспитания.

3. Развитию креативности учащихся способствует также воспитание критического отношения к себе. С этой целью следует пробуждать у занимающихся интерес к собственному развитию, научить их ставить ближайшие цели, чтобы самостоятельно и целенаправленно воздействовать на определенные стороны собственного развития.

4. Инициативность, самостоятельность и креативное отношение к учебному процессу воспитываются посредством привлечения учеников к выполнению ими обязанностей капитанов команд, физоргов, дежурных, групповодов. При этом педагог должен оценивать и поощрять общественную деятельность занимающихся.

5. Креативность учеников стимулируется, как показывает опыт, эмоциональностью занятий. Для оптимизации уровня эмоционального состояния, а следовательно и интереса к занятиям, необходимо обеспечить каждому ученику посильную нагрузку.

Опыт показывает, что бедность содержания уроков, чрезмерные или недостаточные требования, плохая организация самостоятельной работы могут быстро снизить интерес учеников к занятиям.

Развитию креативности и инициативы занимающихся способствует организация самостоятельных форм физического воспитания учеников, которые проводятся без участия учителя.

На уроках часто можно наблюдать ситуации, когда приемы активизации учителем используются, а активизации учеников не наблюдается. Объяснить такое положение можно двумя причинами. Первая: приемы используются не систематически, а эпизодически, и ученики не приучены к креативной деятельности. Это особенно важно знать молодому учителю, так как на его первые попытки активизировать учеников они могут не ответить. Вторая: при использовании приемов активизации не соблюдаются дидактические условия; например, не учитываются возрастные особенности учеников, уровень их подготовки и т. п.

Ряд существующих в практике приемов активизации трудно отнести к одному из названных путей. Они в одинаковой мере имеют отношение к осознанию задач занятий, к анализу собственных действий и к воспитанию творческого отношения к процессу занятий физическими упражнениями. К ним относятся: использование достаточного количества инвентаря, обеспечение связи нового материала с ранее изученным и оптимального темпа обучения для каждого ученика, использование разнообразия учебного труда и его доступность, своевременный контроль и оценка результатов деятельности учащихся.

Конкретный выбор приемов и средств активизации деятельности учеников обусловливается задачами урока, этапом обучения, характером учебного материала, уровнем подготовленности учащихся и способностями педагога. Задача учителя — в каждом конкретном случае наилучшим образом учесть возможности учеников и открыть простор для проявления их самостоятельности в учебе, а также предусмотреть рациональные формы управления их учебной деятельностью. Следовательно, активизация должна осуществляться учителем постоянно, поскольку является не самоцелью, а средством достижения цели.

Таким образом, активизация процесса физического воспитания— это организация деятельности каждого ученика, направленная на осознание и решение учебных задач. При этом характер деятельности учителя и учеников определяют используемые в занятиях методы. Наиболее успешному решению намеченных учебных задач способствует комплекс методов. Вначале целесообразно формировать знания, умения и навыки путем репродуктивной деятельности. По мере накопления школьниками знаний и двигательного опыта следует постепенно применять элементы творческой деятельности, а затем все шире практиковать самостоятельность и поощрять инициативу. Нельзя подготовить ученика к трудовой жизни и самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, если в процессе проведения занятий не будут преобладать продуктивные методы работы.

Также в российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность разрабатывать и апробировать авторские программы и педагогические технологии. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность, создание условий для развития творческих способностей учащихся.

Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

Работая в школе, применяя основные принципы технологии, мы достигаем весомых положительных результатов в формировании творческой активности младших школьников. Тем не менее, проблеме формирования у ученика потребностей к индивидуальному и коллективному труду, осознанию последствий своих поступков, отношения к собственному здоровью, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания. В российской системе образования отсутствует обоснованная система обучения и воспитания, обеспеченная настойчивой активизацией процессов освоения здоровье формирующих ценностей физической и спортивной культуры в массовой образовательной школе.

Для решения этих проблем была создана технология, нацеленная на развитие творческой активности, расширение кругозора младших школьников через обучение подвижным и спортивным играм.

Для создания технологии необходимо было объединить основные принципы и типические свойства учения (многогранность, процессуальность, вариативность, коллизии) с основными принципами сопряженного психофизического развития младших школьников на уроках физической культуры.

В основу принципа сопряженного психофизического развития младших школьников на уроках физической культуры входит не только освоение того или иного движения и навыка, но и познавательный и личностный аспекты (осознание собственного "я" в условиях постоянного физического и психического развития). Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также для интеллектуального развития. При соответствующем подборе игр и упражнений физическое воспитание способствует формированию здоровых привычек, позволяет осуществлять самоконтроль при стрессовых ситуациях, сопровождается тенденцией к отказу от агрессивного поведения.

Для обогащения опыта младших школьников и разработана технология "Принципы и методы направленных сопряженных воздействий". В основу данной технологии легли концептуальные особенности систем известных специалистов в области теории и методики спортивной тренировки (В.М. Дьячков, В.К. Бальсевич):

Условие конвекции (использование креативных возможностей).

Условие гармоничности развития личности обучающегося (освоение интеллектуальных, нравственных, этических, эстетических, мобилизационных, коммуникативных ценностей физической и спортивной культуры).

Условие активного формирования здоровья (своевременное формирование мышечной системы и скелета ребенка): своевременное формирование компонентов и видов координационных способностей и двигательных навыков;

обязательное соответствие тренирующих и воспитывающих воздействий ритма возрастного развития.

Условие накопления потенциала социальной активности (процесс накопления ценностей физической и спортивной культуры).

Создание моделей единства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива.

Условие свободы выбора.

Непременным и наиболее эффективным средством обеспечения необходимой точности изучаемых движений является обратная связь: срочная легковоспринимаемая информация о наиболее существенных параметрах движения.

Важно отметить, что для учителя наличие обратной связи позволяет оценить не только успехи ученика, но собственную педагогическую эффективность. Весь процесс обучения мы строим через совместную деятельность: учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа, учитель - группа, взаимное обучение. Эти формы организации учебной деятельности помогают сформировать и развить у младшего школьника определенные психологические качества и формы поведения (умение общаться друг с другом, помощь в выполнении задания, индивидуальная ответственность и т. д.).

Такая установка позволяет описать этапы взаимодействия: учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа, учитель - группа, взаимное обучение.

Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету "Физическая культура";

соотношение своей деятельности с деятельностью остальных; работа в малых группах выливается в представление промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда; создание своего мира движений, гипотезы, проекта, решения.

Групповое мышление (умение игроков "видеть" друг друга на площадке, чувствовать или предвидеть замыслы партнеров, уметь их реализовать).

Организационное единство (адекватные сбалансированные отношения между формальным руководителем группы и ее неформальным лидером).

Групповая сплоченность (при единой цели и соответствующей мотивации формальные и неформальные отношения дополняют друг друга).

Традиции (доброжелательность во время вхождения в группу, правила поведения во время занятий, поощрение и т. д.).

Рефлексия - отражение самоанализа, обобщение чувств, ощущений. Не оценочное суждение (это хорошо, это плохо), а анализ собственных движений, собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Кульминация креативного процесса: озарение, новое видение предмета, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к углублению в проблему, поиску ответов. В итоге появляется информационный запрос, у каждого - свой. Возникает потребность в движении и получении знаний под руководством учителя или с помощью родителей.[10, 40c]

Заключение

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития креативности. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

Успешное развитие креативности возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию креативности у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие креативности у детей. Поэтому она развивается в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

Для развития креативности можно предложить следующие меры:

1. Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

2. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.

3. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

4. Работа с родителями.

Таким образом, единственным плодотворным путем развития креативности в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

Список литературы

1. Ашмарина Б.А. «Теория и методика физического воспитания» - Москва: Просвещение, 2007-511с

2. Годик М.А. «Спортивная метрология» - Москва: ЮНИТИ, 2007-481с

3. Гужаловский А.А. «Основы теории и методики физической культуры» - Москва: Просвещение, 2008-379с

4. Коробейников Н.К. «Физическое воспитание» - Москва: Просвещение, 2006-381с

5. Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта» - Москва: Просвещение, 2007-425с

6. Конева Е.В. «Физическая культура» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006-558с

7. Лях В.И. «Методика физического воспитания» - Москва: ЮНИТИ, 2008-269с

8. Михеев А.А. «Физическое воспитание» - Москва: Просвещение, 2007-421с

9. Холодов Ж.К. «Теория и методика физического воспитания и спорта» - Москва: Просвещение, 2008-489с

10. Шиян Б.М. «Теория и методика физического воспитания» - Москва: Просвещение, 2007-224с