Виды диктантов, методика их проведения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общее понятие о диктанте, виды диктантов

2. Развитие навыков орфографии через зрительно-словарные диктанты

3. Особенности методики проведения словарного диктанта

4. Творческий диктант. Его особенности и методика проведения

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Беларусь сегодня входит в современное мировое сообщество не только в качестве партнёра в рыночно-экономических отношениях, но и как участник планетарного диалога цивилизаций, носитель высокой самобытной культуры. В современной ситуации деятельность школьных учебных заведений необходимо направить на создание условий, способствующих формированию социально-активной, гармонично развитой личности выпускника. Фундаментом достижения поставленной цели является организация процесса обучения в начальной школе. Несовершенство учебных пособий, инструментальной оснащённости побуждает учителей к поиску инновационных идей, обеспечивающих решение проблем обучения.

Обучение, в частности формирование орфографической грамотности, - проблема особо актуальна на протяжении многих десятилетий. Научить грамотно писать – противоречивая задача, потребность разрешения которой чрезвычайно высока. Зачастую, даже хорошее знание правил и умение их применять не обеспечивает орфографически грамотное письмо.

Существенные шаги в разрешении проблемы сделаны в методике Д.Б.Эльконина (технология РО), В.В.Давыдова. Ещё в 60-70 –е годы ими была разработана и проверена система обучения первоклассников, основанная на фонемной теории русского языка. В этой системе чрезвычайно важным является этап формирования умений видеть орфограмму. Методика позволяет уже с первых шагов обучения грамоте формировать умение обнаруживать не частную орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова. Основой технологии РО является учебный процесс, который выстраивается с использованием творческих и личностно развивающих видов учебной деятельности. Сознательная, осмысленная работа является главной в усвоении правописания.

Но учитель должен помнить и о других факторах усвоения орфографии: зрительном - списывание, зрительные диктанты и др.; слуховом- проговаривание, слуховые диктанты; речедвигательном - запоминание движений органов речи; рукодвигательном - запоминание движений руки.

Таким образом, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограммы. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.

  1. Общее понятие о диктанте, виды диктантов

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал

Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над диктантами с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты.

- Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или – реже - предложения на закрепляемое правило.

- Распределительный диктант – это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.

- Выборочно-распределительный диктант – это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.

- Творческий диктант – это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.

- Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.

- Восстановленный диктант – это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.

- По аналогии – это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.

- Предупредительный диктант используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

- Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют запись выполнения работы.

- Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.

- Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.

Рассмотрим некоторые виды диктантов на примерах.

Выборочный диктант.

Выписать из текста подлежащее.

Во двор пришла семья лосей. Около них собрались люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное мучилось от ран. Добров принес марганцовку, йод, бинты и стал обрабатывать раны.

Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор.

Распределительный диктант.

Выписать предложения с полными причастиями в один столбик, а с краткими – в другой.

В сентябрьское утро идет первоклассник, сопровождаемый родителями, в школу, чтобы воспользоваться своим правом на образование. И трудно сказать, кто взволнован в этот час больше – ребенок или родители. Право на образование гарантировано Конституцией. На педагогов возложена обязанность учить и воспитывать детей. А школьники должны стать образованными, много знающими людьми. Это их главная гражданская обязанность, решающая их дальнейшую судьбу.

Выборочно - распределительный диктант.

Выписать имена прилагательные, распределяя их на качественные и относительные.

Речь шла о хлебе, о бережном отношении к великому дару земли. Я слушал, а сам вспоминал день, который не отмечен в календаре красной цифрой, а для меня на всю жизнь остался замечательным праздником. Мы возвращались из школы, дорога до детского дома была не близкой. Прежде чем свернуть на проселочную дорогу, мы обязательно заходили в сельмаг. Мы смотрели, что дают по продовольственным карточкам. Карточки – это простые бумажные талончики. Только если у тебя их нет, то и купить даже хлеба ты не можешь. Так вот, в тот памятный день 1947 года мы купили буханку хлеба без всяких талончиков. В этот день была отменена в нашей стране карточная система.

Творческий диктант.

Восстановить первоначальный текст, поставив слова с основой на шипящий в единственном числе.

Летние ночи коротки. Скоро первые лучи солнца заглянули в палатку и разбудили меня. Товарищи мои забрались под плащи и крепко спали. Я достал обручи, мячи и вышел из палатки. Поглядел на шалаши, где спали сторожа. Там было тихо. Я пошел на речку. На берегу шуршали камыши. Над моей головой пролетели стрижи.

Свободный диктант.

Определить основную мысль текста.

Тихонович думал, как бы он поступил в трудную минуту. Она ведь бывает в жизни каждого. И не обязательно только на войне. Хоть один раз на долю человека выпадает такое испытание, когда переждать или спрятаться нельзя.

И сразу станет ясно, каков ты есть. Способен ты на отважные поступки или смалодушничаешь, испугаешься.

Восстановленный диктант.

Восстановить текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным именам числительным.

Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам километров. Пешеход, преодолевая ежедневно по 30 километров, шел бы до Солнца 14000 лет. Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 километров в час, достиг бы Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 100 километров в час, долетел бы до Солнца через 17 с лишним лет. Звук, достигающий в атмосфере скорости 350 метров в секунду, от Земли до Солнца дошел бы за 14 лет.

Диктант по аналогии.

После проведения наблюдений и беседы написать о калине, рябине или черемухе.

Абрикосовое дерево расцвело – оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами, выглядели невесомыми. Подуй ветер – не станет нарядного дерева: унесет он его весенний наряд за тридевять земель.

Вскоре цветы дали завязь, - это были маленькие абрикосики, на вкус горьковато - кислые. Завязь облепила все веточки - отяжелело дерево. Зеленые абрикосы с утра до вечера глядели на солнце, сами становились похожими на маленькие кусочки солнца. Золотом отливали бесчисленные плоды.

2. Развитие навыков орфографии через зрительно-словарные диктанты

Методика обучения правописанию в начальной школе должна опираться не только на правило, но и на всю систему языкового развития: на усвоение звукового строя русского языка и его графику, на процесс овладения чтением, письмом, воспроизведением речи на слух (аудирование) и на развитие собственной речи, умение выразить свою мысль: на развитие дикции и орфоэпических навыков.

В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они взаимосвязаны):

- обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;

- обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, т.е. использование слов в собственных записанных текстах;

- обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, т.е. путем решения грамматико-орфографических задач.

Профессор И.Т. Федоренко предлагает использование зрительных диктантов, направленных на развитие оперативной памяти.

Методика проведения зрительных диктантов сводится к тому, что на доске выписывается 6 предложений одного из наборов и закрывается листом бумаги. После того, как одно из предложений открыто, ребята в течении определённого времени (для каждого предложения оно указано) читают предложение и стараются запомнить его. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т.д. Н 6 предложений одного набора обычно на уроке русского языка уходит 5-8 минут времени. Этот же набор повторяют 3-4 дня подряд. Непременное условие проведения зрительных диктантов, развивающих оперативную память, - это проводить их ежедневно[3,с.18].

Учителя г. Пятигорска Костролина и М.Э. Костролина предлагают несколько иную методику проведения зрительных диктантов, дают следующие рекомендации:

Во-первых, диктанты начинаем писать на самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 4-5 букв, и пишем все три года обучения.

Во-вторых, вводим обязательное выделение всех орфограмм другим цветом, например зелёным.

Таким образом, «орфография» получается цветной. Перед детьми ставится задача запомнить написания в словах «зелёных букв» и повторить в точности так, как на фотографии учителя. В дальнейшей работе по мере знакомства с грамматическими правилами дети начинают осознавать эту связь и приходят к выводу, что зелёным цветом в словах отмечены слабые позиции. С этого момента начинается целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости.

Современная методика недооценивает фактор памяти. Хорошая память не менее важна, чем четкий механизм мышления. Обращение к памяти ученика – это традиции старой школы. Мы делаем ставку не на логическое мышление, которое развивается по-настоящему, как правило, к годам 30, а на зрительное восприятие текста; к нему лучше подготовлены самой природой.

Материал зрительно-словарных диктантов предназначен для выработки навыков грамотного письма, проверки собственных знаний и подготовки различным видам работ: сочинению, диктанту, изложению, тестированию.

Тексты зрительно-словарного диктанта помогают учащимся применять свои знания на практике и обрести уверенность в своих силах (возможностях).

С помощью таких диктантов учащиеся могут контролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в овладении навыками правописания и вовремя устранить их.

Зрительное восприятие слова (чтение) и проговаривание способствуют развитию памяти и логического мышления.

Для развития орфографических способностей приемлемы зрительные диктанты профессора И.Т.Федоренко, В.И.Зайцева. Материалы для своей работы мы подбирали с учетом способностей развития речи сельских учащихся, специфики психологических особенностей якутских детей. На первом этапе особое внимание уделяется распознанию орфограмм.

Например, опознавательные признаки орфограмм:

Для обучения распознанию орфограммы существенное значение имеют опознавательные признаки.

Обычно говорят, будто главный опознавательный признак орфограмм – это несовпадение букв и звуков, написания и произношения.

Выявлению и запоминанию этих несовпадений способствуют звукобуквенный анализ и синтез, постоянная проверка при зрительно-словарных диктантах. Преимущество зрительно-словарных диктантов в том, что учащийся видит буквенное изображение слова, уже знает, какие буквы следует написать (они написаны!), а не только слышит слово.

Опыт работы, т.е проведения зрительно-словарных диктантов помогает разбивать умения необходимые для проверки орфограмм:

- быстро и безошибочно находить в слове корень;

- подбирать родственные слова и образовывать формы проверяемого слова, выбирать из числа проверочные слова.

После написания зрительно-словарного диктанта организуются различные виды работ, где учитывается требования программы для начальных классов.

Как проводится словарно-зрительный диктант?

Текст словарно-зрительного диктанта записывается на таблице столбиком, орфограмма в словах выделяется графически. Таблица перегибается виде “гармошки”.

При чтении каждое слово появляется в отдельности, иногда по два слова, можно все слова сразу (преимущество “гармошки”).

Таблицы номеруются, в каждой таблице 7-9 и более слов, словосочетания, взяты из обязательного активного словаря программы. Учитель читает слово, показывает табличку. Дети слушают, смотрят, записывают.

Когда будет записан весь диктант, таблица вывешивается на доске, и все сверяют свою работу по методу КСО.

После проверки учитель берет на заметку слова, в которых допущены (какого характера и кто допустил) ошибки и планирует дальнейшую работу над этими словами. Слова с трудными орфограммами проходят через несколько диктантов. Они активизируются в других видах работ.

В конце четверти проводится тестирование по проверке степени усвоения орфографии.

Оно содержит обобщающий материал по ключевым грамматико-орфографическим темам и нацелено на выявлении степени усвоения изученного материала.

Тестирование требует от учащихся хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах.

Таким образом, вся система работы словарно-зрительного диктанта формирует умение правильно писать общеупотребительные слова с изученными орфограммами. Развивается орфографическая зоркость в совокупности действия всех видов правописной памяти: слуховой, зрительной, речедвигательной и моторной. Особенно важно иметь ввиду зрительную память, которая доминирует у большинства учащихся. Распределение материала диктанта по темам учебника помогает овладеванию русской речью и формирует правильную устную речь. Постепенность и непрерывность работы закладывает прочный фундамент безошибочных орфографических умений и навыков.

3. Особенности методики проведения словарного диктанта

На уроках используются следующие виды словарных диктантов:

1. Словарный диктант с «подсказкой». Учитель даёт учащимся часть условий действия орфографического правила, главную операцию дети выполняют самостоятельно.

Учитель называет слово, указывает в какой значимой части слова находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы, дети записывают слово.

2. Словарный диктант с самопроверкой

- Написание слова, ряда слов.

-Учитель называет орфограммы для самопроверки.

- Проверка, выделение орфограмм.

3. Словарный диктант с продолжением

Методика словарного диктанта

Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки, в частности, для усвоения правописания словарных слов.

Помимо этого она имеет и организационно-управленческую значимость: особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и постоянного присутствия учителя.

Для чего предназначена методика словарного диктанта?

В чём состоит организационно-управленческая особенность методики словарного диктанта?

Работа по данной методике организуется в парах сменного состава. Работа в паре идёт так. Один ученик имеет при себе одну карточку (скажем, СС1 (словарные слова 1), а другой ученик - другую (СС2). Первый ученик диктует второму слова своей карточки. Второй пишет их в своей тетради. Первый ученик по своей карточке сверяет правильность написания слов вторым напарником. Когда первый ученик продиктует все слова своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик диктует слова из своей карточки (в нашем случае это карточка СС 2), а первый записывает их в тетради. Когда все слова продиктованы, ученики заканчивают работу и расходятся.

Предположим, по разделу СС составлено 6 карточек и группа учащихся в количестве б человек некоторое время должна упражняться по этому разделу. Тогда они объединяются в сводный отряд (временная малая группа) и работают совместно следующим образом. Каждый получает по одной, карточке и работает по очереди с остальными, в паре, как это описано выше. Когда все друг с другом поработали по одному разу, группа расходится.

Один из членов группы может выполнять функции координатора. Но тогда он должен каким-то образом у себя отметить, кто с кем уже работал и кто с кем должен поработать. В таких случаях часто используют табличку следующего вида:

ученик 1, ученик 2, ученик 3, ученик 4, ученик 5, ученик 6

Рассмотрим пример дидактического материала. Слова распределены по карточкам следующим образом:

СС1

справа

вскоре

героизм

салют

коллекция

вдвоём

рюкзак

впереди

внизу

вокзал

СС2

слева

вдвоём

герой

издалека

отовсюду

вскоре

вправо

налево

никогда

влево

СС3

рюкзак

вправо

вверху

посетить

повествовательное

справа

герой

всегда

втроём

направо

СС4

впереди

налево

всегда

стремиться

гербарий

героизм

слева

вверху

рапорт

беседовать

СС5

внизу

втроём

никогда

рапорт

восклицательный

салют

издалека

посетить

стремиться

изредка

СС6

вокзал

влево

направо

беседовать

изредка

коллекция

отовсюду

повествовательное

гербарий

восклицательный

Обратим внимание, что каждое слово встречается в двух разных карточках.

Это делается специально. При необходимости одно и то же слово можно включить в несколько карточек.

4. Творческий диктант.

Его особенности и методика проведения

В методике преподавания русского языка актуальным является вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи.
Творческий диктант – такой вид работы, при котором орфографические умения и навыки становятся коммуникативно обусловленными, коммуникативно значимыми.

Современные ученые-орфографисты М.В. Ушаков, Т.А. Ладыженская и М.Т. Баранов относят к творческому диктанту такую запись текста, при которой учащиеся вставляют в текст слова или словосочетания определенной грамматической категории или заменяют одни грамматические формы слов другими, близкими по значению, в результате чего текст расширяется. В первую очередь ученик работает над орфограммами во вставляемых словах, в то же время он вносит грамматические, орфографические или стилистические изменения в каждое предложение по заданию учителя.

Творческие диктанты требуют хорошего знания теоретического материала, заставляют ученика задуматься над выбором слов и выражений, т.е. проводится работа с синонимами, чрезвычайно полезная для школьников.
Текст для диктанта должен быть понятен учащимся по форме изложения, интересен по содержанию и должен давать детям новую информацию об окружающем мире.

Нужно помочь ученику запомнить текст. Лучше всего текст остается в памяти при чередовании слушания с воспроизведением, поэтому следует рекомендовать учащимся проговаривать предложение про себя до начала его записи. Если предложение большое, его повторяют частями. Даже нетренированные ученики легко запоминают шесть–восемь самостоятельных слов. Это следует учитывать учителю при разделении текста диктанта на части.
При работе над творческим диктантом учащимся требуется дополнительное время, поэтому учитель диктует текст несколько медленнее, чем при написании обычного диктанта.

Виды творческих диктантов при изучении орфографии

1. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов)

Такие диктанты предполагают вставку в текст подходящих по смыслу слов. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц. Во всех случаях записанный учениками текст остается связным, а частность изучаемых грамматических и орфографических явлений в нем увеличивается.

Преследуются две цели.

Первая – научить учеников пользоваться определенными группами слов или конструкциями. Подыскивая нужное слово, школьники руководствуются смыслом фразы и контекста.

Вторая – научить учащихся точно подбирать слова (или словосочетания). Трудность этой работы в том, что ученик должен понять замысел автора.

Связный текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, читается с пропуском слов, а затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.

2. Творческие диктанты с заменами

Некоторые части диктуемого текста в процессе его записи заменяются. Возможны, например, замена отдельных слов однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена слов (словосочетаний, предложений) лексическими синонимами или замена одной грамматической формы, категории или конструкции другой.

Творческие диктанты с заменами вызывают у школьников большой интерес. Их можно использовать при изучении всех разделов школьного курса. Этот вид творческого диктанта, несовместимый с механической работой, дает возможность овладеть разнообразными языковыми средствами и закрепить навыки правописания. В процессе написания учащийся решает сразу несколько задач: учится понимать стилистическую функцию грамматической формы в тексте (например, при замене лица, времени и наклонения глагола), обращает внимание на оттенки значений лексических и грамматических синонимов.

В соответствии с целями проведения диктанта можно выделить обучающийи контрольный творческий диктант. Творческие диктанты с устным разбором написанного имеют обучающий характер, но вместе с этим содержат и элементы контроля, являясь практическими методами обучения.

Обучающие творческие диктанты могут быть предупредительными, объяснительными и комментированными. Различаются также слуховые и зрительные (текст диктанта заранее пишется на доске) творческие диктанты.

Предупредительный творческий диктант: после первого чтения текста ученики отвечают на вопросы по содержанию, затем до записи текста проводится работа по предупреждению ошибок в незнакомых и трудных словах, их учитель выписывает на доске. Объясняют написание слов ученики, а учитель помогает им лишь в случае затруднения. Самостоятельные объяснения трудных случаев правописания развивают внимание, вырабатывают орфографическую зоркость и навыки самоконтроля.

Этот вид диктанта рассчитан на то, что ученики, прослушав объяснение и усвоив его, напишут слово без ошибок, поэтому после написания текста проверка его в классе не производится.

Текст для творческого диктанта с объяснением трудных случаев написания не должен содержать другие трудности – например, стилистические. Трудные случаи не предупреждаются, а анализируются и исправляются либо после написания абзаца, либо после написания всего текста – при такой организации не разрушается целостное восприятие текста.

Отметим положительные стороны этого диктанта:

1) эта форма требует от учащихся самостоятельности;

2) при объяснении написаний ученики приучаются анализировать изложенный текст, мотивировать выбранный вариант написания, формулировать по памяти правила, сопоставлять факты.

Процесс объяснения слов делает этот вид диктанта особо эффективным для формирования навыков грамотного письма и определяет его обучающий характер.

3. Творческий диктант с комментированием орфографически трудных случаев.

Тут свои сложности: одни школьники не торопятся при письме, внимательно слушают «комментаторов» и предупреждение о возможных ошибках получают до записи текста; другие пишут в своем темпе, не ожидая реплик «комментатора» и намного опережая темп его письма, а речевые сигналы, предупреждающие о возможных ошибках, воспринимают уже после записи текста и забывают исправлять ошибки. Даже сам «комментатор» никогда не может одновременно и писать, и объяснять. «Психофизиологические свойства нашего мышления таковы, – пишет Б.Т. Панов, – что совершенно невозможно записывать текст и одновременно (абсолютно синхронно!) объяснять трудные орфограммы в словах»1. Таким образом, или он сначала объяснит нужную орфограмму, а затем запишет слово, или вначале запишет слово, а после сделает необходимые комментарии.

4. Творческий диктант с комбинированной подготовкой: перед записью первой части текста идет предварительное объяснение орфографии, вторая часть объясняется попутно с записью, последующие – анализируются после записи, а заключительная часть пишется самостоятельно без анализа. Комбинированный диктант проводится главным образом на повторительно-обобщающих уроках.

Методика проведения творческого диктанта

Подбирается связный текст, дающий возможность закрепить изученное. На уроке учитель называет вид работы и ее цель и проводит вступительную беседу. Затем сообщается задание: что нужно вставить (или заменить), по каким признакам подбирать конструкции для вставки (или замены) и какие пометки нужно сделать в тетради. После этого читается текст. Цель учащихся – внимательно слушать, осознать задание и предварительно подобрать хотя бы часть слов или конструкций для вставки в текст (или замены).

Прослушав отдельное предложение, ученики повторяют его про себя со вставленными (или замененными) конструкциями. Проговаривание тренирует память, помогает запомнить предложение, услышать измененный текст. При повторном чтении ученики записывают измененное предложение, а при третьем сравнивают продиктованный и записанный тексты. Третий раз текст может читать один из учеников.

Творческие диктанты требуют применения знаний в новых условиях и с новыми целями, поэтому использование их очень эффективно. Д.Н. Богоявленский, изучив вопрос о связи орфографии и творческого письма, пришел к выводу, что данный вид работы вооружает учеников как речевыми, так и орфографическими умениями: учащиеся при написании творческого диктанта проходят «через этап “совмещения” двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы»2.

Таким образом, творческий диктант – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, промежуточное между чисто орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по развитию речи – с другой.

заключение

Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча, произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.

Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

В результате рассмотрения данной темы хотелось бы отметить, что при подготовке к написанию данной контрольной работы мне удалось ознакомиться с различными видами диктантов и методиками их проведения.

Данная тема настолько интересна и актуальна, что при подборе материала не возникло никаких трудностей.

Но хотелось бы отметить, что в данной контрольной работе раскрыты наиболее часто встречаемые и используемые виды диктантов.

В заключении считаю необходимым рекомендовать для более глубокого изучения данной темы всем учителям начальных классов, а также словесникам обязательное ознакомление с ниже следующими статьями:

- «Орфография… Это очень трудно?» А.А. Тиханов;

- «О работе с трудными словами» Н. К. Бесединой;

- «Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов», представлена в журнале «Русский язык в школе» № 1, 1990, с.25-29.

Материал данных работ представляет собой высокий уровень творческого подхода авторов к исследуемой мною теме.

Список использованных источников

  1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.,1997.

  2. Зеньковский В.В. Психология детства. М., Академия, 1995.

  3. Ладыженская . Речь. М., Педагогика, 1990.

  4. Лимпан-Орлова Г.К. Пиши правильно. М., Логос, 1991.

  5. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., Флинта, Наука, 1998.

  6. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов, М., Просвещение, 1984.

  7. Программа по русскому языку для 1-4 классов якутской школы с родным языком обучения. Я., 1996.

  8. Семенова Е.Е. “Занимательная грамматика. М., Омега, 1995.

  9. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматика русского языка. М., Рольф. Айрис-пресс, 1997.

  10. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.,1991.

  11. Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для VI класса на 2003/2004 учебный год.//РЯШ, 2003, № 4.

3