Урок КВН на тему: Занимательное материаловедение

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Череповецкий Государственный Университет

Институт Педагогики и Психологии

кафедра: профессионального образования

Реферат по дисциплине: Методика профессионального обучения

Тема: Урок-КВН на тему «Занимательное материаловедение»

Выполнил студент:

группы 4 ПО - 42

Слизнёв Д.И.

Проверил:

к.п.н., доцент

Николаев В.В.

Череповец

2007

Цели:

    Обобщить, систематизировать и обеспечить повторение базовых понятий материаловедения, с которыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках.

    Способствовать развитию практического опыта, необходимого для работы в небольших группах.

    Способствовать формированию навыков принятия решения, анализа информации и способности излагать свою точку зрения и ведения дискуссии.

Участники и действующие лица: ведущий, две команды, 3 члена жюри.

Предварительная подготовка: Заранее происходит разделение на группы. Даётся задание: придумать название команды, выбрать капитана. Повторите темы курса материаловедения от понятия о науке материаловедение до механических свойств, определяемых при ударных испытаниях, а также испытание на жидкотекучесть. Маркировка различных сталей.

Оборудование: Карточки заданий: «Кроссворд», «Карточка марок сталей», «Список слов», «Задания для ящика». Ящик Пандоры. Бланки для жюри.

Ход урока

Ведущий:

Сегодня мы предлагаем вам, принять участие в игре, которую мы назвали «Занимательное материаловедение».

Представляю вам наше жюри:

    Слизнёв Даниил Игоревич - председатель жюри.

    Смирнов Александр Валентинович - член жюри.

    Никифорова Татьяна Николаевна - член жюри.

А теперь хочу представить вам две команды участников нашей игры, команда «Виктория» и команда «Ягуар».

Команды поприветствуйте друг друга.

После приветствия ведущий объявляет конкурсы.

1-й конкурс - разминка.

Ведущий задаёт вопросы для разминки:

Вопросы первой команде:

    Внутреннее устройство материала (Структура)

    Способность материала разрушаться без предварительной пластической деформации (Хрупкость)

    Процесс перехода вещества из жидкого в твёрдое состояние (Кристаллизация)

    Разница между фактической и теоретической температурой кристаллизации называется (Степенью переохлаждения)

    Пустой узел кристаллической решётки (Вакансия)

Вопросы второй команде:

    Структура, наблюдаемая с помощью микроскопа (Микроструктура)

    Способность материла выдерживать напряжения не разрушаясь под действием приложенных сил (Прочность)

    Процесс смены кристаллической решётки металла в твёрдом состоянии (Перекристаллизация)

    Температура, при которой энергия Гиббса жидкого и твёрдого состояния равны (Равновесная)

    Дефекты размеры, которых малы в одном измерении (Поверхностные)

2-й конкурс - Решить кроссворд.

Кроссворд для первой команды.

    Способность сопротивляться кислотам называется.

    Способность материалов в расплавленном состоянии давать жидкую хорошо текущую струю и хорошо заполнять форму называется.

    Древовидный кристалл.

    Способность материала сопротивляться хрупкому разрушению.

    Она связана с активным движением дислокаций.

    Явление упрочнения металла в процессе пластической деформации называется.

    Взаимное уничтожение межузельных атомов и вакансий, движущихся по кристаллу называют.

2

ж

1

к

и

с

л

о

т

о

с

т

о

й

к

о

с

т

ь

д

к

7

5

п

о

л

и

г

о

н

и

з

а

ц

и

я

т

н

3

д

е

н

д

р

и

т

н

к

и

у

г

ч

и

е

л

с

я

6

т

ц

4

н

а

д

ё

ж

н

о

с

т

ь

и

а

я

к

л

ё

п


Кроссворд для второй команды.

    Способность материала сопротивляться окислению при нагреве называют.

    Процесс зарождения и развития в металле трещин приводящие к разделению его на части.

    Количество циклов, которые проработает материал от появления усталостной трещины до полного разрушения называется.

    Она определяется как работа, затраченная на пластическую деформацию материала.

    Все изменения тонкой структуры и свойств (в деформированном металле), которые не сопровождаются изменениями микро структуры называют.

    Форма, в которую наливают металл.

    Кристалл неправильной внешней формы.

3

ж

6

и

з

л

о

ж

н

и

ц

а

в

у

2

ч

р

е

1

о

к

а

л

и

н

о

с

т

о

й

к

о

с

т

ь

з

5

т

р

4

в

я

з

к

о

с

т

ь

у

о

ш

з

е

в

н

7

з

е

р

н

о

и

а

е

т

3-й конкурс - Расшифровка марок сталей.

Игрокам выдаются карточки заданий и коллективно нужно написать расшифровку марок сталей.

Карточка заданий для первой команды.

Расшифровать данные в задании марки конструкционных сталей.

        Ст 1 кп - г) 65 Г - ж) Г 13 -

        А 11 - д) 30 ХГСА -

        10 кп - е) ШХ 15 -

Эталон ответа:

а) Ст 1 кп - сталь конструкционная, углеродистая обыкновенного качества, с гарантированными механическими свойствами без гарантии химического состава группа А, 1-й категории, кипящие.

б) А 11 - сталь конструкционная, автоматная, содержание углерода 0,11%, с повышенным содержанием серы и фосфора.

в) 10 кп - сталь конструкционная, углеродистая, качественная, с содержанием углерода 0,1%, кипящая.

г) 65 Г - сталь конструкционная, углеродистая рессорно-пружинная с содержанием углерода 0,65%, с повышенным содержанием марганца.

д) 30ХГСА - сталь конструкционная, легированная, высококачественная, с содержанием углерода 0,3%, хрома, марганца, кремния каждого до 1,5%.

е) ШХ 15 - сталь конструкционная, шарикоподшипниковая, со средней массовой долей хрома 1,5%, с содержанием углерода около 1%.

ж) Г 13 - сталь конструкционная, высокомарганцовистая с содержанием углерода около 1% и содержанием марганца 13%.

Карточка заданий для второй команды.

Расшифровать данные в задании марки конструкционных сталей.

а) В Ст 2 - г) 65 Г - ж) Г 13 -

б) А 20 - д) 12Х2Н4А -

в)30 - е) ШХ 20 СГ -

Эталон ответа:

а) В Ст 2 - сталь конструкционная, углеродистая обыкновенного качества, с гарантированными химическим составом и механическими свойствами группа В, 2-й категории, спокойная.

б) А 20 - сталь конструкционная, автоматная, содержание углерода 0,2%, с повышенным содержанием серы и фосфора.

в) 30 - сталь конструкционная, углеродистая, качественная, с содержанием углерода 0,3%, спокойная.

г) 65 Г - сталь конструкционная, углеродистая рессорно-пружинная с содержанием углерода 0,65%, с повышенным содержанием марганца.

д) 12Х2Н4А - сталь конструкционная, легированная, высококачественная, с содержанием углерода 0,12%, хрома 2%, никеля 4%.

е) ШХ 20 СГ - сталь конструкционная, шарикоподшипниковая, со средней массовой долей хрома 2%, кремния и марганца до 1,5%, с содержанием углерода около 1%.

ж) Г 13 - сталь конструкционная, высокомарганцовистая с содержанием углерода около 1% и содержанием марганца 13%.

4-й конкурс - Непроизвольная память.

Приглашают по 1 человеку от каждой команды. Вам будет предложено по 2 задания, причём сначала текст задания, а потом указание, что вы должны сделать. После того, как прочтёте текст задания, закройте его рукой и отвечайте на вопрос к нему. Отвечайте быстро.

Задание для игрока первой команды.

    Укажите, в каком из слов: зерно, базис, структура, материал, упругость есть буква «Л»? (Материал)

    В перечне слов: окалиностойкость, жидкотекучесть, прочность, хладостойкость, что относится к механическим свойствам. (Прочность)

Задание для игрока второй команды.

    Укажите, в каком из слов: ковкость, базис, структура, твёрдость, упругость есть буква «З»? (Базис)

    В перечне слов: окалиностойкость, жидкотекучесть, прочность, хладостойкость, что относится к технологическим свойствам. (Жидкотекучесть)

5-й конкурс - Разбор понятий.

Из предложенного списка одна команда выбирает понятия, относящиеся к механическим свойствам, а другая относящиеся к технологическим свойствам.

Цвет, ударная вязкость, окалиностойкость, жаропрочность, ковкость, износостойкость, кислотостойкость, прочность, хладостойкость, обрабатываемость резанием, пластичность, жидкотекучесть.

Эталон ответа:

Механические свойства:

    Ударная вязкость.

    Прочность.

    Пластичность.

Технологические свойства:

    Ковкость.

    Обрабатываемость резанием.

    Жидкотекучесть.

6-й конкурс - Ящик Пандоры.

Этот конкурс предназначен для капитанов. Капитаны команд поочерёдно должны достать из «Ящика Пандоры» задание и выполнить его.

Задания, находящиеся в ящике:

    Сущность испытания на растяжение.

    Сущность испытания на твёрдость.

    Сущность испытания на ударную вязкость.

    Сущность испытания на жидкотекучесть.

По каждому испытанию, необходимо рассказать на какой установке оно проводится, и в чём его сущность.

Ну, вот наша игра и подошла к концу, а теперь попросим членов жюри объявить победителей.

На протяжении всего мероприятия жюри заполняло таблицу.

Сводная оценка результативности

№ конкурса

Количество очков

Максимальное количество

Команда

«Виктория»

Команда

«Ягуар»

Конкурс №1

За правильный ответ 1 балл

5 баллов

4

5

Конкурс №2

7 баллов

7

6

Конкурс №3

7 баллов

5

6

Конкурс №4

2 балла

2

2

Конкурс №5

3 балла, но за неправильно вписанное свойство снимается 1 балл

2

3

Конкурс №6

За правильный ответ 3 балла

3 балла

3

2

Количество очков

23

24

Какая же команда одержала победу? Победила команда «Ягуар».

Проводится анализ игры: восприятие игры учениками, положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, даётся оценка деятельности участников игры и обсуждаются возможности совершенствования.