Профессиональная подготовка школьников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА В ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА МАССОВЫЕ ПРОФЕССИИ

1.2 РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ

2. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ

2.1 ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ТРУДА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

2.2 СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕЛЬСКИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ТРУД В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы определено таким образом совершенствовать работу по профессиональной ориентации учащихся, чтобы подвести их ко времени окончания неполной средней школы к осознанному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. Время обучения и воспитания в старших классах отводится на адаптацию учащихся в уже выбранной профессии. Школу они должны заканчивать с квалификационным разрядом по определенной специальности.

Достижение поставленных целей возможно при условии: во-первых, создания необходимой материальной базы для ведения профориентационной работы; во-вторых, проведения определенного комплекса организационных и методических мероприятий по профессиональной ориентации учащихся.

Цели и задачи обучения, воспитания, стоящие перед учителями-предметниками, в определенной степени сужены программой преподаваемого ими предмета, но вместе с тем они призваны решать и общую задачу — готовить к жизни и труду в социалистическом обществе молодое поколение.

Цель работы – рассмотреть профессиональную подготовку школьников.

Задачи работы:

1) охарактеризовать организацию и методику профориентационной работы в средней общеобразовательной школе;

2) определить профориентация учащихся на сельскохозяйственные профессии.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА В ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА МАССОВЫЕ ПРОФЕССИИ

Велико и богато народное хозяйство нашей страны, и с каждым годом все ширится его отраслевая структура. Появляются новые профессии, ширится сеть учреждений, готовящих специалистов для различных отраслей. Рассказать о всех профессиях (а их около 6800) просто невозможно.

Однако, обеспечивая сознательный выбор учащимися профессии, учитель должен:

— знакомить их с различными видами труда и профессиями;

— изучать их склонности, особенности и профессиональные интересы, формировать у них общественно значимые мотивы выбора профессии;

— консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.

Данные требования предполагают соответствующую теоретическую и практическую подготовку учителя-предметника к проведению профориентационной работы в рамках своего предмета.

Теоретическая подготовка предполагает прежде всего знание цели, задач профориентации, методов ее осуществления в условиях преподавания определенного предмета, психолого-педагогических основ проблемы.

Определенные знания профориентационной работы в школе учитель может получить, посещая семинары, посвященные данной проблеме, изучая постановления партии и правительства, анализируя соответствующую литературу. При этом существенную помощь должен оказать кабинет или уголок профориентации школы, методическая работа которого помогает учителям решить те или иные вопросы, возникающие в процессе обучения или воспитания школьников.

Практическая подготовка предполагает вооружение учителя методикой профориентационной работы в условиях преподавания определенного предмета, умениями и навыками проведения различных мероприятий (бесед, встреч, экскурсий). При этом в кабинете профориентации должны быть подобраны методические рекомендации, разработки и планы проведения различных мероприятий.

Не всегда можно найти готовые, составленные специалистами описания профессий. Поэтому каждый учитель должен овладеть методикой отбора профориентационного материала. Этот отбор может проводиться в следующей последовательности:

а) изучение и анализ учебных программ и школьных учебников с целью определения перечня профессий, на которые будет осуществляться ориентация учащихся;

б) изучение и анализ профессионально-квалификационных характеристик, программ профессиональной подготовки;

в) изучение опыта работы предприятий, организаций и передовых рабочих;

г) анализ школьных программ трудового обучения в данной школе.

Профессиографические карточки классифицируются по учебным предметам. Составляют их наиболее опытные учителя. Они постоянно пополняются новым материалом, совершенствуются на основе передового опыта. Это дает возможность любому преподавателю независимо от стажа работы проводить профессиональную пропаганду, планомерно и органически связывать ее с содержанием учебных предметов.

Урок есть основная форма обучающего процесса, и от того, насколько серьезно относится учитель-предметник к включению в ход урока профориентационного материала, будет зависеть эффективность работы всей школы в подготовке учащихся к обоснованному, правильному выбору профессии.

В процессе изучения школьниками основ наук происходит формирование у них интереса к различным областям знаний: физике, математике, литературе, биологии и др. Одной из задач учителя является стимулирование учащихся к более серьезному и глубокому изучению того или иного предмета. Для того чтобы школьные уроки имели профориентационную направленность, учителям-предметникам необходимо стремиться к тому, чтобы излагаемый профориентационный материал был непосредственно связан с программным, способствовал сознательному и прочному усвоению учебного материала, соответствовал современному уровню социального и научно-технического прогресса, отражал перспективы развития данной науки, был посильным в освоении.

Уже в процессе подготовки к уроку учитель должен на всех этапах подготовки предусматривать решение профорйентационных задач.

Урок является основной формой организации познавательной деятельности учащихся. Каждый урок, проведенный на высоком идейном и научном уровне, дает учащимся определенную сумму знаний, пробуждает умственную активность, творческую деятельность. Учителям, в особенности физикам, химикам, биологам, математикам, необходимо как на уроке, так и во внеклассной работе больше внимания уделять раскрытию самого процесса формирования знаний. Для этого целесообразно знакомить учащихся с фактами из биографии выдающихся ученых, инженеров, например: авиаконструктора А. С. Яковлева, крупнейшего советского ученого-металлурга И. П. Бардина и др. Их жизнь и творческие искания наглядно свидетельствуют о том, что труд простого рабочего обогащает человека ценными наблюдениями, опытом, формирует у него нравственные качества, крайне необходимые в творческой работе самого высокого уровня и социального значения.

Основными формами профориентационной работы учителя-предметника при изучении программных тем являются:

— беседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом;

— решение различного рода задач с практическим содержанием;

— участие в олимпиадах, вечерах, теоретических конференциях;

— участие в работе трудовых объединений старшеклассников;

— просмотр диапозитивов, фрагментов учебных диафильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса, непосредственно в практической деятельности людей;

— участие школьников в работе клуба будущих специалистов;

— экскурсии на предприятия, выставки передового опыта;

— встречи со специалистами и передовиками производства;

— проведение тематических, литературно-художественных вечеров, устных журналов;

— оформление стендов, альбомов, плакатов, пропагандирующих трудовые достижения советских людей, успехи советской науки и техники.

Выбор форм работы зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществлять во время объяснения нового материала, закрепления изученного или на итоговом занятии.

Богатую информацию о мире труда и различных профессиях школьники могут почерпнуть при чтении художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий. Однако при использовании этого средства профориентационного воздействия необходимо принимать во внимание следующее условие: учащийся должен уметь осмысливать, продумывать и критически оценивать прочитанное. Научить подростка этому, а также умению подбирать нужную ему литературу, пользоваться справочниками и каталогами — вот профориентационная задача учителей литературы в общеобразовательной школе.

При координации работы школ, базовых предприятий и ПТУ необходимо значительное внимание уделять совместным культурно-массовым мероприятиям и спортивным встречам, которые должны стать составной частью в работе по профориентации. Содержание их должно носить не только развлекательный характер, но и иметь профориентационную направленность.

Такие мероприятия, как экскурсии по историческим местам, туристические походы, спортивные соревнования, способствуют воспитанию у школьников, будущих рабочих, чувства трудового долга, умения душой болеть за престиж и достоинство своей профессии.

В рамках одного предмета или нескольких, но изолированных друг от друга, создать прочный фундамент научного миропонимания, сформировать основы диалектико-материалистического мировоззрения невозможно. Для этого необходимо объединить все учебные предметы в единую систему, где каждый предмет включает сведения из смежных научных областей для более полного раскрытия сущности того или иного вопроса.

Подготовка школьников к практической самостоятельной деятельности, требующей постоянного самообразования, предполагает формирование у них умений комплексного использования знаний, выработку рациональных путей решения задач на основе межпредметных связей.

Любая профессиональная деятельность предполагает наличие у рабочего значительного количества специальных знаний и умений из разных, подчас далеко не смежных областей наук. Приобретение этих знаний и формирование умений в рамках школы происходит в процессе решения разнообразных конструкторско-технических задач, обоснования рациональных трудовых операций. Здесь выявляются связи трудового обучения с основами наук, ориентирующие учащихся на приложение научных закономерностей в трудовой деятельности и привлечение практического опыта овладения теоретическими знаниями.

Реализуя межпредметные связи в трудовом обучении, учащиеся усваивают элементы технического конструирования, материаловедения, механической технологии, культуры труда и производственной эстетики, вместе с тем у них в процессе трудовой деятельности углубляются знания по физике, химии, математике.

Привлечение сведений из гуманитарных предметов тоже может сыграть значительную роль в трудовой подготовке школьников. Раскрытие всей красоты рабочего человека в произведениях советской литературы формирует у учащихся психологическую готовность к общественно полезному труду. Обществоведение, история, экономическая география вооружают учеников знаниями о социально-экономических основах общественного производства в разных формациях, показывают преимущества социалистических трудовых отношений.

Решение задач, выдвинутых реформой общеобразовательной школы, требует совершенствования системы трудового воспитания и обучения, где бы на основе межпредметных связей, опираясь на все циклы учебных предметов, трудовое обучение приобретало подлинное политехническое содержание.

Опыт профориентационной работы в школе показывает, что лучше руководство профессиональным самоопределением учащихся осуществляется там, где есть квалифицированные кадры. Учитель должен иметь современные знания в области экономики, социологии, медицины, анатомии и физиологии человека, хорошо знать структуру народного хозяйства, систему распределения трудовых ресурсов, психолого-педагогические основы профориентации, в частности до тонкостей знать методику подбора профориентационного материала и уметь его правильно использовать в учебно-воспитательном процессе.

Ниже приводится примерный перечень знаний и умений, которыми должен владеть учитель для успешного проведения профессиональной ориентации.

В школьном кабинете профориентации в разделе, посвященном вопросам методики профориентационной работы, полезно иметь следующие материалы для учителей-предметников:

— постановления партии и правительства, в которых определяются направления и задачи профориентации учащихся;

— указания-рекомендации органов народного образования по вопросам профориентации;

— материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, которые проводятся в республике, области, городе;

— план школьных мероприятий по профориентации;

— образцы планов работы классных руководителей, воспитателей, руководителей методобъединений, пионерской и комсомольской организаций школы;

— ориентировочная тематика лекций, бесед, классных часов для учеников разных возрастных групп;

— материалы из опыта работы по профессиональной ориентации в школах района (города, области, республики, страны);

— план совместной работы по профориентации школы и базового предприятия (организации);

— сценарии проведения диспутов, конкурсов «Лучший по профессии», «Защита профессии», огоньков, вечеров, посвященных дню профессии;

— образцы анкет для учеников различного возраста;

— методическая литература по вопросам профориентации.

Указывая на полезность всех мероприятий, проводимых в помощь учащимся при выборе ими профессии, необходимо всегда помнить, что все они недостаточны, если не опираться на систематическое трудовое воспитание учащихся, проводимое на протяжении всего срока обучения в школе по всем без исключения учебным предметам всеми учителями, всем коллективом школы совместно с родителями и общественными организациями.

Эффективным средством связи теории с реальностью являются практические работы. В процессе их выполнения учащиеся знакомятся с методикой научного выбора профессии, осваивают простейшие экономические расчеты.

Знакомство учащихся с научной организацией труда и рабочего места, принципами эргономики, техническим творчеством и изобретательством позволяет расширить их знания в определенной области производства и помогает сформировать у них умение правильно планировать свою трудовую деятельность, творчески подходить к вопросам повышения производительности труда, т. е. способствует воспитанию качеств личности передового труженика социалистического производства.

Основное содержание курса является единым для городских и сельских школ. Однако все изучаемые вопросы необходимо конкретизировать на материале, взятом из производственного окружения школы. Общие сведения о социалистическом производстве и массовых профессиях народного хозяйства, требованиях профессий к человеку, мотивах их правильного выбора и т. п. обязательны для всех учащихся. Конкретные вопросы, раскрывающие структуру производственного процесса, деятельности социалистического производственного предприятия, содержание и условия труда по массовым профессиям и т. п., должны изучаться на примере той отрасли производства, с которой связан профиль трудового обучения. Практическое ознакомление с основами производства и массовыми профессиями, специальные знания по этим разделам необходимо увязывать прежде всего с группами тех профессий, одной из которых предстоит овладевать в дальнейшем выпускникам неполной средней школы.

В программу, по усмотрению школ и базовых предприятий, могут быть включены некоторые дополнения, отражающие местные условия. При этом цели, задачи и основное содержание обучения, а также структура курса должны быть сохранены.

Вести курс может учитель трудового обучения, заведующий кабинетом профориентации. К проведению занятий следует по возможности привлекать квалифицированных специалистов — представителей различных производств, экономистов, психологов, медиков.

В ведении курса применяются в основном те же формы и методы, которые являются наиболее распространенными в трудовом обучении. Это прежде всего объяснение и рассказ, демонстрация опытов и учебно-наглядных пособий, показ кинофильмов, диафильмов и диапозитивов, экскурсии, подготовка учащимися рефератов, семинарские занятия, применение заданий на анализ производственной ситуации и т.д [2, 190].

1.2 РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ

В реализации реформы школы одно из ведущих мест принадлежит классному руководителю. О необходимости повышать роль и авторитет классного руководителя, создавать ему все условия в учебной и воспитательной работе с детьми говорится в документах о реформе школы.

Профессиональная ориентация, являясь одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя, проводится им в тесном сотрудничестве с кабинетом профориентации, учителями-предметниками, комсомольской, пионерской организациями, с родителями учащихся. В работе по профориентации классный руководитель подчиняется школьному совету профориентации.

Основные направления профориентационной работы классного руководителя в зависимости от возрастных особенностей учащихся. При планировании воспитательной работы классный руководитель предусматривает мероприятия с профориентационной тематикой: беседы с учащимися о выборе профессии, пионерские сборы и собрания комсомольской группы, экскурсии на предприятия и в учебные заведения района, города, встречи с представителями различных профессий и т. д. При этом он учитывает необходимость связи школы с базовым предприятием, с закрепленным за классом цехом (отделом), а также специфику профориентационной работы на разных этапах профессионального самоопределения учащихся.

В начальных классах школы учащиеся получают общие представления о труде, знакомятся с людьми разных профессий. Дети этого возраста отличаются большой любознательностью, и поэтому очень важно пробудить у них интерес к трудовой деятельности вообще.

В V—IX классах возможности ознакомления школьников с отраслями народного хозяйства и разнообразными профессиями значительно расширяются. В работе с учащимися этого возраста особое внимание следует обратить на коммунистическое отношение к труду, активно вовлекать их в общественно полезный труд, в работу кружков, факультативов и в самостоятельные творческие занятия, пробуждать их к самосознанию, поиску своего призвания, помогать в выборе форм продолжения общего, профессионально-технического и специального образования. Классный руководитель VII—VIII классов должен совместно с профориентаторами районного УПК подготовить учащихся к выбору профиля трудового обучения в УПК.

В X—XI классах следует продолжить работу по подготовке учащихся к труду на производстве, воспитанию у них профессиональных интересов и чувства ответственности за правильный выбор профессии; подробно знакомить их с потребностями народного хозяйства в кадрах, с реальными возможностями трудоустройства и познавательные задачи (найти ответы на установочные вопросы, провести наблюдения, исследования, собрать материал, написать сочинение и т. д.); рекомендует подобрать литературу для предварительного знакомства с вопросами, которые будут стоять на уроке; советует подыскать интересные афоризмы, изречения, пословицы.

Большую помощь преподавателю в организации и проведении профориентационных уроков может оказать созданная в классе по инициативе учащихся группа профинформаторов, которых можно привлекать к планированию уроков, к подбору литературы, к изготовлению схем и таблиц, к организации профессиографических исследований, встреч и экскурсий, к распределению установочных вопросов, к оформлению классной доски (на ней записывается тема и девиз урока, его задачи, задания к следующему уроку; вывешиваются интересные информационные сообщения, схемы, таблицы, перечень установочных вопросов и рекомендованной литературы) и т. д.

Каждый профориентационный урок при условии умелой подготовки к нему превращается в откровенный разговор учителя и его учеников о выборе жизненного пути, размышления о жизни, о человеке и его возможностях, о призвании и трудностях поиска своего жизненного пути.

Организация и проведение профессиографических исследований.

Профессиографическое исследование — это самостоятельное изучение учащимися конкретной профессиональной деятельности в различных ее аспектах с целью составления профориентационной характеристики данного вида труда. Этот вид работы, как отмечалось выше, органически включен в систему специально разработанных профориентационных уроков. При подготовке к проведению профессиографического исследования привлекаются те знания, которые учащиеся получили на предыдущих уроках (о структуре профессий); начинается и завершается исследование также на специальных уроках: урок, на котором подготавливается организационная и методическая часть работы, и урок, на котором обсуждаются материалы проведенного исследования, подводятся итоги. Вместе с тем как по форме проведения, так и в силу специфики своего содержания Профессиографическое исследование выделяется в самостоятельный вид профинформационной работы с учащимися. Основная часть работы после соответствующей подготовки проводится вне школы, непосредственно на тех объектах, где осуществляется избранная для изучения профессиональная деятельность, и на тех объектах в учебных заведениях, где готовятся специалисты в данной области. Относительная самостоятельность этого вида работы определяется также тем, что учащиеся реализуют полученные ранее знания о профессиях, собирают новый материал, осмысливают и усваивают его непосредственно в процессе проведения.

Самостоятельно исследуя материалы о профессиях, наблюдая за работой специалистов, расспрашивая о трудностях, с которыми встречается работающий, о перспективе роста и т. д., а также зная из предыдущих уроков о своих возможностях, учащиеся уже могут решать вопрос о своем соответствии данному виду труда. И чем больше они узнают о профессиях, тем сознательнее и свободнее будет их выбор.

Самостоятельное изучение профессий формирует у учащихся умение анализировать трудовую деятельность и тем самым готовит их к активному участию в других видах профориентационной работы. Проведение профессиографического исследования не ограничивается только познанием профессии, которая являлась предметом исследования. Профессиографические умения носят общественный характер и легко переносятся на анализ любой другой трудовой деятельности, даже той, которая не выступает в качестве объекта изучения в школе, но которая по тем или иным причинам интересует учащегося.

Предполагая максимальную самостоятельность и инициативу учащегося, профессиографическое исследование представляет в их распоряжение широкую информацию о профессиях, которая была получена им в творческом поиске ответов на поставленные вопросы. Роль учителя при этом — обеспечить широкий простор самодеятельности школьников, создать у них иллюзию первооткрывателей, помочь им почувствовать серьезную ответственность за порученное дело.

Организация и проведение профессиографических встреч. Среди различных форм профинформационной работы в средней школе видное место занимают встречи учащихся со специалистами. Опыт показывает, что хорошо организованная встреча оставляет глубокий след в сознании подростка, воспитывая у него познавательную активность. В результате этого создаются благоприятные условия для формирования у школьников определенного подхода к изучению не только той профессии, о которой рассказывал специалист, но и других профессий; при этом учащиеся овладевают обобщенным методом анализа трудовой деятельности.

Учитывая два первых требования, в работе по организации и проведению профессиографической встречи можно выделить пять этапов: 1) подготовка к встрече классного руководителя; 2) подготовка специалиста к беседе с учащимися; 3) подготовка учащихся к встрече; 4) проведение встречи; 5) оформление результатов встречи.

Реализация каждого из этих этапов предусматривает активное участие классного руководителя. Он планирует всю работу, направленную на проведение профессиографической встречи; обеспечивает организационные вопросы и учебно-познавательный материал; контролирует самостоятельную работу учащихся по сбору и оформлению профессиографического материала.

Организация и проведение профессиографических экскурсий. Среди различных форм проведения классным руководителем профориентационной работы, активизирующих профессиональное самоопределение школьников, значительное место отводится экскурсиям на промышленные предприятия. Однако эти экскурсии не всегда отвечают задачам профориентации и не всегда оставляют у учащихся полное представление о той или иной профессии. Поэтому возникает необходимость проведения профессиографических экскурсий, на которых ученики не ограничивались бы простым наблюдением за трудовым процессом, а изучали бы суть деятельности в той или иной профессии. Задача такой экскурсии заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся с современной техникой, технологией гпроизводства, организацией труда, устройством и принципами действия машин, но и научить их самостоятельно производить конкретный анализ профессиональной деятельности.

В основу содержания профессиографической экскурсии берется профессиограмма конкретной профессии, представляющая собой систематизированную информацию о профессии, ее можно использовать как основу для разработки плана и методики проведения профессиографической экскурсии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма, представляющая собой психологический анализ профессиональной деятельности.

В соответствии с задачами профессиографической экскурсии схема анализа профессии должна содержать следующую информацию:

— общие сведения о профессии;

— характеристику процесса труда;

— психофизиологическую характеристику профессиональной деятельности;

— санитарно-гигиенические условия труда;

— требования к профессиональной подготовке.

Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности определяет, какую роль в той или иной профессиональной деятельности играют различные психофизиологические особенности человека, сенсорные процессы, умственные действия, моторика, внимание, эмоции, а также некоторые личностные особенности. Иными словами, дает достаточно точное представление о требованиях профессии к психофизиологическим свойствам и качествам личности. При анализе конкретной профессиональной деятельности во время экскурсии важно обратить внимание учащихся на те качества, к которым могут адресоваться наибольшие по силе своего воздействия нагрузки, а также на противопоказания к ней.

Перед профессиографической экскурсией, как и перед другими видами профориентационной работы, ставится задача обучения школьников самостоятельному анализу профессии. Успешное решение этой задачи связано с развитием познавательной активности школьников в процессе экскурсии. Поэтому особое место в проведении экскурсии занимает поисковый метод получения информации, постановка перед учащимися поисковой проблемной задачи. При этом они не просто получают от экскурсовода готовую информацию о профессии, но знакомятся с методами ее анализа и, осваивая его доступные элементы, овладевают умением самостоятельно анализировать профессиональную деятельность. Навык профессиографического анализа, приобретенный во время экскурсии, помогает учащемуся разобраться в сложном мире профессий и выбрать себе мотивированно и обоснованно подходящую сферу трудовой деятельности.

Эффективность профессиографической экскурсии как одной из форм профориентационной работы в школе требует предварительной подготовки и включает следующие этапы: а) подготовку к экскурсии классного руководите ля; б) подготовку экскурсовода; в) подготовку к экскурсии учащихся.

Организация и методическая подготовка экскурсовода обеспечивается классным руководителем.

Организация целенаправленной деятельности учащихся по подготовке к сознательному выбору профессии. Это направление профориентационной деятельности предполагает вовлечение школьников в разнообразные виды учебного труда, стимулирование их познавательных возможностей, самопознания и самовоспитания.

Формирование познавательной активности учащихся зависит прежде всего от постановки преподавания учебных предметов в школе. На этом участке профориентационной работы классный руководитель должен действовать в тесном контакте с учителями-предметниками. Он выявляет, и поддерживает интересы школьников к различным учебным предметам, пробуждает их активность в познании заинтересовавшей их области знания. Классный руководитель добивается, чтобы каждый его воспитанник активно участвовал во внеурочных видах деятельности, в работе того или иного школьного кружка, детской технической станции, в группах по интересам и углубленному изучению отдельных учебных предметов (факультативах) и т. д. С этой целью им совместно с учителями-предметниками и комсомольским активом намечаются пути развития склонностей каждого ученика, определяется его участие в указанных выше видах деятельности, оказывается помощь в выборе дела по душе, а соответственно в развитии профессиональных интересов, склонностей и способностей.

Формирование интересов и склонностей учащихся. В советской психологической науке интерес рассматривается как избирательная и познавательная форма направленности на предмет. Истоки интересов лежат в общественной жизни. Все, что представляет для человека интерес, почерпнуто им из объективной действительности. В этой связи формирование интересов учащихся должно осуществляться в деятельности, в реальных условиях их жизни.

По своей направленности интересы учащихся могут быть самые разнообразные: художественные, спортивные, технические, познавательные. Интересы приобретают характер склонности в том случае, если школьник усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности. Понятие склонности взаимосвязано с понятием интереса. Если познавательный интерес определяется как направленность на предмет, то склонность — как направленность на занятие определенным видом деятельности. Внешне склонности проявляются в успешном выполнении этой деятельности, положительной эмоциональной реакции на нее, в готовности видеть ее в качестве основной, ведущей.

Для оказания помощи школьнику при выборе профессии важнейшая задача классного руководителя и учителей-предметников, которая решается в процессе всей учебно-воспитательной работы, — это формирование у него склонностей и познавательных интересов к определенному виду труда в соответствии с избираемой профессией. Это в первую очередь достигается привлечением учащихся к кружковой работе.

Рекомендуя тот или иной кружок учащемуся, педагог должен соотнести преобладающие у него интересы с одним из типов профессиональной деятельности. На занятиях в кружках школьники обсуждают с руководителем кружка свои возможности в развитии специальных навыков и умений, получают квалифицированный совет по дальнейшему углублению и расширению знаний, уточняют пути реализации планов выбора профессии.

Классному руководителю следует приобщать старшеклассников к занятиям на факультативах, малых факультетах институтов, в проблемных и научных лабораториях при институтах; привлекать их к посещению тематических лекций по различным областям знаний при лекториях Домов культуры; к оформлению предметных кабинетов и дежурств в них; учить подбирать целенаправленно научно-популярную литературу; целесообразно организовать экскурсию в политехнический музей, провести конкурсы «Юный конструктор», «Юный техник», «Умелые руки» (совместно с руководителями кружков).

Важным условием развития склонностей учащихся в профессиональной деятельности являются занятия в межшкольном учебно-производственном комбинате.

В УПК школьники осуществляют трудовую деятельность на широкой политехнической основе, где обеспечивается соединение обучения с производительным трудом формируются устойчивые интересы к осваиваемому виду деятельности. При рекомендации профиля трудового обучения классному руководителю следует учитывать то, что рабочая профессия в ряде случаев должна рассматриваться как родственная избранной учащимся дальнейшей профессиональной деятельности [5, 166].

2. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ

2.1 ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ТРУДА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве, новые техника и технология предъявляют все более высокие требования к труженикам сельского хозяйства. Они должны обладать определенной подготовкой, чтобы уметь правильно эксплуатировать новые средства, полностью использовать их возможности и, кроме того, иметь такой уровень знаний, который бы позволял им принимать участие в совершенствовании производства.

С изменением технической базы и технологии сельскохозяйственного производства происходят изменения и в профессиональной структуре работников сельского хозяйства. Ликвидируются многие профессии, связанные с тяжелым физическим трудом, появляются новые, в содержании труда которых преобладают механизация и автоматизация производственных процессов.

Так, на молочной ферме при ручном труде почти все работы по обслуживанию скота выполняла доярка-скотница. Но вот на ферме смонтировали доильную установку с молокопроводом, применили тракторный кормораздатчик, механизировали уборку навоза. Тогда в этих условиях потребовалось разделить труд: доение коров поручить оператору машинного доения, кормление животных — кормачу-механизатору, уборку навоза — скотнику. Такое разделение обязанностей создало условия для лучшего использования машин и механизмов на ферме, позволило повысить мастерство каждого работника, сделать совместный труд более производительным.

В земледелии до недавнего времени тракторно-полеводческая бригада производила все работы по выращиванию и уборке урожая. Теперь во многих хозяйствах, где есть соответствующие специализированные машины, такие работы, как заготовка, приготовление и внесение удобрений в почву, выполняют специализированные производственные единицы — механизированные хозрасчетные бригады [4, 112].

Разграничиваются обязанности и между механизаторами. Сейчас для хозяйств, где применяют индустриальные методы производства, привычными стали такие профессии, как мастер-наладчик, токарь, слесарь-сантехник, электрик, электро- и газосварщик, оператор комплекса, бульдозерист, скреперист, лаборант и т. д. Появление новых профессий — закономерное следствие перевода сельскохозяйственного производства на индустриальную основу. Сельскохозяйственное производство — отрасль, имеющая свои особенные, специфические условия, связанные с сезонностью работ и разными природными условиями в различных регионах страны.

В сельском хозяйстве рабочий период и время производства зачастую не совпадают. Так, время производства озимых хлебов продолжается почти год, а рабочий период при современном уровне механизации их возделывания длится около месяца. Производство продуктов земледелия характеризуется исключительной сезонностью. Отдельные работы надо выполнять в строго определенные и ограниченные сроки. Для этого нужны десятки и сотни разнообразных машин и механизмов, причем специальных для различных культур и технологических операций.

В отличие от промышленности, где на каждом предприятии вырабатывают определенный вид продукции, в сельском хозяйстве на одной и той же земле производят разнообразные виды продукции. Если в промышленности рабочий имеет свое постоянное место у одного и того же станка или агрегата и выполняет более или менее определенный комплекс операций, то в сельском хозяйстве механизатор в течение года многократно меняет агрегаты: весной он работает с плугами, культиваторами и сеялками; летом — с пропашными, сенокосными, силосоуборочными и другими машинами; осенью — с различными уборочными агрегатами, плугами и транспортными средствами; зимой он занят на ремонте техники, перевозке кормов, удобрений и других материалов.

Все это показывает, что наряду с профессиями и специальностями, которые носят узкопрофильный характер, больше появляется профессий, сочетающих в себе несколько специальностей.

Механизация процессов сельскохозяйственного производства не исключает физический труд, но коренным образом меняет его содержание: основную роль начинают играть не только сноровка, но и технические, агрономические, зоотехнические и экономические знания, профессиональное мастерство.

Значительную роль играет и четкая организация сельскохозяйственного труда и производства [1, 152].

2.2 СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕЛЬСКИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ТРУД В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В настоящее время в сельскохозяйственном производстве насчитывается более 100 рабочих профессий, по которым осуществляется подготовка рабочих в сельских общеобразовательных школах и сельских ПТУ. Профилирующие профессии сельскохозяйственного производства распределяются следующим образом.

Основой профессиональной ориентации сельских школьников является общеобразовательная подготовка в объеме средней общеобразовательной школы, политехническое и профессиональное обучение, в процессе которых учащиеся получают необходимые знания и умения, у них формируются понятия о едином народнохозяйственном комплексе страны, о роли сельскохозяйственного производства в жизни общества, о характере труда и основных профессиях сельскохозяйственного производства. Процесс обучения и воспитания сельских школьников должен быть органически связан с жизнью села, практикой земледельцев и животноводов. В старших классах сельской средней школы осуществляется профессиональное обучение по сельскохозяйственным профессиям, Это позволяет учащимся с раннего возраста познавать красоту сельскохозяйственного труда, полюбить землю и людей, работающих на ней.

В начальных классах в процессе обучения школьников в доступной форме знакомят с окружающим сельскохозяйственным производством, пробуждая интерес к нему, формируя убеждение в том, что труд в нашем обществе является гражданским долгом и потребностью советского человека.

Большими возможностями для проведения профориентационной работы на этом этапе располагают уроки ознакомления с окружающим миром, трудового обучения, природоведения, чтения. Первоначальные знания, трудовые умения и навыки учащиеся углубляют и развивают в дальнейшем при обучении в последующих классах. Программы обучения в средних и старших классах предусматривают ознакомление школьников с техникой, технологией, экономикой и организацией сельскохозяйственного производства и его основными профессиями.

Для успешного решения задач профессионального просвещения учащихся сельских школ необходимы: глубокое изучение природоведения, ботаники, зоологии, биологии; качественное выполнение работ, предусмотренных программой по сельскохозяйственному труду на школьном учебно-опытном участке, полях и фермах сельскохозяйственных предприятий; участие в общественно полезном, производительном труде, в работе кружков, в экскурсиях на сельскохозяйственные производственные предприятия, в научно-исследовательские институты, на опытные станции, во встречах с передовиками и новаторами сельскохозяйственного производства.

Основы курсов физики, математики, литературы, общественных дисциплин располагают большими возможностями формирования у школьников мотивов выбора профессий сельскохозяйственного производства. Задача учителей-предметников состоит в том, чтобы творчески использовать эти возможности и применять разнообразные формы и методы профориентационной работы в процессе учебной и внеклассной деятельности учащихся.

Учитывая, что большинство оканчивающих среднюю школу включаются в непосредственную трудовую деятельность, работа п'о профориентации с учащимися IX—Х(Х1) классов должна носить углубленный и конкретный характер и подкрепляться участием школьников в общественно полезном, производительном труде. Это может быть работа школьников в мастерских, учебных комбинатах и лабораториях, на учебно-опытных участках, в составе ученических производственных бригад, в лагерях труда и отдыха.

В процессе профориентационной работы учащимся следует показать, что для тружеников сельского хозяйства у нас в стране делается многое, чтобы улучшить условия их труда и быта.

Наряду с общими сведениями о состоянии и путях развития сельского хозяйства, получаемыми школьниками во время политинформаций, бесед, встреч, значительное место должно занять ознакомление с различными профессиями, особенно с теми, которые необходимы для данного экономического района. При этом важно разъяснить учащимся следующее: содержание труда, требования профессии к человеку и возможности творческого проявления личных качеств; условия труда, его организация и оплата.

Большая роль в работе по ориентации сельских ребят на профессии сельского хозяйства отводится школьному кабинету профориентации.

В профессиональном просвещении учащихся большую роль играют такие внешкольные мероприятия, как «Вечера защиты профессий» и «Фестивали профессий», которые проводятся совместно с представителями базовых хозяйств. В проведении этих мероприятий активное участие должны принимать комсомольские организации колхозов, совхозов и школ [3, 112].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в нашей стране, в условиях бурного научно-технического и социального прогресса на одно из первых мест выдвигается проблема подготовки и воспитания всесторонне развитого человека, труженика, способного в условиях возрастающего материально-технического уровня производства работать с максимальной пользой для общества.

В решении этой задачи важное место принадлежит профессиональной ориентации молодежи — системе государственных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно и осознанно выбрать профессию в соответствии со своими личными интересами и способностями и с учетом потребностей общества. Осознанный выбор профессии — одно из важнейших условий развития самой личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере своих способностей. Правильно выбранная молодым человеком профессия позволяет ему занять именно свое место в профессиональной структуре общества, с наибольшей эффективностью (материальной и моральной) применять свои знания, умения и навыки.

Работа по профессиональной ориентации в школе проводится начиная с младших классов. Школа обеспечивает высокий уровень общего образования учащихся, воспитывает у них моральную готовность трудиться, формирует начальные трудовые и профессионально важные навыки, т. е. создает основу для сознательного выбора профессии. В профориентационной работе активное участие принимают родители, работники различных отраслей народного хозяйства, средства массовой информации.

Наибольшими возможностями подготовки учащихся к выбору профессии располагает трудовое обучение. Именно на уроках трудового обучения у школьников формируются первоначальные трудовые и некоторые профессиональные умения и навыки, проверяется практическая пригодность к тому или иному виду трудовой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 2004.

    Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 2003.

    Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2004.

    Профессиональная ориентация учащихся / А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов; Под ред. А.Д. Сазонова. М.: Просвещение, 2001.

    Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М.: просвещение, 1996.

Приложение

ПРОФЕССИОГРАММА

профессии агронома

Общая характеристика профессии, ее значение

Агроном — специалист сельского хозяйства с высшим образованием, обладающий всесторонними знаниями преимущественно в области земледелия и растениеводства. В современных условиях агроном — организатор и технолог производства, указания которого подлежат обязательному исполнению.

Содержание профессии агронома постоянно развивается. С 90-х гг. из агрономической специальности выделилась зоотехническая, инженерная, а затем наряду с агрономами широкого профиля вузы страны стали готовить агрономов-полеводов, агрономов-плодоводов, агрономов-овощеводов, агрономов-луговодов и т. д.

Агроном — это один из многочисленных отрядов специалистов сельского хозяйства. Привлекательность труда агронома прежде всего в его творчестве, широком общении с природой, в возможностях наблюдать за жизнью растений, экспериментировать с ними. Свои планы и идеи агроном проводит в жизнь с помощью коллектива, поэтому общительность — неотъемлемая черта этого специалиста.

Агроном — профессия, в которой соединены пристрастность садовода, дальновидность врача, творческое вдохновение педагога.

Агроном — одна из наиболее почетных профессий сельскохозяйственного производства. Внимание партийных, советских и хозяйственных органов к вопросам развития сельского хозяйства делают ее еще более значимой.

Описание трудового процесса. Выполняемая работа

Агроном — профессия в основном умственного труда. Основные функции агронома в хозяйстве — технологическая, управленческая, педагогическая и исследовательская.

В содержание агрономической функции входят: разработка технологических карт по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур, создание условий рационального использования земли и строгого соблюдения севооборотов, обеспечение проведения всех сельскохозяйственных работ в растениеводстве (пахота, посев, междурядная обработка почвы, уборка и т. д.) в строгом соответствии с правилами агротехники и прогрессивной технологии; разработка карт состава почвы, засоренности полей, баланса питательных веществ в почве; подготовка инструкций, предложений и распоряжений агротехнического характера.

В содержание управленческой функции агронома входит организация труда работников растениеводства, планирование текущей работы производственного коллектива, проведение инструктажей, подготовка и проведение в жизнь распоряжений по вопросам организации труда, организации помощи производственным подразделениям.

В содержание педагогической функции агронома входит обучение работников растениеводства агрономически правильному труду, пропаганда достижений современной агрономической науки и передового сельскохозяйственного опыта, воспитание членов трудовых коллективов. Он формирует технологию труда и ее организацию.

Агроном — проводник науки в хозяйстве, ее популяризатор. На конкретных опытах в хозяйстве он проверяет влияние различных факторов на урожайность сельскохозяйственных культур (количества влаги, тепла, минеральных и органических удобрений, сроков проведения работ, способов обработки почвы и т. д.). Агроном проводит проверку новых технологий, сортов растений и приемов обработки. С каждым годом возрастает важность исследовательских умений и навыков, так как наличие их является первым условием развития у агронома увлеченности своим делом. Именно эти профессиональные качества позволили многим агрономам внедрить новые виды обработки почвы, вывести новые сорта растений, повысить эффективность использования земли, техники и трудовых ресурсов.

Требования профессии к личности

Агроном прежде всего должен обладать такими свойствами личности, как инициативность, творческое отношение к труду, чувство ответственности за принятые решения и эмоциональная устойчивость. Агроному часто приходится на основе наблюдений и тщательного анализа происходящих в природе изменений принимать экстренные решения.

Высокие требования предъявляются к наблюдательности и мышлению агронома. Ему необходимо постоянно наблюдать за жизнью растений, происходящих биологических и метеорологических изменениях и на основе, научных данных и своих наблюдений принимать правильные решения о сроках обработки почв, технологии проведения работ. Он должен иметь хорошо развитые сенсорные умения: различать и распознавать изменения степени влажности и состояния растений, температурных и атмосферных колебаний, воздухонепроницаемости почвы и т. д,

Постоянная работа с людьми требует наличия у агронома определенных педагогических способностей. Он должен уметь планировать и организовывать труд механизаторов, полеводов и свой собственный труд в соответствии с заранее поставленными целями, особенностями создавшейся ситуации; уметь убеждать и воздействовать на разум, чувства и волю других людей, пробуждать у них интерес к работе и инициативу, поддерживать высокий морально-психологический настрой в коллективе. Он должен уметь устанавливать правильные взаимоотношения в трудовых коллективах; быть чутким и внимательным к людям, с пониманием относиться к потребностям и интересам работающих с ним людей.

К обучению по этой профессии принимают юношей и девушек, не страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем, костно-мышечной системы. Противопоказаниями для этой профессии являются также хронические заболевания почек, мочевыводящих путей, частью обострения язвы желудка, печени, желчных путей. Нельзя также обучаться этой профессии лицам, страдающим бронхиальной астмой, стойким слезотечением, хроническим язвенным блефаритом, пониженным цвето- и светоошущением, заболеваниями кожи.

Разрешается обучать профессии агронома лиц при остроте зрения с коррекцией (в очках) не выше 4,0 Д; при деформации позвоночника и грудной клетки без значительного нарушения статики; со стойким понижением слуха на оба уха (шепотная речь — не меньше 2 м) и других отоларингологических заболеваниях.

Поступающие на учебу по профессии агронома должны любить природу и иметь прочные знания по химии, биологии, ботанике, природоведению, физике, математике и другим дисциплинам.