Сравнительный анализ программы Занкова и традиционной программы

Содержание

Введение

Структура и способы построения обучения в первом классе по программе Л.В. Занкова

Обучение математике

Обучение грамоте

Структура и способы построения обучения в первом классе по традиционной программе

Обучение грамоте

Математика

Заключение

Литература

Введение

Современные реформы в образовании - вещь не новая. Ученые мужи во все времена пытались искать и разрабатывать новые подходы в обучении.

Принцип развивающего обучения был сформулирован психологом Львом Выготским еще в 30-е годы прошлого столетия. Великий ученый считал, что дети способны на большее, чем просто поглощать, образно выражаясь, разжеванную учителем научную пищу. Они должны мыслить на перспективу, иначе говоря, обучение должно "ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития".

Многолетние труды советских педагогов и психологов привели к появлению таких программ, как система развивающего обучения Занкова и развивающая система Давыдова и Эльконина. Многие школы в 90-х годах работали по программам этих авторов, да и сейчас еще кое-где развивающие методики Занкова, Давыдова, если не в целом виде, то частично используются педагогами в образовательном процессе.

Развивающее обучение широко внедряется в массовую практику начальной школы. С 1991/92 учебного года начался этап широкого внедрения в практику систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, в наибольшей степени реализующих своим содержанием новые цели обучения. С 1995/96 учебного года обе системы были введены в общеобразовательную школу как вариативные государственные системы, наряду с традиционной.

Если коротко сформулировать основу обучения по Занкову, то она будет звучать примерно так: обучение на повышенном уровне трудности. Развивающее направление программы "Школа 2100" преследует принцип "мини-макса". Это значит, что для каждого ученика на уроке обеспечивается возможность "продвигаться" своим темпом, каждый берет необходимый минимум и возможный максимум.

Задания на уроках носят вариативный характер - если ребенок пришел в школу читающим, то уже в первом классе одна страница материала дается в тексте, а другая в картинках. Читающий ребенок знакомится с рассказом, сказкой, историей, не читающие дети разбирают слоги.

Еще одна особенность программы "Школа 2100" - наличие необходимого дидактического сопровождения. Все задания, как по русскому языку, так и по математике, даются в готовом печатном виде, детям необходимо только вписать нужное число или математический знак в клеточку, обвести, зачеркнуть, дорисовать. Даже для контрольных работ есть отдельные тетради.

Для педагога это, несомненно, большой плюс: меньше хлопот. А для ученика возможно минус - слабо развиваются навыки работы под диктовку.

Главным аргументом для педагогов было и остается понимание того, что современное общество требует мыслящих людей. А эта программа направлена как раз на развитие каждого ребенка.

Хотя о программе традиционного обучения нельзя говорить плохо. Ни в коем случае нельзя игнорировать традиционную программу, она дает очень много. Ведь не одно поколение умных и талантливых детей выучилось по традиционной программе. Здесь выбирать должны, в первую очередь, родители.

Данная работа преследует цель сравнительного анализа учебников для учеников первого класса (Азбука и Математика), обучающихся по системе "Школа 2100" и традиционной программе.

Структура и способы построения обучения в первом классе по программе Л.В. Занкова

В экспериментальной системе Л.В. Занкова принята иная, чем в традиционном обучении, постановка задач. На первом месте - развитие учащихся как основа успешного усвоения знаний и навыков. Ведущие организационные формы те же, что и в традиционной системе, но более гибкие, динамичные. Это иной тип обучения по сравнению с традиционным. Он строится на основе учета внутренних закономерностей развития ребенка (больше внимания уделяется его внутреннему миру, индивидуальности). Важнейшим является развитие нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формирование внутреннего побуждения к учению.

Насколько это было возможно, учитывая начальную ступень обучения, в программе и учебниках реализован подход, отвечающий выдвинутому Л.В. Занковым теоретическому представлению о начальном обучении. В частности, еще на ранних этапах исследования проблемы обучения и развития Л.В. Занков подчеркивал мысль о том, что не всякое усвоение знания приводит к развитию. Поэтому, подбирая материал к уроку, нужно осмысливать, как он будет работать на развитие, а какой материал окажется нейтральным. Л.В. Занков придавал большое значение разносторонности материала, из анализа которого может постепенно складываться, пусть небольшое вначале, влияние на общее развитие ребенка. Именно в условиях разностороннего обдумывания материала ребенок продвигается по пути его многогранного восприятия и приучается не к однобокому рассмотрению материала, а к видению его с разных сторон. Благодаря такому учению образуются многосторонние связи знаний, а в конечном итоге - их система. Системность знаний есть самая существенная характеристика из всех признаков общего развития младшего школьника.

В теоретическом представлении Л.В. Занкова о начальном образовании прежде всего отражено своеобразие содержания. Как писал Л.В. Занков, начальное обучение должно дать учащимся общую, целостную картину мира на основе науки, литературы и искусства. Именно этот подход позволит представить общую картину мира как системное, целостное миропонимание.

Следует особо отметить значение новой постановки задач - учитель начальных классов ориентирован на видение ребенка как целостной личности, а не только как способного или неспособного ученика. Успех работы по этой системе в основном связан с тем, что учителю удается иначе посмотреть на личность ученика, понять и принять задачу общего развития школьников, а не только их научения.

Таким образом, пересмотру со стороны учителя массовой школы будут подвергаться ставшие привычными нормативы традиционной педагогики. Младший школьный возраст рассматривается как наиболее продуктивный этап в развитии личности ученика. Ребенка следует понимать как полноправного субъекта учения в противовес традиционной установке видеть в нем объект внешних педагогических воздействий. Важно и то, чтобы учитель рассматривал задачу продвижения учащихся в развитии не как дополнительную, внешнюю по отношению к учебному процессу, а как его органическую, внутреннюю часть.

Отметка, если и остается в системе Занкова, выступает скорее как некая мета, как инструмент внешнего оформления результатов обучения, а не как ведущий показатель, характеризующий личность и успеваемость ученика. Об успешности своей работы учитель судит не по формальным показателям успеваемости, а по продвижению учащихся в развитии.

Обязательным условием успеха воплощения нового проекта обучения в практику школьной жизни является внутреннее принятие учителем основных положений новой педагогической системы. Необходимо, чтобы она импонировала его мировоззрению, его стилю работы.

Не теряя своей руководящей роли, учитель в системе Л.В. Занкова становится участником коллективного процесса познания, подлинным другом и старшим товарищем. Исчезает авторитарность. Ложный авторитет учителя будет способствовать лишь внешней, показной дисциплине в классе, формальному выполнению заданий. Предоставление школьникам большей самостоятельности укрепит авторитет учителя, станет необходимым условием воспитания воли у школьников.

Атмосфера взаимного расположения предполагает глубокое уважение школьников и учителя. "Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда, в который надо уложить определенные знания и навыки, это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся... Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их".

Система Занкова рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание. Учитель открыт для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает одного ребенка с другим.

Л.В. Занков обращает внимание, прежде всего на важность богатого внутреннего состояния учителя и учеников в процессе обучения. "Мы всячески поощряем живые человеческие беседы учителя с ребятами на уроке и не боимся терять на это время, и мы хотим, чтобы это была жизнь школьника вместе с учителем".

Тем не менее, как любая образовательная система, Обучение по Занкову не лишено определенных трудностей и недостатков.

Так, образовательная система "Школа 2100" многоступенчатая: обучение по программе начинается еще в детском саду. То есть первоклассники, придя в школу, должны иметь четырехлетнюю подготовку в дошкольном учреждении.

Но не все дети имеют возможность посещать детский сад. Так же не все ДОУ работают по принципу преемственности образовательного процесса. Таким образом, в первый класс средней школы поступают дети с разным уровнем развития и образования на момент поступления.

Работа с такими детьми в системе "Школа 2100" не предусмотрена.

Проведем анализ учебников для первого класса по этой программе.

Все учебники красочные, подбор произведений доступен для первоклассников, много заданий для самостоятельных работ.

Обучение математике

Рассмотрим принципы развивающего обучения, реализованные в учебнике по математике - Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. "Математика" Учебник в 2-х ч. И Аргинская И.И., Бененсон Е.П. "Математические игры". Тетрадь. В Тетради игровой материал предназначен для формирования и закрепления навыков по изучаемым в 1 классе темам, а также для тренировки внимания и наблюдательности.

Комплект учебных пособий по учебному предмету "Математика" в системе обучения, направленного на общее развитие школьников (система Л.В. Занкова), авторов: И.И. Аргинской, Е.П. Бененсон, Е.И. Ивановской, Л.С. Итиной состоит из четырех учебников, девяти рабочих тетрадей на печатной основе (для 2-4-х классов) и методического пособия для учителя в четырех частях (для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов).

Методологической основой комплекта является фундаментальное психолого-педагогическое исследование проблемы "Обучение и развитие", которое проводилось в течение нескольких десятилетий под руководством действительного члена АПН СССР профессора Л.В. Занкова.

Одним из важных практических результатов этого исследования стало создание новой системы начального обучения, направленной на достижение оптимального уровня общего развития младших школьников.

Основой созданной системы обучения являются новые дидактические принципы, сформулированные и обоснованные руководителем исследования и сотрудниками его лаборатории:

обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением ее меры);

ведущая роль теоретических знаний;

быстрый темп изучения материала;

осознание процесса учения;

продвижение в развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых.

Сформулированная в рамках новой дидактической системы концепция методической системы начального обучения и выдвинутые в ней типические свойства многогранности, процессуальности, коллизий и вариантности являются основой методических подходов, использованных в комплекте.

Главными задачами изучения математики в системе являются:

достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника - его ума, воли, чувств, нравственной сферы;

формирование представления о математике как науке, способствующей познанию окружающего мира через обобщение и идеализацию реально происходящих в нем явлений;

овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.

Учебник 1-го класса, являясь органической частью комплекта пособий по математике, структурно значительно отличается от всех остальных входящих в него учебников. Он представляет собой учебник-тетрадь, состоящий из четырех частей, непосредственно в которых ученики выполняют большую часть заданий.

Его особенностью является также то, что помимо задач, которые должны быть решены при работе с комплектом, учебник 1-го класса помогает решить особые дополнительные задачи, закладывающие основы дальнейшей эффективной учебной деятельности учеников. К ним относятся:

формирование положительного отношения к математике как учебному предмету. Это достигается, прежде всего, ясным обозначением отличий начала школьного обучения от дошкольной жизни, чему способствует включение элементов истории возникновения и развития математики, пронизывающих учебник, условных карт "Страны Математики", наглядно представляющих разделы и вопросы, которые предстоит изучать на уроках, знакомство с высказываниями знаменитых математиков об этой науке.

Не менее важна для детей и возможность возвращаться в новой "взрослой" жизни к знакомым и любимым формам деятельности. Поэтому учебник включает большое количество заданий, по форме близких к игровым - "Найди лишнего", "Выбери похожие", "Найди общую группу", "Пройди через лабиринт", "Восстанови рисунок", "Отгадай загадку" и т.д., которые помогают ученикам переосмыслить те математические знания и представления, с которыми они пришли в школу;

формирование у детей поведения, соответствующего статусу ученика, - произвольного внимания, настойчивости в достижении цели, стремления к самостоятельному поиску решения и выполнению заданий, умения слушать учителя и соучеников, выдержки, уважения к мнению окружающих и своему собственному, доказательности высказывания, осознание ценности знаний, как получаемых в школе, так и полученных в дошкольном детстве;

знакомство с главным содержанием математики - построением причинно-следственных цепочек и системой связей между понятиями.

Не менее важно, как с точки зрения самой математики, так и с точки зрения формирования активной жизненной позиции ребенка, дать ему представление об изменчивости подавляющего большинства явлений, неоднозначности решения встающих перед человеком проблем, которая требует самостоятельного осмысления ситуаций. В учебнике этому способствуют задания, имеющие несколько решений, бесконечное множество решений, не имеющие решений; задания, включающие "провокации" (например, при раскрашивании загадочного рисунка часть участков остается незакрашенной, так как не соответствуют условиям задания); задания, в которых предлагаются для обсуждения полярные точки зрения и т.д.

Основная цель программы по математике - развитие самостоятельности мышления. Ученик воспринимает не готовое знание, а полученное в процессе своей деятельности. Программа предлагает разные подходы к слабым и сильным ученикам.

Ученик получает высокий уровень знаний с помощью метода "слоеного пирога": одни знания накладываются на другие. Ребенок постигает алгоритм общих действий при решении, скажем, примеров. Пусть за урок их решено всего два, главное - пошаговая деятельность. Темп прохождения материала быстрый, но равномерный. Программа рассчитана как на сильных, так и на слабых учеников.

Учебник разработан на основе интеграции, то есть когда на уроках используются элементы рисования, лепки, оригами и т.п., что делает их интереснее. Развивает в учениках способность самостоятельно добывать знания. Благодаря учебнику школьники развивают математическую речь, учатся доказывать, анализировать.

Активизация учащихся при обучении математики - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу с учебником следует организовать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Для этого в учебник включены нестандартные задания, неожиданные вопросы, приемы с использованием поисковых методов, элементов занимательности. Такие задания включены в учебник на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений и навыков.

В учебнике много нестандартных (часто, парадоксальных) задач, т.к дети часто не понимают содержания задач, для них оно не имеет смысла, потому что в этом возрасте учащиеся не умеют мыслить абстрактно. В реальной жизни они часто не сталкиваются с тем, что читают в задачах, не проделывают тех процессов.

Поэтому в задачах из учебника излагается некоторая реальная ситуация, близкая к пониманию детей, связанная с жизнью. Если ещё к тому же в содержании и в вопросе интригующие факты, это является дополнительным стимулом интереса и желания работать над ней.

Задачи, в основном, интересны, понятны, принципиально решаемы, независимо от уровня сложности. Для этого соблюдаются следующие условия:

1) достаточность условия,

2) корректность вопроса,

3) наличие противоречия.

Задачи из учебника можно использовать:

На уроке и дома;

В математическом кружке;

На факультативе;

На окружающем мире.

Задачи из учебника можно подавать:

В текстовом варианте;

На карточках;

Наглядность - рисунок, таблица, схема, диаграмма, взвешивание, лепка из пластилина, аппликация, коллажирование, оригами.

Как личный опыт ребенка.

Такие задачи положительно воздействуют на учебную мотивацию детей, развивают продуктивную форму работы, прививают вкус к интеллектуальному труду, придают деятельности детей прикладной характер, обеспечивают высокий уровень предметного содержания.

Рассмотрим пример такого урока - закрепление нумерации чисел 1-7. Письмо цифры 7

Цели урока:

Продолжить работу над нумерацией чисел 1-7; упражнять в сравнении чисел; довести до сознания детей закономерность - если стало больше, значит, прибавляли, если стало меньше, значит, вычитали; научить писать цифру 7.

Развитие математической речи учащихся, пространственной ориентации, восприятия, мелкой и общей моторики, памяти, мышления.

Воспитание усидчивости, аккуратности, эмоционально-волевой сферы.

Ход урока.

Организационный момент.

Начало урока математики музыкальной физминуткой.

(Актуализация слуховой сферы)

Числовая лесенка вовсе непростая.

Мы по этой лесенке поднимемся считая.

Сосчитаем все ступеньки от одной до десяти,

А потом обратно нужно нам по лесенке сойти.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10.

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1.

(Актуализация счета на слух подкрепляется зрительным образом числового луча)

Устный счёт.

Работа с числовым лучом.

Обратите внимание на числовой луч.

Что вы заметили необычного?

Какие карточки с цифрами перевёрнуты?

Назовите самое маленькое число?

Произнесём хором числа по порядку, начиная с самого маленького.

Кто сможет продолжить ряд чисел?

Назовите соседей числа 3 и 5?

Какое число стоит между числами 1 и 3, 5 и 7?

Назовите число, которое следует за числом 3?

4 больше или меньше 3? Почему?

Назовите число, которое предшествует числу 7?

6 больше или меньше 7? Почему?

(При ответе на эти вопросы дети вынуждены, опираясь на зрительный образ, проводить внутренние устные вычисления - прибавлять или отнимать единицу)

Сравнение чисел.

Какие числа записаны в верхнем правом углу?

Сравните их, используя знаки “>", “<”, “=".

Какие числа записаны в нижнем правом углу?

Сравните их, используя знаки “>", “<”, “=”.

Какие числа записаны в нижнем левом углу?

Сравните их, используя знаки “>", “<”, “=".

Какие числа записаны в верхнем левом углу?

Сравните их, используя знаки “>", “<”, “=”.

(При ответе на эти вопросы дети не только развивают навыки устного счета, но и пространственное мышление, запоминают и оперируют математическими знаками).

Работа над темой урока.

Работа с математическим набором.

Положите на парту 6 жёлтых квадратов.

Как сделать, чтобы их стало на 1 больше?

Сколько стало квадратов?

Как получили 7?

Составьте запись.6 + 1 = 7.

Прочитаем её хором по-разному.

Сколько было квадратов?

Сколько стало квадратов?

Стало больше или меньше? 7 > 6

На сколько больше?

Почему стало больше?

(При ответе на эти вопросы дети вынуждены, опираясь на зрительный образ, проводить внутренние устные вычисления - прибавлять или отнимать единицу)

(При ответе на эти вопросы задействован только один цвет квадратов, что неправильно с психологической позиции, так как может привести к выработке стереотипов).

Игра “Какие карточки перевёрнуты”?

Покажите, какой знак действия вы вставите в первое выражение.

Почему?

(Аналогично разбираются остальные выражения).

Сделаем вывод: если число увеличивается, значит, прибавляем; если число уменьшается, значит, вычитаем.

(При ответе на эти вопросы дети вынуждены, опираясь на зрительный образ, проводить внутренние устные вычисления - прибавлять или отнимать единицу)

Физкультминутка.

Трик-трак, трик-трак.

Под мостом жил старый рак.

Рыжий кот пришёл на мост.

Рак схватил его за хвост.

“Мяу, мяу, помогите!

С хвоста рака отцепите! ”

Все бегут, и ты беги.

Коту Ваське помоги.

Закрепление.

Работа по учебнику (с.50).

Рассмотрите рисунок.

Сколько рыб около рыбака?

Сколько рыб он держит в руке?

Сколько всего рыб?

Как получили 6? Найдите соответствующую запись и прочитайте.

Рыб стало больше или меньше? На сколько?

Почему стало на 1 больше?

Кого вы видите на картинке в нижнем правом углу?

Что он делает?

Сколько рыб лежало у рыбака на берегу до того, как подкрался кот?

Сколько рыб утащил кот?

Сколько осталось? Найдите соответствующую запись и прочитайте.

Рыб осталось больше или меньше? На сколько?

Почему осталось на 1 меньше?

Сделаем вывод: если прибавляем, то получаем большее число, а если вычитаем, то получаем меньшее число.

Работа с математическими картинками.

Рассмотрите картинке на доске.

Составьте рассказ по левой картинке.

Какое математическое выражение подходит к этой картинке?

Читаем хором.

Почему вычитали?

Составьте рассказ по правой картинке.

Какое математическое выражение подходит к этой картинке?

Читаем хором.

Почему прибавляли?

Какой сделаем вывод?

Работа в тетради (№ 1, с.13).

Сегодня мы будем учиться писать цифру 7.

А какие стихотворения и пословицы вы запомнили про цифру 7?

Цифра 7 состоит из трёх элементов: волнистая линия, прямая наклонная линия, небольшая прямая горизонтальная линия.

Выложите на парте цифру 7 из гороха, начиная с первого элемента.

Посмотрите, как правильно пишется цифра 7.

Обведите цифру 7 пальчиком правой руки по наждачной бумаге.

Напишите эту цифру по светлым линиям в тетради, сравнивая с образцом.

Обведите ту цифру, которая написана лучше всех остальных.

А теперь посмотрите на доску и помогите Незнайке увидеть и сосчитать все цифры 7.

Самостоятельная работа (тетрадь №1, с.13).

А сейчас вы будете работать самостоятельно.

Вы должны восстановить примеры, вписывая нужные цифры.

Проверяем.

Итог.

Какой вывод мы сделали сегодня на уроке?

Встаньте те, кто считает, что хорошо поработал сегодня на уроке.

Молодцы!

Недостатки урока:

Формирование одного и того же математического навыка происходит в разных упражнениях и закрепляется практическими приемами, но налицо перекос в сторону упражнений на "больше" или "меньше", и недостаточно упражнений на "равно" (понятие "равенства" как ключевого понятия в математике).

Формирование внутреннего образа математического понятия происходит "наоборот": сначала на основании слухового восприятия, затем подкрепляется зрительными образами. Хотя известно, что зрительная информация усваивается в большем объеме, чем слуховая. Более того, если сформировавшийся на основе слуховой информации образ не соответствует предложенной впоследствии картинке, то может произойти торможение выработанного ранее навыка.

Отработка понятий "больше", "меньше" и "равно" дается на числах, и только потом на карточках с изображением реальных предметов, который "больше" или "меньше". Хотя для ребенка логичнее сначала увидеть сущность "больше" или "меньше" на реальных примерах, и только потом перейти к их абстрактному осмыслению, т.е. перейти на числовые значения.

Предложенные картинки (божьи коровки и утки) не являются наглядными пособиями, способствующими пояснить пример, способны только запутать ребенка. Группировка животных такова, что не соответствует примерам, расположенным по картинкой. Ребенок вынужден сначала выделить группы, соответствующие числам. Пока он это делает, эффект "инсайта" от нахождения ответа на примеры, резко снижается. Так, смысл примера 6 - 2 для картинки про уток вообще неочевиден. То, что отдельные божьи коровки летят в разные стороны, или над утками разное количество галочек (чайки? стилизованные облака?), разумеется, способствует развитию внимания детей, но не способствует закреплению навыков сложения или вычитания, а ведь работа с картинками дается на заключительном этапе урока. Логичнее было бы использовать это упражнение в середине урока.

Контрольное упражнение было бы понятнее, если бы предварительно дети имели возможность осуществить этот пример механически (на реальных кружочках или иных предметах).

Таким образом, в учебнике математики И. Аргинской недостаточно упражнений, направленных на освоение базовых знаний арифметики, например, для выработки навыков счета. Нет системы по обучению решения задач, не выделены уроки повторения. Не используются заявленные как наглядные средства таблица, схема, диаграмма, взвешивание, лепка из пластилина, аппликация, коллажирование, оригами. Слабая опора на личный опыт ребенка.

Обучение грамоте

Рассмотрим принципы развивающего обучения, реализованные в учебнике по обучению грамоте - Нечаева Н.В., Белорусец К.С. "Азбука" Учебник по обучению грамоте и чтению и Нечаева Н.В., Булычева Н.К. "Я читаю? Я читаю. Я читаю!" Тетради по чтению к Азбуке в 3-х частях.

Азбука разработана для читающих и не читающих детей, звуки (буквы) изучаются блоками в порядке их фонетической трудности, заложены естественные причины для многократного перечитывания слов, предложений, текстов. Задания приучают к самостоятельному поиску вариантов решения проблем. В комплект входит методическое пособие.

Чтение начинается с того, что у ребенка возникает желание взять книгу в руки и просто листать ее. Именно для этого и издается приложение к Азбуке - библиотечка из трех богато иллюстрированных книжек. Игровые и проблемные задания, веселые тексты помогают развить предпосылки для беглого правильного чтения и организовать читательский опыт. И первоклассник может сказать: "Я читаю!"

В Тетрадях по чтению даны достаточно объемные тексты, что позволит первоклассникам безболезненно перейти в следующий класс.

Минусы начинаются уже с обложки Азбуки, на которой изображен кораблик, на котором дети и животные (почему-то все - экзотические) плывут, очевидно, в Страну Знаний (существование этой страны на обложке никак не обозначено). Таким образом, образом проводника и спутника в эту страну, в обучении грамоте для ребенка служит образ сверстника, а это в силу еще не преодоленного эгоцентризма ребенка 6 - 7 лет просто невозможно. Значимость взрослого Другого, Учителя нивелируется.

Обложка Азбуки сразу же говорит и о другом недостатке этого учебника - в Тетрадях по чтению мало произведений отечественных авторов, много зарубежных.

Проблемы учебника "Азбука" связаны с особенностями современных методик обучения чтению.

Учебные программы начальной школы до середины 80-х годов прошлого века строго следовали этому принципу: детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова и далее - с правилами построения предложений и написания текстов.

Зрительный метод обучения был нацелен на то, чтобы дети привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составлению из слов предложений.

Однако этот метод обучения был признан неправильным, и были разработаны учебные программы, в основу которых был положен звуковой анализ речи.

Современные программы, основанные на фонематическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись, т.е. обучают детей писать так, как они слышат. А поскольку научить правильному написанию русских слов таким методом просто теоретически невозможно, даже у нормальных детей возникают неврозы на почве, снижение самооценки и психологический тупик.

Однако ни педагоги, ни психологи не подвергают сомнению качество учебной программы, но единодушны в том, что причина неграмотности - в недостатках развития фонематического слуха современных детей. И начинают развивать этот слух со старшей, а иногда и со средней группы детского сада.

Современные дети в течение двух-трех лет до поступления в школу выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова, а логопеды помогают им преодолевать дефекты звукопроизношения. Миф о том, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, так утвердился за последние 20 лет, что уже никто не подвергает это положение сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, "если:

1) ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука, т.е. когда он звук дифференцирует, не смешивая с другими, что называется фонематическим восприятием;

2) ребенок имеет представление об обобщенном звуке речи, о фонеме, имеющей смыслоразличительное значение, и умеет выделять звуки из речи, т.е. проводить фонематический анализ".

Педагоги, логопеды, психологи убеждают родителей, что грамотное письмо невозможно, если до школы не сформировать у ребенка фонематический слух. И приводят в подтверждение своих слов неграмотность современных школьников.

Пример реализации этого принципа обучения чтению в учебнике "Азбука" Нечаевой Н.В., Белорусец К. С.:

Тема: Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. Строчная письменная буква о. Умение выделять звук из речи. Знакомство с буквой О.

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. Заглавная буква О.

Авторы учебника не учитывают, что существуют традиционалистские принципы русского языка и размещают картинки рядом с буквами совершенно не обращая внимания на то, как в действительности произносится то, что нарисовано на картинке.

Буква "О" в русском языке в предударной позиции всегда читается как [а] - речь идёт о литературной произносительной норме. Это знает любой образованный человек (иной иногда просто не обращает внимания, но знает точно). Само собой, что слова́, начинающиеся на букву "О", также могут иметь ударение не на первом слоге, а где-нибудь далее. Если на втором, то первая буква "О" читается как [а], если на третьем и далее, то читается вообще как [ъ] (смутный сверхкраткий гласный среднего ряда и среднего подъёма).

В "Азбуке" около буквы "О" обычно рисуют: обезьян, очки, оленей и прочих интересных животных. А как читаются эти слова́? [ъбиз'-jанъ], [ачки], [ален']... Что-нибудь похожее на звук [о] в начале этих слов нет, и никогда не было в литературном русском языке. Но ведь как происходит процесс обучения детей?"Смотри, вот буква "О-о-о". А рядом кто? [ъбиз'-jанъ], [ачки], [ален']." И у ребёнка в голове происходит коллапс. Почему "О", но потом учитель говорит слова́, которые начинаются с иного звука. Ребёнку же невдомёк, что учат его писа́ть и читать, потому упор делают на графику. Он же слушает изначально.

Цитата: (обращение к родителям) Задача выделения звуков в слове трудна сама по себе, поэтому не стоит усложнять ее преждевременными заботами об орфографии. Если Ваш ребенок акает и на звук [А] предлагает слова АЛЕНЬ, АКНО, радуйтесь его развитому слуху и не спешите омрачить детскую находку сообщением о том, что слышится А, а пишется О: всякое знание хорошо в свое время.

И это касается не только буквы "О". Многие иные гласные буквы русского алфавита имеют такое же свойство. "Е" и "Я" - эти буквы постоянно читаются не так, как написаны. А ещё принцип йотации, который не так просто понять в малом возрасте. Почему произносящиеся одинаково в начале слова́ "йогурт", "йод" и "ёжик", "ёлка" относятся к разным буквам?

Проведем анализ урока по теме "Звуки [х] и [х']. Буква Х, х".

Цели:

Изучить новые звуки [х] и [х], букву Х х. Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей. Расширить представление о мире, словарный запас.

Развивать частично-поисковую деятельность, мышление, внимание, речь, фонематический слух, навык конструирования.

Воспитывать прилежание, умение помочь ближнему (добрососедство), стремление к получению новых знаний.

Оборудование:

магнитофон,

золотой ключик,

фото Тима и Тома,

карточки с дифференцированными заданиями,

карточки для конструирования,

плакаты: “На что похожа буква", “Зачем слону хобот? ”, “Стихотворение - загадка”, “слово рассыпалось".

cлайды на тему “Как хлеб пришёл на стол".

Ход урока

I. Организационный момент.

Включается песня из мультфильма “Весёлая зарядка”. Дети выполняют движения за учительницей.

II. Постановка темы и цели урока.

Изучить звуки [х] и [х], букву Х.

III. Повторение.

На какие две группы делятся все звуки в русском языке?

Сколько гласных?

Назовите их хором.

Почему они относятся к гласным?

Какие ещё звуки есть?

Почему они относятся к согласным?

Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?

Какими ещё могут быть согласные звуки?

IV. Работа над темой урока.

К какой группе относится звук [х] ?

Может ли он быть мягким? Назовите.

Фонетическая зарядка (отвечаем хором и используем новый звук).

Как стонет больной?

Как мы смеёмся?

Игра “Тим и Том"

У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том-друг твёрдых согласных, Тим - друг мягких согласных.

(Весь класс делится на друзей Тома и Тима).

М: Я называю слова. Если в них есть звук [х] - твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий - Тима. (хор, хищник, холод, химик, хвост).

М: У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречается новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук [х] (карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников).

Мы выяснили, что звук [х] может быть твёрдым и мягким. А ещё этот звук может быть звонким и глухим. Давайте, определим звук [х] глухой или звонкий.

Произнесём его хором.

Глухой или звонкий?

Почему?

Какой можно сделать вывод? (звук [х] -глухой)

Знакомство с буквой.

А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук. Эта буква родиться прямо у вас в руках. Для этого нужно лишь развернуть букву К.

Ребята, на что похожа буква Х?

(отвечают дети)

Х - забавная игрушка, деревянная зверюшка.

Х-всё ходит, ходит, ходит, места что - ли не находит?

Кто может показать букву х при помощи рук и ног?

(чтение по учебнику слогов слияния).

Физминутка

“Буратино"

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся

Руки в сторону развёл. Ключик, что-ли не нашёл?

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Прятки".

Ребята я сейчас отвернусь, а вы должны спрятаться. Но из класса не выходить.

Учитель поворачивается, говорит удивлённо:

Где же все ребята?

Сейчас я снова отвернусь и посчитаю до трёх и вы занимаете своё место.1,2,3.

Игра “Буква потерялась”

М: У меня на столе появились какие-то странные слова. В них потерялся первый звук. Какой это звук?

Прочитайте слова и сразу опишите звук.

__алва, __леб, __итрец, ___алат, ___обот.

Развитие речи.

Что такое хобот?

У кого он есть? (слон, бабочка)

Для чего он нужен?

Посмотрите на рисунок и расскажите.

Стихотворение - загадка.

Прочитайте стихотворение - загадку и угадайте пропущенное слово.

Хомяку сказал хорёк:

_________ твой узок, мой широк.

О чём идёт речь?

Охарактеризуйте звук [х] в слове “хвост".

Игра “Хвосты".

Сейчас я раздам карточки, на которых слева нарисованы хвосты, а справа - названия животных. Ваша задача соединить верно хвост и животное, к которому оно относиться.

Если затрудняешься - посоветуйся с соседом.

(после завершения работы карточки сдаются).

Люди придумали и сделали машину, которая летает высоко и далеко. У неё как у птицы есть хвост.

Что это за машина?

Зачем ей хвост?

Игра “Слово рассыпалось".

К-Б нёс нам задания из нескольких слов, но споткнулся и рассыпал буквы. Ребята составьте из рассыпанных букв слова.

А) устно

Б) 1 ряд пишет на доске

В) 2 ряд откладывает слово в кассе.

Физминутка

“Хомка” Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 - хомка хочет сильным стать!

Текст из учебника:

Ребята, какое очень важное слово начинается со звука [х] ?

А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?

Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья собирает комбайнер. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку. Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб.

Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. За много лет народ сочинил немало пословиц и поговорок о хлебе.

“Хлеб - всему голова", “Худ обед, коли хлеба нет”.

Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.

Ребята, как вы бережёте хлеб?

Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей.

Прочитайте: Комбайнер, тракторист.

Объясните значение этих слов.

Как можно назвать одним словом? (хлебороб)

У кого из вас родители хлеборобы?

Работа по учебнику.

1. Чтение учителем рассказа.

На странице 56 найдите рассказ “Заботливая внучка”. Послушайте.

2. Беседа по содержанию.

Что значит слово “грамотный”?

Считаете ли вы себя грамотными?

3. Чтение рассказа учащимися.

IV. Итог урока:

Что нового вы изучили на уроке.

Какие звуки изучили?

Какой буквой они обозначаются?

Звонкий звук или глухой?

Выводы:

Важным компонентом учебника является наглядность. Рисунки, иллюстрации в большинстве случаев представляют собой сплав наглядности, значения и строения слова, помогают восприятию смысла предложения или содержания текста (готового и конструируемого).

Большое внимание уделяется разнообразию видов упражнений и форм работы с учебным материалом. Предпочтение отдается таким, которые требуют анализа материала: звуко-буквенный анализ, осмысление словоизменений, вычленение предложений из потока речи, подбор собственных примеров по заданиям.

Недостаточно используются методы воздействия на эмоциональную сферу детей. Следует разнообразить учебный материал, используя выразительные средства языка, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка. К примеру, при ознакомлении детей с новыми звуками и буквами можно использовать разные варианты дидактического материала, который будет отличаться по эмоциональному воздействию.

Структура и способы построения обучения в первом классе по традиционной программе

Термином "традиционная система обучения" мы обозначаем ту, которая действует в массовой практике на протяжении ряда десятилетий, не претерпев за это время существенных изменений. Традиционная система имеет как свои плюсы, так и минусы.

С одной стороны, не одно поколение умных и талантливых детей выучилось по традиционной программе. К тому же традиционная система обучения основывается на опыте отечественной педагогике, учитывающей национальную специфику и менталитет.

Тем не менее, для нее характеры облегчение учебного материала (рассчитанное на наименее успевающих учеников в классе и, по мнению многих педагогов неправомерное), медленный темп изучения, многократное повторение, ограничивающее мыслительную активность школьников, скудость и поверхностный характер теоретических знаний, подчинение учебного процесса привитию навыков, отсутствие или слабость внутреннего побуждения к учению, невозможность проявления индивидуальности. Ограниченный круг непосредственного познания окружающего мира в основном сводится к наблюдениям, что способствует вербализму в обучении. Основная нагрузка падает на память в ущерб мысли.

В традиционной школе взаимоотношения учителя и ученика строятся на "деловой" основе: учитель (субъект) руководит приобретением знаний, а ученик (объект) овладевает этими знаниями.

Наилучшего качества обучения в традиционной начальной школе достигают учителя с авторитарным стилем руководства. Они подавляют индивидуальности своих учеников, но могут "дотянуть" большинство из них хотя бы до среднего уровня. Порой учитель, не дослушав ответ ученика, сообщает ему нужный ход решения, рассказывая вместо него или напоминая необходимую информацию.

Авторитарная позиция педагога и репродуктивное обучение способствуют развитию профессиональных деформаций личности учителя. Основные ее показатели - безапелляционность, консерватизм, закрытость в общении, оценочность суждений, что со временем становится определяющими чертами характера и отражается в стиле мышления. Передавая образцы готового опыта своим ученикам, в силу своей ролевой позиции такие учителя не только не способствуют творческому развитию ребенка, но и сами становятся невосприимчивы к новому опыту, творческому, нестандартному решению проблемных ситуаций.

Системе традиционного обучения соответствует комплект учебников "Школа России", который представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный язык.

Авторы проекта "Школа России" видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника. При этом речь идёт не только о времени, но и о месте действия. Комплект "Школа России" создается в России и для России. Это не простая констатация "пространственной" принадлежности проекта, а его качественная характеристика, отражающая существенные черты образовательной системы, на построение которой направлены усилия авторского коллектива.

Главная идея комплекта: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Учебный комплект построен на современных достижениях педагогической теории и практики, относящихся, прежде всего к области гуманной педагогики, и на исключительно ценных и значимых традициях отечественной школы. Именно такой базис обеспечивает новое видение школы в целом и каждого учебного предмета в отдельности.

При этом учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, которые должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы для того, чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.

Все учебники, входящие в комплект "Школа России", ориентированы на личностно-развивающее образование младших школьников. Изменились цели начального образования, и на первый план теперь поставлено воспитание личности, что чётко обозначено в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Однако новый подход имеет глубокие корни в российской традиции, которая всегда признавала приоритет воспитания в образовательном процессе.

Учебники комплекта ориентированы, прежде всего, на развитие у детей качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому. Обучение строится на основе постоянной поддержки творческого начала у ученика, поэтому при организации работы по новому комплекту предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребёнка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат. Это позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности, а также дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся.

Выше уже подчеркивалось, что учебно-методический комплект "Школа России" разрабатывается в России и для России. Принципиально важным тогда становится ориентация на воспитание школьников как граждан России. Разработка и принятие на государственном уровне Программы развития воспитания в системе образования, Государственной программы патриотического воспитания граждан России свидетельствуют о решимости исправить ситуацию, сложившуюся на данный момент в школе с такими понятиями, как гражданственность и патриотизм. Поэтому программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников.

Различные аспекты родиноведческих и краеведческих знаний составляют значительную часть содержания учебников. Одна из важнейших задач состоит в том, чтобы развивать у ребёнка интерес к познанию, постижению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного величия. Также необходимо закладывать в младшем школьном возрасте основы экономических знаний и правовой культуры. Средствами разных учебных предметов воспитывается в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации, чтобы уже в этом возрасте ребёнок мог почувствовать себя маленьким гражданином великой страны.

Характеризуя современный мир, мы должны констатировать, что живем в эпоху глобализации. При всей своей противоречивости этот процесс имеет впечатляющие, а во многом и вдохновляющие перспективы. Россия является неотъемлемым его участником и чётко заявляет об этом в последнее время.

В этих условиях образование с неизбежностью должно стать глобально-ориентированным. Его направленность на развитие гражданственности и патриотизма ни в коем случае не означает стремления к изоляции от мирового сообщества. В учебниках Россия предстает перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а её граждане - одновременно и как жители Земли, и как часть человечества, и как участники мирового развития.

Наши программы и учебники построены таким образом, что ребёнок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о её природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребёнка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания.

Еще одной проблемой, с которой сталкивается Россия и мир, является порожденный самими людьми экологический кризис. И это не фантазия экологов, стремящихся привлечь к себе внимание, а документально подтвержденная реальность, все острее ощущаемая каждым в повседневной жизни. Философское осмысление современной реальности привело к выработке новой цивилизационной парадигмы, настоятельно требующей формирования у людей нового мировоззрения. Его называют по-разному - экологическим, биосферным, космическим. Но независимо от названия оно должно строиться на новой системе ценностей, в которой Природа и Жизнь заняли бы центральное место.

Образование, которое обеспечивается с помощью наших учебников, - экоадекватное, то есть адекватное "дому", имеется в виду своего рода "встраивание" растущего человека, свободной и творческой личности, в биосферу с её системой императивных ограничений. У ребёнка развивается "чувство дома", воспитывается любовь и уважение к Природе во всех её проявлениях - от цветка на подоконнике до целого мироздания. Поэтому одной из важнейших составляющих нашей модели начального образования является экологическая этика и связанная с её освоением эколого-этическая деятельность ученика. Эта деятельность, включающая в себя анализ отношения к миру природы, оценку поступков, выработку экоадекватных норм жизни, направлена на духовно-нравственное саморазвитие личности ребёнка в согласии и взаимодействии с Природой.

Рассмотренные характеристики комплекта "Школа России" теснейшим образом взаимосвязаны. Все они проецируются на личность ученика и отражают различные аспекты её целостного развития, а их сочетание обеспечивает гармонизацию интересов человека, общества, государства и человечества в образовании.

Рассмотрим учебники для 1 класса.

Обучение грамоте

Учебник "Русская азбука" Авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов - главная книга для первоклассников.

Возраст от 6 до 7 лет считается в возрастной психологии необычайно важным в плане появления психологических новообразований, позволяющих ребенку перейти на новый этап возрастного развития, т.е. стать младшим школьником, овладеть новым видом ведущей деятельности (учебной). Для начинающего школьника в возрасте 6 лет ведущей должна стать познавательная деятельность, мотивированная детской любознательностью и желанием общаться с умным взрослым (учителем).

Поэтому в обучении по традиционной системе сегодня главным является направленность на формирование у маленьких школьников мотива к познанию широкой картины мира и увлеченности учением. Основные методы обучения в этот период - организация анализирующего наблюдения детей и практические действия.

Обучение детей в системе 1-4 основано на таких дидактических принципах:

обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

ведущая роль теоретических знаний;

умеренный темп прохождения учебного материала;

осознание школьниками самого процесса учения;

принцип систематической работы над развитием всех учащихся, включая слабых;

постоянная забота о психическом и физическом здоровье всех учащихся.

Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. Как достичь ясности и яркости речи? На основе использования рисования, игры, речевых упражнений. Так, постоянными составляющими уроков стали проговаривание слов, разучивание скороговорок, считалок, упражнения для постановки правильного дыхания, аудирование, инсценирование не только сказок, но и различных жизненных ситуаций, драматизация (пантомима), чтение предложений по картинкам, составление слов по схемам, узнавание текста по тем или различным признакам, не умея читать.

По мере “вхождения” учащихся в ритм работы, в уроки обучения грамоте в учебник были включены творческие задания разных типов:

на сравнение,

на группировку,

на деление слов, предложений, текстов.

Используется метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего; метод, основанный на магическом “если бы…" Станиславского, где ребенок переносит себя или воображаемый персонаж из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую, пытается сочинить о себе или о персонаже; трансформация текстов или составление одного вида текста на основе другого. Например, сравниваются два произведения с одной общей темой и основной мыслью (стихи о природе); применяется прием сочинения сказок на основе данного набора функций: 1-я - зачин, 2-я - событие, 3-я - испытание, 4-я - сказочные повторы, 5-я - возвращение домой, 6-я - добро побеждает зло.

В период приобщения к грамоте учителем ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений ребят об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи.

Рассмотрим это на конкретных примерах из учебника.

Уже сама обложка учебника настраивает ребенка на нечто радостное, праздничное, захватывающе интересное, исконно русское и старинное, древнее, т.е. традиционное, основательное, стабильное и авторитетное.

Эта традиционность подготавливает ребенка к тому, что проводником в мир грамоты будет взрослый, Учитель, значимая и авторитетная фигура для ребенка. В этом заключается преемственность обучения и воспитания: от фигуры воспитателя ДОУ или взрослого в семье - к фигуре учителя в школе. Возраст, когда значимыми для ребенка будут сверстники (подростковый возраст) еще не наступил, поэтому фигура другого ребенка на обложке Азбуки для первоклассника интересен, но не настраивает ребенка на "следование" за взрослым.

Откроем форзац учебника, и мы видим необыкновенно яркие большие, украшенные растительным орнаментом буквы А и Б, а рядом их старые названия "азъ" и "буки". Есть возможность заострить внимание детей на них, на их нарядном оформлении, немного рассказать о рукописных книгах, в дальнейшем эта тема будет иметь продолжение. Можно задать детям вопрос: "Почему художник так украсил буквы"? Выслушав ответы, подвести детей к тому, что люди очень любят свою азбуку, и нам с вами предстоит изучить ее и полюбить на всю жизнь.

Соединив название двух букв записать на доске: АЗБУКА = АЗЪ + БУКИ.

Следом за форзацем, на второй странице учебника, помещен графический рисунок памятника святым Кириллу и Мефодию. Вот эту страницу действительно нельзя равнодушно пролистнуть, не задерживая внимание детей. Логическим переходом от форзаца к столь важной странице 2, могут послужить следующие вопросы к детям: "Откуда взялись наши буквы? Когда они появились? Ведь было время, когда их не было. Кто придумал наши буквы?".

Таким образом, уже обложка и первые страницы учебника несут богатую смысловую нагрузку, позволяют учителю переключить естественный для этого возраста интерес и любопытство детей на предмет.

К первым страницам Азбуки возможно вернуться в конце года, связав их с последними страницами учебника, и предложить детям снова ответить на те же вопросы, сравнить ответы, дать возможность детям получить удовлетворение от своей компетентности.

Листаем "Русскую азбуку" дальше, страница 4. Здесь даны условные обозначения, которые в соответствии с законами цветовосприятия, решены в трех цветах, что соответствует нормативам.

Страница 5. Ребенок смотрит в окно, а за окном: луга в цветах, лента голубой реки, парящие в воздухе ласточки и бабочки, светлые березовые рощи, дремучие леса, на небе одновременно луна и солнце, тучи, дождь, радуга. А на горизонте возвышается православный храм с золотыми куполами. Смотрим мы вместе с ребенком вдаль, а дальше храма уже только небо.

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася! (И.С. Никитин. "Русь")

Белый свет - именно таким ёмким выражением называем мы окружающий мир. Белый свет - вся наша земля и все люди, перед которыми нужно жить по правде и совести: "Без правды жить - с бела света бежать". А кто создал весь этот белый свет, всю эту красоту земную и нас с вами? Рисунок настраивает ребенка на поиск вопросов мировоззренческого характера.

Далее страницы "Русской азбуки" знакомят детей с русскими народными сказками. Сказки - это необъятное пространство для духовно - нравственного воспитания учащихся.

Одновременно начинается работа по вычленению звуков из хорошо знакомых слов, знакомство с их графическим соответствием, разбиение слов на слоги, развитие устной речи, работа с навыками составления рассказов по картинке, умением задавать вопросы и отвечать на них.

Рассмотрим изучение буквы Х в данном учебнике. В соответствии с современной концепцией обучения грамоте изучение буквы начинается со знакомством звука, соответствующего этой букве. И то, что выбрано слово "хлеб", абсолютно правильно, поскольку звук [х] в этом слове является чистым звуком, не несет в себе ни мягкость, ни твердость, упоминание о которых не отвлекает внимание детей на первом этапе знакомства с этой буквой. Кроме того, на следующей странице, в поле зрения ребенка расположено графическое соответствие звуку - буква Х в различных написаниях, поэтому ребенок, знакомясь со звуком, одновременно формирует внутренний образ звука, происходит знакомство и запоминание одновременно. (Сравни с методикой по Занкову, где слово "хлеб" появляется уже после работы со звуком).

Разумеется, данный учебник не лишен недочетов.

Например, страницы Азбуки, где изучается буква "Я", перенасыщены словами со звуком [р], что может сформировать у детей ошибочную связь одного звука с графическим изображением другого. Тем более, что ошибка при письме, когда букву "я" дети пишут в другую сторону (зеркальное изображение), встречается достаточно часто.

Таким образом, данный учебник, с нашей точки зрения, является более предпочтительным, поскольку соответствует уровню развития ребенка - первоклассника, не перегружен упражнениями, и в то же время, позволяет детям с разным уровнем развития работать в том режиме сложности, в котором они чувствуют себя комфортно. Кроме того, задания, оформление учебника направлены на приобщение ребенка к миру взрослых, а именно к этому и стремится ребенок в данной фазе развития.

Математика

"Математика для 1 класса " в 2 частях. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. А также к учебнику идёт тетрадь по математике 1,2.

Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова. Русская азбука для 1 класса. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов. - учебник, коренным образом обновленный и отвечающий требованиям концепции "Школа России", демонстрирует как можно вести развивающее обучение в рамках традиционной школьной программы.

Рассмотрим пример работы с этим учебником.

Закрепление случаев вычитания вида: 6 - 0, 7 - 0, 8 - 0, 9 - 0, 10 - 0

Цели:

1. Закрепление приема вычитания, основанного на связи между вычитанием и сложением, умения находить результат вычитания в опоре на знание состава чисел.

2. Умение решать задачи на нахождение суммы и остатка. Умение пользоваться линейкой.

3. Развитие памяти, внимания, мышления.

4. Воспитание чувства дружбы, ответственности.

Оборудование: Дидактический материал. Солнечная система, портрет Ю.А. Гагарина, космонавт, карточки с круговыми примерами. Слоговые таблицы.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Сегодня на уроке мы будем закреплять решение всех видов примеров на вычитание в пределах 10.

Но урок пройдет в необычной форме: мы совершим путешествие в космос.

Давайте начнем подготовку к путешествию. Космонавты обязательно надевают скафандры, и мы тоже должны надеть снаряжение.

II. Для этого каждый из вас должен по очереди выбегать к столу, брать шлем, называть пример и давать правильный ответ. Если вы правильно решили пример, забираете шлем и бежите на место - снаряжение у вас есть.

III. А сейчас нам нужно средство передвижения.

На чем мы можем путешествовать? (Ответы детей).

Мы можем путешествовать на самолете, на ракете, на летающей тарелке. А для того чтобы узнать, на чем мы полетим, давайте решим задачу, и после этого мы из трех ответов выберем правильный.

ЗАДАЧА.

С аэродрома взлетели в небо 5 самолетов, а потом еще 2. Сколько всего самолетов взлетело?

Назовите условие.

Назовите вопрос.

Что означает число 5?

Что означает число 2?

Чтобы узнать, сколько всего самолетов взлетело, при помощи какого действия будем решать?

5+2=7

На наборном полотне при помощи цифр выставить решение.

Назовите полностью ответ.

Итак, на чем мы полетим?

5 - самолет

7 - ракета

10 - тарелка.

IV. Сейчас мы должны дать название нашей ракете. Давайте разгадаем ребус.

Как называется наша ракета?

ВОСТОК

На космическом корабле "Восток" Ю.А. Гагарин впервые облетел Землю.

И мы сегодня отправляемся в полет.

V. Приготовились, надели "скафандры". Начинаем отсчет.

Считать будем с 2 до 10 и обратно, считая через 1.

2, 4, 6, 8, 10, 10, 8, 6, 4, 2, 0.

Пуск. (звучит музыка).

VI. Мы в космосе.

Давайте отдохнем.

Физминутка.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете,

На носки поднимитесь,

А потом - руки вниз.

Раз, два, три, четыре -

Вот летит ракета ввысь.

(1,2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют "купол ракеты", 3,4 - основная стойка).

Первая планета на нашем пути "Марс" - ее называют Красной планетой, т.к она состоит из красного камня. Напоминает своим цветом огонь и кровь, получила название в честь древнеримского бога войны. Эта планета в 2 раза меньше Земли.

Мы не можем к ней подлететь. Нас не пускают марсиане. Мы должны внимательно посмотреть и сказать, чем отличаются и чем похожи лица.

VIII. Когда приезжают гости, то всегда приносят подарки. И мы марсианам подарим подарки, но не простые, а математические бусы. Чтобы подарить, прежде мы должны вставить пропущенные цифры.

(Повторение состава чисел)

10 - это сколько? 7 - это сколько?

9 - это сколько? 6 - это сколько?

8 - это сколько?

Чтобы полететь на следующую планету и чтобы нам больше никто не мешал, берем с собой проводника. Это космонавт.

Он предлагает полететь на планету "Юпитер" - Это самая большая планета Солнечной системы. Она названа в честь главного римского бога, царя богов. Она состоит из газов и жидкостей и не имеет твердых поверхностей.

Что мы видим на пути?

Игра на внимание.

Тучка. Она у нас тоже не простая, а математическая. Посмотрите, рядом - звезды.

Посчитайте, сколько всего звезд.

Закрыли глаза. Что изменилось? (звезд 8). Как получилось?

10-2=8

Тучка закрыла еще 3 звезды. Сколько звезд? (5)

10-5=5 и т.д.

X. Чтобы отправиться на следующую планету, мы должны отгадать, как она называется.

Возьмите слоговые таблицы.

Вместо цифр поставьте букву или слог.

12, 68, 14,13.

Как называется планета?

"Сатурн" назван в честь одного из древнеримских богов, покровителей земледелия. Планета, как и Юпитер, состоит из газов и жидкостей и не имеет твердых поверхностей. Она имеет огромное кольцо, чем и отличается от других планет. Это кольцо состоит из кусков льда и камня.

XI. Космонавт приглашает нас дальше на планету "Уран". Планета получила свое название в честь древнейшего греческого божества, олицетворявшего небо. Она состоит из газов и на ней темно и холодно, она далеко от солнца.

На этой планете мы будем работать в тетрадях.

Запишите число.

Решим задачу № 6 стр.37 (М.И. Моро. Математика 1 класс, часть 2)

Часть ребят решают задачу при помощи краткой записи.

Назовите условие.

Назовите вопрос.

Как узнать, сколько осталось?

Решение запишите в тетрадь.

Взаимопроверка.

Физминутка.

Руки ставим все в разлет:

(руки в стороны)

Появился самолет.

Мах крылом туда - сюда.

Делай раз и делай два.

XII. Отправимся с космонавтом дальше. На планету "Нептун". Эта планета названа в честь древнеримского бога моря. Она состоит из газов. Планета далеко от солнца, на ней темно и холодно.

Туда мы полетим на летающих тарелках. Чтобы полететь, мы должны выложить летающую тарелку, решив круговые примеры (проверить).

XIII. И последняя планета, где мы сегодня побываем - это "Плутон". Эта планета была обнаружена в 1930 году. Это самая маленькая и самая отдаленная планета. Она названа в честь греческого божества, владыки подземного мира.

Но чтобы побывать на ней, космонавт предлагает еще одно испытание.

У нас на столе лежат три полоски. Измерить длину самой длиной, средней и короткой.

На сколько см. самая короткая меньше средней? - Как узнали?

Космонавт прощается с нами, мы возвращаемся, а куда мы приземлимся, узнаем после того, как решим примеры.

XIV. Возвращаться будем с помощью парашютов.

Ребенок, который опускается на парашюте на ответ, снимает кружок, под ним и открывает букву. Решив последний пример, дети читают слово.

ЗЕМЛЯ - это наша планета, она пока единственная, на которой есть вода и жизнь.

XV. Итог урока.

Куда мы приземлились?

Что узнали нового на уроке?

А кто нам помогал в путешествии?

Проанализируем даны урок.

Содержание урока отвечает заявленным целям и задачам. В процессе урока дети действительно закрепляют приемы вычитания, основанного на связи между вычитанием и сложением, научаются находить результат вычитания в опоре на знание состава чисел.

Тем не менее, урок начинается сразу с примеров на вычитание (возможно, это такая форма проверки домашнего задания), а следовало бы повторить знание состава числа. Это позволило бы уровнять возможности учеников разного уровня развития. И только потом проверять домашнее задание (или повторять пройденный материал).

При этом приемы вычитания проверяются в ускоренном темпе, что не способствует осмыслению мыслительных операций, а направлено, скорее всего, на механическое запоминание результатов вычитания (что, собственно, и согласуется с традиционной системой обучения - опора на запоминание).

Навыки счета повторяются только ближе к середине урока, поэтому непонятно предназначение этого упражнения - такой "откат" к более простым математическим навыкам логически неоправдан.

Заявленное в целях умение решать задачи на нахождение суммы и остатка формируется в процессе урока дидактически правильно. Действительно, все примеры на нахождение суммы и остатка и их подача дидактически выверены.

Умение пользоваться линейкой в процессе урока никак не отражено.

Хорошо продумано развитие внимания в процессе урока. Много упражнений на внимание, и сам темп урока заставляет учащихся постоянно быть "в тонусе". Упражнений на развитие памяти в содержании урока не обнаружила. "Пассажи" о названии планет и древнегреческих богах лишние в процессе урока. Они малоинформативны (а информация - главное, что может заинтересовать ребенка в этом возрасте), но могут отвлекать ребенка от отработки математических навыков. Подобные рассказы были бы полезны в качестве отдыха для ребенка в напряженном, очень быстром по темпу ритме урока. Такое переключение с одного вида деятельности (математика) на другой (познавательные процессы) были полезны детям, но для этого рассказ о планетах (или древнегреческих богах) должен быть более развернутым и содержать какую-то "изюминку" - например, краткий пересказ мифа о том или ином боге. Длительность урока не позволяет сделать этого во всех случаях, но возможно сделать это для одной планеты.

Подобный рассказ явился бы и упражнением на развитие памяти, поскольку других упражнений в ходе урока не выявлено, несмотря на заявленность этого в целях урока (механическое запоминание - это не развитие памяти).

То же самое относится и к развитию мышления: данных упражнений в данном уроке нет.

Воспитательные цели - воспитание чувства дружбы, ответственности - присутствует, хотя и весьма поверхностно.

Таким образом, данные урок соответствует дидактическим принципам традиционной системы обучения.

Заключение

Каждая из рассмотренных выше систем образования имеет свои плюсы и свои минусы.

Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая. По основному фактору развития: социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая. По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + ЗУН + СУМ + СДП.

По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая + индивидуальная.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная.

По преобладающему методу: развивающая.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучающихся: массовая.

Целевые ориентации:

• Высокое общее развитие личности.

• Создание основы

Для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).

Система обучения по Л.В. Занкову направлена, прежде всего, на личностный рост ребенка, его творческое и эмоциональное развитие. Обучение по этой системе, скорее заполняет пробелы в развитии детей в дошкольном периоде, чем решает задачу наполнения знанием ребенка, начало приобщения его к миру взрослых.

Являясь перспективной в плане общего развития детей, выявления их творческих способностей и талантов, дальнейшего их развития, эта система может быть использована как основа для дополнительного образования, внеклассной работы, кружков и специфических курсов.

Поэтому не можем согласиться с тем, что данная образовательная система является массовой по категории обучающихся. Применение же ее в качестве альтернативной традиционной системе возможно с ограничениями.

Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

основной единицей занятий является урок;

урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.

Классификационные параметры ТО.

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: педагогика принуждения.

По основному фактору развития: социогенная - с допущениями биогенного фактора.

По концепция усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).

По ориентации на личностные структуры - информационная, ЗУН.

По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

По типу управления: традиционное классическое + ТСО.

По организационным формам: классно-урочная, академическая.

По подходу к ребенку: авторитарная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.

По категории обучаемых: массовая.

В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились - исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остается "школой знаний", сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Концептуальные положения.

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским:

• научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

• природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);

• последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);

• доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);

• прочности (повторение - мать учения);

• сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

• принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);

• принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);

• учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Обучение - это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений - подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.

К положительным моментам традиционной системы обучения следует отнести:

Систематический характер обучения

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

Организационная четкость

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

К отрицательным моментам традиционной системы обучения следует отнести:

Шаблонное построение, однообразие

Нерациональное распределение времени урока

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания

Учащиеся изолируются от общения друг с другом

Отсутствие самостоятельности

Пассивность или видимость активности учащихся

Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день)

Слабая обратная связь. Усредненный подход

Отсутствие индивидуального обучения

Данные недостатки могут быть нивелированы тщательной и грамотной разработкой учебников и творческим подходом учителей к процессу обучения.

Литература

1. Горячев Б.В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. - М, 1994.

2. Дреер А. Преподавание в средней школе США. - М., 1983.

3. Ильина ТА. Педагогика. - М., 1984.

4. Константинов НА. и др. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.

5. Концепция общего среднего образования. - М., 1988.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Прометей, 1992.

7. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985.

8. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983.

9. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, Т.В. Воликовой, В.А. Сластенина. - М., 1976.

10. Педагогика / Под ред. Б.П. Есипова. - М., 1967.

11. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1996.

12. Педагогика / Под ред.Г.И. Щукиной, Е.Я. Голанта, К.Д. Радиной. - М., 1966.

13. Педагогика школы / Под ред. И.Т. Огородникова. - М., 1978.

14. Педагогика школы / Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1977.

15. Педагогическая энциклопедия. - М., 1965.

16. Педагогический словарь: В 2-х т. - М., 1960.

17. Сидорюлн А.М. Парад предрассудков. - М.: Знание, 1992.

18. Теоретические основы содержания общего среднего образования // Под ред.В. В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1983.

19. Чередов ИМ. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988.