Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в национальной школе (работа 1)

Оглавление

Введение

Глава 1. Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в национальной школе

1.1. Организация внеклассной работы по русскому языку

1.2.Значение внеклассной работы

1.3. Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку

1.4. Принципы организации внеклассной работы по русскому языку

1.5. Содержание внеклассной работы по русскому языку

1.6. Формы и виды внеклассной работы по русскому языку

Глава 2. Методика проведения внеклассных мероприятии

2.1.Кружок как один из видов групповой внеклассной работы

2.2.Олимпиады по русскому языку

2.3.Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы

Заключение

Литература

Приложение

Введение

В настоящее время русский язык связывает воедино народы, проживающие в России: на русском языке происходит общение носителей разных национальных языков. В связи с этим одной из важнейших проблем в условиях национально –русского двуязычия является проблема координации содержания и системы обучения родному и русскому языкам.

Придавая большое значение вопросам функционирования родного языка и обучения ему, нельзя допускать недооценки русского языка как средства общения.

В совершенствовании преподавания русского языка в национальной школе, в вооружении нерусских уча­щихся прочными знаниями по русскому языку, в при­витии им прочных речевых умений и навыков (практи­ческой русской речи) наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку. Хорошо организованная и систематическая внекласс­ная работа дает возможность, с одной стороны, за­креплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фак­тами языка, которые не изучаются на уроках, но зна­ние которых необходимо в речевой практике. Она создает благоприятные условия для речевой практики: ученик упражняется в русской речи по мере своих сил и возможностей при активной помощи учителя и товарищей. Создаваемая на внеклассных занятиях русская речевая микросреда подготавливает учащихся к речевой деятельности на русском языке в естествен­ных условиях. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов уча­щихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На вне­классных занятиях учащиеся выходят за тесные рам­ки учебников, приобретают многие жизненно необ­ходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке.

Цель данной работы – показать, что хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у нерусских учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников.

Задачи работы:

- выявить целей и задачи, внеклассной работы-

- определить содержание внеклассной работы

- рассмотреть методические приемы проведение внеклассных мероприятий

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в национальной школе

1.1. Организация внеклассной работы по русскому языку

В Основных направлениях реформы общеобразова­тельной и профессиональной школы сказано: «Свобод­ное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения»[2, 54]. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку — различного типа уроков, факульта­тивных занятии, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию[8, 114].

Внеклассные занятия должны расширять лингвисти­ческий кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому на­роду и интерес к его языку, должны прививать уча­щимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литерату­рой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

К специфическим принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимо­связи классных и внеклассных занятий, научной углуб­ленности, практической направленности, занимательно­сти, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития твор­ческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку.

Повышению интереса к внеклассной работе способ­ствует занимательность. «Занимательность (но ни в коем случае не развлекательность) внеклассных заня­тий, — пишет Н. М. Шанский, — должна быть лишь пе­дагогическим средством, но не целью работы»[10,66]. Зани­мательность внеклассной работы связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы, с ис­пользованием ТСО и наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фак­тов.

Принцип равного права на участие во внеклассной работе всех учащихся требует сугубо индивидуального подхода к каждому ученику, оказания максимальной помощи, подбора специальных заданий, упражнений, форм работы для слабо владеющих русской речью.

Во внеклассных занятиях должны широко исполь­зоваться межпредметные связи. Такие связи осуще­ствляются между русским и родным языками, русской и родной литературами. Можно использовать также знания, полученные на уроках иностранного языка, истории, географии. Например, учащиеся могут подготовить сообщение о порядке слов в предложении рус­ского и изучаемого иностранного языка, о роде заим­ствованных существительных и т. д. Знания по истории могут быть использованы в сообщениях о происхожде­нии письменности, книгопечатания, о заимствованных словах. Межпредметные связи способствуют как более прочному усвоению знаний и умений, так и активиза­ции естественной речевой деятельности школьников.

Для стимулирования речевой активности учащихся и обогащения их речи весьма полезно посещение кино, театра, прослушивание радио- и телепередач, чтение га­зет и журналов на русском языке.

Содержание внеклассной работы определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. Обычно их интересуют та­кие вопросы, как возникновение русского языка, его развитие и роль в современном мире, языки мира, обра­зование слов и их этимология. Эти внепрограммные во­просы могут быть включены во внеклассные занятия для учащихся старших классов.

В школьной практике сложились определенные фор­мы внеклассной работы, которые успешно используют­ся и в работе с нерусскими учащимися. Они делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Одни из них являются постоянно действующими, другие — эпизоди­ческими [7, 138].

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материа­ла, подлежащего изучению. Именно поэтому глав­ная задача внеклассной работы - развитие у школьников инте­реса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный ин­терес является основным внутренним мотивом обучения, по­этому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Интерес, по мнению методистов, - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей же­лание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим пред­метом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в лю­бознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке»[1,4]. У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Выделяются три уровня познавательного интереса. Элементарным уровнем принято счи­тать «открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке»[11,97]. Более высоким считается интерес к по­знанию существенных свойств предметов и явлений. Этот уро­вень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догад­ками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным свя­зям, к выявлению закономерностей, установлению общих прин­ципов явлений, действующих в разных условиях.

Опытный учитель всегда может установить, на каком уровне в настоящий момент находится познавательный интерес каж­дого ученика. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с кото­рой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологической, описательно-поисковой или творческой. Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, учитель развивает познавательный интерес школьника.

Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

1) воспитание коммуникативной культуры школьников;

2) расширение и углубление запаса знаний учеников и фор­мирование лингвистической компетенции;

3) выявление и поддержка лингвистически одаренных уча­щихся;

4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, сла­боуспевающих по русскому языку;

5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приоб­ретении знаний[5,98].

Являясь важной со­ставной частью методики обучения русскому языку, внекласс­ная работа не может не основываться на методических прин­ципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т. д. Общеизвест­но, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных заняти­ях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоя­тельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников.

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятель­ная работа ученика. Однако все эти методы используются в не­принужденной обстановке, что создает атмосферу большой за­интересованности в работе.

Формы организации внеклассной работы по русскому язы­ку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олим­пиады и т. д. Многие из этих форм к настоящему времени пере­стали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-конферен­ции, уроки-сказки и т. д., апробированные сначала во внекласс­ной работе по предмету.

Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному. Это и эпизодические мероприятия, проводимые в от­дельных классах, и общешкольные мероприятия, и система­тические занятия, например, кружка, клуба. Следует заметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес низшего уровня, инте­рес к факту мероприятия, а не к предмету. Поэтому эффектив­ность такой работы сравнительно мала. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между со­бой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку, когда учитель отбира­ет для работы с учащимися материал по какому-то одному раз­делу языка, более или менее обширному, в соответствии с воз­растом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом. Для 5 классов, например, интересными и полезными являются дополнительные сведения по лексике и фразеологии, для 6-7 классов - по грамматике, для старших классов - по стилистике. Это деление, конечно, условно: вся­кий учитель умело отбирает языковой материал, доступный лю­бому возрасту. Важно в принципе решить, какой именно раз­дел лингвистики будет углубленно анализироваться во внеклассной работе.

Вопрос об организации внеклассной работы в школе решает­ся на методическом объединении учителей-словесников, где и выбирается тема, по которой будет вестись работа в учебном году, составляется план, в котором перечисляются планируемые мероприятия по классам, сроки их проведения и ответ­ственные за выполнение.

Традиционными стали в школах Дни, Недели и Де­кады русского языка. Такие мероприятия являются итогом внеклассной работы, проведенной за год. Подготовка Недели (Декады) ведется в течение длительного времени, ее тема и со­держание обсуждаются и утверждаются на заседании методи­ческого объединения учителей. Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в ко­торый входят, кроме ведущих учителей-словесников, учащие­ся, проявляющие большой интерес и активность во внекласс­ной работе по языку. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика от каждого класса. Тогда будет обеспечена гласность при подготовке к Неделе и при ее проведении.

Успешно проходят в школе смотр лингвистических газет и лингвистический КВН. Эти мероприятия включаются обычно в программу Недели русского языка по желанию самих учащихся.

Открывается Неделя русского языка каждый год по-разно­му. Это может быть устный журнал, научно-практическая кон­ференция, викторина, утренник, конкурс. Выбор мероприятия зависит от темы Недели. Так, Неделю орфографии уместно на­чать с конкурсного диктанта повышенной трудности с шуточ­ным содержанием или с конкурса грамотеев. Неделю русской диалектологии можно открыть утренником, на котором будут инсценированы фрагменты русских народных сказок, прочи­таны отрывки былин, другие фольклорные и местные диалек­тологические материалы. Неделю этимологии можно открыть конференцией о происхождении русских слов или викториной, в которую включить забавные истории о происхождении слов, лингвистические казусы и парадоксы. Желательно не повто­рять темы Недели в течение нескольких лет, чтобы одни и те же учащиеся, переходя из класса в класс, изучали новые раз­делы языка. Тематика Недель очень обширна. Даже пример­ный перечень может быть значительным: фонетика, лексика (топонимика, ономастика, терминология, этимология и др.), фразеология, орфография, пунктуация, грамматика (морфоло­гия, синтаксис), культура речи, стилистика, лингвистика тек­ста и т. д.

Систематически и планомерно осуществляемая вне­классная работа по русскому языку имеет большое об­разовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.

1.2. Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку

Внеклассная работа по русскому языку в нацио­нальной школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка,— обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает пополнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирова­ние умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе русского языка, привитие орфографических и пунктуационных навыков и т.д. Это единство целей делает внеклассную работу серьезным дополнением к урокам русского языка.

Целью внеклассной работы определяются ее конк­ретные образовательные и воспитательные задачи, основными из которых являются:

1) закрепление программного материала по русско­му языку;

2) углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;

3) развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;

4) формирование первичных орфоэпических, орфо­графических к пунктуационных навыков;

5) пробуждение и поддержание интереса к изуче­нию русского языка;

6) воспитание интереса к чтению книг на русском языке, формирование первоначальных умений рабо­тать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;

7) развитие индивидуальных способностей уча­щихся;

8) воспитание чувства патриотизма, формирование интернационалистского сознания, развитие нравствен­ного и эстетического идеала и т. д., которые в сово­купности составляют сущность воспитания учащихся.

Перечисленные задачи внеклассной работы по русскому языку могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принци­пов ее организации и при удачном определении ее содержания.

1.3. Принципы организации внеклассной работы по русскому языку

В основе организации внеклассной работы по рус­скому языку в национальной школе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принци­пы научности, доступности, систематичности и после­довательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемствен­ности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержа­ние, с другой — формы, виды и методы проведения внеклассной работы по русскому языку. Основными из них являются следующие:

Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершен­ствует речевые навыки учащихся. Подобно урокам русского языка, внеклассные мероприятия по русскому языку должны способствовать привитию навыков практической русской речи. С этой целью необхо­димо создавать во внеклассной работе благоприятные условия для речевой практики.

Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении языков, материала и в выработке речевых навыков.

Принцип учета индивидуальных интересов и спо­собностей учащихся. Согласно этому принципу содер­жание внеклассной работы должно составлять в пер­вую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребное как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим спо­собностям.

Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания инте­реса к внеклассной работе. Занимательность дости­гается главным образом путем использования мате­риалов занимательной грамматики — игр, шарад, ре­бусов, загадок, а также путем широкого привлече­ния средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уча­щихся, развивает у них любознательность, это увле­ченность выполняемой работой. Для учащихся началь­ных классов занимательно все то, что имеет прак­тическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком.

Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к внеклассной работе поддержи­вается не только содержанием проводимых меро­приятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необыч­ностью формулировки тем занятий, формы препод­несения языкового и речевого материала. Чем разно­образнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.

Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.

Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.

Принцип массовости. С учетом того, что участие во внеклассной работе по русскому языку благотворно сказывается на развитии речи учащихся, ускоряет процесс практического овладения ими русским язы­ком, желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возмож­ность их участия во внеклассной работе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.

Таковы основные методические принципы орга­низации внеклассной работы по русскому языку, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех этой работы.

1.4. Содержание внеклассной работы по русскому языку

Одним из центральных вопросов организации вне­классной работы по русскому языку является опре­деление ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, из­учаемого по программе.

Наряду с этим на внеклассных занятиях можно рассматривать и такие вопросы, которые непосред­ственно не связаны с программой по русскому языку, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их лингвистического кругозора.

Таким образом, содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга вопросов: 1)вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку и способствующие привитию практи­ческих навыков русской речи; 2) вопросы, не связан­ные с учебным материалом, предусмотренные про­граммой, способствующие расширению общего кругозора учащихся, представляющие дополнительный ма­териал для речевой тренировки на русском языке.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского язы­ка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках, но в целях пробуждения у уча­щихся интереса к ним формулируются они несколько иначе, например: «Сколько слов в русском языке?» (беседа о словарном богатстве русского языка, ко­торую можно проводить в III или в IV классе), «В мире слов», «В музее слов» (беседы о происхождении слов), «Как рождаются новые слова?», «Кладовые слов» (беседы о словарях), «Можно ли сломать язык?» (бе­седа об артикуляции русских звуков), «Звуковые за­коны» (беседа об орфоэпических нормах русского языка), «Пульс слова» (беседа о словесном ударении), «Молчаливые буквы» (беседа о функциях букв ъ и ь), «Можно ли усвоить правописание всех слов?» (бесе­да об орфографическом словаре), «Как делаются слова?» (беседа о способах словообразования в рус­ском языке), «Кто или что?» (беседа о существительных одушевленных и неодушевленных), «Все растет из корня» (беседа об однокоренных, или родственных, словах) и др. Беседы на перечисленные и подобные темы сопровождаются выполнением упражнений и за­даний, способствующих привитию практических навы­ков употребления рассматриваемого языкового мате­риала в речи.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встре­чаются. Поэтому ученики не только старших, но и младших классов с интересом слушают беседы на темы: «Как люди научились говорить?», «Почему люди говорят на разных языках?», «Русский язык на земном шаре», «Как люди научились писать?», «Язы­ки и народы», «Говорят ли животные?» и др.

Тематика вопросов обеих групп может быть очень разнообразной. В выборе и подаче этого разнообраз­ного материала должно быть чувство меры, дик­туемое возрастными особенностями учащихся. Разу­меется, в начальных классах можно сообщить только те сведения, которые доступны учащимся 6—9-лет­него возраста. Сведения по некоторым темам могут быть даны в несколько приемов, в разных классах.

В та­ком случае каждая последующая информация будет шагом вперед в раскрытии содержания рассматри­ваемого вопроса. Например, беседы из циклов «В мире слов», «В музее слов», «Почему мы так говорим?», «Правильно ли мы говорим?» могут проводиться во всех классах и не один раз в каждом классе, но со­держание этих бесед каждый раз должно быть новым.

Подбор конкретного языкового и речевого мате­риала к каждому очередному внеклассному меро­приятию должен осуществляться на основе принципа практической направленности, т. е. работа с этим материалом должна способствовать привитию нерус­ским учащимся навыков практической русской речи.

1.5. Формы и виды внеклассной работы по русскому языку

В отличие от уроков внеклассная работа по рус­скому языку характеризуется многообразием форм и видов.

Выделяются следующие формы внеклассной ра­боты: по способу подачи языкового материала — устные и письменные; по частоте проведения — сис­тематические (постоянные) и эпизодические (разо­вые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Во внеклассной работе по русскому языку преоб­ладают, особенно в младших классах, устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей развития в первую очередь устной речи.

К письменным формам внеклассной работы по рус­скому языку относятся стенная газета, листки рус­ского языка, стенды. Все они характеризуются мас­совостью: вывешенные на видном месте, они стано­вятся достоянием учащихся всей школы. Все остальные виды внеклассной работы по рус­скому языку проводятся в устной форме. По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, груп­повыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы от­носятся; заучивание наизусть стихотворений и про­заических отрывков, работа над ролью (при подго­товке инсценировок к утреннику), подбор языкового материала (эта работа выполняется преимущественно в письменной форме), чтение детских книг, сказок на русском языке и некоторые другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу под­готовительным этапом к проведению групповых и. массовых внеклассных мероприятий.

К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, экскурсии (в библиотеку, на природу, на производство и т. д.), викторины и некоторые другие. Среди них наиболее приемлемым видом работы на начальном этапе обучения русскому языку является работа в кружке.

К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги, праздник поэзии), выставки (например, выставка детских книг, выставка лучших тетрадей, детских рисунков), кон­курсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, на лучшего чтеца), радиопереда­чи на русском языке, олимпиады, дни русского языка, кукольный театр и некоторые другие.

Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие — эпизодически, один-два раза в год. Например, регулярно — один раз в две недели — проводятся занятия кружка русского языка; регулярно — раз в месяц — выпускаются лист­ки русского языка и стенная газета; ежедневно или один-два раза в неделю организуются передачи по школьному радио на русском языке. Такие массовые виды внеклассной работы, как утренник русского языка, праздник поэзии (или другие праздники), выставка лучших тетрадей, конкурсы, проводятся обычно эпизодически, один-два раза в год.

Все перечисленные и другие индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы по русскому языку тесно связаны между собой. При планировании внеклассной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику под­готовки тех или иных видов мероприятий. Планировать работу следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время обеспечивала их равномерную, регулярную работу над овладением русским языком в течение всего периода обучения в школе.

Глава 2. Методика проведения внеклассных мероприятий

2.1. Кружок как один из видов групповой внеклассной работы

Среди разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку (часы занимательной грамматики, вечера, лингвистические газеты и бюллетени, праздники русского языка, лекции, беседы, конкурсы, олимпиады и т.п.) кружок по праву занимает ведущее положение. Хотя в старших классах кружок может рассматриваться в рамках “клуба по интересам”.

Кружок – основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка, как правило, составляют школьники, интересующиеся русским языком. Количество кружка обычно не бывает меньше 10-ти человек и не более 20-ти.

Кружок относится к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся.

Созданию кружка русского языка должен предшествовать более или менее длительный подготовительный период, во время которого с учениками проводятся беседы, для них устраиваются выставки научно-популярных книг по русскому языку, выпускаются газеты и бюллетени, организуются часы занимательной грамматики и т.п.

Созданию кружка могут предшествовать также массовые формы внеклассной работы: вечера русского языка, олимпиады, различные конкурсы и т.п., организуемые для старших по возрасту школьников.

Агитационной цели организации различных форм внеклассной работы, и прежде всего созданию кружка служат также первые уроки в начале учебного года, которые отводятся для бесед о русском языке. Все это дает возможность приоткрыть перед школьниками богатый мир русского слова, показать на конкретных примерах отличие работы на уроке в во внеурочное время, дать понятие о том, какими будут кружковые занятия (занятия клуба по интересам – лингвистического профиля).

Что касается периодичности занятий, то в практике кружковой работы сложилась традиция проводить занятия кружка раз в две недели. Однако, чем моложе ученики, тем меньше должны быть перерывы между занятиями. Здесь берется меньший объем материала для одного занятия, время его более ограничено, задания для самостоятельных наблюдений невелики и не столь сложны (хотя уровень сложности каждый учитель выбирает сам в зависимости от общей подготовленности, уровня знаний детей группы, наличия общего интереса).

Вопрос о содержании кружковой работы является наиболее острым и сложным. В связи с тем, что деятельность этой формы внеклассной работы рассчитывается, как правило, на целый учебный год, перед учителем возникают разные проблемы: чем будут заниматься ученики, должны ли занятия подчиняться одной теме или допускается разнообразие тематики, какой должна быть связь с обязательной программой.

Кроме участия в занятиях кружка, где проводятся наблюдения над фактами языка, решаются задачи и выполняются другие различные упражнения, ученики выполняют небольшую самостоятельную работу по какой-то индивидуально выбранной теме. О своих наблюдениях ученики сообщают на занятиях, а наиболее интересные доклады читают и в более широкой аудитории.

Ученики VII – VIII классов имеют возможность участвовать в работе микрокружка, где изучаются особенности языка того или иного автора или отдельного произведения.

Занятия кружка, проводимые в определенной последовательности, предполагающие нацеленность и завершенность работы, требуют непременного планирования. В плане работы кружка обычно указывается последовательность тем, примерные формы и методы работы по каждой из них, виды самостоятельных заданий на период между занятиями кружка, сроки проведения и ориентировочное количество занятий по той или иной теме.

План конкретного внеклассного занятия может содержать подробное описание всего хода работы и должен предусматривать не только последовательность этапов и виды работы, но и конкретные задания разной степени трудности, которые могут выполняться теми или иными участниками по указанию руководителя кружка и по их собственному выбору.

Занятия кружков с разноплановой тематикой (кружков занимательной грамматики) и кружков, работающих над одной темой, не одинаковы по своей структуре.

Для кружков по занимательной грамматике обязательна опора на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. Теоретическая часть нередко на таких уроках отсутствует. Практические работы (а они являются основой занятия) строятся с учетом имеющихся у школьников знаний, которые в процессе решения задач и выполнения упражнений обогащаются.

При всем разнообразии структуры тематического кружка сохраняются единые требования: систематичность и системность работы, занимательность формы при строго научном содержании, положительный эмоциональный фон, тематическое единство материалов, способствующих познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Кружок любого типа, помимо обычных, будничных занятий, включает и другие: организационное, вводное, итоговое, отчетное занятие[ 5,20].

Основным, наиболее часто встречающимся кружком является Кружок русского языка (или Кружок любителей русского слова).

Такой кружок может касаться любых языковых вопросов. Это позволяет легко подобрать материал, однако следует конкретно определять вопросы, над которыми работает кружок.

Этот кружок является как бы “введением” в науку о языке и, знакомя учащихся с различными аспектами лингвистики, призван пробудить в учащихся глубокий интерес к грамматике, лексике, стилистике и правописанию.

Однако там, где учащиеся уже почувствовали вкус к работе по русскому языку, гораздо целесообразнее вести один из тематических кружков.

Темы для организации кружка русского языка могут быть различными: Кружок культуры речи, Кружок стилистики, Кружок лексики, Кружок любителей русской фразеологии, Кружок этимологии, Кружок диалектологии и топонимики.

Пример: Кружок занимательной грамматики.

На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.

Опыт таких кружков показывает, что занятия можно строить на основе материала, изучаемого в данное время в классе (в этом случае внеклассные занятия являются как бы естественным продолжением учебных занятий), так и независимо от программного материала и времени его изучения.

В первом случае игры-упражнения, шарады, интересные вопросы являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера. Они помогают учащимся глубже осознать текущий материал и убедиться в практической пользе грамматики.

Во втором случае для работы отбирается материал по основным разделам грамматики без учета времени его изучения. Этот путь более широкий.

В занимательной форме можно и повторять пройденное, и закреплять текущий материал, и знакомить с еще не изученными грамматическими темами.

В кружке занимательной грамматики учащиеся работают с большим увлечением. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, интересных задач). Такой кружок не только расширяет и углубляет знания, но и прививает любовь к внеклассной работе, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность.

Однако занятия такого кружка не могут сводится только к грамматическим играм. Материал должен быть подобран таким образом, чтобы каждое занятие обогащало детей новыми знаниями. Поэтому все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или в соответствии с видом работы. Например, одно занятие может быть посвящено употреблению местоимений в речи с подбором различных курьезных случаев, приводящих к двойному смыслу фразы, а другое – литературному редактированию, включающему неверное употребление не только местоимений, но и других частей речи (скажем, деепричастий или таких предлогов, как благодаря)[2, 73].

При разнообразии содержания занятий кружка необходимо разнообразить и формы и методы работы. Стоит учитывать, что, особенно на первых порах, увлекательно построенный рассказ руководителя кружка лучше достигает цели, чем неумелый ученический пересказ. Если материал детям знаком, то занятие заканчивается живой беседой.

Определенное время на занятиях отводится наблюдениям над текстом и упражнениями.

Несомненно велика роль игр на таких занятиях. Игровой момент вносится и в серьезный материал. Это разряжает обстановку, снимает напряжение и повышает интерес на занятиях, несмотря на возраст детей.

Варианты тем для кружков настолько различны, насколько высоко желание к данному вопросу у учителей, ведущих кружки внеклассной работы по русскому языку.

Нельзя не отметить, что перечисленные выше факторы создают очень благоприятную почву для развития непосредственно логического мышления подростков. Задача учителя – строить занятия кружка так, чтобы были задействованы все мыслительные операции обучаемых. Поскольку занятия кружка довольно постоянны и продолжительны во времени, учитель должен использовать различные варианты преподнесения материала и методы работы, обучая детей анализировать, формулировать собственные мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос, слушать собеседника и т.д.

Тематический вечер – это отчет кружка русского языка о своей работе. Но в подготовке и проведении его участвуют не только члены кружка, но и все желающие.

Подготовка вечера делится на 4 этапа:

  1. Выбор темы и девиза.

    Собирание материалов о языке и их отбор в процессе обсуждения.

    Подготовка отдельных номеров (репетиции, работа над произношением).

    Составление программы вечера.

Предположим, что указанный кружок объединяет учащихся старших классов. Это означает, что в подготовке вечера участники кружка максимально самостоятельны. Учитель здесь – старший товарищ и режиссер-постановщик.

Подготовка к вечеру начинается примерно за месяц до намеченного срока.

На одном из заседаний кружка учитель предлагает выбрать тему вечера (она же будет и его названием) и подобрать девиз, раскрывающий смысл того, о чем будет сказано.

Когда кружковцы определились с темой, намечаются основные направления в раскрытии темы и подбор материалов. Ученики приносят различные журналы, газеты, книги, выписки и вырезки, листки календаря и т.п., в которых есть интересные сообщения о русском языке. Отбирается то, что относится к теме, помогает ее понять. Для этого проводится заседание кружка, на котором анализируется все, что собрано детьми.

Когда материалов достаточно, начинается работа над составлением отдельных номеров. Используется накопленный материал, высказывания великих людей о русском языке. Можно инсценировать рассказы, например, “Живая грамматика” Ф. Кривина, подобрать музыку к инсценировкам; отдельно прочитать стихотворения, сделать сообщения “Почему мы так говорим” и т.д.

Перед участниками ставится задача не только рассказать о том, как богат, красив, ярок, силен, точен русский язык, но и показать, что этим языком они свободно владеют.

Как правило, речь кружковцев более правильна и литературна по сравнению с речью остальных ребят. Однако, все равно приходится много работать над тем, чтобы каждое слово произнесенное со сцены, было правильным и выразительным. Особое внимание обращается на фонетическую сторону речи. Ребята прислушиваются к тем, кто владеет орфоэпической нормой; отмечают недостатки в своей речи и в речи окружающих; стараются говорить “как московские дикторы по радио”. Орфоэпии по сравнению с орфографией уделяется очень мало внимания на уроках и в школе. На внеклассных занятиях по русскому языку обязательно восполняется это пробел, так как небрежное отношения к нормам произношения снижает качество речи, ослабляет ее действие, делает менее доходчивой.

Для завершения работы нужно составить программу вечера. Особое значение уделяется тому, как будут расположены номера и как они будут связаны между собой. Чтобы связать номера и составить программу, все участники вечера должны присутствовать на генеральной репетиции (особенно если до этого репетировали в разное время и учащиеся занимались в разные смены).

Инсценировки, веселые сценки, посвященные жизненным ситуациям и вся программа в целом составлялась так, чтобы зрители (те же учащиеся) постоянно чувствовали, что это о них идет речь на сцене, что это их живо касаются все вопросы, поднимаемые в зале.

Закончить вечер можно небольшой викториной “Знаете ли вы русский язык?”, возможны шуточные вопросы. Самые активные кружковцы получают подарки - книги.

Немаловажным моментом при проведении итоговых викторин является то, что такая форма проведения занятий изначально не является тем страшным уроком, на котором ставятся «плохие» и «хорошие» отметки. Игровая форма раскрепощает школьников, освобождает их мышление от формализма, дает возможность ошибаться и не быть наказанными, и в то же время, ненавязчиво «заставляет» школьников всерьез анализировать, вспоминать, обсуждать, вычленять главное, для того, чтобы команда стала победителем викторины.

Можно также сказать, что помимо составления программы вечера, необходимо много времени посвятить обдумыванию его оформления и порядка проведения.

Общий уровень готовности к проведению программы напрямую влияет на интерес ребят к кружковой работе и к русскому языку в особенности.

Сама подготовка к вечеру подразумевает активную разностороннюю мыслительную деятельность как участников, так и организаторов. Здесь ребятам дается больше самостоятельности в выборе форм проведения вечера, составлении программы, подготовки конкурсов, заданий, оформления вечера.

2.2.Олимпиады по русскому языку

Интерес к русскому языку воспитывается всей классной и внеклассной работой по предмету. Немаловажное значение при этом имеет и чувство соревнования, которое неизбежно возникает при организации многих видов работы. Именно таким массовым соревнованием, проводимым в целях популяризации языковой культуры, и могут стать олимпиады. Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы.

Олимпиада может состоять из нескольких туров (2-4).

Например, начиная со школы и заканчивая педагогическим институтом.

Проведение олимпиады позволяет определить, насколько глубоки знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка учащихся.

Такая проба сил, как Олимпиада, несомненно развивает логическое мышление учащихся, расширяя кругозор и повышая интерес к изучению русского языка. В отличие от описанных выше форм внеклассной работы, олимпиада требует огромных сил от школьников, здесь каждый активизирует свои собственные знания и умения.

Учебная олимпиада понимается большинством методистов как «соревнование, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства»[9,53].

Много споров вызывает содержание олимпиад по русскому языку. Часть исследователей считает главным во время олим­пиады обстановку непринужденности, веселья, поэтому пред­лагает в качестве олимпиадных так называемые «шутливые» вопросы, вопросы на сообразительность, не имеющие отноше­ния к науке о языке. Например: «Назовите город, в котором живет один мальчик и 100 девочек». (Севастополь.) Эти воп­росы могут быть уместны на конкурсе смекалистых, на линг­вистическом КВН, а для олимпиады они непригодны, так как не проверяют уровень знаний учащихся. С другой стороны, учи­теля часто используют на олимпиаде задания, дублирующие вопросы и задания, сформулированные в школьных учебниках. В этом случае учащиеся воспринимают олимпиаду как допол­нительный контрольный урок и участвуют в ней неохотно.

Очень важно для проводящего олимпиаду по русскому язы­ку понимать, что вопросы и задания не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учеб­ника.

Олимпиада по русскому языку обычно проводится в не­сколько туров.

I тур предполагает участие всех учащихся класса (или шко­лы). Поэтому олимпиадные задания на этом этапе должны быть наиболее доступными, рассчитанными даже на слабоуспеваю­щего ученика. I тур олимпиады обычно проводится учителем как письменное домашнее задание. Следует ограничить время выполнения этого задания. Наиболее благоприятным являет­ся срок от 3 до 7 дней. За это время каждый ученик имеет воз­можность пойти в библиотеку, подобрать рекомендованную учителем литературу, изучить ее, возможно, обратиться за помощью к родителям. Такую возможность следует поощрять. Может быть, заинтересовавшись, некоторые родители в следу­ющий раз помогут организовать и провести другие формы вне­классной работы по русскому языку, станут активными помощ­никами учителя в воспитании интереса к предмету.

II тур олимпиады проводится в классе. Его участниками ста­новятся победители I тура. При удачном подборе заданий для первого тура, учитывающем уровень знаний учащихся этого класса, ко II туру допускаются более 50% школьников. Итоги I тура обсуждаются учителем с ребятами на одном из уроков, совместно разбираются те задания, с которыми учащиеся не справились. Этот этап олимпиады особенно важен, так как уче­ники, не допущенные к участию во П туре, должны обязатель­но узнать оценку их работы, должны быть поощрены учителем к дальнейшему изучению науки о языке.

Задания для II тура олимпиады должны быть несколько сложнее, чем задания I тура. Однако учителю, готовящему эти задания, следует помнить, что формулировки вопросов не долж­ны значительно отличаться от того, с чем учащиеся уже сталкивались. Многие ученики теряются от неожиданных фор­мулировок вопросов. Однако победители II тура должны отличаться находчивостью, сообразительностью, начитаннос­тью в художественной и научной литературе.

5 класс 1тур

1. Подберите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.

2. Придумайте по 3 примера слов-синонимов, слов-омонимов, слов-антонимов.

3. Расставьте ударения в следующих словах: клеить, углу­бить, звонить, цемент, фарфор, щавель, простыня, арест, вер­ба, диалог, случай.

4. Укажите, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строки:

1) «Что волки жадны, всякий знает: волк евши, никогда костей не разбирает». 2) «Поди ж, приятель, убирайся, да берегись: впе­ред ты мне не попадайся».

3) «Отколь такой берется голосок: ичист, и нежен и высок».

Напишите названия этих басен.

5. Составьте словосочетания типа «прилагательное + сущест­вительное» , включив в них такие слова: рояль, мышь, мозоль, тюль, шоссе, путь, впечатление, толь.

6. У потребите правильно предлоги в следующих словосоче­таниях: выехать (с,из) города; достать (с, из) мешка; возвратить­ся (с, из) Крыма; выехать (с, из) Украины; прилететь (с, из) Даль­него Востока; выйти (с, из) автобуса.

7. Составьте перечень признаков, характеризующих члены предложения: главные и второстепенные (общее и различное в них). См.: учебник «Русский язык. 5 класс» (часть «Синтаксис и пунктуация»).

8. Какие два значения имеет каждое из предложений? 1) Мой товарищ встретил брата с сестрой. 2) Я встречаю его чаще всех.

II тур

1. Есть ли в русском языке слова, которые состоят из одного звука? Запишите как можно больше таких слов.

2. Подберите 2 группы слов так, чтобы и у тех, и у других был корень -вод-, но с разным значением.

3. Сколько звуков в словах ел и ель, дал и даль, ямка и лям­ка? Почему?

4. Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад.

5. В какой сказке А.С.Пушкина слово лебедь женского рода? Из чего это можно заключить?

6. Подберите пословицы, построенные на основе противопо­ставления антонимов.

7. Составьте несколько предложений с таким расчетом, что­бы в них слово язык употреблялось в разных значениях.

8. Определите члены предложения (подчеркните условными знаками) и укажите, в каких падежах употреблены имена су­ществительные.

1) Красные осенние листья усеяли косогор. 2) Солнце закры­ло облако. 3) На горизонте туристы увидели большой город. 4) Айсберг - плавучая ледяная гора.

После проверки письменных конкурсных работ участников П тура олимпиады учитель выявляет победителей. Их имена могут быть упомянуты в классной стенной газете или в специ­ально выпущенном бюллетене, посвященном итогам олимпиа­ды. С итогами олимпиады обязательно должны быть ознаком­лены все ученики класса.

Олимпиады по предметам являются действенным средством вовлечения учащихся во внеклассную работу. Важнейшей за­дачей олимпиады является развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, спра­вочниками и словарями.

2.3.Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы.

Эпизодические внеклассные занятия: беседы, лекции, устные журналы, конкурсы и даже вечера русского языка, - проводимые разрозненно, в отрыве одно от другого, не так эффективны, как постоянно действующие (лекторий, кружки русского слова и т.п.). Если в школе существует клуб любителей русского языка, который организует систематическое проведение всех внеклассных занятий, их воспитательная и образовательная роль значительно возрастает. Однако возможны и другие формы объединения таких видов занятий.

Н.Н. Ушаков, приводя пример, описывает попытку связать несколько эпизодических форм внеклассной работы одной общей идеей и предлагает провести целую неделю как путешествие в страну Русского Языка.

Началось путешествие с объявления о том, что школа начинает с такого-то числа путешествие по стране русского языка, а в это время учащиеся могут побывать в городе Алфавите, в пещере Архаизмов, на плоскогорье знаков препинания, на архипелаге междометий и других интересных местах. А пока каждый класс самостоятельно выбирает средство передвижения, устанавливает маршрут путешествия, во время путешествия ведет бортжурнал, выпускает газету-бюллетень, участвует в конкурсе любителей русского языка и заключительном вечере.

В конце объявления указывались “путеводители” по стране русского языка: “Слово о словах” Л. Успенского, “В мире слов” Б. Казанского, “Как рождаются и живут слова” М. Феллера и др.

Через неделю дети познакомились с картой страны. Школьников волновало множество вопросов.

До начала недели каждый класс выработал маршрут путешествия, в который входило обязательное посещение 2-3 пунктов всем классом, день самостоятельных путешествий и отчет о нем, веселый привал и заключительный вечер русского языка. Разработанная педагогами школы программа путешествия для всех классов произвела большое впечатление на учащихся.

Дальнейшее совершенствование обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ нацеливает школу на неуклонное повышение эффективности и качества воспитательной работы, на развитие познавательных интересов учащихся и приобретение ими навыков самостоятельного пополнения знаний, на тесную связь изучения основ наук с жизнью.

Неделя русского языка – общешкольное мероприятие. Это оказывает большое влияние на отношение учащихся к своей школе, соученикам, младшим ребятам.

Несомненно, главная организующая роль принадлежит учи­телю. Его энтузиазм, желание заинтересовать учащихся сво­им предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Организационный комитет Недели может выполнять все необ­ходимые действия, связанные с организацией тех или иных ме­роприятий, но научная и методическая консультация о спосо­бах проведения их может быть дана только учителем.

Эффективными формами деятельности являются открытые заседания лингвистических кружков. Проведенные в дни Не­дели русского языка, такие заседания непременно привлекут внимание учащихся, и, возможно, некоторые из них станут постоянными участниками кружка.

Декада русского языка отличается от Недели, как видно, только по объему. В очень больших школах, каких в городе сей­час большинство, удобнее проводить Декаду русского языка, чтобы все классы имели возможность принять в ней участие. Если в школе каждая параллель включает 5-6 классов, то вре­мени для того, чтобы провести викторину, конкурс во всей па­раллели, понадобится больше, поэтому Декада русского языка оказывается здесь более эффективной.

День русского языка - это особая форма внеклассной рабо­ты. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участву­ют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изу­чают дополнительную литературу по лингвистическим дисцип­линам. В этом случае День русского языка может стать праздником, итогом внеклассной работы, проведенной в шко­ле за год. День русского языка плодотворно проходит в неболь­ших школах, где имеется 1-2 параллельных класса и школа работает в одну смену. Недостатком этой формы является то, что все мероприятия проводятся в одно время и ученики лише­ны возможности участвовать в нескольких из них, как во вре­мя Недели русского языка.

Чтобы День русского языка прошел успешно, необходимо долго и тщательно его готовить. Начинается подготовительная работа с составления плана, определения круга участников, форм работы. Такие мероприятия, как конкурс лингвистичес­ких газет, олимпиада, конкурс сочинений на лингвистическую тему, проводятся заранее, чтобы в День русского языка можно было подвести итоги и наградить победителей.

Здесь немаловажно суметь на первоначальном этапе вызвать у детей большой интерес к данному мероприятию. Это зависит от подготовки и желания учителей воспитать в своих подопечных любовь к русскому языку. Методическая литература, опыт работы и фантазия руководителя кружка сделают данное мероприятие образовательным и увлекательным для учеников.

Заключение

В процессе обучения русскому языку нерусских уча­щихся особое значение приобретает внеклассная рабо­та. В условиях национальной школы «это один из основных факторов, который действенно помогает на­стоящему изучению русского языка, свободному и ак­тивному овладению учащимися русской речью, здесь это мощное средство формирования у них интереса к русскому языку как учебному предмету и лингвисти­ческому явлению, эффективная форма расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках»[10, 64].

Внеклассная работа дает учителю возможность при­менять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в усло­виях естественной коммуникации, так как при прове­дении занятий во внеурочное время создаются реаль­ные ситуации общения, полнее раскрываются творче­ские возможности детей. Она имеет также большое вос­питательное значение.

Внеклассная работа по русскому языку должна про­водиться в тесной связи с внеклассной работой по род­ному языку. Формы связи, а также содержание работы должны определяться с учетом конкретных условий — с учетом уровня владения русской речью, разработанно­сти вопросов взаимодействия родного и русского язы­ков, специфических особенностей русского языка и ин­терферирующего влияния родного языка.

Внеклассная работа проводится в тесной взаимосвя­зи с уроками русского языка и строится на общедидак­тических принципах обучения: научности, сознательно­сти и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к уча­щимся, а также на основе принципа коммуникативно­сти — основополагающего принципа обучения русскому языку в национальной школе. Однако, являясь есте­ственным продолжением учебной деятельности школь­ников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, фор­мы и методы организации.

Литература

    Баранов М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка/ М.Б.Баранов – М: Просвещение, 1965. – 214с.

    Виды внеклассной работы по русскому языку/ Сост. М. М. Морозова – М.: - Просвещение, 1968 -273с.

    Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе/ Под ред.К.В.Мальцевой, М.Н.Борисовой.- М.: Просвещение,1982.-185с.

    Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.

    Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей/ Н.Н. Ушаков. –М.: Просвещение, 1979-349 с.

    Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. Пособие/ Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова и др.:- Л.: Просвещение,1990.- 416с.

    Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-184с.

    Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе/ А.В.Текучев.-М.:Просвещение,1980.-114с.

    Ушаков Н. Н и др. Внеурочная работа по русскому языку/Н.Н.Ушаков, Г. Н.Суворов .- М.:Просвещение, 1985.-241с.

    Шанский Н. М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в не­русской школе/Н.М.Шанский//Русский язык за рубежом - 2002- № 2- C. 66-68

    Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учеб­ном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986-126с.

Приложение

«Брейн-ринг» по русскому языку для 9 класса.

  1. Виды сложных предложений, которые связываются по смыслу и интонационно. (бессоюзные).

    Стихотворение в прозе о языке И.С. Тургенева. («Русский язык»).

    Фамилия известного автора – составителя словаря. (В.Даль).

    Раздел науки о языке, изучающий части речи. (морфология).

    Вид работы по русскому языку, в котором учащийся имеет возможность изложить своё мнение. (сочинение).

    Как называются слова пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные).

    Каких звуков больше в русском языке? (согласных).

    Из чего состоят гласные буквы? (голос)

    Как называется разговор двух или более лиц? (диалог).

    Какой тип речи очень напоминает геометрическую теорему? (рассуждение)

    Каким признаком обладают глаголы с постфиксом -ся? (возвратность).

    Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению? (омонимы).

    Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий).

    С какой целью до 1918 года в словах, оканчивающихся на согласный, использовали «Ъ»? (слог не мог оканчиваться на согласный, а Ъ обозначал гласный).

    Сколько букв в русском алфавите? (33).

    Что такое русский язык? (наука).

    Как в современном языке звучит древнерусское слово град «град»? (город).

    Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (угроза)

    Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений? (точка и восклицательный знак).

    Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа).

    Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (причастие).

    Какое местоимения нужно прибавить к другому, чтобы получились овощи? (ТЫ к ВЫ).

    Как называются по отношению друг к другу слова «слабый»-«сильный»? (антонимы).

    Сколько «А» в слове сорока? (сорок «А»).

    Буквами какой азбуки называются буквы «аз», «буки», «веди»? (кириллица).

    Какую еще древнерусскую азбуку Вы знаете? (глаголица).

    Сколько склонений в русском языке? (три).

    Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время).

    Что обозначают слова «уж», «замуж», «невтерпеж»? (это наречия).

    Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог).

    Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? (морфемика).

    Как пишется частица НЕ с глаголами, употребляемыми без нее? (раздельно).

    Какая приставка в слове «прекрасный»? (пре-).

    Как пишутся со словами «то», «либо», «нибудь»? (через дефис).

    Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма).

    Как изменяются наречия? (наречия не изменяются).

    Как звук обозначает Ь? (не обозначает звука).

    Какой звук обозначал Ъ в древнерусском языке? (гласный).

    Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика).

40.Какая первая буква пишется в слове «интеллигенция»? (буква «И»).